Дополнительный инструмент (аккордеон) 4 ОП

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 6»
городского округа Саранск

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО»
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «АККОРДЕОН»

Предметная область
Исполнительская подготовка

ПРОГРАММА
по учебному предмету
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
(АККОРДЕОН)
Срок обучения 4 года

Саранск 2016

«Одобрено»
Методическим советом
МБУДО «ДМШ № 6» г.о. Саранск
«____» _______________ 20____ г.
дата рассмотрения

«Утверждаю»
Директор – П.С.Еськин
______________
(подпись)
«____» _______________ 20____ г.
дата утверждения

Разработчик – Костерина О.Г., заведующая отделением народных
инструментов, преподаватель по классу аккордеона МБУДО «ДМШ № 6»
Рецензент – Ляпина О.А., преподаватель по классу баяна МБУДО «ДМШ № 6»
Рецензент – Тимофеев Н.П., преподаватель отделения «Инструментальное
исполнительство – инструменты народного оркестра» ГБПОУ РМ СМУ ИМ
Л.П.КИРЮКОВА, Заслуженный работник культуры Республики Мордовия

Содержание

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Пояснительная записка
Содержание учебного предмета
Требования к уровню подготовки учащихся
Формы и методы контроля, система оценок
Методическое обеспечение учебного процесса
Список литературы и средств обучения

I Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Данная программа предлагает учебный курс по предмету «Общий аккордеон»
для учащихся всех отделений детской музыкальной школы (детской школы
искусств).
Данная программа рассчитана на срок обучения на 4 года, по 0,5 часа в
неделю. Как дополнительный предмет, аккордеон способствует воспитанию
всесторонне развитого, творчески активного человека. Занятия на аккордеоне
помогают более глубокому развитию эстетического вкуса, музыкального слуха
(особенно гармонического), расширяет исполняемый репертуар учащихся. Эти
качества необходимы не только профессиональному музыканту и будущему
участнику самодеятельности, но и каждому культурному слушателю музыки.
Аккордеон сложный в изучении инструмент. Играть приходиться на двух
принципиально разных клавиатурах, причём левая клавиатура находиться в
движении и вне обзора играющего. Поэтому в поле внимания педагога на
протяжении всего обучения должны быть посадка, установка инструмента и,
конечно же, постановка рук ученика. На первом занятии следует познакомить
ученика с историей инструмента, его строением и правилами ухода за ним.
Обучение начинается с определения уровня подготовки учащегося, затем
определяются цели и задачи последующего этапа обучения. Необходимо серьёзно
продумывать изучаемый репертуар. От него во многом зависит не только интерес
ученика к занятиям, но и его творческий и технический рост. В начальный период
обучения предпочтительно использовать доступный и эмоционально близкий
ученику репертуар. Включать в изучаемый репертуар любимые мелодии, народные
песни и танцы, детские и современные песни. По мере освоения инструмента в
программу включаются простые в техническом отношении, яркие образно
произведения композиторов классиков, современных авторов. При составлении
индивидуального плана необходимо включать в учебную программу произведения
для чтения с листа, подбора по слуху, транспонирования. Данные направления
работы способствуют планомерному исполнительскому росту ученика. Умение
читать ноты с листа - важная составляющая всестороннего развития учащегося,
открывающая перед ним широкие возможности для ознакомления с музыкальной
литературой. Чтение с листа способствует освобождению исполнительского
аппарата, выработке ориентации на клавиатуре. Чтобы хорошо освоить навык
чтения нот с листа, необходима систематическая тренировка, только при
постоянной тренировке процесс прочтения приобретает быстроту. Эта работа
осуществляется под контролем педагога. С первых уроков он приучает ученика при
разборе новой пьесы внимательно просмотреть её текст, определить метроритм,
тональность и представить себе целостность звучания музыки. Затем, во время
исполнения, постараться точно провести мелодическую линию и меньше смотреть

на клавиатуру. Подбор по слуху, транспонирование стимулируют слуховую
активность учащихся. Способствуют формированию оживлённого интереса к
музыке, быстрейшему развитию музыкального мышления детей, помогает им
тоньше воспринимать разучиваемые произведения и более художественно их
исполнять. Подбор по слуху начинают с простых попевок и детских песен. В
дальнейшем мелодии постепенно усложняются и дополняются разнообразными
видами сопровождения. Подбираемую мелодию педагог исполняет на инструменте
или голосом. Транспонирование на первоначальном этапе является продолжением
подбора по слуху знакомых мелодий от разных звуков. В дальнейшем для этой
работы используются пьесы из пройденного материала, которые ученик хорошо
знает наизусть. Игра по слуху и транспонирование пробуждают художественную
фантазию учащихся, которая нередко перерастает в способность импровизировать и
сочинять музыку.

Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Общий аккордеон» со
сроком обучения 4года, продолжительность учебных занятий с первого по
четвертый годы обучения составляет 35 недель в год.
Сведения о затратах учебного времени
Годы
1-й год
2-й год
3-й год
4-й год
обучения
Полугодия
1
2
3
4
5
6
7
8
Количество
16
19
16
19
16
19
16
19
140
недель
Аудиторные
8
9,5
8
9,5
8
9,5
8
9,5
70
занятия
Внеаудитор8
9,5
8
9,5
8
9,5
8
9,5
70
ные занятия
Максимальн
ая учебная
16
19
16
19
16
19
16
19
140
нагрузка
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Дополнительный инструмент
(аккордеон)» при 4 х-летнем сроке обучения составляет 140 часов.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме. Индивидуальная форма занятия
позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами
дифференцированного и индивидуального подходов.

Цель: обучение практическим навыкам игре на аккордеоне.

Задачи:
- выявить и развить индивидуальные возможности, склонности и музыкальные
данные ученика;
- дать необходимые теоретические знания и выработать исполнительские
навыки.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки учащихся;
- формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический (освоение приемов игры на инструменте);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные
впечатления).

Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и
фондам аудио и видеозаписей библиотеки класса. Во время самостоятельной работы
учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по
изучению предложенных тем. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными ,
учебно-методической и нотной литературой.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный план
Класс
Кол-во часов

1 класс
0,5 ч

2 класс
0,5 ч

3 класс
0,5 ч

4 класс
0,5 ч

ТРЕБОВАНИЯ ПО КЛАССАМ
Первый год обучения.
Учебно - тематический план 1 класса (общий аккордеон)

№ п/п
1
1.1

название разделов и тем
Развитие творческих
способностей
Чтение нот с листа

всего часов
17,5 ч

Второй год обучения.
Учебно- тематический план 2 класса (общий аккордеон)

№ п/п
1
1.1

название разделов и тем
Развитие творческих
способностей
Чтение нот с листа

всего часов
17,5 ч

Третий год обучения.
Учебно- тематический план 3 класса (общий аккордеон)

№ п/п
1

название разделов и тем
Развитие творческих

всего часов
17,5 ч

1.1

способностей
Чтение нот с листа

Четвертый год обучения.
Учебно- тематический план 4 класса (общий аккордеон)

№ п/п
1
1.1

название разделов и тем
Развитие творческих
способностей
Чтение нот с листа

всего часов
17,5 ч

Годовые требования:
Первый год обучения.
2 полугодие – 2 разнохарактерных произведения.
Методическое обеспечение программы 1 класса
№ п/п

Название тем
и разделов

Форма
занятия

1

Перечислены
в учебнотематическом
плане

урок

Методы

Форма
подведения
итогов
Беседа,
произведений
Опрос
объяснение, Перечислены в
(усвоение
наглядный
списке
теоретического
показ,
методической
материала),
практичес
литературы
проверка
кое
для
домашнего
исполнение преподавате
задания,
музыкаль
лей
контрольные
ных
уроки, зачеты.
произведе
ний

II полугодие
1. Качурбина М. Мишка с куклою танцуют полечку
2. По Дону гуляет. Русская народная песня
***
1. Галабов Г. Вальс

Дидактические
материалы

2. Татарская плясовая
Примерный репертуарный список.
Крылатов Е. Колыбельная Медведицы (из м/ф «Умка»)
Яблочко. Русский народный танец
Качурбина М. « Мишка куклою танцуют полечку»
« Петушок» Латышская народная песня
« По Дону гуляет» Русская народная песня
У каждого свой музыкальный инструмент.
Иванов Аз. Полька
Шостакович Д. Танец из балетной сюиты
Козлик. Детская песенка

Годовые требования
Второй год обучения.
1 полугодие – 3-4 разнохарактерных пьесы
2 полугодие – 2-4 разнохарактерных произведения

Методическое обеспечение программы 2 класса
№ п/п

1.

