Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская
музыкальная школа № 6»
городского округа Саранск
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО»
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ДОМРА»
Предметная область
Исполнительская подготовка
ПРОГРАММА
по учебному предмету
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
(ДОМРА)
Срок обучения 4 года
Саранск 2016
«Одобрено»
Методическим советом
МБУДО «ДМШ № 6» г.о. Саранск
«____» _______________ 20____ г.
дата рассмотрения
«Утверждаю»
Директор – П.С.Еськин
______________
(подпись)
«____» _______________ 20____ г.
дата утверждения
Разработчик – Попонина И.А., преподаватель по классу домры МБУДО «ДМШ № 6»
Рецензент – Боронина О.П., заместитель директора по УВР, преподаватель по классу
домры, гитары МБУДО «ДМШ № 6»
Рецензент – Храмова Е.Г., преподаватель отделения «Инструментальное
исполнительство – инструменты народного оркестра» ГБПОУ РМ СМУ ИМ
Л.П.Кирюкова, Заслуженный работник культуры Республики Мордовия
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
-Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Методическая литература;
- Учебно-методическая литература;
- Учебная литература.
I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (домра)» разработана
на основе
«Рекомендаций по организации образовательной
и
методической
деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств»,
направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21 ноября
2013 года № 191-01-39/06-ГИ, а также с учетом сложившихся педагогических традиций
в
области
исполнительства
в
детских
школах
искусств
и
методической
целесообразности.
Учебный
предмет
общеразвивающей
«Музыкальный
программы
в
инструмент
области
(домра)»
музыкального
дополнительной
искусства
входит
в
обязательную часть учебного плана в предметную область «Учебные предметы
исполнительской подготовки».
Данная
программа
ориентированна
на
ознакомление
с
традициями
исполнительства на домре. Домра, как сольный инструмент, является украшением
любого концерта. В оркестровом же исполнительстве, она является одним из ведущих
инструментов. Ведь не зря её называют «душой русского народного оркестра». Чаще
всего именно это является мотивацией для обучения игре на домре.
Разностороннее и гармоническое развитие учащегося достигается в процессе
работы над музыкальными произведениями разных стилей, жанров и форм, в слушании
и совместном обсуждении музыки. Одним из важнейших принципов музыкальной
педагогики является гармоничность, согласованность художественного и технического
развития юного музыканта.
Срок реализации учебного предмета
Срок реализации данной программы для учащихся составляет 4 года,
продолжительность учебных занятий с первого по 4-й годы составляет 35 недель в год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной
организации на реализацию учебного предмета
Недельная нагрузка по предмету составляет 2 часа в неделю в 1 и 2 годы
обучения; 2,5 часа в 3 и 4 классе.
Объем учебного времени предусмотрен учебным планом школы. Общая
трудоемкость составляет 665 часов. Из них 332,5 часов – аудиторные занятия, 332,5
часов – самостоятельная работа.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной
работы,
нагрузки,
аттестации
Полугодия
Первый
Второй
год
год
обучения обучения
1
2
3
4
Количество
недель
Аудиторные
занятия
Самостоятельная
работа
Максимальная
учебная нагрузка
16
19
16
19
32
38
32
38
32
38
32
64
76
64
Третий
год
обучения
5
6
16
Четвертый
год
обучения
7
8
Всего
часов
19
16
19
140
40
47,5
40
47,5
315
38
40
47,5
40
47,5
315
76
80
95
80
95
630
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Основной
формой
учебной
работы
являются
индивидуальные
занятия
преподавателя с учащимся. Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше
узнать
ученика,
его
музыкальные
возможности,
способности,
эмоционально-
психологические особенности.
Одной из форм работы на уроке является ансамблевое музицирование с
преподавателем. Эта форма работы развивает гармонический слух, метроритмическую
устойчивость
учащегося,
формирует
навыки
ансамблевой
игры
и
является
неотъемлемой частью учебного процесса.
Индивидуальная и ансамблевая формы занятий позволяют преподавателю
построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и
индивидуального подходов.
Цель и задачи учебного процесса
Цель: создание условий для целостного художественно-эстетического развития
личности посредством социализации, самореализации интеллектуальных и творческих
способностей ребенка.
Задачи:
формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
приобретение обучающимися начальных, базовых художественно-творческих
умений и навыков инструментального исполнительства;
формирование умения исполнять музыкальные произведения на достаточном
художественном уровне в соответствии со стилевыми и жанровыми особенностями
произведения;
развитие навыков публичного выступления;
оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности,
обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного
общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;
воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений,
приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность (домра)».
Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствие с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
словесный (рассказ, беседа, объяснение);
метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над
художественно-образной сферой произведения);
метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с
использованием многообразных вариантов показа);
объяснительно - иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно
объясняет);
репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя);
метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при
этом ученику разные пути и варианты решения);
частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи).
Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
Материально-техническая
база
образовательного
учреждения
должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность (домра)»
должны иметь площадь не менее 9 кв.м, наличие фортепиано, пюпитра. В
образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания,
своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. Образовательное
учреждение должно обеспечить наличие инструментов обычного размера, а также
уменьшенных инструментов (домр), так необходимых для самых маленьких учеников.
II. Содержание учебного предмета
Учебно – тематический план
Первый год обучения
I полугодие
Календарные
сроки
1четверть
2 четверть
II полугодие
Календарные
сроки
3четверть
4четверть
Темы и содержание занятий
Знакомство с инструментом, его историей, устройством,
правилами ухода за ним.
Освоение и развитие первоначальных навыков игры на домре
(правильная, удобная посадка, постановка рук).
Основы звукоизвлечения: пиццикато большим пальцем, удар
медиатором.
Штрихи nonlegato, legato. Упражнения и этюды. Песни и
танцы, обработки народных мелодий. Произведения
современных
композиторов.
Игра
в
ансамбле
с
концертмейстером.Зачет.
Темы и содержание занятий
Чтение нот с листа. Игра по слуху. ГаммыA-dur, G-dur.
Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе
и произведения современных композиторов.
Развитие начальных навыков смены позиций. Чтение нот с
листа. Упражнения и этюды. Произведения современных
композиторов. Переводной экзамен.
Второй год обучения
I полугодие
Календарные
сроки
1 четверть
Темы и содержание занятий
Приемы игры: дубль штрих, основы игры на тремоло. Гаммы
F-dur, G-dur, 1-2 этюда. Произведения современных
композиторов и обработки народных песен и танцев.
2 четверть
IIполугодие
Календарные
сроки
3 четверть
4 четверть
Основы техники игры интервалов. Прием стаккато. Чтение
нот с листа. Академический концерт (зачет). На
академическом концерте в конце 2 четверти исполняются 2
разнохарактерных произведения.
Темы и содержание занятий
Гаммы Ля, Ми минор – натуральный, гармонический,
мелодический. Упражнения и этюды. Произведения
народных песен в обработке современных композиторов.
Игра в ансамбле, и с концертмейстером.
1 -2 октавные гаммы, упражнения и этюды. Произведения
старинных и современных композиторов. В конце года на
переводной экзамен выносятся две разнохарактерные пьесы.
Третий год обучения
I полугодие
Календарные
сроки
1четверть
2 четверть
IIполугодие
Календарные
сроки
3четверть
4четверть
Темы и содержание занятий
2 октавные гаммы. Приемы игры: тремоло, форшлаги, трель.
Произведения классической и народной музыки, эстрадная
музыка.
Совершенствование техники в различных видах арпеджио и
гамм (исполнение различными штрихами). Репертуар
пополняется произведениями современных композиторов
произведениями русских и зарубежных классиков.
Темы и содержание занятий
Приемы игры: вибрато пальцами левой руки, игра на грифе, у
подставки, за подставкой. Совершенствование техники.
Включение
в
репертуар
несложных
произведений
циклической формы.
Подготовка к переводному зачету. Включение в репертуар
произведений современных композиторов. Чтение нот с
листа. Игра в ансамбле.
Четвертый год обучения
Iполугодие
Календарные
сроки
1четверть
2 четверть
IIполугодие
Календарные
сроки
3четверть
4четверть
Темы и содержание занятий
Мажорные гаммы в 2 октавы (в пределах диапазона). В
программу включаются разнохарактерные произведения
русских, современных композиторов, обработки народной
музыки, произведения крупной или циклической формы по
выбору.
В репертуар включаются произведения из выпускного
экзамена. Работа над итоговой программой (точное
исполнение текста, анализ штрихов, динамических оттенков,
работа над художественным образом и выразительностью
исполнения произведений).
Темы и содержание занятий
Прием
игры:
двойными
нотами,
натуральные
и
искусственные флажолеты, игра за подставкой. Минорные
гаммы в две октавы, этюд. Упражнения. Работа над
штрихами, динамикой. Игра в ансамбле.
Подготовка к итоговой аттестации в форме выпускного
экзамена. В программу включаются 3разнохарактерных
произведения. Экзамен.
Годовые требования
Требования
содержат
несколько
вариантов
примерных
исполнительских
программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов
учащихся. Исполнительские программы и репертуарные списки не являются
исчерпывающими и могут изменяться по усмотрению преподавателя. За время
обучения необходимо овладеть необходимым количеством приемов игры на
инструменте, познакомиться с произведениями народной и профессиональной музыки.
Требования четвертого года направлены на расширение репертуара и подготовку
к итоговой аттестации. Уровень сложности итоговой программы может быть
различным. Программа должна подбираться с учетом индивидуальных, возрастных
возможностей, уровня подготовки. В процессе подготовки итоговой программы
закрепляются исполнительские навыки, навыки концертных выступлений.
Первый класс (2 часа в неделю) 1 полугодие
Значение «до нотного» периода в работе с начинающими, опора на слуховые
представления. Активное слушание музыки (игра педагога, домашнее прослушивание
музыки по желанию ученика) с последующим эмоциональным откликом ученика (в
виде рисунка, рассказа).Упражнения без инструмента, направленные на освоение
движений, используемых в дальнейшем на домре.
