Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 6»
городского округа Саранск
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Саранск 2016
«Одобрено»
Методическим советом
МБУДО «ДМШ № 6» г.о. Саранск
«Утверждаю»
Директор – П.С.Еськин
______________
(подпись)
«____» _______________ 20____ г.
дата рассмотрения
«____» _______________ 20____ г.
дата утверждения
Разработчик Костерина О.Г., заведующая отделением народных
инструментов, преподаватель по классу аккордеона МБУДО «ДМШ № 6»
Содержание
1.Пояснительная записка
2.Планируемые
результаты
предпрофессиональной
освоения
обучающимися
общеобразовательной
дополнительной
программы
в
области
музыкального искусства «Народные инструменты»
3.Учебный план
4.График образовательного процесса
5.Перечень
программ
предпрофессиональной
учебных
предметов
общеобразовательной
по
дополнительной
программе
в
области
музыкального искусства «Народные инструменты»
6.Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации
результатов освоения обучающимися дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной
программы
в
области
музыкального
искусства
«Народные инструменты»
7.Программа
творческой,
методической
и
культурно-просветительской
(концертно-фестивальной) деятельности
8. Приложение (учебный план, график образовательного процесса МБУДО
«ДМШ № 6»)
1. Пояснительная записка
Дополнительная
предпрофессиональная
программа в области музыкального искусства
разработана
в
соответствии
с
общеобразовательная
«Народные инструменты»
Федеральными
государственными
требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в
области музыкального искусства «Народные инструменты» и сроку обучения
по этой программе. Осуществляется МБУДО «ДМШ №6» Муниципальным
образовательным
учреждением
дополнительного
образования
детей
«Детской музыкальной школой № 6».
Программа направлены на:
-выявление одаренных детей в области музыкального искусства в
раннем детском возрасте;
-создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей;
-приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на одном из
народных инструментах (баяне, аккордеоне, балалайке, домре, гитаре),
позволяющих
творчески
исполнять
музыкальные
произведения
в
соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;
-приобретение детьми умений и навыков сольного, ансамблевого и
(или) оркестрового исполнительства;
-приобретение детьми опыта творческой деятельности;
-овладение детьми духовными и культурными ценностями народов
мира;
-приобщение детей к коллективному музицированию, исполнительским
традициям оркестра народных инструментов;
-подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные
учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные
программы в области музыкального искусства.
Программа разработана с учетом обеспечения преемственности
программы «Народные инструменты» и основных профессиональных
образовательных
программ
профессионального
среднего
образования
в
профессионального
области
и
высшего
музыкального
искусства;
сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации
в сфере культуры и искусства.
Целью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области музыкального искусства «Народные инструменты»
ставится воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств,
позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных
народов;
Задачами являются:
-формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных
установок и потребности общения с духовными ценностями;
-формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать
и оценивать культурные ценности;
-воспитание
детей
в
творческой
атмосфере,
обстановке
доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также
профессиональной требовательности;
-развитие у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков,
позволяющих
в
дальнейшем
осваивать
основные
профессиональные
образовательные программы в области музыкального искусства;
-выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих
освоению
в
соответствии
с
программными
требованиями
учебной
информации,
-выработка умения планировать свою домашнюю работу,
-формирование навыков творческой деятельности, в том числе
коллективного музицирования,
-выработка самостоятельного контроля ребенка за своей учебной
деятельностью, приобретение умения давать объективную оценку своему
труду,
-формирование
навыков
взаимодействия
с
преподавателями,
концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе,
-воспитание
уважительного
отношения
к
иному
мнению
и
художественно-эстетическим взглядам, а также понимания причин успеха
или неуспеха собственной учебной деятельности, определения наиболее
эффективных способов достижения результата.
Условия
реализации
общеобразовательной
дополнительной
программы
в
области
предпрофессиональной
музыкального
искусства
«Народные инструменты» для детей, поступивших в Школу в первый класс в
возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Срок
освоения программы «Народные инструменты» для детей, поступивших в
Школу в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5
лет.
Срок освоения программы «Народные инструменты» для детей, не
закончивших освоение образовательной программы основного общего
образования или среднего (полного) общего образования и планирующих
поступление в образовательные учреждения, реализующие основные
профессиональные образовательные программы в области музыкального
искусства, может быть увеличен на один год.
МБУДО
«ДМШ
№6»
в
соответствии
с
Федеральными
государственными требованиями имеет право реализовывать программу
«Народные инструменты» в сокращенные сроки. А также с ориентацией на
повышенный уровень освоения программы и по индивидуальным учебным
планам,
учитывающим
соблюдение
Федеральных
государственных
требований.
