Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 6»
городского округа Саранск
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
ПРОГРАММА
по учебному предмету
ПО.01.УП.01.СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
(ГИТАРА)
Срок обучения 5 (6), 8(9) лет
Саранск 2016
«Одобрено»
«Утверждаю»
Методическим советом
МБУДО «ДМШ № 6» г.о. Саранск
«____» _______________ 20____ г.
дата рассмотрения
Директор П.С.Еськин
______________
(подпись)
«____» _______________ 20____ г.
дата утверждения
Разработчик – Сенькина Г.Н., преподаватель по классу гитары МБУДО
«ДМШ № 6»
Рецензент – Боронина О.П., заместитель директора
преподаватель по классу гитары, домры МБУДО «ДМШ № 6»
по
УВР,
Рецензент
–
Гудулина
О.А.,
преподаватель
отделения
«Инструментальное исполнительство – инструменты народного оркестра»
ГБПОУ РМ СМУ ИМ Л.П.КИРЮКОВА, Заслуженный работник культуры
Республики Мордовия
Структура программы учебного предмета
I.
Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета;
II.
Содержание учебного предмета
III.
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
Требования к уровню подготовки обучающихся
IV.
Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V.
Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Методические рекомендации по организации самостоятельной
работы;
VI.
Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Учебная литература;
- Учебно-методическая литература;
- Методическая литература
Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента
«гитара», далее – «Специальность» (гитара)», разработана на основе и с
учетом федеральных государственных требований к дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной
программе
в
области
музыкального искусства «Народные инструменты».
Учебный
предмет
«Специальность
(гитара)»
направлен
на
приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на домре, получение
ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и
духовно- нравственное развитие ученика.
Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед
педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных
вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие
индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее одаренных из них на их дальнейшую профессиональную деятельность.
Примерный учебный план по дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной
инструменты
программе
(гитара)»
направлен
в
области
на
искусства
приобретение
«Народные
обучающимися
музыкально-исполнительских знаний, умений, навыков.
2. Срок реализации учебного предмета «Специальность (гитара)» для
детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в
возрасте:
– с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет;
– с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.
Для детей, не закончивших освоение образовательной программы
основного общего образования или среднего (полного) общего образования и
планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие
основные
профессиональные
образовательные
программы
в
области
музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного
учреждения
на
реализацию
учебного
предмета
«Специальность (гитара)»:
Таблица
1
Срок обучения
Максимальная учебная нагрузка
8 лет
9-й год
обучения
5 лет
6-й год
обучения
1316
214,5
924
214,5
559
82,5
363
82,5
757
132
561
132
(в часах)
Количество
часов на аудиторные занятия
Количество
часов
на
внеаудиторную
(самостоятельную) работу
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная,
рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.
Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать
ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоциональнопсихологические особенности.
5. Цели и задачи учебного предмета «Специальность (гитара)»
Цели:
• развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе
приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать,
осваивать и исполнять на гитаре произведения различных жанров и форм в
соответствии с ФГТ;
• определение наиболее одаренных детей и их дальнейшая подготовка к
продолжению обучения в средних профессиональных музыкальных учебных
заведениях.
Задачи:
• выявление творческих способностей ученика в области музыкального
искусства и их развитие в области исполнительства на гитаре до уровня
подготовки,
достаточного
для
творческого
самовыражения
и
самореализации;
• овладение знаниями, умениями и навыками игры на гитаре,
позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования;
• приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;
• формирование
навыков
сольной
исполнительской
практики
и
коллективной творческой деятельности, их практическое применение;
• достижение
уровня
образованности,
позволяющего
выпускнику
самостоятельно ориентироваться в мировой музыкальной культуре;
• формирование у лучших выпускников осознанной мотивации к
продолжению
профессионального
обучения
и
подготовки
их
к
вступительным экзаменам в профессиональное образовательное учреждение.
6.
Обоснование
структуры
программы
учебного
предмета
организации
занятий
«Специальность (гитара)».
Программа
содержит
необходимые
для
параметры:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствие с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
• словесный (рассказ, беседа, объяснение);
• метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков
ученика, работа над художественно-образной сферой произведения);
• метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение
педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа);
• объяснительно-иллюстративный
(педагог
играет
произведение
ученика и попутно объясняет);
• репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по
образцу учителя);
• метод проблемного изложения (педагог ставит
и сам решает
проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);
• частично-поисковый
(ученик
участвует
в
поисках
решения
поставленной задачи).
Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей
учащегося.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета.
Материально-техническая база образовательного учреждения должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны
труда.
Учебные
аудитории
для
занятий
по
учебному
предмету
«Специальность (гитара)» должны иметь площадь не менее 9 кв.м, наличие
фортепиано, пюпитра. В образовательном учреждении должны быть созданы
условия
для
музыкальных
содержания,
своевременного
инструментов.
обслуживания
Образовательное
и
ремонта
учреждение
должно
обеспечить наличие инструментов обычного размера, а также уменьшенных
инструментов (гитар), так необходимых для самых маленьких учеников.
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета «Специальность (гитара)», на максимальную,
самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Таблица 2
Срок обучения 9 лет
Распределение по годам обучения
Класс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Продолжительность
32
33
33
33
33
33
33
33
33
2
2
2
2
2
2
2,5
2,5
2,5
учебных занятий (в
неделях)
Количество часов на
аудиторные занятия
в неделю
Общее количество
559
часов на аудиторные
641,5
82,5
занятия
Количество часов на
2
2
2
3
3
3
4
4
4
64
66
66
99
99
99
132
132
132
внеаудиторные
занятия в неделю
Общее количество
часов
на
внеаудиторные
(самостоятельные)
занятия по годам
Общее количество
часов
757
на
132
889
внеаудиторные
(самостоятельные)
занятия
Максимальное
количество
4
4
4
5
5
5
6,5
6,5
6,5
часов
занятия в неделю
Общее максимальное 128 132 132 165 165 165 214,5 214,5 214,5
количество часов по
годам
Общее максимальное
1316
214,5
количество часов на
весь период обучения
1530,5
Таблица 3
Срок обучения – 6 лет
Распределение по годам обучения
Класс
Продолжительность
занятий (в неделях)
учебных
1
2
3
4
5
6
33
33
33
33
33
33
Количество
часов
на
2
2
2
2,5
2,5
2,5
аудиторные занятия в неделю
Общее количество
363
часов на аудиторные занятия
Количество
часов
82,5
445,5
на
3
3
3
4
4
4
внеаудиторные
(самостоятельные)
занятия
в
неделю
Общее количество
561
часов на внеаудиторные
693
132
(самостоятельные) занятия
Максимальное количество часов
5
5
5
6,5
165
165
165
6,5
6,5
на занятия в неделю
Общее
максимальное
214,5 214,5 214,5
количество часов по годам
Общее
максимальное
924
214,5
количество часов на весь период
обучения
1138,5
Учебный материал распределяется по годам обучения
классам.
Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данное
время направлено на освоения учебного материала.
Виды внеаудиторной работы:
- самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
- подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
- подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных
залов, музеев и др.),
- участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурнопросветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Годовые требования по классам
Срок обучения – 9 лет
Первый класс (2 часа в неделю)
1 полугодие
Значение «донотного» периода в работе с начинающими, опора на
слуховые представления. Активное слушание музыки (игра педагога,
домашнее прослушивание музыки по желанию ученика) с последующим
эмоциональным откликом ученика (в виде рисунка, рассказа).