Развитие
музыкально-слуховых
представлений
и
музыкально-образного
мышления. Посадка и постановка рук, организация целесообразных игровых
движений. Освоение нотной грамоты и чтение нот в первой позиции. В течение
учебного
года педагог должен проработать с учеником 10-15 музыкальных
произведений: народные песни, пьесы танцевального характера, этюды, ансамбли с
педагогом.
В качестве теоретического материала учащиеся начинают осваивать нотную
грамоту:
систему
линейной
нотации,
устройство
нотного
стана,
нотопись;
музыкальный звукоряд, расположение нот на грифе.
По окончании первого года обучения учащиеся должны владеть навыками игры
основными приемами исполнения на домре - удар, переменные удары, pizz. большим
пальцем.
2 полугодие
Продолжение
освоения
нотной
грамоты.
Игра
по
нотам.
Развитие
первоначальных навыков игры на инструменте, освоение игры медиатором.
Знакомство с основой динамики - форте, пиано.
Чтение нот с листа. Упражнения на развитие координации.
В течение 2-го полугодия обучения ученик должен пройти:
гаммы A-dur, E-dur - начиная с открытой струны.
2 этюда;
8-10 песен и пьес различного характера, включая переложения зарубежных и
отечественных композиторов.
Подбор по слуху. Игра в ансамбле с педагогом.
За учебный год учащийся должен исполнить:
1 полугодие:
2 полугодие:
Декабрь - зачет (2разнохарактерных Май - переводной экзамен
пьесы).
(2разнохарактерные пьесы).
Примерный репертуарный список
Произведения русских композиторов:
1. А. Аренский «Кукушка»
2. М. Глинка «Ходит ветер уворот»
3. А. Гречанинов «Весельчак»
4. М. Иорданский «Голубые санки»
5. Д. Кабалевский «Маленькая полька»
6. Ц. Кюи «Песенка»
7. В. Филиппенко «Цыплятки»
8. В. Шаинский «Кузнечик»
Произведения зарубежных композиторов:
1. И. С. Бах «Песня»
2. И. Брамс «Петрушка»
3. И. Гайдн «Песенка»
4. Ж. Люлли «Жанн и Пьеро»
5. В. А. Моцарт «Аллегретто»
6. Пьерпон «Бубенчики»
Народные песни, обработки:
1. Р.н.п. «Как под яблонькой» обр. В. Андреева
2. Р.н.п. «Во саду ли в огороде»
3. Р.н.п. «Во кузнице» обр. Л. Вишкарева
4. Р.н.п. «Ах вы сени, мои сени»
5. Р.н.п. «Во поле береза стояла»
6. Р.н.п. «Ах, Настасья»
7. Р.н.п. «Пойду ль я, выйду ль я»
Этюды:
1. К. Родионов «Этюд» A-dur
2. А. Александров «Этюд» a-moll
3. Н. Чайкин «Этюд» a-moll
4. Н. Гнесина-Витачек«Этюд» F-dur
Второй класс (2 часа в неделю)
Работа над дальнейшей стабилизацией посадки и постановки исполнительского
аппарата, координацией рук. Освоение технологии исполнения основных штрихов
(стаккато, легато). Освоение приема «Тремоло». Дальнейшее освоение игры
медиатором. Освоение более сложных ритмических рисунков. Контроль над свободой
исполнительского аппарата.
Освоение I, II, III позиций. Освоение переходов в смежные позиции. Применение
динамики
как
средства
музыкальной
выразительности
для
создания
яркого
художественного образа. Контроль над свободой игровых движений. Слуховой
контроль над качеством звука. Знакомство с основными музыкальными терминами.
Игра хроматических, динамических, ритмических упражнений, охватывающих
освоенный учеником диапазон инструмента.
В течение 2 года обучения ученик должен пройти:
мажорные и минорные однооктавные гаммы: F-dur, В-dur, а-mоll от 1-го пальца (на
двух струнах);
штрихи в гаммах: удар вниз, переменные удары, дубль штрих, пиццикато большим
пальцем,пунктирный ритм и элементы тремоло (по возможности);
3-5 этюдов;
10-12 пьес различных по характеру, стилю, жанру.
Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
За учебный год учащийся должен исполнить:
1 полугодие:
2 полугодие:
Декабрь - зачет (2разнохарактерных Май - переводной экзамен
пьесы).
(2разнохарактерные пьесы).