Прием и отбор учащихся на обучение по программе «Народные
инструменты»
школа
проводит с целью выявления
способностей.
Прием
в
предпрофессиональным
Школу
для
обучения
общеобразовательным
по
их
творческих
дополнительным
программам
в
области
музыкального искусства осуществляется в соответствии с Типовым
положением об образовательном учреждении дополнительного образования
детей, а также в соответствии с федеральными государственными
требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации
дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в
области соответствующего вида искусства и срокам обучения по этим
программам.
Прием в Школу осуществляется на основании результатов отбора детей,
проводимого с целью выявления их творческих способностей и (или)
физических
данных,
необходимых
для
освоения
соответствующих
образовательных программ в области соответствующего вида искусства.
Порядок
приема
предпрофессиональным
учащихся
для
обучения
общеобразовательным
по
дополнительным
программам
в
области
соответствующего вида искусства:
- родители (законные представители) поступающего ребенка подают
заявление на имя директора Школы, предоставляют копию свидетельства о
рождении ребенка, копию документа, удостоверяющего личность подающего
заявление родителя (законного представителя) ребенка;
-родители (законные представители) поступающего ребенка знакомятся с
Уставом, локальными актами Школы, условиями поступления и правилами
отбора
детей,
другой
информацией,
связанной
с
приемом
детей,
размещенной Школой на своем информационном стенде и официальном
сайте;
-отбор детей проводится по конкретной образовательной программе в
формах, устанавливаемых образовательным учреждением самостоятельно с
учетом
Федеральных
государственных
требований
(прослушивания,
просмотры, показы, устные ответы и др.);
-для организации проведения отбора детей приказом директора Школы
формируется комиссия (комиссии) по отбору детей из числа преподавателей
Школы;
- зачисление учащихся производится приказом директора на основании
решения о результатах отбора, принимаемого комиссией по отбору детей на
закрытом заседании простым большинством голосов членов комиссии, в
пределах плановой цифры, устанавливаемой Учредителем.
Продолжительность учебного года.
При реализации программы «Народные инструменты» со сроком
обучения 8 лет продолжительность учебного года с первого по седьмой
классы
составляет
39
недель,
в
восьмом
классе
–
40
недель.
Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели,
со второго по восьмой классы 33 недели. При реализации программы
«Народные
инструменты»
с
дополнительным
годом
обучения
продолжительность учебного года в восьмом классе составляет 39 недель, в
девятом классе – 40 недель, продолжительность учебных занятий в девятом
классе составляет 33 недели.
При реализации программы «Народные инструменты» со сроком
обучения 5 лет продолжительность учебного года с первого по четвертый
классы составляет 39 недель, в пятом классе – 40 недель. Продолжительность
учебных занятий с первого по пятый классы составляет 33 недели. При
реализации программы «Народные инструменты» с дополнительным годом
обучения продолжительность учебного года в пятом классе составляет 39
недель, в шестом классе - 40 недель, продолжительность учебных занятий в
шестом классе составляет 33 недели.
В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4
недель, в первом классе для обучающихся по данной образовательной
программе со сроком обучения 8 лет устанавливаются дополнительные
недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель,
за исключением последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние
каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных
образовательных программ начального общего и основного общего
образования.
Организация учебного процесса у обучающихся по дополнительной
предпрофессиональной
музыкального
общеобразовательной
искусства
«Народные
программе
инструменты»
в
области
осуществляется
следующим образом: учебные предметы учебного плана и проведение
консультаций
осуществляется
в
форме
индивидуальных
занятий,
мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек, по ансамблевым
учебным предметам — от 2-х человек), групповых занятий (численностью от
11 человек).
Внеаудиторная
(самостоятельная)
работа
обучающихся
сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени,
затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету.
Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение
домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры
(филармоний,
театров,
концертных
залов,
музеев
и
др.),
участие
обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской
деятельности Школы.
Выполнение
обучающимся
домашнего
задания
контролируется
преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и
нотными изданиями, хрестоматиями, партитурами, клавирами, конспектами
лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными
требованиями по каждому учебному предмету.
Реализация программы «Народные инструменты» обеспечивается
консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки
обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим
конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению школы. Консультации
могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени в
следующем объеме: 196 часов при реализации образовательной программы
со сроком обучения 8 лет и 234 часа с дополнительным годом обучения; 148
часов при реализации образовательной программы со сроком обучения 5 лет
и 186 часов с дополнительным годом обучения. Резерв учебного времени
устанавливается школой из расчета одной недели в учебном году. В случае,
если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени
используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую
работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать и
после окончания промежуточной аттестации (экзаменационной) с целью
обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних
каникул.
