Дополнительный инструмент (балалайка) 4 ОП

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 6»
городского округа Саранск

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО»

Предметная область
Исполнительская подготовка

ПРОГРАММА
по учебному предмету
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
(БАЛАЛАЙКА)
Срок обучения 4 года

Саранск 2016

«Одобрено»
Методическим советом
МБУДО «ДМШ № 6» г.о. Саранск
«____» _______________ 20____ г.
дата рассмотрения

«Утверждаю»
Директор – П.С.Еськин
______________
(подпись)

«____» _______________ 20____ г.
дата утверждения

Разработчик – Сенькина Г.Н., преподаватель по классу домры, гитары,
балалайки МБУДО «ДМШ № 6»
Рецензент – Жданкина Ю.А., преподаватель по классу аккордеона, балалайки
МБУДО «ДМШ № 6»
Рецензент – Пивкина Т.Г., преподаватель отделения «Инструментальное
исполнительство – инструменты народного оркестра» ГБПОУ РМ СМУ ИМ
Л.П.КИРЮКОВА, Заслуженный работник культуры Республики Мордовия

Структура программы учебного предмета
I.

Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
- Срок реализации учебного предмета
Объем
учебного
времени,
предусмотренный
учебным
планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II.

Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования

III.

Требования к уровню подготовки учащихся

IV.

Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки

V.
VI.

Методическое обеспечение учебного процесса
Списки рекомендуемой учебной и методической литературы
- Примерные списки произведений
- Методическая литература
- Учебная литература
- Учебная литература для ансамблей

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль
в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Дополнительный инструмент (балалайка)» по
виду инструмента балалайка (далее – «Дополнительный инструмент (балалайка»)
разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и
методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области
искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации
от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического
опыта в области исполнительства на народных музыкальных инструментах в
детских музыкальных школах и школах искусств.
В системе музыкально-эстетического воспитания одно из ведущих мест
занимает
музыкально-инструментальное
исполнительство
на
народных
инструментах.
Народная инструментальная музыка, благодаря простоте восприятия,
содержательности,
доступности,
песенной
основе,
помогает
развивать
музыкальность в ребенке, пробуждает интерес к занятиям.
Срок реализации программы 4 года.
Недельная нагрузка по предмету «Дополнительный инструмент (балалайка)»
составляет 0,5 часа в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме. В целях
формирования навыков ансамблевого музицирования объем недельной нагрузки
может быть увеличен.
Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме
экзамена. Промежуточная аттестация проводится в форме зачетов, переводных
зачетов, академических концертов, контрольных уроков.
Срок реализации учебного предмета
Вид учебной
работы,
нагрузки,
аттестации
Годы обучения
Полугодия
Количество
недель
Аудиторные
занятия
Самостоятельная
работа
Максимальная
учебная нагрузка

Всего
часов

Затраты учебного времени
1-й год
1
2
16 19

2-й год
3
4
16 19

3-й год
5
6
16
19

4-й год
7
8
16 19

8

9,5

8

9,5

8

9,5

8

9,5

70

8

9,5

8

9,5

8

9,5

8

9,5

70

16

19

16

19

16

19

16

19

140

При реализации программы учебного предмета «Дополнительный
инструмент (балалайка)» со сроком обучения 4 года, продолжительность учебных
занятий с первого по четвертый годы обучения составляет 35 недель в год.

Сведения о затратах учебного времени
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной
организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Дополнительный инструмент
( балалайка)» при 4-летнем сроке обучения составляет 140 часов. Из них: 70 часов –
аудиторные занятия, 70 часов – самостоятельная работа.
Форма проведения учебных занятий
Форма проведения учебных аудиторных занятий - индивидуальная,
предполагает занятия 0,5 часа в неделю.
Возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек)
занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют
преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами
дифференцированного и индивидуального подходов.
Цель и задачи учебного предмета
Цель: обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности
учащегося, овладение знаниями и представлениями об исполнительстве
на балалайке, формирование практических умений и навыков игры на инструменте,
устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального
искусства.
Задачи:
1. ознакомление детей с народными инструментами, их разнообразием и
исполнительскими возможностями;
•
формирование навыков игры на музыкальном инструменте;
•
приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
•
приобретение знаний в области истории музыкальной культуры и
народного творчества;
•
формирование основных понятий о музыкальных стилях и жанрах;
•
приобретение знаний, умений и способов музыкальной деятельности,
для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального
самообразования и самовоспитания;
•
воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения;
•
воспитание стремления к практическому использованию знаний и
умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки учащихся;

- формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится
раздел программы «Содержание учебного предмета».

основной

Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, просмотр видеоматериалов, наблюдение, демонстрация
приемов работы);
- практический (освоение приемов игры на инструменте);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Материально-техническая
база
образовательного
учреждения соответствует
санитарным и противопожарным нормам, нормам
охраны труда.
Для реализации образовательной программы в кабинете по классу балалайки
имеются необходимые принадлежности:
- Инструменты (балалайки примы),
- Подставки под ноги и разноуровневые стулья.
- Пюпитр (подставка для нот) для обеспечения максимально комфортных
условий для чтения нотных текстов.
Для оборудования класса также необходимо наличие фортепиано, аудио и
видео оборудование, наглядные пособия, нотная и методическая литература. В
школе имеется концертный зал.
В ДМШ имеется библиотека, содержащая необходимое количество единиц
методических пособий и нотных сборников. Все произведения, включенные в
примерные репертуарные списки настоящей программы, имеются в наличии.
Учащиеся свободно могут пользоваться библиотечным фондом школы, а в
случае необходимости могут отксерокопировать или отсканировать любое
выбранное музыкальное произведение.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебно-тематический план
Первый год обучения
1 полугодие
Календарные
сроки
1 четверть

Темы и содержание занятий
Знакомство с инструментом, его историей, устройством,
правилами ухода за ним.
Освоение и развитие первоначальных навыков игры на
балалайке (правильная, удобная посадка, постановка рук).

2 четверть

Основы звукоизвлечения. Приемы игры: пиццикато
большим пальцем
Прием non legato, арпеджиато, legato. Упражнения и этюды.
Народные песни и танцы. Произведения современных
композиторов.

2 полугодие
Календарные
сроки
3 четверть

4 четверть

Темы и содержание занятий
Прием бряцание. Чтение нот с листа. Игра по слуху. Гаммы
Ми, Фа мажор. Упражнения и этюды. Произведения на
фольклорной основе и произведения современных
композиторов.
Развитие начальных навыков смены позиций. Гаммы Соль,
Ля мажор. Чтение нот с листа. Игра в ансамбле с
концертмейстером. Упражнения и этюды. Произведения на
фольклорной основе и произведения современных
композиторов.
Переводной зачет(1 произведение).
Второй год обучения

1 полугодие
Календарные
сроки
1 четверть

2 четверть

Темы и содержание занятий
Приемы игры: бряцание, пиццикато левой рукой
(сдергивание). Гаммы Фа, Соль мажор,
1-2 этюда.
Произведения современных композиторов и обработки
народных песен и мелодий.
Основы техники игры интервалов. Прием стаккато. Чтение
нот с листа.
На академическом концерте в конце 2 четверти исполняются
1 произведение.

2 полугодие
Календарные
сроки
3 четверть

4 четверть

Темы и содержание занятий
Гаммы Ля, Ми минор – натуральный, гармонический,
мелодический. Упражнения и этюды. Произведения
народного творчества в обработке современных российских
композиторов. Произведения зарубежных композиторов.
Игра в ансамбле, в том числе, с педагогом.
1-2-октавные
гаммы,
упражнения
и
этюды.
Произведения
старинных
и
современных
композиторов. В конце года на переводной зачет выносятся
1 произведение.

