Сольное пение (эстрадный вокал) 4 ОП

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 6»
городского округа Саранск

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ВОКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО»
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ»
Предметная область
Исполнительская подготовка

ПРОГРАММА
по учебному предмету
СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ
Срок обучения 4 года

Саранск 2016

«Одобрено»
Методическим советом
МБУДО «ДМШ № 6» г.о. Саранск
«____» _______________ 20____ г.
дата рассмотрения

«Утверждаю»
Директор – П.С.Еськин
______________
(подпись)

«____» _______________ 20____ г.
дата утверждения

Разработчик – Кошелева Н.А., заведующая вокально-хоровым отделением,
преподаватель вокально-хоровых дисциплин МБУДО «ДМШ № 6», Заслуженный
работник культуры Республики Мордовия
Рецензент – Столберова Е.М., преподаватель вокально-хоровых дисциплин
МБУДО «ДМШ № 6»
Рецензент – Кузина А.В. , преподаватель отделения «Вокальное искусство»
ГБПОУ РМ СМУ ИМ Л.П.КИРЮКОВА, Заслуженный деятель искусств Республики
Мордовия

СОДЕРЖАНИЕ
1. Аннотация
2. Пояснительная записка
2.1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность и
отличительные особенности программы
2.2. Цель и задачи
2.3. Примерный учебный план для дополнительной общеразвивающей
программы «Сольное эстрадное пение» - сокращенный курс.
2.4. Форма обучения и режим занятий, результаты и способы
их определения, формы подведения итогов
2.5. Сроки реализации программы
2.6. Общая поэтапная результативность освоения программы
Зачетные требования
2.7. Требования к выбору репертуарного плана
2.8. Межпредметная связь в обучении
3. Учебно - тематический план
4. Содержание программы
4.1. Вокальные упражнения. Общие правила их выполнения
4.2. Гигиена голоса
4.3. Работа с произведением
4.4. Концертные выступления
5. Методическое обеспечение программы,
условия эффективной реализации программы
6. Примерный репертуар по годам обучения
7. Условия для эффективной реализации программы
8. Материально - техническая база
Список используемой литературы

1. Аннотация
Живое пение - это увлекательное и очень полезное занятие. Благодаря пению
человек может полностью раскрепоститься и научиться открыто выражать свои
мысли в рабочей обстановке без всякого стеснения. Пение реализует Ваш
творческий потенциал, и при этом укрепляет здоровье. Живое пение просто
является отличным способом провести свободное время интересно и приятно.
Вокал - один из основных вид музыкальной деятельности детей. Огромную
роль в обучении вокалу играют навыки восприятия музыки. Поэтому в первую
очередь на занятиях у детей необходимо развивать эмоциональную отзывчивость
на музыку.
В последнее время среди подрастающего поколения резко возрос интерес к
эстрадной музыке и в частности к эстрадному пению.
В связи с этим, приток детей в ДМШ, в класс эстрадного вокала
увеличился. Одновременно в современной экологической социокультурной
обстановке отличается серьезное ухудшение физического и нравственного
здоровья подрастающего поколения, и один из возможных путей
оздоровления детей - занятие вокалом, независимо от уровня развития
музыкальных способностей.
Программа «Сольное эстрадное пение» предназначена для педагогов
дополнительного образования.
Программа рассчитана на 4 года - обучения детей в возрасте от 5 до 18 лет.
Программа «Сольное эстрадное пение» взаимодействует с образовательными
программами по классу фортепиано, сольфеджио.
Предлагаемая программа является
учебной программой по обучению
«Эстрадному сольному пению» и имеет художественно - эстетическую
направленность.
В основе учебно - воспитательного процесса заложена примерная программа
Учреждений Дополнительного образования РФ, которая опирается на курсы
обучения «Академическому сольному пению».
Основные формы и методы обучения
Основными методами, применяемыми на занятиях, являются:
- словесный;
- метод показа; практическое исполнение.
Объяснение для детей должно быть четким, кратким, конкретным, образным,
ярким. Затем следует метод показа педагогом. Далее ученик исполняет
практические требования педагога.
2. Пояснительная записка
2.1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность и отличительные
особенности программы
Новизна программы состоит:

 применение здоровьесберегающих технологий и средств вокалотерапии;
 в возможности сочетания традиционных и инновационных методов
обучения, воспитания и развития детей;
 в представлении практических упражнений, как по эстрадному вокалу, так
и по мало изученным (в процессе обучения) приемам пения как: драйв, субтон,
обертоновое пение.
 осуществление межпредметной связи в обучении, опора на знания и
навыки, которые учащийся получает на уроках сольфеджио, сценического
движения, расширение музыкального кругозора учащихся на занятиях в вокальном
ансамбле;
 диагностике образовательного процесса на основе мониторинга;
Актуальность её создания обусловлена изменениями, происходящими в
социуме, когда всё большее количество молодых людей, живущих в трудное время
реформ, хочет прикоснуться к духовному наследию страны, к высоким
эстетическим идеалам. Главное же отличие эстрадного вокала от академического и
народного состоит в целях и задачах вокалиста. Эстрадный вокал обычно по своему
звучанию определяют как нечто среднее между академическим или классическим
вокалом и народным вокалом. Задача эстрадного певца заключается в другом - в
поиске своего оригинального звука, своей собственной, характерной, легко
узнаваемой манеры пения, а также сценического образа. Таким образом, основной
спецификой эстрадного вокала являются поиск и формирование своего
неповторимого, уникального голоса вокалиста.
2.2.