Оценка
качества
реализации
образовательной
программы
«Народные инструменты» включает в себя текущий контроль успеваемости,
промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости используются
контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование,
академические концерты, прослушивания, технические зачеты. Текущий
контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков,
зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачёты и экзамены могут
проходить
в
виде
технических
зачетов,
академических
концертов,
исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации
проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за
пределами аудиторных учебных занятий.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной
аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в
свидетельство об окончании МБУДО «ДМШ №6»
В Школе формами промежуточной аттестации могут быть: контрольный
урок, зачет, контрольное задание, прослушивание, академический концерт,
экзамен. Периодичность промежуточной аттестации учащихся – не реже
одного раза в учебную четверть.
В Школе установлена пятибалльная и зачетная система оценок.
По окончании полугодий учебного года, как правило, оценки
выставляются по каждому изучаемому предмету. Оценки обучающимся
могут выставляться и по окончании четверти.
Требования
определяются
к
содержанию
МБУДО
«ДМШ
итоговой
аттестации
обучающихся
№6»
основании
Федеральных
на
государственных требований.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
1) Специальность;
2) Сольфеджио;
3) Музыкальная литература.
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично»,
«хорошо»,
«удовлетворительно»,
«неудовлетворительно».
Временной
интервал между выпускными экзаменами должен быть не менее трех
календарных дней.
Критерии оценок итоговой аттестации разработаны в соответствии с
Федеральными государственными требованиями. При прохождении итоговой
аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки
в соответствии с программными требованиями, в том числе:
знание
творческих
композиторов,
биографий
музыкальных
зарубежных
произведений,
и
основных
отечественных
исторических
периодов развития музыкального искусства во взаимосвязи с другими
видами искусств;
знание профессиональной терминологии, репертуара для народных
или национальных инструментов, ансамблевого и оркестрового репертуара;
достаточный
технический
уровень
владения
народным
или
национальным инструментом для воссоздания художественного образа и
стиля исполняемых произведений разных форм и жанров;
умение определять на слух, записывать, воспроизводить голосом
аккордовые, интервальные и мелодические построения;
наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры.
Кадровый ресурс.
Реализация программы «Народные инструменты» обеспечивается
педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или
высшее
профессиональное
образование,
соответствующее
профилю
преподаваемого учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее
профессиональное образование, должна составлять не менее 25 процентов в
общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по
данной программе.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны
иметь высшее профессиональное образование, может быть заменено
преподавателями, имеющими среднее профессиональное образование и
государственные почетные звания в соответствующей профессиональной
сфере,
или
образование
специалистами,
и
стаж
имеющими
практической
среднее
работы
профессиональное
в
соответствующей
профессиональной сфере более 15 последних лет.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из
которых 32-33 недели - реализация аудиторных занятий, 2-3 недели проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность
педагогических работников должна быть направлена на методическую,
творческую,
культурно-просветительскую
работу,
а
также
освоение
дополнительных профессиональных образовательных программ.
Непрерывность
профессионального
развития
педагогических
работников обеспечивается освоением дополнительных профессиональных
образовательных программ в объеме не менее 72-х часов, не реже чем один
раз в пять лет в ОУ, имеющих лицензию на осуществление образовательной
деятельности.
Педагогические
работники
МБУДО
«ДМШ
№6»
осуществляют творческую и методическую работу.
МБУДО «ДМШ №6» создает условия для взаимодействия с другими
ОУ, реализующими образовательные программы в области музыкального
искусства, в том числе и профессиональные, с целью обеспечения
возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения
постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам
реализации программы «Народные инструменты», использования передовых
педагогических технологий.
Финансовые условия реализации программы.
При реализации программы «Народные инструменты» предусмотрена
работа концертмейстеров с учетом сложившихся традиций и методической
целесообразности:
-по учебному предмету «Специальность» от 60 до 100 процентов
аудиторного учебного времени;
-по учебному предмету «Хоровой класс» и консультациям по данному
учебному предмету не менее 80 процентов от аудиторного учебного времени;
-по учебному предмету «Ансамбль» от 60 до 100 процентов
аудиторного учебного времени;
-при введении в вариативную часть ОП учебного предмета «Ритмика» до 100 процентов аудиторного времени, учебного предмета «Оркестровый
класс» и консультаций по данному учебному предмету - не менее 80
процентов от аудиторного учебного времени.
Материально-техническая база Школы соответствует санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда. Школа соблюдает
своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.
