Специальность (баян)

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования «Детская музыкальная школа № 6»
городского округа Саранск

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
ПРОГРАММА
по учебному предмету
ПО.01.УП.01.СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
(БАЯН)

Срок обучения 5 (6), 8 (9) лет

Саранск 2016

«Одобрено»
Методическим советом
МБУДО «ДМШ № 6» г.о. Саранск

«Утверждаю»
Директор – П.С.Еськин
______________
(подпись)

«____» _______________ 20____ г.
дата рассмотрения

«____» _______________ 20____ г.
дата утверждения

Разработчик – Чертоусов В.П., преподаватель по классу баяна
МБУДО «ДМШ № 6»
Рецензент – Костерина О.Г., заведующая отделением народных
инструментов, преподаватель по классу аккордеона МБУДО «ДМШ №
6»
Рецензент – Пивкин А.Е., председатель ПЦК «Инструментальное
исполнительство – инструменты народного оркестра» ГБПОУ РМ СМУ
ИМ Л.П.КИРЮКОВА, Заслуженный работник культуры Республики
Мордовия, член союза композиторов России

Структура программы учебного предмета
I.

Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II.

Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV.

Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;

VI.

Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

- Учебная литература;
- Методическая литература

I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента
«баян», далее - «Специальность (баян)», разработана на основе и с
учетом

федеральных

государственных

предпрофессиональной

требований

общеобразовательной

к

дополнительной

программе

в

области

музыкального искусства «Народные инструменты».
Учебный предмет «Специальность (баян)» направлен на приобретение
детьми знаний, умений и навыков игры на баяне, получение ими
художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовнонравственное развитие ученика.
Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед
педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных
вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие
индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее одаренных из них - на
их дальнейшую профессиональную деятельность.
Примерный учебный план по дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программе в области искусства «Народные инструменты
(баян)»

направлен

на

приобретение

обучающимися

музыкально-

исполнительских знаний, умений, навыков.
2. Срок реализации учебного предмета «Специальность (баян)» для
детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте:
- с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет;
- с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.
Для детей, не закончивших освоение образовательной программы
основного общего образования или среднего (полного) общего образования и
планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие
основные профессиональные образовательные программы в области
музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного

учреждения

на

реализацию

учебного

предмета

«Специальность (баян)»:
Таблица 1
Срок обучения

8 лет

9-й год 5 лет
обучения

6-й год
обучения

Максимальная учебная нагрузка
(в часах)

1381,5

214,5

957

214,5

Количество
часов на аудиторные занятия
Количество
часов
на
внеаудиторную (самостоятельную)
работу

624,5

82,5

396

82,5

757

132

561

132

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная,
рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.
Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика,
его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические
особенности.
5. Цели и задачи учебного предмета «Специальность (баян)»
Цели:
• развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе
приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать,
осваивать и исполнять на баяне произведения различных жанров и форм в
соответствии с ФГТ;
• определение наиболее одаренных детей и их дальнейшая подготовка к
продолжению обучения в средних профессиональных музыкальных учебных
заведениях.

Задачи:
• выявление творческих способностей ученика в области музыкального
искусства и их развитие в области исполнительства на баяне до уровня
подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации;

• овладение

знаниями,

умениями

и

навыками

игры

на

баяне,

позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования;
• приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;
• формирование

навыков

сольной

исполнительской

практики

и

коллективной творческой деятельности, их практическое применение;
• достижение

уровня

образованности,

позволяющего

выпускнику

самостоятельно ориентироваться в мировой музыкальной культуре;
• формирование у лучших выпускников осознанной мотивации к
продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным
экзаменам в профессиональное образовательное учреждение.
6 Обоснование

структуры

программы

учебного

предмета

«Специальность (баян)».
Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствие с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
 словесный (рассказ, беседа, объяснение);
 метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика,
работа над художественно-образной сферой произведения);
 метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение
педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа);
 объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика
и попутно объясняет);
 репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по

образцу учителя);
 метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему,
показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);
 частично-поисковый

(ученик

участвует

в

поисках

решения

поставленной задачи).
Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей
учащегося.
8.

Описание

материально-технических

условий

реализации

учебного предмета.
Материально-техническая база образовательного учреждения должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны
труда.
Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность
(баян)» должны иметь площадь не менее 9 кв.м, необходимо наличие
пюпитра. В образовательном учреждении должны быть созданы условия для
содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных
инструментов. Образовательное учреждение должно обеспечить наличие
инструментов обычного размера, а также уменьшенных инструментов
(баянов), так необходимых для самых маленьких учеников.

II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета «Специальность (баян)», на максимальную,
самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Таблица 2
Срок обучения 9 лет
Распределение по годам обучения
Класс
Продолжительность

учебных

1

2

3

4

5

6

7

8

9

32

33

33

33

33

33

33

33

33

2

2

2

2

2

2

2,5

2,5

2,5

занятий (в нед.)
Количество

часов

на

аудиторные занятия в неделю
559

Общее количество часов на
аудиторные занятия
Количество

641,5

часов

внеаудиторные

82,5

на

занятия

2

2

2

3

3

3

4

4

4

64

66

66

99

99

99

132

132

132

в

неделю
Общее количество часов

на

внеаудиторные
(самостоятельные) занятия по
годам
Общее количество
часов

на

757

внеаудиторные

132
889

(самостоятельные) занятия
Максимальное

количество

4

4

4

128 132

132

5

5

5

165

165

165

6,5

7

6,5

часов занятия в неделю
Общее

максимальное

214,5 214,5 214,5

количество часов по годам
Общее
количество

максимальное
часов

на

1316

весь

период обучения
1530,5

214,5

Таблица 3
Срок обучения - 6 лет
Распределение по годам обучения
Класс

1

2

3

4

5

6

Продолжительность учебных занятий (в

33

33

33

33

33

33

2

2

2

2,5

2,5

2,5

неделях)
Количество

часов

на

аудиторные

занятия в неделю
363

Общее количество часов на аудиторные
занятия

82,5

445,5

Количество часов на внеаудиторные

3

3

3

4

4

4

(самостоятельные) занятия в неделю
561

Общее количество часов на
внеаудиторные (самостоятельные)

132
693

занятия
Максимальное количество часов на

5

5

5

6,5

6,5

6,5

165

165

165

214,5

214,5

214,5

занятия в неделю
Общее максимальное количество часов
по годам
924

Общее максимальное количество часов

214,5

на весь период обучения
1138,5

Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый
класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данное время
направлено на освоение учебного материала.
Виды внеаудиторной работы:
- самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
- подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
- подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов,
музеев и др.),
-

