Дополнительный инструмент (классическая гитара) 4 ОП

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 6»
городского округа Саранск

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО»

Предметная область
Исполнительская подготовка

ПРОГРАММА
по учебному предмету
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
(КЛАССИЧЕСКАЯ ГИТАРА)

Срок обучения 4 года

Саранск 2016

«Одобрено»

«Утверждаю»

Методическим советом
МБУДО «ДМШ № 6» г.о. Саранск

Директор – П.С.Еськин
______________
(подпись)
«____» _______________ 20____ г.
дата утверждения

«____» _______________ 20____ г.
дата рассмотрения

Разработчик – Маненкова М.А., преподаватель по классу гитары МБУДО
«ДМШ № 6»
Рецензент – Боронина О.П., заместитель директора
преподаватель по классу домры, гитары МБУДО «ДМШ № 6»

по

УВР,

Рецензент – Гудулина О.А., преподаватель отделения «Инструментальное
исполнительство – инструменты народного оркестра» ГБПОУ РМ СМУ ИМ
Л.П.КИРЮКОВА, Заслуженный работник культуры Республики Мордовия
2

Структура программы учебного предмета
I.

Пояснительная записка

- характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе;
- срок реализации учебного предмета;
- объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- форма проведения учебных аудиторных занятий;
- цели и задачи учебного предмета;
- обоснование структуры программы учебного предмета;
- методы обучения;
II.

Содержание учебного предмета
- годовые требования по классам;

III.

Требования к уровню подготовки обучающихся

IV.

Формы и методы контроля
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

V.

Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;

VI.

Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Учебная литература;
- Учебно-методическая литература;
- Методическая литература

3

I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
Программа

учебного

предмета

«Дополнительный

инструмент

(классическая гитара)» разработана на основе «Рекомендаций по организации
общеобразовательной

и

методической

деятельности

общеразвивающих программ в области искусства»,

при

реализации

направленных письмом

Министерства культуры РФ от 21.11.2013 №191-01-39-06 ГИ.
Учебный предмет «Дополнительный инструмент (классическая гитара)»
направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на гитаре,
получение ими художественного образования, а также на эстетическое
воспитание и духовно- нравственное развитие ученика.
Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед
педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных
вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие
индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее одаренных из них - на
их дальнейшую профессиональную деятельность.
2. Срок реализации учебного предмета «Дополнительный инструмент
(классическая гитара)» составляет 4 года.
3.

Объем

образовательного

учебного

времени

учреждения

предусмотренный

на

реализацию

учебным

учебного

планом
предмета

«Дополнительный инструмент (классическая гитара)» составляет 0,5 часа в
неделю (по учебному плану).
4.

Цели и задачи учебного предмета «Дополнительный инструмент

(классическая гитара)»
Цель:
 развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе
приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать,
осваивать и исполнять на гитаре произведения различных жанров и форм;

4

Задачи:
 выявление творческих способностей ученика в области музыкального
искусства и их развитие в области исполнительства на гитаре до уровня
подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации;
 овладение

знаниями,

умениями

и

навыками

игры

на

гитаре,

позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования;
 приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;
 формирование навыков исполнительской практики и коллективной
творческой деятельности, их практическое применение;
5.

Обоснование

структуры

программы

учебного

предмета

«Дополнительный инструмент (классическая гитара)»
Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
6. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
 словесный (рассказ, беседа, объяснение);
 метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика,
работа над художественно-образной сферой произведения);

5

 метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение
педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа);
 объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика
и попутно объясняет);
 репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по
образцу учителя);
 метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему,
показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);
 частично-поисковый

(ученик

участвует

в

поисках

решения

поставленной задачи).
Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей
учащегося.
7. Сведения о затратах учебного времени
Вид

учебной Первый

Второй

Третий

Четвертый Всего

работы, нагрузки, год

год

год

год

аттестации

обучения

обучения

обучения

обучения

часов

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

Количество

16

19

16

19

16

19

16

19

140

8

9,5

8

9,5

8

9,5

8

9.5

70

8

9,5

8

9,5

8

9,5

8

9,5

70

16

19

16

19

16

19

16

19

140

недель
Аудиторные
занятия
Самостоятельная
работа
Максимальная
учебная нагрузка
II. Содержание учебного предмета
Годовые требования по классам
Срок обучения – 4 года
6