Название
тем и
разделов
Перечислены
в учебнотематичес
ком плане

Форма
занятия
урок

методы

Дидактические
материалы

Форма
подведения
итогов
Беседа,
Перечислены в
Опрос
объяснение,
списке
(усвоение
наглядный методической теоретического
показ,
литературы для
материала),
практичес преподавателей
проверка
кое
домашнего
исполнение
задания,
музыкаль
контрольные
ных
уроки, зачеты.
произведе
ний

Примерные программы выступлений :
I полугодие
1. Колесов Л. Часы-ходики
2. На горе-то калина. Русская народная песня
***
1. Доренский А. Регтайм
2. На улице дождь. Русская народная песня
II полугодие
1. Мой костер. Русская народная песня
2. Чайкин М. Полька
***
1. Светит месяц. Русская народная песня
2. Коннова Е. Хоровод
Примерный репертуарный список

Пьесы для разучивания
Заплетись плетень. Русская народная песня
Светит месяц. Русская народная песня
Ой, полна, полна коробушка. Русская народная песня
Остен Ч. Кукушкин вальс
Хренников Т. Речная песенка
Гретри А. Спор
Очи черные. Старинный романс
Ой, дивчина, шумить гай. Украинская народная песня
Весёлый сапожник. Польская народная песня
Фасхутдинов А. Игра. Считалочка
Шахов Г. Любимое кушанье
Мой костер

Листов К. В землянке
Спадавекиа А. Добрый жук
Бетховен Л. Сурок
Хачатурян А. Вальс
Аннушка. Чешская народная песня. Обр. Ребикова В.
Доренский А. Регтайм (из сюиты № 1)
Доренский А. Регтайм (из сюиты № 5)
Сейксас Х. К. Менуэт
Колесов Л. Песенка дождя
Шаинский В. Песенка про кузнечика
Островский . Спят усталые игрушки
Шаинский В. Песенка крокодила Гены
Шаинский В. Антошка)

Годовые требования
Третий год обучения.
1 полугодие – 3-4 разнохарактерных пьесы
2 полугодие – 2-4 разнохарактерных произведения

Методическое обеспечение программы 3 класса
№ п/п

Название тем
и разделов

Форма
заняти я

1.

Перечислены
в учебнотематическом
плане

Урок

методы

Дидактические
материалы

Форма
подведения
итогов
Беседа,
Перечислены в
Опрос
объяснение,
списке
(усвоение
наглядный
методической теоретического
показ,
литературы
материала),
практическое
для
проверка
исполнение
преподавате
домашнего
музыкальных
лей
задания,
произведе
контрольные
ний
уроки, зачеты.

Примерные программы выступлений :
I полугодие:
1. Векерлен Ж. Детская песенка
2. Я пойду ли, молоденька. Русская народная песня .Обр.Куликова П.
***
1. Доренский А. Регтайм
2. На улице дождь. Русская народная песня
II полугодие
1. Мой костер. Русская народная песня
2. Чайкин М. Полька
***
1. Вдоль по Питерской. Русская народная песня. Обр.Крючкова А.
2.Лоуренс Э. Инесс.
Примерный репертуарный список.

Обработки народных песен и танцев
1. Чешская народная песня«А я сам, а я сам
2. Русская народная песня «Ах ты, канава»
3. Башкирская песня
4. Русская народная песня «Белолица, круглолица»
5. Польская народная песня «Веселый сапожник»
6. Русская народная песня «Все мы песни перепели»
7. Русская народная песня «Во саду ли в огороде»
8. Украинская народная песня «Добрый вечер»
9. Украинский народный танец «Казачок»
10. Русская народная песня «На улице дождь, дождь»
11. Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я»

12. Белорусская народная песня «Сел комарик на дубочек»
13. Русская народная песня «Я пойду ли, молоденька»
14. Украинская народная песня «Ясно солнышко закатилося»

