Музыкальный инструмент (баян) 4 ОП

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 6»
городского округа Саранск

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО»
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «БАЯН»
Предметная область
Исполнительская подготовка

ПРОГРАММА
по учебному предмету
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
(БАЯН)
Срок обучения 4 года

Саранск 2016

«Одобрено»
Методическим советом
МБУДО «ДМШ № 6» г.о. Саранск
«____» _______________ 20____ г.
дата рассмотрения

«Утверждаю»
Директор – П.С.Еськин
______________
(подпись)
«____» _______________ 20____ г.
дата утверждения

Разработчик – Ляпина О.А., преподаватель по классу баяна МБУДО «ДМШ №
6»
Рецензент – Чертоусов В.П., преподаватель по классу баяна МБУДО «ДМШ №
6»
Рецензент – Тимофеев Н.П., преподаватель отделения «Инструментальное
исполнительство – инструменты народного оркестра» ГБПОУ РМ СМУ ИМ
Л.П.КИРЮКОВА, Заслуженный работник культуры Республики Мордовия

Структура программы учебного предмета
I.

Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной
организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II.

Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования

III.

Требования к уровню подготовки учащихся

IV.

Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

VI.

Списки рекомендуемой учебной и методической литературы
- Учебная литература:
баян
-Учебная литература для ансамблей
- Методическая литература

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
Программа

учебного

предмета

«Музыкальный

инструмент

(баян)»

разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и
методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области
искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации
от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического
опыта в области исполнительства на народных музыкальных инструментах в
детских музыкальных школах, школах искусств.
В системе музыкально-эстетического воспитания
занимает

музыкально-инструментальное

одно из ведущих мест

исполнительство

на

народных

инструментах.
Народная музыка и инструментальная музыка, написанная для детей,
благодаря песенной основе, доступности, содержательности, простоте восприятия,
помогает развивать в учениках музыкальность, пробуждает интерес к занятиям.
Программа рассчитана на четырёхлетний срок обучения. Важное место в
обучении должен занимать донотный период.
Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент (баян)»
составляет 2 часа в неделю в 1-2 год обучения, 2,5 часа с 3 по 4 год. Занятия
проходят в индивидуальной форме.
Данная программа предусматривает проведение итоговой аттестации в форме
экзамена. Возможны другие формы завершения обучения. При выборе той или иной
формы завершения обучения образовательная организация вправе применять
индивидуальный подход.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент
(баян)» 4-х летнего срока обучения, продолжительность учебных занятий с первого
по 4-ый год составляет 35 недель в год.

Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной
работы,
нагрузки,
аттестации

Первый год
обучения

Второй год
обучения

Третий год
обучения

Четвертый год
обучения

Всего
часов

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

Количество
недель

16

19

16

19

16

19

16

19

140

Аудиторные
занятия

32

38

32

38

40

47,5

40

47,5

315

Самостоятельная
работа

32

38

32

38

40

47,5

40

47,5

315

Максимальная
учебная нагрузка

64

76

64

76

80

95

80

95

630

Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной
организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоёмкость учебного предмета «Музыкальный инструмент (баян)»
при 4-х летнем сроке обучения составляет 630 часов. Из них 315 часов —
аудиторные занятия, 315 часов — самостоятельная работа.

Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование
индивидуальных и мелко-групповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и
мелко-групповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс
обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального
подходов.
Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих
способностей

и

индивидуальности

учащегося,

овладение

знаниями

и

представлениями об истории

исполнительства на народных инструментах,

формирования практических умений и навыков игры на баяне устойчивого интереса
к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Задачи учебного предмета
Задачами учебного предмета являются:
 ознакомление детей с народными инструментами, их разнообразием и
исполнительскими возможностями;
 формирование навыков игры на музыкальном инструменте – баяне;
 приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
 приобретение

знаний в области истории музыкальной культуры и

народного творчества;
 формирование основных понятий о музыкальных стилях и жанрах;
 оснащение

системой

знаний, умений и способов музыкальной

деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего
самостоятельного

общения

с

музыкой,

музыкального

самообразования

и

самовоспитания;
 воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения;
 воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений,
приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки учащихся;
 формы и методы контроля, система оценок, требования к итоговой
аттестации;
 методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для

