Оркестровый класс 4 ОП

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 6»
городского округа Саранск

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО»

Предметная область
Исполнительская подготовка

ПРОГРАММА
по учебному предмету
ОРКЕСТРОВЫЙ КЛАСС
Срок обучения 4 года

Саранск 2016

«Одобрено»
Методическим советом

«Утверждаю»
Директор – П.С.Еськин

МБУДО «ДМШ № 6» г.о. Саранск
«____» _______________ 20____ г.
дата рассмотрения

______________
(подпись)
«____» _______________ 20____ г.
дата утверждения

Разработчик – Попонина И.А., преподаватель по классу домры МБУДО «ДМШ №
6»
Рецензент – Еськин П.С., директор МБУДО «ДМШ № 6», Заслуженный работник
культуры Республики Мордовия
Рецензент – Ивлиева Е.П., заместитель директора по воспитательной работе,
преподаватель отделения «Инструментальное исполнительство – инструменты
народного оркестра» ГБПОУ РМ СМУ ИМ Л.П. КИРЮКОВА

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
-Срок реализации учебного предмета
-Форма проведения учебных занятий и объем учебного времени, предусмотренный
учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмет
-Цель учебного предмета
-Задачи учебного предмета
-Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II.

Содержание учебного предмета

-Учебно-тематический план
-Годовые требования
-Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения по
предмету «Оркестровый класс»
III.

Требования к уровню подготовки учащихся

-Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
-Результаты освоения
IV. Формы и методы контроля, система оценок
-Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
-Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
-Методические рекомендации педагогу
-Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
VI.

Список литературы

I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
Настоящая предметная общеразвивающая программа «Оркестровый класс»
является составной частью комплексной общеразвивающей программы в области
народного искусства. Программа составлена на основе «Рекомендаций по
организации образовательной и методической деятельности при реализации
общеразвивающих

программ

в области

искусств»,

направленных

письмом

Министерства культуры Российской Федерации от 21 ноября 2013 года № 191-0139/06-ГИ, а также с учетом сложившихся педагогических традиций в области
исполнительства в детских школах искусств и методической целесообразности.
Программа включает в себя особенности передовой школы ансамблевого и
оркестрового исполнительства. Предлагаются конкретные требования для учащихся
по каждому году обучения и примерный перечень музыкальных произведений,
рекомендованных для показа в течение учебного года.
Музыкальное воспитание детей должно быть направлено, прежде всего, на
развитие восприимчивости к языку музыки, способности к эмоциональному
отклику, а также на активизацию слуховых способностей и потребностей слушать
музыку.

Важно

увлечь

ребенка

музыкой,

развить

его

художественное

мировосприятие независимо от того станет он профессиональным музыкантом или
будет просто любителем музыки.
Одной из возможностей, позволяющих помочь в обучении юного музыканта,
помогающих заглянуть в его в внутренним мир, раскрыть его творческие
способности,

воспитать

культуру

исполнения,

чувство

ответственности,

трудолюбие, артистизм, любовь к музыке являются занятия в ансамбле или
оркестре.
Оркестр — вид коллективного музицирования, которым занимались во все
времена и на любом уровне владения инструментом. В этом жанре писали почти все
выдающиеся композиторы. Писали как для домашнего музицирования, так и для
интенсивного обучения и концертных выступлений.
Содержание программы учитывает достижения мировой музыкальной
культуры, российских традиций, культурно – национальные особенности региона и

направленно на создание условий для развития личности ребёнка, развития
мотивации

к

музыкального

познанию

и

творчеству,

развития

каждого

посредством

ребёнка,

дифференцированного

взаимодействия

с

семьёй

и

удовлетворения социального заказа.
Коллективное музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и
позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А
позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в коллективных занятиях
музыкой.
Данная программа позволяет решить ряд взаимосвязанных проблем, с
которыми сталкиваются учащиеся и преподаватели в процессе обучения. Это
повышение заинтересованности учащихся, формирование чувства коллективизма,
ответственности.

