ДПОП ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 6»
городского округа Саранск

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО
ИСКУССТВА
«ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Саранск 2016

«Одобрено»
Методическим советом
МБУДО «ДМШ № 6» г.о. Саранск

«Утверждаю»
Директор – П.С.Еськин
______________
(подпись)

«____» _______________ 20____ г.
дата рассмотрения

«____» _______________ 20____ г.
дата утверждения

Разработчик – Рогожин А.Ю., заведующий эстрадно – духовым отделением,
преподаватель по классу флейты МБУДО «ДМШ № 6»

Содержание
1. Пояснительная записка
2. Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы
«Духовые и ударные инструменты»
3. Учебный план
4. График образовательного процесса
5. Перечень программ учебных предметов по дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Духовые и
ударные инструменты»
6. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов
освоения

обучающимися

дополнительной

предпрофессиональной

общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Духовые и
ударные инструменты»
7. Программа творческой, методической и культурно – просветительской (концертно–
фестивальной) деятельности МБУДО «ДМШ №6»
8. Приложение (учебный план, график образовательного процесса МБУДО «ДМШ
6»)

1. Пояснительная записка
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в
области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» разработана в
соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму
содержания,

структуре

и

условиям

реализации

дополнительной

предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального
искусства «Духовые и ударные инструменты» и сроку обучения по этой программе.
Осуществляется МБУДО «ДМШ №6» Муниципальным бюджетным учреждением
дополнительного образования «Детской музыкальной школой № 6» (в дальнейшем
именуемой Школой)
1.1. Программа «Духовые и ударные инструменты» составлена с учётом
возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на:
•

выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем

детском возрасте;
•

создание условий для художественного образования, эстетического

воспитания, духовно-нравственного развития детей;
•
ударных

приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на духовых,
и

народных

инструментах,

позволяющих

творчески

исполнять

музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной
грамотности;
•

приобретение детьми умений и навыков сольного и ансамблевого

исполнительства;
•

приобретение детьми опыта творческой деятельности;

•

овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

•

приобщение детей к коллективному музицированию, исполнительским

традициям духового оркестра (оркестра народных инструментов);
•

подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные

учреждения,

реализующие

основные

профессиональные

образовательные

программы в области музыкального искусства.
1.2. Программа разработана с учётом:
•

обеспечения

преемственности

программы

«Духовые

и

ударные

инструменты» и основных профессиональных образовательных программ среднего

профессионального

и

высшего

профессионального

единства

образовательного

образования

в

области

музыкального искусства;
•

сохранения

пространства

Российской

Федерации в сфере культуры и искусства.
1.3. Цели и задачи программы:
•

воспитание

и

развитие

у

обучающихся

личностных

качеств,

позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных
народов;
•

формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных

установок и потребности общения с духовными ценностями;
•

формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и

оценивать культурные ценности;
•

воспитание

доброжелательности,

детей

в

творческой

эмоционально-нравственной

атмосфере,
отзывчивости,

обстановке
а

также

профессиональной требовательности;
•

формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков,

позволяющих

в

дальнейшем

осваивать

основные

профессиональные

образовательные программы в области музыкального искусства;
•

выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих

освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации,
умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой
деятельности,

в

том

числе

коллективного

музицирования,

осуществлению

самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать
объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с
преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного
отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию
причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее
эффективных способов достижения результата.
1.4.

Срок

освоения

дополнительной

предпрофессиональной

общеобразовательной программы «Духовые и ударные инструменты» для детей,
поступивших в МБУДО «ДМШ №6» в первый класс в возрасте с шести лет шести
месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Срок освоения программы «Духовые и

ударные инструменты» для детей, поступивших в ОУ в первый класс в возрасте с
10 лет до 12 лет, составляет 5 лет.
1.5. Срок освоения программы «Духовые и ударные инструменты» для детей,
не

закончивших

освоение

образовательной

программы

основного

общего

образования или среднего (полного) общего образования и планирующих
поступление

в

образовательные

учреждения,

реализующие

основные

профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства,
может быть увеличен на один год.
1.6. Школа имеет право реализовывать ОП в сокращенные сроки, а также по
индивидуальным учебным планам с учетом ФГТ.
1.7. При приеме на обучение по программе «Духовые и ударные
инструменты» Школа проводит отбор детей с целью выявления их творческих
способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих
определить наличие музыкальных способностей - слуха, ритма, музыкальной
памяти.

Дополнительно

поступающий

может

исполнить

самостоятельно

подготовленные музыкальные произведения на духовом, ударном или народном
инструменте.
1.8.

Оценка качества образования по программе «Духовые и ударные

инструменты» производится на основе ФГТ.
1.9.

Освоение

обучающимися

дополнительной

предпрофессиональной

общеобразовательной программы «Духовые и ударные инструменты» завершается
итоговой аттестацией обучающихся, проводимой Школой.
Основные направления деятельности МБУДО «ДМШ №6»
1. Реализация предпрофессиональных программ с целью привлечения
наибольшего количества детей к творческой деятельности;
2. Развитие у обучающихся комплекса творческих способностей, знаний и
умений, соответствующих профессиональным требованиям в случае поступления
выпускников Школы в средние профессиональные или высшие профессиональные
учебные заведения соответствующего профиля, в том числе и на интегрированные
программы среднего профессионального образования в области искусств;
3. Взаимодействие с общеобразовательными школами, культурно-досуговыми
учреждениями клубного типа, учреждениями и организациями культуры со Школой

с целью поиска и выявления одаренных детей в области искусства для их обучения
по предпрофессиональным программам, проведения творческих, культурнопросветительских мероприятий, а также выездных занятий и пр.;
4.

