музыкальный инструмент (скрипка) 4 ОП

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 6»
городского округа Саранск

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО»
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СКРИПКА»
Предметная область
Исполнительская подготовка

ПРОГРАММА
По учебному предмету
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
(СКРИПКА)
Срок обучения 4 года

Саранск 2016

«Одобрено»
Методическим советом
МБУДО «ДМШ № 6» г.о. Саранск
«____» _______________ 20____ г.
дата рассмотрения

«Утверждаю»
Директор – П.С.Еськин
_________________
(подпись)
«____» _______________ 20____ г.
дата утверждения

Разработчик – Максимовская Е.Н., заведующая струнно-смычковым
отделением, преподаватель по классу скрипки МБУДО «ДМШ № 6»
Рецензент – Маслова Л.А., преподаватель по классу скрипки МБУДО «ДМШ
№ 6»
Рецензент – Щербакова Е.А., председатель ПЦК «Инструментальное
исполнительство – струнно-смычковые инструменты» ГБПОУ РМ СМУ ИМ
Л.П.КИРЮКОВА, Заслуженный деятель искусств Республики Мордовия

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка……………………………………………………………4
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе………………………………………………………………………..4
2. Срок реализации учебного предмета…………………………………..……5
3. Сведения о затратах учебного времени……………………………………..6
4. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета…….. 6
5. Форма проведения учебных аудиторных занятий………………………….7
6. Цели и задачи учебного предмета…………………………………………....7
7. Обоснование структуры программы учебного предмета………………...…7
8. Методы обучения…………………………………………………………..…8
9. Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета……………………………………………………………………….8
II. Содержание учебного предмета…………………………………………………9
1. Учебно-тематический план………………………………………………..…9
2. Годовые требования…………………………………………………………12
III. Требования к уровню подготовки учащихся…………………………..……20
IV.

Формы и методы контроля, система оценок………………………………20

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание…………………………...…20
2. Критерии оценки………………………………………………………….…21
V. Методическое обеспечение учебного процесса……………………………....22
VI.

Список рекомендуемой учебной и методической литературы…..……….23

1. Учебная литература………………………………………………………….23
2. Учебные и методические материалы на сайтах Интернет…………….….24
3. Методическая литература…………………………………………………...25

3

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в
общеобразовательном процессе
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (скрипка)»
разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и
методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в
области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской
Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, с учетом преемственности
дополнительных общеразвивающих и предпрофессиональных дополнительных
общеобразовательных программ в области музыкального исполнительства на
струнно-смычковых инструментах (скрипка).
Учебная программа по предмету «Музыкальный инструмент (скрипка)»
рассчитана на 4 года обучения. В программе учтен принцип систематического и
последовательного обучения. Программа составлена с учетом физических и
психологических возможностей детей, целями и задачами развивающего
обучения. Формирование у учащихся умений и навыков происходит
постепенно: от знакомства с инструментом, изучения основ постановки рук и
звукоизвлечения до самостоятельного разбора и исполнения шедевров мировой
музыкальной классики.
Учебный материал разделен на 2 основных раздела: технический
(постановка рук, звукоизвлечение, работа над интонацией, штриховой техникой
и т. д.) и художественный (работа над образом произведения, сольное
музицирование, концертная деятельность).
Содержание учебного предмета «Музыкальный инструмент (скрипка)»
соответствует направленности общеразвивающей программы на приобщение
учащихся к любительскому музицированию.
Освоение

элементов

музыкальной

грамоты,

теоретических

основ

музыкального исполнительства является важной и неотъемлемой частью
учебного процесса. Знания истории инструмента, стилистических особенностей
исполнения музыки разных эпох и композиторов, приемов звукоизвлечения и
4

