Музыкальный инструмент (балалайка) 4 ОП

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 6»
городского округа Саранск

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО»
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «БАЛАЛАЙКА»
Предметная область
Исполнительская подготовка

ПРОГРАММА
по учебному предмету
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
(БАЛАЛАЙКА)
Срок обучения 4 года

Саранск 2016

«Одобрено»
Методическим советом
МБУДО «ДМШ № 6» г.о. Саранск
«____» _______________ 20____ г.
дата рассмотрения

«Утверждаю»
Директор – П.С.Еськин
______________
(подпись)

«____» _______________ 20____ г.
дата утверждения

Разработчик – Жданкина Ю.А., преподаватель по классу аккордеона,
балалайки МБУДО «ДМШ № 6»
Рецензент – Боронина О.П., заместитель директора по УВР, преподаватель по
классу домры, гитары МБУДО «ДМШ № 6»
Рецензент – Храмова Е.Г., преподаватель отделения «Инструментальное
исполнительство – инструменты народного оркестра» ГБПОУ РМ СМУ ИМ
Л.П.КИРЮКОВА

Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (балалайка)» разработана
на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической
деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств»,
направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21
ноября 2013 года № 191-01-39/06-ГИ, а также с учетом сложившихся
педагогических традиций в области исполнительства в детских школах искусств и
методической целесообразности.
Учебный предмет «Музыкальный инструмент (балалайка)» дополнительной
общеразвивающей программы в области музыкального искусства входит в
обязательную часть учебного плана в предметную область «Учебные предметы
исполнительской подготовки».
Данная программа ориентирована на ознакомление с традициями исполнительства
на балалайке. Балалайка, как сольный инструмент, является украшением любого
концерта. В оркестровом же исполнительстве, балалайка является одним из ведущих
инструментов. Ведь не зря ее называют «душой оркестра». В настоящее время
интерес к исполнительству на этом инструменте возрос, благодаря появлению на
современной сцене новых, талантливых, интересных исполнителей. Чаще всего
именно это является мотивацией для начала обучения игре на балалайке.
Разностороннее и гармоническое развитие учащегося достигается в процессе
работы над музыкальными произведениями разных стилей, жанров и форм, в
слушании и совместном обсуждении музыки. Одним из важнейших принципов
музыкальной
педагогики
является
гармоничность,
согласованность
художественного и технического развития юного музыканта.

Срок реализации учебного предмета
Срок реализации данной программы для учащихся составляет 4 года,
продолжительность учебных занятий с первого по 4 год составляет 35 недель в год.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
Недельная нагрузка по предмету составляет 2 часа в неделю в 1-2 годы обучения,
2,5 часа с третьего по 4 год.

Объем учебного времени предусмотрен учебным планом школы. Общая
трудоемкость составляет 665 часов. Из них 332,5 часов – аудиторные занятия, 332,5
часов – самостоятельная работа.

Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной
работы,
нагрузки,
аттестации
Полугодия

Первый
Второй
год
год
обучения обучения
1
2
3
4

Количество
недель

16

19

16

19

Аудиторные
занятия

32

38

32

38

Самостоятельная
работа

32

38

32

Максимальная
учебная нагрузка

64

76

64

Третий
год
обучения
5
6

16

Четвертый
год
обучения
7
8

Всего
часов

19

16

19

140

40

47,5

40

47,5

315

38

40

47,5

40

47,5

315

76

80

95

80

95

630

Форма проведения учебных аудиторных занятий
Основной формой учебной работы являются индивидуальные занятия
преподавателя с учащимся.
Одной из форм работы на уроке является ансамблевое музицирование с
преподавателем.
Эта
форма
работы
развивает
гармонический
слух,
метроритмическую устойчивость учащегося, формирует навыки ансамблевой игры
и является неотъемлемой частью учебного процесса.
Индивидуальная и ансамблевая формы занятий позволяют преподавателю
построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и
индивидуального подходов.

