Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 6»
городского округа Саранск
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО»
Предметная область
Исполнительская подготовка
ПРОГРАММА
по учебному предмету
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
(СИНТЕЗАТОР)
Срок обучения 4 года
Саранск 2016
«Одобрено»
«Утверждаю»
Методическим советом
Директор – П.С.Еськин
МБУДО «ДМШ № 6» г.о. Саранск
______________
«____» _______________ 20____ г.
дата рассмотрения
(подпись)
«____» _______________ 20____ г.
дата утверждения
Разработчик – Рогожин А.Ю., преподаватель по классу флейты МБУДО «ДМШ №
6»
Рецензент – Бикеева С.Н., преподаватель по классу синтезатора МБУДО«ДМШ №
6»
Рецензент– Антыгина С.А., преподаватель по классу фортепиано ГБПОУ РМ «СМУ
им. Л.П.Кирюкова»
2
Структура программы учебного предмета
I.
Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II.
Содержание учебного предмета
- Тематический план и годовые требования
III.
Требования к уровню подготовки учащихся
IV.
Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки
V.
Методическое обеспечение учебного процесса
VI.
Список литературы
3
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в общеобразовательном
процессе
Программа учебного предмета «Дополнительный инструмент (синтезатор)»
разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и
методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области
искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации
от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.
Программа
имеет
художественно-эстетическую
направленность
и
предназначена для приобщения учащихся к музыкально-творческой деятельности с
помощью музыкального инструментария нового поколения, построенного на основе
цифровых технологий.
Учебный курс построен на практических занятиях, теоретические знания
формируются в процессе освоения исполнительских навыков. Возможно увеличение
часов аудиторной учебной нагрузки за счет проведения занятий ансамблем.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Дополнительный инструмент
(синтезатор)» со сроком обучения 4 года продолжительность учебных занятий с
первого по третий годы обучения составляет 35 недель в год.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной
работы,
Затраты учебного времени
Всего часов
нагрузки
Годы обучения
1-й год
2-й год
3-й год
4-й год
Полугодия
1
2
3
4
5
6
7
8
Аудиторные
8
9,5
8
9,5
8
9,5
8
9,5
занятия
4
70
Самостоятельная
8
9,5
8
9,5
8
9,5
8
9,5
70
16
19
16
19
16
19
16
19
140
работа
Максимальная
учебная нагрузка
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах 0,5 часов в неделю аудиторных занятий,
0,5 часов в неделю самостоятельных.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование
индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и
мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс
обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального
подходов.
Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих
способностей
и
индивидуальности
учащегося,
овладение
знаниями
и
представлениями об исполнительстве на электромузыкальных инструментах,
формирование практических умений и навыков игры на синтезаторе, устойчивого
интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Задачи учебного предмета
Задачами предмета «Дополнительный инструмент (синтезатор)» являются:
ознакомление детей с инструментом, исполнительскими возможностями и
разнообразием приемов игры;
формирование навыков игры на музыкальном инструменте;
приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;
5
формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;
воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений,
приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки учащихся;
формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
методическое обеспечение учебного процесса
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для
достижения
поставленной
цели
и
реализации
задач
предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов);
- наглядный (показ, наблюдение);
- слуховой;
- практический.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Класс для занятий должен быть светлым, достаточно просторным, с хорошей
вентиляцией и звукоизоляцией. Акустика помещения должна соответствовать
нормам, предусмотренным для занятий на электро-музыкальных инструментах
(помещение не должно быть гулким).
Класс должен быть оснащен необходимым оборудованием: синтезатор в
комплекте с адаптером, комбо-усилителем и процессором эффектов.
Для организации концертных выступлений учащихся необходимо иметь
усилитель и акустические колонки. В целях балансировки звучания к этому может
6
быть добавлен микшерный пульт. Для записи и воспроизведения творческих работ
учащихся желательно также иметь аудиоаппаратуру (аналоговую, цифровую,
пишущий CD-Rom и т.п.).