исполнения различных штрихов и оттенков уже с первых занятий помогают
формированию грамотного музыканта-исполнителя. Практические навыки,
полученные на уроке с преподавателем и закрепляемые дома в систематических
самостоятельных занятиях, позволяют увлечь учащихся процессом обучения
игре на инструменте.
Отличительной чертой данной учебной программы является возможность
осуществить дифференцированный подход к каждому ребёнку, наиболее точно
определить перспективы развития и организовать учебный процесс с учётом
музыкальных способностей учащегося.
Обучаясь по дополнительной общеразвивающей программе, учащиеся
знакомятся с миром музыкального искусства на основе собственной творческой
деятельности, посредством игры на инструменте, осознавая себя участником
увлекательного процесса музыкального исполнительства.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе
репертуара и направлена прежде всего на развитие интересов детей, не
ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих
получить навыки музицирования.
Программа имеет общеразвивательную направленность, основывается на
принципе

вариативности

для

различных

возрастных

категорий

детей,

обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый
интерес к творческой деятельности.

2. Срок реализации учебного предмета
При

реализации

программы

учебного

предмета

«Музыкальный

инструмент (скрипка)» со сроком обучения 4 года продолжительность учебных
занятий с первого по четвертый годы обучения составляет 35 недель в год.

5

3. Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной
нагрузки,

Затраты учебного времени

Всего часов

аттестации
Годы обучения

2-й год

3-й год

4-й год

2

3

4

5

6

7

8

Количество недель 16 19

16

19

16

19

16

19

32 38

32

38

40 47,5 40 47,5

315

32 38

32

38

40 47,5 40 47,5

315

64 76

64

76

80

630

Полугодия

Аудиторные
занятия

1-й год
1

Самостоятельная
работа
Максимальная
учебная нагрузка

95

80

95

Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную
работу. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
Аудиторные занятия:
1-2 годы обучения – по 2 часа в неделю.
3-4 годы обучения – по 2,5 часа в неделю.
Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):
1-2 годы обучения – по 2 часа в неделю.
3-4 годы обучения – 2,5 часа в неделю.
4. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент
(скрипка)» при 4-летнем сроке обучения составляет 630 часов. Из них: 315
часов - аудиторные занятия, 315 часов - самостоятельная работа.
6

5. Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование
индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная
и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс
обучения

в

соответствии

с

принципами

дифференцированного

и

индивидуального подходов.
6. Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих
способностей

и

индивидуальности

учащегося,

овладение

знаниями

и

представлениями о скрипичном исполнительстве, формирование практических
умений и навыков игры на скрипке, устойчивого интереса к самостоятельной
деятельности в области музыкального искусства.
Задачами предмета «Музыкальный инструмент (скрипка)» являются:
ознакомление

детей

с

исполнительскими

возможностями

и

разнообразием приемов игры на скрипке;
формирование навыков игры на музыкальном инструменте;
приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;
формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;
оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной
деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для
дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального
самообразования и самовоспитания;
воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;
воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования
на

инструменте,

стремления

к

практическому

использованию

приобретенных знаний, умений и навыков игры на скрипке.
7. Обоснование структуры программы учебного предмета
Программа содержит следующие разделы:

7

сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки учащихся;
формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
методическое обеспечение учебного процесса
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
8. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов);
наглядный (показ, наблюдение);
слуховой;
практический.
9. Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Класс для занятий должен быть светлым, достаточно просторным, с
хорошей вентиляцией и звукоизоляцией. Акустика помещения должна
соответствовать нормам, предусмотренным для занятий на скрипке (помещение
не должно быть гулким).
В

классе

для

занятий

должны

быть,

кроме

музыкального

инструмента (скрипка): фортепиано (рояль/пианино), пюпитр, метроном,
зеркало, аудио и видео аппаратура. Педагог должен предоставить учащемуся
необходимые учебные пособия, методическую литературу, нотный, аудио и
видеоматериал, в том числе, и для самостоятельных домашних занятий. Во
время самостоятельной работы, учащиеся могут пользоваться информацией из
Интернета.
8

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Учебно-тематический план
Первый год обучения
I полугодие
Календарные

Темы и содержание занятий

сроки
1 четверть

Знакомство с инструментом, его историей,
устройством,
правилами
ухода
за
ним.Освоение и развитие первоначальных
навыков игры на скрипке. Постановка
исполнительского аппарата. Простые пьесы и
упражнения на открытых струнах.