Примерный репертуарный список:
Произведения русских композиторов:
1. А.Гречанинов «Вальс»
2. Д. Кабалевский «Клоуны»
3. Г. Гладков «Песенка львенка и черепахи»
4. Н. Римский-Корсаков «Мазурка»
5. П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»
6. М. Глинка «Ты, соловушка, умолкни»
7. А. Спадевеккиа «Добрый жук»
8. В.Шаинский «Песенка крокодила Гены»
Произведения зарубежных композиторов:
1. И. С. Бах «Гавот»
2. Л. В. Бетховен «Экосез»
3. Л. В. Бетховен «Сурок»
4. Г. Гендель «Менуэт»
5. В. А. Моцарт «Майская песня»
6. Г. Перселл «Ария»
7. Ф. Шуберт «В путь»
Обработки народных мелодий:
1. Р.н.п. «Ой при лужку» обр. А. Александрова
2. Р.н.п. «Калинка» обр. А. Александрова
3. Бел.н.т. «Бульба» обр. В. Власов
4. Ук.н.п. «Ой, за гаем, гаем» обр. Н. Красева
5. Р.н.п. «А я по лугу» обр. В. Лаптев
6. Р.н.п. «У ворот, ворот» обр. Н. Фомина
Этюды
1.Н. Бакланова «Этюд» e-moll
2. А. Пильщиков «Этюд» A-dur
3. А. Александров «Этюд» A-dur
4. Ю. Шишаков «Этюд» A-dur
5. В. Панин «Этюд» D-dur
Третий класс (2,5 часа в неделю)
На третий год обучения формируются осознанная художественная интерпретация
музыкального образа, стиля, формы исполняемых произведений, исполнительские
навыки,
связанные
гармонической
и
с
владением
интонационной,
артикуляционной
темпо-ритмической,
выразительностью,
навыки
ладо-
применения
динамических и агогических нюансов, навык чтения с листа, подбора по слуху и
ансамблевого музицирования.
Продолжается
работа
над
тремоло.
В
программу
включаются
пьесы
канителенного характера.
Освоение мелизмов: форшлаг (одинарный, двойной), мордент, трель.
Освоение красочных приемов (игра у подставки, игра на грифе, игра на полу
прижатых струнах).
Преподаватель должен проработать с учеником 10 - 12 произведений различной
сложности и жанров: вариации, этюды, пьесы (в том числе, ознакомительные).
Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
За учебный год учащийся должен исполнить:
1 полугодие:
2 полугодие:
Декабрь - зачет (2разнохарактерных Май - переводной экзамен
пьесы).
(2разнохарактерные пьесы).
Примерный репертуарный список для итоговой аттестации
Произведения русских композиторов
1. М. Глинка «Жаворонок»
2. М. Глинка «Андалузский танец»
3. Б. Дварионас «Прелюдия»
4. М. Глинка «Вальс» из оперы «Иван Сусанин»
5. А. Даргомыжский «Меланхолический вальс»
6. А. Зверев «Маленькое рондо»
7. П. Чайковский «Экосез»
8. А Широков «Полька»
9. Д. Шостакович «Заводная кукла»
10. И. Тамарин «Старинный гобелен»
11. А. Хачатурян «Андантино»
12. Т.Хренников «Колыбельная Светланы»
Произведения зарубежных композиторов
1. И. С. Бах «Полонез», «Ария»
2. Л. Бетховен «Котраданс»
3. И. Гайдн «Менуэт»
4. Ф. Шуберт «Менуэт»
5. Р. Шуман «Майская песня»
6. Ж. Люлли «Гавот»
7. Гайдн Й. «Венгерское рондо»
8. Григ Э. «Норвежский танец»
9. Г. Муффат «Буре»
10. В. А. Моцарт Сюита «Маленькая ночная серенада» (Немецкий танец или Менуэт)
Обработки народных мелодий:
1. Р.н.п. «Утушка луговая» обр. Е. Евдокимова
2. Р.н.п. «Сама садик я садила» обр. М. Красева
3. Р.н.п. «По улице мостовой» обр. М. Красева
4. Р.н.п. «То не ветер ветку клонит» обр. И. Обликина
5. Р.н.п. «Уж ты поле моё» обр. В. Сапожникова
6. Р.н.п. «Цвели цветики»обр. Б. Трояновский
7. Р.н.п. «Ивушки» обр. Н. Успенского
Этюды
1. Г. Тихомиров «Этюд» a-moll
2. П. Куликов «Этюд» A-dur
3. А. Шевчик «Этюд» A-dur
4. Ю. Шишаков «Этюд» A-dur
5. В. Панин «Этюд» D-dur
Четвертый класс (2 часа в неделю)
Дальнейшее последовательное совершенствование освоенных ранее приемов
игры, штрихов. Более тщательная работа над игровыми движениями обеих рук в
отдельности и их координацией. Работа, направленная на развитие мелкой техники.
Усовершенствование приема «тремоло», а также перехода от тремоло к удару и
наоборот. Освоение двойных нот в исполнении. Работа над техникой перехода из
позиции в позицию. Работа над развитием музыкально-образного мышления,
творческого художественного воображения.
Включение в программу произведений крупной формы (сюита, цикл, соната,
вариации).
Эпизодическое знакомство с принципами исполнения двойных нот.
Освоение натуральных флажолет. Освоение приемов: «пиццикато средним
пальцем», игра за подставкой.