участие

обучающихся

в

творческих

мероприятиях

и

культурнопросветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Годовые требования по классам
Срок обучения - 9 лет
Первый класс (2 часа в неделю)
1полугодие
Значение «донотного» периода в работе с начинающими, опора на
слуховые представления. Активное слушание музыки (игра педагога, домашнее
прослушивание музыки по желанию ученика) с последующим эмоциональным
откликом ученика (в виде рисунка, рассказа).
Упражнения без инструмента, направленные на освоение движений,
используемых в дальнейшем при игре на баяне.
Знакомство с инструментом. Основы и особенности при посадке,
постановке игрового аппарата. Принципы звукоизвлечения. Постановка правой
руки. Освоение приемов игры. Постановка левой руки. Техника владения
мехом.
Знакомство с элементами музыкальной грамоты. Освоение музыкального
ритма в виде простых ритмических упражнений, связанных с иллюстрацией на
баяне ритма слов.
Подбор по слуху небольших попевок, народных мелодий, знакомых
песен. Воспитание в ученике элементарных правил сценической этики,
навыков мобильности, собранности при публичных выступлениях. В течение 1
полугодия обучения ученик должен пройти:


2 этюда;



4-6 небольших пьес различного характера.

Примерный репертуарный список академического прослушивания в конце
первого полугодия:
1. Русская народная песня «Как под горкой, под горой»
2. Д. Кабалевский «Маленькая полька»
1. Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»
2. В. Ребиков Птичка

2 полугодие
 Продолжение освоения нотной грамоты.
 Игра по нотам.
 Развитие первоначальных навыков игры на инструменте.
 Знакомство с основой динамики - форте, пиано.
 Освоение гаммы До, Соль мажор правой рукой.
 Чтение нот с листа.


Упражнения на развитие координации.

В течение 2-го полугодия обучения ученик должен пройти:
8-10 песен и пьес различного характера, включая переложения
зарубежных и отечественных композиторов.
Чтение нот с листа. Подбор по слуху. Игра в ансамбле с педагогом.
За учебный год учащийся должен исполнить:
Таблица 4
1 полугодие

2 полугодие

Декабрь – академическое

Май

прослушивание ( 2 разнохарактерные (зачет)
пьесы).

- переводной экзамен
(Этюд + 2 разнохарактерные

пьесы).

Примерный репертуарный список академического прослушивания в конце
первого полугодия:
1. К.Черни «Этюд» С dur
2. Украинская народная песня «Ой, джигуне, джигуне»
3. В. Шаинский Песенка про кузнечика
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)
1. Г. Беренс «Этюд» С dur
2. В. Калинников Журавель
3. Русская народная песня «Наш березник листоватый»
Второй класс (2 часа в неделю)
Работа над дальнейшей стабилизацией посадки и постановки
исполнительского аппарата, координацией рук. Освоение технологии
исполнения основных штрихов (стаккато, легато).

Освоение более

сложных ритмических рисунков. Контроль над свободой исполнительского
аппарата.
Применение динамики как средства музыкальной выразительности для
создания яркого художественного образа. Контроль над свободой игровых
движений. Слуховой контроль над качеством звука. Знакомство с основными
музыкальными терминами.
Игра хроматических,

динамических,

ритмических

упражнений,

охватывающих освоенный учеником диапазон инструмента. Игра гамм До и
Соль мажор в две октавы отдельно каждой рукой. Арпеджио, аккорды.
В течение 2 года обучения ученик должен пройти:


3-5 этюдов;



10-12 пьес различных по характеру, стилю, жанру.

Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
За учебный год учащийся должен исполнить:
Таблица 5
1 полугодие
Декабрь

2 полугодие
академическое
прослушивание
Этюд + 2
разнохарактерных
произведения

Май

переводной экзамен (зачет)
Этюд + 2 разнохарактерных
произведения

Примерный репертуарный список академического прослушивания в конце
первого полугодия:
1. К.Черни «Этюд» С dur
2. А.Иванов «Полька»
3. Русская нар. песня «Ах, ты канава»
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)
1. Г.Беренс «Этюд» F dur
2. Д.Шостакович « Марш»
3. Русская нар. песня «Я пойду ли молоденька»
Третий класс (2 часа в неделю)
Вся работа педагога: объяснения, показ отдельных деталей и
иллюстрирование пьес, критерии оценок, контроль над самостоятельной
работой - приобретает качественно иной характер и должна быть более

критично направлена на достижение учеником свободной и осмысленной игры.
Закрепление освоенных терминов, изучение новых терминов.
Включение в программу произведений крупной формы (сюита, цикл,
соната, вариации). Развитие в ученике творческой инициативы. Более активное
привлечение ученика во все этапы обучения (обозначение аппликатуры,
динамики,

поиск

приема,

штриха,

создание

художественного

образа).

Исполнение этюдов и пьес с более сложными ритмическими рисунками
(триоли, синкопы, двойные ноты). Освоение мелизмов: форшлаг (одинарный,
двойной), мордент, трель.
В течение 3 года обучения ученик должен пройти:


хроматические упражнения, упражнения различных авторов;



играть гаммы До Соль Фа мажор в две октавы. Арпеджио. Аккорды.



4- 6 этюдов на различные виды техники;



10-12 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и
отечественных композиторов.
Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
За учебный год учащийся должен исполнить:

Таблица 6
1 полугодие
Декабрь – академическое
прослушивание (Этюд + 2
разнохарактерные пьесы).

2 полугодие
Февраль - технический зачет (одна
гамма, один этюд).
Май
- переводной экзамен
(зачет)
(Этюд + 2 разнохарактерных
произведения).

Примерный репертуарный список академического прослушивания в конце
первого полугодия:
1. А. Лешгорн «Этюд» C dur
2. А. Гречанинов « Песенка»
3. Украинская нар. песня «Чом, чом не пришев» обр.А. Иванова.
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)
1. А. Марьин «Этюд» С dur
2. Г. Телеман «Пьеса» F dur

3. Русская нар. песня « Вдоль да по речке» обр. Г. Тышкевича.
Четвертый класс (2 часа в неделю)
Дальнейшее последовательное совершенствование освоенных ранее
приемов игры, штрихов. Более тщательная работа над игровыми движениями
обеих рук в отдельности и их координацией. Работа, направленная на развитие
мелкой техники. Работа над развитием музыкально-образного мышления,
творческого художественного воображения.
В программе основное внимание уделяется работе над крупной формой.
В пьесах-миниатюрах необходимо добиваться конкретики штриха,
соответствующего ему приема, яркой, широкой по диапазону динамики, четкой
артикуляции.
Контроль педагогом самостоятельной работы ученика: поэтапность
работы над произведением, умение вычленить технический эпизод,
трансформировать его в упражнение и довести до качественного исполнения и
т.д.
Упражнения на разные виды техники.
В течение 4 года обучения ученик должен пройти:
 Гаммы До, Соль, Фа мажор двумя руками различными штрихами.
Короткое арпеджио. Аккорды.
 4-6 этюдов на различные виды техники;
 10-12 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и
отечественных композиторов.
Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
За учебный год учащийся должен исполнить:
Таблица 7
1 полугодие
2 полугодие
Февраль - технический зачет (одна
гамма, один этюд).
Декабрь – академическое
прослушивание (Этюд + 2
разнохарактерных
произведения).

