Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 6»
городского округа Саранск
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО»
Предметная область
Исполнительская подготовка
ПРОГРАММА
по учебному предмету
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
(ФЛЕЙТА)
Срок обучения 4 года
Саранск 2016
«Одобрено»
«Утверждаю»
Методическим советом
Директор – П.С.Еськин
МБУДО «ДМШ № 6» г.о. Саранск
______________
«____» _______________ 20____ г.
дата рассмотрения
(подпись)
«____» _______________ 20____ г.
дата утверждения
Разработчик – Рогожин А.Ю., преподаватель по классу флейты МБУДО «ДМШ №
6»
Рецензент – Кулясов Д.А., преподаватель по классу саксофона МБУДО«ДМШ № 6»
Рецензент– Костин А.Ю., заведующий отделением «Инструментальное
исполнительство – инструменты духового оркестра» ГБПОУ РМ СМУ ИМ
Л.П.Кирюкова.
2
Структура программы учебного предмета
I.
Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II.
Содержание учебного предмета
- Тематический план и годовые требования
III.
Требования к уровню подготовки учащихся
IV.
Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки
V.
Методическое обеспечение учебного процесса
VI.
Список литературы
- Методическая литература
- Учебные и методические материалы на сайтах Интернет
- Учебная литература
3
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в общеобразовательном
процессе
Программа учебного предмета «Дополнительный инструмент (флейта)»
разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и
методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области
искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации
от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.
Приобщение детей к музыке посредством обучения игре на флейте вошло в
практику музыкального образования как в России, так и за рубежом.
Отличительной чертой данной учебной программы является использование
вариативного материала в обучении учащихся. Таким образом, достигается
индивидуальный подход к каждому обучающемуся при соханении общих рамок
программы.
Обучаясь по данной программе, учащиеся знакомятся с миром искусства на
основе собственной творческой деятельности, посредством умения играть на
инструменте, осознавая себя участников увлекательного процесса музыкального
исполнительства.
Учебный курс построен на практических занятиях, теоретические знания
формируются в процессе освоения исполнительских навыков. Возможно увеличение
часов аудиторной учебной нагрузки за счет проведения занятий ансамблем.
Рекомендуемый возраст детей, обучающихся по данной программе, - 11-13
лет.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Дополнительный инструмент
(флейта)» со сроком обучения 4 года продолжительность учебных занятий с первого
по четвертый годы обучения составляет 35 недель в год.
4
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной
работы,
Затраты учебного времени
Всего часов
нагрузки
Годы обучения
1-й год
2-й год
3-й год
4-й год
Полугодия
1
2
3
4
5
6
7
8
Аудиторные
8
9,5
8
9,5
8
9,5
8
9,5
70
8
9,5
8
9,5
8
9,5
8
9,5
70
16
19
16
19
16
19
16
19
140
занятия
Самостоятельная
работа
Максимальная
учебная нагрузка
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах 0,5 часов в неделю аудиторных занятий,
0,5 часов в неделю самостоятельных.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование
индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и
мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс
обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального
подходов.
Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих
способностей
и
индивидуальности
учащегося,
овладение
знаниями
и
представлениями об исполнительстве на духовых инструментах, формирование
5
практических умений и навыков игры на флейте, устойчивого интереса к
самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Задачи учебного предмета
Задачами предмета «Дополнительный инструмент (флейта)» являются:
ознакомление детей с флейтой, исполнительскими возможностями и
разнообразием приемов игры;
формирование навыков игры на музыкальном инструменте;
приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;
формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;
воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;
воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений,
приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
общее оздоровление организма.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки учащихся;
формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
методическое обеспечение учебного процесса
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для
достижения
поставленной
цели
используются следующие методы обучения:
6
и
реализации
задач
предмета
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов);
- наглядный (показ, наблюдение);
- слуховой;
- практический.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Класс для занятий должен быть светлым, достаточно просторным, с хорошей
вентиляцией и звукоизоляцией. Акустика помещения должна соответствовать
нормам, предусмотренным для занятий на духовых инструментах (помещение не
должно быть гулким).
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебная программа по предмету «Дополнительный инструмент (флейта)»
рассчитана на 4 года обучения. В программе учтен принцип систематического и
последовательного обучения. Программа составлена с учетом физических и
психологических возможностей детей, целями и задачами развивающего обучения.
Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от
знакомства
с
инструментами,
изучения
основ
постановки
дыхания
и
звукоизвлечения до самостоятельного разбора и исполнения произведений.
Практические навыки, полученные на уроке с преподавателем и закрепляемые
дома в систематических самостоятельных занятиях, позволяют увлечь учащихся
процессом обучения игре на инструменте.
Тематический план носит примерный характер, отражает содержание
программы, распределенное по годам обучения и темам, предлагаемый объем
осваиваемого музыкального материала.