Взаимодействие

со

средними

профессиональными

и

высшими

профессиональными образовательными учреждениями соответствующего профиля
с целью совместного выявления и дальнейшего профессионального становления
одаренных детей, обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых
ресурсов, получения консультаций по вопросам реализации образовательных
программ, использования передовых образовательных технологий, осуществления
повышения квалификации педагогических работников на регулярной основе;
5. Организация детских творческих коллективов (хоровых, музыкальноинструментальных, театральных и др.), в том числе путем привлечения к
образовательной

деятельности

в

общеобразовательных

школах

кадрового

потенциала Школы, совместного использования материально-технических ресурсов;
6.

Методическое

обеспечение

реализации

программ

творческой

направленности в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного
образования детей (творческих студиях, домах культуры и др.);
7. Расширение географии деятельности системы — организация культурнопросветительской

деятельности,

интеграция

форм

и

методов

творческого

воспитания в иные сферы общественной жизни (например, развитие творческих
занятий в коррекционных центрах, больницах и т. п.);
8. Популяризация художественно-эстетического образования среди населения.
Требования к условиям реализации программы
1. Требования к условиям реализации программы «Духовые и ударные
инструменты» представляют собой систему требований к учебно-методическим,
кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации
программы «Духовые и ударные инструменты» с целью достижения планируемых
результатов освоения данной ОП.
2. С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности,
открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных
представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического

воспитания и художественного становления личности, в Школе должна быть
создана

комфортная

развивающая

образовательная

среда,

обеспечивающую

возможность:
•

выявления и развития одаренных детей в области музыкального

искусства;
•

организации творческой деятельности обучающихся путем проведения

творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад,
концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);
•

организации посещений обучающимися учреждений культуры и

организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);
•

организации творческой и культурно-просветительской деятельности

совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам
искусств и другими учреждениями среднего профессионального и высшего
профессионального образования, реализующими основные профессиональные
образовательные программы в области музыкального искусства;
•

использования

в

образовательном

процессе

образовательных

технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в
сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального
искусства и образования;
•

эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке

педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;
•

построения содержания программы «Духовые и ударные инструменты»

с учетом индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей
субъекта Российской Федерации;
•

эффективного управления Школой.

3. Продолжительность учебного года с первого по седьмой классы составляет
39 недель, в восьмом классе – 40 недель. Продолжительность учебных занятий в
первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы 33 недели. При
реализации программы «Духовые и ударные инструменты» с дополнительным годом
обучения продолжительность учебного года в восьмом классе составляет 39 недель, в
девятом классе – 40 недель, продолжительность учебных занятий в девятом классе
составляет 33 недели. При

реализации

программы

«Духовые

и

ударные

инструменты» со сроком обучения 5 лет продолжительность учебного года с
первого по четвертый классы составляет 39 недель, в пятом классе – 40 недель.
Продолжительность учебных занятий с первого по пятый классы составляет 33
недели.
При реализации программы «Духовые и ударные инструменты» со сроком
обучения 5 лет продолжительность учебного года с первого по четвертый классы
составляет 39 недель, в пятом классе – 40 недель. Продолжительность учебных
занятий с первого по пятый классы составляет 33 недели. При реализации
программы «Духовые и ударные инструменты» с дополнительным годом обучения
продолжительность учебного года в пятом классе составляет 39 недель, в шестом
классе – 40 недель, продолжительность учебных занятий в шестом классе составляет
33 недели. (Приложение: график учебного процесса).
4. С первого по девятый классы в течение учебного года предусматриваются
каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе

устанавливаются

дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются в объеме
13 недель, за исключением последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние
каникулы

проводятся

в

сроки,

установленные

при

реализации

основных

образовательных программ начального общего и основного общего образования.
5.

Учебные

предметы

учебного

плана

и

проведение

консультаций

осуществляется в форме индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий
(численностью от 3 до 6 человек, по ансамблевым учебным предметам — от 2-х
человек), групповых занятий (численностью от 3 человек).
6. Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков и
приступившие к освоению ОП со второго по седьмой классы включительно, имеют
право

на

освоение

программы

«Духовые

и

ударные

инструменты»

по

индивидуальному учебному плану. В выпускные классы (восьмой и девятый)
поступление обучающихся не предусмотрено.
7. В Школе обеспечивается реализация учебного предмета «Хоровой класс» на
базе учебных вокальных ансамблей и хоровых коллективов, создающихся с учетом
специфики деятельности
учебного

оркестра

школы. Школа обеспечивает условия для создания

путем

пропорционального

формирования

контингента

обучающихся с целью реализации в вариативной части ОП учебного предмета

«Оркестровый класс». В случае реализации в вариативной части ОП учебного
предмета

«Оркестровый

доукомплектовываться

класс»

учебные

приглашенными

оркестровые

артистами

коллективы

до

25

могут

процентов

от

необходимого состава оркестра.
Оркестровые и хоровые учебные коллективы должны участвовать в
творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности ОУ.
8. Программа «Духовые и ударные инструменты»» обеспечивается учебнометодической документацией по всем учебным предметам.
9. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается
методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее
выполнение по каждому учебному предмету.
(приложение: учебные программы по предметам).
Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего
задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний,
театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих
мероприятиях и просветительской деятельности Школы.
Выполнение