достижения

поставленной

цели

и

реализации

задач

предмета

используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, просмотр видеоматериалов концертов, конкурсов,
прослушивание аудио записей исполнителей на баяне, симфонической музыки и
другие);
- практический (владение штрихами и приемами игры на инструменте; умение
исполнять различную по характеру, стилю музыку);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и
фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.
Библиотечный фонд укомплектован печатными, электронными изданиями,
нотами, книгами по музыкальной литературе, аудио и видео записями концертов и
конкурсов.
Для этого класс

оборудован музыкальными инструментами, стульями

различный высоты, подставками для ног, аудио и видео техникой.
В музыкальной школе имеется концертный зал
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебно-тематический план
Первый год обучения
I полугодие

Календарные
сроки
1 четверть

Темы и содержание занятий
Знакомство

с

инструментом,

его

историей,

устройством, правилами ухода за ним.
Освоение и развитие первоначальных навыков игры на
баяне, (правильная, удобная посадка, постановка рук).
Основы

звукоизвлечения.

Штрихи:

нон

легато,

хроматическая гамма с 1 ряда (правой рукой).
Техника ведения меха. Освоение левой клавиатуры
(басы: фа, до, соль с мажорными аккордами). Игра
двумя руками простых упражнений.
2 четверть

Штрихи

non

legato,

основными

staccato.

Знакомство

музыкальными

с

терминами.

Упражнения и этюды. Народные песни и танцы.
Произведения современных композиторов.

II полугодие
Календарные
сроки
3 четверть

Темы и содержание занятий
Штрихи non legato, staccato, legato. Чтение нот с листа.
Игра по слуху. Гаммы До и Соль мажор в одну октаву,
отдельно

каждой

рукой,

арпеджио,

аккорды.

Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной
основе и произведения современных композиторов.
Наиболее

продвинутые

хроматическую

гамму

учащиеся
на

выборной

осваивают
системе.

Академическое прослушивание (2 разнохарактерные
пьессы).
4 четверть

Гамма До мажор двумя руками в две октавы. Фа мажор
Соль мажор отдельно каждой рукой в две октавы.

Развитие начальных навыков

чтения

нот с листа.

Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной
основе и произведения современных композиторов.
Переводной экзамен. В конце года на переводной
экзамен

выносятся:

этюд

и

2

разнохарактерных

произведения.
Второй год обучения
I полугодие
Календарные
сроки
1 четверть

Темы и содержание занятий
Штрихи

и мелизмы: non legato, staccato, legato,

форшлаг. Гаммы До, Соль, Фа мажор двумя руками в
две октавы.

1-2 этюда. Произведения современных

композиторов и обработки народных песен и танцев.
2 четверть

Гаммы Фа, До, Соль мажор двумя руками в две октавы.
Основы техники игры интервалов (терции правой
рукой), штрих стаккато.

Чтение нот с листа.

Академическое прослушивание. На академическом
прослушивании в конце 2 четверти исполняются: этюд
и 2 разнохарактерных произведения.

II полугодие
Календарные
сроки
3 четверть

Темы и содержание занятий
Гаммы Фа мажор, До мажор, Соль мажор, ля минор
гармонический отдельно каждой рукой в две октавы. Для
продвинутых учащихся До мажор на выборной системе
двумя

руками вместе.

Произведения

народного

Упражнения и этюды.
творчества

в

обработке

современных российских композиторов. Произведения
зарубежных композиторов. Легкая полифония.
4 четверть

Гаммы Фа мажор, До мажор, Соль мажор, ля минор
гармонический отдельно каждой рукой в две октавы, ля
минор мелодический отдельно каждой рукой в две
октавы. Упражнения и этюды. Произведения старинных
и

современных

композиторов.

В

конце

года

на

переводной экзамен выносятся две разнохарактерные
пьесы и этюд. Этюд можно заменить третьей пьесой на
один из видов техники или на прием игры.
Третий год обучения
I полугодие
Календарные
сроки
1 четверть

Темы и содержание занятий
Гаммы До мажор ,Фа мажор, Соль мажор различными
штрихами, Ля минор гармонический и мелодический
двумя руками в две октавы. Штрихи и мелизмы:
форшлаг,

non

Произведения

legato,

legato,

деташе.

народной

музыки,

staccato,

классической

и

эстрадная музыка.
2 четверть

Совершенствование
арпеджио

и

техники
гамм

в

различных

(исполнение

штрихами).