Третий год обучения
1 полугодие
Календарные
сроки
1 четверть

2 четверть

Темы и содержание занятий
2 двухоктавные гаммы. Приемы игры: бряцание, пиццикато,
пиццикато левой рукой (сдергивание). Прием вибрато
и гитарный прием. Произведения классической и народной
музыки, эстрадные песни.
Совершенствование техники в различных видах арпеджио и
гамм (исполнение различными штрихами). Репертуар
пополняется произведениями современных композиторов,
популярных произведений русских и зарубежных классиков.
На академический концерт выносится 1 произведение.

2 полугодие
Календарные
сроки
3 четверть

4 четверть

Темы и содержание занятий
Приемы игры: большая, малая, обратная дроби, двойное
пиццикато, гитарный прием, пиццикато пальцами левой
руки. Основы аккордовой техники. Тремоло. Включение в
репертуар несложных произведений циклической формы.
Включение в репертуар произведений современных
композиторов. Чтение нот с листа. На переводной экзамен
вносится 1 произведение.
Четвертый год обучения

1 полугодие
Календарные
сроки
1 четверть

2 четверть

Темы и содержание занятий
Приемы вибрато, гитарный прием, тремоло, флажолет,
глиссандо.
Мажорные гаммы в 2 октавы (в пределах диапазона
инструмента).
В программу включаются разнохарактерные произведения
зарубежных,
русских,
современных
композиторов,
обработки народной музыки, и произведения крупной или
циклической формы по выбору.
В программу включаются разнохарактерные произведения
зарубежных,
русских,
современных
композиторов,
обработки народной музыки, и произведения крупной или
циклической формы по выбору. На академический зачет
выносится 1 произведение.

2 полугодие
Календарные
сроки
3 четверть

4 четверть

Темы и содержание занятий
Минорные гаммы в две октавы, этюд. Упражнения на
совершенствование
приемов
игры.
В
программу
включаются разнохарактерные произведения зарубежных,
русских, современных композиторов, обработки народной
музыки, и произведения крупной или циклической формы
по выбору.
Подготовка к итоговой аттестации в форме выпускного
экзамена.В программу включается 1 произведение.
Годовые требования

Требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских
программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов
учащихся. Исполнительские программы и репертуарные списки не являются
исчерпывающими и могут изменяться по усмотрению преподавателя. За время
обучения необходимо овладеть необходимым количеством приемов игры на
инструменте, познакомиться с произведениями народной и профессиональной
музыки.
Требования четвертого года обучения направлены на расширение репертуара
и подготовку к итоговой аттестации. Уровень сложности итоговой программы
может быть различным. Программа должна подбираться с учетом индивидуальных,
возрастных возможностей, уровня подготовки. В процессе подготовки итоговой
программы закрепляются исполнительские навыки, навыки концертных
выступлений.
1 год обучения
Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного
мышления.
Первоначальное знакомство с элементами музыкальной грамоты. Освоение и
развитие первоначальных навыков игры на балалайке
(правильная, удобная
посадка, постановка рук).
Знакомство с основными музыкальными терминами.
Приемы игры: пиццикато большим пальцем, арпеджиато, бряцание.
В течение первого года обучения учащийся должен пройти: гаммы однооктавные:
Ми, Фа, Соль мажор, упражнения на приемы игры – пиццикато, арпеджиато,
бряцание.
За год обучающийся должен освоить 2-3 этюда; 14-16 пьес различной
степени завершенности
2 год обучения
Освоение новых выразительных средств. Приемы игры: бряцание, гитарный
прием, двойное пиццикато. Освоение техники игры интервалов. Основы техники