Первый класс
Значение «донотного» периода в работе с начинающими, опора на
слуховые представления. Активное слушание музыки (игра педагога, домашнее
прослушивание музыки по желанию ученика) с последующим эмоциональным
откликом ученика (в виде рисунка, рассказа).
Упражнения без инструмента, направленные на освоение движений,
используемых в дальнейшем на гитаре.
Знакомство с инструментом. Основы и особенности при

посадке,

постановке игрового аппарата. Упражнения без инструмента, направленные на
освоение движений, используемых в дальнейшем на гитаре.
Принципы звукоизвлечения. Постановка правой руки. Приемы игры –
апояндо и тирандо. Постановка левой руки.
Знакомство с элементами музыкальной грамоты. Освоение музыкального
ритма в виде простых ритмических упражнений, связанных с иллюстрацией на
гитаре ритма слов.

Игра ритмических рисунков на открытых струнах и с

чередованием извлекаемых звуков на грифе.
Нотная грамота. Открытые струны. Изучение простейших пьес, песенок в
первой и следующих позициях (до III(V) лада).
Подбор по слуху небольших попевок, народных мелодий, знакомых
песен. Простейшие аккорды. Знакомство с табулатурой.
Примерный репертуарный список
1.

Б.Н.П. «Сел комарик на дубочек»

2.

Ч.Н.П. «Аннушка»

3.

В.Калинин «Полька»

4.

В.Козлов «Маленькая арфистка»

5.

В.Калинин «Маленький испанец»

6.

В.Калинин «Вальс»

7.

В.Козлов «Дедушкин рок-н-ролл»

8.

Р.Н.П. «Калинка»

9.

В.Шаинский «Про кузнечика»
7

10.

В.Высоцкий «Я не люблю»

11.

А.Рыбников «Я тебя никогда не забуду»

12.

Б.Окуджава «Давайте восклицать!»

Второй класс
Работа

над

исполнительского

дальнейшей
аппарата,

стабилизацией

координацией

рук.

посадки

и

постановки

Освоение

технологии

исполнения основных штрихов (стаккато, восходящее и нисходящее легато).
Дальнейшее освоение основных приёмов игры, включая арпеджио. Знакомство
с приемом «барре». Освоение более сложных ритмических рисунков. Контроль
над свободой исполнительского аппарата.
Применение динамики как средства музыкальной выразительности для
создания яркого художественного образа. Контроль над

свободой игровых

движений. Слуховой контроль над качеством звука. Знакомство с основными
музыкальными терминами.
Игра

хроматических,

динамических,

ритмических

охватывающих освоенный учеником диапазон инструмента.
Освоение аккордовой техники.
Примерный репертуарный список
1. Ф.Таррега «Этюд»
2. А.Виницкий «Этюд»
3. А.Иванов-Крамской «Этюд»
4. М.Джулиани «Аллегро»
5. РНП «Сама садик я садила»
6. А.Варламов «На заре ты ее не буди»
7. Л.Иванова «Испанская зарисовка»
8. В.Шаинский «Антошка»
9. «Полет Кондора»
10.А.Зацепин «Постой паровоз»
11.«Гимн восходящего солнца»
8

упражнений,

12.В.Высоцкий «Песня о друге»
13. Ю.Визбор «Ты у меня одна»
Третий класс
Вся

работа

педагога:

объяснения,

показ

отдельных

деталей

и

иллюстрирование пьес, критерии оценок, контроль над самостоятельной
работой - приобретает качественно иной характер и должна быть более
критично направлена на достижение учеником свободной и осмысленной игры.
Закрепление освоенных терминов, изучение новых терминов.
В программу включаются полифонические пьесы. Освоение красочных
приемов (игра у подставки, игра на грифе). Освоение натуральных флажолетов.
Развитие в ученике творческой инициативы. Более активное привлечение
ученика во все этапы обучения (обозначение аппликатуры, динамики, поиск
приема, штриха, создание художественного образа).
Примерный репертуарный список
1. М.Каркасси «Этюд ми-минор»
2. Э.Пухоль «Этюд ми-минор»
3. Ф.Таррега «Прелюдия «Слеза»»
4. М.Каркасси «Модерато»
5. Вариации на тему РНП «У нас нынче субботея»
6. Оливьер «Песня из к/ф «Генералы песчаных карьеров»
7. Н.Матвеева «Девушка из харчевни»
8. Г.Гладков «Луч солнца золотого»
9. Б.Окуджава «Песня кавалергарда»
Четвертый класс
Включение в программу произведений крупной формы (соната, сонатина,
рондо, вариации).
Развитие в ученике творческой инициативы. Активное