Это

также

помогает

формировать

художественную

индивидуальность ученика, выявляет его творческие наклонности.
Игра в оркестре позволяет значительно расширить репертуар и формы его
изучения. Коллективное музицирование отчасти помогает решить проблему боязни
сцены. Многие дети, даже при очень хорошей подготовке в классе, на сцене
теряются. Их исполнение звучит невыразительно, а иногда просто неудачно. Выход
на сцену в составе ансамбля (оркестра) позволяет почувствовать поддержку
товарищей или педагога и снимает чрезмерную нервозность перед выступлением.
Оркестры всегда пользуются неизменным успехом у слушателей благодаря их
широким художественно-выразительным и техническим возможностям. Наша
задача — воспользовавшись этой популярностью для привлечения большего числа
учеников, воспитать в них хороший музыкальный вкус методом коллективного
исполнительства в ансамбле.
Срок реализации учебного предмета
Предлагаемая программа рассчитана на 3-летний срок обучения. Изучение
программы

начинается

со

второго

класса,

при

реализации

4-летней

общеразвивающей программы «Народные инструменты». Продолжительность
учебных занятий по учебному предмету «Оркестровый класс» составляет 35 недель
в год.

Форма проведения занятий
Занятия проводятся: в форме мелкогрупповых занятий – 2 часа (группой около
6 человек) на изучение оркестровых партии или сводную репетицию. А также 1 час
на группу учащихся, обучающихся на другой специальности.
Цель учебного предмета
Целью учебного предмета является:
- развитие творческих способностей и индивидуальности учащегося;
- овладение знаниями и представлениями о коллективном музицировании в
классе ансамбля и оркестра;
-формирование практических умений и навыков игры на народных
инструментах;
-формирование устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в
области музыкального искусства.
Задачи учебного предмета
Задачами учебного предмета являются:
-обучение навыкам коллективного музицирования;
-применение в оркестровой игре практических навыков игры на инструменте,
приобретенных в специальном классе или по учебному предмету «Дополнительный
инструмент»;
- умение слышать и понимать музыкальное произведение, исполняемое в целом или
отдельными партиями. Слышать основную тему, подголоски, вариации и т.д.;
- умение уверенно исполнять свою партию в соответствии с замыслом автора;
- развивать артистизм и навыки публичного выступления, коллективного творчества
и художественно-творческую активность
-расширять музыкальный кругозор, прививая ученику хороший музыкальный вкус.

Методы обучения
Выбор методов обучения по предмету «Оркестровый класс» зависит от:


возраста учащихся;



их индивидуальных способностей;



от состава оркестра;



от количества участников оркестра.
Для

достижения

поставленной

цели

и

реализации

задач

предмета

используются следующие методы обучения:


словесный (рассказ, объяснение, разбор, анализ музыкального материала);



метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом
оркестровых партий с использованием многообразных вариантов показа,
знакомство с дирижерским жестом);



объяснительно-иллюстративный (педагог играет оркестровые партии и
попутно объясняет);



репродуктивный метод (повторение участниками оркестра игровых приемов
по образцу преподавателя);



частично-поисковый (ученики участвуют в поисках решения поставленной
задачи);



демонстрационный
выдающихся

(прослушивание

оркестровых

записей,

коллективов

и

просмотр

посещение

видеозаписей
концертов

для

повышения общего уровня развития обучающихся.)
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и
фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной
работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного
материала по изучению предложенных тем.
Библиотечный

фонд

укомплектовывается

печатными,

изданиями, учебно-методической и нотной литературой.