2 четверть

Ознакомление с простейшими динамическими,
штриховыми
и
аппликатурными
обозначениями. Простейшие виды штрихов
(деташе целым смычком и его частями).
Переходы со струны на струну, плавное
соединение движений смычка в разных его
частях.

II полугодие
Календарные

Темы и содержание занятий

сроки
3 четверть

Ознакомление с настройкой скрипки. Работа
над постановкой пальцев левой руки на грифе.
Игра в ансамбле с педагогом. Упражнения и
этюды. Произведения из репертуара 1 года
обучения

4 четверть

Изучение гамм и трезвучий в наиболее легких
тональностях. Чтение нот с листа. Игра в
ансамбле с педагогом. Упражнения и этюды.

9

Второй год обучения
I полугодие
Календарные

Темы и содержание занятий

сроки
1 четверть

Работа
над
постановкой,
интонацией,
звукоизвлечением и ритмом. Гаммы в одну
октаву до 4 нот легато, арпеджио по 3 легато.
Упражнения и этюды.Произведения советских
и зарубежных композиторов, обработки
народных песен.

2 четверть

Работа над штрихами деташе, легато и их
чередованием. Упражнения и этюды. Игра в
ансамбле с преподавателем.Произведения
советских и зарубежных композиторов,
обработки народных песен.

II полугодие
Календарные

Темы и содержание занятий

сроки
3 четверть

Гаммы двухоктавные до 8 нот легато с
арпеджио по 3 легато. Знакомство с позициями
(II, III). Упражнения и этюды на разные виды
техники с использованием штрихов деташе и
легато. Знакомство со штрихом мартеле.
Произведения зарубежных композиторов. Игра
в ансамбле, в том числе, с педагогом.

4 четверть

Произведения
старинных и современных
композиторов. Простейшие виды двойных нот
(с
применением
открытой
струны).
Динамические изменения звука.

10

Третий год обучения
I полугодие
Календарные

Темы и содержание занятий

сроки
1 четверть

Дальнейшее изучение штрихов деташе, легато,
мартле и их чередование. Гаммы и арпеджио с
соединением позиций. Упражнения и этюды.
Хроматичекие последовательности.

2 четверть

Совершенствование техники в различных
произведениях.
Развернутые
концертные
пьесы. Закрепление навыков игры в позициях.
Игра в ансамбле.

II полугодие
Календарные

Темы и содержание занятий

сроки
3 четверть

Двойные ноты и несложные аккорды в первой
позиции.
Упражнения
для
трелей.
Элементарные навыки вибрации (вибрато).
Изучение различных по стилям и жанрам
произведений. Упражнения и этюды с
различными видами штрихов и их сочетаний.

4 четверть

Включение
в
репертуар
несложных
произведений крупной формы. Произведения
зарубежной и русской классики. Навыки
самостоятельного разбора и чтения нот с листа
коротких и лёгких пьес (при достижении
необходимой устойчивости в интонации). Игра
в ансамбле.

11

Четвёртый год обучения
I полугодие
Календарные

Темы и содержание занятий

сроки
1 четверть

Дальнейшее изучение штрихов деташе, легато,
мартле, стаккато и их чередование.Изучение
первых пяти позиций: различные виды их
смены. Гаммы и арпеджио с соединением
позиций. Упражнения и этюды. Хроматичекие
последовательности.

2 четверть

Закрепление навыков игры в высоких
позициях. Работа над произведениями крупной
формы. Подбор по слуху и чтение нот с листа.
Игра в ансамбле.

II полугодие
Календарные

Темы и содержание занятий

сроки
3 четверть

Ознакомление с трехоктавными гаммами, с
хроматическим звукорядом. Ознакомление с 4
и 5 позициями.Упражнения и этюды в двойных
нотах. Изучение различных по стилям и
жанрам произведений. Подготовка итоговой
программы.

