Музыкальный инструмент (электрогитара) 4 ОП

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 6»
городского округа Саранск

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО»
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЭЛЕКТРОГИТАРА»
Предметная область
Исполнительская подготовка

ПРОГРАММА
по учебному предмету
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
(ЭЛЕКТРОГИТАРА)
Срок обучения 4 года

Саранск 2016

«Одобрено»

«Утверждаю»

Методическим советом

Директор – П.С.Еськин

МБУДО «ДМШ № 6» г.о. Саранск

______________

«____» _______________ 20____ г.

(подпись)

«____» _______________ 20____ г.

дата рассмотрения

дата утверждения

Разработчик – Рогожин А.Ю., преподаватель по классу флейты МБУДО «ДМШ №
6»
Рецензент – Кулясов Д.А., преподаватель по классу электрогитары МБУДО«ДМШ
№ 6»
Рецензент– Авдонин А.В., преподаватель по классу гитары ГБПОУ РМ «СМУ им.
Л.П.Кирюкова»

2

Структура программы учебного предмета
I.

Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II.

Содержание учебного предмета
- Тематический план и годовые требования

III.

Требования к уровню подготовки учащихся

IV.

Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

VI.

Список литературы

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

I.

Характеристика учебного предмета, его место и роль в общеобразовательном
процессе
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (электрогитара)»
разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и
методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области
искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации
от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.
Программа

имеет

художественно-эстетическую

направленность

и

предназначена для приобщения учащихся к музыкально-творческой деятельности с
помощью музыкального инструментария нового поколения, построенного на основе
цифровых технологий.
Актуальность программы «Музыкальный инструмент (электрогитара)» в
образовательном

процессе

детских

школ

искусств

обусловлена

широким

распространением цифрового инструментария и в профессиональной музыке, и в
повседневном обиходе, что связано с бурным развитием цифровых технологий и
процессом совершенствования электронного музыкального инструментария, что
определяет задачу вовлечения учащихся в музыкальное творчество, приобщения их
к музыкальной культуре. Обучаясь по данной программе, учащиеся знакомятся с
миром искусства на основе собственной творческой деятельности, посредством
умения играть на инструменте, осознавая себя участников увлекательного процесса
музыкального исполнительства.
Учебный курс построен на практических занятиях, теоретические знания
формируются в процессе освоения исполнительских навыков. Возможно увеличение
часов аудиторной учебной нагрузки за счет проведения занятий ансамблем.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент
(электрогитара)» со сроком обучения 4 года продолжительность учебных занятий с
первого по третий годы обучения составляет 35 недель в год.
4

Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной
работы,

Затраты учебного времени

Всего часов

нагрузки
Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

Аудиторные

32

38

32

38

40

47,5

40

47,5

315

32

38

32

38

40

47,5

40

47,5

315

64

76

64

76

80

95

80

95

630

занятия
Самостоятельная
работа
Максимальная
учебная нагрузка

Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
Аудиторные занятия:


1-2 годы обучения – по 2 часа в неделю.



3-4 годы обучения – по 2,5 часа в неделю

Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):


1-2 годы обучения – по 2 часа в неделю.



3-4 годы обучения – по 2,5 часа в неделю

Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и
мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют
преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и
индивидуального подходов.
5

Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих
способностей

и

индивидуальности

учащегося,

овладение

знаниями

и

представлениями об исполнительстве на электромузыкальных инструментах,
формирование практических умений и навыков игры на электрогитаре, устойчивого
интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Задачи учебного предмета
Задачами предмета «Музыкальный инструмент (электрогитара)» являются:


ознакомление детей с электрогитарой, исполнительскими возможностями и

разнообразием приемов игры;


формирование навыков игры на музыкальном инструменте;



приобретение знаний в области музыкальной грамоты;



приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;



формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;



оснащение

системой

знаний, умений и способов музыкальной

деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего
самостоятельного

общения

с

музыкой,

музыкального

самообразования

и

самовоспитания;


воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;



воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений,

приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:


сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;



распределение учебного материала по годам обучения;



описание дидактических единиц учебного предмета;



требования к уровню подготовки учащихся;



формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;



методическое обеспечение учебного процесса
6

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для

достижения

поставленной

цели

и

реализации

задач

предмета

используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов);
- наглядный (показ, наблюдение);
- слуховой;
- практический.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Класс для занятий должен быть светлым, достаточно просторным, с хорошей
вентиляцией и звукоизоляцией. Акустика помещения должна соответствовать
нормам, предусмотренным для занятий на электро-музыкальных инструментах
(помещение не должно быть гулким).
Класс должен быть оснащен необходимым оборудованием: электрогитара в
комплекте с адаптером, комбо-усилителем и процессором эффектов.
Для организации концертных выступлений учащихся необходимо иметь
усилитель и акустические колонки. В целях балансировки звучания к этому может
быть добавлен микшерный пульт. Желательно также наличие звукового процессора,
который позволяет облагородить электронное звучание и значительно расширить
его выразительные возможности.
Для записи и воспроизведения творческих работ учащихся желательно также
иметь аудиоаппаратуру (аналоговую, цифровую, пишущий CD-Rom и т.п.).
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебная программа по предмету «Музыкальный инструмент (электрогитара)»
рассчитана на 4 года обучения. В программе учтен принцип систематического и
последовательного обучения. Программа составлена с учетом физических и
психологических возможностей детей, целями и задачами развивающего обучения.