Пьесы
1. Александров Ан. К нам гости пришли
2. Баснер А. Романс
3. Бекман Л. Елочка
4. Денисов Э. Плясова
5. Дунаевский И. Колыбельная
6. Жилинский А. Весёлый пастушок
7. Жилинский А. Детская полька
8. Жилинский А. Латышская полька
9. Жилинский А. Старинный танец
10. Кадомцев И. Песенка медвежонка
11. Красев М. Игра с мячом
12. Кузнецов Е. Игрушка
13. Левидова Д. Песня
14. Леман Ю. Утро
15. Нейзидлер Г. Нидерландский танец
16. Островский А. Новогодняя хороводная
17. Сигмейстер Э. Две зеленые лягушки
18. Сигмейстер Э. Кукушка танцует вальс
19. Сурков А. Синичка
20. Тюрк Д. Веселый Ваня
21. Файзи Д. Елочк
22. Фельцман О. Поверь в себя

23. Филипп И. Колыбельная
24. Чайкин Н. Серенада
25. ЧекаловП. Маленький вальс
26. Черемухин М. Маленькая сказочка
27. Шольце И. Песня
28. Шостакович Д. Марш

Годовые требования
Четвертый год обучения.
1 полугодие – 3-4 разнохарактерных пьесы
2 полугодие – 2-4 разнохарактерных произведений

Методическое обеспечение программы 4 класс
№ п/п

Название тем
и разделов

1.

Перечислены
в учебнотематическом
плане

Фор
ма заня
тия
урок

методы

Дидактические
материалы

Форма
подведения
итогов
Беседа,
Перечислены в
Опрос
объяснение,
списке
(усвоение
наглядный
методической теоретического
показ,
литературы для
материала),
практическое преподавателей
проверка
исполнение
домашнего
музыкальных
задания,
произведений
контрольные
уроки, зачеты.

Примерные программы выступлений :
I полугодие
1. Как у наших, у ворот. Русская народная песня. Обр. Щербаковой М.
2. Уайт Д. Тироль.
***
1. Шостакович Д. Полька
2.Кукушка. Эстонская народная песня. Обр.Ростиславиной З.

II полугодие
1. Блины. Русская народная песня. Обр. Шустова А
2. Кен.Г. Да,да
***
1. Бульба.Белорусский народный танец. Обр. Тышкевича Г.
2. Попп А. Манчестер-Ливерпуль

Примерный репертуарный список

Обработки народных песен и танцев
1. Алёхин В. За рекою, за быстрою
2. Балакирев М. У ворот, ворот
3. Белорусский народный танец Бульба
4. Бухвостов В. Поехал казак на чужбину (р.н.п.)
5. Бушуев Ф. Всю-то я вселенную проехал (р.н.п.)
6. Гаврилов Л. Ой, блестит в степи река (башк.н.п.)
7. Гаджибеков У. Вечер настал (азерб.н.п.)
8. Гуськова А. Вдоль по улице молодчик идёт
9. ГуськоваА. Полно, полно, вам ребята
10. Ефимов А. Уж ты, сад, ты мой сад
11. Жуков Б. Ай на горе, дуб, дуб
12. Иванов Аз. Солнце низенько (украинская народная песня)
13. Белорусский народный танец«Лявониха»
14. Павин С. Перевоз Дуня держала (русская народная песня)
15. Скуматова Н. «Полянка» (русская народная песня)
16. Шаверзашвили М. Лезгинка (грузинский народный танец)
17. Белорусский народный танец «Янка»

Пьесы
1. Анцати Л. Вальс-мюзет
2. Анчини Г. Розовая пантера
3. Бажилин Р. Старичок и утро

4. Баранов Ю. Вальс
5. Беляев Г. Ветерок
6. Беляев Г. Два ковбоя
7. Беляев Г. Осенний вальс
8. Беляев Г. Фокстрот
9. Бредис С. Грустный мотив
10. Бредис С. Маленький вальс
11. Бредис С. Полька
12. Бредис С. Раз и, два и
13. Верди Д. Марш из оперы «Аида»
14. Доренский А. Вальс
15. Доренский А. Вальс «Воспоминание»
16. Доренский А. Французская песенка
17. Калинников В. Колыбельная
18. Корриган Л. Кукарача
19. Куклин А. Воздушный шарик
20. Куклин А. Волшебный фаэтон
21. Кухнов П. Родные просторы
22. Кухнов П. Черепашки
23. Лохин Г. Latina
24. Лохин Г. Румба «В танце»
25. Майкапар С. Вальс
26. Мандэл Д. Твоей улыбки тень
27. Масленников В. В пути
28. Масленников В. Звездный вальс
29. Палмер – Хагес М. Полька Эмилия
30. Рота Н. Песня из к/ф «Крестный отец»

