Специальность (аккордеон)

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 6»
городского округа Саранск

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
ПРОГРАММА
по учебному предмету
ПО.01.УП.01.СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
(АККОРДЕОН)
Срок обучения 5(6) лет, 8(9) лет

Саранск 2016

«Одобрено»
Методическим советом
МБУДО «ДМШ № 6» г.о. Саранск

«Утверждаю»
Директор – П.С.Еськин
______________
(подпись)

«____» _______________ 20____ г.
дата рассмотрения

«____» _______________ 20____ г.
дата утверждения

Разработчик – Костерина О.Г., заведующая отделением народных
инструментов, преподаватель по классу аккордеона МБУДО «ДМШ № 6»
Рецензент – Ляпина О.А., преподаватель по классу баяна МБУДО
«ДМШ № 6»
Рецензент – Пивкин А.Е., председатель ПЦК «Инструментальное
исполнительство – инструменты народного оркестра» ГБПОУ РМ СМУ ИМ
Л.П.КИРЮКОВА, Заслуженный работник культуры Республики Мордовия,
член союза композиторов России

Структура программы учебного предмета

I.

Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II.

Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;

III.

Требования к уровню подготовки обучающихся

IV.

Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;

V.

Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;

VI.

Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Учебная литература;
- Учебно-методическая литература;
- Методическая литература

Пояснительная записка

I.

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента
«аккордеон», далее – «Специальность (аккордеон)», разработана на основе
и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной
предпрофессиональной

общеобразовательной

программе

в

области

музыкального искусства «Народные инструменты».
Учебный предмет «Специальность (аккордеон)» направлен

на

приобретение детьми знаний, умений и навыков игры нааккордеоне,
получение ими художественного образования, а также на эстетическое
воспитание и духовно- нравственное развитие ученика.
Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед
педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных
вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие
индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее одаренных из них на их дальнейшую профессиональную деятельность.
Примерный учебный план по дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной

программе

в

области

искусства

«Народные

инструменты (аккордеон)» направлен на приобретение обучающимися
музыкально-исполнительских знаний, умений, навыков.
2. Срок реализации учебного предмета «Специальность (аккордеон)»
для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в
возрасте:
– с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет;
– с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.
Для детей, не закончивших освоение образовательной программы
основного общего образования или среднего (полного) общего образования и
планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие

основные

профессиональные

образовательные

программы

в

области

музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного

учреждения

на

реализацию

учебного

предмета

«Специальность (аккордеон)»:
Таблица 1
5 лет
6-й год
обучения

Срок обучения

8 лет

9-й год
обучения

Максимальная учебная нагрузка

1316

214,5

924

214,5

559

82,5

363

82,5

757

132

561

132

(в часах)
Количество
часов на аудиторные занятия
Количество

часов

на

внеаудиторную
(самостоятельную) работу
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная,
рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.
Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать
ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоциональнопсихологические особенности.
5. Цели и задачи учебного предмета «Специальность (аккордеон)»
Цели:
 развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе
приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать,
осваивать и исполнять на аккордеоне произведения различных жанров и
форм в соответствии с ФГТ;

 определение наиболее одаренных детей и их дальнейшая подготовка к
продолжению обучения в средних профессиональных музыкальных учебных
заведениях.
Задачи:
 выявление творческих способностей ученика в области музыкального
искусства и их развитие в области исполнительства на аккордеоне до уровня
подготовки,

достаточного

для

творческого

самовыражения

и

самореализации;
 овладение знаниями, умениями и навыками игры нааккордеоне,
позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования;
 приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;
 формирование

навыков

сольной

исполнительской

практики

и

коллективной творческой деятельности, их практическое применение;
 достижение

уровня

образованности,

позволяющего

выпускнику

самостоятельно ориентироваться в мировой музыкальной культуре;
 формирование у лучших выпускников осознанной мотивации к
продолжению

профессионального

обучения

и

подготовки

их

к

вступительным экзаменам в профессиональное образовательное учреждение.
6.

Обоснование

структуры

программы

учебного

предмета

организации

занятий

«Специальность (аккордеон)».
Программа

содержит

необходимые

для

параметры:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
- распределение учебного материала погодам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствие с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
 словесный (рассказ, беседа, объяснение);
 метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков
ученика, работа над художественно-образной сферой произведения);
 метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение
педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа);
 объяснительно-иллюстративный

(педагог

играет

произведение

ученика и попутно объясняет);
 репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по
образцу учителя);
 метод проблемного изложения (педагог ставит

и сам решает

проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);
 частично-поисковый

(ученик

участвует

в

поисках

решения

поставленной задачи).
Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей
учащегося.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета.
Материально-техническая база образовательного учреждения должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны
труда.
Учебные

аудитории

для

занятий

по

учебному

предмету

«Специальность (аккордеон)» должны иметь площадь не менее 9 кв. м,
наличие пюпитра. В образовательном учреждении должны быть созданы

условия

для

содержания,

музыкальных

своевременного

инструментов.

обслуживания

Образовательное

и

ремонта

учреждение

должно

обеспечить наличие инструментов обычного размера,а также уменьшенных
инструментов (аккордеонов), так необходимых для самых маленьких
учеников.
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение

учебного

предмета

«Специальность

(аккордеон)»,

на

максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные
занятия:
Таблица 2
Срок обучения 9 лет
Распределение по годам обучения
Класс
Продолжительность

учебных

1

2

3

4

5

6

7

8

9

32

33

33

33

33

33

33

33

33

2

2

2

2

2

2

2,5

2,5

2,5

занятий (в неделях)
Количество

часов

на

аудиторные занятия в неделю
Общее количество

559

часов на аудиторные занятия

641,5

Количество

часов

внеаудиторные

занятия

на

82,5

2

2

2

3

3

3

4

4

4

64

66

66

99

99

99

132

132

132

в

неделю
Общее количество
часов

на

внеаудиторные

(самостоятельные) занятия по
годам
Общее количество

757

132

часов

на

внеаудиторные

889

(самостоятельные) занятия
Максимальное

количество

4

4

4

5

5

5

6,5

6,5

6,5

128

132

132

165

165

165

214,5

214,5

214,5

часов занятия в неделю
Общее

максимальное

количество часов по годам
Общее
количество

максимальное
часов

на

214,5

1316

весь

период обучения
1530,5

Таблица 3
Срок обучения – 6 лет
Распределение по годам обучения
Класс

1

2

3

4

5

6

Продолжительность учебных занятий (в

33

33

33

33

33

33

2

2

2

2,5

2,5

2,5

неделях)
Количество

часов

на

аудиторные

занятия в неделю
Общее количество

363

часов на аудиторные занятия
Количество часов на внеаудиторные

82,5

445,5
3

3

3

4

4

4

(самостоятельные) занятия в неделю
Общее количество

561

часов на внеаудиторные

132
693

(самостоятельные) занятия
Максимальное количество часов на

5

5

5

6,5

6,5

6,5

165

165

165

214,5

214,5

214,5

занятия в неделю
Общее максимальное количество часов
по годам
Общее максимальное количество часов
на весь период обучения

924

214,5

1138,5

Учебный материал распределяется по годам обучения -

классам.

Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данное
время направлено на освоения учебного материала.
Виды внеаудиторной работы:
- самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
- подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
- подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных
залов, музеев и др.),
- участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурнопросветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Годовые требования по классам
Срок обучения – 9 лет
Первый класс (2 часа в неделю)
1 полугодие
Значение «донотного» периода в работе с начинающими, опора на
слуховые представления. Активное слушание музыки (игра педагога,
домашнее прослушивание музыки по желанию ученика) с последующим
эмоциональным откликом ученика (в виде рисунка, рассказа).
Знакомство с инструментом. Основы и особенности при
постановке игрового аппарата.

посадке,

Принципы звукоизвлечения. Постановка

правой руки.
Знакомство

с

элементами

музыкальной

грамоты.

Освоение

музыкального ритма в виде простых ритмических упражнений, связанных с
иллюстрацией на аккордеоне ритма слов.
Подбор по слуху небольших попевок, народных мелодий, знакомых
песен.

Воспитание в ученике элементарных правил сценической этики,
навыков мобильности, собранности при публичных выступлениях.
В течение 1 полугодия обучения ученик должен пройти:
- 8-12 песен-прибауток;
- 2 этюда;
- 4-6 небольших пьес различного характера.
Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия
Считалочки

«Андрей-воробей»,

«Сорока-сорока»,

«Паровоз»,

«Дождик» и др.
1. Русская народная песня «Василек»
Денисов А. «Полька»
«Напев»
2. Русская народная песня «Как под горкой, под горой»
Белорусская народная песня «Перепелочка»
Лушников В. «Хоровод»
2 полугодие
Продолжение «донотного» периода: освоение мажорных гамм, игра по
слуху (транспонирование попевок, знакомых мелодий). Продолжение
освоения нотной грамоты. Игра по нотам. Развитие первоначальных навыков
игры на инструменте. Знакомство с основой динамики – форте, пиано.
Игра гамм C-dur, G-dur – правой рукой в одну октаву.
Чтение нот с листа. Упражнения на развитие координации.
В течение 2-го полугодия обучения ученик должен пройти:
- гаммы C-dur, G-dur отдельно каждой рукой;
- 2 этюда;
- 8-10 песен и пьес различного характера, включая переложения
зарубежных и отечественных композиторов.
Чтение нот с листа. Подбор по слуху. Игра в ансамбле с педагогом.

За учебный год учащийся должен исполнить:
Таблица 4
1 полугодие

2 полугодие

Декабрь – академическое

Февраль
Май – переводной экзамен (зачет)
(«Этюд», 2 разнохарактерные пьесы).

прослушивание
(2 разнохарактерных пьесы).

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета):
1. Моцарт В. «Азбука».
Украинская народная песня «По дороге жук, жук».
Шаинский В. «Песенка про кузнечика»
2. Лушников В. «Маленький вальс»
Калинников В. «Журавель»
Болгарская народная песня «Пчелка»
Второй класс (2часа в неделю)
Работа

над

дальнейшей

стабилизацией

посадки

и

постановки

исполнительского аппарата, координацией рук. Освоение технологии
исполнения основных штрихов (стаккато, легато). Освоение более сложных
ритмических рисунков. Контроль над свободой исполнительского аппарата.
Применение динамики как средства музыкальной выразительности для
создания яркого художественного образа. Контроль над свободой игровых
движений. Слуховой контроль над качеством звука. Знакомство с основными
музыкальными терминами.
Игра

динамических,

ритмических

упражнений,

охватывающих

освоенный учеником диапазон инструмента.
В течение 2 года обучения ученик должен пройти:
- мажорные и минорные однооктавные гаммы: C-dur,G-dur,D-dur,
a-moll
- 3-5 этюдов;

- 10-12 пьес различных по характеру, стилю, жанру.
- Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
За учебный год учащийся должен исполнить:
Таблица 5
1 полугодие

2 полугодие

Декабрь
–
академическое Март – технический зачет
прослушивание
(одна гамма, один этюд).
(2 разнохарактерных пьесы).
Май – экзамен (зачет)
(3 разнохарактерные пьесы).
Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия:
1.Вебер К. «Пьеса»
Гречанинов А. «Песенка»
«Эстонский вальс»
2. Бетховен Экосез № 2
Доренский А. «Танцуя»
Русская народная песня «Вдоль да по речке», обр. Лушникова В.
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)
1. Моцарт В.А. Майская песня
Глинка М. «Ходит ветер уворот»
Украинская народная песня «Ой, под вишнею»
2. Перселл Г. «Ария»
Гречанинов А. «Мазурка»
Иванов В. «Юмореска»
Третий класс (2 часа в неделю)
Вся работа педагога: объяснения, показ отдельных деталей и
иллюстрирование пьес, критерии оценок, контроль над самостоятельной
работой - приобретает качественно иной характер и должна быть более
критично направлена на достижение учеником свободной и осмысленной
игры.

Закрепление освоенных терминов, изучение новых терминов.
В программу включаются пьесы кантиленного характера.
Включение в программу произведений крупной формы (сюита, цикл,
соната, вариации).
Эпизодическое знакомство с принципами исполнения двойных нот.
Развитие

в

ученике

творческой

инициативы.

Более

активное

привлечение ученика во все этапы обучения (обозначение аппликатуры,
динамики, поиск приема, штриха, создание художественного образа).
Исполнение этюдов и пьес с более сложными ритмическими рисунками
(триоли, секстоли, синкопы, двойные ноты).
Освоение мелизмов: форшлаг (одинарный, двойной), мордент, трель.
В течение 3 года обучения ученик должен пройти:
хроматические упражнения, упражнения различных авторов;
мажорные гаммы в две октавы до трех знаков в ключе, минорные
гаммыa-moll,e-moll,d-moll (3 вида), короткие и длинные арпеджио, аккорды.
Кроме того, в течение 3 года обучения ученик должен пройти:
4- 6 этюдов до трех знаков при ключе, на различные виды техники;
10-12 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и
отечественных композиторов.
Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
За учебный год учащийся должен исполнить:
Таблица 6
1 полугодие

2 полугодие

Декабрь – академическое
прослушивание
(Этюд, 2
разнохарактерныхпроизведения).

Февраль – технический зачет
(одна гамма, один этюд).
Май – переводной экзамен (зачет)
(Этюд,
2разнохарактерныхпроизведения).

Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия

1. Фрей М. «Этюд», C-dur
Дербенко Е. Сюита «Приключения Буратино» (2 и 3части)
Обработка Гаврилова Л. «Полька»
2. Гедике А. «Этюд», G-dur
Джулиани А. «Тарантелла»
Свиридов Г. «Романс»
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)
1. Двилянский М. «Этюд», a-moll
Рахманинов С. Русская песня
Чекалов П. Сюита «Васька-футболист» («Маскарадный марш», Песня,
«Васька-футболист»).

