Эстрадный инструментальный ансамбль 4 ОП

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 6»
городского округа Саранск

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО»
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ «ЭЛЕКТРОГИТАРА», «СИНТЕЗАТОР»,
«УДАРНАЯ УСТАНОВКА»
Предметная область
Исполнительская подготовка

ПРОГРАММА
по учебному предмету
ЭСТРАДНЫЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ
(ЭЛЕКТРОГИТАРА, СИНТЕЗАТОР, УДАРНАЯ УСТАНОВКА)
Срок обучения 4 года

Саранск 2016

«Одобрено»

«Утверждаю»

Методическим советом

Директор – П.С.Еськин

МБУДО «ДМШ № 6» г.о. Саранск

______________

«____» _______________ 20____ г.
дата рассмотрения

(подпись)

«____» _______________ 20____ г.
дата утверждения

Разработчик – Рогожин А.Ю., преподаватель по классу флейты МБУДО «ДМШ №
6»
Рецензент – Кулясов Д.А., преподаватель по классу электрогитары МБУДО«ДМШ
№ 6»
Рецензент – Батенков А.В., преподаватель отделения «Инструментальное
исполнительство – инструменты духового оркестра» ГБПОУ РМ «СМУ им.
Л.П.Кирюкова», Заслуженный работник культуры РМ.
2

Структура программы учебного предмета
I.

Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II.

Содержание учебного предмета
- Тематический план и годовые требования

III.

Требования к уровню подготовки учащихся

IV.

Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

VI.

Список литературы
- Методическая литература
- Учебные и методические материалы на сайтах Интернет
- Учебная литература

3

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в общеобразовательном
процессе
Программа учебного предмета «Эстрадный инструментальный ансамбль»
разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и
методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области
искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации
от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.
Эстрадно-джазовая

музыка

является

одним

из

ведущих

массовых

жанров,мощным средством пропаганды творчества отечественных и зарубежных
композиторов. Эстрадная специализация в детской музыкальной школе призвана
воспитывать художественный вкус у школьников,правильно ориентировать их в
области эстрадно-джазовой музыки. Главная задача начального музыкального
образования - воспитание любви к музыке,любознательности, стремления к
самостоятельному

изучению

музыкального

наследия.

Освоение

элементов

музыкальной грамоты,развитие слуха, навыков самостоятельной и творческой
работы с первых же занятий музыкой — основа воспитания,как музыкантапрофессионала, так и любителя.
Учебный курс построен на практических занятиях, теоретические знания
формируются в процессе освоения исполнительских навыков.
Срок реализации учебного предмета
При

реализации

программы

учебного

предмета

«Эстрадный

инструментальный ансамбль» со сроком обучения 4 года продолжительность
учебных занятий с первого по четвертый годы обучения составляет 35 недель в год.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной
работы,

Затраты учебного времени

Всего часов

нагрузки
Годы обучения

1-й год

2-й год
4

3-й год

4-й год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

Аудиторные

16

19

24

28,5

24

28,5

24

28,5

192,5

16

19

24

28,5

24

28,5

24

28,5

192,5

32

38

48

57

48

57

48

57

385

занятия
Самостоятельная
работа
Максимальная
учебная нагрузка

Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
Аудиторные занятия:
 1 год обучения – по 1 часу в неделю.
 2-4 годы обучения – по 1,5 часа в неделю
Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):
 1 год обучения – по 1 часу в неделю.
 2-4 годы обучения – по 1,5 часа в неделю
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в мелкогрупповой форуме (в среднем около 4 человек).
Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих
способностей

и

индивидуальности

учащегося,

овладение

знаниями

и

представлениями об ансамблевом исполнительстве на эстрадных инструментах.
Задачи учебного предмета
Задачами предмета «Эстрадный инструментальный ансамбль» являются:
 знакомство со спецификой эстрадного ансамблевого исполнительства;
 формирование художественного вкуса и музыкального кругозора ;
 развитие на чальных навыков ансамблевой игры и аккомпанемента солисту
;
 формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;
5

 воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;
 воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений,
приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки учащихся;
 формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
 методическое обеспечение учебного процесса
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для

достижения

поставленной

цели

и

реализации

задач

предмета

используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов);
- наглядный (показ, наблюдение);
- слуховой;
- практический.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Класс для занятий должен быть светлым, достаточно просторным, с хорошей
вентиляцией и звукоизоляцией. Акустика помещения должна соответствовать
нормам, предусмотренным для занятий на эстрадных инструментах (помещение не
должно быть гулким).
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебная программа по предмету «Эстрадный инструментальный ансамбль»
рассчитана на 4 года обучения. В программе учтен принцип систематического и
6

последовательного обучения. Программа составлена с учетом физических и
психологических возможностей детей, целями и задачами развивающего обучения.
Практические навыки, полученные на уроке с преподавателем и закрепляемые
дома в систематических самостоятельных занятиях, позволяют увлечь учащихся
процессом обучения игре на инструменте.
Тематический план носит примерный характер, отражает содержание
программы, распределенное по годам обучения и темам, предлагаемый объем
осваиваемого музыкального материала.
Тематический план и годовые требования
Первый класс
Общее ознакомление учащихся с инструментами, правилами пользования и
ухода за ними. Обучение учащихся в классе ансамбля целесообразно начинать как
можно раньше.
Начинать лучше с работы над пьесами, где есть мелодия и аккомпанемент.
При этом партию второго инструмента исполняет педагог или учащийся старшего
класса.
В течение первого года обучения необходимо играть несложные композиции,
овладеть начальными навыками ансамблевого музицирования.
За учебный год учащийся должен сыграть один зачёт в первом полугодии и
зачёт во втором.
Примерный план переводного зачёта
1 вариант:
1) Л.Прима «Пой, пой, пой»
2 вариант:
1) М.Шмитц «Принцесса танцует вальс»
Второй класс
Совершенствование полученных умений и навыков, расширение рабочего
диапазона, знакомство с особенностями основных музыкальных жанров, новыми
штрихами, усложненными ритмическими рисунками, динамическими оттенками;

7

навыки поведения на эстраде, совершенствование навыков ансамблевой игры и
чтения с листа, развитие навыков самоконтроля.
Во 2-м классе репертуар и ансамблевые задачи усложняются, при этом
учащемуся-солисту могут аккомпанировать педагоги-концертмейстеры (ритмсекция). Если ученик справляется с поставленными на данном этапе задачами, то
можно попробовать включить его в состав детского коллектива.
Инструментальный

состав

ансамбля

зависит от

наличия

конкретных

инструменталистов.
За учебный год учащийся должен сыграть один зачёт в первом полугодии и
зачёт во втором.
Примерный план переводного зачёта
1 вариант:
1) Г.Гладков «Блюз»
2 вариант:
1) Перуанская н.п. “Полёт Кондора”
Третий класс
Дальнейшее совершенствование уже полученных знаний и умений. Развитие
пальцевой техники. Подвижные темпы.
Одним из непременных условий хорошего звучания ансамбля является
динамическое равновесие, звуковой баланс внутри групп, между группами и в
аккомпанементе солисту. Определённую пользу принесёт прослушивание записи
собственного исполнения и его разбор педагогом
За учебный год учащийся должен сыграть один зачёт в первом полугодии и
зачёт во втором.
Примерный план переводного зачёта
1 вариант:
1) К.Крит. «Джазовые игрушки»
2 вариант
1) С.Джоплин «Артист Эстрады»

8

Четвертый класс
Завершающий год обучения предполагает закрепление умений и навыков,
полученных учащимся за все годы обучения.
За учебный год учащийся должен сыграть зачёт, два прослушивания и
экзамен.
Примерный план выпускного экзамена
1 вариант:
2) Дж.Гарленд «В настроении»
2 вариант
2) М.Пипер «Держи пульс»
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение
которых обеспечивает программа ансамбля:
- навыки исполнения музыкальных произведений (ансамблевое исполнение);
- умения использовать выразительные средства для создания художественного
образа;
- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных
жанров и стилей;
-

навыки публичных выступлений;

-

навыки общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-

просветительской деятельности образовательной организации.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений и навыков учащихся выполняет обучающую,
проверочную и корректирующую функции. Программа предусматривает текущий
контроль,

промежуточную

и

итоговую

аттестацию.