4 четверть

Совершенствование
техники
исполнения.
Навыки вибрации. Знакомство с простейшими
флажолетами. Игра в ансамбле. Произведения
зарубежной и русской классики. Итоговая
аттестация.
2. Годовые требования

Годовые

требования

содержат

несколько

вариантов

примерных

исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных и
возрастных возможностей, интересов учащихся.
12

1 класс
В течение года ученик должен освоить первоначальные навыки игры на
скрипке. Освоение 1-й позиции: расположение пальцев на струне – 2-й и 3-й
рядом. Штрихи деташе и легато в простейшем их сочетании. Учащийся должен
знать и играть мажорные тетрахорды, рекомендуется их изучение на средних
струнах («ре» и «ля»), а также уметь исполнять разнохарактерную музыку
(песня-танец).
Следует обратить внимание на воспитание свободы мышечного аппарата,
с первых шагов добиваться у учащегося легкого и пластичного звучания. В этот
период

желательно

проходить

достаточное

количество

разнообразного

музыкального материала, простого по форме и лаконичного по объему;
обращать внимание на звукоизвлечение и чистое интонирование.
В течение года учащийся должен освоить:
1-2 гаммы в одну октаву
8-10 этюдов
8-12 пьес.
В первом полугодии на контрольном уроке обучающийся должен
исполнить два музыкальных произведения. Ввиду сложного начального
периода на контрольном уроке возможна игра отдельно каждой рукой
(приемом pizz. и игра по открытым струнам).
Во втором полугодии на академическом концерте также исполняются два
музыкальных произведения.
Примеры программ академического концерта:
Вариант 1
Русская народная песня «Как под горкой» обр. Комаровского А.
Эрнесакс Г. «Едет, едет паровоз»
Вариант 2
Филиппенко А. «Цыплятки»
Русская народная песня «Не летай, соловей»
Вариант 3
13

Кабалевский Д. «Про Петю»
Белорусская народная песня « «Перепёлочка»
Примерный репертуарный список для 1 класса
Белорусская народная песня «Савка и Гришка»
Детская песенка «Пешеход»
Захарьина Т. «Танец»
Кабалевский Д. «Прогулка»
Кабалевский Д. «Маленькая полька»
Карасёва А. «Горошина»
Кепитис Я. «Вальс кукол»
Комаровский А. «Песенка»
Красев М. «Топ-топ», «Весёлые гуси»
Магиденко М. «Петушок»
Метлов Н. «Колыбельная»
Русская народная песня «Во поле берёза стояла»
Русская народная песня «Как под горкой»
Русская народная песня «Сорока»
Тиличеева Е. «Часы», «Цирковые собачки»
Филиппенко А. «Цыплятки»
Эрнесакс Г. «Едет,едет паровоз»
Рекомендуемые ансамбли
Русская народная песня «Ходит зайка по саду»
Финская народная песня «Рулате»
Русская народная песня «Зимушка»
Филиппенко А. «Цыплятки»

2 класс
Продолжение работы над постановкой, свободой и естественностью
игровых движений.
14

Усложнение и детализация игровых навыков. Изучение мажорных и
минорных гамм. Работа над динамикой, более разнообразным звучанием
инструмента в зависимости от характера музыкального материала.
Штрихи деташе, легато и их сочетание, начало работы над штрихом
мартле.
Культура распределения смычка. Чтение с листа на уроке.
В течение года учащийся должен освоить:
2-3 гаммы в первой позиции в одну-две октавы;
4-5 этюдов;
6-8 пьес.
Примеры программ академического концерта
Вариант 1
Калинников В. «Тень-тень»
Метлов Н. «Колыбельная»
Вариант 2
Украинская народная песня «Прилетай, прилетай»
Чешская народная песня «Кукушечка»
Вариант 3
Гайдн Й. «Песенка»
Потоловский Н. «Зайка»
Примерный репертуарный список для 2 класса
Английская народная песня «Спи, малыш»
Баневич С. «Песня Незнайки»
Блага В. «Чудак»
Бекман Л. «Елочка»
Бетховен Л. «Сурок», «Прекрасный цветок»
Брамс И. «Петрушка»
Гайдн Й. «Песенка»
Калинников В. «Тень-тень»
Моцарт В. «Аллегретто»
15