электронными

II. Содержание учебного предмета
Учебно - тематический план.
Разбор нотного текста.
Работа над метроритмом.
Выявление музыкальной формы сочинения – структура, фразировка.
Работа над точностью исполнения аппликатуры.
Штрихи и исполнительские приёмы.
Работа над качеством звукоизвлечения.
Динамика.
Темп, агогика.
Работа над ансамблем.
Работа над художественным образом и стилем исполнения.
Аттестация в форме: контрольных уроков, зачетов, концертных выступлений и
т.д.
Годовые требования
Вводные занятия.
Понятие о народном оркестре, ансамбле, инструментальных группах оркестра,
о видах инструментальных ансамблей. История создания и развития оркестра
русских народных инструментов. Состав оркестра или ансамбля. Строение
инструментов. Звучание и тембры инструментов. Инструктаж по технике
безопасности.
Знакомство с произведениями, которые предстоит исполнить в ансамбле или
оркестре. Рассказ руководителя о композиторах, написавших разучиваемые
произведения. Просмотр видеозаписей или прослушивание аудиозаписей данных
произведений в исполнении профессиональных оркестров и выдающихся солистов.
Обсуждение прослушанных записей учащимися. Краткий план работы на текущий
учебный год: участие в концертах и конкурсах.

1 год обучения
Второй класс (2 часа в неделю)
С первых уроков игры в коллективе ученик должен учиться не только
исполнять свою партию, но и слышать мелодию, исполняемую преподавателем.
Вырабатывается навык синхронности исполнения, умения выполнять элементарную
динамику.
Активно развивается умение грамотно читать свою партию. Практикуется
игра

со

счетом

(и

без

него)

для

выработки

навыков

одновременного

звукоизвлечения, работа над общим темпом.
Пьесы должны содержать четкую мелодическую линию с простейшим
ритмическим рисунком. Ритмический рисунок может совпадать в нескольких
партиях.
Подбор репертуара и распределение ролей в оркестре ведется с учетом
возрастных и психологических особенностей учащихся, приобретенных ими
навыков игры и индивидуального вкуса, а также тематического плана школьных
мероприятий и памятных дат.
2 год обучения
Третий класс (2 часа в неделю)
Повторение материала пройденного в прошлом году, закрепление навыков
игры мелодической линии, умение держать равномерную пульсацию. Задачами
данного этапа являются расширение репертуара, усложнение технической стороны
исполнительства.
Появляется более сложный ритмический рисунок (синкопы, залигованные
ноты, четверть с точкой и восьмая и т.д.). Практикуется игра со счетом (и без него)
для закрепления навыков одновременного звукоизвлечения, умение вместе
выдерживать паузы. Разбор и разучивание партий ведется в режиме чтения с листа,
домашней подготовки. Используется более целесообразная аппликатура различные
способы звукоизвлечения, приемы игры, уделяется внимание штрихам (стаккато,
легато).

Совершенствуются средства музыкальной выразительности — более широкое
использование

динамических

оттенков.

Ведется

работа

над

характером

произведения с установкой руководителя.
Подбор репертуара и распределение ролей в ансамбле ведется с учетом
возрастных и психологических особенностей учащихся, приобретенных ими
навыков игры и индивидуального вкуса, а также тематического плана школьных
мероприятий и памятных дат.
3 год обучения
Четвертый класс (2 часа в неделю)
Повторение пьес, вошедших в концертный репертуар. Разбор и разучивание
партий ведется в режиме чтения с листа, домашней подготовки. Используется более
целесообразная аппликатура различные способы звукоизвлечения, приемы игры,
уделяется внимание штрихам (стаккато, легато). Продолжается работа над
динамическим разнообразием.
Вырабатывается общий критерий для определения силы звучности наиболее
распространенных динамических оттенков: p, mp, mf, f. Вырабатывается умение
ровно проводить мелодическую линию, когда она передается от одного инструмента
другому.
Воспитывается чувство коллективного ритма. Практикуется игра со счетом (и
без него), с дирижированием преподавателя (и без него) для закрепления навыков
одновременного звукоизвлечения, работа над общим темпом.
Ведется работа над характером произведения, раскрытия образа с установкой
учителя, а также самостоятельно. Подбор репертуара и распределение ролей в
коллективе ведется с учетом возрастных и психологических особенностей
учащихся, приобретенных ими навыков игры и индивидуального вкуса, а также
тематического плана школьных мероприятий и памятных дат.

Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для
изучения по предмету «Оркестровый класс»
1.Агафонов О. «Танец-скерцо»
2. Андреев В. Вальс «Моя красавица»
3. Бажилин Р. «Сюита»
4. Богословский Н. «Темная ночь» из к\ф «Два бойца»
5. Брюн К. «Парижское танго»
6. Глинка М. «Полька»
7. Дербенко Е. «Дождик накрапывает»
8. Дербенко Е. «Интермеццо»
9. Дербенко Е. «Лесной вальс»
10.Дербенко Е. «Русская песня»
11. Дербенко Е. Полька «Тик-так»
12. Дербенко Е. «Орловская лирическая»
13. Капп Э. «Быстрая полька»
14. Карулли «Рондо»
15. Кригер И. «Буре»
16. Мартини Дж. «Гавот»
17. Моцарт В.А. «Менуэт»
18. Новиков А. «Дороги»
19. Новиков А. «Смуглянка», обр. Е.Дербенко
20. Раков Н. «Полька»
21. Рехин И. «Марионетки»
22. Р.н.п. «Ах вы, сени мои, сени»», обр. А. Черных
23. Р.н.п. «Ах ты, ноченька», обр. С. Павина
24. Р.н.п. «Ах, улица, улица широкая», обр. Алехина
25. Р.н.п. «Как, при лужку», обр. А. Зверева
26. Р.н.п. «Ой, да ты, калинушка», обр. А. Холминова
27. Р.н.п. «Светит месяц», обр. С. Павина
28. Р.н.п. «Уж ты, сад», обр.М. Кулижникова
29. Р.н.п. «Я на горку шла», обр. М. Кулижникова

30. Рохлин Е. «Веретено»
31. Товпеко М. «На школьной перемене»
32. Товпеко М. «Фронтовая новелла»
33. Укр. н.п. «Бандура», обр. С. Павина
34. К. Хачатурян «Танец тыквы» из б. «Чиполлино»
35. Чайковский П.И. «Марш» из балета «Щелкунчик»

III. Требования к уровню подготовки учащихся
-

наличие

у

ученика

интереса

к

коллективному

музыкальному

исполнительству;
- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков,
позволяющий

использовать многообразные возможности

инструмента для

достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста в коллективе;
- знание профессиональной терминологии;
- умение читать с листа несложные музыкальные произведения;
- навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом
исполнения музыкального произведения в коллективе;
-

навыки

по

использованию

музыкально-исполнительских

средств

выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений в коллективе;
- наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике
разучивания музыкальных произведений в коллективе и приемах работы над
исполнительскими трудностями;
- наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, ладогармонического,
тембрового слуха;
- наличие навыков репетиционно - концертной работы в качестве участника
ансамбля или оркестра.
Результаты освоения
Результатом освоения программы является приобретение обучающимися
следующих знаний, умений и навыков в области коллективного музыкального
исполнительства:

-знания художественно - эстетических, технических особенностей, характерных для
ансамблевого и оркестрового исполнительства;
-знания музыкальной терминологии;
-умения грамотно исполнять музыкальные произведения в ансамбле/оркестре;
-умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров
и стилей на инструменте в коллективе;
-умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании
несложного музыкального произведения на инструменте в коллективе;
-умения