По окончании четвертого года обучения, учащиеся должен подготовиться к
выпускному экзамену. Так же знать основную музыкальную терминологию,
особенности самостоятельной работы над динамикой, ритмом, штрихами; владеть
навыками приемов игры на домре натуральные флажолеты, тремоло, пиццикато.
Примерный репертуарный список для итоговой аттестации
Произведения русских композиторов
1.В. Андреев Вальс «Бабочка»
2. С. Рахманинов«Итальянская полька»
3. А. Хачатурян«Андантино»
4. Ю. Соловьев «Сонатина»
5. Н. Раков «Прогулка»
6. Е. Дербенко «Полька-первоклассница»
7.
Произведения зарубежных композиторов
1. И. Бах«Рондо» из сюиты h-moll
2. Л. Бетховен«Полонез»
3. Й. Гайдн«Венгерское рондо»
4. Ф. Госсек«Тамбурин»
5. Э. Григ«Норвежский танец»
6. А. Дворжак «Мелодия»
7. П. Суарес «Испанский танец»
Обработки народных мелодий
1. Р.н.п. «Ай, утушка луговая», обр. Евдокимова
2. Р.н.п. «Соловьем залетным», обр.В. Камалдинова
3. Р.н.п. «У зари-то, у зореньки», обр. В. Городовской
4. Р.н.п. «Позарастали стёжки-дорожки», обр. В. Лобова
5. Р.н.п. «Уж ты, поле моё», обр. В. Сарожникова
6. Р.н.п. «Весёлая голова», обр. А. Лоскутова
7. Р.н.п. «Вдоль по Питерской», обр. М. Товпеко
III. Требования к уровню подготовки учащихся
Результатом освоения учебной программы по предмету
инструмент
(домра)»
дополнительной
общеразвивающей
«Музыкальный
общеобразовательной
программы в области музыкального искусства является приобретение учащимися
знаний, умений, навыков, в числе которых:
- владение основными приемами звукоизвлечения, умение правильно использовать их
на практике;
- умение исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и
эпохе, анализируя свое исполнение;
- умение самостоятельно разбирать музыкальные произведения;
- владение навыками публичных выступлений, игры в ансамбле.
IV. Формы и методы контроля.
Критерии оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации предмета является составной частью содержания
учебного предмета.
Основными видами контроля учащихся являются:
текущий контроль,
промежуточная аттестация учащихся,
итоговая аттестация учащихся.
Контроль знаний, умений и навыков у учащихся обеспечивает оперативное
управление учебным процессом и выполняет обучающую, воспитательную и
корректирующую функции.
Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.
Текущий
контроль
осуществляется
на
каждом
уроке.Оцениваются
теоретические знания, выполнение домашнего задания, грамотное исполнение нотного
текста (как наизусть, так и по нотам – для учащихся со слабой исполнительской
подготовкой), отношение ребенка к занятиям, его старание и прилежность, проявление
самостоятельности, как на уроке, так и во время домашней работы. Текущий контроль
осуществляется преподавателем, ведущим предмет.
Текущий контроль осуществляется регулярно в рамках расписания занятий
учащегося и предполагает использование различных систем оценки результатов
занятий. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные,
полугодовые, годовые оценки.
Особой формой текущего контроля является контрольный урок в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет (в 5, 7 полугодии), на
котором оценивается степень готовности к концертному выступлению.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и
уровень усвоения им программы на определенном этапе обучения. Наиболее
распространенными формами промежуточной аттестации учащихся являются:
зачеты (недифференцированный, дифференцированный);
переводные зачеты (дифференцированные);
академические концерты;
контрольные уроки.
Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов
контроля. Например, промежуточная аттестация может проводиться каждое полугодие
или один раз в год.
Учащиеся, которые принимают участие в конкурсах, в школьных мероприятиях,
выступают в городских концертах, могут освобождаться от экзаменов и зачетов.
Зачеты проводятся в течение учебного года и предполагают публичное исполнение
программы (или части ее) в присутствии комиссии. Зачеты могут проходить также и в
виде академических концертов.
Переводной зачет проводится в конце учебного года с исполнением программы в
полном объеме и определяет успешность освоения программы данного года обучения.
Переводной зачет проводится с применением дифференцированных систем оценок,
предполагает обязательное методическое обсуждение.
По состоянию здоровья ученик может быть переведен в следующий класс по
текущим оценкам.
2. Критерии оценки
Качество
промежуточной
подготовки
аттестации
учащихся
при
оценивается
проведении
в
баллах:
текущего
контроля
«отлично»,
и
«хорошо»,
«удовлетворительно».
Система оценок предполагает пятибалльную шкалу.
5 (отлично) - ставится, если учащийся исполнил программу музыкально, в характере и
нужных темпах без ошибок.
4 (хорошо) – ставится при грамотном исполнении с наличием мелких технических
недочетов, недостаточно убедительном донесении образа исполняемого произведения.
3 (удовлетворительно) - программа исполнена с ошибками, не музыкально.
