Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 6»
городского округа Саранск
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО»
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «БАЯН»
Предметная область
Исполнительская подготовка
ПРОГРАММА
по учебному предмету
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
(БАЯН)
Срок обучения 4 года
Саранск 2016
«Одобрено»
Методическим советом
МБУДО «ДМШ № 6» г.о. Саранск
«____» _______________ 20____ г.
дата рассмотрения
«Утверждаю»
Директор – П.С.Еськин
______________
(подпись)
«____» _______________ 20____ г.
дата утверждения
Разработчик – Чертоусов В.П., преподаватель по классу баяна МБУДО «ДМШ
№ 6»
Рецензент – Ляпина О.А., преподаватель по классу баяна МБУДО «ДМШ № 6»
Рецензент – Тимофеев Н.П., преподаватель отделения «Инструментальное
исполнительство – инструменты народного оркестра» ГБПОУ РМ СМУ ИМ
Л.П.КИРЮКОВА, Заслуженный работник культуры Республики Мордовия
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Контрольные требования на разных этапах обучения;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации преподавателям;
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
обучающихся;
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Список рекомендуемой нотной литературы;
Пояснительная записка
1.
Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
Программа учебного предмета «Дополнительный инструмент (баян)»
разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и
методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области
искусств», утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации,
а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на
народных инструментах в детских музыкальных школах
Детские музыкальные школы и школы искусств, являясь существенным
звеном в системе дополнительного образования, практически решают задачи
эстетического воспитания, формирования мировоззрения, художественных вкусов и
профессионального мастерства молодых музыкантов, готовят активных участников
художественной самодеятельности и пропагандистов музыкальной культуры.
Наиболее способные из выпускников ДМШ и ДШИ в дальнейшем обучаются в
средних
специальных
учебных
заведениях
(музыкальных,
культурнопросветительных и педагогических училищах).
Необходимость разработки и внедрения адаптированной программы в
образовательный процесс возникла в связи с изменившейся за последние
десятилетия ситуаций и возросшую нагрузку на детей в образовательных школах.
Программа представляет рациональное и сбалансированное распределение учебной
нагрузки, связанной не только с задачами обучения в музыкальной школе, но и с
учетом все возрастающих требований к ученику общеобразовательной школы.
Программа рассчитана на общекультурный уровень усвоения знаний с ориентацией
способных детей на профессиональный уровень усвоения знаний. В результате
обучения у детей развивается музыкальный вкус, потенциальные творческие
способности.
Учебный предмет «Дополнительный инструмент (баян)» направлен на
приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на баяне, получение ими
художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовнонравственное развитие ученика.
Учебный предмет «Дополнительный инструмент (баян)»
расширяет
представления учащихся об исполнительском искусстве, формирует специальные
исполнительские умения и навыки.
Обучение игре на баяне включает в себя музыкальную грамотность, чтение с
листа, необходимые навыки самостоятельной работы.
Предмет «Дополнительный инструмент (баян)» наряду с другими предметами
учебного плана является одним из звеньев музыкального воспитания и
предпрофессиональной подготовки учащихся-инструменталистов.
Для успешного и полноценного обучения в детской музыкальной школе
обучающимся на различных отделениях возможно изучение курса ознакомления с
дополнительным инструментом.
2. Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Дополнительный инструмент
(баян)» со сроком обучения 4 года, продолжительность учебных занятий с первого
по четвертый годы обучения составляет 35 недель в год.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета.
На освоение предмета «Дополнительный инструмент (баян)» по учебному
плану предлагается 0,5 часа в неделю. Программа предмета предусматривает
обязательную самостоятельную работу учащегося, что предполагает наличие дома
баяна. Домашняя работа должна строиться в соответствии с рекомендациями
педагога, быть регулярной и систематической, контролироваться на каждом уроке.
На самостоятельную работу отводится 0,5 часа в неделю в течение всех лет
обучения.