Упражнения без инструмента, направленные на освоение движений,
используемых в дальнейшем на гитаре.
Знакомство с инструментом. Основы и особенности при
постановке игрового аппарата.
посадке,
Принципы звукоизвлечения. Постановка
правой руки. Освоение приемов игры: апояндо и тирандо. Постановка левой
руки. Игра упражнений, песенок-прибауток на отдельно взятой ноте,
освоение мажорных и минорных тетрахордов. Принцип индивидуального
подхода в освоении грифа (при маленькой и слабой правой руке, начинать
следует с игры в IV позиции).
Знакомство
с
элементами
музыкальной
грамоты.
Освоение
музыкального ритма в виде простых ритмических упражнений, связанных с
иллюстрацией на гитаре ритма слов.
Игра ритмических рисунков на
открытых струнах и с чередованием извлекаемых звуков на грифе.
Подбор по слуху небольших попевок, народных мелодий, знакомых
песен.
Воспитание в ученике элементарных правил сценической этики,
навыков мобильности, собранности при публичных выступлениях.
В течение 1 полугодия обучения ученик должен пройти:
8-12 песен-прибауток на открытых струнах;
2 этюда;
4-6 небольших пьес различного характера.
Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия
Считалочки
«Андрей-воробей»,
«Сорока-сорока»,
«Паровоз»,
«Дождик» и др.
1.Карулли Ф. «Вальс»
Иванова - Крамская Н. «Горнист»
Русская
народная
песня
«Как
под
горкой,
под
горой»
2.Каркасси Н. «Андантино»
Козлов В.« Маленькая балерина»
Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»
2 полугодие
Продолжение «донотного» периода: освоение мажорных, минорных и
хроматических тетрахордов, игра по слуху (транспонирование попевок,
знакомых мелодий от 2 до 7 позиций).
Продолжение освоения нотной
грамоты. Игра по нотам. Развитие первоначальных навыков игры на
инструменте. Знакомство с основой динамики – форте, пиано.
Игра гамм C-dur, G-dur, a-moll – начиная с открытой струны.
Чтение нот с листа. Упражнения на развитие координации.
В течение 2-го полугодия обучения ученик должен пройти:
гаммы C-dur, G-dur ударом П, переменный удар ПV, дубль- штрих;
2 этюда;
8-10 песен и пьес различного характера, включая переложения
зарубежных и отечественных композиторов.
Чтение нот с листа. Подбор по слуху. Игра в ансамбле с педагогом.
За учебный год учащийся должен исполнить:
Таблица 4
1 полугодие
2 полугодие
февраль – зачет
Март – контрольный урок по гаммам.
Май – экзамен - зачет
(3 разнохарактерные пьесы, включая
этюд).
(2 разнохарактерные пьесы).
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета):
1. Каркасси М . Allegretto
Украинская народная песня «Ой, джигуне, джигуне»
Каркасси М. Этюд до мажор
2. Карулли Ф. Песенка
Кочетов С. «Весёлый сапожник»
Калинин В. Этюд ля минор
Второй класс (2 часа в неделю)
Работа
над
дальнейшей
стабилизацией
посадки
и
постановки
исполнительского аппарата, координацией рук. Освоение технологии
исполнения основных штрихов (стаккато,
легато). Дальнейшее освоение
основных приёмов игры, включая арпеджио. Освоение игры двойными
нотами и аккордами с открытой струной. Освоение более сложных
ритмических рисунков. Контроль над свободой исполнительского аппарата.
Освоение I, II, III позиций. Освоение переходов в смежные позиции.
Применение динамики как средства музыкальной выразительности для
создания яркого художественного образа. Контроль над свободой игровых
движений. Слуховой контроль над качеством звука. Знакомство с основными
музыкальными терминами.
Игра
хроматических,
динамических,
ритмических
охватывающих освоенный учеником диапазон инструмента.
В течение 2 года обучения ученик должен пройти:
упражнений,
мажорные и минорные двухоктавные гаммы: D-dur, A-dur, e-moll, cmoll, хроматическую гамму в две октавы
2 этюда;
8-10 пьес различных по характеру, стилю, жанру.
Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
За учебный год учащийся должен исполнить:
Таблица 5
1 полугодие
2 полугодие
Октябрь – контрольный урок по
гаммам и упражнениям.
Декабрь – зачет
(3 разнохарактерные пьесы, включая
этюд).
Март – контрольный урок по гаммам
и упражнениям.
Май – экзамен - зачет
(3 разнохарактерные пьесы, включая
этюд).
Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия:
1. Фортэа Д. Вальс
Шаинский В. «Антошка» .
Каркасси М. Этюд ре минор
2. Карулли Ф. Танец
Калинин В. «Как ходил, гулял, Ванюша»
Каркасси М. Этюд соль мажор
Примерный репертуарный список переводного экзамена - зачета
1. Сор Ф. Анданте
Калинин В. обр. «Частушка»
Каркасси М. Этюд до мажор
2. Каркасси М. Прелюдия ля минор
Яшнев В. обр. «Ой, ты, девица, обручённая»
Джуллиани М. Этюд до мажор
Третий класс (2 часа в неделю)
Вся работа педагога: объяснения, показ отдельных деталей и
иллюстрирование пьес, критерии оценок, контроль над самостоятельной
работой - приобретает качественно иной характер и должна быть более
критично направлена на достижение учеником свободной и осмысленной
игры.
Закрепление освоенных терминов, изучение новых терминов.
Работа над приёмами игры: легато и стаккато. В программу
включаются пьесы кантиленного характера.
Включение в программу произведений крупной формы (сюита, цикл,
соната,
вариации).
Освоение
двойных
нот:
терцовых,
секстовых
последовательностях в небольших группах, смешанных построениях.
Развитие
в
ученике
творческой
инициативы.
Более
активное
привлечение ученика во все этапы обучения (обозначение аппликатуры,
динамики, поиск приема, штриха, создание художественного образа).
Исполнение этюдов и пьес с более сложными ритмическими рисунками
(триоли, секстоли, синкопы).
Освоение мелизмов: форшлаг (одинарный, двойной), мордент, трель.
Освоение красочных приемов (игра у подставки, игра на грифе).
Освоение натуральных флажолет.
В течение 3 года обучения ученик должен пройти:
хроматические
упражнения,
упражнения
различных
авторов;
двухоктавные гаммы до мажор и ля минор в аппликатуре Сеговии, типовые
мажорные гаммы с каденциями, хроматическую трёхоктавную гамму
Играть всеми штрихами, пройденными во 2 классе, и ритмическими
группировками (дуоль, триоль, квартоль).
Кроме того, в течение 3 года обучения ученик должен пройти:
4 этюда до трех знаков при ключе, на различные виды техники;
8-10 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и
отечественных композиторов.
Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
За учебный год учащийся должен исполнить:
Таблица 6
1 полугодие
2 полугодие
Октябрь – контрольный урок (1
гамма, 1 этюд).
Декабрь – зачет
(3 разнохарактерные пьесы, включая
этюд).
Март – контрольный урок
(одна гамма, один этюд).
Май – экзамен - зачет
(3 разнохарактерных произведения,
включая этюд).
Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия
1. Шуман Р. Военный марш
Гречанинов А. Мазурка
Каркасси М. Этюд ре мажор
2. Джулиани М. Аллегро
Калинин В. обр.« Ах, вы, сени мои, сени»
Сор Ф. Этюд ми минор
Примерный репертуарный список переводного экзамена - зачета
1. Джулиани М. Пьеса
Шумеева Л. обр. Чешская песенка
Сагрерас Х. Этюд ре мажор.
2. Де Визе Р. Менуэт
Иванов - Крамской А. обр «Я на горку шла»
Каркасси М. Этюд ля мажор
Четвертый класс (2 часа в неделю)
Дальнейшее последовательное совершенствование освоенных ранее
приемов игры, штрихов. Более тщательная работа над игровыми движениями
обеих рук в отдельности и их координацией. Работа, направленная на
развитие мелкой техники. Дальнейшее освоение двойных нот и аккордов.
Работа над техникой перехода из позиции в позицию. Работа над развитием
музыкально-образного
воображения.
мышления,
творческого
художественного
Включение в программу произведений крупной формы: сонат, сюит.
В пьесах-миниатюрах необходимо добиваться конкретики штриха,
соответствующего ему приема, яркой, широкой по диапазону динамики,
четкой артикуляции.
Освоение красочных приёмов игры: глиссандо, вибрато, пакреадо
Контроль педагогом самостоятельной работы ученика: поэтапность
работы над произведением, умение вычленить технический эпизод,
трансформировать его в упражнение и довести до качественного исполнения
и т.д.
Упражнения на разные виды техники.
В течение 4 года обучения ученик должен пройти, упражнения
различных авторов;
трёхоктавные гаммы: соль мажор и ми минор, типовые мажорные и
минорные гаммы до четырёх знаков.
4 этюдов до трех знаков при ключе на различные виды техники;
8-10 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и
отечественных композиторов.
Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
За учебный год учащийся должен исполнить:
Таблица 7
1 полугодие
2 полугодие
Октябрь – контрольный урок (1
гамма, 1 этюд на различные виды
техники).
Декабрь – зачет (3 разнохарактерных
произведения, включая этюд).
Март – контрольный урок
(одна гамма, один этюд).
Май – экзамен - зачет
(3 разнохарактерных произведения,
включая этюд).
Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия
1. Молино А. Рондо
Агафошин П обр.«Ой, да ты, калинушка» .
Джулиани М Этюд соч. 100, № 11.
2. Зябликов Н. Прелюдия.
Бах И. С. Волынка
Каркасси М. Этюд соч. 60 № 1.
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)
1. Бах И. С. Бурре ми минор
Варламов А. «На заре ты её не буди»
Сор В. Этюд си минор
2. Паганини Н. Сонатина до мажор
Высоцкий М. обр. «Ох, болит, что болит»
Джулиани М Этюд ре мажор.
Пятый класс (2 часа в неделю)
Развитие и совершенствование всех ранее освоенных музыкально–
исполнительских навыков игры на инструменте. Более тщательная работа
над качеством звукоизвлечения, формирование объективной самооценки
учащимся собственной игры, основанной на слуховом самоконтроле.
Особое
составление
внимание
преподавателя
должно
быть
направлено
на
программ с учетом ясной дифференциации репертуара
на
произведения инструктивные, хрестоматийно-академические, концертные,
конкурсные и другие.
Освоение техники исполнения искусственных флажолет. Освоение
приёма баррэ.
В течение 5 года обучения ученик должен пройти:
упражнения,
наиболее
необходимые
для
дальнейшего
совершенствования игры;
при повторении ранее освоенных гамм по программе 4 класса особое
место необходимо уделить игре минорных гамм гармонического и
мелодического видов, а также освоению в них более сложных приемов:
чередование штрихов legato, staccato, триоли, чередование длительностей
(восьмые-шестнадцатые); особое внимание направить на динамическое
развитие; исполнение гамм двойными нотами: терциями, секстами
гаммы E-dur, F-dur трёхоктавные, до минор двухоктавный
хроматическая гамма от звука E трёхоктавная ;
4 этюда до четырех знаков при ключе на различные виды техники;
8-10 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и
отечественных композиторов.
Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
За учебный год учащийся должен исполнить:
Таблица 8
1 полугодие
2 полугодие
Октябрь – контрольный урок (1
гамма, 1 этюд.
Декабрь – зачет (2 разнохарактерных
произведения).
Март – технический зачет
(одна гамма, один этюд).
Май – экзамен - зачет
(2 разнохарактерных произведения,
включая
произведение
крупной
формы).
Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия
1. Гендель Г. Сарабанда
Джулиани М. Сонатина до мажор
Агуадо Д. этюд ля минор
2. Фурман Г. Бурре
Моцанни Л. Старинная итальянская песня
Сор Ф. Этюд, соч. 35 №22
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)
1. Вайс С. Фантазия
Панин П. Татарский танец
Джулиани М. Этюд Соч. 48 №19
2. Кост Н. Рондо соль мажор
Анидо М. - Л. Аргентинская Народная мелодия
Джулиани М. Этюд, соч. 100 №13
Шестой класс (2 часа в неделю)
Совершенствование всех ранее изученных приемов в более сложном
по
техническому и
художественному содержанию
варианте.
При
необходимости работа над новыми приемами и штрихами. Развитие
аппликатурной грамотности. Умение самостоятельно разбираться
в
основных элементах фразировки (мотив, фраза, предложение, часть)
В течение 6 года обучения ученик должен пройти:
упражнения,
наиболее
необходимые
для
дальнейшего
совершенствования игровых умений;
двухоктавные гаммы H-dur, Gis-dur, h-moll с каденциями, повторение
гамм за 5 класс;
4 этюда до четырех знаков при ключе на различные виды техники;
8-10 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и
отечественных композиторов.
Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
За учебный год учащийся должен исполнить:
Таблица 9
1 полугодие
2 полугодие
Октябрь – контрольный урок (одна
гамма,
показ
самостоятельно
выученной пьесы).
Декабрь – зачет (2 разнохарактерных
произведения).
Март – технический зачёт (одна
гамма, один этюд ) .
Май – экзамен-зачет
(2 разнохарактерных произведения,
включая
произведение
крупной
формы).
Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия
1. Де. Визе Алеманда
Иванов - Крамской А. обр.«Ах, ты сад»
Джулиани М. Этюд ре мажор
2. Паганини Менуэт
Понсе М. Звёздочка
Каркасси М. Этюд, соч. 60 №9
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)
1. Чимароза Соната
Полухин П. Фантазия на тему украинской народной песни «Щедрик»
Каркасси М. Этюд, соч. 60 №19
2. Бах И. С. Сюита ми мажор
Лауро А. Венесуэльский вальс
Джулиани М. Этюд, соч. 48 №9
Седьмой класс (2, 5 часа в неделю)
Совершенствование всех ранее освоенных
учеником
музыкально–
исполнительских навыков игры на инструменте должно проходить в тесной
связи с развитием его общего культурного уровня, его стремлением к
творческой самостоятельности, активности. В связи с решением данных
задач необходимо включить в программу одну самостоятельно выученную
пьесу средней степени сложности.
Разнообразная по стилям, жанрам учебная
программа должна
включать все ранее освоенные приемы игры, штрихи, их комбинированные
варианты.
Самостоятельная работа над произведением.