31. Рубинштейн А. Мелодия
32. Самойленко Б. Электричка
33. Хачатурян А. Подражание народному
34. Чайковский П. Марш деревянных солдатиков

III. Требования к уровню подготовки учащегося
Занимаясь по данной программе, учащиеся приобретают самые необходимые
практические навыки овладения приёмами игры на инструменте, умения исполнять
музыкальные произведения на достаточно художественном уровне в соответствии
со стилевыми особенностями. На основе большого количества лёгких, понятных,
интересных ребёнку пьес, пусть пройденных без тщательной отделки, не только
расширяется музыкальный кругозор, но и закрепляются изученные технические
приёмы, умение самостоятельно работать с текстом, появляется техническая
свобода. Играя переложения песен, ученики постепенно учатся применять, в
подборе по слуху, в самостоятельном музицировании. В результате обучение
становится интересным и осмысленным: дети учатся делать то, что в первую
очередь пригодится им после окончания школы.

По окончанию курса данной образовательной программы учащийся должен
знать:
- общие принципы игры на аккордеоне;
- выразительные и технические возможности инструмента;
- особенности аккордеонного репертуара;
уметь:
- воспринимать целостность музыкального образа;
- ощущать разнообразие нюансов и тембров;
- быстро переходить из одного эмоционального состояния в другое;
- более тонко понимать интонацию, мотив, фразу в строении музыкальной
формы;
- иметь навыки самостоятельного разбора новых произведений, навыки
чтения с листа;
- уметь применять и совершенствовать исполнительские навыки и
теоретические знания, полученные на уроках по инструменту и других предметах;

добиваясь единства поставленных художественных задач и эмоционального
состояния произведения.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и
итоговую аттестации.
Формами текущего и промежуточного контроля являются зачет в конце
полугодия, участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях
культурно-просветительской, творческой деятельности школы.
Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов
контроля, а также содержания контрольных мероприятий. Например,
промежуточная аттестация может проводиться каждое полугодие или один раз в
год; возможно проведение отдельных контрольных мероприятий по
дополнительному аккордеону.
Содержанием итоговой аттестации является исполнение сольной программы
.Содержанием зачета является исполнение сольной программы 1-2х произведений.
При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу,
следует учитывать: формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству,
к занятиям музыкой; наличие исполнительской культуры, развитие музыкального
мышления; овладение практическими умениями и навыками в различных видах
музыкально- исполнительской деятельности; степень продвижения учащегося,
успешность личностных достижений.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Четырехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: перейти
на обучение по предпрофессиональной программе, продолжить самостоятельные
занятия, музицировать для себя и друзей, участвовать в различных самодеятельных
ансамблях. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и
индивидуального подхода к ученикам.
Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой : посещением
выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром
концертов и музыкальных фильмов.

Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать
высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию.
Необходимо познакомить учащегося с историей аккордеона, рассказать о
выдающихся исполнителях - аккордеонистов и композиторах.
Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для
изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что
педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени
завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены
для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с
целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены
соответственно уровню музыкального и технического развития. Данные особые
условия определяют содержание индивидуального учебного плана учащегося.
На заключительном этапе у учеников сформирован опыт исполнения
классических и народных, эстрадных произведений. Исходя из этого опыта, они
используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике.
Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся получает
знания музыкальной грамоты, основы гармонии, которые применяются при подборе
на слух. Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных
способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и
музыкально-игровых навыков. Важным элементом обучения является накопление
художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и
совершенствование практики публичных выступлений.