Подгайц Е. «Пинг-понг», «Мелодия после дождя»,
Польская детская песенка «Мишка с куклой»
Попатенко Т. «Грустная песенка», «Плясовая»
Ребиков В. «Песня»
Старокадомский М. « Воздушная песня»
Украинская народная песня «Журавель» обр. П.Чайковского
Украинская народная песня «Зайчик»
Украинская народная песня «Ой, лопнул обруч»
Чешская народная песня «Кукушечка»
Чешская народная песня «Спи, моя милая
Рекомендуемые ансамбли
Металлиди Ж. «Колечко»
Русская народная песня «Ах вы, сени мои, сени»
Детская песенка «Жил был у бабушки»
Перселл Г. «Менуэт»
3 класс
Усложнение и детализация игровых навыков. Развитие гибкости пальцев
левой руки.

Простейшие хроматизмы. Изучение гамм мажора и минора

(натурального, гармонического, мелодического).
Начало изучения позиций и переходов. Работа над более разнообразным
звучанием инструмента в зависимости от характера музыкального материала.
Развитие навыка анализа музыкальных и технических задач. Дальнейшее
техническое развитие. Изучение хроматических последовательностей. Работа
над интонированием. Развитие навыка вибрато. Навыки самостоятельной
настройки инструмента.
Чтение с листа, самостоятельный разбор произведений и музыкальный
анализ.
В течение года учащийся должен освоить:
3-4 мажорные и минорные гаммы двухоктавные в первой, второй,
третьей позициях, а также с переходами;
16

4-5 этюдов;
6-8 пьес.
Для

наиболее

продвинутых

учащихся

допускается

включение

программу произведений крупной формы.
Примеры программ академического концерта:
Вариант 1
Русская народная песня «Уж как по мосту мосточку»
Шуберт Ф. «Экосез»
Вариант 2
Бакланова Н. «Колыбельная
Кабалевский Д. «Галоп»
Вариант 3
Польская народная песня «Висла»
Ван дер Вельд « Вариации на тему старинной французской песни»
Примерный репертуарный список для 3 класса:
Бакланова Н. «Колыбельная», «Марш октябрят»
Бах И.Х. «Менуэт»
Веденский В. «Паровоз»
Гедике А. «Заинька»
Дунаевский И. «Колыбельная»
Кабалевский Д. «Галоп»
Калинников Викт. «Киска»
Кюи Ц. «Майский день»
Лысенко Н. «Колыбельная»
Моцарт В. «Вальс», «Майская песня», «Песня пастушка»
Неаполитанская народная песня «Санта лючия»
Пёрселл Г. «Ария»
Рамо Ж. «Ригодон»
Римский-Корсаков Н. «Песня из оперы «Майская ночь»
17

в

Словацкая народная песня «Спи, моя милая»
Шуберт Ф. «Лендлер», «Экосез»
Шуман Р. «Весёлый крестьянин»
Рекомендуемые ансамбли
Бетховен Л. «Менуэт»
Гайдн Й. «Анданте»
Каччини Д. «Аве Мария»
Карш Н. «Колыбельная мышонку»
4 класс
Изучение грифа во II-III позициях. Двухоктавные гаммы в 3-х позициях с
переходами до 3-х знаков. Работа над штрихами (деташе, легато, мартле,
сотийе). Пунктирный штрих. Начало изучения двойных нот в простейшем
варианте (с открытой струной). Знакомство с крупной формой. Кантилена,
работа над пластикой ведения смычка. Жанровые пьесы и характер штрихов.
Изучение музыки разных стилей и эпох. Подготовка к итоговой аттестации.
В течение года учащийся должен освоить:
3-4 мажорные и минорные гаммы в 2 октавы в 3-х позициях с
переходами;
4-5 этюдов;
6-8 пьес;
1 произведение крупной формы.
На итоговом экзамене учащийся должен исполнить 2 разнохарактерные
пьесы или одну крупную форму и одну пьесу.
Примеры программ итогового академического концерта:
Вариант 1
Бакланова Н. «Романс»
Ридинг О. Концерт си минор: 1 часть
Вариант 2
Металлиди Ж. «Лунная дорожка»
Гайдн Й. «Менуэт»
18