В течение 7 года обучения ученик должен пройти:
упражнения,
наиболее
необходимые
для
дальнейшего
совершенствования игровых умений;
игра гамм должна иметь четкую, последовательную схему по принципу
«от простого к сложному», направлена на стабилизацию всех ранее
освоенных штрихов и приемов;
4 этюда до четырех знаков при ключе на различные виды техники;
требования к исполнению этюдов приближаются к требованиям исполнения
художественного произведения;
6-8 пьес разного характера, включая переложения зарубежных и
отечественных композиторов.
Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
За учебный год учащийся должен исполнить:
Таблица 10
1 полугодие
2 полугодие
Октябрь контрольный урок (одна
гамма, один этюд).
Декабрь – зачет (2 разнохарактерных
произведения).
Март – технический зачет (одна
гамма, один этюд).
Май – экзамен - зачет
(3 разнохарактерных произведения,
включая
произведение
крупной
формы).
Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия
1. Милано Л. Павана
Иванов - Крамской А. Вариации на тему романса «На заре ты её не буди»
Каркасси М. Этюд №23
2. Таррега Ф. Гавод
Сор Ф. Фолия
Джулиани М. Этюд, соч. 48 №24
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)
1.Бах И. С. Прелюдия ре минор
Таррега Ф. Мазурка «Мариэтта»
Таррега Ф. Этюд ля мажор
2. Чимароза Д. Соната
Дамас Т. Скерцо
Кост Н. Этюд №6.
Восьмой класс (2,5 часа в неделю)
Продолжение совершенствования всех ранее освоенных
учеником
музыкально–исполнительских навыков игры на инструменте.
Подготовка к выпускному экзамену.
В течение 8 года обучения ученик должен продемонстрировать:
умение сыграть любую ( двухоктавную, трёхоктавную минорную,
мажорную) гамму всеми ранее освоенными штрихами, приемами, динамикой
и т.д. в максимально быстром темпе;
исполнение 3-х этюдов, один из которых может быть заменен
виртуозной пьесой.
За учебный год учащийся должен исполнить:
Таблица 11
1 полугодие
2 полугодие
Октябрь – контрольный зачет (1
гамма,1 этюд или виртуозная пьеса).
Декабрь – дифференцированное
прослушивание части программы
выпускного
экзамена
(2
произведения, обязательный показ
произведения крупной формы и
произведения
на
выбор
из
программы выпускного экзамена).
Март – прослушивание перед
комиссией
оставшихся
двух
произведений
из
выпускной
программы, не сыгранных в декабре.
Май – выпускной экзамен
(4 разнохарактерных произведения,
включая
произведение
крупной
формы, виртуозное произведение,
произведение,
написанное
для
домры).
Примерный репертуарный список итоговой аттестации:
1. Скорлатти Д. Соната ми минор
Бах И. С. Бурре си минор
Роч П. Хабанера
Руднев С. обр. «Липа вековая»
2. Шнитке А. Менуэт, Фуга из «Сюиты в старинном стиле»
Сор Ф. Ронда ре мажор
Иванов-Крамской А. вариации на тему русской народной песни «У ворот,
ворот»
Кост Н. Этюд №6
Учащиеся, продолжающие обучение в 9 классе, сдают выпускной
экзамен в 9 классе.
Девятый класс (2, 5 часа в неделю)
Подготовка
профессионально
ориентированных
учащихся
к
поступлению в средние специальные учебные заведения. В связи с этим
перед учеником по всем вопросом музыкального исполнительства ставятся
повышенные требования:
- к работе над техникой в целом;
- к работе над произведением,
- к качеству самостоятельной работы;
- к сформированности музыкального мышления.
Выбранная для вступительных экзаменов программа обыгрывается на
концерте класса, отдела, школы, конкурсах.
С целью воспитания в ученике навыков культурно-просветительской
деятельности рекомендуется участие учащихся
в лекциях-концертах,
тематических концертах в других учебных заведениях (детских садах,
общеобразовательных учреждениях и т. д.)
За учебный год учащийся должен исполнить:
Таблица 12
1 полугодие
2 полугодие
Октябрь – технический минимум в
виде контрольного урока
(1 гамма,1 этюд или виртуозная
пьеса).
Декабрь – зачет
(2 новых произведения).
Март – академический вечер
(3 произведения из программы 8-9
классов,
приготовленных
на
выпускной экзамен).
Май – выпускной экзамен
(4 разнохарактерных произведения).
Примерный репертуарный список
1. Бренчинелло Ф. Партита
Морено - Торроба Х. Фандальгильо из Кастильской сюиты
Семензато Х. Шоро
Иванов-Крамской А. обр. «Тонкая рябина»
2. Бах И.С. Куранта
Молино Ф Соната. Соч. 6 №3
Мендельсон Г. Концонетта
Ларичев Е. обр. «Степь да степь кругом»
Годовые требования по классам
Срок обучения - 6 лет
Требования по специальности для обучающихся на гитаре сроком 5 лет
те же, что и при 8-летнем обучении, но в несколько сжатой форме. Условно
говоря, все темы изучаются в меньшем объеме часов.
Репертуар должен во всех классах включать разнохарактерные
произведения различных стилей, жанров, но он может быть немного легче (в
зависимости от способностей ученика). Ученики, занимающиеся по
пятилетней программе, должны принимать активное участие в концертной
деятельности, участвовать в конкурсах. Задача педагога -
выполнение
учебной программы направить на максимальную реализацию творческого
потенциала ученика, при необходимости подготовить его к поступлению в
среднее специальное учебное заведение.
Первый класс (2 часа в неделю)
Введение.
Освоение
музыкальной
грамоты
(изучение
нот,
музыкальных терминов). Освоение и развитие первоначальных навыков игры
на гитаре: посадка, постановка игрового аппарата;
освоение приема
пиццикато большим пальцем; освоение основных приёмов игры апояндо и
тирандо. Освоение двойных нот, и аккордов с открытой струной.
Упражнения, направленные на развитие координации рук. Подбор по слуху.
Чтение нот с листа.
В течение 1 года обучения ученик должен пройти:
10 – 15 песен-прибауток (в течение 1 полугодия) на каждой из
открытых струн; при освоении принципов игры левой руки на отдельно
взятой ноте;
упражнения, направленные на освоение различных ритмических
группировок, на укрепление конкретного пальца, динамические упражнения;
хроматические,
хроматические с открытой струной. Освоение мажорных
тетрахордов (до 7 позиции).
Мажорные однооктавные и двухоктавные
гаммы C–dur, G–dur и a-moll трёх видов. Игра гамм различными приемами,
ритмическими группировками;
4 этюда на разные ритмические, аппликатурные, тональные варианты;
10-12 пьес различного характера.
Чтение нот с листа. Игра в ансамбле с педагогом.
Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия
1. Кригер И. Бурре
Иванов-Крамской А. обр. «Ах, ты , матушка»
Карулли Ф. Этюд ре минор
2. Каркасси Ф. Андантино
Калинин В. Маленький испанец
Таррега Ф. Этюд до мажор
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)
1. Карулли Ф. Вальс
Иванов-Крамской А. Прелюдия
Джулиани М. Этюд до мажор
2. Молино Ф. Рондо
Калинин В. обр. «Как ходил, гулял Ванюша»
Сор Ф. Этюд до мажор
В течение учебного года ученик должен исполнить:
Таблица 13
1 полугодие
2 полугодие
Февраль – зачет
Март – контрольный зачет
(2 разнохарактерные пьесы).
(1 гамма, 1 этюд).