При оценивании учащегося, осваивающего общеразвивающую программу,
следует учитывать: формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к
занятиям музыкой; наличие исполнительской культуры, развитие музыкального
мышления; овладение практическими умениями и навыками в различных видах
музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве;
степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам
В работе с учащимся преподаватель должен следовать основным принципам
дидактики:
последовательность,
систематичность,
доступность,
наглядность
в
освоении материала.
Процесс обучения должен протекать с учетом индивидуальных психических
особенностей
ученика,
его
физических
данных.
Педагог
должен
неустанно
контролировать уровень развития музыкальных способностей своих учеников.
Работа педагога по специальности будет более продуктивной в тесной связи с
педагогами по другим предметам: музыкальная литература, слушание музыки,
сольфеджио. Итогом такого сотрудничества могут быть: открытые уроки, концерты
классов для родителей, участие в концертах отделов, школы.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося
индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного
года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой
характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального плана
следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки
обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по
степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию,
разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре.
Необходимым
условием
для
успешного
обучения
на
домре
является
формирование у ученика уже на начальном этапе правильной посадки, постановки рук,
целостного исполнительского аппарата.
Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.)
способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При
освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного инструктивного
материала
рекомендуется
применение
различных
вариантов
-
штриховых,
динамических, ритмических и т.д. При работе над техникой необходимо давать четкие
индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнение.
При выборе этюдов следует учитывать их художественную и техническую
значимость. Изучение этюдов может принимать различные формы в зависимости от их
содержания и учебных задач (ознакомление, чтение нот с листа, разучивание).
Работа над качеством звука, интонацией, разнообразными ритмическими
вариантами,
динамикой
(средствами
музыкальной
выразительности)
должна
последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом
постоянного внимания педагога. В этой связи педагогу необходимо научить ученика
слуховому контролю и контролю по распределению мышечного напряжения.
Работа
над
музыкальным
произведением
должна
проходить
в
тесной
художественной и технической связи. Важной задачей предмета является развитие
навыков самостоятельной работы над домашним заданием. В качестве проверки
знаний
ученика
об
основных
этапах
в
работе
над
произведением
можно
порекомендовать ученику выучить самостоятельно
произведение, которое по
трудности должно быть легче произведений, изучаемых по основной программе.
Большое значение в воспитании музыкального вкуса отводится изучаемому
репертуару. Помимо обработок народных мелодий, органично звучащих на народных
инструментах и составляющих основу репертуара, необходимо включать в учебные
программы переложения лучших образцов зарубежной и отечественной классики,
произведений, написанных для других инструментов или для голоса. Рекомендуется
исполнять переложения, в которых сохранен замысел автора и в то же время грамотно,
полноценно использованы характерные особенности данного инструмента — домры.
В классе домры при работе над гаммами, этюдами и пьесами для достижения
чистоты интонации и технической свободы необходимо искать, находить и
использовать различные варианты аппликатуры.
Вся
творческая
деятельность
педагога-музыканта
должна
иметь
научно
обоснованный характер и строиться на базе имеющейся методической литературы.
Педагоги-домристы, в связи с определенной проблемой в этой области, вынуждены
обращаться к методикам и методическим исследованиям других специальностей
(скрипка, фортепиано и др.).
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы.
Самостоятельные
занятия
должны
быть
регулярными
и
систематическими;
периодичность занятий - каждый день;
объем самостоятельных занятий в неделю - от 2 до 4 часов.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на
подготовку
домашнего
задания,
параллельного
освоения
детьми
программы
начального и основного общего образования, с опорой на сложившиеся в учебном
заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также
индивидуальные способности ученика.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре
опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет
отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и
должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.
Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из
количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны
присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с
этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени);
разбор новых произведений или чтение с листа более легких; выучивание наизусть
нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и
конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке),
доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед
зачетом
или
концертом;
повторение
ранее
пройденных
произведений.
Все
рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и
фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1.Методическая литература
1. Александров А. Азбука домриста. М., 1963
2. Аппликатура начального этапа обучения домриста. Методическая разработка для
преподавателей ДМШ. Составитель Чунин В. М., 1988
3. Климов Е. Совершенствование игры на трехструнной домре. М., 1972
4. Круглов В. Новые приемы игры в оригинальном репертуаре для домры. Музыкальная
педагогика и исполнительство на народных инструментах. Вып. 74. М., 1984
5. Методика обучения беглому чтению нот с листа. Методическая разработка для
преподавателей
исполнительских
отделов
музыкальных
училищ.
Составитель
Терликова Л. М., 1989
6. О пластике движений домриста (техника правой руки). Проблемы педагогики и
исполнительства на русских народных инструментах. Вып. 95. М., 1987
7. Пересада А. Справочник домриста. Краснодар, 1993.
8. Примерная программа к базисному учебному плану для детских школ искусств г.
Санкт — Петербурга.
9. Развитие художественного мышления домриста. Методическая разработка для
педагогов ДМШ и ДШИ. Составитель Чунин В. М., 1988
10.