Таблица 1
Годы
обучения
Полугодия
Количество
недель
Аудиторные
занятия
Внеадитор
ные
занятия
Максималь
ная
учебная
нагрузка
1-й год
2-й год
3-й год
4-й год
ито
го
1
16
2
19
3
16
4
19
5
16
6
19
7
16
8
19
140
8
9,5
8
9,5
8
9,5
8
9,5
70
8
9,5
8
9,5
8
9,5
8
9,5
70
16
19
16
19
16
19
16
19
140
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий - индивидуальная,
рекомендуемая продолжительность урока – 0,5 часа.
Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его
музыкальные возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические
особенности.
5. Цель и задачи учебного предмета «Дополнительный инструмент
(баян)»
Цель:
развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных
им базовых знаний, умений и навыков в области игры на баяне.
Задачи:
музыкального кругозора, а также воспитание в нем любви к музыкальному
творчеству;
образа, соответствующего замыслу автора музыкального произведения;
учетом возможностей и способностей учащегося; овладение основными видами
штрихов - non legato, legato, staccato;
развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти, музыкальности,
эмоциональности;
инструментом в рамках программных требований;
льным материалом, чтению с
листа нетрудного текста;
штрихами, фразировкой, динамикой;
музицированию.
6. Обоснование структуры учебного предмета «Дополнительный
инструмент (баян)»
Обоснованием структуры программы являются требования, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
усмотренного на освоение
учебного предмета;
обучающихся;
кое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы "Содержание учебного предмета".
7. Методы обучения
При работе с учащимся педагог использует следующие методы:
, рассказ);
-слуховой метод (показ с демонстрацией баянных приемов, наблюдение);
чтением с листа, исполнением музыкальных произведений).
8. Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета «Дополнительный инструмент (баян)»
Для реализации данной программы необходимы следующие условия: класс
(не менее 6 кв.м) для индивидуальных занятий с наличием инструмента «баян»,
пульт, а также доступ к нотному и методическому материалу.
Помещение для занятий должно быть со звукоизоляцией, соответствовать
противопожарным и санитарным нормам.
II. Содержание учебного предмета
1.
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета «Дополнительный инструмент (баян)», на
максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Таблица 2
Классы:
Продолжительность учебных
занятий (в неделях)
Количество часов на
аудиторные занятия
(в неделю)
Количество часов на
внеаудиторные занятия
(в неделю)
4
1
2
3
4х-летнее
обучение
35
35
35
35
4х-летнее
обучение
0,5
0,5
0,5
0,5
4х-летнее
обучение
0,5
0,5
0,5
0,5
Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Дополнительный инструмент
(баян)» распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного
времени, вариативной части учебного плана музыкальной школы .
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по учебному
предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций,
методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных
залов и др.);
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурнопросветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Годовые требования по классам
Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Дополнительный инструмент
(баян)» распределяется по годам обучения (классам) в соответствии с
дидактическими задачами, стоящими перед педагогом.
2.
1.
2.
3.
4.
5.
Первый год обучения
Организация аппарата.
Освоение основных приемов звукоизвлечения: нон легато, легато, стаккато.
Упражнения.
4-6 разнохарактерных пьес.
Чтение с листа.
Примерные репертуарные списки:
Кабалевский Д. Полька
Красев М. Елочка
Русская народная песня «Уж, ты ,Ванька, пригнись»
Русская народная песня «Я на горку шла»
Русская народная песня «Во поле береза стояла»
Украинская народная песня «Ой, джигуне, джигуне»
Примерные репертуарные списки для контрольного урока:
Березняк А. Ручеек
Русская народная песня «По грибы пошла с Ванюшей»
Барток Б. Детская песенка
Русская народная песня «Белочка»
Кабалевский Д. Синичка
Русская народная песня Журавель
1.
2.
3.
4.
Второй год обучения
Упражнение на развитие техники.
Подбор по слуху простых мелодий.
4-6 разнохарактерных произведения.
Чтение с листа и транспонирование.