Репертуар

произведениями

современных

видах

различными
пополняется
композиторов,

популярных русских и зарубежных классиков.
Простые пьесы с полифонической фактурой. На
академическое прослушивание выносятся: этюд,
произведение с элементами полифонии или легкую
полифонию и произведение по выбору.

II полугодие
Календарные
сроки
3 четверть

Темы и содержание занятий
Гаммы До мажор, Соль мажор, Фа мажор, Ля минор
армонический, мелодический двумя руками. Штрихи
и мелизмы: non legato, staccato, legato, деташе,
форшлаг, мордент, группетто. Включение в репертуар
несложных произведений крупной формы, полифонии.

4 четверть

Подготовка к переводному экзамену. Работа над
звукоизвлечением
трудностей,
произведений.

преодолением

создание
В

технических

художественного

программу

включаются:

образа
этюд,

произведение крупной формы, пьеса русских или
современных композиторов обработка народной песни
или танца
Четвертый год обучения
I полугодие
Календарные
сроки
1 четверть

2 четверть

Темы и содержание занятий
Разучивание итоговой программы. В итоговую
программу включаются: Этюд, произведение
крупной формы, пьеса русских или современных
композиторов, обработка народной песни или
танца
Работа над итоговой программой (точное исполнение
текста, анализ штрихов, динамических оттенков,
работа
над
художественным
образом и
выразительностью исполнения произведений)
Подготовка к прослушиванию 2-х произведений
из итоговой программы.

II полугодие
Календарные
сроки
3 четверть

4 четверть

Темы и содержание занятий
Продолжение работы над итоговой программой
устранение недостатков в исполнении. Работа над
меховедением, штрихами, динамикой,
характером произведений. Заключительное
прослушивание итоговой программы
Подготовка к экзамену. Экзамен.
Годовые требования

Требования первого и второго годов обучения содержат несколько вариантов
примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных
возможностей и интересов учащихся. За два года нужно стараться овладеть
наибольшим количеством штрихов, приемов игры на инструменте, знать
динамические оттенки и уметь применять их на практике, познакомиться с
основами чтения с листа, игры в ансамбле. В исполнительский репертуар
необходимо включать произведения народной, классической музыки, произведения
современных композиторов. Учащиеся осваивают циклическую форму, элементы
полифонии, учатся использовать средства музыкальной выразительности при
создании художественного образа.
Требования третьего года обучения направлены на расширение репертуара,
развитие навыков музицирования. Уровень сложности программы может быть
различным. Программа должна подбираться с учетом индивидуальных, возрастных
возможностей,

уровня

подготовки.

В

процессе

подготовки

программы

закрепляются исполнительские навыки, навыки публичных выступлений.
Первый год обучения
Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного
мышления. Первоначальное знакомство с элементами музыкальной грамоты.
Освоение и развитие первоначальных навыков игры на баяне, аккордеоне
(правильная, удобная посадка, постановка рук).

Гамма До мажор двумя руками в две октавы. Фа мажор (в одну октаву для
аккордеонистов), Соль мажор отдельно каждой рукой в две октавы.
Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе и произведения
современных композиторов.
Знакомство с основными музыкальными терминами. Штрихи non legato,
staccato, legato.
Техника ведения меха.
Упражнения; этюды (1-3); пьесы (4-6).
Рекомендуемые упражнения и этюды (баян)
1. Хроматическая гамма с первого ряда на правой клавиатуре.
2. Упражнение для левой руки (бас - мажорный аккорд, бас - 2 мажорных
аккорда, бас - 3 мажорных аккорда от звуков фа, до, соль, ре, ля, ми, си).
3. Гамма До мажор двумя руками в две октавы. Фа мажор, Соль мажор
отдельно каждой рукой в две октавы.
4. Г.Беренс Этюд До мажор
5. К.Черни Этюд До мажор
6 Л.Шитте Этюд Фа мажор
7. В.Лушников Этюд
8. Д.Левидова Этюд
Примерные исполнительские программы
Баян
1. А.Корнеа-Ионеску «Фанфары»
2. В.Моцарт «Азбука»
3. Белорусская народная песня «Колыбельная», обр. А.Сударикова
1. Калинников «Тень – тень»
2. Русская народная песня «Как под горкой, под горой»
3. Г.Беренс Этюд До мажор