Четвертый класс (2 часа в неделю)
Дальнейшее последовательное совершенствование освоенных ранее
приемов игры, штрихов. Более тщательная работа над игровыми движениями
обеих рук в отдельности и их координацией. Работа над развитием
музыкально-образного

мышления,

творческого

художественного

воображения.
В программе основное внимание уделяется работе над крупной
формой.
В пьесах-миниатюрах необходимо добиваться конкретики штриха,
соответствующего ему приема, яркой, широкой по диапазону динамики,
четкой артикуляции.
Контроль педагогом самостоятельной работы ученика: поэтапность
работы над произведением, умение вычленить технический эпизод,
трансформировать его в упражнение и довести до качественного исполнения
и т.д.
Упражнения на разные виды техники.

В течение 4 года обучения ученик должен пройти:
- хроматические упражнения, упражнения различных авторов;
- двухоктавные гаммы: в первом полугодии мажорные, во втором
-минорные (натуральный вид) - F-dur,B-dur, G-dur,D-dur, A-dur,
e-moll, g-moll, a-moll,d-moll, тонические трезвучия в них, длинные и
короткие арпеджио.
- 4-6 этюдов до трех знаков при ключе на различные виды техники;
- 10-12 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и
отечественных композиторов.
- Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
За учебный год учащийся должен исполнить:
Таблица 7
1 полугодие

2 полугодие

Декабрь – академическое
прослушивание
(Этюд, 2
разнохарактерныхпроизведения)

Февраль – технический зачет
(одна гамма, один этюд).
Май – переводной экзамен (зачет)
(Этюд, 2разнохарактерных
произведения, включая произведение
крупной формы).

Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия
1. Доренский А. «Этюд», g-moll
Дога Е. «Вальс» из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»
Обработка Лушникова В. «Кадриль»
2. Лондонов П. «Этюд», G-dur
Русская народная песня «Блины», обр. Шустова А.
Дюкомен Л. «Баловень»
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)

1.Черни К. «Этюд», C-dur
Глазунов А. «Сонатина»
Щекотов Ю. «Волжские припевки»
2.Бертини А. «Этюд», c-moll
Гендель Г. «Сонатина»
Обработка Лушникова В. «Кадриль»
Пятый класс (2 часа в неделю)
Развитие и совершенствование всех ранее освоенных музыкально–
исполнительских навыков игры на инструменте. Более тщательная работа
над качеством звукоизвлечения, формирование объективной самооценки
учащимся собственной игры, основанной на слуховом самоконтроле.
Особое
составление

внимание

преподавателя

должно

быть

направлено

на

программ с учетом ясной дифференциации репертуара

на

произведения инструктивные, хрестоматийно-академические, концертные,
конкурсные и другие.
Освоение аккордовой техники.
В течение 5 года обучения ученик должен пройти:
упражнения,

наиболее

необходимые

для

дальнейшего

совершенствования игры;
при повторении ранее освоенных гамм по программе 4 класса особое
место

необходимо

уделить

игре

мажорных

гамм,

минорных

гамм

гармонического и мелодического видов, а также освоению в них более
сложных приемов: чередование штрихов legato, staccato, триоли, чередование
длительностей (восьмые-шестнадцатые); особое внимание направить на
динамическое развитие;
- гаммыC, G, D,F-dur различными штрихами и группировками, a, e,
- d-moll(гармонический и мелодический вид)
- 4 этюда при ключе на различные виды техники;
- 8-10 пьес различного характера, включая переложения зарубежных

- и отечественных композиторов.
- Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
За учебный год учащийся должен исполнить:
Таблица 8
1 полугодие

2 полугодие

Декабрь – академическое
прослушивание
(Этюд, 2 разнохарактерных
произведения, включая
полифоническое)

Февраль – технический зачет
(одна гамма, один этюд).
Май – переводной экзамен (зачет)
(Этюд, 2 разнохарактерных
произведения, включая произведение
крупной формы).

Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия
1. Лак Т. «Этюд», a-moll
Кетсшер Г. «Прелюдия и фугетта», d-dur
Русская народная песня «Зачем тебя я, милый мой, узнала», обработка
Иванова Аз.
2. Конкон Ж. «Этюд», C-dur
Франк С. «Пьеса», e-moll
Пивкин А. «Весельчак»
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)
1.Лондонов П. «Этюд», a-moll
Гендель Г. «Вариации», d-moll
«Цыганская пляска», обработка Бубенцовой С.
2.Дювернуа Ж. «Этюд», a-moll
Гайдн Й. «Аллегро», D-dur
Русская народная песня «Я на камушке сижу», обработка Лушникова В.
Шестой класс (2 часа в неделю)
Совершенствование всех ранее изученных приемов в более сложном
по

техническому и

художественному содержанию

варианте.

При

необходимости работа над новыми приемами и штрихами. Развитие

аппликатурной грамотности. Умение самостоятельно разбираться

в

основных элементах фразировки (мотив, фраза, предложение, часть)
В течение 6 года обучения ученик должен пройти:
- упражнения, наиболее необходимые для дальнейшего совершенствования
игровых умений;
- гаммы мажорные до 3-знаков двумя руками вместе в две октавы, гаммы
минорные до 2-знаков двумя руками вместе в две октавы. Короткие,
длинные арпеджио двумя руками вместе в тех же тональностях,
тонические трезвучия с обращениями, аккорды.
- 4 этюда на различные виды техники;
- 8-10 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и
отечественных композиторов.
- Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
За учебный год учащийся должен исполнить:
Таблица 9
1 полугодие

2 полугодие

Декабрь – академическое
прослушивание (Этюд, 2
разнохарактерных произведения,
включая полифоническое).

Февраль – технический зачет (одна
гамма, один этюд).
Май – переводной экзамен (зачет)
(Этюд, 2 разнохарактерных
произведения, включая произведение
крупной формы.

Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия
1. Шитте Л. «Этюд», a-moll
Бах И.С. «Ария», D-dur
Рохлин Е. «Веретено»
2. Двилянский М. «Элегический этюд», e-moll
Клементи М. «Рондо» из сонатины ре-мажор.
Мордовская народная песня «Панень стада», обр. Пивкина А.
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)

1.Казанский С. «Этюд», a-moll
Моцарт В. «Соната № 10», II часть, F-dur
Русская народная песня «Как у месяца», обработка ЗаборногоА.
2. Бургмюллер Ф. «Этюд», C-dur
Завальный В.Сюита «Времена года»
Русская народная песня «Ой вы, горы мои», обработка Коробейникова А.
Седьмой класс (2, 5 часа в неделю)
Совершенствование всех ранее освоенных

учеником

музыкально–

исполнительских навыков игры на инструменте должно проходить в тесной
связи с развитием его общего культурного уровня, его стремлением к
творческой самостоятельности, активности. В связи с решением данных
задач необходимо включить в программу одну самостоятельно выученную
пьесу средней степени сложности.
Разнообразная по стилям, жанрам учебная

программа должна

включать все ранее освоенные приемы игры, штрихи, их комбинированные
варианты.
Самостоятельная работа над произведением.
В течение 7 года обучения ученик должен пройти:
- упражнения, наиболее необходимые для дальнейшего совершенствования
игровых умений;
- игра гамм должна иметь четкую, последовательную схему по принципу
«от простого к сложному», направлена на стабилизацию всех ранее
освоенных штрихов и приемов;
- 4 этюда на различные виды техники; требования к исполнению этюдов
приближаются к требованиям исполнения художественного произведения;
- 6-8 пьес разного характера, включая переложения зарубежных и
отечественных композиторов.
- Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

За учебный год учащийся должен исполнить:
Таблица 10
1 полугодие

2 полугодие

Декабрь – академическое
прослушивание (Этюд, 2
разнохарактерных произведения,
включая полифоническое).