Для реализации программы «Народные инструменты» в Школе
имеются учебные аудитории, специализированные кабинеты. Материальнотехническое обеспечение включает в себя помещения для работы со
специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку),
учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных
занятий, учебные аудитории для занятий по учебным предметам «Хоровой
класс» со специализированным оборудованием (подставками для хора,
пианино), «Оркестровый класс» с пультами, пианино.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных
предметов «Специальность» и «Фортепиано» оснащены пианино.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных
предметов «Слушание музыки», «Сольфеджио», «Музыкальная литература
(зарубежная,
отечественная)»,
оснащены
пианино,
звукотехническим
оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами,
шкафами) и оформлены наглядными пособиями.
В
Школе
созданы
условия
для
содержания,
своевременного
обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. Школа также
обеспечивает выступления учебных коллективов (хоровых, ансамблевых,
оркестровых).
2.Планируемые результаты освоения обучающимися
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области музыкального искусства «Народные
инструменты»
Основные позиции.
В результате освоения программы (сроком обучения 5-8 лет, а также с
дополнительным годом обучения) происходит целостное художественноэстетическое
развитие
приобретение
ею
в
личности
процессе
(общекультурные
освоения
компетенции)
образовательной
и
программы
музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков
(профессиональные компетенции).
Планируемым
предпрофессиональной
результатом
освоения
общеобразовательной
дополнительной
программы
в
области
музыкального искусства «Народные инструменты» является приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных
областях:
в области музыкального исполнительства обучающийся должен:
- знать художественно-эстетические, технические особенности, характерные
для сольного, ансамблевого и (или) оркестрового исполнительства;
- знать музыкальную терминологию;
-
уметь
грамотно
ансамбле/оркестре
достаточном
исполнять
на
музыкальные
народном
художественном
или
произведения
национальном
уровне
в
соло,
инструменте
соответствии
со
в
на
стилевыми
особенностями;
- уметь самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных
жанров и стилей на народном или национальном инструменте;
-
уметь
самостоятельно
разучивании
несложного
преодолевать
технические
музыкального
произведения
трудности
на
при
народном
инструменте;
- уметь создавать художественный образ при исполнении музыкального
произведения на народном или национальном инструменте;
- обладать навыками игры на фортепиано несложных музыкальных
произведений различных стилей и жанров;
- обладать навыками импровизации на народном или национальном
инструменте, чтения с листа несложных музыкальных произведений на
народном или национальном инструменте и на фортепиано;
- обладать навыками подбора по слуху;
-
обладать
первичными
навыками
в
области
теоретического
и
исполнительского анализа исполняемых произведений;
- обладать навыками публичных выступлений (сольных, ансамблевых,
оркестровых);
- знать основной сольный репертуар для народного или национального
инструмента;
- знать ансамблевый и оркестровый репертуар для народных или
национальных инструментов;
-
знать
различные
исполнительские
интерпретации
музыкальных
произведений;
-
знать
характерные
особенности
музыкальных
жанров,
стилистические направления и композиторские индивидуальности;
основные
- уметь создавать собственную исполнительскую концепцию исполняемого
на народном инструменте музыкального произведения;
- уметь ориентироваться в многообразии музыкальных форм при анализе и
исполнении музыкальных произведений на струнном инструменте;
в области теории и истории музыки обучающийся должен:
- знать музыкальную грамоту и основы теории музыки;
- знать основные этапы жизненного и творческого пути отечественных и
зарубежных
композиторов,
а
также
созданные
ими
музыкальные
произведения;
- обладать первичными знаниями в области строения классических
музыкальных форм;
- уметь использовать полученные теоретические знания при исполнительстве
музыкальных произведений на народном или национальном инструменте, а
также фортепиано;
- уметь осмысливать музыкальные произведения и события путем изложения
в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;
- обладать навыками восприятия музыкальных произведений различных
стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;
- обладать навыками восприятия элементов музыкального языка;
-
обладать
навыками
анализа
музыкального
произведения
(анализ
музыкального синтаксиса, особенностей стиля и жанра, мелодический и
гармонический анализ);
-
обладать
навыками
записи
музыкального
текста
по
слуху
(как
одноголосного, так и 2-голосного с элементами 3-голосия);
- обладать навыками вокального исполнения музыкального текста, в том
числе
путем
группового
(ансамблевого)
и
индивидуального
сольфеджирования, пения с листа;
- знать основные эстетические и стилевые направления в области
музыкального, изобразительного, театрального и киноискусства;
- знать основные понятия элементарной теории музыки (основные элементы
музыкального языка, принципы строения музыкальной ткани, типы
изложения музыкального материала);
- уметь строить интервалы и аккорды;
- группировать длительности;
- уметь транспонировать заданный музыкальный материал;
- уметь осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением
роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;
- обладать навыками слухового анализа музыкальной ткани с точки зрения
ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических
или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения
материала (типов фактур);
- обладать навыками восприятия современной музыки;
- обладать багажом прослушанных музыкальных произведений;
- уметь узнавать прослушанные музыкальные произведения на слух;
- уметь свободно ориентироваться в исторических периодах музыкального
искусства, многообразии жанров и композиторских стилях;
- владеть информацией об особенностях развития музыкального искусства
стран, представители и произведения которых изучались в области теории и
истории музыки;
- обладать представлениями о творческом облике того или иного
композитора, творчество которых изучались в курсе слушания музыки или
музыкальной литературы, их эстетических взглядах, приоритетных жанрах
творчества;
- обладать первичными знаниями в области строения классических простых и
сложных музыкальных форм;
- обладать сформированными вокально-интонационными навыками и
слуховыми представлениями;
- обладать сформированными навыками метрических и ритмических
закономерностей музыкального текста;
- обладать навыками восприятия музыкальных произведений различных
стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;
- обладать навыками творческой деятельности (сочинение и досочинение
мелодии, ритма в предложенном стиле, форме и пр.).