1. А.Аренский «Журавель»
2. Русская народная песня «Вставала ранёшенько»
3. Д.Кабалевский «Маленькая полька

Второй год обучения
Гаммы Фа мажор, До мажор, Соль мажор, ля минор гармонический двумя
руками в две октавы, ля минор мелодический отдельно каждой рукой в две октавы.
Освоение новых выразительных средств. Штрихи и мелизмы: non legato, staccato,
legato, форшлаг.
Освоение техники игры интервалов Основы техники исполнения штрихов:
staccato, legato. Знакомство с основными музыкальными терминами. Подбор по
слуху.
Примерные исполнительские программы
Баян
1.Детская песенка «Филин»
2. Русская народная песня «Я пойду ли молоденька», обр. И.Обликина
3. Г.Беренс Этюд До мажор
1. К.Черни Этюд Соль мажор
2. Л.Колосов «Считалочка»
3. Русская народная песня «Ах, улица широкая», обр. В.Бушуева
1. Л.Шитте Этюд Фа мажор
2. А.Спаддавекиа «Добрый жук»
3. Русская народная песня «У нас нонче суббатея», обр. А.Крылусов
Третий год обучения

Гаммы до мажор, соль мажор, фа мажор различными штрихами, ля минор
гармонический и мелодический двумя руками в две октавы. Штрихи и мелизмы:
staccato, legato, non legato, деташе, форшлаг, мордент, группетто. Включение в
репертуар несложных произведений крупной формы, простых полифонических
произведений. Формирование слухового контроля к качеству звукоизвлечения.
Динамика звучания. Пополнение и расширение исполнительского репертуара.
Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, аккордовой
техникой, звукоизвлечением и метроритмом. Подготовка и исполнение выпускной
программы.
Продолжение знакомства с основными музыкальными терминами. Знакомство
с циклической формой (сюита). Чтение с листа. Подбор по слуху. Игра в ансамблях.
Репертуар для ансамблей должен быть знакомым и интересным для учеников,
состоять из обработок народных песен и танцев, пьес русских и зарубежных
композиторов, а так же пьес современных авторов.
Пьесы, выученные на занятиях ансамбля, можно включать в итоговые
исполнительские программы, заменяя одну из сольных пьес.
Примерные исполнительские программы
Баян
1. Д. Штейбельт «Сонатина»
2. П. Чайковский «Вальс цветов»
3. Русская народная песня «Ой, полна, полна коробушка»
Обр. П.Лондонова.
1.Т. Хаслингер «Сонатина»
2.А.Судариков «Верхом на ослике»
3.Русская народная песня «Метёлки» обр.В Грачёва.
1.И.Гайдн «Танец №2»

2.В. Агапкин «Прощание славянки»
3.Русская народная песня «Калинка» обр. А. Гуськова
Репертуар для ансамблей
1.Р.Бажилин «Частушка» обр. Б. Самойленко.
2.И. Беркович «Сказка»
3.И. Беркович «Дудочка – дуда»
4Л. Гаврилов «Песня»
5.А.Доренский «Весёлое настроение»
6.А Доренский «Прелюдия»
7.В.Козлов «Полька»
8.В.Косенко «Дождик»
9В. Мотов «Час да по часу»
10.В. Ребиков «Ёлка»
11.В.Селиванов «Шуточка»
12.Б.Сметана «Полька»
13.Русский танец «Яблочко» обр. Б Самойленко
14.Белорусский танец «Янка» обр.Б.Самойленко
15.Русская народная песня «Эх, Семёновна»
16.Т.Хренников «Колыбельная»
17.Г. Шахов «Хоровод»
18.А.Широков «Смоленский гусачок»
Четвёртый год обучения
Освоение тремоло мехом. Подготовка итоговой программы. В программу
включаются: Этюд, произведение крупной формы, пьесы русских и современных
композиторов обработки народных песен или танцев. Программы составляются с
учётом индивидуальных способностей выпускников