Февраль – технический зачет (одна
гамма, один этюд).
Май – переводной экзамен (зачет)
(Этюд,
2разнохарактерных
произведения, включая произведение
крупной формы).

Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия
1. Двилянский М. «Этюд», A-dur
Самойлов Д. «Прелюдия», e-moll
Пиццигони П. «Свет и тени»
2. Черни К. «Этюд», c-moll
Бах И. «Прелюдия», C-dur
Русская народная песня «Тонкая рябина», обработка Мотова В.
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)
1.Геллер Е. «Этюд», E-dur
Доренский А. «Сонатина в классическом стиле», f-moll
Руская народная песня «А я по лугу», обработка Самойлова Д.
2.Лекуппе Ф. «Этюд», H-dur
Лавиньяк А. «Сонатина», переложение Коробейникова А.
Украинская народная песня «Садом, садом кумасенька», обработка
Иванова Аз.
Восьмой класс (2,5 часа в неделю)
Продолжение совершенствования всех ранее освоенных
музыкально–исполнительских навыков игры на инструменте.

учеником

Подготовка к выпускному экзамену.

В течение 8 года обучения ученик должен продемонстрировать:
- умение сыграть любую (одно-двухоктавную минорную, мажорную)
гамму всеми ранее освоенными штрихами, приемами, динамикой и
т.д. в максимально быстром темпе;
- исполнение 3-х этюдов, один из которых может быть заменен
виртуозной пьесой solo.
За учебный год учащийся должен исполнить:
Таблица 11
1 полугодие

2 полугодие

Ноябрь – технический зачет (1 гамма,1
этюд).
Декабрь
–
дифференцированное
прослушивание части программы
выпускного экзамена (2 произведения,
обязательный показ произведения
крупной формы и произведения на
выбор из программы выпускного
экзамена).

Март
–
прослушивание
перед
комиссией
оставшихся
двух
произведений
из
выпускной
программы, не сыгранных в декабре.
Май – выпускной экзамен
(4 разнохарактерных произведения,
включая
произведение
крупной
формы, виртуозное произведение,
произведение,
написанное
для
аккордеона).

Примерный репертуарный список итоговой аттестации:
1. Бах И. С. «Прелюдия», a-moll
Хачатурян А. « Сонатина»C-dur
Тронье Р.-Пагано Б. «Ласточки прилетели»
«Цыганский танец», обработка Лушникова В
2. Бах И.С.«Прелюдия», d-moll
Гендель Г. «Пасскалия» из сюиты № 7, g-moll
Бажилин Р.«Озорные синкопы»
Русская народная песня «Вечерний звон», обработка Самойлова Д.

Учащиеся, продолжающие обучение в 9 классе, сдают выпускной
экзамен в 9 классе.

Девятый класс (2, 5 часа в неделю)
Подготовка

профессионально

ориентированных

учащихся

к

поступлению в средние специальные учебные заведения. В связи с этим
перед учеником по всем вопросом музыкального исполнительства ставятся
повышенные требования:
- к работе над техникой в целом;
- к работе над произведением,
- к качеству самостоятельной работы;
- к сформированности музыкального мышления.
Выбранная для вступительных экзаменов программа обыгрывается на
концерте класса, отдела, школы, конкурсах.
С целью воспитания в ученике навыков культурно-просветительской
деятельности рекомендуется участие учащихся

в лекциях-концертах,

тематических концертах в других учебных заведениях (детских садах,
общеобразовательных учреждениях и т. д.)
За учебный год учащийся должен исполнить:
Таблица 12
1 полугодие

2 полугодие

Ноябрь – технический минимум в виде
контрольного урока
(1 гамма,1 этюд).
Декабрь – зачет
(2 новых произведения).

Март – академический вечер
(3 произведения из программы 8-9
классов,
приготовленных
на
выпускной экзамен).
Май – выпускной экзамен
(4 разнохарактерных произведения).

Примерный репертуарный список
1. БахИ. «Жига», g-moll
Кулау Ф. «Сонатина», C-dur
Хачатурян А. «Подражание народному»
Вариации на тему русской народной песни «Ой, да ты калинушка»,
обработка Паницкого И.
2. Бах И. «Ларгетто», d-moll
Диабелли А. «Сонатина», F-dur
Каллинников В. «Грустная песенка»
Русская народная песня «Там за речкой», обработка Жигалова В.
Годовые требования по классам
Срок обучения - 6 лет
Требования по специальности для обучающихся на аккордеоне сроком 6
лет те же, что и при 8-летнем обучении, но в несколько сжатой форме.
Условно говоря, все темы изучаются в меньшем объеме часов.
Репертуар должен во всех классах включать разнохарактерные
произведения различных стилей, жанров, но он может быть немного легче (в
зависимости от способностей ученика). Ученики, занимающиеся по
пятилетней программе, должны принимать активное участие в концертной
деятельности, участвовать в конкурсах. Задача педагога -

выполнение

учебной программы направить на максимальную реализацию творческого
потенциала ученика, при необходимости подготовить его к поступлению в
среднее специальное учебное заведение.
Первый класс (2 часа в неделю)
Введение.

Освоение

музыкальной

грамоты

(изучение

нот,

музыкальных терминов). Освоение и развитие первоначальных навыков игры
на

аккордеоне:

посадка,

постановка

игрового

аппарата;

развитие

аппликатурных навыков и слухового контроля, работа над техникой ведения

меха. Упражнения, направленные на развитие координации рук. Подбор по
слуху. Чтение нот с листа.
В течение 1 года обучения ученик должен пройти:
10 – 15 песен-прибауток (в течение 1 полугодия)
В первоначальном периоде учащемуся следует давать упражнения и
пьесы, которые можно исполнить, применяя «натуральную» клавиатуру,
характеризующуюся

непринужденностью

движений

пальцев

в

их

естественном положении.
- 4 этюда на разные ритмические, аппликатурные, тональные варианты;
- 10-12 пьес различного характера.
- Чтение нот с листа. Игра в ансамбле с педагогом.
Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия
1. Русская народная песня «У кота»
Лушников В. «Танец» русская народная песня «На реке, на речке»
Чешская народная песня «Зеленая травушка»
Русская народная песня «Пешеход»
2.Карасева В. «Зима»
Русская народная песня «Летел голубь»
Раухвергер М. «Воробей»
Украинская народная песня «Зайчик»
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)
1. Черни К. «Этюд», C-dur
Доренский А. «Полька-двойка»
Моравская народная песня «Люди работают»
2. Гурлит К. «Этюд», a-moll
Чайкин Н. «Украинская полька»
Чешская народная песня «Хороша у нас пшеница»

В течение учебного года ученик должен исполнить:
Таблица 13
1 полугодие

2 полугодие

Декабрь – зачет

Май – переводной экзамен (зачет)

(2 разнохарактерные пьесы).

(Этюд, 2 разнохарактерные пьесы).