Результаты
освоения
программы
«Народные
инструменты»
по
учебным предметам обязательной части должны отражать:
Специальность:
наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,
самостоятельному музыкальному исполнительству;
– сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и
навыков,
позволяющий
использовать
многообразные
возможности
народного или национального инструмента для достижения наиболее
убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать
репертуар
из
музыкальных
произведений
различных
эпох,
стилей,
направлений, жанров и форм;
– знание репертуара для народного инструмента, включающего
произведения разных стилей и жанров в соответствии с программными
требованиями;
– знание художественно-исполнительских возможностей народного
инструмента;
– знание профессиональной терминологии;
– умение читать с листа несложные музыкальные произведения;
навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять
процессом исполнения музыкального произведения;
– навыки по использованию музыкально-исполнительских средств
выразительности,
выполнению
анализа
исполняемых
произведений,
владению различными видами техники исполнительства, использованию
художественно оправданных технических приемов;
– наличие творческой инициативы, сформированных представлений о
методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над
исполнительскими трудностями;
–
наличие
музыкальной
памяти,
развитого
мелодического,
ладогармонического, тембрового слуха;
– наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве
солиста.
Ансамбль:
–
сформированный
комплекс
навыков
и
умений
в
области
коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий
демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и
реализацию исполнительского замысла;
– знание ансамблевого репертуара, способствующее воспитанию на
разнообразной литературе способностей к коллективному творчеству;
–
навыки
ансамблевого
по
решению
исполнительства,
музыкально-исполнительских
обусловленные
задач
художественным
содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального
произведения.
Фортепиано:
– знание инструментальных и художественных особенностей и
возможностей фортепиано;
– знание в соответствии с программными требованиями музыкальных
произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными
композиторами;
– владение основными видами фортепианной техники, использование
художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать
художественный образ, соответствующий авторскому замыслу.
Хоровой класс:
– знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых
особенностей
хоровых
партитур,
художественно-исполнительских
возможностей хорового коллектива;
– умение передавать авторский замысел музыкального произведения с
помощью органического сочетания слова и музыки;
– навыки коллективного хорового исполнительского творчества;
– сформированные практические навыки исполнения авторских,
народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и
зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей.
– наличие практических навыков исполнения партий в составе
вокального ансамбля и хорового коллектива.
Сольфеджио:
– сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий
наличие у обучающегося развитого музыкального слуха и памяти, чувства
ритма,
художественного
вкуса,
знания
музыкальных
стилей,
способствующих творческой самостоятельности, в том числе:
– знание профессиональной музыкальной терминологии;
– умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные
примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с
использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать
аккордовые и интервальные цепочки;
– умение импровизировать на заданные музыкальные темы или
ритмические построения;
– навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на
инструменте, запись по слуху и т.п.).
Слушание музыки:
– наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее
основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах,
исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;
– способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе
восприятия музыкального произведения;
– умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от
прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с
фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов
искусств.
Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):
– первичные знания о роли и значении музыкального искусства в
системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
– знание творческих биографий зарубежных и отечественных
композиторов согласно программным требованиям;
– знание в соответствии с программными требованиями музыкальных
произведений зарубежных и отечественных композиторов различных
исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до
современности;
– умение исполнять на музыкальном инструменте тематический
материал пройденных музыкальных произведений;
– навыки по выполнению теоретического анализа музыкального
произведения – формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных,
метроритмических, ладовых особенностей;
– знание основных исторических периодов развития зарубежного и
отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами
искусств (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы),
основные стилистические направления, жанры;
– знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков
музыки;
– знание профессиональной музыкальной терминологии;
– сформированные основы эстетических взглядов, художественного
вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной
деятельности;
– умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о
творчестве композиторов;
– умение определять на слух фрагменты того или иного изученного
музыкального произведения;
– навыки по восприятию музыкального произведения, умение
выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать
ассоциативные связи с другими видами искусств.