исполнения штрихов: легато, стаккато. Знакомство с основными музыкальными
терминами.
В течение второго года обучения учащийся должен пройти: гаммы
однооктавные: Фа, Ми, Соль, Ля мажор, арпеджио; упражнения; 3-4 этюда; 10-12
разнохарактерных пьес различной степени завершенности. Чтение нот с листа.
Подбор по слуху.
Игра в дуэтах, ансамблях. Репертуар для ансамблей должен быть знакомым и
интересным для учеников и состоять из обработок народных песен и танцев, пьес
русских и зарубежных композиторов, а также пьес современных авторов. Ансамбли
могут быть как однородные, так и смешанные.
3 год обучения
Пополнение и расширение исполнительского репертуара.
Продолжение
работы
над
постановочно-двигательными
навыками,
звукоизвлечением и метроритмом.
Формирование слухового контроля к качеству звука, динамике.
Овладение средствами создания художественного образа произведения.
Приемы игры: к ранее изученным приемам добавляется, большая, малая,
обратная дроби, тремоло, пиццикато пальцами левой руки, гитарный прием .
Основы аккордовой техники.
За учебный год обучающиеся должны освоить 2-3 этюда на разные приемы
игры; 10-12 разнохарактерных пьес.
Продолжение знакомства с основными музыкальными терминами. Знакомство
с циклической формой (сюита). Ансамбли. Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
Пьесы, выученные на занятиях ансамбля, можно включать в исполнительские
программы взамен одной сольной пьесы.
4 год обучения
Пополнение и расширение исполнительского репертуара.
Продолжение
работы
над
постановочно-двигательными
навыками,
звукоизвлечением и метроритмом.
Развитие технических навыков.
Формирование слухового контроля к качеству звука, динамике. Овладение
средствами создания художественного образа произведения.
Подготовка и исполнение выпускной программы.
Приемы игры: пиццикато большим пальцем, двойное пиццикато, большая,
малая, обратная дроби, тремоло, пиццикато пальцами левой руки, вибрато, тремоло,
глиссандо, натуральные флажолеты . Основы аккордовой техники.
Мажорные и минорные гаммы в две октавы а пределах диапазона
инструмента, арпеджио.
За год обучающийся должен освоить 2 этюда; 8 разнохарактерных
произведений различных по жанру и стилю.
Продолжение знакомства с музыкальными терминами. Желательно включение
в репертуар произведений В.Андреева, Б.Трояновского, А.Шалова. Ансамбли.
Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
Пьесы, выученные на занятиях ансамбля, можно включать в итоговые
исполнительские программы взамен одной сольной пьесы.

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Выпускник демонстрирует следующий уровень подготовки:
- владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно
использовать их на практике,
- умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному
стилю и эпохе, анализируя свое исполнение,
- умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения,
- владеет навыками публичных выступлений, игры в ансамбле.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
• Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Основными видами контроля учащихся являются:
- текущий контроль,
- промежуточная аттестация учащихся,
- итоговая аттестация учащихся.
Основными принципами проведения и организации всех видов контроля
являются:
- систематичность,
- учет индивидуальных особенностей учащегося.
Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины и
выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, организацию регулярных
домашних занятий и повышение уровня освоения учебного материала; имеет
воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности
учащихся.
Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет.
Текущий контроль осуществляется регулярно в рамках расписания занятий
учащегося и предполагает использование различных систем оценки результатов
занятий. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные,
полугодовые, годовые оценки. Формами текущего и промежуточного контроля
являются: контрольный урок, участие в тематических вечерах, классных концертах,
мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы,
участие в конкурсах.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и
уровень усвоения им программы на определенном этапе обучения.
Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации учащихся
являются:
- зачеты (недифференцированный, дифференцированный);
- переводные зачеты (дифференцированные);
- академические концерты;
- контрольные уроки.
Зачеты проводятся в течение учебного года и предполагают публичное
исполнение программы (или части ее) в присутствии комиссии. Зачеты могут
проходить в виде академических концертов.
Переводной зачет проводится в конце учебного года с исполнением программы в
полном объеме и определяет успешность освоения программы данного года