Примерные итоговые исполнительские программы
Баян
1. Г. Тышкевич Этюд (ля минор)
2. Н. Чайкин «Маленькое рондо»
3.В. Купревич «Путешествие в Мосальск»
4.Украинская народная песня «Соловейко»
1. Н. Чайкин Этюд (до минор)
2.К.Вебер «Сонатина»
3. А.Алябьев «Соловей»
4.Русская народная песня «А я по лугу» обр. Ю. Крылова.
1. Ф. Бургмюллер Этюд (до мажор)
2. И.Яшкевич «Сонатина»
3.А.Рыбалкин «Музыкальный момент»
4.Русская народная песня «Отдавали молоду» обр.Г.Шндерёва.
Репертуар для ансамблей
Е.Дербенко «Приокская кадриль», «Лирическая мелодия»
Русская народная песня «Во поле береза стояла», обр. Л.Колесова
И.Брамс «Колыбельная»
Э.Джон «Игра в мяч», обр. В.Шулешко
В.Витлин «Детская песенка»
В.Шулешко «Маленькая фея»
И.Гайдн «Немецкий танец»
М.Глинка «Полька»
В.Калинников «Киска»
А. Касьянов «Русская песня»

Русская народная песня «Перевоз Дуня держала», обр. И.Обликина
Украинская народная песня «Ехал казак за Дунай», обр. И.Обликина
Ф.Шуберт «Благородный вальс»
В.Белов «Владимирский хоровод»
К.Вебер «Адажио»
Л.Гаврилов «Полька»
Г.Гендель «Менуэт»
А.Марьин «Что от терема, да до терема»
Русская народная песня « Вдоль по улице метелица метёт», обр. И.Обликина
А.Жигалов «Русский танец»
Н.Чаплыгин «Кубилас»
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Выпускник демонстрирует следующий уровень подготовки:
-

владеет

основными

приемами

звукоизвлечения,

умеет

правильно

использовать их на практике,
- умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному
стилю и эпохе, анализируя свое исполнение,
- умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения,
- владеет навыками публичных выступлений, игры в ансамбле.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Основными видами контроля учащихся являются:
•

текущий контроль,

•

промежуточная аттестация учащихся,

•

итоговая аттестация учащихся.

Основными принципами проведения и организации всех видов контроля
являются:

•

систематичность,

•

учет индивидуальных особенностей учащегося.

Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины и
выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, организацию регулярных
домашних занятий и повышение уровня освоения учебного материала; имеет
воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности
учащихся.
Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет.
Текущий контроль осуществляется регулярно в рамках расписания занятий
учащегося и предполагает использование различных систем оценки результатов
занятий. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные,
полугодовые, годовые оценки. Формами текущего и промежуточного контроля
являются: контрольный урок, участие в тематических вечерах, классных концертах,
мероприятиях

культурно-просветительской,

творческой

деятельности

школы,

участие в фестивалях и конкурсах.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и
уровень усвоения им программы на определенном этапе обучения. Наиболее
распространенными формами промежуточной аттестации учащихся являются:
• зачеты (недифференцированный, дифференцированный);
• переводные экзамены (дифференцированные);
• академические прослушивания;
Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов
контроля. Например, промежуточная аттестация может проводиться каждое
полугодие или один раз в год.
Учащиеся,

которые

принимают

участие

в

конкурсах,

в

школьных

мероприятиях, выступают в городских концертах, могут освобождаться от
экзаменов .
Переводной экзамен проводится в конце учебного года с исполнением
программы в полном объеме и определяет успешность освоения программы данного

года

обучения.

ренцированных

Переводной
систем

экзамен

оценок,

проводится

предполагает

с

применением

обязательное

диффе-

методическое

обсуждение.
По состоянию здоровья ученик может быть переведен в следующий класс по
текущим оценкам.
2. Критерии оценки
По

результатам

текущей,

промежуточной

и

итоговой

аттестации

выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
5 (отлично) - ставится, если учащийся исполнил программу музыкально, в
характере и нужных темпах без ошибок.
4 (хорошо) – ставится при грамотном исполнении с наличием мелких
технических

недочетов,

недостаточно

убедительном

донесении

образа

исполняемого произведения.
3 (удовлетворительно) - программа исполнена с ошибками, не музыкально.
При оценивании учащегося, осваивающего общеразвивающую программу,
следует учитывать: формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству,
к занятиям музыкой; наличие исполнительской культуры, развитие музыкального
мышления; овладение практическими умениями и навыками в различных видах
музыкально-исполнительской

деятельности:

сольном,

ансамблевом

исполнительстве; степень продвижения учащегося, успешность личностных
достижений.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации
Четырёхлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет:
продолжить

обучение

под

руководством

преподавателя,

продолжить

самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей. Каждая из этих целей
требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам.