Второй класс (2 часа в неделю)
Развитие технических навыков, музыкально-слуховых представлений,
основных движений меха, культуры звукоизвлечения. Отрабатываются
основные приемы звукоизвлечения: легато, стаккато, нон легато. Работа над
координацией рук.Расширение

списка

используемых музыкальных

терминов. Подбор по слуху. Чтение с листа.
В течение 2 года обучения ученик должен пройти:
- мажорные гаммы: C,G,F-dur двумя руками в две октавы, короткие и
длинные арпеджио. Гамма a-moll правой рукой.
- 4 этюда.
- 10-12 пьес различного характера, стиля, жанра.
- Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия
1. Шитте Л. «Этюд», C-dur
Шуберт Ф. «Лендлер»
Латвийская полька
2. Гаврилов Л. «Этюд», a-moll
Вебер К. «Танец»
Русская народная песня «Вдоль по улице метелица метет»
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)
1. Зикс И. «Этюд», g-moll
Глинка М. «Полька»

Тирольский вальс
2. Лушников В. «Этюд», C-dur
Доренский А. «Танцуя»
Русская народная песня «На зеленом лугу», обработка Лушникова В.

В течение учебного года учащийся должен исполнить:
Таблица 14
1 полугодие

2 полугодие

Декабрь – академическое

Май – переводной экзамен (зачет)

прослушивание

(Этюд, 2разнохарактерных пьесы).

(Этюд, 2 разнохарактерных пьесы).
Третий класс (2 часа)
Дальнейшее усвоение и развитие музыкально- исполнительских
навыков, отбор выразительных средств и работа над ними. Изучение
произведений

полифонического

склада,

работа

над

раскрытием

музыкального образа произведения. Освоение двойных нот, аккордов,
мелизмов (форшлаги, элементы трели, морденты).
Гаммы мажорные до двух знаков в ключе.
a, e-moll (2 вида)
Короткие и длинные арпеджио, аккорды.
Штрихи: пройденные во 2 классе, пунктир.
Динамика: forte-piano, crescendo-diminuendo.
Ритмические группировки: дуоль, триоль, квартоль.
Упражнения различных авторов.
4 этюда

на различные виды техники. 10-12 пьес различного характера,

стиля, жанра.
Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия
1. Черни К. «Этюд», C-dur
Пивкин А. «Кштима»
Русcкая народная песня «Как со вечера дождь», обработка Триодина П.
2. Дювернуа Ж. «Этюд», C-dur
Варламов А. «На заре ты ее не буди»
Чешская народная песня «А я сам», обработка Павина С.
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)
1.Бруннер К. «Этюд», C-dur
Моцарт В. «Менуэт», C-dur
Мордовская народная песня «На лугу березка»
2. Шахов Г. «Этюд», F-dur
Гедике А. «Сарабанда»,e-moll
Подешт Л. «Бабушка, научи меня танцевать чарльстон»,
обработка Кирзнера Г.
В течение учебного года учащийся должен исполнить:
Таблица 15
1 полугодие

2 полугодие

Декабрь –академическое
прослушивание(Этюд 2
разнохарактерных пьесы).

Февраль – технический зачет
(1 гамма, 1 этюд).
Май – Переводной экзамен (зачет)
(Этюд, 2разнохарактерных
произведения, включая
полифоническое произведение).

Четвертый класс (2,5 часа в неделю)
Повышение музыкально-исполнительского уровня учащихся, развитие
полифонического слуха, изучения произведений крупной формы.
- Минорные (гармонический, мелодический виды) гаммы:a, e, d-moll.
- Мажорные двухоктавные гаммы до трех знаков в ключе.
- Короткие и длинные арпеджио, аккорды.
- Требования к исполнению гамм за 3 класс.

- 4 этюдов на различные виды техники, включая аккордовую.
- 10-12 пьес различного характера, стиля, жанра.
- Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия
1.Бертини Г. «Этюд»,c-moll
Коробейников А. «Прелюдия»,e-moll
Руская народная песня «Блины», обработка Шустова А.
2. Шитте Л. «Этюд», G-dur
Штольцль И. «Менуэт»,g-moll
Попп А. «Манчестер-Ливерпуль»
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)
1. Холминов А. «Этюд»,a-moll
Чимароза Д. «Сонатина»,g-moll
Мордовская народная песня «Садса Маша гуляндай», обработка
Пивкина А.
2. Келлер Л. «Этюд»,C-dur
Глазунов А. «Сонатина»,a-moll
Русский народный танец «Кадриль», обработка Лушникова В.

В течение учебного года учащийся должен исполнить:
Таблица 16
1 полугодие

2 полугодие

Декабрь –академическое
прослушивание (Этюд, 2
разнохарактерных произведения,
включая полифоническое
произведение).

Февраль – технический зачет (1 гамма,
1 этюд).
Май – переводной экзамен (зачет)
(Этюд, 2разнохарактерных
произведения, включая произведение
крупной формы).

Пятый класс (2,5 часа в неделю)
Главная

задача,

стоящая

перед

учащимися

пятого

класса,

-

предоставить выпускную программу в максимально готовом, качественном
виде. Перед выпускным экзаменом учащийся обыгрывает свою программу на
зачетах, классных вечерах, концертах.
Закрепление ранее освоенных приемов, штрихов. Углубленная работа
над звуком, выразительностью исполнения, основными штрихами и их
разновидностями. Включение в программу упражнений и этюдов на освоение
вышеизложенных поставленных задач.
- Игра мажорных и минорных двухоктавных гамм, длинных и коротких
арпеджио,аккордов. Ритмические группировки: дуоль, триоль, квартоль.
- 4 этюда на различные виды техники.
- 8-10 произведений различного характера, стиля, жанра.
- Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
Примерный репертуарный список итоговой аттестации (выпускного
экзамена)
1. Циполи Д. «Жига»,g-moll
Вебер К. «Сонатина»,C-dur
Пивкин А. «Весельчак»
Руская народная песня «Я на камушке сижу», обработка Лушникова В.
2. Франк С. «Прелюдия»,f-moll
Диабелли А. «Рондо»,G-dur
Фоссен А. «Летящие листья»
Русская народная песня «Тонкая рябина», обработка Мотова В.
Учащиеся, продолжающие обучение в 6 классе, сдают выпускной
экзамен в 6 классе.

В течение учебного года учащийся должен исполнить:
Таблица 17
1 полугодие

2 полугодие

Ноябрь – технический зачет (1 гамма, Март
этюд).

–

комиссией

Декабрь

оставшихся

двух

обязательный

показ

из

выпускной

программы программы, не игранных в декабре.

части

выпускного экзамена (2 произведения,

Май

–

выпускной

произведения разнохарактерных

крупной формы и произведения на включая
из

перед

дифференцированное произведений

–

прослушивание

выбор

прослушивание

программы

выпускного формы,

экзамена).

экзамен

произведения,

произведение
виртуозное

крупной

произведение,

произведение, написанное для домры).