Цель и задачи учебного процесса
Цель: создание условий для целостного художественно-эстетического развития
личности посредством социализации, самореализации интеллектуальных и
творческих способностей ребенка.

Задачи:
 формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
 приобретение обучающимися начальных, базовых художественно-творческих
умений и навыков инструментального исполнительства;
 формирование умения исполнять музыкальные произведения на достаточном
художественном уровне в соответствии со стилевыми и жанровыми
особенностями произведения;
 развитие навыков публичного выступления;
 оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности,
обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего
самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и
самовоспитания;
 воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;
 воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений,
приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.

Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
 словесный (объяснение, беседа, рассказ);
 наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
 практический (освоение приемов игры на инструменте);
 эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Структура программы учебного предмета
Структура программы включает в себя: пояснительную записку, содержание
предмета, требования к уровню подготовки обучающихся, формы и методы
контроля, систему оценки, методическое обеспечение учебного предмета, список
литературы.
Пояснительная записка содержит краткую характеристику предмета, его роль в
образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объем учебного
времени, цель, задачи предмета и методы обучения.
Раздел «Содержание учебного предмета» включает в себя учебно-тематический
план, требования по годам обучения.
Раздел «Требования к уровню подготовки учащихся» - данный раздел
разработан в соответствии с «Рекомендациями по организации образовательной и

методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области
искусств».
Раздел «Формы и методы контроля. Система оценок» включает в себя
требования к организации и форме проведения текущего, промежуточного и
итогового контроля.
Методическое обеспечение учебного процесса содержит методические
рекомендации преподавателям, обоснование методов работы по основным
направлениям.
Список литературы включает в себя перечень нотной и методической литературы.

Материально – технические условия реализации учебного предмета
Для реализации данной учебной программы необходимы:
 учебные аудитории для мелкогрупповых занятий, оснащенные необходимыми
инструментами (в том числе фортепиано);
 библиотечный фонд, укомплектованный необходимой нотной и методической
литературой, аудио и видеозаписями.

II. Содержание учебного предмета
Учебно – тематический план
Первый год обучения
I полугодие
Календарные
сроки
1четверть

2 четверть

Темы и содержание занятий
Знакомство с инструментом, его историей, устройством,
правилами ухода за ним.
Освоение и развитие первоначальных навыков игры на
балалайке, (правильная, удобная посадка, постановка рук).
Основы звукоизвлечения. Приемы игры: пиццикато большим
пальцем.
Штрихи nonlegato, legato. Упражнения и этюды. Песни и
танцы. Произведения современных композиторов.

II полугодие
Календарные
сроки

Темы и содержание занятий

3четверть

4четверть

Прием бряцание. Чтение нот с листа. Игра по слуху. Гаммы
Ля мажор, Соль мажор. Упражнения и этюды. Произведения
на фольклорной основе и произведения современных
композиторов.
Развитие начальных навыков смены позиций. Чтение нот с
листа. Игра в ансамбле с концертмейстером. Упражнения и
этюды. Произведения современных композиторов.
Переводной зачет.

Второй год обучения
I полугодие
Календарные
сроки
1четверть

2 четверть

Темы и содержание занятий
Приемы игры: бряцание, пиццикато левой рукой. Гаммы Фа
Соль мажор, 1-2 этюда. Произведения современных
композиторов и обработки народных песен и танцев.
Основы техники игры интервалов. Прием стаккато. Чтение
нот с листа. Академический концерт. На академическом
концерте
в
конце
2
четверти
исполняются
2
разнохарактерных произведения.

IIполугодие
Календарные
сроки
3четверть

4четверть

Темы и содержание занятий
Гаммы Ля, Ми минор – натуральный, гармонический,
мелодический. Упражнения и этюды. Произведения
народных песен в обработке современных композиторов.
Игра в ансамбле, и с концертмейстером.
1 -2 октавные гаммы, упражнения и этюды. Произведения
старинных и современных композиторов. В конце года на
переводной экзамен выносятся две разнохарактерные пьесы и
этюд. Этюд можно заменить третьей пьесой на один из видов
техники или прием игры.