Тематический план и годовые требования
Первый класс
Общее ознакомление учащихся с инструментами, историей, правилами
пользования и ухода за ними. Приобретение базовых навыков: постановка дыхания,
корпуса, исполнительского аппарата, извлечение звука и т.д.
Виды флейт - блокфлейта (сопрано, альт), панфлейты, свирели, современная
академическая флейта, флейта-пикколо. Выбор инструмента для обучения на
7
начальном этапе происходит исходя из физических возможностей, желания и
возможностей родителей ученика.
В течение первого года обучения необходимо изучить диапазон на выбранном
инструменте не менее октавы, играть простые мелодии и гаммы до одного знака.
За учебный год учащийся должен сыграть один зачёт в первом полугодии и
один зачёт во втором.
Примерный план переводного зачёта
1 вариант:
1) Б. Хинтемейер “Волшебный домик”
2 вариант:
1) р.н.п. “Во поле берёза стояла”
Второй класс
Совершенствование полученных умений и навыков, расширение рабочего
диапазона, знакомство с особенностями основных музыкальных жанров, новыми
штрихами, усложненными ритмическими рисунками, динамическими оттенками;
навыки поведения на эстраде, совершенствование навыков ансамблевой игры и
чтения с листа, развитие навыков самоконтроля.
В течение второго года обучения учащийся должен освоить диапазон
инструмента не менее двух октав, гаммы и этюды до двух знаков, современные и
академические произведения соответствующего уровня сложности.
За учебный год учащийся должен сыграть один зачёт в первом полугодии и
зачёт во втором.
Примерный план переводного зачёта
1 вариант:
1) К.Зграйа “Менуэт”
2 вариант:
1) Г.Гендель “Менуэт ля-минор”
Третий класс
8
Дальнейшее совершенствование уже полученных знаний и умений. Развитие
пальцевой
техники.
Подвижные
темпы.
Знакомство
со
стилистическими
особенностями музыки разных эпох (барокко, классика, романтика, современная
музыка). Овладение средствами музыкальной выразительности (штрихи, динамика,
агогика). Чтение с листа и самостоятельный разбор произведения.
За учебный год учащийся должен сыграть один зачёт в первом полугодии и
зачёт во втором.
Примерный план переводного зачёта
1 вариант:
1) Р.Кэйн “Прелюдия и танец”
2 вариант
1) Вангелис “Огненные колесницы”
Четвертый класс
Завершающий год обучения предполагает закрепление умений и навыков,
полученных учащимся за все годы обучения. Кроме того, при достаточно хорошей
подготовке предлагается освоить некоторые приемы, предполагающие полноценное
владение инструментом. Это «двойное стаккато» и «вибрато».
За учебный год учащийся должен сыграть один зачёт в первом полугодии и
экзамен во втором.
Примерный план экзамена
1) Н.Раков “Шутка”
2) Перуанская народная песня “Полёт Кондора”
Программа экзамена должна быть составлена в соответствии с возможностями
учащегося.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение
которых обеспечивает программа “Дополнительный инструмент (флейта)”:
-
навыки исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение,
ансамблевое исполнение);
9
- умения использовать выразительные средства для создания художественного
образа;
- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных
жанров и стилей;
-
навыки публичных выступлений;
-
навыки общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-
просветительской деятельности образовательной организации.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений и навыков учащихся выполняет обучающую,
проверочную и корректирующую функции. Программа предусматривает текущий
контроль,
промежуточную
и
итоговую
аттестацию.
Текущий
контроль
осуществляется преподавателем в счет аудиторного времени по его усмотрению по
завершении какого-либо раздела программы. Промежуточный контроль проводится
по окончании каждого полугодия учебного года в виде концертного выступления
или зачета, на котором учащийся исполняет: в первом и втором полугодии
произведение в сопровождении концертмейстера или минусовой фонограммы, во
втором полугодии.
Итоговая аттестация может проводиться в форме концертного выступления,
сольного или ансамблевого, при этом уровень сложности программы зависит от
индивидуальной подготовки учащегося.
Критерии оценки
По
результатам
текущей,
промежуточной
и
итоговой
аттестации
выставляются отметки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
5 (отлично) – ставится за грамотное, уверенное, выразительное и
эмоциональное исполнение программы.
4 (хорошо) – ставится за хорошее исполнение с мелкими единичными
недочетами в технике, звуке, интонации, недостаточной выразительности и
эмоциональности исполнения.
10
3 (удовлетворительно) – ставится за исполнение с погрешностями в тексте,
технике и интонации, неуверенное знание произведения, некачественный звук,
невыразительность.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Данная программа разработана с учетом индивидуального подхода к
обучению. Преподаватель, пользуясь методической и нотной литературой, имеет
возможность обучать учащихся с разными музыкальными способностями и
личностными особенностями, достигая результатов обучения в краткие сроки.
Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой - посещением
выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром
концертов и музыкальных фильмов.