Цель и задачи

«Создать условия для развития эмоциональной сферы ребенка, для
социальной адаптации в процессе обучения эстрадному вокалу».
Обозначенные цели определяют следующие задачи:
Учебные:

сформировать важнейшие умения и навыки эстрадно-вокальной
техники;

обучить навыкам самостоятельной, грамотной, осмысленной
работы над своим голосом и репертуаром;

научить разбираться в музыкальном содержании и форме
произведения, в идейной и эмоциональной сущности текста (его
содержания, настроения, кульминации).

выявить музыкальные способности учащихся, развить их
творческие возможности;

подготовить наиболее одарённых учащихся для поступления в
средние специальные учебные заведения и на музыкальные
факультеты ВУЗов.
Развивающие:

развить творческие способности у детей: самостоятельность,
импровизация, творческая инициатива;

развить сенсорные способности ребенка;




развить вокальный слух и певческий голос, чувство ритма.
развить четкость дикции и навыки декламационной
выразительности;
Задачи воспитательной деятельности:

воспитать личность, способную к творчеству, обладающую
художественным вкусом;

сформировать социальную активность и грамотность,
нравственные качества, музыкально-эстетические взгляды и
творческую активность;

сформировать мотивацию на здоровый образ жизни;

создать условия для развития патриотизма, воспитания уважения
к истории;

содействовать в формировании социально-ориентированной
личности подростка, способной адаптироваться в современных
условиях;

развить потребности в творческом труде, самопознании,
саморазвитии и профессиональном самоопределении;

приобщить к богатству общечеловеческой культуры, духовным
ценностям своего народа, формирование осознанного
стремления ребенка к дальнейшему духовному обогащению;

воспитать художественное мировоззрение, музыкальный вкус
подлинно культурного певца;

воспитать человека культуры, развить мотивации детей к
познанию и творчеству.
Социальные:

создать условия для формирования гражданственности и
патриотизма;

сформировать системы духовно-нравственных ценностей
обучающихся;

повышение уровня общей культуры, психологического здоровья;

формирование творческой мотивации и психологической
готовности к самостоятельной продуктивной деятельности;

формирование самосознания, осознания собственного «Я»,
помощь ребенку в самореализации.
Здоровьесберегающие:

формирование у обучающихся мотивационных установок и
ценностной ориентации на ведение здорового образа жизни;

создание здоровьесберегающей среды;

повышение общего уровня культуры;

укрепление психического и физического здоровья;

наличие позитивного социального опыта, опыта общения и
трудовой деятельности;

повышение самооценки и социальной референтности
(значимости) ребенка.

В результате освоения программы ребенок:

приобретает жизненные ориентиры на основе общечеловеческих
ценностей и способность толерантного отношения к
окружающим;

приобретает способность эмоционального освоения
нравственных и эстетических ценностей своего народа;

развивает в себе такие качества как коммуникабельность,
креативность, мобильность, обучаемость;

обогащает свою жизнь новыми социальными связями.
Ожидаемые результаты:

повышение общей культуры в направлении сохранения и
развития физического здоровья;

сформированность потребности физического самовоспитания.

воспитание патриотизма, чувства любви к родному городу,
гордости за его богатую историю;

обеспечение готовности к участию в разнообразных формах
социально-культурной деятельности;

приобщение детей к общечеловеческим ценностям,
формирование у них адекватного этим ценностям поведения.

повышение свойств адаптации и социализированности
обучающихся;

формирование гуманистического взгляда на мир, развитию
демократических взглядов и убеждений.
2.3. Форма обучения и режим занятий, результаты и способы их
определения, формы подведения итогов
Организация процесса обучения
Процесс обучения ребенка в классе эстрадного вокала начинается с приема
и прослушивания.
Примерные требования к поступающему.

Задание: Пение.
1.
Проверка качества:

певческих навыков;

исполнения знакомых песен;

певческого слуха, вокальной координации;

исполнение простейших попевок без сопровождения.
2.
Различие:

звуков по высоте;

ритмического рисунка пьесы;
3. Определение направления движения мелодии вверх и вниз.
4. Определение высоких и низких звуков.
5. Различие точности исполнения.
Основной
формой
организации
занятия
является
урок.

Индивидуальные занятия проводятся систематически и предполагают работу над
постановкой голоса 2 раза в неделю по 45 минут.
2.4.Сроки реализации программы
Данная программа рассчитана на 4 года обучения (5 -18 лет). В связи с
возрастными особенностями детей и с изменением голоса в процессе роста ребенка,
обучение происходит в 4 этапа:
1.
этап - младший (1 год обучения);
2.
этап - младший (2 год обучения);
3.
этап - старший (3 год обучения);
4.
этап - старшая (4 год обучения).
2.6.Общая поэтапная результативность освоения программы. Зачетные
требования
Требования к 1 этапу обучения:
1 КЛАСС
В результате первого года обучения обучающиеся должны уметь:
- правильно применять певческую установку и пользоваться певческим дыханием;
- усвоение элементов музыкальной грамоты
- правильно формировать гласные в сочетании с согласными;
- петь простые мелодии легато в медленном и среднем темпе;
- использовать активную артикуляцию, следить за чистотой интонации, не
форсировать звук, стремиться к естественной вокализации;
- иметь элементарное представление о голосовом аппарате.
В течение учебного года необходимо проработать с обучающимися:
- 3- 4 - простых произведения или современные песни. К «несложным» следует
отнести простые как по степени технической трудности, так и по своей
художественной сущности, произведения.
В конце 1-го полугодия проходят контрольное прослушивание. В конце 2 - го
полугодия исполняет на академическом концерте -2 произведения из репертуара за
учебный год. При достижении стабильных результатов может быть рекомендован к
участию в отчетном концерте или конкурсе.
2 КЛАСС
На втором году обучения продолжается работа по закреплению полученных
ранее начальных вокально-технических навыков, включаются элементы
исполнительства, углубляются представления об устройстве голосового аппарата.
В результате второго года обучения ученик должен:
- использовать правильную певческую установку;
- работать над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры;