Для

развития

навыков

творческой,

грамотной

работы

программой

предусмотрены методы индивидуального подхода при определении учебной задачи,
что позволяет педагогу полнее учитывать возможности и личностные особенности
ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии его
творческих способностей.
Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой - посещением
выставок и концертов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром
музыкальных фильмов.
Большое

значение

имеет

репертуар

ученика.

Необходимо

выбирать

произведения, разнообразные по форме и содержанию, при этом учитывать
особенности характера и способности ученика. Весь репертуар должен подбираться
так, чтобы его было интересно исполнять, а главное, чтобы он нравился ученику, и
ученик его играл с удовольствием.
Во время подбора программы необходимо учитывать данные ученика, его
темперамент, характер.
В работе над произведениями можно добиваться различной степени
завершенности исполнения: некоторые произведения могут быть подготовлены для
публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью
ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно
уровню музыкального и технического развития ученика. Данный подход отражается
в индивидуальном учебном плане учащегося.
VI. СПИСКИ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Учебная литература
Баян
1.

Альбом начинающего баяниста. Вып. 18. Сост. А.Талакин. М., Советский
композитор, 1978

2.

Альбом начинающего баяниста. Вып.19, 23, 25. Сост. С.Павин. М.,
Советский композитор, 1979

3.

Альбом начинающего баяниста. Вып. 3. Сост. Ф.Бушуев, А.Талакин. М.,
Советский композитор, 1970

4.

«Альбом

для

детей

и

юношества».

Сост.

А.Коробейников.

СПб,

«Композитор», 2009
5.

Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-2 классов. Вып. 13. Сост.
В.Алехин. М., 1978

6.

Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-2 классов. Вып. 19. Сост.
Ф.Бушуев. М., Советский композитор, 1975

7.

Баян в музыкальной школе. Пьесы для 3-4 классов. Вып. 2. Сост. В.Алехин.
М., 1969

8.

Баян в музыкальной школе. Пьесы для 3-4 классов. Вып. 29. Сост.
В.Алехин. М., 1978

9.

Баян.

Подготовительная группа. Сост. А.Денисов, В.Угринович.

Киев,

«Музична Украина», 1980
10. Баян 1,2,3 классы ДМШ. Сост. И.Алексеев, Н. Корецкий. Киев, «Музична
Украина», 1981
11. Баян 4 класс ДМШ. Сост.

А.Денисов. Киев, «Музична Украина», 1980

12. Баян 5 класс ДМШ. Сост. А.Денисов. Киев, «Музична Украина», 1982
13. Звучала музыка с экрана. Вып. 1-5. Сост. Л.Скуматов. СПб, Композитор 2001
14.Концертный и педагогический репертуар баяниста 2-3 классы ДМШ сост.
Б. Самойленко Саратов «Орион» 2013
15. Концертный и педагогический репертуар баяниста 2-7 классы ДМШ сост.
Б. Самойленко Саратов «Орион» 2013
16. Музыкальные картинки для баяна-аккодеона. Б. Самойленко. Саратов «Детская
книга» 2004
17. Музыкальный зоопарк. Е.Лёвина, А.Лёвин. Ростов-на-Дону, Феникс, 2011
18. Музыка для детей. Педагогический репертуар баяниста. Вып. 2.
А.Доренский. Ростов-на-Дону, Феникс, 1998

Сост.

19. Начальный курс игры на готово-выборном баяне. П.Говорушко. Л., 1980

20.

Нотная папка баяниста и аккордеониста №1. Младшие и средние классы ДМШ. М.,
Дека-ВС, 2006
21. Педагогический репертуар баяниста. 1-2 классы ДМШ. Вып. 5. Сост.
А.Крылусов. М., Музыка, 1975
22. Педагогический репертуар баяниста. 1-2 классы ДМШ. Вып. 6. Сост. В.Грачев,
А.Крылусов. М., Музыка, 1975
23. Педагогический репертуар баяниста .Сост.Б. Самойленко 2-7 классы ДМШ
Саратов «Детская книга», 2000
24. Педагогический репертуар баяниста. Сост. И. Бойко, 1-2 классы. Ростов-наДону, «Феникс», 2000
25. Прогрессивная школа игры на баяне. Ю.Акимов, П.Гвоздев. Часть 1, 2. М., 1971
26. Полифонические пьесы для баяна, вып.1, 2. Сост. В.Агафонов, В.Алехин. М.,
«Советский композитор», 1971
27. Популярные обработки народных мелодий для баяна.