обучения. Переводной зачет проводится с применением дифференцированных
систем оценок, предполагает обязательное методическое обсуждение.
Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов
контроля. Например, промежуточная аттестация может проводиться каждое
полугодие или один раз в год.
Учащиеся, принимающие активное участие в конкурсах, городских концертах,
школьных мероприятиях могут освобождаться от экзаменов (если они проводятся) и
зачетов.
По состоянию здоровья ученик может быть переведен в следующий класс по
текущим оценкам.
2. Критерии оценки
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации
выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
5 (отлично) - ставится, если учащийся исполнил программу музыкально, в
характере и нужных темпах.
4
(хорошо) –
ставится
при
некоторой
неряшливости
в
исполнении программы, недостаточно выразительном исполнении.
3 (удовлетворительно) - программа исполнена с ошибками, не музыкально.
При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу,
следует учитывать: формирование устойчивого интереса к музыкальному
искусству, к занятиям музыкой; наличие исполнительской культуры, развитие
музыкального мышления; овладение практическими умениями и навыками в
различных
видах
музыкально-исполнительской
деятельности:
сольном,
ансамблевом исполнительстве; степень продвижения учащегося, успешность
личностных достижений.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Четырехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет:
продолжить
обучение
под
руководством
преподавателя,
продолжить
самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей. Каждая из этих целей
требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам.
Для развития навыков творческой, грамотной работы учащихся программой
предусмотрены методы индивидуального подхода при определении учебной задачи,
что позволяет педагогу полнее учитывать возможности и личностные особенности
ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии его
творческих способностей.
Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой - посещением
выставок и концертов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром
музыкальных фильмов.
Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать
высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию, при
этом учитывать особенности характера и способности ученика. Весь репертуар
должен подбираться так, чтобы его было интересно исполнять, а главное, чтобы он
нравился ученику, и ученик его играл с удовольствием.

Во время подбора программы необходимо учитывать данные ученика, его
темперамент, характер.
В работе над произведениями можно добиваться различной степени
завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены
для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с
целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены
соответственно уровню музыкального и технического развития ученика. Данный
подход отражается в индивидуальном учебном плане учащегося.
VI.

СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Примерные репертуарные списки

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.

Александров А.
Александров А.
Белавин М.
Бетховен Л.
Гедике А.
Глейхман В.
Гречанинов А.
Захарьина Т.
Зверев А.
Зверев А.
Зверев А.
Иванов А.
Калинников В.
Котельников В.
Котельников В.
Литовко Ю.
Люлли Ж.Б.
Марченко И.
Римский-Корсаков Н.
Польшина А.
Рнп
Рнп
Рнп
Рнп
Спадавеккиа А.
Тиличеева Е.
Филлипенко А.
Филлипенко А.
Филлипенко А.
Шевченко М.
Шуберт Ф.
Яковлев М.

1 класс
Пьеса
Сапожник обр. чнп
В кукольном театре
Прекрасный цветок
Заинька обр. рнп
Колыбельная
Хор и пляска
Маленький вальс
Вальс бабочек
Прогулка
Упорная тренировка
Полька
Тень-тень
Веселый муравей
Танец
Вечерняя мелодия
Жан и Пьеро
Марш
Проводы зимы
Маленькая Щеголиха
Вы послушайте ребята
Как со горки
Как у наших у ворот
Под горою калина
Добрый жук
Ворон обр. рнп
По малину в сад пойдем
Веселый музыкант
Цыплятки
Колыбельная
Экосез
Зимний вечер

(13)
(14)
(8)
(13)
(15)
(26)
(15)
(13)
(8)
(8)
(8)
(13)
(13)
(26)
(26)
(8)
(13)
( 5)
(14)
(26)
(5)
(5)
(5)
(13)
(13)
(14)
(13)
(26)
(5)
(8)
(5)
(14)

2 класс
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.

Авксентьев А.
Бетховен Л.
Бубнов Ю.
Виноградов Ю.
Гаджибеков У.
Гайдн Й.
Гарцман Г.
Гедике А.
Гедике А.
Глинка М.
Глейхман В.
Гретри А.
Гуммель И.
Голубовская Н.
Зацарный Ю.
Каминский Д.
Конов В.
Котельников В.
Котельников В.
Крылатов Е.
Моцарт В.
Моцарт В.
Панин В.
Панин В.
Перфильев В.
Петерсен Н.
Ребиков А.
Сыгетинский Т.
Соколов В.
Страхов В.
Тихомиров А.
Тихомиров А.
Тихомиров А
Чайковский П.
Шуберт Ф.
Шуман Р.
Шутенко К.