Вариант 3
Чайковский П.И. «Старинная французская песенка»
Шольц П. «Непрерывное движение»
Примерный репертуарный список для 4 класса:
Бакарак Б. «Капли дождя»
Багиров З. «Романс»
Бакланова Н. «Аллегро»
Бах И.С. «Марш»
Вебер К. «Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок»
Гайдн Й «Менуэт»
Ган Н. «Раздумье»
Гендель Г.Ф. «Бурре»
Глинка М. «Танец из оперы «Иван Сусанин», «Песня Вани»
Гречанинов А. «Весельчак»
Жилин А. «Вальс»
Ильина Р. «На качелях», «Заводная мышка»
Кабалевский Д. «Полька», «Клоуны»
Мазас Ж.-Ф. «Мелодия»
Металлиди Ж. «Лунная дорожка»
Ниязи Н. «Колыбельная»
Раков Н. «Прогулка»
Рубинштейн Н. «Вечное движение»
Хачатурян А. «Андантино»
Чайковский П.И. «Игра в лошадки», «Старинная французская
песенка»
Шольц П. «Непрерывное движение»
Шостакович Д. «Шарманка»
Штайбельт Д. «Мяч»
Рекомендуемые ансамбли
Шостакович Д. «Гавот»
19

Фостер С. «Прекрасный мечтатель»
Американская мелодия «Молитва»
Бабаджанян «Танец»

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Результатом освоения программы по учебному предмету «Музыкальный
инструмент (скрипка)» является приобретение учащимися следующих знаний,
умений и навыков:
навыков исполнения музыкальных произведений;
умений

использовать

выразительные

средства

для

создания

художественного образа;
умений

самостоятельно

разучивать

музыкальные

произведения

различных жанров и стилей;
знаний

основных

средств

выразительности,

используемых

в

музыкальном искусстве;
знаний основ музыкальной грамоты;
навыков публичных выступлений;
навыков

общения

со

слушательской

музыкально-просветительской

аудиторией

деятельности

в

условиях

образовательной

организации.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное
управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную,
воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля
20

успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество
образовательного процесса.
Основными видами контроля успеваемости по предмету «Музыкальный
инструмент (скрипка)» являются:
текущий контроль успеваемости учащихся;
промежуточная аттестация;
итоговая аттестация.
Текущая аттестация проводится с целью контроля над качеством
освоения какого-либо раздела учебного материала предмета и направлена на
поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на
ответственную

организацию

домашних

занятий

и

может

носить

стимулирующий характер.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и
степень освоения им учебных задач на данном этапе. Промежуточный контроль
проводится по окончании каждого полугодия. В I полугодии в форме
контрольного урока, на котором обучающийся исполняет два разнохарактерных
произведения в сопровождении концертмейстера, во II полугодии в форме
академического концерта – также два разнохарактерных музыкальных
произведения в сопровождении концертмейстера.
При

прохождении

итоговой

аттестации

выпускник

должен

продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными
требованиями.

Итоговая

аттестация

проводится

в

форме

итогового

академического концерта, при этом уровень сложности программы зависит от
индивидуальной подготовки учащегося. На итоговом академическом концерте
выпускник исполняет два разнохарактерных музыкальных произведения.
2. Критерии оценки
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации
выставляются отметки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
5 (отлично) – ставится за грамотное, уверенное, выразительное и
эмоциональное исполнение программы.
21

4 (хорошо) – ставится за хорошее исполнение с мелкими единичными
недочетами в технике, звуке, интонации, недостаточной выразительности и
эмоциональности исполнения.
3 (удовлетворительно) – ставится за исполнение с погрешностями в
тексте,

технике

и

интонации,

неуверенное

знание

произведения,

некачественный звук, невыразительность.
2

(неудовлетворительно)