обучающимся

домашнего

задания

контролируется

преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными
изданиями,

хрестоматиями,

клавирами,

конспектами

лекций,

аудио-

и

видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому
учебному предмету.
10. Реализация программы «Духовые и ударные инструменты» обеспечивается
консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки
обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и
другим мероприятиям по усмотрению ОУ. Консультации могут проводиться
рассредоточено или в счет резерва учебного времени. Резерв учебного времени
устанавливается Школой из расчета одной недели в учебном году. Если
консультации

проводятся

рассредоточено,

то

резерв

учебного

времени

используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу
преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать и после окончания
промежуточной

аттестации

(экзаменационной)

с

целью

обеспечения

самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул. (Приложение:
учебный план).
11. Оценка качества реализации данной программы включает в себя текущий
контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости Школой могут
использоваться

контрольные работы, устные опросы, письменные работы,

тестирование, академические концерты, прослушивания, технические зачеты.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов
и экзаменов. Контрольные уроки, зачёты и экзамены могут проходить в виде
технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ,
письменных работ и устных опросов. Контрольные уроки и зачеты в рамках
промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных
занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной
аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство
об окончании Школы.
Содержание

промежуточной

аттестации

и

условия

ее

проведения

разрабатываются Школой самостоятельно на основании настоящих ФГТ. Школа
разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля
успеваемости обучающихся. Для аттестации обучающихся создаются фонды
оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и
методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Фонды

оценочных

средств

разрабатываются

и

утверждаются

Школой

самостоятельно.
Фонды

оценочных

средств

должны

быть

полными

и

адекватными

отображениями настоящих ФГТ, соответствовать целям и задачам программы
«Духовые и ударные инструменты» и её учебному плану. Фонды оценочных средств
призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний,
умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению
профессионального образования в области музыкального искусства.

По окончании полугодий учебного года, как правило, оценки выставляются по
каждому учебному предмету. Оценки обучающимся могут выставляться и по
окончании четверти.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются
Школой на основании настоящих ФГТ.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
1) Специальность;
2) Сольфеджио;
3) Музыкальная литература.
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно»,

«неудовлетворительно».

Временной

интервал

между

выпускными экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.
Требования к выпускным экзаменам определяются Школой самостоятельно.
Школа разрабатываются критерии оценок итоговой аттестации в соответствии с
настоящими ФГТ.
При

прохождении

итоговой

аттестации

выпускник

должен

продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными
требованиями, в том числе:
•

знание

творческих

биографий

зарубежных

и

отечественных

композиторов, музыкальных произведений, основных исторических периодов
развития музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;
•

знание профессиональной терминологии,

основного репертуара для

духовых, ударных и народных инструментов, в том числе ансамблевого;
•

достаточный

технический

уровень

владения

музыкальным

инструментом для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых
произведений разных форм и жанров зарубежных и отечественных композиторов;
•

умение определять на слух, записывать, воспроизводить голосом

аккордовые, интервальные и мелодические построения;
•

наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры.

12. Реализация программы «Духовые и ударные инструменты» обеспечивается
доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки,
аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов

учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть
обеспечены доступом к сети Интернет.
Библиотечный

фонд

Школе

укомплектовывается

печатными

и/или

электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебнометодической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями
музыкальных

произведений,

специальными

хрестоматийными

изданиями,

партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме,
соответствующем требованиям программы «Духовые и ударные инструменты».
Основной учебной литературой по учебным предметам предметной области
«Теория и история музыки» обеспечивается каждый обучающийся.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы включает официальные,
справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра
на каждые 100 обучающихся.
13. Реализация программы «Духовые и ударные инструменты» обеспечивается
педагогическими работниками, имеющими высшее профессиональное образование,
соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны иметь
высшее профессиональное образование, может быть заменено преподавателями,
имеющими среднее профессиональное образование и государственные почетные
звания

в

соответствующей

профессиональной

сфере,

или

специалистами,

имеющими среднее профессиональное образование и стаж практической работы в
соответствующей профессиональной сфере более 15 последних лет.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из
которых 32-33 недели - реализация аудиторных занятий, 2-3 недели - проведение
консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических
работников должна быть направлена на методическую, творческую, культурнопросветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных
ОП.
Непрерывность профессионального развития педагогических работников
должна обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных ОП в объеме
не менее 72-х часов, не реже чем один раз в пять лет в Школе, имеющих лицензию

на осуществление образовательной деятельности. Педагогические работники
Школы должны осуществлять творческую и методическую работу.
В Школе создаются условия для взаимодействия с другими образовательными
учреждениями, реализующими ОП в области музыкального искусства, с целью
обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения
постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации
программы «Духовые и ударные инструменты», использования передовых
педагогических технологий.
14. Финансовые условия реализации программы «Духовые и ударные
инструменты» должны обеспечивать Школой исполнение настоящих ФГТ.
При реализации программы «Духовые и ударные инструменты» необходимо
планировать работу концертмейстеров с учетом сложившихся традиций и
методической целесообразности:
•

по учебному предмету «Специальность» - от 60 до 100 процентов

аудиторного учебного времени;
•

при

введении

в

вариативную

часть

ОП

учебного

предмета

«Оркестровый класс» и консультаций по данному предмету – не менее 80 процентов
от аудиторного учебного времени;
•