Светит месяц обррнп
Экосез
Вдоль по улице метелица метет обр.
Танец медвежат
Ветерок
Менуэт
Посею лебеду на берегу обр.рнп
Маленькая пьеса
Танец
Чувство
Как пошли наши подружки обр.
Ария
Экосез
Марш
Две подружки
Почему мне не петь обр. бнп
Наигрыш
Колыбельная
Шутка
Колыбельная медведицы
Аллегро
Вальс
Заводная игрушка
Во сыром бору тропина обр. рнп
Аленушка
Марш гусей
Кукла в сарафане
Кукушечка обр. пнп
Клоун
Дедушка Андреев
Метелица обр. унп
Савка и Гришка обр. бнп
«Пять нот»- сюита
Танец из балета «Спящая красавица»
Немецкий танец
Марш солдатиков
По дороге жук обр. унп
3 класс

70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.

Андреев В.
Бах И.С.
Бетховен Л.
Вебер К.
Гайдн В.
Галкин Н.
Глинка М.

Грезы
Менуэт
Контрданс
Вальс
Менуэт
Я рассею свое горе обр. рнп
Соловушка

(13)
(13)
(26)
(13)
(16)
(4)
(3)

(5)
(13)
(23)
(14)
(26)
(23)
(23)
(13)
(14)
(26)
(14)
(14)
(13)
(13)
(23)
(14)
(8)
(26)
(26)
(15)
(13)
(13)
(13)
(22)
(8)
(26)
(14)
(13)
(8)
(8)
(30)
(30)
(8)
(26)
(15)
(5 )
(13)

77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.

Глинка М.
Глейхман В.
Глейхман В.
Градецкий А.
Дварионас Б.
Дербенко Е.
Зверев А.
Илюхин А.
Кабалевский Д.
Кингстейя Г.
Косенко В.
Крылатов Е.
Куликов П.
Куперен Ф.
Моцарт В.А.
Моцарт В.
Монюшко С.
Пнп
Рамо Ж.
Скорик М.
Тамарин И.
Тамарин И.
Тамарин И.
Тамарин И.
Трояновский Б.
Феоктистов Б.
Чайковский П.
Шуберт Ф.
Шуман Р.

Простодушие
Степь да степь кругом обр. рнп
Вальс «Осень»
Мороженое
Прелюдия
Дорога на Карачев
Из любимых книжек
Янка вар.на тему бнп
Клоуны
Золотые зерна кукурузы
Старинный танец
Песенка о лете
Плясовая
Гавот
Майская песня
Паспье
Думка
Охотничья шуточная
Менуэт
Народный танец
Старинный танец
Маленький романс
Ветры степные
Песня без слов
Ай, все кумушки домой обр.
Плясовой наигрыш
Танец с кубками
Лендлер
Смелый наездник

(26)
(26)
(26)
(26)
(13)
(26)
(8)
(11)
(13)
(26)
(26)
(1)
(9)
(3)
(13)
(26)
(23)
(1)
(17)
(26)
(17)
(23)
(27)
(26)
(13)
(13)
(26)
(13)
(27)

4 класс
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.
121.

Андреев В.
Бах И.
Варламов А.
Верстовский А.
Глейхман В.
Глейхман В.
Глейхман В.
Глухов О.
Даргомыжский А.
Дербенко Е.
Захаров А.
Зверев А.
Кабалевский Д.
Кабалевский Д.
Каркасси Д.
Колонтаев В.