Май
- переводной экзамен
(зачет)
(Этюд + 2 разнохарактерных
произведения, включая
произведение
крупной формы).

Примерный репертуарный список академического прослушивания в конце
первого полугодия:
1. С. Майкапар « Этюд» C dur
2. И.С.Бах « Менуэт» G dur
3. Русская нар. песня « А я по лугу» обр. А.Иванова.
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)
1. Г. Беренс «Этюд» F dur
2. Л. Бетховен «Сонатина» G dur.
3. Русская нар. песня « Во донских лугах» обр. Н.Корецкого.
Пятый класс (2 часа в неделю)
Развитие и совершенствование всех ранее освоенных музыкальноисполнительских навыков игры на инструменте. Более тщательная работа над
качеством звукоизвлечения, формирование объективной самооценки учащимся
собственной игры, основанной на слуховом самоконтроле.
Особое внимание преподавателя должно быть направлено на составление
программ с учетом ясной дифференциации репертуара на произведения
инструктивные, хрестоматийно-академические, концертные, конкурсные и
другие.
В течение 5 года обучения ученик должен пройти:
 упражнения, наиболее необходимые для дальнейшего совершенствования
игры;
 минорные гаммы Ля и Ми минор (гармонический и мелодический вид),
гаммы До, Соль мажор в терцию. Короткое и длинное арпеджио.
 4 этюда на различные виды техники;
 8-10 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и
отечественных композиторов.
Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

За учебный год учащийся должен исполнить:
Таблица 8
1 полугодие

2 полугодие

Декабрь – академическое
прослушивание (Этюд +2
разнохарактерных произведения,
включая полифоническое).

Февраль - технический зачет (одна
гамма, один этюд)

Май
- переводной экзамен
(зачет)
( Этюд + 2 разнохарактерных
произведения включая
произведение
крупной формы).
Примерный репертуарный список академического прослушивания в конце
первого полугодия:
1. Н. Чайкин «Этюд» C dur
2. Г. Телеман «Гавот» G dur
3. А. Корчевой «Вальс»
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)
1. Л. Шитте «Этюд» C dur.
2. Л. Моцарт « Сонатина» C dur
3. «Цыганская пляска» обр. А. Бубенцова.
Шестой класс (2 часа в неделю)
Совершенствование всех ранее изученных приемов в более сложном по
техническому и художественному содержанию варианте. При необходимости
работа над новыми приемами и штрихами. Развитие аппликатурной
грамотности. Умение самостоятельно разбираться в основных элементах
фразировки (мотив, фраза, предложение, часть)
В течение 6 года обучения ученик должен пройти:
 упражнения, наиболее необходимые для дальнейшего совершенствования
игровых умений;
 гаммы До, Соль, Фа мажор различными штрихами и группировкой.
 гаммы Ля, Ми, Ре минор (гармонический и мелодический вид), длинное и
короткое арпеджио. Аккорды.
 4 этюда на различные виды техники;
 8-10 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и
отечественных композиторов.
Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

За учебный год учащийся должен исполнить:
Таблица 9
1 полугодие

2 полугодие
Февраль - технический зачет (одна
гамма, один этюд,

Декабрь – академическое
прослушивание (Этюд + 2
разнохарактерных
произведения, включая полифоническое)

Май
- переводной экзамен
(зачет)
(Этюд + 2 разнохарактерных
произведения, включая
произведение
крупной формы).

Примерный репертуарный список академического прослушивания в конце
первого полугодия:
1. М. Цыбулин «Этюд» a-moii
2. Г.Ф. Телеман «Гавот» d-moii
3. Русская нар. песня «Как у наших у ворот» обр. А. Суркова
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)
1. А. Рыбалкин «Этюд» A dur
2. А. Кулау «Рондо» из 1 Сонаты C dur
3.Русская нар. песня «Как у месяца» обр. Ю. Зацарного.
Седьмой класс (2, 5 часа в неделю)
Совершенствование всех ранее освоенных

учеником музыкально-

исполнительских навыков игры на инструменте должно проходить в тесной
связи с развитием его общего культурного уровня, его стремлением к
творческой самостоятельности, активности. В связи с решением данных задач
необходимо включить в программу одну самостоятельно выученную пьесу
средней степени сложности.
Разнообразная по стилям, жанрам учебная программа должна включать
все ранее освоенные приемы игры, штрихи, их комбинированные варианты.
Самостоятельная работа над произведением.

В течение 7 года обучения ученик должен пройти:
 упражнения, наиболее необходимые для дальнейшего совершенствования
игровых умений;
 игра гамм должна иметь четкую, последовательную схему по принципу «от
простого к сложному», направлена на стабилизацию всех ранее освоенных
штрихов и приемов;
 4 этюда на различные виды техники; требования к исполнению этюдов
приближаются к требованиям исполнения художественного произведения;
 6-8 пьес разного характера, включая переложения зарубежных и
отечественных композиторов.
Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
За учебный год учащийся должен исполнить:
Таблица 10
1 полугодие
Декабрь - (Этюд + 2
разнохарактерных произведения,
включая полифоническое).

2 полугодие
Февраль - технический зачет (одна
гамма, один этюд).
Май
- переводной экзамен (зачет)
(Этюд + 2 разнохарактерных
произведения, включая
произведение
крупной формы)

Примерный репертуарный список академического прослушивания в конце
первого полугодия:
1. В. Мотов « Этюд» a-moll
2. А. Корелли «Сарабанда» d-moll
3. А. Шустов «Блины»
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)
1. К. Гурлит «Этюд» d-moll
2. А. Диабелли «Сонатина» D-dur
3. Русская нар. песня «Возле речки, возле моста» обр. П. Шашкина
Восьмой класс (2,5 часа в неделю)
Продолжение совершенствования всех ранее освоенных учеником
музыкально-исполнительских навыков игры на инструменте.
Подготовка к выпускному экзамену.