по учебному предмету «Хоровой класс» и консультациям по данному

учебному предмету - не менее 80 процентов от аудиторного учебного времени;
•

по учебным предметам «Ансамбль» - от 60 до

100 процентов

аудиторного учебного времени;
15. Материально-технические условия реализации программы «Духовые и
ударные инструменты» обеспечивают возможность достижения обучающимися
результатов, установленных ФГТ.
В МБУДО «ДМШ №6» проводятся систематические мероприятия по
приведению материально-технической базы Школы в соответствие санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда. В Школе должны соблюдаться
своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.
Для реализации программы «Духовые и ударные инструменты» минимально
необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и
материально-технического обеспечения включает в себя:

•

концертный зал с концертным роялем, пультами и звукотехническим

оборудованием;
•

библиотеку;

•

помещения

для

работы

со

специализированными

материалами

(фонотеку, видеотеку, просмотровый видеозал);
•

учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных

занятий;
•

учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Хоровой класс»

со специализированным оборудованием (подставками для хора, роялем или
пианино), «Оркестровый класс» с пультами, пианино (роялем);
•

учебные аудитории, предназначенные для реализации

учебных

предметов «Специальность», «Фортепиано» оснащаются пианино (роялями)
Учебные аудитории для индивидуальных занятий должны иметь площадь не
менее 6 кв.м., для реализации учебных предметов «Специальность» не менее 9 кв.
м., «Ансамбль» - не менее 12 кв.м. При введении в вариативную часть ОП учебного
предмета «Оркестровый класс» - малый или большой концертный зал.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов
«Слушание музыки», «Сольфеджио», «Музыкальная литература (зарубежная,
отечественная)», «Элементарная теория музыки»,

оснащаются фортепиано или

роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами,
стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.
Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.
В Школе создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и
ремонта музыкальных инструментов.
2. Планируемые результаты освоения обучающимися
образовательной программы
«Духовые и ударные инструменты»
Минимум содержания программы «Духовые и ударные инструменты» должен
обеспечивать

целостное

художественно-эстетическое

развитие

личности

и

приобретение ею в процессе освоения образовательных программ музыкальноисполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

2.1. Результатом освоения программы «Духовые и ударные инструменты»
является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в
предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
-

знания

художественно-эстетических,

технических

особенностей,

характерных для сольного, ансамблевого и оркестрового исполнительства;
- знания музыкальной терминологии;
- умения грамотно исполнять музыкальные произведения

соло,

в

ансамбле/оркестре на духовых, ударных и народных инструментах;
- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных
жанров и стилей;
- умения создавать

художественный образ при исполнении музыкального

произведения;
-

умения

самостоятельно

преодолевать

технические

трудности

при

разучивании несложного музыкального произведения;
- навыков игры на фортепиано несложных музыкальных произведений
различных жанров и стилей;
– навыков импровизации на духовом, ударном

народном

инструменте,

чтения с листа несложных музыкальных произведений на народном или
национальном инструменте и на фортепиано;
- навыков подбора по слуху;
- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых
произведений;
- навыков публичных выступлений;
в области теории и истории музыки:
- знания музыкальной грамоты;
- знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и
зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;
- первичные знания в области строения классических музыкальных форм;
- умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве
музыкальных произведений на инструменте;

- умения осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения
в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;
- навыков восприятия элементов музыкального языка;
- навыков вокального исполнения музыкального текста;
- навыков анализа музыкального произведения;
- навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и
жанров, созданных в разные исторические периоды;
- навыков записи музыкального текста по слуху;
- первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.
2.2. Результатом освоения программы «Духовые и ударные инструменты» с
дополнительным годом обучения предметных областей, является приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
-

знания

основного

репертуара

для

духовых,

ударных,

народных

инструментов;
- знания ансамблевого

и оркестрового репертуара для духовых, ударных,

народных инструментов;
-

знания

различных

исполнительских

интерпретаций

музыкальных

произведений;
- умения исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле на
достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями;
в области теории и истории музыки:
- первичные знания основных эстетических и стилевых направлений в области
музыкального, изобразительного, театрального и киноискусства;
- первичные знания и умения в области элементарной теории музыки (знания
основных элементов музыкального языка, принципов строения музыкальной ткани,
типов изложения музыкального материала, умения осуществлять построение
интервалов и аккордов, группировку длительностей, транспозицию заданного
музыкального материала);
- умения осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением
роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;
- навыков сочинения и импровизации музыкального текста;

- навыков восприятия современной музыки.
2.3. Результаты освоения программы «Духовые и ударные инструменты» по
учебным предметам обязательной части должны отражать:
2.3.1. Специальность
•

наличие

у

обучающегося

интереса

к

музыкальному

искусству,

самостоятельному музыкальному исполнительству;
•

сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков,

позволяющий

использовать многообразные возможности духового, ударного,

народного инструментов для достижения наиболее убедительной интерпретации
авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных
произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
•

знание в соответствии с программными требованиями репертуара для

духовых, ударных, народных инструментов и духового оркестра, включающего
произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты,
концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);
•

знание

художественно-исполнительских

возможностей

духового,

ударного, народного инструментов;
•

знание профессиональной терминологии;

•

наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений разных

жанров и форм;
•

навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять

процессом исполнения музыкального произведения;
•

навыки

по

использованию

музыкально-исполнительских

средств

выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению
различными видами техники исполнительства, использованию художественно
оправданных технических приемов;
•

