Дополнительный инструмент (скрипка) 4 ОП

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 6»
городского округа Саранск

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО»
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СКРИПКА»
Предметная область
Исполнительская подготовка

ПРОГРАММА
по учебному предмету
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
(СКРИПКА)
Срок обучения 4 года

Саранск 2016

«Одобрено»
Методическим советом
МБУДО «ДМШ № 6» г.о. Саранск
«____» _______________ 20____ г.
дата рассмотрения

«Утверждаю»
Директор – П.С.Еськин
______________
(подпись)

«____» _______________ 20____ г.
дата утверждения

Разработчик – Заводчикова Н.Е., преподаватель по классу скрипки МБУДО
«ДМШ № 6»
Рецензент – Максимовская Е.Н., заведующая струнно-смычковым отделением,
преподаватель по классу скрипки МБУДО «ДМШ № 6»
Рецензент – Щербакова Е.А., председатель ПЦК «Инструментальное
исполнительство – оркестровые струнные инструменты» ГБПОУ РМ СМУ ИМ
Л.П.КИРЮКОВА, Заслуженный деятель искусств Республики Мордовия
2

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;

II.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Формы и методы контроля, система оценок
-Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
- Контрольные требования на разных этапах обучения;
Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

IV.

Списки рекомендуемой литературы
- Список рекомендуемой нотной литературы;
- Список рекомендуемой методической литературы.

V.

3

I. Пояснительная записка
1.
Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе.
Настоящая рабочая программа разработана и предназначена для изучения
предмета: «Дополнительный инструмент (скрипка)».
Разработана программа на основе:
1. Программы для детских музыкальных школ «Специальный класс
скрипки», утвержденной Министерством культуры СССР, г.
Москва,1976г.
2. Программы «Музыкальный инструмент» (скрипка, альт, виолончель),
утвержденной Министерством культуры СССР, г.Москва, 1989г.
3. На основе личного педагогического опыта преподавателей отделения.
Программа «Дополнительный инструмент (скрипка)» актуальна как одна из
эффективных форм развития творческого потенциала личности. Особенность
состоит в том, что это интегративная целостность разных видов исполнительской
деятельности.
Форма индивидуальных занятий позволяет педагогу с максимальной степенью
эффективности реализовать принцип индивидуального подхода, дифференцируя
педагогические задачи и методы работы. В связи с этим подбор репертуара в
процессе обучения осуществляется с учетом музыкальных данных и способностей
учащихся.
От педагога требуется большое мастерство, творческая инициатива, умение
терпеливо и кропотливо работать над развитием музыкальных данных детей.
Постоянное внимание педагог должен уделять вопросам посадки, постановки
правой и левой рук, освоению различных способов звукоизвлечения, приёмов игры
и штрихов. Следует также познакомить ученика с историей инструмента, его
строем, правилами ухода за ним.
Освоение музыкальной теории и развитие исполнительских навыков
происходит в процессе работы над музыкальными произведениями. Выбирая для
учащегося произведения, соответствующие его способностям, задачам данного
этапа (художественным и техническим), в тоже время необходимо исходить из
яркости художественных образов и доступности музыкального содержания пьесы
данному учащемуся в данный период его музыкального развития. Учебный
процесс предусматривает ознакомление детей с музыкальными произведениями
различных
художественных
стилей.
Это
способствует
всестороннему
музыкальному развитию личности учащегося и его эстетического вкуса.
Художественные задачи, стоящие перед ребёнком на каждом этапе, не должны
превышать его возможностей и в тоже время должны постоянно вести его вперёд,
способствовать его художественному росту.
Выбор произведения, предварительная подготовка к его изучению,
4

ознакомление учащегося с произведением, «прочтение» произведения, изучение
нотного текста, анализ и выбор средств выражения, подбор вспомогательного
технического материала, творческое исполнительское воплощение, публичное
выступление и, наконец, последующее обсуждение - таковы основные ступени
изучения художественного произведения.
Направленность программы «Дополнительный инструмент (скрипка)» художественно-эстетическая.
2. Срок реализации учебного предмета «Дополнительный инструмент