–

комплекс

недостатков,

являющийся

следствием отсутствия домашних занятий, а также плохой посещаемости
аудиторных занятий.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Реализация программы учебного предмета позволяет: перейти на
обучение по предпрофессиональной программе, продолжить самостоятельные
занятия, приобщиться к любительскому сольному музицированию.
Данная программа разработана с учетом индивидуального подхода к
обучению. Преподаватель, пользуясь методической и нотной литературой,
имеет возможность обучать учащихся с разными музыкальными способностями
и личностными особенностями, достигая результатов обучения в краткие сроки.
Занятия

в классе должны сопровождаться внеклассной работой -

посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных
записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов.
Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать
высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию.
Необходимо познакомить учащегося с историей скрипки, рассказать о
выдающихся исполнителях и композиторах.
Предлагаемые репертуарные списки, программы к контрольным урокам и
академическим концертам, включающие художественный материал различной
степени трудности, являются примерными, предполагающими варьирование,
22

дополнение в соответствии с творческими намерениями преподавателя и
особенностями конкретного ученика.
Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для
изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что
педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени
завершенности

исполнения:

некоторые

произведения

должны

быть

подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях
класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или
упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития. Все
это определяет содержание индивидуального учебного плана учащегося.
Важным элементом обучения является накопление художественного
исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование
практики публичных выступлений, использование в репертуаре произведений,
различных по стилю, в том числе, произведений эстрадной и джазовой музыки,
популярных произведений зарубежных и отечественных композиторов.

VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Учебная литература
1. Вольфарт Ф., Легкие мелодические этюды. – М.: Кифара, 2006.
2. Гарлицкий М., Шаг за шагом.– М.: «Композитор», 1992.
3. Григорян А., Начальная школа игры на скрипке. – М.: «Советский
композитор», 1986.
4. Гуревич Л., Зимина Н., Скрипичная азбука, 1, 2 тетради. – М.: «Композитор»,
2002.
5. Захарьина Т., Скрипичный букварь. – М.: Гос. муз. изд., 1962.
6. Избранные этюды для скрипки, 1-3 классы. – М.: «Кифара», 1996.
7. Избранные этюды, 1-3 классы ДМШ. – М.: «Музыка», 2010.
8. Избранные этюды, 3-5 классы ДМШ. – М.: «Музыка», 2012.
9. Любимые мелодии для скрипки и фортепиано / переложение Г.И. Фиртича.
23

Вып. 3. – СПб.: «Композитор», 2005.
10. Классические пьесы (составитель и редактор С. Шальман). – СПб.:
«Композитор», 2009.
11. Родионов К., Начальные уроки игры на скрипке. – М.: «Музыка», 2000.
12. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 1-2
классы. Составители: М. Гарлицкий, К. Родионов, Ю. Уткин, К. Фортунатов. –
М.: «Музыка», 2011.
13. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 2-3
классы. Составители: М. Гарлицкий, К. Родионов, Ю. Уткин, К. Фортунатов. –
М.: «Музыка», 2008.
14. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 3-4
классы. / Составители: М. Гарлицкий, К. Родионов, Ю. Уткин, К. Фортунатов. –
М.: «Музыка», 2012.
15. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 4-5
классы. (Составитель Ю. Уткин). – М., «Музыка», 2011.
16. Хрестоматия для скрипки. Средние и старшие классы ДМШ. – М.: Музыка,
1995.
17. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 4-5
классы. Составитель Ю. Уткин. – М.: Музыка, 2011.
18. Хрестоматия. Концерты, вып.2, средние и старшие классы ДМШ. – М.:
Музыка, 2005.
19 Юный скрипач. Вып.1. Редактор-составитель К. Фортунатов. – М.:
«Советский композитор», 1992.
20. Юный скрипач. Вып.2. Редактор-составитель К.Фортунатов. – М.:
«Советский композитор», 1992.
21. Якубовская В., Вверх по ступенькам. – СПб.: «Композитор», 2003.
2. Учебные и методические материалы на сайтах Интернет
1. http://notes.tarakanov.net/violin.htm
2. http://www.forumklassika.ru/
3. http://imslp.org/wiki/Category:Composers
24