Третий год обучения
I полугодие
Календарные
сроки
1четверть

Темы и содержание занятий
2 октавные гаммы. Приемы игры: бряцание, пиццикато левой
рукой
(сдергивание).
Прием
вибрато,
форшлаги.
Произведения классической и народной музыки, эстрадная
музыка.

2 четверть

Совершенствование техники в различных видах арпеджио и
гамм (исполнение различными штрихами). Репертуар
пополняется произведениями современных композиторов
произведениями русских и зарубежных классиков.

IIполугодие
Календарные
сроки
3четверть

4четверть

Темы и содержание занятий
Приемы игры: большая, малая, обратная дроби, двойное
пиццикато, гитарный прием. Пиццикато пальцами левой
руки. Совершенствование техники. Тремоло. Включение в
репертуар несложных произведений циклической формы.
Подготовка к переводному зачету. Включение в репертуар
произведений современных композиторов. Чтение нот с
листа. Игра в ансамбле.

Четвертый год обучения
Iполугодие
Календарные
сроки
1четверть

2 четверть

Темы и содержание занятий
Приемы вибрато, гитарный прием, тремоло, флажолеты.
Мажорные гаммы в 2 октавы (в пределах диапазона). В
программу включаются разнохарактерные произведения
русских, современных композиторов, обработки народной
музыки, произведения крупной или циклической формы по
выбору.
В репертуар включаются произведения из выпускного
экзамена. Работа над итоговой программой (точное
исполнение текста, анализ штрихов, динамических оттенков,
работа над художественным образом и выразительностью
исполнения произведений).

IIполугодие
Календарные
сроки
3четверть
4четверть

Темы и содержание занятий
Минорные гаммы в две октавы, этюд. Упражнения. Работа
над штрихами, динамикой. Игра в ансамбле.
Подготовка к итоговой аттестации в форме выпускного
экзамена. В программу включаются 3-4 разнохарактерных
произведения
(зарубежного
композитора,
обработка

народной музыки, произведение современного композитора,
произведение крупной формы, этюд – по выбору). Экзамен.

Годовые требования
Требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских
программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов
учащихся. Исполнительские программы и репертуарные списки не являются
исчерпывающими и могут изменяться по усмотрению преподавателя. За время
обучения необходимо овладеть необходимым количеством приемов игры на
инструменте, познакомиться с произведениями народной и профессиональной
музыки.
Требования четвертого года направлены на расширение репертуара и подготовку
к итоговой аттестации. Уровень сложности итоговой программы может быть
различным. Программа должна подбираться с учетом индивидуальных , возрастных
возможностей, уровня подготовки. В процессе подготовки итоговой программы
закрепляются исполнительские навыки, навыки концертных выступлений.

Первый год обучения
Развитие музыкально – слуховых представлений и музыкально – образного
мышления. Первоначальное знакомство с элементами музыкальной грамоты.
Освоение и развитие первоначальных навыков игры на балалайке (правильная,
удобная посадка, постановка рук).
Знакомство с основными музыкальными терминами. Приемы игры: пиццикато
большим пальцем, арпеджиато, бряцание.
Цель: обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности
учащегося, овладение знаниями и представлениями об исполнительстве на
балалайке, формирование практических умений и навыков игры на инструменте,
устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального
искусства.
Гамма Соль, Ми мажор в одну октаву. Упражнения на различные приемы игры.
Штрихи: nonlegato, legato,staccato.
За год учащийся должен освоить 2-3 этюда, 6-8 пьес.

Рекомендуемые упражнения и этюды
1.
2.
3.
4.
5.
6.