Текущий

контроль

осуществляется преподавателем в счет аудиторного времени по его усмотрению по
завершении какого-либо раздела программы. Промежуточный контроль проводится
по окончании каждого полугодия учебного года в виде концертного выступления
9

или зачета, на котором учащийся исполняет зачёт в первом полугодии и зачёт во
втором, включающие в себя исполнение наизусть одного произведения в ансамбле.
Итоговая аттестация может проводиться в форме концертного выступления,
при этом уровень сложности программы зависит от индивидуальной подготовки
учащегося.
Критерии оценки
По

результатам

текущей,

промежуточной

и

итоговой

аттестации

выставляются отметки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
5 (отлично) – ставится за грамотное, уверенное, выразительное и
эмоциональное исполнение программы.
4 (хорошо) – ставится за хорошее исполнение с мелкими единичными
недочетами в технике, звуке, интонации, недостаточной выразительности и
эмоциональности исполнения.
3 (удовлетворительно) – ставится за исполнение с погрешностями в тексте,
технике и интонации, неуверенное знание произведения, некачественный звук,
невыразительность.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Данная программа разработана с учетом индивидуального подхода к
обучению. Преподаватель, пользуясь методической и нотной литературой, имеет
возможность обучать учащихся с разными музыкальными способностями и
личностными особенностями, достигая результатов обучения в краткие сроки.
Большое значение имеет репертуар ученика. Общее количество музыкальных
произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых
требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет
добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения
должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в
условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены
или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития. Все
это определяет содержание индивидуального учебного плана учащегося.
10

Работа над темами данной программы проводится комплексно. Отдельно
прорабатывать каждую тему в строгой последовательности рекомендуется только в
начале первого года обучения, во время работы над постановкой исполнительского
аппарата, при этом, двигаясь вперед, к следующему разделу, не забывать о
повторении и работе над пройденным материалом. В дальнейшем, на каждом уроке
рекомендуется работа над фрагментами из нескольких тем, исходя из потребностей
и возможностей ученика.
Важным

элементом

обучения

является

накопление

художественного

исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование
практики ансамлевых публичных выступлений, использование в репертуаре
произведений, различных по стилю, в том числе, произведений эстрадной и рок
музыки, популярных произведений зарубежных и отечественных композиторов.
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Методическая литература
1.Инструменты

зстрадного

оркестра:

программа

для

ДМШ

(эстрадная

специализация). Составитель В.В.Климкович, М.И.Ковалевский, А.В. Осейчук,
И.Л.Бахтин, А.Г.Сухих, А.С.Хатала, В.В.Верейский, Т.В.Антонова 1985г.
2.Класс ансамбля: программа для ДМШ (эстрадная специализация). Составитель
Ю.Г.Кинус, П.К.Назаретов 1985г.
3.Программа

для

ДМШ

(эстрадная

специализация):

фортепиано,

ударные

инструменты, саксофон, труба, тромбон, бас-гитара. Составитель-преподаватели
Гос. Музыкального училища им. Гнесиных 1985г.
4.Красильников

И.М.

программа

учебным

по

Электронные

музыкальные

дисциплинам

инструменты:

(Клавишный

синтезатор,

примерная
Ансамбль

клавишных синтезаторов, Студия компьютерной музыки.)Для ДМШ и ДШИ. 2008г.
5.Современная музыкальная история джазовой и популярной музыки для ДМШ
(эстрадная специализация). Составитель Т.А.Айзикова 1986г.
6.Электрогитара: примерная учебная программа эстрадно-джазовых
отделений ДМШ и ДШИ. Составитель М.М.Есаков 2002г.
11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».