Шестой класс (2,5 часа в неделю)
В

(4

шестом классе обучаются учащиеся, которые целенаправленно

готовятся к поступлению в профессиональное образовательное учреждение.
В связи с этим, педагогу рекомендуется составлять годовой репертуар года
с учетом программных требований профессионального образовательного
учреждения. Участие в классных вечерах, концертах отдела, школы,
конкурсах принесут значительную пользу, придав уверенности в игре.
Ученики шестого класса играют зачет в декабре и итоговый экзамен в
мае. В декабре обязателен показ произведения крупной формы.
Примерный репертуарный список
1. Детуш А. «Паспье»,
Шуман Р. «Детская соната»,
Рохлин Е. «Веретено»
Русская народная песня «Зачем тебя я, милый мой узнала»,
обработка Иванова Аз.
2. Корелли А. «Адажио»,

Моцарт В. «Соната № 10», II часть,
Абрэу Ц. «Тико-тико»
Паницкий И. «Вариации на тему русской народной песни «Ой, да ты
калинушка»
В течение учебного года учащийся должен исполнить:
Таблица 18
1 полугодие

2 полугодие

Ноябрь – технический зачет (1 гамма, Март
этюд).

–

академический

произведения

Декабрь

–

зачет

новых классов,

(2

из

вечер

репертуара

(3
5-6

приготовленных

на

выпускной экзамен).

произведения).

Май

–

выпускной

экзамен

произведения).
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Данная

программа

отражает

разнообразие

репертуара,

его

академическую направленность, а также демонстрирует возможность
индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание программы
направлено

на

обеспечение

художественно-эстетического

развития

учащегося и приобретения им художественно-исполнительских знаний,
умений и навыков.
Таким образом, ученик к концу прохождения курса программы
обучения должен:
 знать основные исторические сведения об инструменте;
 знать конструктивные особенности инструмента;
 знать элементарные правила по уходу за инструментом и уметь их
применять при необходимости;
 знать основы музыкальной грамоты;
 знать систему игровых навыков и уметь применять ее самостоятельно;

(4

 знать основные средства музыкальной выразительности (тембр,
динамика, штрих, темп и т. д.);
 знать основные жанры музыки (инструментальный, вокальный,
симфонический и т. д.);
 знать

технические

и

художественно-эстетические

особенности,

характерные для сольного исполнительства на аккордеоне;
 знать функциональные особенности строения частей тела и уметь
рационально использовать их в работе игрового аппарата;
 уметь самостоятельно определять технические трудности несложного
музыкального произведения и находить способы и методы в работе над
ними;
 уметь самостоятельно среди нескольких вариантов

аппликатуры

выбрать наиболее удобную и рациональную;
 уметь

самостоятельно,

осознанно

работать

над

несложными

произведениями, опираясь на знания законов формообразования, а также
на освоенную в классе под руководством педагога методику поэтапной
работы над художественным произведением;
 уметь творчески подходить к созданию художественного образа,
используя при этом все теоретические

знания и

предыдущий

практический опыт в освоении штрихов, приемов и других музыкальных
средств выразительности;
 уметь на базе приобретенных специальных знаний давать грамотную
адекватную оценку многообразным музыкальным событиям;
 иметь навык игры по нотам;
 иметь навык чтения с листа несложных произведений, необходимый
для ансамблевого и оркестрового музицирования;
 приобрести навык транспонирования и подбора по слуху, так
необходимых в дальнейшем будущему оркестровому музыканту;

 приобрести навык публичных выступлений, как в качестве солиста, так
и в различных ансамблях и оркестрах.

Реализация программы обеспечивает:


наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,

самостоятельному музыкальному исполнительству;


комплексное совершенствование игровой техники аккордеониста,

которая включает в себя тембровое слушание, вопросы динамики,
артикуляции, интонирования, а также организацию работы игрового
аппарата, развитие крупной и мелкой техники;


сформированный

навыков,

комплекс

позволяющий

исполнительских

использовать

знаний,

многообразные

умений

и

возможности

аккордеона для достижения наиболее убедительной интерпретации
авторского текста;


знание художественно-исполнительских возможностей аккордеона;



знание музыкальной терминологии;



знание репертуара дляакордеона, включающего произведения разных

стилей и жанров, произведения крупной формы (концерты, сонаты, сюиты,
циклы) в соответствии с программными требованиями; в старших,
ориентированных

на

профессиональное

обучение

классах,

умение

самостоятельно выбрать для себя программу;


наличие навыка по чтению с листа музыкальных произведений;



умение транспонировать и подбирать по слуху;



навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять

процессом исполнения музыкального произведения;


навыки

по

использованию

выразительности, выполнению

музыкально-исполнительских

средств

анализа исполняемых произведений,

владению различными видами техники исполнительства, использованию
художественно оправданных технических приемов;



наличие творческой инициативы, сформированных представлений о

методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над
исполнительскими трудностями;


наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.

IV.

Формы и методы контроля, система оценок

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели,
задачи и формы.
Оценки качества знаний по «Специальности (акордеон)» охватывают
все виды контроля:
- текущий контроль успеваемости;
- промежуточная аттестация учащихся;
- итоговая аттестация учащихся.
Цель промежуточной аттестации - определение уровня подготовки
учащегося на

определенном этапе обучения по конкретно пройденному

материалу.

Таблица 19
Вид контроля

Задачи

Формы

Текущий

- поддержание учебной дисциплины,

контрольные

контроль

- выявление отношения учащегося к уроки,
изучаемому предмету,

академические

- повышение уровня освоения текущего концерты,
учебного материала. Текущий контроль прослушивания
осуществляется

преподавателем

специальности

регулярно

периодичностью

по к конкурсам,
(с отчетным

не более чем через концертам

два, три урока) в рамках расписания
занятий и предлагает использование

различной системы оценок. Результаты
текущего контроля учитываются при
выставлении четвертных, полугодовых,
годовых оценок.
Промежуточная

определение

успешности

аттестация

учащегося и усвоения им программы на части
определенном этапе обучения

развития зачеты (показ
программы,
технический
зачет),
академические
концерты,
переводные
зачеты,
экзамены

Итоговая

определяет уровень и качество освоения экзамен

аттестация

программы учебного предмета

проводится в
выпускных
классах: 5 (6), 8
(9)

Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и
навыков учащихся в классе по специальности. Они не требуют публичного
исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков
самостоятельной работы учащегося, проверка технического роста, проверка
степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по
слуху,

транспонирование),

проверка

степени

готовности

учащихся

выпускных классов к итоговой аттестации. Контрольные прослушивания
проводятся в классе в присутствии комиссии, включая в себя элементы

беседы

с

учащимся,

и

предполагают

обязательное

обсуждение

рекомендательного характера.
Также преподаватель может сам назначать и проводить контрольные
уроки в течение четверти в зависимости от индивидуальной успеваемости
ученика,

от

этапности изучаемой программы с целью повышения

мотивации в ученике к учебному процессу.
Контрольные

уроки

проводятся

в

счет

аудиторного

времени,

предусмотренного на учебный предмет.
Зачеты проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в
счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и
предполагают публичное исполнение технической или академической
программы

или

ее

части

в

присутствии

комиссии.