- выравнивать звучность гласных, четко произносить согласные;
- работать над чистотой интонации и выразительностью звука;
- в работе над произведениями добиваться смыслового единства текста и музыки;
- осваивая прием плавного и гибкого звуковедения, постепенно готовиться к
исполнению вокализа.
В течение учебного года необходимо проработать:
- мажорные и минорные трезвучия, вокальные упражнения в пределах квинты;
- несложный вокализ (песню без текста);
- 3 - 4 несложных произведения.
В конце 1 - го полугодия на академическом концерте исполняет -2
разнохарактерных произведения.
В конце 2 - го полугодия на переводном экзамене учащийся исполняет
- - 2 разнохарактерных произведения из репертуара за учебный год.
3 КЛАСС
На третьем году обучения должна продолжаться работа по закреплению
полученных за предыдущие два года вокально-технических и исполнительских
навыков, а так же по:
- развитию и укреплению певческого дыхания и чистой интонации. Сюда
включается работа над вдыхательной позицией, правильной подготовкой
нотоглоточного канала, умение поддерживать необходимое для голосообразования
подскладочное давление «выдыхаемого воздуха»;
- выравниванию звучания по всему диапазону; выявлению звонкости для легких
голосов, т.е. согласованной работе всех органов артикуляции;
- развитию четкой дикции, выразительностью слова;
- необходимо продолжить работу по развитию вокального слуха.
Кроме того обучающийся должен:
- иметь полное представление о голосовом аппарате и гигиене голоса;
- чувствовать движение мелодии и кульминацию в исполняемых произведениях;
- стремиться выполнить простейшие исполнительские задачи.
В этот период возможно начать работу над выявлением индивидуального
тембра, в основном, в среднем регистре голоса.
В течение года обучающийся обязан проработать: упражнения, включающие
мажорные и минорные трезвучия, гаммы до 3-х знаков, вокализ, 2-х голосные
упражнения, читать с листа, подбирать по слуху мелодии, транспонирование.
В 3 -й четверти показать в исполнении вышеперечисленные виды работ на
техническом зачете:
- 1 - песню или вокализ.
На академическом концерте обучающийся исполняет:

- 2- разнохарактерных произведения из репертуара за учебный год.
4 КЛАСС
Основная работа состоит в развитии и укреплении певческого дыхания,
интонации, четкой артикуляции, осмысленном выполнении исполнительских задач,
поставленных педагогом. Начинается работа над подвижностью голоса в
упражнениях, над выработкой динамических оттенков в удобной тесситуре.
Следует обратиться к выработке ощущения пространственной перспективы во
время пения.
Обучающийся должен иметь элементарные представления о работе резонаторов,
выработать ощущения вокальной позиции, особенно при пении широких
интервалов.
Большое место отводить упражнениям, вырабатывающим кантилену:
восходящие и нисходящие гаммы до 5 знаков, арпеджио ТSD, двухголосие а так же
упражнениям с синкопированным ритмом. Следить за регулировкой певческого
вдоха, отработкой экономичного расходования дыхания.
С 4-го года обучения можно вводить без текстовую слоговую технику
исполнения, дающую возможность для свободной импровизации и использование
голоса, как виртуозного музыкального инструмента.
Здесь можно использовать полифонические произведения, фортепианные
этюды. Продолжается работа над сценическими движениями,
созданием внешнего образа, владением тела при исполнении произведений разных
жанров.
Формируя выпускную программу в начале года, целесообразно предусмотреть
варианты замены произведений.
Обучающийся в течение года должен работать над выпускной программой и
проработать:
Мажорные и минорные гаммы, трезвучия, малое арпеджио в медленном темпе,
упражнения на легато и стаккато, интервалы и скачки в пределах октавы, подбор
аккомпанемента, пение 3-х голосных упражнений:
- 4-5 разноплановых произведений.
На выпускном экзамене учащийся должен исполнить:
- вокализ (по желанию);
- 4 разнохарактерных из разной стилистике произведения из репертуара за учебный
год.
2.7. Требования к выбору репертуарного плана
Выбор репертуара для детей эстрадного вокального - наиболее трудная
задача руководителя. Однако именно правильно подобранный репертуар будет
способствовать духовному и техническому росту ребенка, а так же определит его
творческое лицо, позволит верно, решать воспитательные задачи. Подбирая
репертуар, следует руководствоваться несколькими принципами:
- идейной значимостью исполняемого произведения,