7

Практические навыки, полученные на уроке с преподавателем и закрепляемые
дома в систематических самостоятельных занятиях, позволяют увлечь учащихся
процессом обучения игре на инструменте.
Тематический план носит примерный характер, отражает содержание
программы, распределенное по годам обучения и темам, предлагаемый объем
осваиваемого музыкального материала.
Тематический план и годовые требования
Первый класс
В течение всего периода обучения необходимо: ознакомить учащихся с
творчеством выдающихся композиторов, чьи произведения изучаются в классе
электрогитары, с музыкальными жанрами, формами, наиболее употребительными
терминами, развивать умение словесно охарактеризовать исполняемые в классе
музыкальные произведения.
Освоение базовых компонентов нотной грамоты: нотоносец, скрипичный и
басовый ключи, названия нот, знаки альтерации, длительности, паузы, тактовый
размер 2/4, 3/4, лига, залигованные звуки, наиболее употребительные динамические
обозначения, аппликатура.
Первичные музыкальные жанры: песня, танец и марш. Тождество и контраст в
музыке.
За учебный год учащийся должен сыграть один зачёт в первом полугодии и
экзамен во втором.
Примерный план переводного экзамена
1 вариант:
1) р. н. п. «Во саду, ли в огороде»
2) Дж.

Пьерпонт «Колокольчики»

2 вариант:
1) В.

Юменс «Чай вдвоем»

2) р.н.п.

“Во поле берёза стояла”
Второй класс
8

В течение учебного года необходимо: ознакомить учащихся с творчеством
выдающихся композиторов, чьи произведения изучаются в классе электрогитары, с
музыкальными жанрами и формами, наиболее употребительными музыкальными
терминами.

Развивать

умение

словесно

охарактеризовать

музыкальные

произведения, исполняемые в классе.
Различные обозначения нот (графическое, слоговое и буквенное), мажорная и
минорная гаммы, названия октав, тональности до одного знака при ключе, тактовый
размер 4/4, затакт, наиболее употребительные обозначения штрихов.
Понятие о фразе, предложении, периоде и куплете. Композиционная форма.
За учебный год учащийся должен сыграть один зачёт в первом полугодии и
экзамен во втором.
Примерный план переводного экзамена
1 вариант:
1) Р.

Гомес «Романс»

2) Крылатов

Е. «Колыбельная медведицы» из м/ф «Умка»

2 вариант:
1) Г.

Маркс «Все для меня»

2) Т.Хренников

“Колыбельная Светлане”
Третий класс

Дальнейшее совершенствование уже полученных знаний и умений. Развитие
пальцевой техники. Подвижные темпы.
Импровизация (вокальная и инструментальная) коротких (1-2 такта) фраз в
процессе «музыкального диалога» с учителем (вопрос – ответ, утверждение –
возражение, подтверждение и т.п.).
Учащийся должен пройти гармонию (последовательность из 3-х аккордов)
простого мажорного блюза. Чтение табулатуры и нот с листа. Двухоктавные гамму
и арпеджио до мажор от 5-й и 6-й струны (гаммы и арпеджио других мажорных
тональностей играются простым переносом левой руки в другие позиции),
двухоктавную гамму и арпеджио до минор (натуральный, гармонический,
мелодический) во 2-й позиции от 5-й.

9

За учебный год учащийся должен сыграть два зачёта (чтение с листа и
Музыкальный инструмент) в первом полугодии и экзамен во втором.
Примерный план переводного экзамена
1 вариант:
1) Р.

Паулс музыка из к/ф «Долгая дорога в дюнах»

2) Гедике

А. Песенка

2 вариант
1) Д.

Элингтон «Караван»

2) Вайль

К. «Мекки-Нож»
Четвертый класс

Завершающий год обучения предполагает закрепление умений и навыков,
полученных учащимся за все годы обучения.
В течение учебного года необходимо: ознакомить учащихся с творчеством
выдающихся композиторов, чьи произведения изучаются в классе электрогитары, с
музыкальными жанрами и формами, наиболее употребительными музыкальными
терминами.

