Музыкальный инструмент (ударная установка ) 4 ОП

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 6»
городского округа Саранск

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО»
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «УДАРНАЯ УСТАНОВКА»
Предметная область
Исполнительская подготовка

ПРОГРАММА
по учебному предмету
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
(УДАРНАЯ УСТАНОВКА)
Срок обучения 4 года

Саранск 2016

«Одобрено»

«Утверждаю»

Методическим советом

Директор – П.С.Еськин

МБУДО «ДМШ № 6» г.о. Саранск

______________

«____» _______________ 20____ г.

(подпись)

«____» _______________ 20____ г.

дата рассмотрения

дата утверждения

Разработчик – Рогожин А.Ю., преподаватель по классу флейты МБУДО «ДМШ №
6»
Рецензент – Галкин
МБУДО«ДМШ № 6»

А.Г.,

преподаватель

по

классу

ударной

установки

Рецензент – Батенков А.В., преподаватель отделения «Инструментальное
исполнительство – инструменты духового оркестра» ГБПОУ РМ «СМУ им.
Л.П.Кирюкова», Заслуженный работник культуры РМ.
2

Структура программы учебного предмета
I.

Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II.

Содержание учебного предмета
- Тематический план и годовые требования

III.

Требования к уровню подготовки учащихся

IV.

Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

VI.

Список литературы

3

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в общеобразовательном
процессе
Программа

учебного

предмета

«Музыкальный

инструмент

(ударная

установка)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной
и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в
области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской
Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность и направлена
на приобретение учащимися знаний, умений и навыков игры на ударной установке,
получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и
духовно-нравственное развитие ученика.
Актуальность программы «Музыкальный инструмент (ударная установка)» в
образовательном

процессе

детских

школ

искусств

обусловлена

широким

распространением эстрадной направления и в профессиональной музыке, и в
повседневном обиходе, что связано с бурным развитием популярной музыки и
процессом совершенствования эстрадного инструментария, что определяет задачу
вовлечения учащихся в музыкальное творчество, приобщения их к музыкальной
культуре. Обучаясь по данной программе, учащиеся знакомятся с миром искусства
на основе собственной творческой деятельности, посредством умения играть на
инструменте, осознавая себя участников увлекательного процесса музыкального
исполнительства.
Учебный курс построен на практических занятиях, теоретические знания
формируются в процессе освоения исполнительских навыков. Возможно увеличение
часов аудиторной учебной нагрузки за счет проведения занятий ансамблем.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент
(ударная установка)» со сроком обучения 4 года продолжительность учебных
занятий с первого по третий годы обучения составляет 35 недель в год.

4

Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной
работы,

Затраты учебного времени

Всего часов

нагрузки
Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

Аудиторные

32

38

32

38

40

47,5

40

47,5

315

32

38

32

38

40

47,5

40

47,5

315

64

76

64

76

80

95

80

95

630

занятия
Самостоятельная
работа
Максимальная
учебная нагрузка
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
Аудиторные занятия:
 1-2 годы обучения – по 2 часа в неделю.
 3-4 годы обучения – по 2,5 часа в неделю
Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):
 1-2 годы обучения – по 2 часа в неделю.
 3-4 годы обучения – по 2,5 часа в неделю
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование
индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и
мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс
обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального
подходов.

5

Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих
способностей

и

индивидуальности

учащегося,

овладение

знаниями

и

представлениями об исполнительстве на электромузыкальных инструментах,
формирование практических умений и навыков игры на ударной установке,
устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального
искусства.
Задачи учебного предмета
Задачами

предмета

«Музыкальный

инструмент

(ударная

установка)»

являются:
 ознакомление

детей

с

ударной

установкой,

исполнительскими

возможностями и разнообразием приемов игры;
 формирование навыков игры на музыкальном инструменте;
 приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
 приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;
 формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;
 оснащение

системой

знаний, умений и способов музыкальной

деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего
самостоятельного

общения

с

музыкой,

музыкального

самообразования

и

самовоспитания;
 воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;
 воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений,
приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки учащихся;
6

 формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
 методическое обеспечение учебного процесса
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для

достижения

поставленной

цели

и

реализации

задач

предмета

используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов);
- наглядный (показ, наблюдение);
- слуховой;
- практический.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Класс для занятий должен быть светлым, достаточно просторным, с хорошей
вентиляцией и звукоизоляцией. Акустика помещения должна соответствовать
нормам, предусмотренным для занятий на ударных музыкальных инструментах
(помещение не должно быть гулким).
Класс должен быть оснащен необходимым оборудованием: ударная установка,
оборудование для вывода минусовой фонограммы.
Для организации концертных выступлений учащихся необходимо иметь
усилитель и акустические колонки. В целях балансировки звучания к этому может
быть добавлен микшерный пульт. Желательно также наличие звукового процессора,
который позволяет облагородить электронное звучание и значительно расширить
его выразительные возможности.
Для записи и воспроизведения творческих работ учащихся желательно также
иметь аудиоаппаратуру (аналоговую, цифровую, пишущий CD-Rom и т.п.).
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебная программа по предмету «Музыкальный инструмент (ударная
установка)» рассчитана на 4 года обучения. В программе учтен принцип
систематического и последовательного обучения. Программа составлена с учетом
7