Май – экзамен-зачет
(3 разнохарактерные пьесы включая
этюд).
Второй класс (2 часа в неделю)
Освоение второй, третьей позиции. Освоение приемов арпеджиато,
легато, натуральных флажолетов . Расширение
музыкальных
терминов.
Освоение
списка
минорных
используемых
тетрахордов
в
виде
упражнений. Подбор по слуху. Чтение с листа.
В течение 2 года обучения ученик должен пройти:
мажорные и минорные двухоктавные гаммы и арпеджио до трёх знаков:
, - A–dur, E–dur; fis-moll.Хроматическая двухоктавная гамма
штрихи те же, что и в 1 классе с добавлением ритмических
группировок (дуоль, триоль);
4 этюда;
8-10 пьес различного характера, стиля, жанра.
Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия
1. Паганини Н. Вальс
Иванов-Крамской А. Танец
Таррега Ф. Этюд ми минор
2. Вайс С. Менуэт
Иванов-Крамской А. обр. «И шумит, и гудит»
Караксси М. Этюд a-moll
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)
1. Бах И.С. Бурре
Агуадо Д. Маленький вальс
Карулли Ф. Этюд соль мажор
2. Карулли Ф. Ларгето
Сосиньский Н. «Мазурка»
Сагрерас Ф. Этюд ре мажор
В течение учебного года учащийся должен исполнить:
Таблица 14
1 полугодие
2 полугодие
Октябрь – контрольный зачет
Март – контрольный зачет
(1 гамма, 1 этюд).
(1 гамма, 1 этюд).
Декабрь – зачет
Май – экзамен-зачет
(3 разнохарактерных пьесы, включая (3 разнохарактерных пьесы, включая
этюд).
этюд).
Третий класс (2 часа)
Освоение двойных нот, аккордов, мелизмов (одинарный,
форшлаги,
элементы
трели,
морденты),
.
Освоение
двойной
натуральных,
искусственных флажолет, глиссандо, разгеадо, малое барре. Мажорные и
минорные двухоктавные и хроматическая трёхоктавная гаммы до 4-5 знаков.
Штрихи: пройденные во 2 классе, освоение смешанных штрихов,
пунктир.
Динамика: forte-piano, crescendo-diminuendo.
Ритмические группировки: дуоль, триоль, квартоль.
Освоение крупной формы.
Упражнения различных авторов.
4 этюда на различные виды техники. 8-10 пьес различного характера,
стиля, жанра.
Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия
1. Бах И. С. Менуэт соль мажор
Таррега Ф. Слеза
Карулли Ф. Этюд соль мажор
2. Бах. И. С. Полонез
Чайковский П. Старинная французская песенка
Джулиани М. Этюд ля минор
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)
1. Сор Ф. Аллегретто
Клементи М. Сонатина
Каркасси М. Этюд ми минор
2. Гендель Г. Сарабанда
Паганини Н. Сонатина до мажор
Сор Ф. Этюд ля минор
В течение учебного года учащийся должен исполнить:
Таблица 15
1 полугодие
2 полугодие
Октябрь – контрольный зачет (1
гамма, 1 этюд ).
Декабрь – зачет (2 разнохарактерных
пьесы).
Март – технический зачет
(1 гамма, 1 этюд).
Май
–
экзамен-зачет
(2
разнохарактерных произведения ).
Четвертый класс (2,5 часа в неделю)
Минорные двухоктавные гаммы (гармонический, мелодический виды).
Мажорные трёхоктавные гаммы: E-dur, F-dur, c-moll, различными приёмами
игры
и
штрихами,
ритмическими
и
динамическими
Хроматическая трёхоктавная гамма. Гаммы терциями и секстами.
вариантами.
Освоение искусственых флажолетов, тремоло.
4 этюдов на различные виды техники.
8-10 пьес различного характера, стиля, жанра.
Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия
1. Джулиани М. Сонатина до мажор
Иванов-Крамской А. обр. «Я на камушке сижу»
Сор Ф. Этюд Соч. 35 №22
2. Бах И. С. Бурре
Лауро А. Негрито
Каркасси М. Этюд Соч. 60 №15
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)
1. Кост Н. Рондо
Кардоссо Х. Милонга
Джулиани М. Этюд Соч. 48 №5
2. Вайс С. Фантазия
Высоцкая М. «Ох, болит, что болит»
Джулиани М. Этюд Соч 100 №13
В течение учебного года учащийся должен исполнить:
Таблица 16
1 полугодие
2 полугодие
Октябрь – контрольный зачет (1
гамма,
показ
самостоятельно
выученной пьесы, значительно легче
усвоенного ранее материала).
Декабрь – зачет (2 разнохарактерных
произведения).
Март – технический зачет (1 гамма, 1
этюд, чтение нот с листа, подбор по
слуху).
Май
–
экзамен-зачет
(2
разнохарактерных
произведения,
включая
произведение
крупной
формы).
Пятый класс (2,5 часа в неделю)
Главная
задача,
стоящая
перед
учащимися
пятого
класса,
-
предоставить выпускную программу в максимально готовом, качественном
виде. Перед выпускным экзаменом учащийся обыгрывает свою программу на
зачетах, классных вечерах, концертах.
Закрепление ранее освоенных приемов, штрихов.
Игра мажорных и минорных двухоктавных и трёхоктавных гамм с
каденциями: H-dur, G-dur, h-moll различными штрихами и ритмическими
группировками.
Трёхоктавная
хроматическая
гамма.
Ритмические
группировки: дуоль, триоль, квартоль, квинтоль, секстоль. Освоение
однооктавных гамм в октаву. Упражнения различных авторов на разные
виды техники.
4 этюда на различные виды техники.
8-10 произведений различного характера, стиля, жанра.
Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
Примерный репертуарный список итоговой аттестации (выпускного
экзамена)
1. Галилей В. Гальярда
Визе Р. Суита ре минор
Карулли Ф. Рондо
Вила Лобос Э. Бразильский танец
2. Иванов-Крамской А. Этюд «Грёзы»
Чимароза Д. Соната
Таррега Ф. Мазурка «Мариэтта»
Ларичев Е. обр.«Степь да степь гругом»
Учащиеся, продолжающие обучение в 6 классе, сдают выпускной
экзамен в 6 классе.
В течение учебного года учащийся должен исполнить:
Таблица 17
1 полугодие
2 полугодие
Октябрь – технический зачет (1 Март
гамма,
этюд
или
–
прослушивание
выпускного
произведения
перед
оставшихся
произведений
из
двух
выпускной
дифференцированное программы, не игранных в декабре.
части
Май
программы
экзамена
–
крупной
на
формы
выбор
выпускной
(2 разнохарактерных
произведения, обязательный показ включая
произведения
прослушивание
виртуозное комиссией
произведение).
Декабрь
–
экзамен
(4
произведения,
произведение
крупной
и формы, виртуозное произведение,
из произведение,
программы выпускного экзамена).
написанное
для
домры).
Шестой класс (2,5 часа в неделю)
В
шестом классе обучаются учащиеся, которые целенаправленно
готовятся к поступлению в профессиональное образовательное учреждение.
В связи с этим, педагогу рекомендуется составлять годовой репертуар года
с учетом программных требований профессионального образовательного
учреждения. Участие в классных вечерах, концертах отдела, школы,
конкурсах принесут значительную пользу, придав уверенности в игре.