А. Дорожкин «Упражнения»
Гаммы Соль, Ми мажор в одну октаву.
М. Белавин «Этюд» А – dur
А. Зверев «Этюд» А – dur
Ю. Забутов «Этюд» а –moll
В. Страхов «Этюд» А – dur

Примерные исполнительские программы
1. Ж.Б. Люлли «Жан и Пьеро»
2. «Хохлатка», обработка Ю. Черепнина
3. А. Иванов «Полька»
1. В. Калинников «Тень – тень»
2. Р.н. п. «Как со горки», обработка Е. Авксентьева
3. В. Мельников «Этюд»
1. А. Спадавекииа «Добрый жук»
2. Р.н.п. «По малину в сад пойдем», обработка А. Филиппенко
3. В. Глейхман «Этюд» G – dur

Ансамбли
Д. Кабалевский «Ёжик»
Х. Займов «Саночки»
«Веселые гуси», обработкаМ. Красева
«Катенька веселая», обработка М. Балакирева

Второй год обучения
Освоение новых выразительных средств. Приемы игры: бряцание, гитарный прием,
двойное пиццикато. Освоение техники игры интервалов. Основы техники
исполнения штрихов: легато, стаккато. Знакомство с основными музыкальными
терминами.
В течение второго года обучения учащийся должен пройти: гаммы однооктавные:
Фа, Ми, Ля мажор, арпеджио; упражнения; 3-4 этюда;10-12 разнохарактерных пьес
различной степени завершенности. Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
Игра в дуэтах, ансамблях. Репертуар для ансамблей должен быть знакомым и
интересным для учеников и состоять из обработок народных песен и танцев, пьес
русских и зарубежных композиторов, а также пьес современных композиторов.
Ансамбли могут быть как однородные, так и смешанные.

Рекомендуемые упражнения и этюды
1.
2.
3.
4.
5.

Г. Шрадик «Упражнения»
И. Беркович «Этюд» A –dur
В. Чижевский «Этюд» a –moll
В. Глейхман «Этюд» C – dur
А. Шалов «Этюд» a –moll

6. В. Глейхман «Этюд» A – dur

Примерные исполнительские программы
1. Украинская народная песня «По дороге жук», обработка Е. Шутенко
2. В. Котельников «Колыбельная»
3. Н. Карш «Этюд» A –dur

1. Е. Тиличеева «Вальс»
2. Русская народная песня «Ехал казак за Дунай»
3. М. Белавин «Этюд» A –dur
1. А. Польшина «В кукольном театре»
2. Русская народная песня «Коробейники», обработка В. Глейхмана
3. М. Марутаев «Причуда»

Ансамбли
Д. Кабалевский «Полька», переложение И. Иншакова
Русская народная песня «Ходила младешенька по борочку», обработка Т. Захарьина
«Тирольский вальс», переложение В. Глейхмана
«Финская народная песня», переложение М. Белавина
Ю. Забутов «В деревне»
А. Шалов «Маленький машинист»
Эстонский народный танец «Тульяк», переложение М. Белавина
Д. Кабалавский «Ёжик», переложение М. Белавина

Третий год обучения
Пополнение и расширение исполнительского репертуара.
Продолжение работы над постановочно – двигательными навыками,
звукоизвлечением и метроритмом.
Формирование слухового контроля к качеству звука, динамике.
Овладение средствами создания художественного образа произведения.
Приемы игры: к ранее изученным приемам добавляется большая, малая, обратная
дроби, тремоло, пиццикато пальцами левой руки, гитарный прием. Основы
аккордовой техники.

Гаммы Ми, Фа, Соль мажор в 2 октавы, Ля минор; 2 - 3 этюда;8 -10
разнохарактерных пьес.
Продолжение знакомства с основными музыкальными терминами. Знакомство с
циклической формой (сюита). Ансамбли. Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
Пьесы, выученные на занятиях ансамбля, можно включать в исполнительские
программы взамен одной сольной пьесы.

Рекомендуемые упражнения и этюды
1.
2.
3.
4.
5.
6.