Материально-техническое обеспечение:
- музыкальный инструмент (аккордеон);
- ноты для аккордеона;
-помещение для занятий (класс), сцена;
Аудиозаписи:
- фонограммы;
– «минусы для аккордеона»;
- демонстрационные аудиозаписи исполнителей на аккордеоне;
Видеоматериалы:
- запись конкурсных выступлений воспитанников;
- видеозапись городских и внутриучрежденческих концертов и мероприятий;

-видеоматериалы «мастер-классов»;
-видеоклипы с участием исполнителей - аккордеонистов.
VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Доренский А. Пять ступеней мастерства, первая ступень.Этюды для баяна.
– Ростов- на- Дону: Издательство «Феникс», 2000.
2. Аккордеон. Хрестоматия. 1-3 классы детской музыкальной школы. Пьесы,
этюды, ансамбли, народные песни. (Сост. Мотов В., Шахов В.) – М.:
Издательство «Кифара», 2003.
3. Бажилин Р. Н. Школа игры на аккордеоне. – М.: Издательство Владимира
Катанского, 2002.
4. Башкирские мелодии и наигрыши для баяна. – Уфа: Башкирское книжное
издательство,1986.
5. Башкирская музыка для баяна. Хрестоматия для 1-3 классов ДМШ. ( Сост.
Суханов В.П., Шайхутдинов Р.Ю.) – Уфа: РУМЦ, 1996.
6. Бортняков В. Эстрадные миниатюры «Ретро», обработки и сочинения.
Выпуск 1. – С.-П.: АДС «Детство», 1993.
7. Виктор Брызгалин. Первая полифоническая школа для баянистов и
аккордеонистов, тетрадь 1. – Курган: Мир нот, 2001.
8. Лушников В. Школа игры на аккордеоне. – М.: «Советский композитор»,
1991.
9. Геннадий Шахов. Журчит ласково ручей. Песни для детей. – М.:
«Кифара», 1998.
10. Коннова Е. В. Играю на баяне. – Уфа: РУМЦ по образованию, 2005.
11. Коннова Е.В. Давайте музицировать! Книга учителя. Методическая
разработка. – Стерлитамак: ДШИ, 2005.
12. Коннова Е. В. Давайте музицировать! Книга ученика. Методическая
разработка. – Стерлитамак: ДМШ, 2005.
13. Двилянский М. Самоучитель игры на аккордеоне. – М.: «Советский
композитор», 1992.
14. Хрестоматия аккордеониста для детских музыкальных школ, 1-2 классы.
Выпуск 1.(Сост. Бушуев Ф., Павин С.) – М.: Издательство «Музыка», 1970.
15. Лушников В. Самоучитель игры на аккордеоне. – М.: Издательство
«Музыка», 2001.
16. Мирек А. Самоучитель игры на аккордеоне. – М.: Всесоюзное
издательство советский композитор, 1982.
17. Доренский А. Эстрадно-джазовые сюиты для баяна или аккордеона. 1-3
класс ДМШ. – Ростов-на Дону: «Феникс», 2007.
18.Фортепианная игра.

19. Лев Колесов. Эстрадные миниатюры в музыкальной школе. – Москва:
Всероссийское музыкальное общество, Благотворительный фонд
«Народная музыка и дети», 2004.
20.За праздничным столом 1. Популярная музыка для баяна или аккордеона.
Сост. Агафонов О. – М.: Издательство «Музыка», 2004.
21. Лондонов П. Школа игры на аккордеоне. – М.: Издательство «Музыка»,
1978.
22.Первые шаги аккордеониста. Выпуск 13. Редактор Лондонов П. – М.:
Издательство « Музыка»
Использованная литература.
1. Примерная программа. Общее фортепиано (струнное и духовое отделение)
для детских музыкальных школ и детских школ искусств. – М.: Научнометодический центр по художественному образованию,2003. – 20 с.
2. Классы народных, духовых и ударных инструментов. Программа для
музыкальных школ и кружков (срок обучения 1-3 года). – М.: Всесоюзный
методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры, 1980.
– 144 с.
3. Аккордеон. Программа для ДМШ. – Стерлитамак: Детская музыкальная
школа № 2, 2004. – 13 с.
4. Бажилин Р.Н. Школа игры на аккордеоне. – М.: Издательство Владимира
Катанского, 2002. – 208 с.
5. Лушников В. Школа игры на аккордеоне. – М.: «Советский композитор»,
1991. – 190 с


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».