Элементарная теория музыки:
– знание основных элементов музыкального языка (понятий – звукоряд,
лад, интервалы, аккорды, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция);
– первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения
музыкального материала;
– умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с
объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального
произведения;
– наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки
зрения
ладовой
системы,
особенностей
звукоряда
(использования
диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного
изложения материала (типов фактур).
3. Учебный план. (График на текущий год прилагается).
В
дополнительную
предпрофессиональную
общеобразовательную
программу в области музыкального искусства «Народные инструменты»
входят следующие учебные предметы:
Учебные
предметы
обязательной
части
исполнительство» (срок обучения 5 лет, 8 лет):
- специальность,
- ансамбль,
- фортепиано,
- хоровой класс.
ПО.01.
«Музыкальное
Учебные предметы обязательной части ПО.02. «Теория и история
музыки» (срок обучения 5 лет):
- сольфеджио,
- музыкальная литература (зарубежная, отечественная).
Учебные предметы обязательной части ПО.02. «Теория и история
музыки» (срок обучения 8 лет):
- сольфеджио,
- слушание музыки,
- музыкальная литература (зарубежная, отечественная).
Учебный план программы «Народные инструменты» предусматривает
следующие предметные области (обязательной части):
музыкальное исполнительство;
теория и история музыки
и разделы:
консультации;
промежуточная аттестация;
итоговая аттестация.
Предметные области имеют обязательную и вариативную части,
которые состоят из учебных предметов.
При реализации программы «Народные инструменты» со сроком
обучения 8 лет общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной
части составляет 1579 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и
учебным предметам (УП):
ПО.01.Музыкальное исполнительство: УП.01.Специальность - 559
часов, УП.02.Ансамбль - 165 часов, УП.03.Фортепиано - 99 часов,
УП.04.Хоровой класс – 98 часов;
ПО.02.Теория и история музыки: УП.01.Сольфеджио - 378,5 часа,
УП.02.Слушание музыки - 98 часов, УП.03.Музыкальная литература
(зарубежная, отечественная) - 181,5 часа.
При
реализации
программы
«Народные
инструменты»
с
дополнительным годом обучения ОП со сроком обучения 8 лет общий объем
аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 1859,5 часа, в
том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01.Музыкальное исполнительство: УП.01.Специальность – 641,5
часа,
УП.02.Ансамбль
–
231
час,
УП.03.Фортепиано
-
99
часов,
УП.04.Хоровой класс – 98 часов; ОП.02.Теория и история музыки:
УП.01.Сольфеджио - 428 часов, УП.02.Слушание музыки - 98 часов,
УП.03.Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) - 231 час,
УП.04.Элементарная теория музыки – 33 часа.
При реализации программы «Народные инструменты» со сроком
обучения 5 лет общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной
части составляет 1039,5 часа, в том числе по предметным областям (ПО) и
учебным предметам (УП):
ПО.01.Музыкальное исполнительство: УП.01.Специальность – 363 часа,
УП.02.Ансамбль - 132 часа, УП.03.Фортепиано – 82,5 часа, УП.04.Хоровой
класс – 33 часа;
ПО.02.Теория и история музыки: УП.01.Сольфеджио - 247,5 часа,
УП.02.Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) - 181,5 часа.
При
реализации
программы
«Народные
инструменты»
с
дополнительным годом обучения ОП со сроком обучения 5 лет общий объем
аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 1320 часов, в
том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01.Музыкальное исполнительство: УП.01.Специальность – 445,5
часа, УП.02.Ансамбль – 198 часов, УП.03.Фортепиано – 82,5 часа,
УП.04.Хоровой класс – 33 часа;
ОП.02.Теория и история музыки: УП.01.Сольфеджио - 297 часов,
УП.02.Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) - 231 час,
УП.03.Элементарная теория музыки – 33 часа.
Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления
подготовки обучающихся, определяемой содержанием обязательной части,
получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков.
Учебные предметы вариативной части определяются МБУДО «ДМШ №6».
Объем времени вариативной части, (также предусматриваемый Школой) на
занятия обучающихся с присутствием преподавателя, может составлять до 60
процентов от объема времени предметных областей обязательной части,
предусмотренного на аудиторные занятия.