Примерные репертуарные списки:
Калинников В. Тень-тень
Герчик В. Дождик
Русская народная песня «Там за речкой»
Русская народная песня «Коробейники»
Русская народная песня «Полянка»
Примерные репертуарные списки для контрольного урока:
Моцарт В. Аллегретто
Украинская народная песня «Лисичка»
Глинка М. Признание
Русская народная пенс «Петушок»
Шуберт Ф. Лендлер
Чешская народная песня
1.
2.
3.
Третий год обучения
4-6 разнохарактерных произведения.
Чтение с листа и транспонирование.
Подбор по слуху простых мелодий с аккомпанементом.
Примерные репертуарные списки:
Книппер Л. Полюшко-поле
Шаинский В. Чунга-чанга
Совельев Б. Настоящий друг
Крылатов Е. Колыбельная
Русская народная песня «Позарастали стежки-дорожки»
Примерные репертуарные списки для контрольного урока:
Филипенко А. Праздничный вальс
Русская народная песня «Выйду ль я на реченьку»
Филипп И. Колыбельная
Филиппенко А. «По малину в сад пойдем»
Гладков Г. Песня друзей
Русская народная песня «Пчелочка златая»
1.
2.
3.
4.
Четвертый год обучения
4-6 разнохарактерных произведения..
Чтение с листа и транспонирование.
Подбор по слуху с аккомпанементом.
Примерные репертуарные списки:
Глинка М. Полька
Хачатурян А. Вальс
Русская народная песня «Миленький ты мой»
Русская народная песня «Вот кто-то с горочки с пустился»
Русская народная песня «Когда б имел златые горы»
Цыганочка
Примерные репертуарные списки для зачета:
Видор Ш. Старинный французский галоп
Баснер В. Романс из к/ф «Дни Турбиных»
Чайкин Н. Полька
Русская народная песня «Ах, улица широкая»
Странолюбский Б. Песня
Белорусский народный танец «Янка»
Украинская народная песня «Веселые гуси»
Филиппенко А. Праздничная
Русская народная песня «Не летай соловей»
Ивонов В. Перекличка
Русская народная песня «На улице дождь идет»
Русская народная песня «Как на тоненький ледок»
Гладков Г. Песня Атоманши
Русская народная песня «Выйду ль я на реченьку»
III.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения
программы учебного предмета «Дополнительный инструмент (баян)» и включает
следующие умения, знания и навыки:
знание инструментальных и художественных особенностей и
возможностей баяна;
знание в соответствии с программными требованиями музыкальных
произведений, написанных для баяна зарубежными и отечественными
композиторами;
владение основными видами техники, использование художественно
оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ,
соответствующий авторскому замыслу;
знания музыкальной терминологии;
умения технически грамотно исполнять произведения разной степени
трудности на инструменте;
умения самостоятельного разбора и разучивания на баяне несложного
музыкального произведения;
умения использовать теоретические знания при игре инструменте;
навыки чтения с листа легкого музыкального текста;
первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых
произведений.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1.
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации программы «Дополнительный инструмент
(баян)» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную
аттестацию обучающихся.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на
ответственную подготовку домашнего задания, правильную организацию
самостоятельной работы, имеет воспитательные цели, носит стимулирующий
характер. Текущий контроль над работой ученика осуществляет преподаватель,
отражая в оценках достижения ученика, темпы его продвижения в освоении
материала, качество выполнения заданий и т. п. Одной из форм текущего
контроля может стать контрольный урок без присутствия комиссии.
Текущая аттестация проводится за счет времени аудиторных занятий на всем
протяжении обучения.
Промежуточная аттестация проводится в конце каждого полугодия
также за счет аудиторного времени. Форма ее проведения - контрольный урок,
зачет без приглашения комиссии и выставлением оценки. Промежуточная
аттестация отражает результаты работы ученика за данный период времени,
определяет степень успешности развития
учащегося на данном этапе
обучения. По итогам проверки успеваемости выставляется оценка с занесением ее
в журнал, ведомость, индивидуальный план, дневник учащегося.
На зачетах и контрольных уроках в течение года должны быть
представлены различные формы исполняемых произведений: пьесы,
части
произведений крупных форм.