(скрипка)»
Учащиеся различных специальностей занимаются общей скрипкой 1 раз в
неделю по 0,5 часа. Кроме занятий в классе, учащиеся должны закреплять
пройденный материал. С учетом этого в содержании программы
дифференцируются годовые и зачетные требования.
Данная образовательная программа ориентирована на четырехлетний срок
обучения. Обучающиеся, имеющие желание продолжить обучение, имеют
возможность осуществить это, при переходе на программу предпрофессионального
обучения
При реализации программы учебного предмета «Дополнительный
инструмент (скрипка)» со сроком обучения 4 года, продолжительность учебных
занятий с первого по четвертый годы обучения составляет 35 недель в год.
3. Объем

учебного
времени,
предусмотренный
учебным
планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Дополнительный
инструмент (скрипка)»:
Сведения о затратах учебного времени
Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются
зачеты, академические концерты, контрольные уроки, а также концерты,
тематические вечера и прослушивания к ним. Участие в концертах приравнивается к
выступлению на академическом концерте. Отметка, полученная за концертное
исполнение, влияет на четвертную, годовую и итоговую оценки.
Вид учебной работы,
нагрузки
Годы обучения
Полугодия
Количество недель
Аудиторные занятия
(в часах)
Самостоятельная работа
(в часах)

1-й год
1
2
16
19
8
9,5
8

9,5

Затраты учебного времени
2-й год
3-й год
3
4
5
6
16
19
16
19
8
9,5
8
9,5
8

9,5

8

9,5

4-й год
7
8
16
19
8
9,5
8

9,5

Всего
часов
70
70

5

Максимальная учебная
нагрузка (в часах)

16

19

16

19

16

19

16

19

140

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная,

рекомендуемая
продолжительность
урока
регламентирована
уставом
образовательного учреждения.
Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю лучше узнать
ученика, его музыкальные и физические возможности, эмоциональнопсихологические особенности.
5. Цель и задачи учебного предмета «Дополнительный инструмент (скрипка)»

Цель:
Приобщение детей к сокровищнице музыкальной культуры, формирование
музыкального и эстетического мировоззрения учащихся.
Задачи:
1. Ввести ребенка в мир музыки, научить его слушать, чувствовать и
понимать музыку.
2. Развивать основы музыкальных знаний и навыков игры на скрипке.
3. Расширение музыкального кругозора учащихся.
4. Активизация исполнительской деятельности.
6. Обоснование структуры учебного предмета «Дополнительный инструмент

(скрипка)»
Обоснованием структуры программы является типовая программа для
детских музыкальных школ и школ искусств Министерства культуры Российской
Федерации, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
• распределение учебного материала по годам обучения;
• описание дидактических единиц учебного предмета;
• требования к уровню подготовки обучающихся;
• формы и методы контроля, система оценок;
• методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы "Содержание учебного предмета".
7.Методы обучения
В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения.
Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом
6

его возрастных и психологических особенностей.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
• словесный (объяснение, беседа, рассказ);
• наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация технических
приемов);
• практический (работа на инструменте, упражнения);
• аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
• эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные
впечатления). Индивидуальный метод обучения позволяет найти более
точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать
наиболее подходящий метод обучения.
Предложенные методы работы в рамках общеразвивающей программы
являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и
задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и
сложившихся традициях исполнительства на струнных смычковых
инструментах.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета «Дополнительный инструмент (скрипка)»
Материально-техническая база образовательного учреждения должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Помещение должно иметь хорошую звукоизоляцию, освещение и хорошо
проветриваться.
Должна быть обеспечена ежедневная уборка учебной аудитории.
Учебные классы для занятий по специальности оснащаются роялем или
пианино, в классе необходимо иметь пюпитр, который можно легко приспособить к
любому росту ученика.
Рояль или пианино должны быть хорошо настроены.

II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени.

Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому
учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций,
методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Учебный материал распределяется по годам обучения. Каждый
Учебный год имеет свои дидактические задачи, и объем времени,
предусмотренный для освоения учебного материала.
В соответствии с требованиями программы педагог составляет на каждое
7

полугодие индивидуальный план на каждого учащегося. В индивидуальном плане
должно быть предусмотрено последовательное и гармоничное музыкальнотехническое развитие учащегося, учтены его индивидуальные особенности,
уровень общего, музыкального и технического развития.
Для расширения музыкального кругозора учащегося, помимо детально изучаемых
произведений, следует знакомить его с рядом разнохарактерных пьес, допуская при
этом различную степень завершенности работы над ними и включая их в
индивидуальный план. Репертуар учащегося должен быть разнообразным по
содержанию, форме, стилю. Помимо инструктивного материала следует проходить
с учащимися возможно больше художественных пьес, всячески поощрять
школьные и внешкольные выступления: в общеобразовательных школах, детских
садах, библиотеках и т.д.
Для каждого года обучения в программе приводится примерный перечень
нотных сборников, из которых преподаватель может выбрать репертуар для
каждого учащегося, осуществляя дифференцированный подход к обучению,
учитывая разные способности и возможности учащихся.
2. Содержание программы по темам.
1

год обучения

Тема 1. Нотная грамота.
Теория. Знакомство с нотной грамотой: изучение нот скрипичного ключа,
длительности нот, размер произведений, знаки альтерации, простейшие
аппликатурные, штриховые и динамические обозначения. Усвоение названий
частей скрипки и смычка.
Практика. Написание нот, скрипичного ключа, знаков альтерации.
Тема 2. Развитие музыкально - слуховых способностей.
Практика. Пение остинатных мотивов и расширение диапазона пения.
Слушание тонов и полутонов, трезвучий, интервалов (секунда, терция, кварта,
квинта, октава). Узнавание мажорного и минорного звучания в песенках.
Проговаривание песенок ритмослогами. Исполнение различных сочетаний ритмов:
четвертей и восьмых, четвертей и половинных, целых нот (сначала на фортепиано,
затем на скрипке пиццикато и смычком).
Подбор по слуху ранее изученных песенок с интервалами в пределах терции
на фортепиано, затем на скрипке: исполнение песенки на разных струнах.
Тема 3. Основы постановки левой руки, игра pizz.
Теория. Объяснение постановки левой руки.
Практика. Подготовительные упражнения без инструмента дают
возможность получить простейшие представления о постановке. Вырабатывается
свобода положения корпуса, поворота головы, положения руки у порожка. До
постановки каждого отдельного пальца на струну полезно проделать упражнения
8

на парную постановку пальцев: два соседних пальца (1 и 2, 2 и 3 и 4). После такой
подготовки проводится работа по постановке каждого пальца. Работа над
освобождении мышц руки (если имеется напряжение в мышцах).
Тема 4. Основы звукоизвлечения (праваярука).
Теория. Объяснение постановки правой руки, важности качества
звукоизвлечения.
Практика. Подготовительные упражнения постановки пальцев на карандаш.
До того как вести смычок, отдельно подготовить ведение его в верхней и нижней
части. После того как эти отдельные элементы будут правильно усвоены, можно
переходить на ведение всем смычком, сначала с остановкой в середине.
Тема 5. Освоение штриха деташе.
Теория. Объяснение принципа исполнения штриха.
Практика. Сначала в упражнениях отрабатывается плавная смена смычка на
открытых струнах, в разных частях смычка.
В течение года необходимо пройти 15-20 этюдов и пьес.
ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
В конце второго полугодия проводится зачет, на котором учащийся
исполняет одно произведение.
Пример программы переводного зачета:
Вариант 1
Р.Н.П. «Как под горкой...» обр. Комаровского А.
Вариант 2
Моцарт В. Аллегретто
2 год обучения

Тема 1. Развитие музыкально - слуховых способностей.
Практика. Пение остинатных мотивов и расширение диапазона пения.
Слушание тонов и полутонов, трезвучий, интервалов (секунда, терция, кварта,
квинта, октава). Узнавание мажорного и минорного звучания в песенках.
Проговаривание песенок ритмослогами. Исполнение различных сочетаний ритмов:
четвертей и восьмых, четвертей и половинных, целых нот (сначала на фортепиано,
затем на скрипке пиццикато и смычком). Подбор по слуху ранее изученных
песенок с интервалами в пределах квинты на фортепиано, затем на скрипке:
исполнение песенки на разных струнах.
Тема 2. Закрепление основ постановки.
Теория. Напоминание правильности постановки правой и левой руки.
Практика. Повторение упражнений и пьес из репертуара 1-го класса. Продолжение
работы над устранением зажатости мышц в руках путем различных упражнений.
9