привлечение

ученика во все этапы обучения (обозначение аппликатуры, динамики, поиск
приема, штриха, создание художественного образа), т.е. работа над развитием
музыкально-образного мышления, творческого художественного воображения.
9

Исполнение этюдов и пьес с более сложными ритмическими рисунками
(триоли, секстоли, синкопы).
Освоение мелизмов: форшлаг, трель.
Освоение искусственных флажолетов.
Контроль педагогом самостоятельной работы ученика: поэтапность
работы

над

произведением,

умение

вычленить

технический

эпизод,

трансформировать его в упражнение и довести до качественного исполнения и
т.д.
Более тщательная работа над качеством звукоизвлечения,
Формирование объективной самооценки учащимся собственной игры.
Примерный репертуарный список
1. М.Джулиани «Этюд №5»
2. Э.Пухоль «Этюд «Полет шмеля»»
3. Р.Н.П. «Выхожу один я на дорогу», обр. А.Ларичева
4. Р.Н.П. «Тонкая рябина»
5. А.Гильермо – Колосов «Испанское каприччио»
6. В.Абаза «Утро туманное»
7. Ф.Лей «История любви»
8. А.Зацепин «До свиданья, лето»
9. В.Лебедев Песня из к/ф «Гардемарины вперед!»
10.Н.Рота «Крестный отец»
11.З.Абрев «Тико-тико»
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую
направленность, а также демонстрирует возможность индивидуального подхода
к каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение
художественно-эстетического

развития

учащегося

и

художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
10

приобретения

им

Таким образом, ученик к концу прохождения курса программы обучения
должен:
 знать основные исторические сведения об инструменте;
 знать конструктивные особенности инструмента;
 знать элементарные правила по уходу за инструментом;
 знать основы музыкальной грамоты;
 знать систему игровых навыков и уметь применять ее самостоятельно;
 знать

основные

средства

музыкальной

выразительности

(тембр,

динамика, штрих, темп и т. д.);
 знать

основные

жанры

музыки

(инструментальный,

вокальный,

симфонический и т. д.);
 знать

технические

и

художественно-эстетические

особенности,

характерные для аккомпанемента на гитаре;
 знать функциональные особенности строения частей тела и уметь
рационально использовать их в работе игрового аппарата;
 уметь самостоятельно настраивать инструмент;
 уметь самостоятельно определять технические трудности

несложного

музыкального произведения и находить способы и методы в работе над
ними;
 уметь самостоятельно среди нескольких вариантов аппликатуры выбрать
наиболее удобную и рациональную;
 уметь

самостоятельно,

осознанно

работать

над

несложными

произведениями, опираясь на знания законов формообразования, а также на
освоенную в классе под руководством педагога методику поэтапной работы
над художественным произведением;
 уметь творчески подходить к созданию художественного образа,
используя при этом все теоретические знания и предыдущий практический
опыт в освоении штрихов, приемов и других музыкальных средств
выразительности;

11

 уметь на базе приобретенных специальных знаний

давать грамотную

адекватную оценку многообразным музыкальным событиям;
 иметь навык игры по нотам;
 иметь навык чтения с листа несложных произведений, необходимый для
ансамблевого и оркестрового музицирования;
 приобрести навык транспонирования и подбора по слуху;
 приобрести навык публичных выступлений.
Реализация программы обеспечивает:


наличие

у

обучающегося

интереса

к

музыкальному

искусству,

самостоятельному музыкальному исполнительству;


комплексное совершенствование игровой техники гитариста, которая

включает в себя тембровое слушание, вопросы динамики, артикуляции,
интонирования, а также организацию работы игрового аппарата, развитие
крупной и мелкой техники;


сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков,

позволяющий

использовать многообразные возможности гитары для

достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста;