Ритмика. Методические рекомендации для преподавателей ДМШ, ДШИ.
Составитель Франио Г. С., 1989
12. Свиридов Н. Основы методики обучения игре на домре. Л., 1968
13. Ставицкий З. Начальное обучение игре на домре. Л., 1984
14. Шитенков И. Специфика звукоизвлечения на домре.
15. Методика обучения игре на народных инструментах. Л., 1975
2. Учебно - методическая литература
1. Александров А. Школа игры на трехструнной домре. М.,1990
2. Круглов В. Искусство игры на трехструнной домре. М., 2001
3. Круглов В. Школа игры на домре М., 2003
4. Мироманов В. К вершинам мастерства. Развитие техники игры на трехструнной
домре. М., 2003
5. Чунин В. Школа игры на трехструнной домре М.,1986
3. Учебная литература:
1. Азбука домриста для трехструнной домры. / Составитель Разумеева Т. М., 2006
2. Александров А. Гаммы и арпеджио. М., 1967
3. Альбом юного домриста. Младшие и средние классы ДМШ. С- Петербург, 2002
4. Альбом для детей. Вып. 1/ Составитель Евдокимов В., М., 1986
5. Альбом для детей. Вып. 2 / Составитель Демченко Л. М.,1988
6. Альбом для детей и юношества / Составитель Цыганков А. М., 1996
7. Альбом для детей и юношества Вып. 1/ Составитель Круглов В. М., 1984
8. Альбом для детей и юношества Вып. 2/ Составитель Круглов В. М., 1985
9. Альбом для детей и юношества Вып. 3/ Составитель Чунин В. М., 1987
10. Альбом начинающего домриста. Вып.1. М., 1969
11. Альбом начинающего домриста. Вып.2/ Составитель Фурмин С. М., 1970
12. Альбом начинающего домриста. Вып.З/ Составитель Фурмин С. М., 1971
13. Альбом начинающего домриста. Вып.4/ Составитель Фурмин С. М., 1972
14. Альбом начинающего домриста. Вып.5/ Составитель Фурмин С. М., 1973
15. Альбом начинающего домриста. Вып.6/ Составитель Фурмин С. М., 1975
16. Альбом начинающего домриста. Вып.7/ Составитель Фурмин СМ., 1975
17. Альбом начинающего домриста. Вып.8/ Составитель Фурмин С. М., 1976
18. Альбом начинающего домриста. Вып.9/ Составитель Фурмин С. М., 1977
19.
Альбом начинающего домриста. Вып. 10/ Составитель Фурмин С. М., 1978 20. Альбом
начинающего домриста. Вып. 11/ Составитель Фурмин С. М., 1979
21. Альбом начинающего домриста. Вып. 12/ Составитель Фурмин С. М., 1980
22. Альбом начинающего домриста. Вып. 13/ Составитель Фурмин С. М., 1981
23. Альбом начинающего домриста. Вып. 14/ Составитель Фурмин С. М., 1983
24. Альбом начинающего домриста. Вып. 15/ Составитель Фурмин С. М., 1984
25. Альбом начинающего домриста. Вып. 16/ Составитель Фурмин С. М., 1985
26. Альбом начинающего домриста. Вып.17/ Составитель Фурмин С. М., 1986
27. Альбом начинающего домриста. Вып. 18/ Составитель Фурмин С. М., 1987
28. Белов Р. Гаммы, арпеджио и упражнения для трехструнной домры. М., 1996
33. Библиотека домриста. Вып. 31, М., 1960
34. Библиотека домриста. Вып. 35, М., 1960
35.Городовская В. Новые сочинения для трехструнной домры. М.,1996
36. Домра с азов. / Составитель Потапова А., С-Петербург, 2003
37. Домристу - любителю. Вып.1/Составитель Дроздов М.М., 1977
38. Домристу - любителю. Вып.2. М., 1978
39. Домристу - любителю. Вып.З /Составитель Шелмаков И.М., 1979
40. Домристу - любителю. Вып.4. М., 1980
41. Домристу - любителю. Вып.5. М., 1981
42. Домристу - любителю. Вып.6. М., 1982
43. Домристу - любителю. Вып.7. М., 1983
44. Домристу - любителю. Вып.8. М., 1984
45. Домристу - любителю. Вып.9. М., 1985
46. Домристу - любителю. Вып.10. М., 1986
47. Зверев А. Сборник пьес для трехструнной домры. С-Петербург, 1998
48. 3накомые мелодии. Вып. 1/Составитель Александров А.М., 1969
49. Знакомые мелодии. Вып. 2/Составитель Лачинов А.М., 1970
50. Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка домриста.