Ученики шестого класса играют зачет в декабре и итоговый экзамен в
мае. В декабре обязателен показ произведения крупной формы.
Примерный репертуарный список
1. Гендель Г. Соната
Фрескобальди Дж. Ария с вариациями
Таррега Ф. Арабское каприччео
Иванов-Крамской А. Грустное настроение
2. Бах И. С. Куранта
Молино Ф. Соната. Соч 6 №3
Лауро А. Креольский вальс
Сихра А. обр «Кончен, кончен дальний путь».
В течение учебного года учащийся должен исполнить:
Таблица 18
1 полугодие
2 полугодие
Октябрь – технический минимум в Март – академический вечер (3
виде контрольного урока (1 гамма, произведения
этюд или виртуозная пьесы).
Декабрь
–
зачет
(2
классов,
из
репертуара
приготовленных
5-6
на
новых выпускной экзамен).
Май
произведения).
–
выпускной
экзамен
(4
произведения).
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Данная
программа
отражает
разнообразие
репертуара,
его
академическую направленность, а также демонстрирует возможность
индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание программы
направлено
на
обеспечение
художественно-эстетического
развития
учащегося и приобретения им художественно-исполнительских знаний,
умений и навыков.
Таким образом, ученик к концу прохождения курса программы
обучения должен:
• знать основные исторические сведения об инструменте;
• знать конструктивные особенности инструмента;
• знать элементарные правила по уходу за инструментом и уметь их
применять при необходимости;
• знать оркестровые разновидности инструмента гитара;
• знать основы музыкальной грамоты;
• знать систему игровых навыков и уметь применять ее самостоятельно;
• знать основные средства музыкальной выразительности (тембр,
динамика, штрих, темп и т. д.);
• знать основные жанры музыки (инструментальный, вокальный,
симфонический и т. д.);
• знать
технические
и
художественно-эстетические
особенности,
характерные для сольного исполнительства на домре;
• знать функциональные особенности строения частей тела и уметь
рационально использовать их в работе игрового аппарата;
• уметь самостоятельно настраивать инструмент;
• уметь самостоятельно определять технические трудности несложного
музыкального произведения и находить способы и методы в работе над
ними;
• уметь самостоятельно среди нескольких вариантов
аппликатуры
выбрать наиболее удобную и рациональную;
• уметь
самостоятельно,
осознанно
работать
над
несложными
произведениями, опираясь на знания законов формообразования, а также
на освоенную в классе под руководством педагога методику поэтапной
работы над художественным произведением;
• уметь творчески подходить к созданию художественного образа,
используя при этом все теоретические
знания и
предыдущий
практический опыт в освоении штрихов, приемов и других музыкальных
средств выразительности;
• уметь на базе приобретенных специальных знаний давать грамотную
адекватную оценку многообразным музыкальным событиям;
• иметь навык игры по нотам;
• иметь навык чтения с листа несложных произведений, необходимый
для ансамблевого и оркестрового музицирования;
• приобрести навык транспонирования и подбора по слуху, так
необходимых в дальнейшем будущему оркестровому музыканту;
• приобрести навык публичных выступлений, как в качестве солиста, так
и в различных ансамблях и оркестрах.
Реализация программы обеспечивает:
•
наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,
самостоятельному музыкальному исполнительству;
•
комплексное совершенствование игровой техники домриста, которая
включает в себя тембровое слушание, вопросы динамики, артикуляции,
интонирования, а также организацию работы игрового аппарата, развитие
крупной и мелкой техники;
•
сформированный
комплекс
исполнительских
знаний,
умений
и
навыков, позволяющий использовать многообразные возможности гитары
для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста;
•
знание художественно-исполнительских возможностей гитары;
•
знание музыкальной терминологии;
•
знание репертуара для гитары, включающего произведения разных
стилей и жанров, произведения крупной формы (концерты, сонаты, сюиты,
циклы) в соответствии с программными требованиями; в старших,
ориентированных
на
профессиональное
обучение
классах,
умение
самостоятельно выбрать для себя программу;
•
наличие навыка по чтению с листа музыкальных произведений;
•
умение транспонировать и подбирать по слуху;
•
навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять
процессом исполнения музыкального произведения;
•
навыки
по
использованию музыкально-исполнительских
выразительности, выполнению
средств
анализа исполняемых произведений,
владению различными видами техники исполнительства, использованию
художественно оправданных технических приемов;
•
наличие творческой инициативы, сформированных представлений о
методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над
исполнительскими трудностями;
•
наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
IV.
Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели,
задачи и формы.
Оценки качества знаний по «Специальности (гитара)» охватывают
все виды контроля:
- текущий контроль успеваемости;
- промежуточная аттестация учащихся;
- итоговая аттестация учащихся.
Цель промежуточной аттестации - определение уровня подготовки
учащегося на
определенном этапе обучения по конкретно пройденному
материалу.
Таблица 19
Вид контроля
Задачи
Формы
Текущий
- поддержание учебной дисциплины,
контрольные
контроль
- выявление отношения учащегося к уроки,
изучаемому предмету,
-
повышение
текущего
академические
уровня
учебного
освоения концерты,
материала. прослушивания
Текущий контроль осуществляется к конкурсам,
преподавателем по специальности отчетным
регулярно (с периодичностью
не концертам
более чем через два, три урока) в
рамках
расписания
занятий
и
предлагает использование различной
системы
оценок.
Результаты
текущего контроля учитываются при
выставлении
четвертных,
полугодовых, годовых оценок.
Промежуточная
определение успешности развития зачеты (показ
аттестация
учащегося и усвоения им программы части
на определенном этапе обучения
программы,
технический
зачет),
академические
концерты,
переводные
зачеты,
экзамены
Итоговая
определяет
уровень
и
аттестация
освоения
программы
качество экзамен
учебного проводится в
предмета
выпускных
классах: 5 (6), 8
(9)
Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и
навыков учащихся в классе по специальности. Они не требуют публичного
исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков
самостоятельной работы учащегося, проверка технического роста, проверка
степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по
слуху,
транспонирование),
проверка
степени
готовности
учащихся
выпускных классов к итоговой аттестации. Контрольные прослушивания
проводятся в классе в присутствии комиссии, включая в себя элементы
беседы
с
учащимся,
и
предполагают
обязательное
обсуждение
рекомендательного характера.
Также преподаватель может сам назначать и проводить контрольные
уроки в течение четверти в зависимости от индивидуальной успеваемости
ученика,
от
этапности изучаемой программы с целью повышения
мотивации в ученике к учебному процессу.
Контрольные
уроки
проводятся
предусмотренного на учебный предмет.
в
счет
аудиторного
времени,
Зачеты проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в
счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и
предполагают публичное исполнение технической или академической
программы
или
ее
части
в
присутствии
комиссии.
Зачеты
дифференцированные, с обязательным методическим обсуждением, носящим
рекомендательный характер. Зачеты проводятся в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет.
Академические концерты предполагают те же требования, что и
зачеты, но они представляют собой публичное (на сцене) исполнение
учебной программы или ее части в присутствии комиссии, родителей,
учащихся и других слушателей. Для академического концерта преподаватель
должен подготовить с учеником 2-3 произведения. Выступление ученика
обязательно должно быть с оценкой.
Переводные экзамены - зачёты проводятся в конце каждого учебного
года. Исполнение полной программы демонстрирует уровень освоения
программы данного года обучения. Переводной экзамен проводится с
применением
обязательным
дифференцированных
методическим
систем
обсуждением.