При реализации учебных предметов обязательной и вариативной
частей предусматривается объем времени на самостоятельную работу
обучающихся. Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по
каждому
учебному
педагогических
предмету
традиций
и
определяется
методической
с
учетом
сложившихся
целесообразности.
Объем
максимальной учебной нагрузки обучающихся не должен превышать 26
часов в неделю. Аудиторная учебная нагрузка по всем учебным предметам
учебного плана не должна превышать 14 часов в неделю (без учета времени,
предусмотренного учебным планом на консультации, затрат времени на
контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участия обучающихся в
творческих и культурно-просветительских мероприятиях Школы).
4. График образовательного процесса
(Годовой календарный график на текущий год прилагается)
Продолжительность учебного года и каникулы.
При реализации программы «Народные инструменты» со сроком
обучения 8 лет продолжительность учебного года с первого по седьмой
классы
составляет
39
недель,
в
восьмом
классе
–
40
недель.
Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели,
со второго по восьмой классы 33 недели. При реализации программы
«Народные
инструменты»
с
дополнительным
годом
обучения
продолжительность учебного года в восьмом классе составляет 39 недель, в
девятом классе – 40 недель, продолжительность учебных занятий в девятом
классе составляет 33 недели.
При реализации программы «Народные инструменты» со сроком
обучения 5 лет продолжительность учебного года с первого по четвертый
классы составляет 39 недель, в пятом классе – 40 недель. Продолжительность
учебных занятий с первого по пятый классы составляет 33 недели. При
реализации программы «Народные инструменты» с дополнительным годом
обучения продолжительность учебного года в пятом классе составляет 39
недель, в шестом классе - 40 недель, продолжительность учебных занятий в
шестом классе составляет 33 недели.
В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в
первом классе для обучающихся по ОП со сроком обучения 8 лет
устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы
устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года
обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки,
установленные при реализации основных образовательных программ
начального общего и основного общего образования.
Реализация программы «Народные инструменты» обеспечивается
консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки
обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим
конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению Школы. Консультации
могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени в
следующем объеме: 196 часов при реализации ОП со сроком обучения 8 лет
и 234 часа с дополнительным годом обучения; 148 часов при реализации ОП
со сроком обучения 5 лет и 186 часов с дополнительным годом обучения.
Резерв учебного времени устанавливается Школа из расчета одной недели в
учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено,
резерв
учебного
времени
используется
на
самостоятельную
работу
обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного
времени можно использовать и после окончания промежуточной аттестации
(экзаменационной)
с
целью
обеспечения
самостоятельной
работой
обучающихся на период летних каникул.
5. Перечень программ учебных предметов по дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программе в области
музыкального искусства «Народные инструменты»
(Программы учебных предметов прилагаются)
Программы
учебных
предметов
обязательной
части
ПО.01.
«Музыкальное исполнительство»:
1. Программа учебного предмета «Специальность»
2. Программа учебного предмета «Ансамбль»
3. Программа учебного предмета «Фортепиано»
4. Программа учебного предмета «Хоровой класс»
Программы учебных предметов обязательной части ПО.02. «Теория и
история музыки»:
1. Программа учебного предмета «Сольфеджио»
2. Программа учебного предмета «Слушание музыки»
3. Программа учебного предмета «Музыкальная литература (зарубежная,
отечественная)»
4. Программа учебного предмета «Элементарная теория музыки» (6 ОП,
9 ОП)
Программы учебных предметов вариативной части В.00. «Вариативная
часть»:
1. Программа учебного предмета «Оркестровый класс»
2. Программа учебного предмета «Изучение инструментов народного
оркестра»
3. Программа
учебного
предмета
углубленного изучения предмета)
«Фортепиано»
(для
более
6. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой
аттестации результатов освоения обучающимися дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программы в области
музыкального искусства «Народные инструменты»
Оценка качества реализации программы «Народные инструменты»
включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и
итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости могут быть
использованы контрольные работы, устные опросы (как индивидуальные, так
и
фронтальные),
письменные
работы,
тестирование,
викторины,
академические концерты, прослушивания, технические зачеты, творческие
формы.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности
обучающихся по окончании полугодий учебного года, при этом во втором
полугодии – по каждому учебному предмету. По решению образовательного
учреждения оценка результатов учебной деятельности обучающихся может
осуществляться и по окончании четверти.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков,
зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачёты и экзамены могут
проходить
в
виде
технических
зачетов,
академических
концертов,
исполнения концертных программ, письменных работ и тестов, викторин и
устных опросов. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной
аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены
проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной
аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в
свидетельство об окончании школы.
Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения
разрабатываются школой самостоятельно на основании федеральных
государственных требований. Школой разрабатываются критерии оценок
промежуточной
аттестации
и
текущего
контроля
успеваемости
обучающихся. Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных
средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы
контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются школой
самостоятельно.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными
отображениями федеральных государственных требований, соответствовать
целям и задачам программы «Народные инструменты» и её учебному плану.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных
выпускниками
знаний,
умений,
навыков
и
степень
готовности выпускников к возможному продолжению профессионального
образования в области музыкального искусства.
По окончании полугодий учебного года, как правило, оценки
выставляются по каждому учебному предмету. Оценки обучающимся могут
выставляться и по окончании четверти.
Требования
определяются
к
содержанию
школой
на
итоговой
основании
аттестации
федеральных
обучающихся
государственных
требований
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов по
предметам:
1) Специальность;
2) Сольфеджио;
3) Музыкальная литература.
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично»,
«хорошо»,
«удовлетворительно»,
«неудовлетворительно».
Временной
интервал между выпускными экзаменами должен быть не менее трех
календарных дней.
Оценка
«отлично»
ставится
при
прекрасном
демонстрировании
приобретенных знаний, умений и навыков во всех предметных областях, по
всем учебным предметам.
Оценка «хорошо» выставляется при хорошем, достаточном уровне
демонстрирования приобретенных знаний, умений и навыков во всех
предметных областях, по всем учебным предметам.
Оценка «удовлетворительно» ставится при слабом, но достаточно
удовлетворительном демонстрировании приобретенных знаний, умений и
навыков во всех предметных областях, по всем учебным предметам.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если учащийся отказывается
отвечать на вопросы, или дает неудовлетворительный ответ, показывающий
незнание материала, демонстрирует очень слабый уровень приобретенных
знаний, умений и навыков во всех предметных областях, по всем учебным
предметам.
Требования
к
выпускным
экзаменам
определяются
школой
самостоятельно.
Школой разрабатываются критерии оценок итоговой аттестации в
соответствии с федеральными государственными требованиями.
Итоговая аттестация учащихся дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной
программы
в
области
музыкального
искусства
«Народные инструменты» представляет собой форму контроля (оценки)
освоения
выпускниками
дополнительных
предпрофессиональных
общеобразовательных программ в области искусств в соответствии с
федеральными
государственными
требованиями,
установленными
к
минимуму содержания, структуре и условиям реализации указанных
образовательных программ, а также срокам их реализации.
При
прохождении
продемонстрировать
итоговой
знания,
аттестации
умения
программными требованиями, в том числе:
и
навыки
выпускник
в
должен
соответствии
с
знать
творческие
биографии
зарубежных
и
отечественных
композиторов, музыкальные произведения, основные исторические периоды
развития музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами
искусств;
знать профессиональную терминологию,
репертуар для народных
инструментов, ансамблевый и оркестровый репертуар;
демонстрировать
достаточный
технический
уровень
владения
народным инструментом для воссоздания художественного образа и стиля
исполняемых произведений разных форм и жанров;
уметь определять на слух, записывать, воспроизводить голосом
аккордовые, интервальные и мелодические построения;
обладать широким кругозором в области музыкального искусства и
культуры.
7. Программа творческой, методической и культурно-просветительской
(конкурсно - фестивальной) деятельности
Организация творческой деятельности учащихся по дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной
программе
в
области
музыкального искусства «Народные инструменты» направлена на выявление
и развитие одаренных детей в области музыкального искусства. Организация
программы творческой деятельности осуществляется путем проведения
различного
рода
творческих
мероприятий.
Программа
творческой
деятельности учащихся включает в себя:
- участие в конкурсах различного уровня (школьного, районного,
городского, областного, регионального, всероссийского и международного);
- участие в творческих коллективах школы.
Организация методической деятельности учащихся направлена на
формирование
навыков
работы
с
научно-методической
литературой,
эпистолярными источниками и библиотечными архивами. Методическая
деятельность также включает в себя написание рецензий на посещение
культурного (творческого) мероприятия, концерта, выставки, мастер-класса.
Кроме этого, в программу методической деятельности входит участие
учащихся в семинарах, мастер-классах, форумах, конференциях в различных
формах (в качестве докладчика, в качестве слушателя, форма тезисов, с
иллюстративным материалом).
Культурно-просветительская деятельность учащихся осуществляется
через участие в фестивалях, олимпиадах, мастер-классах и творческих
вечерах, через посещения учащимися учреждений культуры (филармоний,
выставочных и концертных залов, театров, музеев и др.), а также
организацию
культурно-просветительской деятельности совместно с
другими детскими школами искусств и образовательными учреждениями
среднего профессионального и высшего профессионального образования,
реализующими основные профессиональные образовательные программы в
области музыкального искусства и другими социальными партнерами.