На протяжении всего периода обучения во время занятий в классе,
преподавателем осуществляется проверка навыков чтения с листа нетрудного
нотного текста.
По завершении изучения предмета «Дополнительный инструмент ( баян)»
обучающимся выставляется итоговая оценка, которая заносится в свидетельство
об окончании образовательного учреждения. При выставлении итоговой оценки
по предмету учитываются текущие оценки всего периода обучения.
V. Методические рекомендации преподавателям
1. Методические рекомендации преподавателям
При выборе репертуара преподаватель должен учитывать специфику
преподавания предмета «Дополнительный инструмент (баян)» учащимся.
Предлагаемые репертуарные списки, требования по технике, программы
контрольных уроков являются примерными. В зависимости от желания педагога и
способностей учащегося репертуар может изменяться и дополняться.
Большинство разучиваемых произведений предназначено для публичных
выступлений на контрольных уроках, зачетах, концертах. Но, если позволяет
время ученика, часть программы можно использовать для работы в классе или
ознакомления с новым произведением.
В течение учебного года успешно занимающиеся учащиеся имеют
возможность выступать на классных концертах (1-2 за учебный год).
В работе с учащимися используется основная форма учебной и
воспитательной работы – индивидуальный урок с преподавателем. Он включает
совместную работу педагога и ученика над музыкальным материалом, проверку
домашнего задания, рекомендации по проведению дальнейшей самостоятельной
работы с целью достижения учащимся наилучших результатов в освоении
учебного предмета. Содержание урока зависит от конкретных творческих задач, от
индивидуальности ученика и преподавателя.
Работа в классе должна сочетать словесное объяснение материала с показом
на
инструменте
фрагментов
изучаемого
музыкального
произведения.
Преподаватель должен вести постоянную работу над качеством звука, развитием
чувства ритма, средствами выразительности.
Работа с учащимся включает:
решение технических учебных задач - координация рук, пальцев,
наработка аппликатурных и позиционных навыков.
работа над приемами звукоизвлечения;
тренировка художественно-исполнительских навыков: работа над
фразировкой, динамикой, нюансировкой;
формирование теоретических знаний: знакомство с тональностью,
гармонией, интервалами и др.;
разъяснение
учащемуся
принципов
оптимально
продуктивной
самостоятельной работы над музыкальным произведением.
Важнейшим фактором, способствующим правильной организации учебного
процесса, повышению эффективности воспитательной работы и успешному
развитию музыкально-исполнительских данных учащегося является планирование
учебной работы и продуманный подбор репертуара. Основная форма
планирования - составление преподавателем индивидуального плана на каждого
ученика в начале учебного года и в начале второго полугодия. В
индивидуальный план включаются разнохарактерные по форме и содержанию
произведения русской и зарубежной классической и современной музыки с учетом
специфики преподавания предмета.
В работе педагогу необходимо использовать произведения различных эпох,
форм, жанров, направлений для расширения музыкального кругозора ученика и
воспитания в нем интереса к музыкальному творчеству. Основной принцип
работы: сложность изучаемых произведений не должна превышать возможности
ученика.
Важно сочетать изучение небольшого количества относительно сложных
произведений, включающих в себя новые, более трудные технические приемы и
исполнительские задачи, с прохождением большого числа довольно легких
произведений, доступных для быстрого разучивания, закрепляющих усвоенные
навыки и доставляющие удовольствие в процессе музицирования.
В работе над разнохарактерными пьесами педагогу необходимо
пробуждать фантазию ученика, рисовать яркие образы, развивать эмоциональную
сферу его восприятия музыки.
Важную роль в освоении игры на инструменте играет навык чтения с
листа.
Владение этим навыком позволяет более свободно ориентироваться в
незнакомом тексте, развивает слуховые, координационные, ритмические
способности ученика. В конечном итоге, эта практика способствует более
свободному владению инструментом, умению ученика быстро и грамотно изучить
новый материал.