Тема 3. Работа над звукоизвлечением.
Теория. Объяснение трех составляющих качественного звукоизвлечения:
место положения смычка на струне, скорость ведения смычка и давления руки на
смычок.
Практика. Отработка качества звукоизвлечения сначала в упражнениях на
открытых струнах, в разных частях смычка, затем в гаммах, этюдах, пьесах.
Тема 4. Работа над штрихами (деташе, легато), освоение однооктавных гамм.
Теория. Объяснение принципа игры штрихов деташе, легато.
Практика. Освоение штриха деташе в разных частях смычка, особое
внимание обращается на плавную, не заметную смену смычка, ровность звучания.
Работа над штрихом легато начинается с объединения 2-ух нот на смычок, затем 4ех нот. В работе над гаммой отрабатываются: четкое падение и отскок пальцев,
плавная и не заметная смена смычка, струн.
Тема 5. Динамические оттенки.
Теория. Объяснение способов исполнения динамических оттенков.
Практика. Работа над оттенками начинается на открытых струнах.
Отрабатываются навыки игры разных оттенков (сначала форте и пиано) разными
частями смычка, затем этот навык закрепляется при игре гамм, этюдов, пьес.
В течение года необходимо пройти 2-3 мажорные гаммы и трезвучия.
Штрихи: деташе, легато по 2 ноты на смычок и их чередование, 4-6 этюдов,
4-6 пьес.
ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
В конце второго полугодия учащиеся исполняют на зачете 1 произведение.
Пример программы переводного зачета:
Вариант 1
Бакланова Н. Колыбельная
Вариант 2
Бетховен Л. Сурок
3

год обучения

Тема 1. Работа над звукоизвлечением.
Практика. Отработка полученных ранее навыков звукоизвлечения в разных
частях смычка, в разных штрихах, на примере гамм, этюдов, пьес.
Тема 2. Работа над штрихами (деташе, легато, комбинированные штрихи).
Практика. Работа над штрихами сначала проводится на открытых струнах,
затем в гаммах, закрепляется в работе над этюдами, пьесами.
Тема 3. Двойные ноты.
Теория. Объяснение принципа исполнения двойных нот.
10

Практика. Упражнения и несложные пьесы на открытых струнах.
Закрепление навыка игры по двум струнам, уделяя внимание положению
локтя правой руки.
Тема 4. Динамические оттенки (способы их исполнения).
Теория. Объяснение способов исполнения динамических оттенков.
Практика. Отрабатываются навыки игры разных оттенков (форте, пиано,
меццо пиано, меццо форте) разными частями смычка, затем этот навык
закрепляется при игре гамм, этюдов, пьес.
Тема 5. Освоение двухоктавных гамм, арпеджио.
Теория. Объяснение принципа игры гамм и арпеджио.
Практика. Работа над двухоктавной гаммой проводится поэтапно: сначала
изучается отдельно нижняя и верхняя октавы, затем они объединяются в
двухоктавную гамму. При игре арпеджио обращается внимание на подготовку
следующего пальца.
Тема 6. Работа над интонацией.
Практика. Во время игры концентрировать внимание учащегося на чистоте
интонирования. Упражнения с фортепиано, с голосом.
В течение необходимо пройти 2 однооктавные и 1-2 двухоктавные гаммы, 4-6
этюдов, 4-6 пьес.
ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
В конце второго полугодия учащиеся сдают зачет, на котором должны
исполнить 1 пьесу.
Пример программы переводного зачета:
Вариант 1
Бакланова «Марш»
Вариант 2
Й.Гайдн «Анданте»
4 год обучения
Тема 1. Работа над звукоизвлечением.
Практика. Работа над качеством звукоизвлечения: ровность звучания при
игре в разных частях смычка, хорошая смена смычка. Большое внимание уделяется
слуховому контролю.
Тема 2. Работа над штрихами (деташе, легато, мартле, комбинированные
штрихи).
Теория. Объяснение принципа игры штриха мартле, комбинированных
штрихов.
Практика. Закрепление навыков игры штрихами деташе, легато, изучение
штриха мартле в верхней половине смычка активными движениями руки, с
11