4. http://intoclassics.net/news/2011-10-08-7721
5. http://violamusic.me/violin.html
6. http://nlib.org.ua/gb/pdf/violin
7. http://www.violinmasterclass.com/
8. http://blagaya.ru/
9. http://www.skripach.ru/http://music.sever-strasti.com/
3. Методическая литература
1. Ауэр Л., Моя школа игры на скрипке. - М.: «Музыка», 1965. – 272 с.
Безродный И., Искусство, мысли, образ. – М.: Издательство «Дека-ВС»,
2010. – 344 с.
2. Беленький Б., Эльбойм Э. Педагогические принципы Л.М. Цейтлина. - М.:
«Музыка», 1990. – 128 с.
3. Как учить игре на скрипке в школе /Составитель Берлянчик М. Сборник
статей. - М.: Издательский дом «Классика ХХI», 2006. – 205 с.
4. Берлянчик М.М., Искусство и личность [Текст]. В 2 кн. Кн. 1. Проблемы
художественно образования и музыкального исполнительства // М. Берлянчик;
вст. ст. А.Н. Якупова. – М.: 2009. – 368 с.
5. Берлянчик М.М., Искусство и личность [Текст]. В 2 кн. Кн. 2. Проблемы
скрипичного исполнительства и педагогики / М. Берлянчик; предисловие Э.
Грача. – М.: 2009. – 380 с.
6. Берлянчик М., Основы воспитания начинающего скрипача: Мышление.
Технология. Творчество: Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Лань», 2000
–
256с.
7. Григорьев В., Методика обучения игре на скрипке. - М.: Издательский дом
«Классика ХХI», 2006. – 256 с.
8. Григорьев В., Исполнитель и эстрада. - М.: «Классика XXI», 2006. – 156 с.
9. Гуревич Л., Скрипичные штрихи и аппликатура как средство интерпретации.
- Л.: «Музыка», 1988. – 110 с.

25

10. Гутников Б., Об искусстве скрипичной игры. - Л.: «Музыка», 1988. 12.
Ойстрах Д., Воспоминания, статьи. Сост. Григорьев В. - М.: «Музыка», 2008. –
232 с.
11. Иегуди Менухин., Странствия. – М.: Издательство КоЛибри, 2008. – 752 с.
12. Карл Флеш., Искусство скрипичной игры. - М.: «Классика ХХI», 2007. –
304с.
13.

Корыхалова Н.П.,

Музыкально-исполнительские термины.

–

СПб:

«Композитор», 2004. – 272 с.
14. Либерман М., Берлянчик М., Культура звука скрипача. – М.: «Музыка»,
1985.
– 160 с.
15. Либерман М., Берлянчик М., Культура скрипичного тона. Теория и
практика.
- М.: «Музыка», 2011. – 272 с.
16. Мазель В., Скрипач и его руки. Левая рука. – СПб. : «Композитор», 2008. –
156 с.
17. Мазель В., Скрипач и его руки. Правая рука. – СПб: «Композитор», 2006. –
120 с.
18. Мострас К., Система домашних занятий скрипача. – М.: МузГиз, 1956. – 56
с.
19. Мострас К. Г., Интонация на скрипке: Методический очерк: Материалы по
вопросу о скрипичной интонации. – 2-е изд. – М. : Музгиз, 1962. – 155 с.
20. Мострас К. Г., Ритмическая дисциплина скрипача: Методический очерк. –
М.; Л.: Музгиз, 1951. – 306 с.
21. Ширинский А., Штриховая техника скрипача. – М.: МузГиз, 1983. – 85 с.
22. Шульпяков О., Работа над художественным произведением и формирование
музыкального мышления исполнителя. – СПб: «Композитор», 2005. – 36 с.
23. Шульпяков О., Техническое развитие музыканта-исполнителя. – М.:
«Музыка», 1973. – 103 с.
24. Янкелевич Ю.И., Педагогическое наследие. – М.: «Музыка», 2009. – 312 с.
26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».