наличие творческой инициативы, сформированных представлений о

методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над
исполнительскими трудностями;
•

наличие

музыкальной

ладогармонического, тембрового слуха;

памяти,

развитого

мелодического,

•

наличие элементарных навыков репетиционно-концертной работы в

качестве солиста.
2.3.2. Ансамбль
•

сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного

творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в
ансамблевой

игре

единство

исполнительских

намерений

и

реализацию

исполнительского замысла;
•

знание

ансамблевого

репертуара

(музыкальных

произведений,

созданных для различных инструментальных составов) различных отечественных и
зарубежных

композиторов,

способствующее

формированию

способности

к

коллективному исполнительству;
•

навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого

исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями
формы, жанра и стиля музыкального произведения.
2.3.3.Фортепиано
•

знание

инструментальных

и

художественных

особенностей

и

возможностей фортепиано;
•

знание в соответствии с программными требованиями музыкальных

произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными
композиторами;
•

владение основными видами фортепианной техники, использование

художественно

оправданных

технических

приемов, позволяющих

создавать

художественный образ, соответствующий авторскому замыслу.
2.3.4. Хоровой класс
•

знание

начальных

основ

хорового

искусства,

вокально-хоровых

особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей
хорового коллектива;
•

знание профессиональной терминологии;

•

умение передавать авторский замысел музыкального произведения с

помощью органического сочетания слова и музыки;
•

навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том

числе отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;

•

сформированные практические навыки исполнения авторских, народных

хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной
музыки, в том числе хоровых произведений для детей;
•

наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального

ансамбля и хорового коллектива.
2.3.5. Сольфеджио
•

сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий

наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного
музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных
стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том числе:
•

знание профессиональной музыкальной терминологии;

•

умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные

примеры,

записывать

музыкальные

построения

средней

трудности

с

использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и
интервальные цепочки;
•

умение

импровизировать

на

заданные

музыкальные

темы

или

ритмические построения;
•

навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на

инструменте, запись по слуху и т.п.).
2.3.6. Слушание музыки
•
основных

наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее
составляющих,

в

том

числе

о

музыкальных

инструментах,

исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;
•

способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе

восприятия музыкального произведения
•

умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от

прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с
фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств.

2.3.7. Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)

•

первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе

культуры, духовно-нравственном развитии человека;
•

знание

творческих

биографий

зарубежных

и

отечественных

композиторов согласно программным требованиям;
•

знание в соответствии с программными требованиями музыкальных

произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических
периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;
•

умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал

пройденных музыкальных произведений;
•

навыки теоретического анализа музыкального произведения – формы,

стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых
особенностей;
•

знание основных исторических периодов развития зарубежного и

отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств
(изобразительным,

театральным,

киноискусством,

литературой),

основных

стилистических направлений, жанров;
•

знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков

музыки;
•

знание профессиональной музыкальной терминологии;

•

сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса,

пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
•

умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве

композиторов;
•

умение определять на слух фрагменты того или иного изученного

музыкального произведения;
•

навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать

его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с
другими видами искусств.
2.3.8. Элементарная теория музыки
•

знание основных элементов музыкального языка (понятий – звукоряд,

лад, интервалы, аккорды, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция);

•

первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения

музыкального материала;
•

умение

осуществлять

элементарный

анализ

нотного

текста

с

объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;
•

наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки

зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических
или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала
(типов фактур).
3. Учебный план (График на текущий год прилагается)
В дополнительную предпрофессиональную общеобразовательную программу
в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» входят
следующие учебные предметы:
Учебные

предметы

обязательной

части

ПО.01.

«Музыкальное

исполнительство»
- специальность,
- ансамбль,
- фортепиано,
- хоровой класс.
Учебные предметы обязательной части ПО.02. «Теория и история музыки»:
- сольфеджио,
- слушание музыки (8, 9 ОП),
- музыкальная литература (зарубежная, отечественная).
Учебные предметы обязательной части ПО.02. «Теория и история музыки»
(срок обучения 8 лет):
- сольфеджио,
- слушание музыки,
- музыкальная литература (зарубежная, отечественная),
- элементарная теория музыки (8,9 ОП).
Учебный план программы «Духовые и ударные инструменты» предусматривает
следующие предметные области (обязательной части):
музыкальное исполнительство;

теория и история музыки
и разделы:
консультации;
промежуточная аттестация;
итоговая аттестация.
Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые
состоят из учебных предметов.
При реализации программы «Духовые и ударные инструменты» со сроком
обучения 8 лет общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части
составляет 1579 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным
предметам (УП):
ПО.01.Музыкальное исполнительство: УП.01.Специальность - 559 часов,
УП.02.Ансамбль - 165 часов, УП.03.Фортепиано - 99 часов, УП.04.Хоровой класс –
98 часов;
ПО.02.Теория

и

история

музыки:

УП.01.Сольфеджио

-

378,5

часа,

УП.02.Слушание музыки - 98 часов, УП.03.Музыкальная литература (зарубежная,
отечественная) - 181,5 часа.
При

реализации

программы

«Духовые

и

ударные

инструменты»