М., Музыка, 1989

28. 15 уроков игры на баяне. Д.Самойлов. М., Кифара, 2004
29. Хрестоматия для баяна (1-3 годы обучения). Сост. Л.Скуматов. СПб,
Композитор, 2005
30. Хрестоматия баяниста. 3-5 классы ДМШ. Сост. В.Алехин, С.Павин, Г.Шашкин.
М., Музыка, 1976
31. Хрестоматия баяниста. 1-2 классы ДМШ. Вып. 1. Сост. Ю.Акимов, В.Грачев. М.,
Музыка, 1971
32. Хрестоматия баяниста. 3-4 классы ДМШ. Сост. В.Грачев. М., Музыка, 1979
33. Хрестоматия баяниста. 5 класс. Сост. В.Грачев. М., Музыка, 1997
34. Хрестоматия баяниста. 1-2 классы. Сост. А. Крылусов М., Музыка, 1984, 1997
35. Хрестоматия для баяна. Вып.1. Сост. Р. Гречухина, М. Лихачев. СПб,
«Композитор», 2002
36. Хрестоматия для баяна. Вып.2. 1-2 классы. Сост. Р.Гречухина, М.Лихачев. СПб,
«Композитор», 2004

37. Хрестоматия для баяна. Вып.3. 2-3 классы. Сост. Р.Гречухина, М.Лихачев. СПб,
«Композитор», 2006
38. Хрестоматия для баяна, вып.4. 3-4 классы. Сост. Р.Гречухина, М.Лихачев. СПб,
«Композитор», 2007
39. Чайкин Н. Детский альбом для баяна (аккордеона). М., Композитор, 2005
40. Школа игры на баяне. Ю.Акимов. М., Советский композитор, 1980
41. Школа игры на баяне. П.Говорушко. М., Музыка, 1971
42. Школа игры на готово-выборном баяне. А.Онегин. М., Музыка,1976
43. Эстрадные миниатюры для аккордеона или баяна. Вып 1, 2. С.Лихачёв. СПб,
Композитор, 2004
44. Эстрадные миниатюры для баяна. Сост. С.Лихачёв. СПб, Композитор, 2008
45. Этюды для баяна. Вып. 3. Сост. Л.Гаврилов, В.Грачев. М., 1971
46. Этюды для баяна. Сост. Л.Скуматов. СПб, Композитор, 2006
47. Хрестоматия баяниста. Младшие классы ДМШ. Выпуск 2. Пьесы. Сост.
А.Крылусов. М., Музыка, 2004
Учебная литература для ансамблей
1. 50 обработок песен и танцев для ансамбля баянистов. Б.Марана. Новосибирск,
1997
2. Ансамбли русских народных инструментов. Дуэты баянистов-аккордеонистов.
Вып 1. И.Обликин, М., Музыка, 2003
3. Ансамбли баянистов. Выпуски 1-6. Составитель А.Судариков и А Талакин М.,
«Сов. Композитор» 1981-1987
4. Ансамбли баянов. Выпуски 2, 3. Сост. В.Розанов. М., Музыка,1971-1972
5. Ансамбли баянов. Выпуски 4, 5. Сост. Л.Гаврилов. М., Музыка,1973-1974
6. Ансамбли для баянов и аккордеонов. Р.Гречухина. СПб, Композитор, 2003
7. Баян в музыкальной школе. Ансамбль.

М., Советский композитор, 1982

8. Вместе весело играть. Пьесы и обработки для дуэта баянов (аккордеонов)
Ю.Смородникова. М., 2004
9. Произведения для ансамблей баянистов. Л.Колесов. Вып.1. М., Музыка, 1994

10. Пьесы, обработки, ансамбли. В.Бухвостов. М., Музыка, 2003
11. Пьесы для ансамблей аккордеонистов.