создавать

художественный

образ

при

исполнении

музыкального

произведения на инструменте в коллективе;
-чтения с листа несложных музыкальных произведений;
-навыков подбора по слуху;
-первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений.
IV. Формы и методы контроля, система оценок.
Контроль успеваемости осуществляется преподавателем на уроках, оценка
выставляется не реже чем раз в три урока. По итогам четверти преподаватель
выставляет оценку. По итогам года выставляется итоговая оценка
При выведении итоговой оценки учитывается следующее:
- отношение ученика к занятиям в ансамбле или оркестре,домашняя подготовка,
систематичность посещения уроков, старание и прилежность;
- оценка годовой работы ученика, выведенная на основе его продвижения;
- оценки ученика за выступления в составе ансамбля или оркестра на контрольных
уроках;
- другие выступления ученика в течение учебного года.
Успеваемость учащихся занимающихся в ансамбле или оркестре учитывается
на различных выступлениях: контрольных уроках, конкурсах, концертах.
В конце каждого полугодия все ученики сдают контрольный урок.
Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и подобных им
мероприятиях приравнивается к выступлению на контрольном уроке.
При оценке контрольных уроков необходимо учитывать следующие критерии:

Оценка «отлично» выставляется за технически безупречное исполнение программы,
при которой исполнительская свобода служит раскрытию художественного
содержания произведений. А также, если в исполняемой программе достигнута
синхронность ансамблевого или оркестрового звучания- единое понимание и
чувствование партнерами темпа и ритмического пульса, умело использован
динамический ансамбль- равновесие силы звучности каждой партии. Программа
исполнена ярко и выразительно, убедительно по форме, проявлено индивидуальное
отношение к исполняемому произведению.
Оценка «хорошо» выставляется в том случае, если учащимся демонстрируется
достаточное понимание характера и содержания исполняемого произведения,
проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению, однако
допущены

незначительные

погрешности

в

синхронности

исполнения

и

динамическом ансамбле, что не нарушает целостности исполняемого произведения.
Оценка «удовлетворительно» выставляется за игру, в которой учащиеся
демонстрируют

ограниченность

своих

возможностей,

неяркое,

необразное

исполнение пьесы. Произведение исполнено с ошибками, остановками, слабо
проявляется

осмысленное

произведению.

Учащиеся

и

индивидуальное

показывают

отношение

недостаточное

к

исполняемому

владение

навыками

коллективного музицирования, отсутствие свободы в исполняемом произведении.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется за отсутствие музыкальной
образности в исполняемом произведении, слабое знание произведения, грубые
технические

ошибки

и

отсутствие

элементарной

техники

коллективного

музицирования.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогу
Организация деятельности ансамбля или оркестра – дело творческое.
Успешность творческого и воспитательного процессов зависит от подготовки и
знаний руководителя как организатора, педагога, а также от умения общие
положения методики преломлять в своей творческой индивидуальной работе.

На

уроке

необходимо

создать

радостную,

приятную

атмосферу,

обеспечивающую учащимся психологический комфорт, уверенность в своих силах и
возможностях.
Учащиеся обладают разными музыкальными способностями и физическими
данными. Первое, с чего начинается работа ансамбля или оркестра, — это подбор
участников коллектива, равных по своей музыкальной подготовке и владению
инструментом. Учитывая музыкальные и технические возможности учащихся, они
распределяются по партиям и занимают свое место в коллективе.
Каждый участник коллектива должен быть расположен таким образом, чтобы
иметь возможность слышать и видеть участников коллектива (обычно это
полукруг). Размещение участников коллектива должно быть стабильным, не
изменяться в зависимости от помещения, в котором приходится репетировать и
выступать, — напротив, от расположения зависит, какая комната должна быть
избрана для репетиций и как нужно оборудовать сцену для выступления. Расстояние
между исполнителями должно обеспечивать слитное, цельное звучание и в то же
время свободу игровых движений каждого участника ансамбля.
Одной из задач педагога при проведении репетиции является достижение
максимальных результатов при минимальных затратах энергии и времени учащихся.
Поэтому очень важен темп репетиции, на репетиции всегда должна звучать музыка,
прерываясь лишь для ясных и четко сформулированных замечаний педагога
определенным исполнителям.
Партия участника коллектива должна быть оформлена грамотно и аккуратно
во избежание неточностей во время исполнения. Все штрихи, мельчайшие нюансы,
аппликатура должны быть проставлены в партии.
Важным фактором в развитии коллективного исполнительства является
репертуар. Это народная песенно-танцевальная музыка, переложения классической
музыки, оригинальные сочинения. Вместе с тем возрос интерес к эстрадному и
фольклорному направлениям, расширилась практика аккомпанементов.
Выбирая репертуар для детского ансамбля или оркестра, педагог должен
руководствоваться принципом постепенности и последовательности обучения,
соблюдая дидактические принципы доступности. Не допустимо включение в
репертуар