знание художественно-исполнительских возможностей гитары;



знание музыкальной терминологии;



знание репертуара для гитары, включающего произведения разных стилей

и жанров, произведения крупной формы в соответствии с программными
требованиями;


наличие навыка по чтению с листа музыкальных произведений;



умение транспонировать и подбирать по слуху;



навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом

исполнения музыкального произведения;


навыки

по

выразительности,

использованию
выполнению

музыкально-исполнительских
анализа

исполняемых

средств

произведений,

владению различными видами техники исполнительства, использованию
художественно оправданных технических приемов;
12



наличие творческой инициативы, сформированных представлений о

методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над
исполнительскими трудностями.

IV.

Формы и методы контроля

Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели,
задачи и формы.
Оценки качества знаний по «Дополнительный инструмент»
(классическая гитара) охватывают все виды контроля:
- текущий контроль успеваемости;
- промежуточная аттестация учащихся;
Цель промежуточной аттестации - определение уровня подготовки
учащегося на определенном этапе обучения по конкретно пройденному
материалу.

Вид контроля

Задачи

Формы

Текущий

- поддержание учебной дисциплины,

контрольные

контроль

- выявление отношения учащегося к уроки,
изучаемому предмету,

академические

- повышение уровня освоения текущего концерты,
учебного материала. Текущий контроль прослушивания
осуществляется

преподавателем

специальности

регулярно

периодичностью

по к конкурсам,
(с отчетным

не более чем через концертам

два, три урока) в рамках расписания
занятий и предлагает использование
различной системы оценок. Результаты
текущего контроля учитываются при
выставлении четвертных, полугодовых,
годовых оценок.

13

Промежуточная

определение

успешности

развития зачеты (показ

аттестация

учащегося и усвоения им программы на части
определенном этапе обучения

программы,
технический
зачет),
академические
концерты,
переводные
зачеты, экзамены

Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и
навыков учащихся в классе по дополнительному инструменту. Они не требуют
публичного исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка
навыков самостоятельной работы учащегося, проверка технического роста,
проверка степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор
по

слуху,

транспонирование),

проверка

степени

готовности

учащихся

выпускных классов к итоговой аттестации. Контрольные прослушивания
проводятся в классе в присутствии комиссии, включая в себя элементы беседы с
учащимся, и предполагают обязательное обсуждение

рекомендательного

характера.
Также преподаватель может сам назначать и проводить контрольные
уроки в течение четверти в зависимости от индивидуальной успеваемости
ученика, от этапности изучаемой программы с целью повышения мотивации в
ученике к учебному процессу.
Контрольные

уроки

проводятся

в

счет

аудиторного

времени,

предусмотренного на учебный предмет.
Зачеты проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и предполагают
публичное исполнение технической или академической программы или ее
части в присутствии комиссии. Зачеты дифференцированные, с обязательным
14

методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер. Зачеты
проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Методическое обеспечение учебного процесса

V.

Методические рекомендации педагогическим работникам
В работе с учащимся преподаватель должен следовать основным
принципам дидактики: последовательность, систематичность, доступность,
наглядность в освоении материала.
Процесс

обучения

должен

протекать

с

учетом

индивидуальных

психических особенностей ученика, его физических данных. Педагог должен
неустанно контролировать уровень развития музыкальных способностей своих
учеников.
Работа педагога по специальности будет более продуктивной в тесной
связи с педагогами по другим предметам: музыкальная литература, слушание
музыки, сольфеджио. Итогом такого сотрудничества могут быть: открытые
уроки, концерты классов для родителей, участие в концертах отделов, школы.
Необходимым условием для успешного обучения на гитаре является
формирование у ученика уже на начальном этапе правильной посадки,
постановки рук, целостного исполнительского аппарата.
Работа над качеством звука, интонацией, разнообразными ритмическими
вариантами, динамикой (средствами музыкальной выразительности) должна
последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть
предметом постоянного внимания педагога. В этой связи педагогу необходимо
научить ученика слуховому контролю и контролю по распределению
мышечного напряжения.
Работа над музыкальным произведением должна проходить в тесной
художественной и технической связи.
Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной
работы над домашним заданием. В качестве проверки знаний ученика об
основных этапах в работе над произведением можно порекомендовать ученику

15

выучить самостоятельно произведение, которое по трудности должно быть
легче произведений, изучаемых по основной программе.
Большое

значение

в

воспитании

музыкального

вкуса

отводится

изучаемому репертуару. Помимо обработок народных мелодий, органично
звучащих на народных инструментах и составляющих основу репертуара,
необходимо включать в учебные программы переложения лучших образцов
зарубежной и отечественной классики, произведений, написанных для других
инструментов или для голоса. Также в программу должны быть включены
эстрадные произведения.