- художественной ценностью,
- воспитательным значением,
- доступностью музыкального и литературного текста,
- разнообразием жанровой и музыкальной стилистики,
- логикой компоновки будущей концертной программы,
- качеством фонограммы, записанной с применением сложной
техники.
2.8. Межпредметная связь в обучении
Результативность обучения в классе эстрадного вокала во многом зависит
от того, как педагог использует в учебном процессе межпредметные связи.
На занятиях педагог должен опираться на знание и навыки, которые
учащийся получает на уроках сольфеджио: знания, связанные с умением читать
полный текст, вокально-интонационные навыки, развитие гармонического
слуха. Существенно расширяет музыкальный кругозор учащихся занятия в
вокальном ансамбле, слушание музыки: сведения о композиторах, жанрах,
стилях, формах, фортепиано: умения самостоятельно разучить мелодию, подобрать
аккомпанемент.
3. Содержание программы
В настоящее время спрос на уроки вокала невероятно высок, поэтому сегодня
существует большое количество вокальных студий, школ и клубов. Определиться и
выбрать школу и педагога по вокалу бывает достаточно трудно. Примечательно, что
когда человек поет, он слышит себя не так, как слышат его окружающие люди,
поэтому даже опытный вокалист не всегда может самостоятельно изучить и
исправить свои ошибки. Для этого так важно участие профессионального педагога,
который подскажет в нужный момент и укажет на ошибки. Огромное значение,
конечно, имеет опыт и профессионализм преподавателя по вокалу. Дело в том, что
неправильные занятия пением могут привести к необратимым последствиям, даже к
заболеваниям дыхательных путей, поэтому заниматься вокалом следует только под
руководством опытного педагога. Также стоит сказать о том, что обучение вокалу это достаточно сложный и длительный процесс. Научиться петь за несколько уроков
практически невозможно. Поэтому желающие взять уроки вокала должны быть
готовы к трудной и кропотливой работе, которая, в конце концов, будет
вознаграждена.
Эстрадный вокал обычно по своему звучанию определяют как нечто среднее
между академическим или классическим вокалом и народным вокалом. Главное же
отличие эстрадного вокала от академического и народного состоит в целях и задачах
вокалиста. Задача эстрадного певца заключается в другом - в поиске своего
оригинального звука, своей собственной, характерной, легко узнаваемой манеры
пения, а также сценического образа.
Преподаватель вокала ставит голос таким образом, чтобы ученик мог петь
легко и правильно, свободно льющимся звуком. Красивый голос во многом заложен

от природы, однако хороший педагог по вокалу может научить пользоваться своими
природными голосовыми данными и развивать их.
Постановка голоса всегда занимала особое место среди музыкальных
дисциплин. Это и кажущаяся простота, ведь петь может каждый, достаточно просто
открыть рот, и в то же время сложность, ведь работу голосового аппарата нельзя
показать или увидеть. Не всегда талантливый певец понимает и может объяснить
природу своего голоса.
Голос является едва ли не самым выразительным музыкальным средством, для
одних это профессиональный инструмент, для других хобби. Уроки вокала, дают
возможность непосредственно прикоснуться к прекрасному миру музыки, не имея
под рукой никаких музыкальных инструментов. Это хорошая психофизическая
релаксация организма, снятие внутреннего напряжения, зажатости, усталости,
возможность творческого самовыражения личности. Наверно поэтому уроки вокала
всегда пользуются большой популярностью.
Основной задачей занятий по вокалу является постановка голоса,
развитие и укрепление голосового аппарата, правильное дыхание и расширение
диапазона. Уроки вокала - это индивидуальная, гибкая система занятий над
постановкой голоса с учетом индивидуальных особенностей и желаний каждого
обучающегося. Если сравнивать голос человека с музыкальным инструментом, то
можно сказать, что даже посредственный музыкальный инструмент будет звучать
вполне прилично, если знать какими приемами этого можно добиться. Правильная
школа вокала позволяет скрыть недостатки собственного голосового аппарата и
превратить их в определенные достоинства, то есть в оригинальную, характерную
только для данного вокалиста манеру пения. Кроме того, уроки пения позволяют
снять внутреннее напряжение, зажатость, усталость, и предоставляют человеку
возможность творческого самовыражения его личности. Поэтому сегодня уроки
вокала пользуются большой популярностью. Обучение вокалу увеличивает
звучность голоса, появляется красивый тембр, и, конечно, развивается музыкальный
слух. Также у учеников, обучающихся вокальной технике, улучшается дикция и
уменьшается утомляемость голоса. Отдельно стоит отметить о несомненной пользе
уроков вокала на здоровье. Дело в том, что в самом процессе пения задействуются
многие группы мышц.
Во время пения они совершают определенную физическую работу, которая
способствует укреплению организма человека. Благодаря постоянной вентиляции
легких во время занятий по вокалу, значительно снижается риск заболеваний
дыхательной системы.
Переходя к вокальным занятиям, надо постараться создать наиболее
благоприятную творческую обстановку. Полноценные занятия возможны тогда,
когда между учеником и педагогом возникают доброжелательные деловые и
человеческие отношения. Как правило, педагог не
только
учит
профессиональным навыкам, но и является духовным руководителем ученика.
Постановка корпуса и головы в пении
Начиная заниматься с учеником, следует обратить внимание на некоторые