В течение 8 года обучения ученик должен продемонстрировать:
 умение сыграть гаммы всеми ранее освоенными штрихами, приемами, в
максимально быстром темпе;
 исполнение 3-х этюдов, один из которых может быть заменен виртуозной
пьесой solo.
За учебный год учащийся должен исполнить:
Таблица 11
1 полугодие
2 полугодие
Ноябрь - технический зачет (1

Март

гамма, 1 этюд).

комиссией

Декабрь

-

прослушивание

дифференцированное
части

программы

прослушивание

-

оставшихся

произведений
Май

обязательный

разнохарактерных

произведения

из

двух

выпускной

программы, не сыгранных в декабре.

выпускного экзамена (2 произведения,
показ

перед

-

выпускной

экзамен

(4

произведения,

крупной формы и произведения на

включая

произведение

выбор из программы выпускного

формы,

экзамена).

произведение, написанное для баяна).

виртуозное

крупной

произведение,

Примерный репертуарный список итоговой аттестации:
1. А. Холминов «Фуга» d- moll
2. М Клементи Сонатина» C-dur
3. Ю. Наймушин « Костромские переборы»
4. Русская нар. песня «Степь, да степь кругом» обр. Г. Шендерева
Учащиеся, продолжающие обучение в 9 классе, сдают выпускной экзамен в 9
классе.
Девятый класс (2, 5 часа в неделю)
Подготовка профессионально ориентированных учащихся к поступлению
в средние специальные учебные заведения. В связи с этим перед учеником по
всем вопросом музыкального исполнительства ставятся повышенные
требования:
- к работе над техникой в целом;
- к работе над произведением,
- к качеству самостоятельной работы;
- к сформированности музыкального мышления.

Выбранная для вступительных экзаменов программа обыгрывается на
концерте класса, отдела, школы, конкурсах.
С целью воспитания в ученике навыков культурно-просветительской
деятельности рекомендуется участие учащихся в лекциях-концертах,
тематических концертах в других учебных заведениях (детских садах,
общеобразовательных учреждениях и т. д.)
За учебный год учащийся должен исполнить:
Таблица 12
1 полугодие

2 полугодие

Ноябрь - технический минимум в
виде контрольного урока (1 гамма, 1
этюд ).
Декабрь
зачет
произведения).

(2

Март - академический вечер (3
произведения из программы 8- 9
классов,
приготовленных на
выпускной экзамен).

новых
Май - выпускной экзамен
(4 разнохарактерных произведения).

Примерный репертуарный список
1. Л. Колодуб «Фуга» e- moll
2. Д. Скарлатти «Сонатина» C-dur
3. А. Варламов «Красный сарафан»
4. Украинская нар. песня «Ой, за гаем, гаем» обр. В. Власова
Годовые требования по классам Срок обучения - 6 лет
Требования по специальности для обучающихся на баяне сроком 5
лет те же, что и при 8-летнем обучении, но в несколько сжатой форме. Условно
говоря, все темы изучаются в меньшем объеме часов.
Репертуар должен во всех классах включать разнохарактерные
произведения различных стилей, жанров, но он может быть немного легче (в
зависимости от способностей ученика). Ученики, занимающиеся по пятилетней
программе, должны принимать активное участие в концертной деятельности,
участвовать в конкурсах. Задача педагога - выполнение учебной программы
направить на максимальную реализацию творческого потенциала ученика, при
необходимости подготовить его к поступлению в среднее специальное учебное
заведение.

Первый класс (2 часа в неделю)
Введение. Освоение музыкальной грамоты (изучение нот, музыкальных
терминов). Освоение и развитие первоначальных навыков игры на
баяне: посадка, постановка игрового аппарата, техника ведения мехом.
Упражнения, направленные на развитие координации рук. Подбор по слуху.
Чтение нот с листа.
В течение 1 года обучения ученик должен пройти:
 упражнения, направленные на освоение различных ритмических
группировок, Мажорные гаммы C-dur, G-dur , F-dur в две октавы двумя
руками.
 4 этюда на разные ритмические, аппликатурные, тональные варианты;
 10-12 пьес различного характера.
Чтение нот с листа. Игра в ансамбле с педагогом.
Примерный репертуарный список академического прослушивания в
конце первого полугодия:
1. К. Черни «Этюд» C dur
2. В. Калинников «Тень-тень»
3. Русская нар. песня «Вставала ранёшенька"
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)
1. Л. Шитте «Этюд» F-dur
2. А.Аренский «Журавель»
3. Русская нар. песня «Как под яблонькой» обр. Г. Тышкевича.
В течение учебного года ученик должен исполнить:
Таблица 13
1 полугодие

2 полугодие

Декабрь – академическое
прослушивание (Этюд + 2
разнохарактерные
пьесы).

Май

- переводной экзамен
(зачет) Этюд + 2
разнохарактерные пьесы).

Второй класс (2 часа в неделю)
Расширение

списка

используемых

музыкальных

терминов.

Отработка штрихов легато, стаккато, нон легато. Овладение различными
техническими приемами игры на баяне. Подбор по слуху. Чтение с листа.

В течение 2 года обучения ученик должен пройти:
- гаммы До, Соль, Фа мажор двумя руками в две октавы. Арпеджио.
Аккорды.
-12 пьес различного характера, стиля, жанра. Чтение нот с листа. Подбор
по слуху.
Примерный репертуарный список академического прослушивания в конце
первого полугодия:
1. Л. Шитте «Этюд» G-dur
2. О. Шилова «Весёлое путешествие»
3. Русская нар. песня « Со вьюном я хожу»
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)
1. К. Черни «Этюд» D-dur
2. В. Бонаков « Маленькая полька»
3. Русская нар. песня « Заплетися плетень» обр. Ю. Акимова.
В течение учебного года учащийся должен исполнить:
Таблица 14
1 полугодие
Декабрь – академическое
прослушивание ( Этюд + 2
разнохарактерных произведения

2 полугодие
Май
- переводной экзамен
(зачет) Этюд + 2 разнохарактерные
пьесы.

Третий класс (2 часа в неделю)
Игра пьес различных стилей и жанров, в том числе полифонической музыки.
Освоение крупной формы. Дальнейшая работа над артикуляцией.
Упражнения различных авторов. Гаммы мажорные двумя руками в 2 октавы.
Арпеджио. Аккорды. Изучение гамм ля-минор и ми-минор отдельно каждой
рукой. Арпеджио. Аккорды.
4-6 этюдов на различные виды техники. 10-12 пьес различного характера, стиля,
жанра.
Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
Примерный репертуарный список академического прослушивания в конце
первого полугодия:
1. Г. Вольфарт «Этюд» №5 C-dur
2. Ф. Шуберт «Немецкий танец»

3. А. Гурилёв «Песня»
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)
1. А. Салин «Этюд» F=dur
2. С. Шевченко «Канон»
3. Украинская нар. песня «Ехал казак за Дунай» обр. С Чапкий.
В течение учебного года учащийся должен исполнить:
Таблица 15
1 полугодие
2 полугодие
Февраль - технический зачет (1 гамма,
1этюд).
Декабрь
- академическое прослушивание (этюд
+ 2 разнохарактерных
пьесы).