остановками. Разные варианты комбинированного штриха (2 легато - 2 отдельно, 2
отдельно - 2 легато).
Тема 3. Освоение двойных нот.
Теория. Объяснение принципа исполнения двойных нот.
Практика. Упражнения и несложные пьесы на открытых струнах.
Закрепление навыка игры по двум струнам, уделяя внимание положению локтя
правой руки.
Тема 4. Работа над динамикой.
Теория. Повторение способов исполнения динамических оттенков.
Практика. Работа над оттенками продолжается на открытых струнах.
Отрабатываются навыки игры разных оттенков (форте, пиано, меццо форте, меццо
пиано, крещендо, диминуэндо) разными частями смычка, затем этот навык
закрепляется при игре гамм, этюдов, пьес.
Тема 5. Подготовка к позиционным переходам.
Теория. Объяснение принципа исполнения переходов в позиции.
Практика. Сначала вырабатывается движение руки вдоль грифа без участия
пальцев только вверх, затем, убедившись в устойчивости навыка держания скрипки
без излишнего напряжения, можно осваивать движение вниз. Следующий момент:
все пальцы ставятся легко на струну, не зажимая ее, и скользят вверх и вниз. Далее,
вместо всех пальцев, начинают скользить поочередно 1-ый, 2-ой, 3-ий пальцы. Еще
одно упражнение: переходы без фиксации определенной позиции: ученик плотно
прижимает к струне палец в 1-ой позиции, затем, ослабив нажим и скользя по
струне пальцем, легко перемещает руку в новую позицию. После того как все
подготовительные упражнения к позиционным переходам без смычка проделаны и
усвоены, можно приступить к переходам со смычком.
Тема 6. Работа над интонацией.
Практика. Во время игры концентрировать внимание учащегося на чистоте
интонирования. Упражнения с фортепиано, с голосом.
В течение года необходимо пройти 2-4 мажорных и минорных гаммы.
Арпеджио (трезвучие, квартсекстаккорд, секстаккорд), 3-4 этюда, 4-6 пьес, 1
произведение крупной формы.
ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
В конце второго полугодия учащиеся сдают зачет, на котором должны
исполнить 1 пьесу.
Пример программы переводного зачета:
Вариант 1
Д.Кабалевский «Хоровод»
Вариант 2
12

В.Моцарт Менуэт

III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения
образовательной программы учебного предмета «Дополнительный инструмент
(скрипка)», который приводит к формированию комплекса знаний, умений и
навыков, таких как:
наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,
самостоятельному музыкальному исполнительству;
- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков,
позволяющий использовать многообразные возможности струнного инструмента
для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста,
самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных
эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
- знание репертуара для струнного инструмента, включающего произведения
разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы,
этюды, инструментальные миниатюры) в соответствии с программными
требованиями;
- знание
художественно-исполнительских
возможностей
струнного
инструмента;
- знание профессиональной терминологии;
- наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений;
- навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом
исполнения музыкального произведения;
- навыки
по
использованию
музыкально-исполнительских
средств
выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению
различными видами техники исполнительства, использованию художественно
оправданных технических приемов;
- наличие творческой инициативы, сформированных представлений о
методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над
исполнительскими трудностями;
- наличие
музыкальной
памяти,
развитого
мелодического,
ладогармонического, тембрового слуха;
- наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное
управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную,
воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля
успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество
13

образовательного процесса.
Основными видами контроля успеваемости по предмету «Дополнительный
инструмент (скрипка)» являются:
 текущий контроль успеваемости учащихся,
 промежуточная аттестация,
 итоговая аттестация.
Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения
какого-либо раздела учебного материала предмета и направлена на поддержание
учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную
организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер.
Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки
выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:
 отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;
 качество выполнения домашних заданий;
 инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и во
время домашней работы;
 темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и
степень освоения им учебных задач на данном этапе.
Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются
зачеты, академические концерты, контрольные уроки, а также концерты,
тематические вечера и прослушивания к ним. Участие в концертах приравнивается к
выступлению на академическом концерте. Отметка, полученная за концертное
исполнение, влияет на четвертную, годовую и итоговую оценки.
Итоговая аттестация.
При
прохождении
итоговой
аттестации
выпускник
должен
продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными
требованиями.
Форма и содержание итоговой аттестации по учебному предмету
«Дополнительный инструмент (скрипка)» устанавливаются образовательной
организацией самостоятельно. При проведении итоговой аттестации может
применяться форма экзамена.
Критерии оценки
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые
включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания,
умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании
или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
14