Развивать

умение

словесно

охарактеризовать

музыкальные

произведения, исполняемые в классе.
За учебный год учащийся должен сыграть зачёт (чтение с листа), два
прослушивания и выпускной экзамен.
Примерный план выпускного экзамена
1) П.

Дезмонд «Попробуем на пять»

2) Ф.

Шуберт «Аве Мария»

3) Бакарак
4) Л.

Б. «Грустные капельки дождя»

Бетховен Романс

Программа выпускного экзамена должна быть составлена в соответствии с
возможностями учащегося. Обязательным является включение контрастных
по форме и содержанию пьес.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

1
0

Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение
которых обеспечивает программа:
навыки исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение,

-

ансамблевое исполнение);
- умения использовать выразительные средства для создания художественного
образа;
- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных
жанров и стилей;
-

навыки публичных выступлений;

-

навыки общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-

просветительской деятельности образовательной организации.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений и навыков учащихся выполняет обучающую,
проверочную и корректирующую функции. Программа предусматривает текущий
контроль,

промежуточную

и

итоговую

аттестацию.

Текущий

контроль

осуществляется преподавателем в счет аудиторного времени по его усмотрению по
завершении какого-либо раздела программы. Промежуточный контроль проводится
по окончании каждого полугодия учебного года в виде концертного выступления
или

зачета, на котором учащийся

исполняет:

в первом полугодии два

разнохарактерных произведения в сопровождении концертмейстера или минусовой
фонограммы, во втором полугодии – два разнохарактерных произведения в
сопровождении концертмейстера или минусовой фонограммы и ансамбль.
Итоговая аттестация может проводиться в форме концертного выступления,
сольного или ансамблевого, при этом уровень сложности программы зависит от
индивидуальной подготовки учащегося.
Критерии оценки
По

результатам

текущей,

промежуточной

и

итоговой

аттестации

выставляются отметки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
5 (отлично) – ставится за грамотное, уверенное, выразительное и
эмоциональное исполнение программы.
1
1

4 (хорошо) – ставится за хорошее исполнение с мелкими единичными
недочетами в технике, звуке, интонации, недостаточной выразительности и
эмоциональности исполнения.
3 (удовлетворительно) – ставится за исполнение с погрешностями в тексте,
технике и интонации, неуверенное знание произведения, некачественный звук,
невыразительность.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Данная программа разработана с учетом индивидуального подхода к
обучению. Преподаватель, пользуясь методической и нотной литературой, имеет
возможность обучать учащихся с разными музыкальными способностями и
личностными особенностями, достигая результатов обучения в краткие сроки.
Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой - посещением
выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром
концертов и музыкальных фильмов.
Большое

значение

имеет

репертуар

ученика.

Необходимо

выбирать

высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию.
Общее

количество

музыкальных

произведений, рекомендованных

для

изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что
педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени
завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены
для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с
целью

ознакомления.

Требования

могут

быть

сокращены

или

упрощены

соответственно уровню музыкального и технического развития. Все это определяет
содержание индивидуального учебного плана учащегося.
Работа над темами данной программы проводится комплексно. Отдельно
прорабатывать каждую тему в строгой последовательности рекомендуется только в
начале первого года обучения, во время работы над постановкой исполнительского
аппарата, при этом, двигаясь вперед, к следующему разделу, не забывать о
повторении и работе над пройденным материалом. В дальнейшем, на каждом уроке
1
2

рекомендуется работа над фрагментами из нескольких тем, исходя из потребностей
и возможностей ученика.
Важным

элементом

обучения

является

накопление

художественного

исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование
практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых), использование в
репертуаре произведений, различных по стилю, в том числе, произведений
эстрадной и рок музыки, популярных произведений зарубежных и отечественных
композиторов.
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Методическая литература
1.Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.
– М.-Л., 19651.А. бадьянов Джазовый гитарист, учебный курс, часть 1, М., 2005 г.
2.Абадьянов Джазовый гитарист, учебный курс, часть 2, М., 2004 г.
3.Альбом начинающего гитариста, вып., 4, сост., А. Иванов-Крамской, М.,
1972 г.
4.Альбом для детей и юношества, произведения для шестиструнной гитары,
вып., 4, сост., Г. Ларичев, М., 2001 г.
5.Аудиошкола «Рок бас», сост., С. Ануров, К. Смолин, М., 2006 г.
6.А.

Бахмин,

А.