внешние моменты: на установку корпуса, головы.
Выработка навыков поведения на эстраде - задача педагога по классу
сольного пения - требует внимания с первых же занятий. Певец сразу должен
привыкать к естественной, непринужденной, красивой позе, исключающей всякие
зажимы внутри и тем более судорожно сведенные руки, сжатые кулаки и т. д.,
лишние сопутствующие движения, которые отвлекают внимание и нарушают
гармонию. Внимание к позе, к установке корпуса создает ту мышечную
"подобранность", что необходима для успешного осуществления такой сложной
функции, как певческая. Особенно важно это в период обучения, когда
формируются певческие навыки. Если мышцы распущены, поза вялая, пассивная трудно рассчитывать на быстрое развитие нужных навыков. Надо всегда помнить,
что мышечная собранность, в сущности, есть нервно - мышечная собранность, что
мобилизация мышц одновременно мобилизует и нервную систему. А мы знаем, что
именно в нервной системе и устанавливаются рефлексы, те навыки, которые мы
хотим привить ученику.
Следует обращать внимание и на лицевую мускулатуру, ее спокойствие или,
напротив, напряженность в пении. Не должно быть гримас, все подчинено общей
задаче - выражению содержания произведения. Свободное лицо, свободный рот,
мягкий подбородок - необходимые условия верного голосообразования.
Уроки с начинающими
В занятиях с начинающими, вне зависимости от качества голоса ученика,
следует придерживаться некоторых общепризнанных правил, проверенных
практикой. Уроки не должны превышать 20 - 25 минут с перерывами между
упражнениями. Это объясняется не только тем, что не обладающий
выносливостью голосовой аппарат быстро устает и не может точно выполнить
предложенных ему вокально-технических задач, но и тем, что в пении мы имеем
дело со сложной координацией многочисленных органов, что требует большого
напряжения внимания.
Упражнения для начинающих должны быть несложными, чтобы внимание
ученика сосредоточилось на технике голосообразования.
Работа над дыханием
Дыхание - это источник энергии для возникновения звука.
Самым верным критерием оценки правильности дыхания служат слуховые и
мышечные ощущения. Красивый, полетный звук, связанный со свободным,
равномерным дыханием - есть результат естественной координации систем,
участвующая в голосообразовании.
Особую роль в пении играет организация вдоха и выдоха. Оба эти момента
взаимосвязаны и оказывают тесное влияние друг на друга.
Вдох должен быть активным, но спокойным. После вдоха следует на
мгновение задержать дыхание. В этот момент происходит смыкание голосовых
связок, которые преградят путь вдыхаемому воздуху. Мгновенная задержка

дыхания способствует плавному выдоху, что позволяет начать исполнение.
Продолжительный и плавный выдох результат умелого расходования
дыхания. Таким образом, дыхание является важным выразительным фактором в
пении.
Большое влияние оказывает дыхание и на тембр звука. Этот момент связан в
основном с атакой звука (степень и характер включения в работу в начале пения
голосовых связок).
В пении употребляется в основном два вида атаки: мягкая и твердая.
При мягкой атаке голосовые связки смыкаются не плотно и только в момент
начала звука, что обеспечивает спокойный звук, интонационную точность и
наилучший тембр.
При твердой атаке - голосовая щель плотно замыкается перед началом звука,
поэтому звук при ней получается весьма громкий, яркий и интонационно чистый.
Но так как для детского пения громкий звук не типичен, то твердая атака должна
применяться ограниченно, чаще как педагогический прием, способствующий
активизации процесса голосообразования.
Помощь в приобретении правильного певческого дыхания оказывают
упражнения. Эти упражнения должны исполняться в удобной тесситуре (высотное
положение звуков в произведении по отношению к диапазону), состоять из
отдельных звуков, фраз (небольших, а затем и значительных по размеру).
Артикуляция, дикция и звуковедение
В эстрадном вокале очень важную роль играет артикуляция и дикция.
Выразительное, глубоко осмысленное пение может быть только при четкой и ясной
дикции и правильной артикуляции.
Обучение пению связано с перестройкой работы голосового аппарата с
речевой функции на певческую. Это значит, что певческий гласный звук помимо
форманты, которые придают ему звонкость, полетность в звучании.
Так как пение осуществляется только на гласных, то именно из них и
вырабатывается все вокальные качества голоса (тембр, сила, точность интонации,
регистровая ровность) и техника. Особая роль здесь принадлежит упражнениям,
связанным с вокализацией мелодии на отдельные звуки-гласные и с чередованием
гласных, сначала на примарных звуках, а затем и на всем диапазоне.
Естественное красивое формирование гласных, безусловно, поможет создать
спокойное, устойчивое положение гортани и дыхания.
Умелое и правильное формирование гласных и согласных поможет добиться
в хоре подлинной кантилены, широкой и свободной напевности, которая должна
быть свойственная всем формам звуковедения от легато до стаккато. Характер
же звуковедения целиком зависит от характера произведения.
Необходимо помнить и довести до сознания учеников, следующие
важные правила:
• согласные, которыми заканчиваются слог или слово должны
переноситься к следующему слову или слогу;
• одинаковые гласные, встречающиеся в конце одного и начале другого

слова, поются раздельно;
• согласные звуки в конце слова произносится ясно и четко;
• ударные слова во фразах и ударные слоги в словах поются
несколько громче, чем безударные;
• слова в пении надо произносить в соответствии с общепринятым
литературным произношением, а не их правописанием.
3.1. Вокальные упражнения. Общие правила их выполнения
Наиболее простой вид музыкального материала для начинающего петь упражнения. Упражнения сопутствуют певцу на протяжении всей его творческой
жизни, отнюдь не только на первом этапе обучения. Трудно себе представить
певца, который бы не уделял ежедневно хоть немного времени упражнениям.
Напомним, что под упражнением понимается повторение какой-либо
деятельности с целью улучшить ее выполнение. Упражнения - это основное
средство приобретения навыков, т. е. автоматически протекающих действий в
любой сложной работе. В вокальном искусстве упражнения служат выработке
основных навыков, необходимых для профессионального пения. Правильное
зарождение звука и техника звуковедения в различных условиях, диктуемых
мелодией, - все это осваивается и закрепляется прежде всего на упражнениях и
потом уже совершенствуется и шлифуется на вокализах и художественных
произведениях. Упражнения, построенные на коротких отрезках музыкальных
фраз, как правило, транспонируются по полутонам вверх и вниз по звуковой
шкале. Такое повторение одних и тех же попевок ведет к установлению прочных
навыков. Последовательность одних и тех же музыкальных движений
закрепляется, образуя стереотип. В дальнейшем, встречаясь с подобной
фигурацией в произведении, певец выполняет ее автоматически верно.
Однако пение повторяющихся сочетаний звуков - попевок - можно назвать
упражнением только тогда, когда оно производится с определенной целью и когда
педагог или ученик оценивает результаты каждой попытки: приближает ли она к
поставленной цели. Простое пропевание упражнений без ясно поставленной цели
и критической оценки, т. е. распевание, разогревание голосового аппарата, не
ведет к совершенствованию выполнения. Напротив, бездумное, формальное пение
укрепляет порочные навыки.
Упражнения на развитие дыхания
В начале обучения главная задача - научиться правильно, дышать. Данному
разделу надо уделить особое внимание. Продвигаясь вперед, периодически надо
возвращаться к нему, повторяя дыхательные упражнения. Полезно использовать их
в качестве разогревающей гимнастики перед распеванием. Для начала проверим
работу дыхательных мышц. Положите ладони на живот и сделайте несколько
спокойных вдохов и выдохов. Чтобы дыхание было более интенсивным, согрейте
им руки или раздуйте воображаемый огонь в печи. Вы почувствуете, что живот
поднимается и опускается. Если этого не происходит, значит, вы пользуетесь самым