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебная программа по предмету «Дополнительный инструмент (синтезатор)»
рассчитана на 4 года обучения. В программе учтен принцип систематического и
последовательного обучения. Программа составлена с учетом физических и
психологических возможностей детей, целями и задачами развивающего обучения.
Практические навыки, полученные на уроке с преподавателем и закрепляемые
дома в систематических самостоятельных занятиях, позволяют увлечь учащихся
процессом обучения игре на инструменте.
Тематический план носит примерный характер, отражает содержание
программы, распределенное по годам обучения и темам, предлагаемый объем
осваиваемого музыкального материала.
Тематический план и годовые требования
Первый класс
Ознакомление с основными выразительными возможностями клавишных
синтезаторов
(многотембровость,
звуковые
эффекты,
автоаккомпанемент)
и
главными клавишами управления автоаккомпанементом: start, stop, synchro-start,
intro, ending.
За учебный год учащийся должен сыграть один зачёт в первом полугодии и
зачёт во втором.
Примерный план переводного зачёта
1 вариант:
1) В.А.Моцарт “Аллегретто”
2 вариант:
1) В. Юменс «Чай вдвоем»
Второй класс
7
Общее ознакомление с банками голосов, звуковых эффектов и паттернов
наличных синтезаторов.
Игра на синтезаторе в одной позиции и с подкладыванием первого пальца.
Управление громкостью звучания и артикуляцией с помощью педали экспрессии
(при наличии на инструменте соответствующих возможностей).
За учебный год учащийся должен сыграть один зачёт в первом полугодии и
зачёт во втором.
Примерный план переводного зачёта
1 вариант:
1) Г.Гендель “Менуэт”
2 вариант:
1) Г. Маркс «Все для меня»
Третий класс
Дальнейшее совершенствование уже полученных знаний и умений. Развитие
пальцевой техники. Подвижные темпы.
Освоение простейших приемов аранжировки для синтезатора: гармонизация
мелодии (в режиме упрощенного взятия аккордов – casio chord, single finger и т.п.)
на основе трезвучий, построенных на I, IV и V ступенях мажора в трех-четырех
тональностях; подбор паттерна, исходя из метра (двух- или трехдольного) и
преобладающего ритмического рисунка мелодии (восьмыми, четвертями); подбор
тембра мелодии в соответствии с ее жанровой основой и формой (периода или
куплетной).
За учебный год учащийся должен сыграть два зачёт в первом полугодии и
зачёт во втором.
Примерный план переводного зачёта
1 вариант:
1) Р. Паулс музыка из к/ф «Долгая дорога в дюнах»
2 вариант
2) Шуберт Ф. Лендлер
Четвертый класс
8
Завершающий год обучения предполагает закрепление умений и навыков,
полученных учащимся за все годы обучения.
Развитие навыков электронной аранжировки музыки: гармонизация мелодии в
режиме упрощенного взятия аккордов автоаккомпанемента с использованием
мажорных,
минорных
трезвучий
и
доминантсептаккорда
в
восьми-десяти
тональностях; обогащение аранжировки с помощью автогармонизации мелодии.
За учебный год учащийся должен сыграть зачёт, и экзамен.
Примерный план экзамена
1) Верди Дж. Ария Герцога из оперы «Риголетто»
2) Бакарак Б. «Грустные капельки дождя»
Программа экзамена должна быть составлена в соответствии с возможностями
учащегося.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение
которых обеспечивает программа:
навыки исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение,
-
ансамблевое исполнение);
- умения использовать выразительные средства для создания художественного
образа;
- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных
жанров и стилей;
-
навыки публичных выступлений;
-
навыки общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-
просветительской деятельности образовательной организации.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений и навыков учащихся выполняет обучающую,
проверочную и корректирующую функции. Программа предусматривает текущий
контроль,
промежуточную
и
итоговую
аттестацию.