Май
- переводной экзамен
(зачет)
(этюд + 2 разнохарактерных
произведения, включая
полифоническое)

Четвертый класс (2,5 часа в неделю)
Усложнение музыкально-слуховых задач. Подбор произведений различного
характера для совершенствования исполнительского мастерства. Гаммы
мажорные на легато и стаккато в 3 октавы. Арпеджио. Аккорды. Гаммы ляминор и ми-минор (гармоническая и мелодическая) двумя руками в 3 октавы.
4-6 этюдов на различные виды техники.
10-12 пьес различного характера, стиля, жанра.
Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
Примерный репертуарный список академического прослушивания в
конце первого полугодия:
1. Д. Самойлов «Этюд» G-dur
2. Г. Гендель «Сарабанда» d-moll
3. Русская нар. песня «Приходите гости к нам» обр. П. Лондонова.
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)
1. С. Коняев «Этюд» C-dur
2. Ю. Шишаков «Полифоническая пьеса» d-moll
3. Русская нар. песня «Как у наших у ворот» обр. А. Суркова

В течение учебного года учащийся должен исполнить:
Таблица 16
1 полугодие
2 полугодие
Февраль – технический зачет 1этюд
1гамма
Декабрь – академическое
прослушивание (Этюд + 2
разнохарактерных пьесы, включая
полифоническое произведение)

Май
экзамен (зачет)
(Этюд + 2 разнохарактерных
произведения, включая
произведение
крупной формы)

Пятый класс (2,5 часа в неделю)
Главная задача, стоящая перед учащимися пятого класса, - предоставить
выпускную программу в максимально готовом, качественном виде. Перед
выпускным экзаменом учащийся обыгрывает свою программу на зачетах,
классных вечерах, концертах.
Закрепление ранее освоенных приемов, штрихов. Самостоятельное
изучение этюдов и упражнений, овладение новыми техническими приёмами.
Гаммы мажорные в терцию в 4 октавы различными штрихами и группировкой
(дуоли, триоли, квартоли.) Арпеджио. Аккорды. Гаммы ля-минор, ми-минор,
ре-минор двумя руками в 4октавы. Арпеджио. Аккорды.
4 этюда на различные виды техники.
8-10 произведений различного характера, стиля, жанра.
Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
Примерный репертуарный список итоговой аттестации (выпускного
экзамена)
1. С. Майкапар «Прелюдия и фугетта» C-dur
2. И. Болдырев «Сонатина» d-moll
3. Н. Раков «Татарский танец»
Учащиеся, продолжающие обучение в 6 классе, сдают выпускной экзамен
в 6 классе.

В течение учебного года учащийся должен исполнить:
Таблица 17
1 полугодие
2 полугодие
Ноябрь - технический зачет (1 гамма,
этюд).
Декабрь
дифференцированное
прослушивание части программы
выпускного экзамена (2 произведения,
обязательный показ произведения
крупной формы и произведения на
выбор из программы выпускного
экзамена).

Март
прослушивание
перед
комиссией
оставшихся
двух
произведений
из
выпускной
программы, не игранных в декабре.
Май - выпускной экзамен (4
разнохарактерных
произведения,
включая
произведение
крупной
формы, виртуозное произведение,
произведение, написанное для баяна).

Шестой класс (2,5 часа в неделю)
В шестом классе обучаются учащиеся, которые целенаправленно
готовятся к поступлению в профессиональное образовательное учреждение. В
связи с этим, педагогу рекомендуется составлять годовой репертуар года с
учетом программных требований профессионального образовательного
учреждения. Участие в классных вечерах, концертах отдела, школы, конкурсах
принесут значительную пользу, придав уверенности в игре.
Ученики шестого класса играют зачет в декабре и итоговый экзамен в
мае. В декабре обязателен показ произведения крупной формы.
Примерный репертуарный список
1. И. С. Бах «Маленькая органная прелюдия и фуга» e-moll
2. И. Яшкевич «Соната C-dur («В классическом стиле»)
3. Н. Лысенко «Грустный напев»
4. Русская нар. песня «Вдоль по Питерской» обр. А. Шалаева.
В течение учебного года учащийся должен исполнить:
Таблица 18
1 полугодие
2 полугодие
Ноябрь - технический минимум в Март - академический вечер (3
виде контрольного урока (1 гамма, произведения из репертуара 5-6
этюд).
классов,
приготовленных на
выпускной экзамен).
Декабрь
зачет
(2
новых
Май - выпускной экзамен (4
произведения).
произведения).

III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую
направленность, а также демонстрирует возможность индивидуального подхода
к каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение
художественно-эстетического

развития

учащегося

и

приобретения

им

художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
Таким образом, ученик к концу прохождения курса программы обучения
должен:
• знать основные исторические сведения об инструменте;
• знать конструктивные особенности инструмента;
• знать элементарные правила по уходу за инструментом и уметь их
применять при необходимости;
• знать оркестровые разновидности инструмента баян;
• знать основы музыкальной грамоты;
• знать систему игровых навыков и уметь применять ее самостоятельно;
• знать

основные

средства

музыкальной

выразительности

(тембр,динамика, штрих, темп и т. д.);
• знать

основные

жанры

музыки

(инструментальный,

вокальный,

симфонический и т. д.);
• знать

технические

и

художественно-эстетические

особенности,

характерные для сольного исполнительства на баяне;
• знать функциональные особенности строения частей тела и уметь
рационально использовать их в работе игрового аппарата;
• уметь самостоятельно определять технические трудности

несложного

музыкального произведения и находить способы и методы в работе над
ними;
• уметь самостоятельно среди нескольких вариантов аппликатуры выбрать
наиболее удобную и рациональную;
• уметь

самостоятельно,

осознанно

работать

над

несложными

произведениями, опираясь на знания законов формообразования, а также на
освоенную в классе под руководством педагога методику поэтапной работы

над художественным произведением;
• уметь творчески подходить к созданию художественного образа,
используя при этом все теоретические знания и предыдущий практический
опыт в освоении штрихов, приемов и других музыкальных средств
выразительности;
• уметь на базе приобретенных специальных знаний