Зачеты

дифференцированные, с обязательным методическим обсуждением, носящим
рекомендательный характер. Зачеты проводятся в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет.
Академические концерты предполагают те же требования, что и
зачеты, но они представляют собой публичное (на сцене) исполнение
учебной программы или ее части в присутствии комиссии, родителей,
учащихся и других слушателей. Для академического концерта преподаватель
должен подготовить с учеником 2-3 произведения. Выступление ученика
обязательно должно быть с оценкой.
Переводные экзамены проводятся в конце каждого учебного года.
Исполнение полной программы демонстрирует уровень освоения программы
данного года обучения. Переводной экзамен проводится с применением
дифференцированных

систем

оценок,

завершаясь

обязательным

методическим обсуждением. Экзамены проводятся за пределами аудиторных
учебных занятий. Учащийся, освоивший в полном объеме

программу,

переводится в следующий класс.
Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество
освоения образовательной программы. Экзамен проводится в выпускных

классах: 5 (6), 8 (9), в соответствии с действующими учебными планами.
Итоговая аттестация проводится по утвержденному директором школы
расписанию.

2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств,
включающие методы контроля, позволяющие оценить приобретенные
знания, умения, навыки. По итогам исполнения выставляются оценки по
пятибалльнойшкале.

Оценка
5 («отлично»)

Таблица 20
Критерии оценивания исполнения
Яркая, осмысленная игра, выразительная
динамика; текст сыгран безукоризненно.
Использован богатый арсенал выразительных
средств, владение исполнительской техникой
и

звуковедением

позволяет

говорить

о

высоком художественном уровне игры.
4 («хорошо»)

Игра с ясной художественно-музыкальной
трактовкой,

но

проработано,

не

все

технически

определенное

количество

погрешностей не дает возможность оценить
«отлично». Интонационная и ритмическая
игра может носить неопределенный характер.
3 («удовлетворительно»)

Средний технический уровень подготовки,
бедный, недостаточный штриховой арсенал,
определенные проблемы в исполнительском
аппарате мешают донести до слушателя
художественный

замысел

произведения.

Можно говорить

о том, что качество

исполняемой программы

в данном случае

зависело от времени, потраченном на работу
дома или отсутствии интереса у ученика к
занятиям музыкой.
2 («неудовлетворительно»)

Исполнение
однообразной

с

частыми

остановками,

динамикой, без элементов

фразировки, интонирования, без личного
участия

самого

ученика

в

процессе

музицирования.
Зачет (без оценки)

Отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является
основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного
заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может
быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно
отметить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень
готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению
профессионального образования в области музыкального искусства.
При

выведении

итоговой

(переводной)

оценки

учитываются

следующие параметры:
1.

Оценка годовой работы учащегося.

2.

Оценки за академические концерты, зачеты или экзамены.

3.

Другие выступления учащегося в течение учебного года.

При выведении оценки за выпускные экзамены должны быть учтены
следующие параметры:
1.

Учащийся

должен

продемонстрировать

технический уровень владения инструментом.

достаточный

2.

Убедительно раскрытый художественный образ музыкального

произведения.
3.

Понимание и отражение в исполнительской интерпретации стиля

исполняемого произведения.
При выпускных экзаменах оценка ставится по пятибалльной шкале
(«отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).
Оценки выставляются по окончании четвертей и полугодий учебного
года. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных

выпускниками

знаний,

умений,

навыков

и

степень

готовности выпускников к возможному продолжению профессионального
образования в области музыкального искусства.
V.

Методическое обеспечение учебного процесса

1.Методические рекомендации педагогическим работникам
В работе с учащимся преподаватель должен следовать основным
принципам дидактики: последовательность, систематичность, доступность,
наглядность в освоении материала.
Процесс обучения должен протекать с учетом индивидуальных
психических особенностей ученика, его физических данных. Педагог должен
неустанно контролировать

уровень развития музыкальных способностей

своих учеников.
Работа педагога по специальности будет более продуктивной в тесной
связи с педагогами по другим предметам: музыкальная литература, слушание
музыки, сольфеджио. Итогом такого сотрудничества могут быть: открытые
уроки, концерты классов для родителей, участие

в концертах отделов,

школы.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося
индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В конце
учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с
приложением

краткой

характеристики

работы

обучающегося.

При

составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-

личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар
необходимо включать произведения, доступные по степени технической и
образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные
по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь
поступивших учеников обучающихся должны быть составлены к концу
сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и
уровнем подготовки ученика.
Необходимым условием для успешного обучения на аккордеоне
является формирование у ученика уже на начальном этапе правильной
посадки, постановки рук, целостного исполнительского аппарата.
Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.)
способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и
этюдами.

При

освоении

гамм,

упражнений,

этюдов

и

другого

вспомогательного инструктивного материала рекомендуется применение
различных вариантов – штриховых, динамических, ритмических и т.д. При
работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания и
регулярно проверять их выполнение.
При выборе этюдов следует учитывать их художественную и
техническую значимость. Изучение этюдов может принимать различные
формы в зависимости от их содержания и учебных задач (ознакомление,
чтение нот с листа, разучивание до уровня показа на техническом зачете).
Работа
ритмическими

над

качеством

вариантами,

звука,
динамикой

интонацией,
(средствами

разнообразными
музыкальной

выразительности) должна последовательно проводиться на протяжении всех
лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога. В этой
связи педагогу необходимо научить ученика слуховому контролю и
контролю по распределению мышечного напряжения.
Работа над музыкальным произведением должна проходить в тесной
художественной и технической связи.

Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной
работы над домашним заданием. В качестве проверки знаний ученика об
основных этапах в работе над произведением можно порекомендовать
ученику выучить самостоятельно произведение, которое по трудности
должно быть легче произведений, изучаемых по основной программе.
Большое значение в воспитании музыкального вкуса отводится
изучаемому репертуару. Помимо обработок народных мелодий, органично
звучащих на народных инструментах и составляющих основу репертуара,
необходимо включать в учебные программы переложения лучших образцов
зарубежной и отечественной классики, произведений, написанных для других
инструментов или для голоса. Рекомендуется исполнять переложения, в
которых сохранен замысел автора и в то же время грамотно, полноценно
использованы характерные особенности данного инструмента - аккордеона.
В классе аккордеона при работе над гаммами, этюдами и пьесами для
достижения чистоты интонации и технической свободы необходимо искать,
находить и использовать различные варианты аппликатуры.
Вся творческая деятельность педагога-музыканта должна иметь научно
обоснованный характер и строиться на базе имеющейся методической
литературы. Педагоги-аккордеонисты, в связи с определенной проблемой в
этой области, вынуждены обращаться

к методикам и методическим

исследованиям других специальностей (скрипка, фортепиано и др.).
2. Методические рекомендации по организации самостоятельной
работы
 самостоятельные

занятия

должны

быть

регулярными

и

систематическими;
 периодичность занятий - каждый день;
 объем самостоятельных занятий в неделю - от 2 до 4 часов.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных
затрат на подготовку домашнего задания, параллельного

освоения

детьмипрограммы начального и основного общего образования, с опорой на

сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую
целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной
температуре

опасны

для

здоровья

и

нецелесообразны,

так

как

результатзанятий всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько
приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя
по специальности.
Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из
количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе
должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений,
гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это
примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа
более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть
нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и
конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на
уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание
программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее
пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в
индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае
необходимости, в дневнике.