Оценка
5 («отлично»)

Критерии оценивания исполнения
Учащийся должен продемонстрировать весь
комплекс
музыкально-исполнительских
достижений на данном этапе, грамотно и
выразительно исполнить свою программу, иметь
хорошую интонацию, хорошее звучание и
достаточно развитый инструментализм

4 («хорошо»)

При всех вышеизложенных пунктах не
достаточно музыкальной выразительности или
несколько
отстает
техническое
развитие
учащегося

3 («удовлетворительно»)

Исполнение носит формальный характер, не
хватает
технического
развития
и
инструментальных навыков для качественного
исполнения данной программы, нет понимания
стиля исполняемых произведений, звучание
маловыразительное,
есть
интонационные
проблемы
Программа
не
донесена
по
тексту,

2 («неудовлетворительно»)

отсутствуют
инструментальные
навыки,
бессмысленное
исполнение,
нечистая
интонация, отсутствие перспектив дальнейшего
обучения на инструменте
Зачет (без оценки)

Исполнение соответствует необходимому
уровню на данном этапе обучения

В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения
и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена
системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление
учащегося.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитываются следующие
параметры:
1. Оценка годовой работы учащегося.
2. Оценки за академические концерты или экзамены.
3. Другие выступления учащегося в течение учебного года.
При выведении оценки за выпускные экзамены должны быть учтены
следующие параметры:
1. Учащийся должен продемонстрировать достаточный уровень владения
инструментом.
2. Убедительно раскрытый художественный образ музыкального
произведения.
15

3. Понимание и отражение в исполнительской интерпретации понятия

стиля исполняемого произведения.
При выпускных экзаменах оценка ставится по пятибалльной шкале
(«отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).
Контрольные требования на разных этапах обучения
Оценки выставляются по окончании четверти и полугодий учебного года.
В конце учебного года выставляется итоговая (переводная) оценка.

IV. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методическиерекомендации педагогическим работникам
Необходимым условием для успешного обучения игре на скрипке является
формирование у ученика уже на начальном этапе правильной поставки правой и
левой рук, корпуса. Что же касается учащихся, которые нуждаются в значительной
перестановке рук и освобождении мышечного аппарата, то данную работу
необходимо вести по программе, которая в первую очередь предусматривает
решение этих задач. В связи с этим в одном и том же классе даны четыре варианта
зачетной программы, где наиболее полно отражены все аспекты художественного и
технического развития ученика и его возможности на данном этапе.
Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т. д.)
способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При
освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного материала
рекомендуется применение различных вариантов - штриховых, динамических,
ритмических и т. д. При работе над техникой необходимо давать четкие
индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнение.
Работа над качеством звука, интонацией, ритмическим рисунком, динамикой
- важнейшими средствами музыкальной выразительности
- должна
последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом
постоянного внимания педагога.
В работе над музыкальными произведениями необходимо постоянно
восстанавливать связь между художественной и технической сторонами
изучаемого произведения.
Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной
работы над произведением, которое по трудности должно быть легче
произведений, изучаемых по основной программе.
Репертуар учащихся состоит из технического и художественного материала.
Репертуар должен быть разнообразным по стилю, содержанию, форме,
жанру, фактуре. При формировании экзаменационных программ за основу был взят
общий принцип «сплошной вертикали», т.е. последовательность, постепенность и
нарастающая сложность репертуара. При составлении зачетной или
экзаменационной программы важно соблюсти все аспекты музыкальных и
технических сложностей, освоение которых ученик должен продемонстрировать на
16