Сост. Р.Бажилин, М., «Издательство

Владимира Катанского», 2000
12. Пьесы для ансамблей аккордеонистов. Сост. С.Лихачев. Вып. 1-4. СПб,
Композитор, 1999
13. Сборник ансамблей. Сост. Р.Гречухина. СПб, Композитор, 1999
14. Эстрадный калейдоскоп. 2-4 классы ДМШ. В.Шулешко. Вып.1. М., Музыка,
2002
Методическая литература
1. Акимов Ю. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне. М.,
Советский композитор, 1980
2. Акимов Ю. Школа игры на баяне. М., Советский композитор, 1989
3. Акимов Ю., Кузовлев В. О проблеме сценического самочувствия
исполнителя - баяниста. Баян и баянисты. Вып. 4. М., Музыка, 1978
4. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л., Советский композитор, 1979
5. Беляков В., Стативкин Г. Аппликатура готово-выборного баяна. М.,
Советский композитор, 1978
6. Браудо И.А. Артикуляция: о произношении мелоии. Л., Музыка, 1973
7.

Власов

В.П.

Методика

работы

баяниста

над

полифоническими

произведениями: учеб. пособие для муз. вузов и муз. уч-щ. М., РАМ им. Гнесиных,
2004
8. Гвоздев П. Принципы образования звука на баяне и его извлечения // Баян и
баянисты: Сб. статей. Вып. 1. М., 1970
9. Гвоздев П. Работа баяниста над развитием техники. Баян и баянисты: Сб.
статей. Вып. 1. М., 1970
10. Говорушко П.И. Об основах развития исполнительских навыков баяниста
// Методика обучения игре на народных инструментах. Сост. П.Говорушко. Л.,
Музыка, 1975
11. Говорушко П. Школа игры на баяне. Л., Музыка, 1981

12. Голубовская Н.И. О музыкальном исполнительстве. Л., Музыка, 1985
13. Давыдов Н. Методика переложения инструментальных произведений для
баяна. М., Музыка, 1982
14. Егоров Б. Средства артикуляции и штрихи на баяне // Вопросы
профессионального воспитания баяниста: Труды ГМПМ им.Гнесиных. Вып.48. М.,
1980
15. Егоров Б. Общие основы постановки при обучении игре на баяне. Баян и
баянисты. Вып. 2. М.,1974
16. Крупин А. О некоторых принципах освоения современных приёмов
ведения меха баянистами. Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 6. Л.,1985
17. Кузовлев В. Дидактический принцип доступности и искусство педагога.
Баян и баянисты. Вып. 2. М.,1974
18. Липс Ф. Искусство игры на баяне. М., Музыка, 1985
19. Липс Ф. О переложениях и транскрипциях. Баян и баянисты. Вып.3. М.,
1977
20. Максимов В.А. Основы исполнительства и педагогики. Психомоторная
теория артикуляции на баяне: Пособие для учащихся и педагогов музыкальных
школ, училищ, вузов М., Изд. центр ВЛАДОС, 2004
21. Мотов В. О некоторых приёмах звукоизвлечения на баяне. Вопросы
профессионального воспитания баяниста. Вып. 48. М.,1980
22. Мотов В. Простейшие приёмы варьирования на баяне или аккордеоне.
М.,Музыка,1989
23. Мотов В., Шахов Г. Развитие навыков подбора аккомпанемента по слуху
(баян, аккордеон). М., Кифара, 2002
24. Обертюхин М. Проблемы исполнительства на баяне. М.,1989
25. Обертюхин М. Расчленённость музыки и смена направления движения
меха. Баян и баянисты. Вып. 4. М., 1978
26. Основы начального обучения игре на баяне. А.Судариков. М., Музыка,
1978
27. Паньков В. Гаммы, трезвучия, арпеджио. Киев, Музична Украина,1982

28. Пуриц И. Методические статьи по обучению игре на баяне. М.,
Композитор, 2001
29. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. – М., Классика XXI,
2004
30.Саранин В.Методические рекомендации по совершенствованию пальцевой
беглости исполнителя-баяниста. Тамбов, 1988
31. Семёнов В. Формирование технического мастерства исполнителя на
готово-выборном баяне. Баян и баянисты. Вып.4. М.,1978
32. Сурков А. Пособие для начального обучения игре на готово-выборном
баяне. М., Советский композитор, 1979


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».