Тетрадь 1, 2, 3, 4. Составитель Чунин В., 2003
51. Камалдирнов Г. Пьесы и этюды. М., 1983
52. Концертные пьесы. Вып. 13/Составитель Чунин В.М., 1985
53. Концертные пьесы. Вып. 14/Составитель Крючков А.М., 1987
54. Концертные пьесы. Вып. 15/Составитель Чунин В.М., 1987 82.Концертный
репертуар домриста. М.,1962
55. Концертный репертуар. М.,1967
56. Концертный репертуар. М.,1981
57. Концертный репертуар. Вып. 2. М.,1983
58. Концертный репертуар. Вып. З/Составитель Цыганков А. М.,1984
59. Концертный репертуар. Вып. 4 /Составитель Цыганков А. М.,1991
60. Концерты для трехструнной домры и фортепиано. Вып. 1. М., 2006
61. Концертные произведения для домры и фортепиано. Вып.4 / Составитель Семаков С.
Петрозаводск, 2006
62. Круглов В. Пьесы для трехструнной домры. М., 1998
63. Лаптев В. Концерты для домры. М.,1997
64. Легкие пьесы. Вып. 1/ Составитель Лачинов А.М., 1958
65. Легкие пьесы. Вып 2. М., 1959
66. Легкие пьесы. Вып 3 / Составитель Лачинов А.М., 1961
67. Легкие пьесы. Вып 4/ Составитель Лачинов А.М., 1961
68. Легкие пьесы. Вып 5 / Составитель Лачинов А.М., 1961
69. Легкие пьесы. Вып 6. М., 1963
70. Мироманов В. Пьесы для трехструнной домры и фортепиано. М., 2006
71. Меццакапо Е. Пьесы для домры и фортепиано. / Составитель Иванов В.,
С-Пб., 2002
72. На досуге. Вып. 1/ Составитель Рузаев Е.М., 1982
73. На досуге. Вып. 2/ Составитель Гарцман Г.М., 1984
74. На досуге. Вып. 3/ Составитель Чунин В.М., 1985
75. Начинающему домристу. Вып.1. М.,1969
76. От классики до джаза. Пьесы для трехструнной домры и фортепиано.
С-Пб., 2007
77. Педагогический репертуар. Вып.1 / Составитель Климов Е.М.,1967
78. Педагогический репертуар. Вып.2 / Составитель Климов Е.М., 1967
79. Педагогический репертуар. Вып.З / Составитель Шелмаков И.М., 1968
80. Педагогический репертуар. Вып.4 / Составитель Климов Е.М., 1968
81. Педагогический репертуар. Вып.5/ Составитель Александров А.М., 1969
Составитель Александров А. М., 1968
82. Педагогический репертуар домриста / Составитель Шитенков И.М., 1985
83. Первые шаги. Вып. 1. М., 1964
84. Первые шаги. Вып. 2. М., 1964
85. Первые шаги. Вып. 3. М., 1965
86. Первые шаги. Вып. 4. М., 1966
87. Первые шаги. Вып. 5. М., 1966
88. Произведения Н. Будашкина в переложении для трехструнной домры и балалайки.
Тетрадь 1/ Составитель Дьяконова П., 2004
89. Пьесы для трехструнной домры и фортепиано. Старшие классы ДМШ. / Составитель
Зверев А. С-Пб., 1998
90. Пьесы для трехструнной домры. Играет Цыганков А. М.,1979
91. Репертуар домриста. Вып.1. М., 1966
92. Репертуар домриста. Вып.2. М., 1966
93. Репертуар домриста. Вып.З. М., 1968
94. Репертуар домриста. Вып.4. М., 1968
95. Репертуар домриста. Вып.5. М., 1970
96. Репертуар домриста. Вып.6. М., 1970
97. Репертуар начинающего домриста. Вып.1 / Составитель Яковлев В.
М., 1979
98. Репертуар начинающего домриста. Вып.2 / Составитель Яковлев В.
М., 1980
99. Репертуар начинающего домриста. Вып.З/ Составитель Яковлев В.М., 1981
100. Тамарин И. Пьесы для домры и фортепиано./ Составитель Глейхман В. М., 2007
101. Упражнение, этюды, пьесы / Составитель Тихомиров В.М., 1964
102. Хренников Т. Пьесы на темы опер и балетов. М., 1984
103. Хрестоматия. 1-2 класс ДМШ / Составитель Лачинов А. М., 1968
104. Хрестоматия домриста 1-3 класс ДМШ / Составитель Евдокимов В. М., 1985
105. Хрестоматия домриста 1-3 класс ДМШ / Составитель Чунин В. М., 1963
106. Хрестоматия домриста 1-2 класс ДМШ / Составитель Александров А.
М., 1971
107. Хрестоматия для домры и фортепиано. Младшие классы ДМШ/
Составитель Быстрицкая Л., С-Пб., 2005
108. Хрестоматия домриста старшие классы / Составитель Дьяконова И.
М., 1997
109. Цыганков А. Избранные произведения для трехструнной домры и фортепиано. М.,
1982
110. Чунин В. Гаммы и арпеджио М., 1967
111. Шалов А. Пьесы в переложении для трехструнной домры С-Пб.,2000
112. Шишаков Ю. 12 этюдов М.,1961
113. Юный домрист / Составитель Бурдыкина Н.М., 1998