нерациональным видом дыхания - ключичным. Правильным является такое
дыхание, при котором наиболее активно работают межреберные мышцы нижних
стенок живота и диафрагмы - мембраны, отделяющей грудную область от брюшной.
Такой тип дыхания называется диафрагменным. Проще всего проверить движение
диафрагмы в лежачем положении. Нужно лечь на спину, положить руки чуть выше
живота, где находится солнечное сплетение (область диафрагмы), и сделать вдох и
выдох. При вдохе рука обязательно поднимется благодаря движению диафрагмы.
При выдохе рука опустится. Одновременно с проверкой движения диафрагмы
проверяется и движение мышц живота, которые работают ритмично и совпадают с
движениями диафрагмы при вдохе и выдохе. Таким же образом должна работать
диафрагма и брюшные мышцы в положениях стоя и сидя. Проверка покажет вам
достоинства и недостатки вашего физиологического дыхания.
Вокальные упражнения
Теперь, когда познакомились с основами правильного пения - диафрагменным
дыханием и свободным резонаторным звуком, можно перейти непосредственно к
упражнениям.
Вначале послушайте, как выполняет их педагог. Затем попробуйте повторить.
Упражнения следует выполнять в пределах первых 6 - 7 самых удобных звуков,
постепенно расширяя диапазон голоса. Следите за дыханием. Для контроля держите
руку на животе. Контролируйте работу нижнего резонатора. Следите за тем, чтобы
не дрожали губы, не задирайте вверх плечи и голову, не тяните вперед шею.
Сохраняйте ощущение покоя, комфорта и некоторой расслабленности. Работать
должен только живот, как бы подкачивая воздух для пения. К верхней ноте живот
напрягается больше, чем во время исполнения предыдущей. Это ощущает ваша
рука, лежащая на животе. Все вышеперечисленное является обязательным как для
упражнений, так и для непосредственного исполнения вещей.
3.2. Гигиена голоса в условиях напряженной работы
Даже если с голосом у вас все в порядке, вы регулярно занимаетесь техникой
и успешно осваиваете новый репертуар необходимо помнить о гигиене голоса. Даже
чемпион мира по бегу никогда не выходит на старт не разогревшись, ни один
боксер, штангист, гимнаст не выступает в соревнованиях без массажа и
предварительной разминки. Пение - это, если хотите, ”ювелирный спорт”,
требующий точной координации большого количества крошечных мышц вашего
тела, их подвижности и выносливости.
Качественная распевка сохраняется несколько часов. Поэтому если перед
концертом или прослушиванием вам будет негде распеться, сделайте это дома, в
спокойной обстановке. Чем короче выступление и больше времени остается до него,
тем дольше надо распеваться, чтобы быть на пике формы к самому выступлению
(обычно 30 - 40 минут). Если же вы разогреваетесь непосредственно перед
трехчасовым концертом, то не переусердствуйте, чтобы голос не устал (достаточно
10 - 15 минут). Необходимо также распеваться перед каждой репетицией: в гортани

темно, и связкам не видно, где вы находитесь.
Наконец, вот и последнее, но не менее важное применение распевок. Как
марафонский бегун продолжает бег, плавно переходя на ходьбу после финиша, так и
профессиональный вокалист после продолжительного концерта или репетиции не
сразу перестает петь. Нагрузку необходимо снижать постепенно. Это очень важно
для того, чтобы голосовые связки вернулись в обычное для них состояние покоя. По
окончании пения ваш разговорный голос должен звучать обычно (не выше и не
ниже), и вы должны быть в состоянии спеть самую низкую ноту вашего диапазона.
Это свидетельство того, что связки расслабились, и все накопившееся
напряжение ушло. Если в течение концерта с голосом не происходило ничего
непредвиденного, то для такого расслабления достаточно спеть несколько раз
хроматическую гамму на "И" или закрытый звук от удобной ноты из середины
диапазона до самой низкой вашей ноты, а затем немного помолчать. Если же голос
каким-то образом пострадал, необходимо сделать эту процедуру несколько раз до
достижения эффекта. Поможет также горячий душ и теплое молоко или некрепкий,
а лучше - травяной, чай. Если же усталость голоса сохраняется и наутро, то лучше
несколько дней не петь, а затем начать с упражнений, постепенно приводя голос в
рабочую форму. Очень важно в таком случае проанализировать ситуацию и понять,
в результате чего произошел сбой в работе вокального аппарата.
3.3. Работа над произведением.
После того, как вы освоите эти упражнения можно переходить к работе над
произведениями.
Начните с низких по тесситуре песен. Сначала выучите текст и мелодию.
Работа над произведением начинается с пропевания мелодии на любую
удобную гласную (обычно А, О или Э) или слог (НЭЙ или МЯУ) звук должен быть
точно таким же, как при исполнении упражнения. Затем попробуйте спеть с
текстом. Мелодия должна литься плавным потоком, четкость произношения и
дыхания не должны нарушать её течения.
Постоянно следите за дыханием, широко открывайте рот, тяните гласные,
особенно в окончании фраз. Над сложными местами рекомендуется поработать
отдельно. Когда произведения будет исполняться легко и непринужденно,
переходите к пению под фонограмму без голоса (минус). Постепенно можно
переходить к более сложным произведениям. Старайтесь расширять репертуар,
заботясь о вокальном здоровье, посвящая распеваниям 20-40 минут ежедневно,
больше слушайте хорошую музыку.
3.4. Концертные выступления.
Концертный репертуар составляется только из произведений, пройденных с
педагогом в классе.
Педагог должен выставить учащемуся годовую оценку с учетом успеваемости в
учебном году, работы и дома, дисциплины, восприятия замечаний педагога, участия