давать грамотную

адекватную оценку многообразным музыкальным событиям;
• иметь навык игры по нотам;
• иметь навык чтения с листа несложных произведений, необходимый для
ансамблевого и оркестрового музицирования;
• приобрести навык транспонирования и подбора по слуху, так
необходимых в дальнейшем будущему оркестровому музыканту;
• приобрести навык публичных выступлений, как в качестве солиста, так и
в различных ансамблях и оркестрах.
Реализация программы обеспечивает:
•

наличие

у

обучающегося

интереса

к

музыкальному

искусству,

самостоятельному музыкальному исполнительству;
•

комплексное совершенствование игровой техники , которая

включает в себя тембровое слушание, вопросы динамики, артикуляции,
интонирования, а также организацию работы игрового аппарата, развитие
крупной и мелкой техники;
•

сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков,

позволяющий

использовать многообразные возможности баяна для

достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста;
•

знание художественно-исполнительских возможностей баяна;

•

знание музыкальной терминологии;

•

знание репертуара для баяна, включающего произведения разных стилей

и жанров, произведения крупной формы (концерты, сонаты, сюиты, циклы) в
соответствии с программными требованиями; в старших, ориентированных
на профессиональное обучение классах, умение самостоятельно выбрать для
себя программу;

•

наличие навыка по чтению с листа музыкальных произведений;

•

умение транспонировать и подбирать по слуху;

•

навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом

исполнения музыкального произведения;
•

навыки

по

выразительности,

использованию
выполнению

музыкально-исполнительских

средств

анализа исполняемых произведений,

владению различными видами техники исполнительства, использованию
художественно оправданных технических приемов;
•

наличие творческой инициативы, сформированных представлений
методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы
над исполнительскими трудностями;

•

наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.

о

IV.

Формы и методы контроля, система оценок

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели,
задачи и формы.
Оценки качества знаний по «Специальности (баян)» охватывают все виды
контроля:
- текущий контроль успеваемости; - промежуточная аттестация учащихся; итоговая аттестация учащихся. Цель промежуточной аттестации определение уровня подготовки учащегося на определенном этапе обучения
по конкретно пройденному материалу.
Таблица 19

Вид контроля

Задачи

Текущий
контроль

- поддержание учебной дисциплины,
контрольные
- выявление отношения учащегося к уроки,
изучаемому предмету,
академические
- повышение уровня освоения текущего концерты,
учебного материала. Текущий контроль прослушивания
осуществляется преподавателем по к конкурсам,
специальности
регулярно
(с отчетным
периодичностью не более чем через концертам
два, три урока) в рамках расписания
занятий и предлагает использование
различной системы оценок. Результаты
текущего контроля учитываются при
выставлении четвертных, полугодовых,
годовых оценок.
определение
успешности
развития зачеты (показ
учащегося и усвоения им программы на части программы,
определенном этапе обучения
технический
зачет),
академические
концерты,
переводные
зачеты, экзамены
определяет уровень и качество освоения экзамен
программы учебного предмета
проводится в
выпускных
классах: 5 (6), 8 (9)

Промежуточная
аттестация

Итоговая
аттестация

Формы

Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и
навыков учащихся в классе по специальности. Они не требуют публичного
исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков
самостоятельной работы учащегося, проверка технического роста, проверка
степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху,
транспонирование), проверка степени готовности учащихся выпускных классов
к итоговой аттестации. Контрольные прослушивания проводятся в классе в
присутствии комиссии, включая в себя элементы беседы с учащимся, и
предполагают обязательное обсуждение рекомендательного характера.
Также преподаватель может сам назначать и проводить контрольные
уроки в течение четверти в зависимости от индивидуальной успеваемости
ученика, от этапности изучаемой программы с целью повышения мотивации в
ученике к учебному процессу.
Контрольные уроки проводятся в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет.
Зачеты проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и предполагают
публичное исполнение технической или академической программы или ее
части в присутствии комиссии. Зачеты дифференцированные, с обязательным
методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер. Зачеты
проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Академические концерты предполагают те же требования, что и зачеты,
но они представляют собой публичное (на сцене) исполнение учебной
программы или ее части в присутствии комиссии, родителей, учащихся и
других слушателей. Для академического концерта преподаватель должен
подготовить с учеником 2-3 произведения. Выступление ученика обязательно
должно быть с оценкой.
Переводные экзамены проводятся в конце каждого учебного года.
Исполнение полной программы демонстрирует уровень освоения программы
данного года обучения. Переводной экзамен проводится с применением
дифференцированных систем оценок, завершаясь обязательным методическим

обсуждением. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных
занятий. Учащийся, освоивший в полном объеме программу, переводится в
следующий класс.
Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения
образовательной программы. Экзамен проводится в выпускных классах: 5 (6), 8
(9), в соответствии с действующими учебными планами. Итоговая аттестация
проводится по утвержденному директором школы расписанию.
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств,
включающие методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания,
умения, навыки. По итогам исполнения выставляются оценки по пятибалльной
шкале.
Таблица 20
Оценка

Критерии оценивания исполнения

5 («отлично»)

Яркая,

осмысленная

динамика;

текст

игра,

сыгран

выразительная
безукоризненно.

Использован богатый арсенал выразительных
средств, владение исполнительской техникой и
звуковедением

позволяет

говорить

о

высоком художественном уровне игры.
4 («хорошо»)

Игра с ясной художественно-музыкальной
трактовкой,
проработано,

но

не

все

технически

определенное

количество

погрешностей не дает возможность оценить
«отлично». Интонационная и ритмическая
игра может носить неопределенный характер.

3 («удовлетворительно»)

Средний технический уровень подготовки,
бедный, недостаточный штриховой арсенал,
определенные проблемы в исполнительском
аппарате

мешают

художественный

донести
замысел

до

слушателя

произведения.

Можно говорить о том, что качество
исполняемой программы в данном случае
зависело от времени, потраченном на работу
дома или отсутствии интереса у ученика к
занятиям музыкой.
2 («неудовлетворительно»)

Исполнение

с

однообразной

динамикой,

фразировки,

интонирования,

участия

самого

частыми

ученика

остановками,
без

элементов

без
в

личного
процессе

музицирования.
Зачет (без оценки)

Отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является
основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного
заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может
быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно
отметить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень
готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению
профессионального образования в области музыкального искусства.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитываются следующие
параметры:
1.

Оценка годовой работы учащегося.

2.

Оценки за академические концерты, зачеты или экзамены.

3.

Другие выступления учащегося в течение учебного года.

При выведении оценки за выпускные экзамены должны быть учтены
следующие параметры:
1.

Учащийся должен продемонстрировать достаточный технический

уровень владения инструментом.
2.

Убедительно раскрытый художественный образ музыкального

произведения.
3.