VI.

Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

1.Учебнаялитература:

1. Самоучитель игры на аккордеоне / Составитель В.Лушников М. 2005 г.
2. Звучала музыка с экрана Вып. № 5 / Составитель Л.Скуматов. СанктПетербург 2005 г.
3. Юному аккордеонисту / Составитель Р.Бажилин. М. 2000 г.

4. Юному музыканту баянисту-аккордеонисту. 1 класс ДМШ: учебнометодическое пособие/Редактор-составитель В.Ушенин. – Ростов на Дону:
Феникс. 2010 г.
5. Юному музыканту баянисту-аккордеонисту. 2 класс ДМШ: учебнометодическое пособие/Редактор-составитель В.Ушенин. – Ростов на Дону:
Феникс. 2010 г.
6. Юному музыканту баянисту-аккордеонисту. 3 класс ДМШ: учебнометодическое пособие/Редактор-составитель В.Ушенин. –Ростов на Дону:
Феникс. 2010 г.
7. Юному музыканту баянисту-аккордеонисту. 4 класс ДМШ: учебнометодическое пособие/Редактор-составитель В.Ушенин.– Ростов на Дону:
Феникс. 2010 г.
8. Юному музыканту баянисту-аккордеонисту. 5 класс ДМШ: учебнометодическое пособие Ростов на Дону: Феникс. 2001 г.
9. Юному музыканту баянисту-аккордеонисту. 6 класс ДМШ:
Учебно-методическое пособие Ростов на Дону: Феникс. 2001 г.
10. Концертные пьесы для аккордеона (баяна) в стиле мюзет/Составитель
Р.Бажилин: Издательство В.Катанского.- Москва. 2009 г.
11. Хрестоматия аккордеониста 5 класс ДМШ. Пьесы/Составитель
В.Лушников.- М.1999 г.
12. Хрестоматия аккордеониста 3-4 классы ДМШ. Пьесы/Составитель
Л. Гаврилов.-М.1999 г.
13. Педагогический репертуар аккордеониста 1-2 классы. Выпуск
№ 8/Составители Ф.Бушуев и С.Павин. - М. 1978 г.
14. Аккордеон в музыкальной школе. Пьесы для 1-3 классов. Выпуск
№ 55/Составитель А.Крючков. М.1997 г.
15. «За праздничным столом» популярные песни в переложении для
аккордеона и баяна. Выпуск № 2/Составитель В.Катанский. Москва
2006 г.

16. Этюды для аккордеона. Выпуск № 6/Составитель М.Двилянский.
Москва 1973 г.
17. Завальный В. Пьесы для баяна и аккордеона. Москва.
Владос-пресс 2004 г.
18. Г.Бойцова. Юный аккордеонист. Часть 1. - Москва 1996 г.

19. Г. Бойцова. Юный аккордеонист. Часть 2. Москва 1996 г.

20. Хрестоматия аккордеониста 1-2 класс. ДМШ / Составители Ф. Бушуев и
С. Павин. Москва 1979 г.
21. Аккордеон в музыкальной школе. Выпуск № 32. Пьесы для 4-5
классов/Составитель М. Двилянский. Москва 1980 г.
22. П.Лондонов. Школа игры на аккордеоне. Переиздание. Москва 1990 г.
23. Аккордеон в музыкальной школе. Выпуск № 50. /Составитель
А.Талкин.М. Переиздание. - Москва 1990 г.
24. Аккордеон в музыкальной школе. Выпуск № 48. /Составитель
М.Двилянский. Москва 1986 г.
25. Аккордеонисту любителю. Выпуск № 17. /Составитель А. Крючков.
Москва 1989 г.
26. Сонаты, рондо и вариации в переложении для аккордеона. /Составитель
В. Иванов. Москва 1983 г.
27. В. Лушников. Школа игры на аккордеоне. Москва 1991 г.
28. Европейские каникулы. Пьесы и переложения популярных мелодий для
баяна и аккордеона/Составитель В.Баканов. Москва 2007 г.
29. Волшебные звуки Парижа. Пьесы для аккордеона в стиле мюзет /
Составитель Р. Бажилин. Издательство В. Катанского. Москва 2009 г.
30. Полифонические пьесы для 3-5 классов ДМШ/Составители В. Агафонов
и В. Алехин. - Москва 1970 г.
31. Сонатины и вариации. Выпуск № 1/Составитель Ф. Бушуев.

Москва 1969 г.
32. Пивкин А. «Мордовские Эскизы». – Саранск 2005 г.

2.Учебно – методическая литература:
1. Лихачев, Ю. Я. Учебный процесс в ДШИ им. В. В. Андреева /
Ю. Я. Лихачев // Авторская школа : сб. материалов об организации
учебного процесса в современной музыкальной школе. — СПб., 2001.
2.Артоболевская, А. Первая встреча с музыкой / А. Артоболевская. —
М. : Сов.композитор, 1987.
3.Баренбойм, Л. Путь к музицированию / Л. Баренбойм,Н. Перунова. —
М. :Музыка, 1980.
4.Басурманов, А. П.Баянное и аккордеонное искусство : справочник /
А. П. Басурманов. — М. : Кифара, 2003.
5.Брянская, Ф.Формирование и развитие навыка игры с листав первые
годы обучения пианиста / Ф. Брянская. — М. : Издательский
дом «Классика—XXI», 2007.
6.Бубен, В. Теория и практика обучения игре на аккордеоне : учеб.пособие /
В. П. Бубен. — 2-е изд., испр. — Минск : БГПУ, 2009.
7.Геталова, О., Визная, Н. В музыку с радостью / О. Геталова,Н. Визная. —
СПб. : Композитор, 2004.
8. Говорушко, П.Начальный курс игры на готово-выборномбаяне /
П. Говорушко. — М. : Сов.композитор, 1980.
9. Практическое изучение репертуара ДШИ : рабочая учебная программа
сост. К. М. Булыга. — Минск, 1997.
10. Программа для детских музыкальных школ и школ искусств(аккордеона)
сост. М. И. Була, В. П. Бубен. — Минск, 2004.
11. Самоучитель игры на аккордеоне / Составитель В.Лушников М. 2005 г.
12. ЛондоновП. Школа игры на аккордеоне. Переиздание. Москва 1990 г.

13. В. Лушников. Школа игры на аккордеоне. Москва 1991 г.
3.Методическая литература:
1. Методика обучения беглому чтению нот с листа. Методическая разработка
для преподавателей исполнительских отделов музыкальных училищ.
Составитель Терликова Л.М., 1989
2. Примерная программа к базисному учебному плану для детских школ
искусств г. Санкт-Петербурга.
3. К проблеме воспитания чувства музыкального ритма. Денисов В.
Методическая разработка. С.,1984
4. Музыкально-выразительные средства баяниста-исполнителя и их функции.
Голубничий В. Методическая разработка. С., 1984
5. К вопросу развития техники баяниста. Бардин Ю. Методическая
разработка. С., 1984

6. О развитии навыка самоконтроля и самооценки в процессе обучения игре
на музыкальном инструменте (баян, аккордеон). Методическая разработка
для преподавателей ДМШ и музыкальных училищ. М., 1987


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».