в концертах, результатов экзамена.
(В репертуарном разделе уч. плана педагог может указать так же произведения,
выбранные (без детальной проработки) для знакомства с творчеством какого-либо
композитора, с соответствующим стилем, эпохой, а также для воспитания и
поддержания интереса обучающегося).
Следует учитывать, что овладение исполнительской специальностью должно
предусматривать приобретение навыков публичных выступлений, при
индивидуальной оценке возможностей обучающихся.
Желательно постепенно приобщать обучающихся к публичным выступлениям,
проводя контрольные прослушивания программы в классе при других
обучающихся, родителях, гостях.
Концертным выступлениям предшествует кропотливая работа в классе и на
сценической площадке.
В концерте должны выступать только хорошо подготовленные, уверенные в
себе обучающиеся. Известно так же, что не все обучающиеся легко переносят
волнения, связанные с публичными выступлениями, теряют форму, стабильность.
Для них нужно менять условия, проводить показ работы в другой обстановке.
Однако для большинства обучающихся выступления стимулируют их интерес и
продвижение.
4. Методическое обеспечение программы
Определятся наличием методических разработок, через интернет, семинары,
консультации, мастер - классы, участие в конкурсах, просмотр CD, DVD дисков с
программами и методами работы в области вокальной техники. Дополняется
просмотрами ТВ проектов, где выступления участников комментируются членами
жюри.
4.1 Методические рекомендации к составлению индивидуального учебного
плана.
При составлении педагогом индивидуального учебного плана необходимо
учитывать начальные вокальные и физические данные обучающегося, их состояние,
изменения и перспективы развития. При проявлении характерных признаков,
связанных с мутацией голоса, необходимо корректировать и учебные задачи.
Всегда следует иметь ввиду, что форсированное звучание приносит
непоправимый вред и не допускать его. Педагогу следует настойчиво воспитывать у
обучающегося твердую волю как качество личности, стремление к работе в классе,
выполнению самостоятельных домашних заданий и упорство в изучении других
музыкальных дисциплин, предусмотренных учебным планом.
Учебные задачи формируются на основе принципа постепенности и
последовательности, единства художественного и технического развития певца с
учетом индивидуального подхода. В конце учебного года в плане следует отразить
уровень освоения педагогических задач и степень продвижения обучающегося, его
выступления. Репертуар составляет основу воспитания музыканта, его вкуса.

Поэтому подбор репертуара должен тщательным образом осуществляться из
лучших произведений народной, классической и современной музыки. Высокие
требования следует предъявлять к литературно - поэтическому тексту и содержанию
произведений. При подборе репертуара следует избегать высокой или слишком
низкой тесситуры произведений, тональностей, не соответствующих конкретному
голосу и возможностям обучающегося.
Не допускать завышение репертуара по степени трудности.
5. Примерный репертуар по годам обучения
1-класс
- Русские нар. песни: «Петушок», «Динь-дон», «Барашеньки», «Заиньки»,
«Горошина», «Андрей-воробей», «Во поле береза», «Виноград расцветает»,
«Вдоль по улице», «Вставала ранешенько», «Со вьюном я хожу», «На
зеленом лугу».
- Красев М.-«Елочка»
- Бах И.С. «За рекою старый дом»
- Калинников В. «Киска»
- Красев М. «Ландыш»
- Левина З. «Неваляшки», «Подсолнух», «Фонарик», «Что нам осень принесет»
- Лядов А. «Зайчик»
- Тиличеева Е. «Яблонька», «Пришла весна»
- Островский А. «Кролик», «Наша елка»
- Паулс Р. «Колыбельная»
- КузинаЕ.В.-«Колыбельная». «Где лягушки».
- Костин К. «Гномик», «Паучок»
- Ермолаев П. «Дискотека в зоопарке» - сб. песен
- А. Тихонов «Детские игрушки» - сборник песен
- С. Таюшев «Музыкальные приключения» - сборник песен с CD
Приложением
- ТерхановС.Я. «Куколка»,»Лягушка», «Про буквуРе».
2-класс
- Тюльканов.А. «Россия моя», «Ночь,луна,джаз»
- Белорусская нар. песня «Дудочка-дуда», «Сел комарик»
- Словацкая нар. песня «Спи, моя милая»
- Русские народные: «Ой во поле травушка», «В сыром бору тропина», «На
горе, горе», «Пойду ль я», «Ходила младешенька», «На горе то калина»
- Глинка М. «Ты, соловушка, умолкни»
- Алябьев А. «Зимняя дорога»
- Кюи Ц. «Лето», «Осень», «Ласточка»
- Петряшева А. «Ох уж эти гаммы»,
- Моцарт В.А. «Колыбельная»
- Бетховен «Сурок», «Малиновка»