оценок,
Экзамены
завершаясь
проводятся
за
пределами аудиторных учебных занятий. Учащийся, освоивший в полном
объеме программу, переводится в следующий класс.
Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество
освоения образовательной программы. Экзамен проводится в выпускных
классах: 5 (6), 8 (9), в соответствии с действующими учебными планами.
Итоговая аттестация проводится по утвержденному директором школы
расписанию.
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств,
включающие методы контроля, позволяющие оценить приобретенные
знания, умения, навыки. По итогам исполнения выставляются оценки по
пятибалльной шкале.
Оценка
5 («отлично»)
Таблица 20
Критерии оценивания исполнения
Яркая, осмысленная игра, выразительная
динамика; текст сыгран безукоризненно.
Использован
богатый
арсенал
выразительных
средств,
владение
исполнительской
техникой
звуковедением
позволяет
и
говорить
о
высоком художественном уровне игры.
4 («хорошо»)
Игра с ясной художественно-музыкальной
трактовкой,
но
проработано,
не
все
технически
определенное
количество
погрешностей не дает возможность оценить
«отлично». Интонационная и ритмическая
игра
может
носить
неопределенный
характер.
3 («удовлетворительно»)
Средний технический уровень подготовки,
бедный,
арсенал,
недостаточный
определенные
штриховой
проблемы
в
исполнительском аппарате мешают донести
до слушателя художественный замысел
произведения. Можно говорить о том, что
качество
данном
исполняемой
случае
потраченном
программы
зависело
на
работу
от
в
времени,
дома
или
отсутствии интереса у ученика к занятиям
музыкой.
2 («неудовлетворительно»)
Исполнение
с частыми остановками,
однообразной динамикой, без элементов
фразировки, интонирования, без личного
участия
самого
ученика
в
процессе
музицирования.
Отражает достаточный уровень подготовки
Зачет (без оценки)
и исполнения на данном этапе обучения.
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является
основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного
заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может
быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно
отметить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень
готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению
профессионального образования в области музыкального искусства.
При
выведении
итоговой
(переводной)
оценки
учитываются
следующие параметры:
•
Оценка годовой работы учащегося.
•
Оценки за академические концерты, зачеты или экзамены.
•
Другие выступления учащегося в течение учебного года.
При выведении оценки за выпускные экзамены должны быть учтены
следующие параметры:
•
Учащийся
должен
продемонстрировать
достаточный
технический уровень владения инструментом.
•
Убедительно раскрытый художественный образ музыкального
произведения.
•
Понимание и отражение в исполнительской интерпретации стиля
исполняемого произведения.
При выпускных экзаменах оценка ставится по пятибалльной шкале
(«отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).
Оценки выставляются по окончании четвертей и полугодий учебного
года. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных
выпускниками
знаний,
умений,
навыков
и
степень
готовности выпускников к возможному продолжению профессионального
образования в области музыкального искусства.
V.
Методическое обеспечение учебного процесса
1.Методические рекомендации педагогическим работникам
В работе с учащимся преподаватель должен следовать основным
принципам дидактики: последовательность, систематичность, доступность,
наглядность в освоении материала.
Процесс обучения должен протекать с учетом индивидуальных
психических особенностей ученика, его физических данных. Педагог должен
неустанно контролировать
уровень развития музыкальных способностей
своих учеников.
Работа педагога по специальности будет более продуктивной в тесной
связи с педагогами по другим предметам: музыкальная литература, слушание
музыки, сольфеджио. Итогом такого сотрудничества могут быть: открытые
уроки, концерты классов для родителей, участие
в концертах отделов,
школы.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося
индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В конце
учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с
приложением
краткой
характеристики
работы
обучающегося.
При
составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуальноличностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар
необходимо включать произведения, доступные по степени технической и
образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные
по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь
поступивших учеников обучающихся должны быть составлены к концу
сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и
уровнем подготовки ученика.
Необходимым условием для успешного обучения на домре является
формирование у ученика уже на начальном этапе правильной посадки,
постановки рук, целостного исполнительского аппарата.
Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности
и т.д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и
этюдами.
При
освоении
гамм,
упражнений,
этюдов
и
другого
вспомогательного инструктивного материала рекомендуется применение
различных вариантов – штриховых, динамических, ритмических и т.д. При
работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания и
регулярно проверять их выполнение.
При выборе этюдов следует учитывать их художественную и
техническую значимость. Изучение этюдов может принимать различные
формы в зависимости от их содержания и учебных задач (ознакомление,
чтение нот с листа, разучивание до уровня показа на техническом зачете).
Работа
ритмическими
над
качеством
вариантами,
звука,
динамикой
интонацией,
(средствами
разнообразными
музыкальной
выразительности) должна последовательно проводиться на протяжении всех
лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога. В этой
связи педагогу необходимо научить ученика слуховому контролю и
контролю по распределению мышечного напряжения.
Работа над музыкальным произведением должна проходить в тесной
художественной и технической связи.
Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной
работы над домашним заданием. В качестве проверки знаний ученика об
основных этапах в работе над произведением можно порекомендовать
ученику выучить самостоятельно произведение, которое по трудности
должно быть легче произведений, изучаемых по основной программе.
Большое значение в воспитании музыкального вкуса отводится
изучаемому репертуару. Помимо обработок народных мелодий, органично
звучащих на народных инструментах и составляющих основу репертуара,
необходимо включать в учебные программы переложения лучших образцов
зарубежной и отечественной классики, произведений, написанных для
других инструментов или для голоса. Рекомендуется исполнять переложения,
в которых сохранен замысел автора и в то же время грамотно, полноценно
использованы характерные особенности данного инструмента - гитары.
В классе гитары при работе над гаммами, этюдами и пьесами для
достижения чистоты интонации и технической свободы необходимо искать,
находить и использовать различные варианты аппликатуры.
Вся творческая деятельность педагога-музыканта должна иметь научно
обоснованный характер и строиться на базе имеющейся методической
литературы. Педагоги-гитаристы, в связи с определенной проблемой в этой
области,
вынуждены
обращаться
к
методикам
и
методическим
исследованиям других специальностей (скрипка, фортепиано и др.).
• Методические рекомендации по организации самостоятельной
работы
• самостоятельные
занятия
должны
быть
регулярными
и
систематическими;
• периодичность занятий - каждый день;
• объем самостоятельных занятий в неделю - от 2 до 4 часов.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных
затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми
программы начального и основного общего образования, с опорой на
сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую
целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной
температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат
занятий всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько
приемов
и
должна
строиться
преподавателя по специальности.
в
соответствии
с
рекомендациями
Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя
из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе
должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений,
гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это
примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа
более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть
нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и
конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на
уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание
программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее
пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в
индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае
необходимости, в дневнике.
VI.
Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1.Учебная литература:
1.Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре., 1987
2. Альбом для детей: Произведения для шестиструнной гитары. Вып.1/
Составитель Ларичева Г., 1986
3. Альбом для детей. Произведения для шестиструнной гитары Вып. 2/
Составитель Ларичева Г., 1987
4. Альбом для детей: Произведения для шестиструнной гитары Вып.3/
Составитель Ларичева Г., 1988
5. Альбом для юношества: Произведения для шестиструнной гитары Вып.1/
Составитель Иванова-Крамская Н., 1985
6. Альбом для . юношества: Произведения для шестиструнной гитары Вып.2/
Составитель Иванова-Крамская Н., 1986
7. Альбом начинающего гитариста: шестиструнная гитара Вып. 1
Составитель Иванов-Крамской А., 1971
8. Альбом начинающего гитариста. Вып. 2 Составитель Иванов-Крамской А.,
1972
9. Альбом начинающего гитариста. Вып. 3 Составитель Иванов-Крамской А.,
1973
10. Альбом начинающего гитариста. Вып. 4 Составитель Викторов В., 1975
11. Альбом начинающего гитариста. Вып. 5 Составитель Вещицкий П.,1976
12. Альбом начинающего гитариста. Вып. 6 Составитель Вещицкий П.,1977
13. Альбом начинающего гитариста. Вып. 7 Составитель Вещицкий П., 1978
14. Альбом начинающего гитариста. Вып. 8 Составитель Вещицкий П., 1979
15. Альбом начинающего гитариста: Шестиструнная гитара Вып. 9., 1978
16.Альбом начинающего гитариста: Шестиструнная гитара Вып. 12., 1981
17. Альбом начинающего гитариста.: Шестиструнная гитара Вып. 13., 1981
18. Альбом начинающего гитариста: Шестиструнная гитара Вып.
14
Составитель Вещицкий П., 1982
19. Альбом начинающего гитариста: Шестиструнная гитара Вып. 15
Составитель Ларичев Е., 1982
20. Альбом начинающего гитариста: Шестиструнная гитара Вып. 16
Составитель Ларичев Е., 1983
21. Альбом начинающего гитариста: Шестиструнная гитара Вып. 17
Составитель Вещицкий П., 1983
22. Альбом начинающего гитариста: Шестиструнная гитара Вып. 18
Составитель Вещицкий П., 1984
23. Альбом начинающего гитариста: Шестиструнная гитара Вып. 20
Составитель Вещицкий П., 1985
24. Альбом начинающего гитариста: Шестиструнная гитара Вып. 21
Составитель Ларичев Е., 1985
25. Гитаристу-любителю. Вып. 3/ Составитель Ларичев Е., 1979
26. Гитаристу-любителю. Вып. 4/ Составитель Ларичев Е., 1980
27. Гитаристу-любителю. Вып. 6/ Составитель Ларичев Е., 1981
28. Гитаристу-любителю. Вып. 9/ Составитель Ларичев Е., 1984
29. Гитаристу-любителю. Вып. 10/ Составитель Ларичев Е., 1985
30. Гитаристу-любителю. Вып. 11/ Составитель Ларичев Е., 1986
31. Гитаристу-любителю. Вып. 12/ Составитель Ларичев Е., 1987
32. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1968
33.Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1986
34. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1986
35. Карулли Ф. Избранные пьесы для шестиструнной гитары Составитель
Поликарпов И. - М., 1972
36.Ларичев Е. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре-М.,1986
37. Николаев А. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре.2-е изд.-Л., 1986
38. Педагогический репертуар: Сборник этюдов для шестиструнной гитары/
Составитель Ковалевская Я., Рябоконь Е.-Л., 1973
39. Педагогический репертуар гитариста. Вып. 1 - М., 1966
40. Педагогический репертуар гитариста. Вып. 2 - М., 1967
41. Педагогический репертуар гитариста. Вып. 5 - М., 1969
42. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М.,1987
43. Репертуар гитариста: Шестиструнная гитара Вып. 28/ Составитель Борк
А. - М., 1984
44.Репертуар гитариста: Шестиструнная гитара Вып. 29/ Составитель Борк
А. - М., 1985
45. Репертуар гитариста: Шестиструнная гитара Вып. 30/ Составитель Борк
А. - М., 1985
46. Репертуар гитариста: Шестиструнная гитара Вып. 32/ Составитель
Ларичев Е. - М., 1986
47. Репертуар гитариста: Шестиструнная гитара Вып. 34/ Составитель
Ларичев Е. - М., 1987
48.Таррега Ф. Избранные произведение для шестиструнной гитары/
Составитель Ларичев Е. - М., 1987
49. Хрестоматия гитариста: Шестиструнная гитара. Для 1,2 классов ДМШ.
Выпуск 1 Составитель Иванов-Крамской А. - М., 1971
50.Хрестоматия гитариста: Шестиструнная гитара. Для 3 - 5 классов ДМШ.
Выпуск 1 Составитель Ларичев Е. - М., 1987
51.Хрестоматия гитариста: Шестиструнная гитара. Для 1 - 3 классов ДМШ/
Составитель Ларичев Е. - М., 1987
52.Хрестоматия гитариста: Шестиструнная гитара. Для 4 - 5 классов ДМШ/
Составитель Ларичев Е. - М., 1984
53. Хрестоматия гитариста: Шестиструнная гитара. Музыкальное училище. 1
- 2 курсы / Составитель Ларичев Е. - М., 1987
54.Шестиструнная гитара: Учебный репертуар для потготовительного и 1
классов ДМШ/ Составитель Вильгельми В. - Киев, 1974
55. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар для 2 класса ДМШ /
Составитель Вильгельми В. - Киев, 1978
56. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар для 3 класса ДМШ /
Составитель Михайленко Н. - Киев, 1987
57. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар для 4 класса ДМШ /
Составитель Михайленко Н. - Киев, 1981
58. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар для 5 класса ДМШ /
Составитель Михайленко Н. - Киев, 1982
59. Школа игры на шестиструнной гитаре. Составитель Каталанский А. В.,
Каталанский В. М. - М., 2005
60. Юный гитарист Составитель Калинин В. - М., и год 2006 год
61. Яшнев В., Вольман Б. Первые шаги гитариста: Школа - самоучитель игры
на шестиструнной гитаре. - Л., 1974
3.Методическая литература
1.Александров А. Азбука домриста. М., 1963
2. Аппликатура начального этапа обучения домриста. Методическая
разработка для преподавателей ДМШ. Составитель Чунин В.М., 1988
3.Климов Е. Совершенствование игры на трехструнной домре. М., 1972
4. Круглов В. Новые приемы игры в оригинальном репертуаре для домры. В
сб. Музыкальная педагогика и исполнительство на народных инструментах.
Вып. 74. М., 1984
5. Методика обучения беглому чтению нот с листа. Методическая разработка
для преподавателей исполнительских отделов музыкальных училищ.
Составитель Терликова Л. М., 1989
6. О пластике движений домриста (техника правой руки). В сб. Проблемы
педагогики и исполнительства на русских народных инструментах. Вып. 95.
М., 1987
7. Пересада А. Справочник домриста. Краснодар, 1993
8. Примерная программа к базисному учебному плану для детских школ
искусств г. Санкт - Петербурга
9. Развитие художественного мышления домриста. Методическая разработка
для педагогов ДМШ и ДШИ. Составитель Чунин В.М.. 1988
10. Ритмика. Методические рекомендации для преподавателей ДМШ, ДШИ.
Составитель Франио Г.С., 1989
11. Свиридов Н. Основы методики обучения игре на домре. Л., 1968
12. Ставицкий З. Начальное обучение игре на домре. Л., 1984
13. Шитенков И. Специфика звукоизвлечения на домре. В сб. Методика
обучения игре на народных инструментах. Л., 1975