произведений,

превышающих

музыкально-исполнительские

(художественные и технические) возможности учащихся и не соответствующие их
возрастным

особенностям.

Работа

участников

коллектива

над

такими

произведениями становится препятствием для их музыкально развития и не дает
положительных результатов. При выборе репертуара руководителю приходится не
только опираться на учебные программы, свой вкус и желания, но учитывать целый
комплекс условий и факторов: репертуар должен соответствовать исполнительскому
уровню учащихся, быть интересным для участников и слушателей, достаточно
разнообразным, чтобы с ним можно было принимать участия в различных
концертах.
Важно, чтобы коллектив имел в своем репертуаре пьесы, которые можно было
бы использовать для различной аудитории, на различных мероприятиях. Каждый
концерт требует соответствующих по характеру и содержанию пьес, которыми
можно было бы открыть и завершить выступление, создать определенное
эмоциональное состояние у слушателей.
Опыт и стаж педагога не должны приводить к раз и навсегда найденным и ко
всем одинаково применяемым догмам, к шаблону вобучении. Система, включающая
в себя основные принципы и главные задачи обучения, должна быть незыблемой.
Методика же, определяющая пути к практическому решению этих задач может быть
разной. В умении найти для ансамбля учащихся наилучший путь и темп развития
проявляется диалектика педагогической работы. Педагог должен быть не только
хорошим музыкантом и исполнителем, но и хорошим чутким наблюдателем и
знатоком души ребенка.
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
Реализация образовательной программы «Оркестровый класс» обеспечивается
наличием следующей учебно-методической документации:
- программа по предмету;
-дневник успеваемости учащегося;
-журнал учебных занятий по предмету;
-нотные

издания,

методические

компьютерные программы.

рекомендации,

аудио

и

видеозаписи,

Реализация программы «Оркестровый класс» обеспечивается доступом
каждого обучающегося и преподавателя к библиотечным фондам, нотным
изданиям, учебным и методическим пособиям, фондам фонотеки, аудио и
видеозаписей, компьютерным программам.
Материально-техническое обеспечение программы
-учебная аудитория для индивидуальных занятий;
-учебная аудитория (малый или большой концертный зал) для проведения
промежуточной аттестации;
-учебное оборудование в необходимом количестве: наличие фортепиано,
концертных инструментов и чехлов, медиаторов и струн, пультов, стульев разной
высоты для разных возрастных групп обучающихся, подставок под ноги, мест для
хранения инструментов и нот;
-компьютер и звукоусиливающая аппаратура;
-создание условий для и обслуживания и ремонта инструментов.
V. Список литературы:
1. Городовская В. Испанский сувенир, рапсодия для оркестра русских
народных инструментов. – М.: В. Пешняк, 2001.
2. Детские пьесы для ансамбля и оркестра русских народных инструментов.
Переложение И. Г. Яценко. – М.: Кларентианум, 1999.
3. Дербенко Е. Произведения для оркестра русских народных инструментов.
Сост. Е. Павловская. – Орел: Е. Павловская, 1993.
4. Дербенко Е. Русский народный ансамбль. Вып. 1. Сост. Е. Павловская. –
Курган, 1998.
5. Дербенко Е. Лирическая миниатюра, Суматоха (кадриль). Серия «Русский
инструментальный ансамбль». Вып. 2. Сост. Е. Павловская. – Курган: Мир нот, 1998
6. Дербенко Е. Русский народный ансамбль. Вып. 3. Сост. Е. Павловская. –
Курган, 1998.
7. Дербенко Е. Русский народный ансамбль. Вып. 4. Сост. Е. Павловская. –
Курган, 1998