данном этапе своего развития. Например, если один этюд посвящен проблемам
левой руки, то желательно, чтобы во втором этюде акцент делался на технике
штрихов; если выбрана классическая крупная форма, то пьеса должна быть
романтически-виртуозного характера (и наоборот).
Комплексный подход, продуманный выбор учебного материала - важнейшие
факторы успешного развития учеников.
К началу каждого полугодия преподаватель составляет на каждого ученика
индивидуальный план, который утверждает заведующий струнным отделением. В
конце полугодия преподаватель вносит изменения, если они были, и информацию
обо всех выступлениях ученика с оценкой и краткой характеристикой учащегося.
При составлении индивидуального плана необходимо учитывать
индивидуальные и личностные особенности, а также степень подготовки
учащегося. В репертуар следует включать произведения, доступные с точки зрения
технической и образной сложности, разнообразные по стилю, жанру, форме.
Важнейший раздел индивидуального плана - работа над этюдами, гаммами,
упражнениями и другим учебно-вспомогательным материалом. При выборе этюдов
следует учитывать их художественную и техническую значимость. Изучение
этюдов может принимать различные формы в зависимости от их содержания и
учебных задач (ознакомление, чтение нот с листа, разучивание до уровня
исполнительской законченности).
Путь развития ученика определяется лишь в процессе занятий, поэтому
педагогические требования к ученикам должны быть строго дифференцированы,
главное, недопустимо включать в индивидуальный план произведения,
превышающие музыкально-исполнительские возможности ученика и не
соответствующие его возрастным особенностям.
Продвижение учащихся во многом зависит от правильной организации их
самостоятельных домашних занятий. Очень важно показать учащимся, как
рационально использовать время, отведенное для работы дома. На уроке
необходимо четко ставить конкретные задачи и показывать пути их решения,
фиксировать их в дневнике. Это поможет более осознанно строить домашние
занятия, развивает навыки самостоятельной работы. В результате учебный процесс
проходит значительно плодотворнее.
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.
Они должны быть ежедневными. Количество времени, расходуемого в домашних
занятиях, обуславливается степенью сложности проходимого музыкального
материала, подготовкой к выступлениям на зачетах и концертах. Кроме того,
желательно, чтобы ежедневные домашние занятия были четко распланированы
следующим образом: работа над техническим материалом (гаммы, этюды);
•
работа над пьесами и произведениями крупной формы;
17

проработка наиболее трудных эпизодов в изучаемых произведениях;
самостоятельный разбор нового музыкального материала;
посещение концертов, спектаклей, а также непосредственное участие
учащегося в концертной деятельности класса и школы.
Необходимо научить ребенка самостоятельно ставить задачи и решать их в
ходе домашних занятий. Кроме того, важно регулярное посещение различных
филармонических концертов, музыкальных вечеров, театров, музеев, культурных
мероприятий.
Чтобы занятия дома были продуктивнее и интереснее, необходимо научить
учащегося самостоятельно и творчески мыслить, уметь четко формулировать
проблему на уроке и находить пути ее решения.
Для большей мотивации в домашней работе необходимо чаще менять
репертуар, заинтересовывать участием во всевозможных выступлениях, как в
качестве солиста, так и в ансамбле. Недопустимо играть одну программу в течение
учебного года - это притупляет ощущения музыки, тормозит творческий процесс,
вследствие чего самостоятельные занятия дома становятся рутинными,
неинтересными и малопродуктивными.
•
•
•

V.

Списки рекомендуемой литературы

ПРИМЕРНЫЕ РЕПЕРТУАРНЫЕ СПИСКИ
1 год обучения
Захарьина Т. «Осенний дождичек»
Захарьина Т. «Петушок»
укр. нар. песня «Барашеньки»
укр. нар. песня «Красная коровка»
Соколова Н. «Г риб-боровик»
Соколова Н. «На лыжах»
Кепетис Я. «Зарядка»
Кепетис Я. «Колыбельная»
Тиличеева Е. «Воробей»
р.н.п. «Ходит зайка по саду»
Магиденко М. «Петушок»
Кирейко В. «Чечеточка»
2 год обучения
Русские народные песни:
«Две тетери»
«Скок, скок, поскок»
«На зеленом лугу»
«В зеленом саду»
«Не летай, соловей»
18

