Чтение нот с листа 4 ОП

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 6»
городского округа Саранск

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО»
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФОРТЕПИАНО»
Предметная область
Исполнительская подготовка

ПРОГРАММА
по учебному предмету
ЧТЕНИЕ НОТ С ЛИСТА
Срок обучения 4 года

Саранск 2016

«Одобрено»
Методическим советом
МБУДО «ДМШ № 6» г.о. Саранск
«____» _______________ 20____ г.
дата рассмотрения

«Утверждаю»
Директор – П.С.Еськин
______________
(подпись)

«____» _______________ 20____ г.
дата утверждения

Разработчик – Чертоусова Л.Н., заведующая отделением общего фортепиано,
ансамбля, аккомпанемента, преподаватель по классу фортепиано МБУДО «ДМШ №
6»
Рецензент – Скворцова Е.В., заведующая фортепианным отделением,
преподаватель по классу фортепиано МБУДО «ДМШ № 6», Заслуженный работник
культуры Республики Мордовия
Рецензент – Туркова И.А., преподаватель ПЦК «Фортепиано» ГБПОУ РМ
СМУ ИМ Л.П.КИРЮКОВА
2

Пояснительная записка
Чтение с листа – один из кратчайших, наиболее перспективных путей, ведущих
в направлении общемузыкального развития учащегося.
«Учить чтению нотного текста – значит, прежде всего, всесторонне развивать
ученика, как музыканта» - М. Э. Фейгин.
Мнение преподавателей – практиков относительно пользы чтения с листа,
активно поддерживается и их коллегами методистами (А. Д. Алексеев, Л. А.
Баренбойм, Г.М. Коган и др.)
Разработанная программа представляет собой:
А) определение основных направлений работы в классе чтения с листа.
Б) уточнение форм работы, проводимых на уроке.
В) подбор произведений для учебного репертуара.
Г) изучение большого объема разнообразного материала, способствующего
техническому росту ученика.
Д) всестороннее развитие творческих и художественных способностей ученика.
Чтение нот с листа – это один из важнейших практических навыков, который
представляет собой процесс: вижу – осмысливаю – играю.
Цель - данного курса – научить осмысленно и музыкально воспроизводить на
инструменте незнакомые музыкальные произведения, без предварительного
разучивания.
Задачи:
1) уметь быстро читать ноты
2) точно воспроизводить ритмический рисунок
3) играть правильными штрихами
4) передавать характер, динамику музыкального произведения
5) расширить общемузыкальные возможности ученика, его кругозор.
Чтение с листа представляет форму деятельности, открывающую самые
благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с
музыкальной литературой.
Чтение с листа - это постоянная и быстрая смена новых музыкальных
восприятий, впечатлений, интенсивный приток богатой и разнохарактерной
3

музыкальной информации. Читая музыку, учащийся имеет дело с произведениями,
которые не обязательно в дальнейшем разучивать.
плане.

Осваивать в исполнительском

Специальные наблюдения показывают, что музыкальное мышление

учащегося при чтении с листа, заметно тонизируется, восприятие становится более
ярким, живым, обостренным, цепким. Чтение с листа становится посредником
между

предметами

фортепиано,

сольфеджио,

музыкальной

литературой,

фортепианным ансамблем, аккомпанементом. Эти занятия в конечном счете,
способствуют,

углублению,

обогащению,

качественному

улучшению

самих

процессов музыкального мышления.
В процессе чтения нот с листа, со всей полнотой и отчётливостью выявляют
себя следующие основные дидактические принципы развивающего обучения:
А) увеличение объема используемого в учении музыкального материала;
Б) ускорение темпа его прохождения.
Т.о., если музыкальное развитие учащегося, его способностей и интеллекта,
призвано быть особой, специальной целью фортепианной педагогики, в ДМШ,
ДШИ, то чтение музыки с листа имеет в принципе все основания стать одним из
главных, специальных средств практического достижения этой цели.
Программа выполнена в соответствии с требованиями РК по оформлению
методической документации.

4

Срок реализации предмета
Срок реализации учебного предмета для 4-летнего срока обучения по
программе «Фортепиано» составляет 2 года (3, 4 классы).
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на
реализацию предмета «Фортепиано»
На освоение предмета «Чтение нот с листа» по учебному плану предлагается
0,5 часа аудиторных занятий в неделю. Форма проведения учебных аудиторных
занятий: индивидуальная продолжительность урока – 25 минут.
Программа

предмета

"Чтение

с

листа"

предусматривает

обязательную

самостоятельную работу учащегося, что предполагает наличие дома фортепиано
или

синтезатора.