Вальс «Искорки»
Марш перел. К.Фортунатова
Горные вершины
Вальс
Этюд
По полю, полю обр. рнп
Марш в старинном стиле
Как пошли наши подружки обр.
Меланхолический вальс
Четкий ритм
Полька
Летним утром
Барабанщик
Полька
Аллегретто
Пчелочка златая

(9)
(13)
(6)
(13)
(16)
(26)
(17)
(16)
(17)
(26)
(19)
(30)
(13)
(13)
(30)
(26)

122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132.
133.
134.
135.
136.
137.
138.
139.
140.
141.
142.
143.

Колонтаев В.
Котельников В.
Минков М.
Партичелла Ф.
Петров А.
Свиридов Г.
Смирнова Т.
Свиридов Г.
Тамарин И.
Тамарин И.
Трояновский Б.
Хватов В.
Шмитц М.
Чайковский Б.
Чайковский П.
Чайковский П.
Чайкин Н.
Чекалов П.
Фельдман Я.
Шалов А.
Шалов А.
Якимов С.

Перевоз Дуня держала обр. рнп
Ах вы сени обр. рнп
Деревянные лошадки
Мексиканский танец
Вальс
Ласковая просьба
Сюита
Песня
Танец
Гавот
У ворот, ворот вар.на рнп
Воронежские частушки
Буги бой
Шутка
Гавот
Танец из балета «Лебединое озеро»
У околицы
Три пьесы
Ямщик, не гони лошадей
Как у наших у ворот обр. рнп
Ехал казак за Дунай обр. унп
Веселый чарльстон

(27)
(26)
(4)
(27)
(23)
(13)
(4)
(21)
(13)
(27)
(25)
(17)
(26)
(19)
(13)
(17)
(9)
(22)
(7)
(13)
(30)
(26)

Методическая литература
1.
2.
3.
некоторые
4.
5.
русских
6.
7.
Москва,
8.
9.
10.
домре.
11.
12.
13.
игры
14.
15.
16.
1998

- Андрюшенков Г. Начальное обучение игре на балалайке. Ленинград
«Музыка», 1983
- Антонова Е, Криштоп Л. «Страх сцены» у юных музыкантов и
пути его преодоления. Санкт-Петербург «Северный олень», 1997
- Бычков В. Аранжировка аккомпанемента для оркестра и ансамбля
народных инструментов. Москва «Советская Россия», 1988
- Вопросы рациональной аппликатуры на балалайке /состБ.Стус.
1990
- Землянский Б. О музыкальной педагогике. Москва «Музыка», 1987
- Изучение музыкальных инструментов. Основы обучения игре на
Сост. Т.Варламова. Куйбышев, 1988
- Класс ансамбля народных инструментов. Москва, 1980
- Методические основы совершенствования исполнительских навыков
на русских народных инструментах/сост. В.Саранин. Тамбов, 1989
- Народные инструменты в клубе /сост. С.Бирюкова. Тамбов, 1986
- Народные инструменты на рубеже веков /сост. С.Бирюкова. Тамбов,