физических

и

психологических

возможностей

детей,

целями

и

задачами

развивающего обучения.
Практические навыки, полученные на уроке с преподавателем и закрепляемые
дома в систематических самостоятельных занятиях, позволяют увлечь учащихся
процессом обучения игре на инструменте.
Тематический план носит примерный характер, отражает содержание
программы, распределенное по годам обучения и темам, предлагаемый объем
осваиваемого музыкального материала.
Тематический план и годовые требования
Первый класс
В течение учебного года учащийся должен быть ознакомлен:
1. С двумя видами держания (захвата) палочек — с симметричным захватом
(Matched Grip) и традиционным (Traditional Grip).
2. С двумя видами симметричного захвата палочек — немецким захватом
(German Grip, Germanic Grip) и французским захватом (French Grip).
3. C нотной грамотой.
4. С простым нотным материалом для развития чтения нот с листа.
5. С различными упражнениями, способствующими развитию ручной техники
игры на ударной установке.
6. С упражнениями для всей ударной установки, способствующими развитию
двусторонней, трехсторонней и четырехсторонней координации движений при игре
на ударной установке.
За учебный год учащийся должен сыграть один зачёт в первом полугодии и
экзамен во втором.
Второй класс
В течение учебного года учащийся должен быть ознакомлен:
1.С

упражнениями

и

этюдами

для

малого

барабана

на

развитие

рудиментальной техники игры.
2. Начинать изучать технику игры на ударной установке в различных
стилях.
8

3.Учиться играть, пользуясь минусовыми фонограммами возрастающей
сложности.
За учебный год учащийся должен сыграть один зачёт в первом полугодии и
экзамен во втором.
Третий класс
В течение учебного года учащийся должен быть ознакомлен:
1. С некратными и кратными роллами и раффами
2. Продолжать изучение различных пособий, способствующих развитию
чтению нот и техники игры на ударной установке.
3. Продолжать изучать технику игры на ударной установке в различных
стилях.
За учебный год учащийся должен сыграть два зачёта (чтение с листа и
специальность) в первом полугодии и экзамен во втором.
Четвертый класс
Завершающий год обучения предполагает закрепление умений и навыков,
полученных учащимся за все годы обучения.
В течение учебного года учащийся должен быть ознакомлен:
1. Со флэмовыми рудиментами, флэмадидлами, дрэговыми рудиментами,
рафф-парадидлами
5. Продолжать изучать технику игры на ударной установке в разных
музыкальных стилях.
6. Продолжать работу с многочисленными учебными пособиями
За учебный год учащийся должен сыграть зачёт (чтение с листа), два
прослушивания и выпускной экзамен, состоящий из четырёх пьес на усмотрение
преподавателя.
Программа выпускного экзамена должна быть составлена в соответствии с
возможностями учащегося. Обязательным является включение контрастных
по форме и содержанию пьес.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
9

Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение
которых обеспечивает программа:
навыки исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение,

-

ансамблевое исполнение);
- умения использовать выразительные средства для создания художественного
образа;
- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных
жанров и стилей;
-

навыки публичных выступлений;

-

навыки общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-

просветительской деятельности образовательной организации.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений и навыков учащихся выполняет обучающую,
проверочную и корректирующую функции. Программа предусматривает текущий
контроль,

промежуточную

и

итоговую

аттестацию.

Текущий

контроль

осуществляется преподавателем в счет аудиторного времени по его усмотрению по
завершении какого-либо раздела программы. Промежуточный контроль проводится
по окончании каждого полугодия учебного года в виде концертного выступления
или

зачета, на котором учащийся исполняет:

в первом полугодии два

разнохарактерных произведения в сопровождении концертмейстера или минусовой
фонограммы, во втором полугодии – два разнохарактерных произведения в
сопровождении концертмейстера или минусовой фонограммы и ансамбль.
Итоговая аттестация может проводиться в форме концертного выступления,
сольного или ансамблевого, при этом уровень сложности программы зависит от
индивидуальной подготовки учащегося.
Критерии оценки
По

результатам

текущей,

промежуточной

и

итоговой

аттестации

выставляются отметки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
5 (отлично) – ставится за грамотное, уверенное, выразительное и
эмоциональное исполнение программы.
10

4 (хорошо) – ставится за хорошее исполнение с мелкими единичными
недочетами в технике, звуке, интонации, недостаточной выразительности и
эмоциональности исполнения.
3 (удовлетворительно) – ставится за исполнение с погрешностями в тексте,
технике и интонации, неуверенное знание произведения, некачественный звук,
невыразительность.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Данная программа разработана с учетом индивидуального подхода к
обучению. Преподаватель, пользуясь методической и нотной литературой, имеет
возможность обучать учащихся с разными музыкальными способностями и
личностными особенностями, достигая результатов обучения в краткие сроки.
Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой - посещением
выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром
концертов и музыкальных фильмов.
Большое

значение

имеет

репертуар

ученика.