Большая часть программы разучивается на аудиторных занятиях под
контролем педагога.
Часто необходим показ - игра нового материала, разбор и объяснение
штрихов, аппликатуры, нюансов, фразировки, выразительности музыкальной
интонации и т.п.
2. Методические рекомендации по организации самостоятельной
работы обучающихся
Самостоятельные занятия должны быть построены таким образом, чтобы
при наименьших затратах времени и усилий, достичь поставленных задач и
быть осознанными и результативными.
Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом
методической целесообразности, минимальных затрат на подготовку домашнего
задания, параллельного освоения детьми программ общего образования.
Рекомендуемый объем времени на выполнение самостоятельной работы
учащимися – 0,5 часа в н е д е л ю . Для организации домашних занятий
обязательным условием является наличие дома у ученика музыкального
инструмента, а также наличие у него нотного материала.
Самостоятельные занятия должны быть регулярными (2-3 раза в неделю).
Они должны проходить при хорошем физическом состоянии учащегося, занятия
при повышенной температуре и плохом самочувствии опасны для здоровья и не
продуктивны.
Роль педагога в организации самостоятельной работы учащегося велика.
Она заключается в необходимости обучения ребенка эффективному
использованию учебного внеаудиторного времени. Педагогу следует разъяснить
ученику, как распределить по времени работу над разучиваемыми
произведениями, указать очередность работы, выделить наиболее проблемные
места данных произведениях, посоветовать способы их отработки.
Работа над разнохарактерными пьесами должна заключаться не в
многократном проигрывании их с начала до конца, а в проработке трудных
мест, указанных педагогом, выполнении его замечаний, которые должны быть
отражены в дневнике. Полезно повторение учеником ранее пройденного
репертуара.
Результаты домашней работы проверяются, корректируются и оцениваются
преподавателем на уроке.
Проверка результатов самостоятельной работы учащегося должна
проводиться педагогом регулярно.
VI.
Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1. Баян в музыкальной школе. Вып. 34/Грачев В., М., «Советский
композитор»,1979
2. Баян в музыкальной школе. Вып. 42/Грачев В., М., «Советский
композитор»,1981
3. Баян 1 класс./ Ред. Алексеев И., «Музична Украина», 1973
4. «За праздничным столом»/ Сост. Крылусов А. М., «Музыка», 2001
5. Иванов В. Легкие пьесы для баяна. М., «Музыка», 1978
6. Подбор по слуху. Вып 1/Сост. Бурнашева Э., СПБ, «Композитор», 2012
7. Учебный материал для подготовительной группы/ Сост. Денисов А., «Музична
Украина», 1978
8. Хрестоматия баяниста. 1-2 кл. Сост. А. Крылоусов. М.,«Музыка» 1987
9. Хрестоматия баяниста. 1кл. ДМШ. М., «Торглобус», 2001
10. Лев Колесов. Эстрадные миниатюры в музыкальной школе. – Москва:
Всероссийское музыкальное общество, Благотворительный фонд «Народная
музыка и дети», 2004.
11.За праздничным столом 1. Популярная музыка для баяна или аккордеона. Сост.
Агафонов О. – М.: Издательство «Музыка», 2004.
12. Геннадий Шахов. Журчит ласково ручей. Песни для детей. – М.: «Кифара»,
1998.
13. Коннова Е. В. Играю на баяне. – Уфа: РУМЦ по образованию, 2005.
14. Коннова Е.В. Давайте музицировать! Книга учителя. Методическая разработка. –
Стерлитамак: ДШИ, 2005.
15.Доренский А. Пять ступеней мастерства, первая ступень.Этюды для баяна. –
Ростов- на- Дону: Издательство «Феникс», 2000.
16. Баян Хрестоматия. 1-3 классы детской музыкальной школы. Пьесы, этюды,
ансамбли, народные песни. (Сост. Мотов В., Шахов В.) – М.: Издательство
«Кифара», 2003.
17. Бажилин Р. Н. Школа игры на аккордеоне. – М.: Издательство Владимира
Катанского, 2002.