17. - Позиционные переходы на трехструнной домре и техника их
выполнения.
18. Сост. В.Рябов. Москва, 1991
19. - Польшина А. Обработка русской народной песни в репертуаре
оркестров
20. и ансамблей народных инструментов. Москва, 1983
21. - Русские народные балалаечные наигрыши /сост. А.Кошелев. Москва
22. «Советская Россия», 1990
23. - Тихомиров Г. Инструменты русского народного оркестра. Москва
24. «Музыка», 1983
25. - Ушенин В. Работа с ансамблем русских народных инструментов.
Москва,
26. 1986
Учебная литература
1.Альбом начинающего балалаечника. Вып. 6. Москва «Советскийкомпозитор», 1977
2.Альбом начинающего балалаечника. Вып. 8. Москва «Советскийкомпозитор», 1984
3.Альбом начинающего балалаечника. Вып.13. Москва «Советскийкомпозитор», 1989
4.Альбом для детей. Вып. 2. Москва «Музыка», 1989
5.Балалайка. 1 класс ДМШ/ Сост. П.Манич. Киев «Музыкальная Украина»,
1980
6.Балалаечнику-любителю. Вып. 10. Москва «Советский композитор», 1988
7.Балалаечнику-любителю. Вып. 11. Москва «Советский композитор», 1989
8.Букварь балалаечника. 1-2классы ДМШ/ Сост. А.Зверев. Ленинград
«Музыка», 1988
9.Дорожкин А. Самоучитель игры на балалайке. Москва «Советскийкомпозитор», 1988
10.Дуэты балалаек 1-2 классы ДМШ. Москва «Советский композитор», 1991
11.Илюхин А. Самоучитель игры на балалайке. Москва «Музыка» 1974
12.Легкие пьесы для балалайки. Вып. 4/ Сост. Н.Бекназаров. Москва «Советский композитор», 1963
13.Нечепоренко П., Мельников В. Школа игры на балалайке. Москва «Музыка», 1991
14.Педагогический репертуар.1-2 классы ДМШ. Вып. 3./ Сост. В.Глейхман.
Москва «Музыка», 1979
15.Педагогический репертуар. 1-2 классы ДМШ. Вып. 5./ Сост. В.Глейхман.
Москва «Музыка»,1982
16.Педагогический репертуар.3-5 классы ДМШ. Вып.2./ Сост. О.Глухов.
Москва «Музыка», 1977
17.Педагогический репертуар. 3-5 классы ДМШ. Вып. 4./Сост. В.Глейхман.
Москва «Музыка», 1981
18.Педагогический репертуар. 3-5 классы ДМШ. Вып.5./ Сост. В.Глейхман.
Москва «Музыка», 1982
19.Поиграй-ка балалайка. Вып. 1./ Сост. А.Горбачев. Москва «Классика 21»,

2003
20.Поиграй-ка балалайка. Вып. 2./ Сост. А.Горбачев. Москва «Классика 21»,
2003
21.Репертуар балалаечника. Вып. 15./ Сост. В.Евдокимов. Москва «Советский композитор», 1978
22.Репертуар балалаечника. Вып. 16. Москва «Советский композитор»,
1980
23.Репертуар начинающего балалаечника. Вып. 2./ Сост. В.Бубнов. Москва
«Музыка»,1980
24.Хрестоматия для балалайки. 1-2 классы ДМШ/ Сост. В.Авксентьев,
Б.Авксентьев, Е.Авксентьев. Москва «МУЗГИЗ», 1963
25.Хрестоматия для балалайки. 5 класс ДМШ/ Сост. В.Авксентьев,
Б.Авксентьев, Е.Авксентьев. Москва «МУЗГИЗ», 1963
26.Хрестоматия балалаечника. 1-3 классыДМШ/ Сост. В.Глейхман.
Москва «Кифара», 2004
27.Хрестоматия балалаечника. 3-5 классы ДМШ/ Сост. В.Глейхман.
Москва «Кифара», 2007
28.Шалов А. Аленкины игрушки. Санкт-Петербург «Композитор», 1996
29.Этюды для балалайки./ Сост. А.Данилов. Москва «Музыка», 1989
30.Юным исполнителям (Балалайка, гусли, домра). Санкт-Петербург
«Композитор», 1996
Учебная литература для ансамблей
1.
- Андрюшенков Г. Пьесы для дуэта балалаек. Санкт-Петербург
«Композитор» 2011
2.
- Играют ансамбли русских народных инструментов в 1. Москва
«Советский композитор» 1980
3.
- Колокольчики-бубенчики сост.
. Санкт-Петербург «Композитор»
2003
4.
- Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. Москва
«Музыка» 1980
5.
- Сафронов С. Играет ансамбль народных инструментов. Тамбов 1991
6.
- Хрестоматия для дуэта балалаек 1-2 кл ДМШ. Москва «Советский
композитор» 1991
7.
- Хрестоматия 1-3 кл. Балалайка.сост. Глейхман В. Москва «Кифара»
2004
8.
- Хрестоматия 3-5 кл. Балалайка.сост. Глейхман В. Москва «Кифара»
2007


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».