с

дополнительным годом обучения ОП со сроком обучения 8 лет общий объем
аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 1859,5 часа, в том
числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01.Музыкальное исполнительство: УП.01.Специальность – 641,5 часа,
УП.02.Ансамбль – 231 час, УП.03.Фортепиано - 99 часов, УП.04.Хоровой класс – 98
часов; ОП.02.Теория и история музыки: УП.01.Сольфеджио - 428 часов,
УП.02.Слушание музыки - 98 часов, УП.03.Музыкальная литература (зарубежная,
отечественная) - 231 час, УП.04.Элементарная теория музыки – 33 часа.
При реализации программы «Духовые и ударные инструменты» со сроком
обучения 5 лет общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части
составляет 1039,5 часа, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным
предметам (УП):

ПО.01.Музыкальное исполнительство: УП.01.Специальность – 363 часа,
УП.02.Ансамбль - 132 часа, УП.03.Фортепиано – 82,5 часа, УП.04.Хоровой класс –
33 часа;
ПО.02.Теория

и

история

музыки:

УП.01.Сольфеджио

247,5

-

часа,

УП.02.Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) - 181,5 часа.
При

реализации

программы

«Духовые

и

ударные

инструменты»

с

дополнительным годом обучения ОП со сроком обучения 5 лет общий объем
аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 1320 часов, в том
числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01.Музыкальное исполнительство: УП.01.Специальность – 445,5 часа,
УП.02.Ансамбль – 198 часов, УП.03.Фортепиано – 82,5 часа, УП.04.Хоровой класс –
33 часа;
ОП.02.Теория
УП.02.Музыкальная

и

история

музыки:

литература

УП.01.Сольфеджио

(зарубежная,

297

-

отечественная)

-

231

часов,
час,

УП.03.Элементарная теория музыки – 33 часа.
Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления подготовки
обучающихся,

определяемой

содержанием

обязательной

части,

получения

обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков. Учебные предметы
вариативной части определяются МБУДО «ДМШ №6». Объем времени вариативной
части,

(также

предусматриваемый

Школой)

на

занятия

обучающихся

с

присутствием преподавателя, может составлять до 60 процентов от объема времени
предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные
занятия.
При реализации учебных предметов обязательной и вариативной частей
предусматривается объем времени на самостоятельную работу обучающихся. Объем
времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету
определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической
целесообразности. Объем максимальной учебной нагрузки обучающихся не должен
превышать 26 часов в неделю. Аудиторная учебная нагрузка по всем учебным
предметам учебного плана не должна превышать 14 часов в неделю (без учета
времени, предусмотренного учебным планом на консультации, затрат времени на

контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участия обучающихся в творческих
и культурно-просветительских мероприятиях Школы).
4. График учебного процесса (Годовой календарный график на текущий год
прилагается)
Продолжительность учебного года и каникулы.
При реализации программы «Духовые и ударные инструменты» со сроком
обучения 8 лет продолжительность учебного года с первого по седьмой классы
составляет 39 недель, в восьмом классе – 40 недель. Продолжительность учебных
занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы 33
недели. При реализации программы «Духовые и ударные инструменты» с
дополнительным годом обучения продолжительность учебного года в восьмом классе
составляет 39 недель, в девятом классе – 40 недель, продолжительность учебных
занятий в девятом классе составляет 33 недели.
При реализации программы «Духовые и ударные инструменты» со сроком
обучения 5 лет продолжительность учебного года с первого по четвертый классы
составляет 39 недель, в пятом классе – 40 недель. Продолжительность учебных
занятий с первого по пятый классы составляет 33 недели. При реализации программы
«Духовые

и

ударные

инструменты»

с

дополнительным

годом

обучения

продолжительность учебного года в пятом классе составляет 39 недель, в шестом
классе - 40 недель, продолжительность учебных занятий в шестом классе составляет
33 недели.
В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом
классе для обучающихся по ОП со сроком обучения 8 лет устанавливаются
дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются в объеме
13 недель, за исключением последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние
каникулы

проводятся

в

сроки,

установленные

при

реализации

основных

образовательных программ начального общего и основного общего образования.
Реализация программы «Духовые и ударные инструменты» обеспечивается
консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки
обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и

другим мероприятиям по усмотрению Школы. Консультации могут проводиться
рассредоточено или в счет резерва учебного времени в следующем объеме: 196
часов при реализации ОП со сроком обучения 8 лет и 234 часа с дополнительным
годом обучения; 148 часов при реализации ОП со сроком обучения 5 лет и 186 часов
с дополнительным годом обучения. Резерв учебного времени устанавливается
Школа из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации
проводятся

рассредоточено,

резерв

учебного

времени

используется

на

самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей.
Резерв учебного времени можно использовать и после окончания промежуточной
аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой
обучающихся на период летних каникул.
5. Перечень программ учебных предметов по дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программе в области
музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты»
(Программы учебных предметов прилагаются)
Программы учебных предметов обязательной части ПО.01. «Музыкальное
исполнительство»:
1. Программа учебного предмета «Специальность»
2. Программа учебного предмета «Ансамбль»
3. Программа учебного предмета «Фортепиано»
4. Программа учебного предмета «Хоровой класс»
Программы учебных предметов обязательной части ПО.02. «Теория и история
музыки»:
1. Программа учебного предмета «Сольфеджио»
2. Программа учебного предмета «Слушание музыки»
3. Программа учебного предмета «Музыкальная литература (зарубежная,
отечественная)»
4. Программа учебного предмета «Элементарная теория музыки» (6 ОП, 9 ОП)
Программы учебных предметов вариативной части В.00. «Вариативная часть»:
1. Программа учебного предмета «Оркестровый класс»
2. Программа учебного предмета «Родственный инструмент»