Большое
значение
имеет
репертуар
ученика.
Необходимо
выбирать
высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию.
Необходимо познакомить учащегося с историей флейты, рассказать о выдающихся
исполнителях и композиторах.
Работа над темами данной программы проводится комплексно. Отдельно
прорабатывать каждую тему в строгой последовательности рекомендуется только в
начале первого года обучения, во время работы над постановкой исполнительского
аппарата, при этом, двигаясь вперед, к следующему разделу, не забывать о
повторении и работе над пройденным материалом. В дальнейшем, на каждом уроке
рекомендуется работа над фрагментами из нескольких тем, исходя из потребностей
и возможностей ученика.
Важным
элементом
обучения
является
накопление
художественного
исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование
практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых), использование в
репертуаре произведений, различных по стилю, в том числе, произведений
эстрадной и рок музыки, популярных произведений зарубежных и отечественных
композиторов.
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
11
Методическая литература
Апатский В.Н. О совершенствовании методов музыкально-исполнительской
подготовки. Исполнительство на духовых инструментах. История и методика. Киев,
Музична Украина, 1976
Арчажникова
представлений
и
Л.Г.
Проблема
взаимосвязи
музыкально-двигательных
музыкально-слуховых
навыков.
Автореф.
канд.
искусствоведения. М., 1971
Бычков. Ю.Н. Проблемы детского музыкального воспитания. Вып. 131. - М.:
РАМ им. Гнесиных, 1994
Вендрова Н. Воспитание музыкой. М., Просвещение, 1991
Гисслер-Хаазе Барбара «Волшебная флейта». Методика для начинающих
Должиков Ю.Н. Техника дыхания флейтиста. Вопросы музыкальной
педагогики. М., Музыка, 1983
Должиков Ю.Н. «Артикуляция и штрихи при игре на флейте». Вопросы
музыкальной педагогики. М., Музыка, 1984
Евтихиев П.Н., Карцева Г.А. Психолого-педагогические основы работы
учащегося над музыкально-исполнительским образом. Музыкальное воспитание:
опыт, проблемы, перспективы. Тамбов, Тамбовский музыкально-педагогический
институт имени С.В.Рахманинова,1994
Платонов Н. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах.
М., Музиздат, 1958
Учебные и методические материалы на сайтах Интернет
http://www.myflute.ru/
http://www.larrykrantz.com/
http://aaabdurahmanov.narod.ru/links.html
http://www.virtualsheetmusic.com/downloads/Indici/Flute.html
http://notes.tarakanov.net/flauto.htm
http://www.forumklassika.ru/
Учебная литература
1. Аллерм Ж.М. «Duet Hits» для двух флейт и фортепиано
12
2. Барбара Гислер-Хаазе «Волшебная флейта». Методика для начинающих. 1,
2 части. Universal Edition F.G.Wien 1996
3. Брерс М., Кастеляйн Я. Школа игры на флейте «Horen, lessen & spielen,
Schule fur querflote, m. Audio-CD (Musiknoten)». De Haske Deutschland 1999
4. Гарибольди Дж. «58 первоначальных упражнений для флейты». Leipzig:
Edition Peters
5. Гарибольди Дж. «30 этюдов для флейты». Будапешт: Editio Musica, 1986
6. Должиков Ю.«Нотная папка флейтиста». Части 1, 2. М., Дека-ВС, 2004
7. Золотой репертуар флейтиста. Пьесы для начинающих. СПб, Композитор,
2002
8. «Камерная музыка для начинающих» для двух мелодических инструментов
и бассо континуо. Будапешт: Editio Musica
9. Легкие пьесы для флейты и фортепиано. Сост. Ю.Ягудин. М., Музыка, 1968
10. «Легкие пьесы и ансамбли для флейты». Сост. О.Чернядьева.
СПб,
«Северный Олень», 2000
11. Платонов Н. «Школа игры на флейте». М., Музиздат, 1958
12. Пьесы для флейты и ф-но. Пер. В.Вишневского. М., «Композитор», 2000
13. Хрестоматия для флейты: 1-3 классы ДМШ. Часть 1. Сост. Ю.Должиков.
М., Музыка, 2010
14. Altѐs Joseph-Henri «Method for the Boehm Flute». New York, Carl Fisher,
1918
15. Dapper Кlaus «Das Querflötenbuch». Voggenreiter Verlag, 2000
16. Juchem D. Brochhausen A. «Flute goes Classic». Schott Music
17. Flute Methods, Studies and Ensembles: The Ultimate Collection. Includes
training materials, plus duos, trios and quartets, from 39 major composers.
18. Story M. «Pop Quartets for All». Alfred Music Publishing, 2008
19. Weinzierl E., Wachter E. «Romantic Miniatures. Vol. 1 (Selection de Piezas
Clasicas) para Flauta y Piano». Schott, 2013
13