- Левина З. «Матрешки»
- Космачев А. «Мне очень нужен друг»
- Чичков Ю. «Песенка шелковой кисточки, «Самая счастливая»
- Баневич С. «Мир»
- Варламов А. «Посиделки», «Катерок», «1, 23», «Веселая мышка» - сборники
песен
- «Песни для детей»- сборник песен. М. «Владос» 2002 г.
- Ермолов А. «Дружба», «Где живет сказка». «День рожденья».
- «Рождество и Новый год» - сборник песен с аудио приложением CD
3 КЛАСС
- Русские нар. песни: «В низенькой светелке», «По небу, по синему»,
«Яблоня моя», «Ты воспой в саду, соловейко», «Эх, лапти мои», «Во
горнице», «Как по морю»
- ПетряшеваА. «НЕБО»
- Гурилев А. «Домик-крошечка», «Сарафанчик»
- Булахов П. «Колокольчики мои»
- Кюи Ц. «Майский день», «Зима».
- Шуберт Ф. «Дикая роза», «Колыбельная»
- Ермолов А. «Желаем удачи», Колыбельная для Лизы».
- Дунаевский И. «Спой нам ветер», «Скворцы прилетели»
- Е. Крылатов «Прекрасное далеко»
- В. Шаинский «Уголок России»
- Гаврилин А. «Мама»
- Струве Г. «Музыка»
- Журбин А. «Планета детства», «Парус дружбы»
- Тюльканов А. «Как птицей стать»
- Ударцев В. «Веселое путешествие», «Радуга»
- Т. Ефимов «Что такое ералаш?» - сборник песен Ярославль 2006 г.
- Т. Пархоменко «Кто главней» - сборник песен с CD Приложением
- П. Синявский «Смешной человечек» - сборник песен Ярославль 2003г.
-Терханов С.Я. «Площадь алой зари», «Первый осенний день».
-Дунаевский М. «Ветер перемен»
-Агилера Кр. «HART»
-Джамала- «SMAIL»
4 КЛАСС
- Русские нар. песни «Я на камушке сижу», «Меж крутых бережков», «Как во
тереме», «У ворот сосна зеленая», «Валенки» «Во лесочке комарочков»
«Балалайка-балалаечка», «У зари – то , у зореньки»
- Глинка М. «Не пой красавица», «Венецианская ночь»
Даргомыжский А. «Юноша и дева», «16 лет»
- Гурилев А. «Матушка-голубушка», «Внутренняя музыка»
- Булахов И. «Тройка»

- Дюбук А. «Птичка», «Не брани меня, родная»
- Варламов А. «На заре ты ее не буди», «Красный сарафан», «Белеет парус»
- Чайковский П. «Мой садик»
- Шопен Ф. «Желание»
- Перголези «Ах, зачем я не лужайка»
- Блантер М. «Колыбельная»
- Челноковы И.и Е. «В ожидании весны» сб. песен
- Верижников Ю. «Детство мчится» сб. песен
- Д. Тухманов «Живая музыка»
- А. Пахмутова «Надежда», «Птица счастья»
- Ю. Антонов «Родные места»
- Т. Ефимов «Загрустила что-то Баба - Яга» - сборник песен, Ярославль
2005г.
- Е. Зарицкая «Земля полна чудес» - сборник песен Санкт-Петербург 2003г.
- «Хрестоматия музыкального материала» М. «Просвещение» 2004г.
- Зарубежная эстрада («Nina Simone», «Kuin», «Bon Jovi»…).
6. Условия для эффективной реализации программы. Кадровое обеспечение
1. Техническое оснащение кабинета (компьютер, усилитель звука, колонки,
микрофон);
2. Педагог дополнительного образования сольного эстрадного пения;
3. Грамотно проведенный набор учащихся.
7. Материально-техническая база:
Помещение для занятий должно быть достаточно светлым,
просторным,
звукоизолированным,
а
оборудование
соответствовать
современному техническому уровню (компьютер, микрофоны, акустическая
аппаратура).
Список используемой литературы:
Б. Вайкль «О пении и прочем умении». «Аграф» 2000г.
В.И. Садовников «Орфоэпия в пении» М. 2001 г.
О.В. Далецкий «Бельканто без секретов» М. 2001г.
Н. Попков «Постановка голоса». Москва 2002г.
В. Федонюк «Детский голос». Санкт - Петербург 2002г.
К. Плужников «Механика пения». Санкт - Петербург 2004г.
В.П. Анисимов «Диагностика музыкальных способностей детей» М. «Владос»
2004г.
8. Э.Г. Чурилова «Методика и организация театральной деятельности
школьников» М. «Владос» 2004г.
9. С. Оськина Д. Парнес «Музыкальный слух». Москва 2005г.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

10. И. Исаева «Эстрадное пение» «АСТ» 2006г.
11. Б. Ляшенко «Хочу к микрофону». Москва 2007г.
12. О.Ю. Ермолаева - Томина «Постановка голоса и дыхания» «Центр,
«Полиграф» 2008г.
13. Т.И. Бакланова Г.П. Новикова «Музыкальный мир» 2008г.
14. Б. Сергеев «20 классических вокализов» 2008г.
15. Е.А. Левина «Вокальные упражнения» Ростов-на-Дону «Феникс» 2008г.
16. Н.М. Ладухин «Вокализы» М. 2008г.
17. О.Л. Сафронова «Распевки» «Планета музыки» 2009г.
18. О.А. Скопинцева «Развитие музыкально-художественного творчества»
Волгоград 2009г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».