С. Козлов «Этюд» a – moll
А. Шалов «Этюд» a –moll
Н. Петрунова «Этюд» » a – moll
Н. Толстой «Этюд» D – dur
Ю. Забутов « Этюд» G –dur
А. Зверев «Этюд» A – dur

Примерные исполнительские программы
1. Б. Феоктистов «Плясовой наигрыш»
2. И. С. Бах «Менуэт»
3. Русская народная песня «У ворот, ворот», обработка Б. Трояновского

1. Е. Дербенко «Россияночка»
2. А. Вакарин «Сонатина»
3. Русская народная песня «Хлопчикпашеньку пахал», обработка И.
Балмаюва

1. Русская народная песня « Посею лебеду на берегу», обработка Н.
Вязмина
2. И. Гайдн «Менуэт»
3. В. Андреев «Грезы»

Ансамбли
Л.Лисянский « Сказку нашли»
Н. Любарский «На лошадке»

Украинская народная песня «Ехал казак за Дунай», обработка А. Шалова
Русская народная песня « Воталинка», обработка В. Глейхмана
Н. Фомин «Уж по садику, садику»
В. Попонов «Про воробья»
Е. Родыгин «Уральскаярябинушка»
И. Тамарин «Вечером»
А. Шалов «Маленький машинист»

Четвертый год обучения
Пополнение и расширение исполнительского репертуара.
Продолжение работы над постановочно – двигательными навыками,
звукоизвлечением и метроритмом.
Формирование слухового контроля к качеству звука, динамике.
Овладение средствами создания художественного образа произведения.
Подготовка и исполнение выпускной программы.
Приемы игры: к ранее изученным приемам добавляется большая, малая, обратная
дроби, тремоло, пиццикато пальцами левой руки, гитарный прием, вибрато,
глиссандо, флажолеты.
Мажорные и минорные гаммы в 2 октавы в пределах диапазона инструмента.
В программу включаются 2 этюда, 8 разнохарактерных произведений различных
по жанру и стилю. Желательно включение в репертуар произведений В. Андреева,
Б. Трояновского, А. Шалова.
Ансамбли. Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
Пьесы, выученные на занятиях ансамбля, можно включать в исполнительские
программы взамен одной сольной пьесы.

Рекомендуемые упражнения и этюды
1.
2.
3.
4.
5.

А. Зверев «Этюд» А – dur
Д. Сморгонская «Этюд» Е – dur
Н. Толстой «Этюд» g – moll
А. Шалов «Этюд» C – dur
А. Зверев «Этюд» A – dur

Примерные исполнительские программы
1. Г. Камалдинов «Этюд»
2. Русская народная песня «Как у наших у ворот», обработка А. Шалова

3. В. Глейхман «Марш в старинном стиле»
4. А. Петров «Веселый марш»

1.
2.
3.
4.

Дж. Каркасси «Аллегретто», переложение И. Титовой
Д. Захаров «Полька»
А. Шевченко Сюита «Подарки Деда Мороза»
Русская народная песня «Ах, ты , береза», обработка Б. Трояновского

1.Е. Дербенко «Четкий ритм»
2. С. Сафронов « Сонатина 1 часть
3. И. С. Бах «Марш»
4. Русская народная песня «Волга – реченька глубока», обработка А.
Шалова

Ансамбли
Н. Бакланова «Мазурка», переложение В. Страхова
Р. Петерсен «Старый автомобиль»
Украинская народная песня «Ехал казак за Дунай», обработка А. Шалова
Е. Авксентьев «Плясовая»
Русская народная песня «Чтой – то звон», обработка И. Обликина
Русская народная песня «Вдоль да по речке», обработка В. Городовской
Французская народная мелодия «Танец утят», обработка В. Курбатова