Необходимо

выбирать

высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию.
Общее

количество

музыкальных

произведений, рекомендованных

для

изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что
педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени
завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены
для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с
целью

ознакомления.

Требования

могут

быть

сокращены

или

упрощены

соответственно уровню музыкального и технического развития. Все это определяет
содержание индивидуального учебного плана учащегося.
Работа над темами данной программы проводится комплексно. Отдельно
прорабатывать каждую тему в строгой последовательности рекомендуется только в
начале первого года обучения, во время работы над постановкой исполнительского
аппарата, при этом, двигаясь вперед, к следующему разделу, не забывать о
повторении и работе над пройденным материалом. В дальнейшем, на каждом уроке
11

рекомендуется работа над фрагментами из нескольких тем, исходя из потребностей
и возможностей ученика.
Важным

элементом

обучения

является

накопление

художественного

исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование
практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых), использование в
репертуаре произведений, различных по стилю, в том числе, произведений
эстрадной и рок музыки, популярных произведений зарубежных и отечественных
композиторов.
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Методическая литература
1.Jim Chapin «Advanced Techniques For The Modern Drummer» (CD-included),
1948
2.Jim Chapin «For drummers only!» - jazz band music minus one drummer, (CDincluded), 1958
3.Jim Chapin «Drummer Delights» - jazz band music minus one drummer, (CDincluded), 1961
4.Paul Capozzoli`s «Around The Drums With Triplets» - Book 1, 1963
5.Paul Capozzoli`s «Around The Drums With Open Rolls» - Book 2, 1963
6.John Lombardo in collaboration with Charles Perry «Rockin` Bass Drum»
7.Charles Perry and John Lombardo «Beyond and Rockin` Bass»
8.Cristiano Micalizzi «Enciclopedia Dei Ritmi Per Batteria E Basso» (CDincluded)
9.Peter Erskine «Drumset Essential» - Volume 1 (CD-included)
10. Rod Morgenstein and Rick Mattingly «The Drumset Musician» (CDincluded), 1997
11. Cristiano Micalizzi «Drum set Reading» (CD-included), 2002
12. Dee Potter «The Drummer`s Guide To Shuffles» (CD-included), 1999
13. Bill Elder «Drummer`s Guide To Hip Hop, House, New Jack Swing, Hip
House, Soca House» (CD-included), 1996
14. Rick Latham «Advanced Funk Studies» (CD, DVD-included), 1980
12

15. Blake Neely and Rick Mattingly «Drums 1» (CD-included), 1997
16. Анатолий Макуров «Детская координация» (части с 1 по 8), журнал
Russian Communite Drum – номера с 39 по 46, 2012-2013
17. Анатолий Макуров «Развитие техники игры и координации движений
при игре на ударной установке», Выпуск I, 1988
18. Анатолий Макуров «Развитие техники игры и координации движений
при игре на ударной установке», Выпуск II, 1988
19. Анатолий Макуров «Развитие техники игры и координации движений
при игре на ударной установке», Выпуск III, 1988
20. Анатолий Макуров «Одиннадцать этюдов для ударной установки»
(включая CD), 1987 (переизданы в журнале Communite Drum 2008-2011)
21. Анатолий Макуров «Аранжировка мелодии на ударной установке» («Аранжировка»), журнал Music Box - номера с 45 по 67, 2007-2013
22. Анатолий Макуров «Развитие основных направлений четырехсторонней
координации движений при игре на ударной установке» - («Координация»),
журнал Communite Drum - номера с 13 по 35, 2007-2011
23. Dante Agostini «Big Band Introduction №1» (CD-included), 1979
24. Dante Agostini «Preparation for Sight-Reading», 1980
25. Jim Snidero «Jazz Conception for Drums» (CD-included), 1999
26. Jim Snidero «Easy Jazz Conception for Drums» (CD-included), 2000
27. Jim Snidero «Intermediat Jazz Conception for Drums» (CD-included), 2006
28. Dave Weckl «Contemporary Drummer + One» (CD-included), 1987
29. Dave Weckl «Ultimate Play-Along for Drums». Level 1, Volume 1, (CDincluded), 1993
30. Dave Weckl «Ultimate Play-Along for Drums». Level 1, Volume 2, (CDincluded), 1996
31. Dave Weckl «Back to Basics» (CD & DVD-included)
32. Dave Weckl «Next Step» (CD & DVD-included)
33. Dave Weckl «In Session» with The Dave Weckl Band, Mix Without Drums
(CD-included),1998
34. Hal∙Leonard «Drums 1 Songbook 2» (CD-included)
13

35. Hal∙Leonard Volume 5 «Funk» (CD-included)
36. Brian Fullen «Jazz Standards for Drumset» (CD-included)
37. Joel Rothman «The Complete Jazz Drummer», 1970
38. Joel Rothman «The Complete Rock Drummer», 1973
39. Joel Rothman «The Compleat Show Drummer»

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».