Домашняя

работа

должна

строиться

в

соответствии

с

рекомендациями педагога, быть регулярной и систематической, контролироваться
на каждом уроке «чтение с листа».
На самостоятельную работу отводится 2 часа в неделю в течение всех лет
обучения.
Содержание предмета
Третий класс.
Чтение мелодии
1.Подготовка к чтению с листа. Закрепление знания основ нотной грамоты высотной и ритмической записи.
2. Чтение безвысотного ритмического рисунка из смежных длительностей.
3.Упражнения на закрепление знания высотной записи звуков.
4. Выработка навыков относительного чтения высотной нотной записи.
5. Чтение коротких мелодических попевок.
6. Введение в мелодии артикуляционных обозначений (мотивных, фразировочных
лиг).
7. Исполнение мелодий более широкого диапазона записанных на двух нотных
станах.
8. Постепенное усложнение метро-ритма.
9. Расширение регистрового диапазона мелодий.
10. Динамические изменения в процессе развития мелодии.
11. Более разнообразные штрихи: легато, стаккато, нон легато.

12.Соединение позиций в мелодии.
13. Освоение вертикали: созвучия, квинты, терции.
14.Чтение позиционных мелодий с аккомпанементом.
15.Терцовые созвучия в мелодии и аккомпанементе. Поступенные последования
терций в одной позиции.
16. Освоение и закрепление ритмических оборотов с шестнадцатыми.
17.Тональности с двумя знаками при ключе.
18. Паузы (целые, половинные, четвертные, восьмые) в мелодии и аккомпанементе.
Четвертый класс
1. Добавочные линейки (не более двух).
2. Пунктирный ритм.
3.Паузы в мелодии.
4.Материал степени трудности третьего класса, но в тональностях с тремя знаками.
5.Пьесы с простой фактурой, но более частой сменой штриха.
6.Мелодии с аккомпанементом в виде линеарного баса, типичного для менуэтов и
других старинных танцев.
7.Трезвучия и их обращения. Трезвучия в аккомпанементе.
8.Мелодия с движением по ступеням трезвучия.
9.Пунктирный ритм в 2-3-4-дольном размере.
Рекомендуемый репертуар
1) Б. Милич «Маленькому пианисту» К.1978г.
2) Л. Повжитков «Начальная школа обучения на фортепиано». Под редакцией Ф.В.
Соколова Л. 1967г.
3) Н. Кончаловская «Нотная азбука» К.1963г.
4) А. Николаев «Школа игры на фортепиано» М.1959г.
5) С. Ляховицкая «Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей» Ч 1.
Ч.2.Л.1960г.
6) А. Рубах и Л. Ройзман «Музыкальный альбом» Ч 1. Ч 2. М.1960г.
7)В. В. Битютский «Пьесы и ансамбли для фортепиано» Л. 1962г.
8)И. М. Рябов, С.И. Рябов . «Чтение с листа в классе фортепиано» К. 1988г.
9)Т. Камаева, А Камаев «Чтение с листа на уроке фортепиано» М. 2007г.
6

10) Е. Хайнер «Стать талантливым музыкантом? Легко!» США .1998г.
Список литературы для преподавателей
1)Г.М. Цыпин «Обучение игре на фортепиано» М.1984г.
2)Е. М. Тимакин «Воспитание пианиста» М.1984г.
3) А.А. Николаев, Г.Р. Гинзбург «Вопросы фортепианного исполнительства»
М.1986г.
4)Б. Милич «Воспитание ученика – пианиста» К. 1997г. М.1982г.»
5) «Ребенок за роялем» (педагоги – пианисты о фортепианной методике) М.1981г.
6) С. М. Майкапар «Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и
методы правильного развития» М.1990г.
Диагностическая часть
Для проверки предлагаемой программы разработана система контроля. Для
оценки знаний, умений, навыков чтения нот с листа учащихся проводить в 3 и 4
классе контрольные уроки. Зачеты целесообразно проводить один раз в год, в конце
учебного года. Контрольные уроки проводить в конце каждой четверти.
Зачетные требования по чтению с листа
1. а) устное чтение нот
б) работа с аппликатурой
в) работа с ритмом
2.Переход от разрозненного процесса чтения отдельных звуков к слитному процессу
исполнения на фортепиано.
3.

Устный

разбор

музыкального

произведения

(определение

тональности,

метроритмического рисунка, формы, характера, движения мелодического рисунка и
т. д.)
4. Исполнение произведения на фортепиано.

7

Список используемой литературы
1.Б. Милич «Воспитание ученика- пианиста» К.1997 г.
2. А.А. Николаев, Г.Р. Гинзбург «Вопросы фортепианного

исполнительства»

М.1986г.
3. «Ребенок за роялем» (педагоги-пианисты о фортепианной методике) М. 1981г.
4.Е. М. Тимакин «Воспитание пианиста» М.1984г.
5.М. Фейгин «Индивидуальность ученика и искусство педагога» М.1975г.
6.А. Шмидт-Шкловская «О воспитании пианистических навыков» Л.1971г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».