Текущий
контроль
осуществляется преподавателем в счет аудиторного времени по его усмотрению по
9
завершении какого-либо раздела программы. Промежуточный контроль проводится
по окончании каждого полугодия учебного года в виде концертного выступления
или зачета, на котором учащийся исполняет одно произведение в конце каждого
полугодия.
Итоговая аттестация может проводиться в форме концертного выступления,
сольного или ансамблевого, при этом уровень сложности программы зависит от
индивидуальной подготовки учащегося.
Критерии оценки
По
результатам
текущей,
промежуточной
и
итоговой
аттестации
выставляются отметки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
5 (отлично) – ставится за грамотное, уверенное, выразительное и
эмоциональное исполнение программы.
4 (хорошо) – ставится за хорошее исполнение с мелкими единичными
недочетами в технике, звуке, интонации, недостаточной выразительности и
эмоциональности исполнения.
3 (удовлетворительно) – ставится за исполнение с погрешностями в тексте,
технике и интонации, неуверенное знание произведения, некачественный звук,
невыразительность.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Данная программа разработана с учетом индивидуального подхода к
обучению. Преподаватель, пользуясь методической и нотной литературой, имеет
возможность обучать учащихся с разными музыкальными способностями и
личностными особенностями, достигая результатов обучения в краткие сроки.
Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой - посещением
выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром
концертов и музыкальных фильмов.
Большое
значение
имеет
репертуар
ученика.
Необходимо
выбирать
высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию.
Работа над темами данной программы проводится комплексно. Отдельно
прорабатывать каждую тему в строгой последовательности рекомендуется только в
10
начале первого года обучения, во время работы над постановкой исполнительского
аппарата, при этом, двигаясь вперед, к следующему разделу, не забывать о
повторении и работе над пройденным материалом. В дальнейшем, на каждом уроке
рекомендуется работа над фрагментами из нескольких тем, исходя из потребностей
и возможностей ученика.
Важным
элементом
обучения
является
накопление
художественного
исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование
практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых), использование в
репертуаре произведений, различных по стилю, в том числе, произведений
эстрадной и рок музыки, популярных произведений зарубежных и отечественных
композиторов.
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Методическая литература
Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. –
М.-Л., 1965
Баренбойм Л. Путь к музицированию. – Л., Советский композитор,1974
Бриль И. Практический курс джазовой импровизации. – М., Кифара, 2011
Красильников И.М. Методика обучения игре на клавишном синтезаторе. –
3-е изд., испр. и доп. – М.: Экон-Информ, 2011
Красильников И.М. Студия компьютерной музыки: методика обучения. –
М.: Экон-информ, 2011
Красильников И.М. Хроники музыкальной электроники. – М.: ЭконИнформ, 2010
Красильников И.М. Электронное музыкальное творчество в системе
художественного образования. – Дубна: Феникс+, 2007
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., Музыка, 1988
Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. – М., Просвещение, 1984
Шеломов Б. Детское музыкальное творчество на русской народной основе.
– СПб: Композитор, 1997
Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. – М., 1959
11
Электронный музыкальный инструментарий
Белунцов В. Музыкальные возможности компьютера: справочник – СПб:
Изд-во «Питер», 2000
Дубровский Д. Компьютер для музыкантов любителей и профессионалов.
Практическое пособ. – М.: изд-во Триумф, 1999
Живайкин П. 600 звуковых и музыкальных программ. – СПб: БХВ-СанктПетербург, 1999
Красильников И.М. Электромузыкальные инструменты. – М.: ООО МЦ
«Искусство и образование», 2007
Михайлов А., Шилов В. Практический англо-русский словарь по
электронной и компьютерной музыке. – М.: «Русь», «Маг», 1991
Петелин Р., Петелин Ю. Звуковая студия в PC. – СПб: BHV-СанктПетербург, 1998
12