III. Требования к уровню подготовки учащихся
Результатом освоения учебной программы по предмету «Музыкальный
инструмент, Балалайка» дополнительной общеразвивающей общеобразовательной
программы в области музыкального искусства является приобретение учащимися
знаний, умений, навыков, в числе которых:
- владение основными приемами звукоизвлечения, умение правильно
использовать их на практике;
- умение исполнять произведение в характере, соответствующем данному
стилю и эпохе, анализируя свое исполнение;
- умение самостоятельно разбирать музыкальные произведения;
- владение навыками публичных выступлений, игры в ансамбле.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации предмета является составной частью содержания
учебного предмета.
Основными видами контроля учащихся являются:
•
текущий контроль,
•
промежуточная аттестация учащихся,
•
итоговая аттестация учащихся.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся обеспечивает оперативное
управление учебным процессом и выполняет обучающую, воспитательную и
корректирующую функции.
Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.
Текущий контроль осуществляется на каждом уроке.Оцениваются теоретические
знания, выполнение домашнего задания, грамотное исполнение нотного текста (как
наизусть, так и по нотам – для учащихся со слабой исполнительской подготовкой),
отношение ребенка к занятиям, его старание и прилежность, проявление
самостоятельности, как на уроке, так и во время домашней работы.
Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет.
Текущий контроль осуществляется регулярно в рамках расписания занятий
учащегося и предполагает использование различных систем оценки результатов
занятий. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные,
полугодовые, годовые оценки.
Особой формой текущего контроля является контрольный урок в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет (в 5, 7 полугодии), на
котором оценивается степень готовности к концертному выступлению.
Промежуточная аттестацияопределяет успешность развития учащегося и
уровень усвоения им программы на определенном этапе обучения. Наиболее
распространенными формами промежуточной аттестации учащихся являются:
• зачеты (недифференцированный, дифференцированный);
• переводные зачеты (дифференцированные);
• академические концерты;
• контрольные уроки.
Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов
контроля. Например, промежуточная аттестация может проводиться каждое
полугодие или один раз в год.
Учащиеся, которые принимают участие в конкурсах, в школьных
мероприятиях, выступают в городских концертах, могут освобождаться от
экзаменов и зачетов. Зачеты проводятся в течение учебного года и предполагают
публичное исполнение программы (или части ее) в присутствии комиссии. Зачеты
могут проходить также и в виде академических концертов.
Переводной зачет проводится в конце учебного года с исполнением
программы в полном объеме и определяет успешность освоения программы данного
года обучения. Переводной зачет проводится с применением дифференцированных
систем оценок, предполагает обязательное методическое обсуждение.

По состоянию здоровья ученик может быть переведен в следующий класс по
текущим оценкам.
2. Критерии оценки
Качество подготовки учащихся при проведении текущего контроля и
промежуточной аттестации оценивается в баллах: «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно».
Система оценок предполагает пятибалльную шкалу.
5 (отлично) - ставится, если учащийся исполнил программу музыкально, в
характере и нужных темпах без ошибок.
4 (хорошо) – ставится при грамотном исполнении с наличием мелких
технических недочетов, недостаточно убедительном донесении образа
исполняемого произведения.
3 (удовлетворительно) - программа исполнена с ошибками, не музыкально.
При оценивании учащегося, осваивающего общеразвивающую программу,
следует учитывать: формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству,
к занятиям музыкой; наличие исполнительской культуры, развитие музыкального
мышления; овладение практическими умениями и навыками в различных видах
музыкально-исполнительской
деятельности:
сольном,
ансамблевом
исполнительстве; степень продвижения учащегося, успешность личностных
достижений.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации
Четырехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет:
перейти на обучение по предпрофессиональной программе, а такжепродолжить
самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей, участвовать в различных
самодеятельных ансамблях.
Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям.
Программа
использует
методику
преподавания,
которая
соответствуетвозрастным и индивидуальным особенностям учащихся.
Преподаватель должен следовать основным принципам дидактики:
последовательность, систематичность, наглядность, доступность, а также принципу
единства художественного и технического развития.
Пристальное внимание необходимо уделить начальному этапу обучения донотному периоду. Сознательное изучение нотной грамоте начинается только
после данного периода. Педагог с первых уроков должен стремиться ввести ребенка
в новый для него мир художественных образов. Уже на первых занятиях можно
практиковать элементарное совместное музицирование. С первых уроков
необходимо уделять внимание посадке учащегося и положению инструмента во
время игры. Правильная посадка и постановка инструмента предопределяет
успешное освоение исполнительской техники. Особая забота преподавателя –