3. Программа учебного предмета «Фортепиано» (для более углубленного
изучения предмета)
6. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации
результатов освоения обучающимися дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Духовые
и ударные инструменты»
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное
управление

учебным

процессом

и

выполняет

обучающую,

проверочную,

воспитательную и корректирующую функции.
Виды контроля и учёта успеваемости
• текущий контроль;
• промежуточная аттестация;
• итоговая аттестация.
Текущий контроль знаний и умений осуществляется в рамках урока в целях
оперативного контроля за качеством освоения программы.
Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной
работы

обучающихся

по

дополнительным

предпрофессиональным

общеобразовательным программам в области искусств и проводится с целью
определить:
1. качество реализации образовательного процесса;
2. качество теоретической и практической подготовки по учебному
предмету;
3. уровень умений и навыков, сформированных и обучающегося на
определённом этапе обучения.
Все виды контроля проводятся в соответствии с графиком промежуточной и
итоговой аттестации.
Сольные

концерты

обучающихся

приравниваются

к

выступлению

на

академическом концерте или экзамене (по решению методического совета школы).
Выступления учащихся оцениваются характеристикой, в которой отражаются
достигнутые успехи и имеющиеся недостатки, а также оценкой по пятибалльной
системе, которая выставляется коллегиально.

Итоговая аттестация выпускников осуществляется с целью контроля (оценки)
освоения дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ
в

области

искусств

в

соответствии

с

федеральными

государственными

требованиями, установленными к минимуму содержания, структуре и условиям
реализации указанных образовательных программ, а также срокам их реализации.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускного экзамена, программа
которого должна соответствовать требованиям вступительных экзаменов в средние
специальные

музыкальные

выставляется

оценка

учреждения.
«отлично»,

По

итогам

«хорошо»,

выпускного

экзамена

«удовлетворительно»,

«неудовлетворительно», которая заносится в свидетельство об окончании школы.
Музыкальное исполнительство
Оценка «5» («отлично»)
• артистичное поведение на сцене;
• увлечённость исполнением;
• художественное исполнение средств музыкальной выразительности в
соответствии с содержанием музыкального произведения;
• слуховой контроль собственного исполнения;
•

корректировка игры при необходимой ситуации;

• свободное

владение

специфическими

технологическими

видами

исполнения;
• убедительное понимание чувства формы;
• выразительность интонирования;
• единство темпа;
• ясность ритмической пульсации;
• яркое динамическое разнообразие.
Оценка «4» («хорошо»)
•

незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;

•

грамотное понимание формообразования произведения, музыкального

языка, средств музыкальной выразительности;
•

недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;

•

стабильность воспроизведения нотного текста;

•

выразительность интонирования;

•

попытка передачи динамического разнообразия;

•

единство темпа.
Оценка «3» («удовлетворительно»)

•

неустойчивое психологическое состояние на сцене;

•

формальное прочтение авторского нотного текста без образного

осмысления музыки;
•

слабый слуховой контроль собственного исполнения;

•

ограниченное

понимание

динамических,

аппликатурных,

технологических задач;
•

темпо-ритмическая неорганизованность;

•

слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов;

•

однообразие и монотонность звучания.
Оценка «2» («неудовлетворительно»)

• частые «срывы» и остановки при исполнении;
• отсутствие слухового контроля собственного исполнения;
• ошибки в воспроизведении нотного текста;
• низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;
• отсутствие выразительного интонирования;
• метро-ритмическая неустойчивость.
Теория и история музыки, сольфеджио
Оценка «5» («отлично»)
вокально-интонационные навыки
•

чистота интонации;

•

ритмическая точность;

•

синтаксическая осмысленность фразировки;

•

выразительность исполнения;

•

владение навыками пения с листа;
ритмические навыки

• владение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмических
соотношений в изучаемых произведениях;
слуховой анализ и музыкальный диктант

•

владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных

музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной речи;
•

владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических

построений и отдельных элементов музыкальной речи;
творческие навыки
•

умение самостоятельно применять полученные знания и умения в

творческой деятельности;
теоретические знания
• по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки в соответствии с
программными требованиями.
Оценка «4» («хорошо»)
вокально-интонационные навыки
•

не достаточно чистая интонация;

•

недостаточная ритмическая точность;

•

синтаксическая осмысленность фразировки;

•

выразительность исполнения;

•

недостаточное владение навыками пения с листа;
ритмические навыки

•

владение

навыками

вычленения,

осмысления

и

исполнения

метроритмических соотношений в изучаемых произведениях;
слуховой анализ и музыкальный диктант
•

владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных

музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной речи;
•

недостаточное владение навыками записи прослушанных ритмических и

мелодических построений и отдельных элементов музыкальной речи;
творческие навыки
• умение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой
деятельности;
теоретические знания
•

знания по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки в

соответствии с программными требованиями.
Оценка «3» («удовлетворительно»)

вокально-интонационные навыки
•

неточная интонация;

•

недостаточная ритмическая точность;

•

синтаксическая осмысленность фразировки;

•

недостаточная выразительность исполнения;

•

слабое владение навыками пения с листа;
ритмические навыки

•

слабое владение навыками вычленения, осмысления и исполнения

метроритмических соотношений в изучаемых произведениях;
слуховой анализ и музыкальный диктант
• слабое владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных
музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной речи;
• слабое