8. Играет ансамбль русских народных инструментов «Ваталинка». Сост. В.
Петухов. – Тюмень: Полиграфист, 1998
9. Играет Уральский государственный русский народный оркестр под
управлением Л. Шкарупы. Произведения Г. Шендерева, Г. Динику, С. Сиротина. –
Екатеринбург: АСБАУ, 1997
10. Колокольчики-бубенчики. Педагогический репертуар для детского
оркестра. – СПб.: Композитор, 2003
11. Репертуар школьного оркестра русских народных инструментов. – Л.:
Музыка, 1988
12. Репертуар школьного оркестра русских народных инструментов. Сост. В.
Цветков. – Л.: Музыка, 1989
13. Репертуар школьного оркестра русских народных инструментов. Редакторсоставитель О. В. Сурина. Вып 1-6. – Приаргунск: 1995-2000
14. Русские народные песни и танцы: Для голоса, блокфлейты и Орфинструментов. – Челябинск: MPI, 2004
15. Сибирский сувенир. Из репертуара ансамбля народной музыки. Сост. А.
Прибылов. Вып. 3. – Улан-Удэ, 1999.
16. Ансамбли баянов в музыкальной школе выпуск 1 составитель В.Г. Грачев.;
«Советский композитор». М., 1983 г.
17. Ансамбли баянов в музыкальной школе выпуск 2 составитель В.Г. Грачев.;
«Советский композитор». М.,1984 г.
18. Ансамбли баянов в музыкальной школе выпуск 3 составитель В.Г. Грачев.;
«Советский композитор». М., 1984 г.
19. Ансамбли баянов в музыкальной школе выпуск 4 составитель В.Г. Грачев.;
«Советский композитор». М. ,1985 г.
20. Хрестоматия для баяна. Часть 1, 1 год обучения. Музыка народов мира;
«Композитор». С.-Петербург., 2007г.
21. Хрестоматия для баяна. Часть 2, 2 год обучения. Музыка народов мира.;
«Композитор». С.-Петербург., 2007г.
22. Хрестоматия для баяна. Часть 3, 3 год обучения. Музыка народов мира.;
«Композитор». С.-Петербург., 2007г.

23. Хрестоматия для баяна. Часть 4. 4 год обучения. Оригинальная музыка и
обработки.; «Композитор». С.-Петербург., 2007г.
24. Хрестоматия для баяна. Выпуск 3. 2 кл. ДМШ.; «Композитор». С.Петербург., 2006г.
25. Хрестоматия для баяна. Выпуск 3. 3 кл. ДМШ.; «Композитор»С.Петербург., 2006г.
26. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов «Ансамбли
баянов» выпуск 2., редактор П. Лондонов.; «Музыка». М., 1965г.
27. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов «Ансамбли
баянов» выпуск 3., редактор П. Лондонов.; «Музыка». М., 1966г.
28. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов «Ансамбли
баянов» выпуск 4., редактор П. Лондонов.; «Музыка». М., 1966г.
29. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов «Ансамбли
баянов» выпуск 5., редактор П. Лондонов.; «Музыка». М., 1967г.
30. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов «Ансамбли
баянов» выпуск 6., редактор П. Лондонов.; «Музыка». М., 1967г.
31. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов «Ансамбли
баянов» выпуск 7., редактор П. Лондонов.; «Музыка». М., 1967г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.