выработать правильную постановку рук. Целью первых уроков является, не только
проверка способностей, но и их развитие.
Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой - посещением
выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных записей и просмотр
музыкальных фильмов. Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо
выбирать высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и
содержанию.
Необходимопознакомить учащегося с историей балалайки, рассказать о
выдающихся
исполнителях
и
композиторах.
Общее
количество
музыкальных
произведений,
рекомендованных
для
изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается,
что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной
степенизавершенностиисполнения:некоторыепроизведенияподготовлены
для
публичного выступления, другие - для показа в условияхкласса,третьи- с целью
ознакомления.
Данныеопределяют
содержание
индивидуального
учебного
плана
учащегося.Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных
способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального
слуха
и
музыкально-игровых
навыков.Важным
элементом
обученияявляетсянакоплениехудожественногоисполнительскогосовершенствование
практикипубличныхвыступленийансамблевых).
Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной
работы над домашним заданием, они должны быть регулярными и
систематическими.Необходимонаучитьучащегося
использовать это время. В самостоятельной работе должны присутствовать
разные виды заданий: чтение с листа, выучивание текста наизусть,
повторение
ранее
выученных
пьес,
разбор
новых
произведений.
Даватьпьесыдлясамостоятельногоразбора,которые
должны
быть
легче
произведений, изучаемых по основной программе.
На заключительном этапе у учеников сформирован опыт исполнения
произведений классической и народной музыки, опыт игры в ансамбле, а
также опыт чтения с листа. Исходя из этого опыта, они используют
полученные знания, умения и навыки для дальнейшего общения с миром
музыки. Поэтому главная задача для каждого педагога – развить интерес
ребенка к музыкальному искусству, к самостоятельному исполнительству,
воспитать любовь к музыке.

VI. СПИСКИ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Методическая литература
- Андрюшенков Г. Начальное обучение игре на балалайке. Ленинград
«Музыка», 1983
- Антонова Е, Криштоп Л. «Страх сцены» у юных музыкантов и некоторые
пути его преодоления. Санкт-Петербург «Северный олень», 1997
- Бычков В. Аранжировка аккомпанемента для оркестра и ансамбля русских
народных инструментов. Москва «Советская Россия», 1988
- Вопросы рациональной аппликатуры на балалайке /состБ.Стус. Москва,
1990
- Землянский Б. О музыкальной педагогике. Москва «Музыка», 1987
- Изучение музыкальных инструментов. Основы обучения игре на домре.
Сост. Т.Варламова. Куйбышев, 1988
- Класс ансамбля народных инструментов. Москва, 1980
- Методические основы совершенствования исполнительских навыков игры
на русских народных инструментах/сост. В.Саранин. Тамбов, 1989
- Народные инструменты в клубе /сост. С.Бирюкова. Тамбов, 1986
- Народные инструменты на рубеже веков /сост. С.Бирюкова. Тамбов, 1998
- Позиционные переходы на трехструнной домре и техника их выполнения.
Сост. В.Рябов. Москва, 1991
- Польшина А. Обработка русской народной песни в репертуаре оркестров
и ансамблей народных инструментов. Москва, 1983
- Русские народные балалаечные наигрыши /сост. А.Кошелев. Москва
«Советская Россия», 1990
- Тихомиров Г. Инструменты русского народного оркестра. Москва
«Музыка», 1983
- Ушенин В. Работа с ансамблем русских народных инструментов. Москва,
1986
Учебная литература
1.Альбом начинающего балалаечника. Вып. 6. Москва «Советский композитор», 1977
2.Альбом начинающего балалаечника. Вып. 8. Москва «Советский компози-