VI.

Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

1.Учебная литература:
1. Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре., 1987
2. Альбом для детей: Произведения для шестиструнной гитары. Вып.1/
Составитель Ларичева Г., 1986
3. Альбом для детей. Произведения для шестиструнной гитары Вып. 2/
Составитель Ларичева Г., 1987
4. Альбом для детей: Произведения для шестиструнной гитары Вып.3/
Составитель Ларичева Г., 1988
5. Альбом для юношества: Произведения для шестиструнной гитары Вып.1/
Составитель Иванова-Крамская Н., 1985
6. Альбом для . юношества: Произведения для шестиструнной гитары Вып.2/
Составитель Иванова-Крамская Н., 1986
7. Альбом начинающего гитариста: шестиструнная гитара Вып. 1 Составитель
Иванов-Крамской А., 1971
8. Альбом начинающего гитариста. Вып. 2 Составитель Иванов-Крамской А.,
1972
9. Альбом начинающего гитариста. Вып. 3 Составитель Иванов-Крамской А.,
1973
10. Альбом начинающего гитариста. Вып. 4 Составитель Викторов В., 1975
11. Альбом начинающего гитариста. Вып. 5 Составитель Вещицкий П.,1976
12. Альбом начинающего гитариста. Вып. 6 Составитель Вещицкий П.,1977
13. Альбом начинающего гитариста. Вып. 7 Составитель Вещицкий П., 1978
14. Альбом начинающего гитариста. Вып. 8 Составитель Вещицкий П., 1979
15. Альбом начинающего гитариста: Шестиструнная гитара Вып. 9., 1978
16.Альбом начинающего гитариста: Шестиструнная гитара Вып. 12., 1981
17. Альбом начинающего гитариста.: Шестиструнная гитара Вып. 13., 1981
16

18. Альбом начинающего гитариста: Шестиструнная гитара Вып.
14
Составитель Вещицкий П., 1982
19. Альбом начинающего гитариста: Шестиструнная гитара Вып. 15
Составитель Ларичев Е., 1982
20. Альбом начинающего гитариста: Шестиструнная гитара Вып. 16
Составитель Ларичев Е., 1983
21. Альбом начинающего гитариста: Шестиструнная гитара Вып. 17
Составитель Вещицкий П., 1983
22. Альбом начинающего гитариста: Шестиструнная гитара Вып. 18
Составитель Вещицкий П., 1984
23. Альбом начинающего гитариста: Шестиструнная гитара Вып. 20
Составитель Вещицкий П., 1985
24. Альбом начинающего гитариста: Шестиструнная гитара Вып. 21
Составитель Ларичев Е., 1985
25. Гитаристу-любителю. Вып. 3/ Составитель Ларичев Е., 1979
26. Гитаристу-любителю. Вып. 4/ Составитель Ларичев Е., 1980
27. Гитаристу-любителю. Вып. 6/ Составитель Ларичев Е., 1981
28. Гитаристу-любителю. Вып. 9/ Составитель Ларичев Е., 1984
29. Гитаристу-любителю. Вып. 10/ Составитель Ларичев Е., 1985
30. Гитаристу-любителю. Вып. 11/ Составитель Ларичев Е., 1986
31. Гитаристу-любителю. Вып. 12/ Составитель Ларичев Е., 1987
32. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1968
33.Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1986
34. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1986
35. Карулли Ф. Избранные пьесы для шестиструнной гитары Составитель
Поликарпов И. - М., 1972
36.Ларичев Е. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре-М.,1986
37. Николаев А. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре.2-е изд.-Л., 1986
38. Педагогический репертуар: Сборник этюдов для шестиструнной гитары/
Составитель Ковалевская Я., Рябоконь Е.-Л., 1973
39. Педагогический репертуар гитариста. Вып. 1 - М., 1966
40. Педагогический репертуар гитариста. Вып. 2 - М., 1967
41. Педагогический репертуар гитариста. Вып. 5 - М., 1969
42. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М.,1987
43. Репертуар гитариста: Шестиструнная гитара Вып. 28/ Составитель Борк А.
- М., 1984
44.Репертуар гитариста: Шестиструнная гитара Вып. 29/ Составитель Борк А. М., 1985
45. Репертуар гитариста: Шестиструнная гитара Вып. 30/ Составитель Борк А.
- М., 1985
17