владение

навыками

записи

прослушанных

ритмических

и

мелодических построений и отдельных элементов музыкальной речи;
творческие навыки
•

не умение самостоятельно применять полученные знания и умения в

творческой деятельности;
теоретические знания
• знания по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки в
соответствии с программными требованиями.
Оценка «2» («неудовлетворительно»)
вокально-интонационные навыки
•

неточная интонация;

•

ритмическая неточность;

•

отсутствие синтаксической осмысленности фразировки;

•

невыразительное исполнение;

•

не владение навыками пения с листа;
ритмические навыки

•

не

владение

навыками

вычленения,

осмысления

метроритмических соотношений в изучаемых произведениях;
слуховой анализ и музыкальный диктант

и

исполнения

•

не

владение

навыками

осмысленного

слухового

восприятия

законченных музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной речи;
•

не

владение

навыками

записи

прослушанных

ритмических

и

мелодических построений и отдельных элементов музыкальной речи;
творческие навыки
•

неумение самостоятельно применять полученные знания и умения в

творческой деятельности;
•

не соответствие уровня теоретических знаний по музыкальной грамоте

и элементарной теории музыки программным требованиям.
Музыкальная литература, слушание музыки
Оценка «5» («отлично»)
•

знание музыкального, исторического и теоретического материала на

уровне требований программы;
•

владение музыкальной терминологией;

•

умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки.
Оценка «4» («хорошо»)

•

знание музыкального, исторического и теоретического материала на

уровне требований программы;
•

владение музыкальной терминологией;

•

не достаточное умение охарактеризовать содержание и выразительные

средства музыки.
Оценка «3» («удовлетворительно»)
•

неполные знания музыкального, исторического и теоретического

материала;
•

неуверенное владение музыкальной терминологией;

•

слабое умение охарактеризовать содержание и выразительные средства

музыки.
Оценка «2» («неудовлетворительно»)
•

не знание музыкального, исторического и теоретического материала на

уровне требований программы;
•

не владение музыкальной терминологией;

неумение охарактеризовать содержание и выразительные средства

•
музыки.

7. Программа творческой, методической и культурно - просветительской
(концертно-фестивальной) деятельности МБУДО «ДМШ №6»
Цели творческой и культурно-просветительской деятельности развитие творческих
способностей обучающихся:
•

приобщение их к лучшим достижениям отечественного и зарубежного

искусства;
•

пропаганда ценностей мировой культуры среди различных слоёв

населения;
•

приобщение их к духовным ценностям.

Для достижения поставленных целей в МБУДО «ДМШ 6» созданы учебные
творческие коллективы (оркестр народных инструментов, фольклорный ансамбль
Сударушка» и пр.). Деятельность стабильных творческих коллективов регулируется
локальными актами Школы и осуществляется в рамках как учебного, так и
внеучебного времени.
Профессиональная направленность образования в МБУДО «ДМШ №6»
предполагает организацию творческой деятельности путём проведение конкурсов,
фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, выставок,
театрализованных
выступлений

во

представлений.
всех

Учащиеся

мероприятиях,

Школы

проводимых

на

имеют

возможность

различных

уровнях

Новосибирска, области, РФ.
Культурно-просветительская программа включает посещение обучающимися
учреждений и организаций культуры (филармонии, выставочных залов, музеев,
образовательных учреждений и др.).
Методическая

программа

Школы

направлена

на

непрерывность

профессионального развития педагогических работников. В рамках методической
программы работники Школы в пределах имеющихся финансовых возможностей
осваивают дополнительные профессиональные ОП в объеме не менее 72-х часов, не
реже чем один раз в пять лет в учреждениях, имеющих лицензию на осуществление
образовательной деятельности.

Ожидаемый результат повышения квалификации — профессиональная
готовность

работников

образования

к

реализации

дополнительных

предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального
искусства согласно ФГТ:
• обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему
ценностей современного образования;
• освоение новой системы требований к структуре основной образовательной
программы «Духовые и ударные инструменты», результатам её освоения и
условиям

реализации,

а

также

системы

оценки

итогов

образовательной

деятельности обучающихся;
• овладение

учебно-методическими

и

информационно-

методическими

ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГТ.
Педагогические работники Школы осуществляют творческую и методическую
работу: разрабатывают учебные программы по преподаваемым ими предметам в
рамках образовательной программы в области музыкального искусства, а также
учебно-методическое обеспечение; используют

в образовательном процессе

образовательные технологии, основанные на лучших достижениях отечественного
образования в области искусств, а также современном уровне его развития.
С целью организации методической работы в МБУДО «ДМШ №6» проводятся
следующие мероприятия:
•

Конференции, семинары, посвящённые содержанию и ключевым

особенностям ФГТ;
•

Тренинги для педагогов с целью выявления и соотнесения собственной

профессиональной позиции с целями и задачами ФГТ;
•

Участие педагогов в разработке разделов и компонентов основной

образовательной программы образовательного учреждения;
•

Участие педагогов в проведении мастер-классов, круглых столов,

стажёрских площадок, открытых уроков, внеурочных занятий и мероприятий по
отдельным направлениям введения и реализации ФГТ.
Подведение
осуществляться

итогов
в

разных

и

обсуждение
формах:

результатов

совещания

при

мероприятий
директоре,

могут

заседания

педагогического и методического советов, решения педагогического совета,
презентации, приказы, инструкции, рекомендации, резолюции и т. д.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».