Понимание и отражение в исполнительской интерпретации стиля

исполняемого произведения.
При выпускных экзаменах оценка ставится по пятибалльной шкале
(«отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).
Оценки выставляются по окончании четвертей и полугодий учебного
года. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности
выпускников к возможному продолжению профессионального образования в
области музыкального искусства.
V.

Методическое обеспечение учебного процесса

1. Методические рекомендации педагогическим работникам
В работе с учащимся преподаватель должен следовать основным
принципам дидактики: последовательность, систематичность, доступность,
наглядность в освоении материала.
Процесс обучения должен протекать с учетом индивидуальных
психических особенностей ученика, его физических данных. Педагог должен
неустанно контролировать уровень развития музыкальных способностей своих
учеников.
Работа педагога по специальности будет более продуктивной в тесной
связи с педагогами по другим предметам: музыкальная литература, слушание
музыки, сольфеджио. Итогом такого сотрудничества могут быть: открытые
уроки, концерты классов для родителей, участие в концертах отделов, школы.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося
индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В конце

учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с
приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении
индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные
особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо
включать произведения, доступные по степени технической и образной
сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю,
жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших учеников
обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального
ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.
Необходимым условием для успешного обучения на баяне является
формирование у ученика уже на начальном этапе правильной посадки,
постановки рук, целостного исполнительского аппарата.
Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и
т.д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и
этюдами. При освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного
инструктивного материала рекомендуется применение различных вариантов штриховых, динамических, ритмических и т.д. При работе над техникой
необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их
выполнение.
При выборе этюдов следует учитывать их художественную и
техническую значимость. Изучение этюдов может принимать различные формы
в зависимости от их содержания и учебных задач (ознакомление, чтение нот с
листа, разучивание до уровня показа на техническом зачете).
Работа над качеством звука, интонацией, разнообразными ритмическими
вариантами, динамикой (средствами музыкальной выразительности) должна
последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть
предметом постоянного внимания педагога. В этой связи педагогу необходимо
научить ученика слуховому контролю и контролю по распределению
мышечного напряжения.
Работа над музыкальным произведением должна проходить в тесной
художественной и технической связи.

Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной
работы над домашним заданием. В качестве проверки знаний ученика об
основных этапах в работе над произведением можно порекомендовать ученику
выучить самостоятельно произведение, которое по трудности должно быть
легче произведений, изучаемых по основной программе.
Большое значение в воспитании музыкального вкуса отводится
изучаемому репертуару. Помимо обработок народных мелодий, органично
звучащих на народных инструментах и составляющих основу репертуара,
необходимо включать в учебные программы переложения лучших образцов
зарубежной и отечественной классики, произведений, написанных для других
инструментов или для голоса. Рекомендуется исполнять переложения, в
которых сохранен замысел автора и в то же время грамотно, полноценно
использованы характерные особенности данного инструмента - баяна
В классе баяна при работе над гаммами, этюдами и пьесами для
достижения чистоты интонации и технической свободы необходимо искать,
находить и использовать различные варианты аппликатуры.
Вся творческая деятельность педагога-музыканта должна иметь научно
обоснованный характер и строиться на базе имеющейся методической
литературы. Педагоги-баянисты, в связи с определенной проблемой в этой
области, вынуждены обращаться к методикам и методическим исследованиям
других специальностей (скрипка, фортепиано и др.).
2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
•

самостоятельные

занятия

должны

быть

регулярными

и

систематическими;
• периодичность занятий - каждый день;
• объем самостоятельных занятий в неделю - от 2 до 4 часов.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных
затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми
программы начального и основного общего образования, с опорой на
сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую
целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.

Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной
температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий
всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов
и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по
специальности.
Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из
количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе
должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений,
гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это
примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более
легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста,
необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными
деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение
произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед
зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все
рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает
преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.

VI.

Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

- Учебная литература
1. Акимов Ю. Школа игры на баяне. М., 1981
2. Акимов Ю., Гвоздев П. Прогрессивная Школа игры на баяне. Ч.1. М., 1975
3. Альбом начинающего баяниста. Вып. 18. Сост. А. Талакин. М., 1978
4. Альбом начинающего баяниста. Вып. 19. Сост. С. Павин. М., 1979
5. Альбом начинающего баяниста. Вып. 23. Сост. М. Панин. М., 1981
6. Альбом начинающего баяниста. Вып. 25. М., 1981
7. Альбом начинающего баяниста. Вып. 3. Сост. Ф. Бушуев, А. Талакин. М.,
1970
8. Агафонов О. За праздничным столом. Вып. 1, 2. М – Музыка 2004
9. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-2 классов. Вып. 13. Сост. В. Алехин.
М., 1978
10. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-2 классов. Вып. 19. Сост. Ф.
Бушуев. М., 1975

11. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 3-4 классов. Вып. 2. Сост. В. Алехин.
М., 1969
12. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 3-4 классов. Вып. 29. Сост. В.
Алехин. М., 1978
13. Баян Подготовительная группа. Сост. А. Денисов, В. Угринович – Киев,
1980.
14. Баян 1 класс ДМШ. Сост. И. Алексеев, Н. Корецкий – Киев.1981.
15. Баян 2класс ДМШ. Сост. И. Алексеев, Н. Корецкий – Киев.1981.
16. Баян 3класс ДМШ. Сост. И. Алексеев, Н. Корецкий – Киев.1981.
17. Баян 4класс ДМШ. Сост. А. Денисов – Киев.1980
18. Баян 5класс ДМШ. Сост. А. Денисов – Киев.1982
19. Баканов В., Баканова С. Нотная папка баяниста и аккордеониста – М. 2008
20. Говорушко П. Начальный курс игры на готово-выборном баяне. Л., 1980
21. Говорушко П. Школа игры на баяне. Л., 1981
22. Гречухина Р. Ансамбли для баянов и аккордеонов. С-Пб – Композитор
2003
22. Доренский А. Музыка для детей. Педагогический репертуар баяниста. Вып.
2. Ростов – на – Дону, 1998
23. Лихачёв С. Эстрадные миниатюры для аккордеона или баяна. Вып 1, 2. СПб – Композитор 2004
24. Лихачёв М. Лунная серенада. Джазовые пьесы. С-Пб – Композитор 2005
25. Лёвина Е., Лёвин А. Музыкальный зоопарк. Ростов-на-Дону.2011
26. Онегин А. Школа игры на готово-выборном баяне. М., 1978
27. Педагогический репертуар баяниста. 1-2 классы ДМШ. Вып. 5. Сост. А.
Крылусов. М., 1975
28. Педагогический репертуар баяниста. 1-2 классы ДМШ. Вып. 6. Сост. В.
Грачев, А. Крылусов. М., 1975
29. Педагогический репертуар баяниста. 3-5классы ДМШ. Вып. 7. Сост. В.
Алехин, А. Чиняков. М., 1976
30. Педагогический репертуар баяниста. 1-2 классы ДМШ. Вып. 8. Сост. В.
Грачев, А. Крылусов. М., 1978
31. Самойлов Д. 15 уроков игры на баяне. М., 2004
32. Сонатины и вариации. Вып. 4. Сост. Ф. Бушуев. М., 1972
33. Сонатины и вариации. Вып. 6. Сост. Ф. Бушуев. М., 1974
34. Сонатины и вариации. Вып .8. М., 1976
35. Скуматов Л. Звучала музыка с экрана. Вып. 1 С-Пб – Композитор 2001
36. Скуматов Л. Звучала музыка с экрана. Вып. 2 С-Пб – Композитор 2002
37. Скуматов Л. Звучала музыка с экрана. Вып. 3 С-Пб – Композитор 2003
38. Скуматов Л. Звучала музыка с экрана. Вып.4 С-Пб – Композитор 2004
39. Скуматов Л. Звучала музыка с экрана. Вып. 5. С-Пб – Композитор 2005
40. Хрестоматия для баяна. Вып.1( Мл. кл.) Сост. Гречухина Р., Лихачёв М.
2000
41. Хрестоматия для баяна. Вып.2 (1- 2 кл.) Сост. Гречухина Р., Лихачёв М.
2001
42. Хрестоматия для баяна. Вып.3 (2-3 кл.) Сост. Гречухина Р., Лихачёв М.
2002