Красев М. «Топ-топ»
Магиденко М. «Петушок»
Кабалевский Д. «Песенка»
Соколова Н. «Дедушка Егор»
Тиличеева Е. «Цирковые собачки»
Потоловский Н. «Охотник»
Метлов Н. «Паук и мухи»
Моцарт В. «Аллегретто»
д.п. «Птичка над моим окошком»
укр.нар.песня «Журавель»
бел.нар.песня «Перепелочка»
3 год обучения
Иорданский М. «Хоровод в лесу»
Дремлюга Н. «Заиграли комары»
Лат.нар. песня «Петушок погромче пой»
п.н.п. «Дремлет зайчик» обр. Сибирского В.
Бакланова Н. «Колыбельная»
Бакланова Н. «Марш октябрят»
Качурбина Л. «Мишка с куклой»
Гайдн Й. «Песенка»
Моцсрт В. «Вальс»
Стеценко К. «Колыбельная»
Рамо Ж. «Ригодон»
Нисс С. «Песня»
Шуберт Р. «Экосскз»
Дунаевский И. «Колыбельная»
4 год обучения
Комаровский А. «Пастушок»
Бакланова Н. «Хоровод»
Бакланова Н. «Мазурка»
Дварионас Б. «Прелюди
Багиров З. «Романс»
Комаровский А. «Веселая пляска»
Муффат Г. «Буре»
Гендель Г. «Прелюдия»
Чайковский П. «Игра в лошадки»
Словацкая народная песня «Спи, моя милая»
«Норвежская народная мелодия» обр. Корчмарева К.
СПИСОК РЕПЕРТУАРНЫХ СБОРНИКОВ
Бакланова Н. «Первые уроки» 1987г.
19

Гарлицкий М. «Шаг за шагом» 1972г.
Родионов К. «Начальные уроки игры на скрипке» 1992г.
Якубовская В. «Начальный курс игры на скрипке» 1986г.
Пархоменко О., Зельдис В. «Школа игры на скрипке» 1987г.
Соколова Н. «Малышам - скрипачам» 1998г.
Лавренюк Л. «Мои ступеньки» вып. 1,2,3,4,5 2006-2008г.
Григорян А. «Начальная школа игры на скрипке» 1961г.
Конюс Ю. «Маленькие этюды и упражнения в двойных нотах» 1986г.
«Избранные этюды» 3-5 кл.
Нисс С. «Избранные пьесы»
Зимина Л., Гуревич Н. «Скрипичная азбука» тетр. 1,
Тахтаджиев К. «Скрипка» 1 кл.
Тахтаджиев К. «Скрипка» 2 кл. 1982г.
Тахтаджиев К. «Скрипка» 3 кл. 1990г.
«Хрестоматия для скрипки» 1-2 кл.
«Хрестоматия для скрипки» 2-3 кл.1986г.
«Хрестоматия для скрипки» 3-4 кл. 1989г.
«Хрестоматия для скрипки» 4-5 кл. 1984г.
«Юный скрипач» вып. 1 1990г.
«Юный скрипач» вып 2 1985г.
Комаровский А. «Детский альбом» 1991г.
Моцарт В. «Пьесы» 1988г.
«Юный скрипач» вып. 3.
«Классические пьесы» 1990г.
«Пьесы советских композиторов» вып.1 1982г.
«Пьесы советских композиторов» вып.3 1983г.
«Старинные сонаты» 1990г.
«Альбом скрипача» вып. 1 1986г.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Пудовочкин Э. «Скрипка раньше букваря» 2000г.
Шальман С. «Я буду скрипачом» 1987г.
Пархоменко О., Зельдис В. «Школа игры на скрипке» 1987г.
Якубовская В. «Вверх по ступенькам» 1981г.
Григорьев В. «Методика обучения игре на скрипке» 2000г.
Григорьев В. «Исполнитель и эстрада» 2006г.
Ауэр Л. «Моя школа игры на скрипке»
Теплов Б. «Психология музыкальных способностей» 1947г.
«Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики» (сборник статей) сост.
Сапожников С.
Соколова
Н. «Малышам - скрипачам» 1989г.
20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».