тор», 1984
3.Альбом начинающего балалаечника. Вып.13. Москва «Советский композитор», 1989
4.Альбом для детей. Вып. 2. Москва «Музыка», 1989
5.Балалайка. 1 класс ДМШ/ Сост. П.Манич. Киев «Музыкальная Украина»,
1980
6.Балалаечнику-любителю. Вып. 10. Москва «Советский композитор», 1988
7.Балалаечнику-любителю. Вып. 11. Москва «Советский композитор», 1989
8.Букварь балалаечника. 1-2классы ДМШ/ Сост. А.Зверев. Ленинград
«Музыка», 1988
9.Дорожкин А. Самоучитель игры на балалайке. Москва «Советский композитор», 1988
10.Дуэты балалаек 1-2 классы ДМШ. Москва «Советский композитор», 1991
11.Илюхин А. Самоучитель игры на балалайке. Москва «Музыка» 1974
12.Легкие пьесы для балалайки. Вып. 4/ Сост. Н.Бекназаров. Москва «Советский композитор», 1963
13.Нечепоренко П., Мельников В. Школа игры на балалайке. Москва «Музыка», 1991
14.Педагогический репертуар.1-2 классы ДМШ. Вып. 3./ Сост. В.Глейхман.
Москва «Музыка», 1979
15.Педагогический репертуар. 1-2 классы ДМШ. Вып. 5./ Сост. В.Глейхман.
Москва «Музыка»,1982
16.Педагогический репертуар.3-5 классы ДМШ. Вып.2./ Сост. О.Глухов.
Москва «Музыка», 1977
17.Педагогический репертуар. 3-5 классы ДМШ. Вып. 4./Сост. В.Глейхман.
Москва «Музыка», 1981
18.Педагогический репертуар. 3-5 классы ДМШ. Вып.5./ Сост. В.Глейхман.
Москва «Музыка», 1982
19.Поиграй-ка балалайка. Вып. 1./ Сост. А.Горбачев. Москва «Классика 21»,
2003
20.Поиграй-ка балалайка. Вып. 2./ Сост. А.Горбачев. Москва «Классика 21»,
2003
21.Репертуар балалаечника. Вып. 15./ Сост. В.Евдокимов. Москва «Советский композитор», 1978
22.Репертуар балалаечника. Вып. 16. Москва «Советский композитор»,
1980
23.Репертуар начинающего балалаечника. Вып. 2./ Сост. В.Бубнов. Москва
«Музыка»,1980
24.Хрестоматия для балалайки. 1-2 классы ДМШ/ Сост. В.Авксентьев,
Б.Авксентьев, Е.Авксентьев. Москва «МУЗГИЗ», 1963
25.Хрестоматия для балалайки. 5 класс ДМШ/ Сост. В.Авксентьев,
Б.Авксентьев, Е.Авксентьев. Москва «МУЗГИЗ», 1963

26.Хрестоматия балалаечника. 1-3 классыДМШ/ Сост. В.Глейхман.
Москва «Кифара», 2004
27.Хрестоматия балалаечника. 3-5 классы ДМШ/ Сост. В.Глейхман.
Москва «Кифара», 2007
28.Шалов А. Аленкины игрушки. Санкт-Петербург «Композитор», 1996
29.Этюды для балалайки./ Сост. А.Данилов. Москва «Музыка», 1989
30.Юным исполнителям (Балалайка, гусли, домра). Санкт-Петербург
«Композитор», 1996

Учебная литература для ансамблей
- Андрюшенков Г. Пьесы для дуэта балалаек. Санкт-Петербург «Композитор» 2011
- Играют ансамбли русских народных инструментов в 1. Москва «Советский
композитор» 1980
- Колокольчики-бубенчики сост.
. Санкт-Петербург «Композитор» 2003
- Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. Москва «Музыка» 1980
- Сафронов С. Играет ансамбль народных инструментов. Тамбов 1991
- Хрестоматия для дуэта балалаек 1-2 кл ДМШ. Москва «Советский композитор»
1991
- Хрестоматия 1-3 кл. Балалайка.сост. Глейхман В. Москва «Кифара» 2004
- Хрестоматия 3-5 кл. Балалайка.сост. Глейхман В. Москва «Кифара» 2007
- Шалов А. Аленкины игрушки. Детская сюита для двух балалаек. Санкт-Петербург
«Композитор» 2004


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».