46. Репертуар гитариста: Шестиструнная гитара Вып. 32/ Составитель Ларичев
Е. - М., 1986
47. Репертуар гитариста: Шестиструнная гитара Вып. 34/ Составитель Ларичев
Е. - М., 1987
48.Таррега Ф. Избранные произведение для шестиструнной гитары/
Составитель Ларичев Е. - М., 1987
49. Хрестоматия гитариста: Шестиструнная гитара. Для 1,2 классов ДМШ.
Выпуск 1 Составитель Иванов-Крамской А. - М., 1971
50.Хрестоматия гитариста: Шестиструнная гитара. Для 3 - 5 классов ДМШ.
Выпуск 1 Составитель Ларичев Е. - М., 1987
51.Хрестоматия гитариста: Шестиструнная гитара. Для 1 - 3 классов ДМШ/
Составитель Ларичев Е. - М., 1987
52.Хрестоматия гитариста: Шестиструнная гитара. Для 4 - 5 классов ДМШ/
Составитель Ларичев Е. - М., 1984
53. Хрестоматия гитариста: Шестиструнная гитара. Музыкальное училище. 1 2 курсы / Составитель Ларичев Е. - М., 1987
54.Шестиструнная гитара: Учебный репертуар для потготовительного и 1
классов ДМШ/ Составитель Вильгельми В. - Киев, 1974
55. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар для 2 класса ДМШ /
Составитель Вильгельми В. - Киев, 1978
56. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар для 3 класса ДМШ /
Составитель Михайленко Н. - Киев, 1987
57. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар для 4 класса ДМШ /
Составитель Михайленко Н. - Киев, 1981
58. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар для 5 класса ДМШ /
Составитель Михайленко Н. - Киев, 1982
59. Школа игры на шестиструнной гитаре. Составитель Каталанский А. В.,
Каталанский В. М. - М., 2005
60. Юный гитарист Составитель Калинин В. - М., и год 2006 год
61. Яшнев В., Вольман Б. Первые шаги гитариста: Школа - самоучитель игры
на шестиструнной гитаре. - Л., 1974
62.Старинная музыка. Для шестиструнной гитары /сост. Поликарпов И./.- М.,
1971 63.Брауэр Л. Произведения для шестиструнной гитары /сост. Максименко
В./.- М., 1986

2.Методическая литература
1. Н.П.Михайленко «Методика преподавания игры на шестиструнной гитаре»;
2. А.И.Кузнецов «Звукоизвлечение при игре на гитаре»;
18

3. Попов С. Музыкальное и аппликатурное мышление гитариста. М., 1998;
4. Музыкальная педагогика и исполнительство на народных инструментах.
Вып. 74. М., 1984;
5. Методика обучения беглому чтению нот с листа. Методическая разработка
для преподавателей исполнительских отделов музыкальных училищ.
Составитель Терликова Л. М., 1989;
6. Проблемы педагогики и исполнительства на русских народных
инструментах. Вып. 95. М., 1987;
7. Пухоль Э. Школа на 6-струнной гитаре. М., 1985;
8. Примерная программа к базисному учебному плану для детских школ
искусств г. Санкт – Петербурга;
10. Ритмика. Методические рекомендации для преподавателей ДМШ, ДШИ.
Составитель Франио Г.С., 1989;
11. Фридом О. Школа аккомпанемента на 6-струнной акустической гитаре. М.,
1995;
12. Шитенков И. Специфика звукоизвлечения на гитаре. В сб. Методика
обучения игре на народных инструментах. Л., 1975
13. Кузнецов В.А. Как научить играть на гитаре. М., 2006.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».