Мольнар

Самоучитель

игры

на

шестиструнной

акустической и электрогитаре, М., 2002 г.
7.Блюз Рэгтайм Вальс, сборник пьес для шестиструнной гитары (соло,
дуэты), сост., Ю. Зырянов, Новосибирск 2000 г.
8.Блюзы в переложении для шестиструнной гитары, сост., В. Максименко,
М., 1983 г.
9.В. Калинин Юный гитарист, М., 2008 г.
10.В. Калинин Самоучитель игры на шестиструнной гитаре, Новосибирск,
1998 г.
11.В. Минцев Избранные произведения для шестиструнной гитары,
Ставрополь, 2002 г.
1
3

12.В. Молотков Джазовая импровизация на шестиструнной гитаре, Киев,
1983 г.
13.Волшебный мир шести струн, избранные произведения для гитары, сост.,
Е. Белова, А. Карелин, Издательство В. Катанского, М., 2000 г.
14.Г. Каурина Приятная прогулка, легкие пьесы для начинающих
гитаристов, для учащихся 3-4 классов ДМШ и ДШИ, Издательство «Союз
художников» Санкт-Петербург, 2008 г.
15.Гитара и ты, популярная музыка в переложении для шестиструнной
гитары, вып., 1, сост., Ю. Малахов, Новосибирск, 2008 г.
16.Джаз в ритме самбы, бразильские самбы и пьесы в стиле босса нова для
шестиструнной гитары, сост., А. Торопов, М., 1992 г.
17.Джаз этюды (Буги-вуги, рок-н-ролл), сост., А. Торопов, М., 1992 г
18.И. Рехин Альбом юного гитариста, вып., 4, М., 1992 г.
19.И. чеботарева Детские пьесы для шестиструнной гитары, Омск 2001 г.
20.Л. Альмейда Классическая гитара в джазе, Киев, 1987 г.
21.Л. Хухро Малыш играет на гитаре, Новосибирск «Арт-классик», 1998 г.
22.Музыкальная шкатулка, альбом легких пьес для шестиструнной гитары,
сост., Ю. Зырянов, Новосибирск, 2000 г.
23.Н. Кирьянов Искусство игры на шестиструнной гитаре, часть I, М., 1991
г.
24.Н. Кирьянов Искусство игры на шестиструнной гитаре, часть II, тетрадь
вторая, М., 1991 г.
25.Обучение с увлечением, нескучная антология облегченных переложений
популярных мелодий для гитары, вып., 1, сост., В. Колосов, М., 2000 г.
26.П. Вещицкий Самоучитель игры на шестиструнной гитаре, М., 1979 г.
27.Популярные джазовые и эстрадные мелодии, вып., 1, редакция В.
Гуркина, Ростов-на-Дону, 1999 г.
28.Популярные джазовые пьесы в обработке для шестиструнной гитары и
ритм группы, сост., С. Колесник, Киев, 1986 г.
29.Популярная музыка в переложении для шестиструнной гитары, вып., 6,
сост., В. Агабабов, М., 1989 г.
1
4

30.П. Петтолетти Мои воспоминания, пьесы для шестиструнной гитары,
Новосибирск, 1999 г.
31.Р. Филиберто Школа игры на бас-гитаре, часть 1, М., 2008 г.
32.С. Седых Рок-соло на электрогитаре, часть 4, М., 2006 г.
33.Ты – моя мелодия, избранные вокальные произведения в сопровождении
шестиструнной или семиструнной гитары, сост., Е. Ларичев, М., 1982 г.
34.Хрестоматия

гитариста,

шестиструнная

гитара

1-2

классы

для

классы

для

музыкальных школ, сост., К. Гордиенко, Ростов-на-Дону, 1998 г.
35.Хрестоматия

гитариста,

шестиструнная

гитара

4-5

музыкальных школ, сост., В. Гуркин, Ростов-на-Дону, 1999 г
36.Хрестоматия гитариста 1-5 классы ДМШ «К радости», Новосибирск,
2008 г.
37.Хрестоматия гитариста для младших классов «Уроки мастерства»,
тетрадь 2, М., 2004 г
38.Хрестоматия гитариста, тетрадь вторая, сост., Г. Фетисов, М., 2002 г.
39.Хрестоматия Юному гитаристу, сост., В. Катанский, М., 2000 г.
40.Хрестоматия гитариста 1-5 классы ДМШ «День рождения», сост., Ю.
Зырянов, Новосибирск, 2004 г.
41.Хрестоматия для скрипки, пьесы и произведения крупной формы, 2-3
классы ДМШ, сост., М. Гарлицкий, К. Родионов, Ю. Уткин, К. Фортунатов, М.,
1986 г.
42.Хрестоматия для скрипки, пьесы и произведения крупной формы, 3-4
классы ДМШ, сост., Ю. Уткин, М., 1987 г.
43.Э. Пухоль Школа игры на шестиструнной гитаре, М., 1981 г.
44.Э. Л. Уэббер Популярные мелодии для шестиструнной гитары, М., 1991
г.
45.Ю. Щеткин Помощь блюзмену, Пенза «Эмузин», 2006 г.

1
5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».