43. Хрестоматия для баяна. Вып.4 (3-4кл.) Сост. Гречухина Р., Лихачёв М. 2003
44. Хрестоматия для баяна. Вып.5 (4-5 кл.) Сост. Гречухина Р., Лихачёв С-Пб.
2004
45. Хрестоматия для баяна (1-3 годы обуч.) Сост. Скуматов Л. С-Пб
Композитор 2005
46. Хрестоматия баяниста. 1-2 классы ДМШ. Вып. 1 Сост. Ю. Акимов, В.
Грачев. М., 1971
47. Хрестоматия баяниста. 1-2 классы ДМШ. Сост. А. Крылусов. М., 1979
48. Хрестоматия баяниста. 3-4 классы ДМШ. Сост. В. Грачев. М., 1979
49. Хрестоматия баяниста. 3-5 классы ДМШ. Сост. В. Алехин, С. Павин, Г.
Шашкин. М., 1976
50. Чайкин Н. Детский альбом для баяна. М., 1969
51. Этюды для баяна. Вып. 3. Сост. Л. Гаврилов, В. Грачев. М., 1971
52. Эстрадные миниатюры для баяна. Сост. Лихачёв С. С-Пб Композитор 2008
53. Этюды для баяна. Сост. Скуматов Л. С-Пб Композитор 2006
54. А. Пивкин Мордовские эскизы г. Саранск 2005 г.
55. А. Пивкин Пьесы для баяна, домры, балалайки. Из-во МГУ 2006г.
56. А.Пивкин Мордовский калейдоскоп Из-во МГУ 2008г.
57. А.Пивкин Пою тебе, Мордовия. Из-во МГУ 2008 г.
- Методическая литература
1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано Изд.3- М., 1978
2. Акимов Ю. Некоторые проблемы исполнительства на баяне. М., 1980
3. Акимов Ю. Школа игры на баяне. М., 1981
4. Акимов Ю., Кузовлев В. О проблеме сценического самочувствия
исполнителя - баяниста. Баян и баянисты. Вып. 4.М., 1978
5. Баренбойм Л.А.Путь к музицированию – Л., 1978
6. Браудо И.А. Артикуляция.- Л:, 1973
7. Беляков В., Стативкин Г. Аппликатура готово-выборного баяна. М.,
1978.
8. Власов В. Методика работы баяниста над полифоническими
произведениями. М.,2004
9. Гвоздев П. Принципы образования звука на баяне и его извлечения.
Баян и баянисты. Вып.1. М., 1970.
10.
Гвоздев П. Работа баяниста над развитием техники. Баян и
баянисты. Вып. 1. М., 1970
11. Говорушко П. Об основах развития исполнительских навыков
баяниста.
12. Методика обучения игре на народных инструментах. Л., 1975.
13. Говорушко П. Школа игры на баяне. Л., 1981.
14. Голубовская Н.И. О музыкальном исполнительстве.- Л: Музыка, 1985.
15. Давыдов Н. Методика переложения инструментальных произведений
для баяна. М., 1982
16. Егоров Б. К вопросу о систематизации баянных штрихов. Баян и
баянисты. Вып. 6.М.,1984
17. Егоров Б. Общие основы постановки при обучении игре на баяне. Баян
и баянисты. Вып. 2. 1974
18. Крупин А. О некоторых принципах освоения современных приёмов
ведения меха баянистами. Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 6. Л.,1985

19. Кузовлев В. Дидактический принцип доступности и искусство
педагога. Баян и баянисты. Вып. 2 М.,1974
20. Липе Ф. Искусство игры на баяне. М.,1985
21. Липе Ф. О переложениях и транскрипциях. Баян и баянисты. Вып.3 М.,
1977
22. Максимов В. Основы исполнительства и педагогики. С-Пб, 2004
23. Мотов В. О некоторых приёмах звукоизвлечения на баяне. Вопросы
профессионального воспитания баяниста. Вып. 48. М.,1980
24. Мотов В. Простейшие приёмы варьирования. М.,1989
25. Мотов В., Шахов Г. Развитие навыков подбора аккомпанемента по
слуху. М., 2002
26. Обертюхин М. Проблемы исполнительства на баяне. М.,1989
27. Обертюхин М. Расчленённость музыки и смена направления движения
меха. Баян и баянисты. Вып. 4 М., 1978
28. Паньков В. Гаммы, трезвучия, арпеджио. Киев. 1982
29. Пуриц И. Методические статьи по обучению игре на баяне. М., 2001
30. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. – М: Классика,
2004.
31. Система детского музыкального воспитания К.Орфа. Под редакцией Л.
Баренбойма. – Л: Музыка. 1970.
32. Семёнов В. Формирование технического мастерства исполнителя на
готово – выборном баяне. Баян и баянисты. Вып.4 1978.
33. Сурков А. Пособие для начального обучения игре на готово –
выборном баяне М., 1973.
34. Чернов А. Формирование смены меха в работе над полифонией. Баян и
баянисты. Вып. 7 1987.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».