Изучение инструментов народного оркестра

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 6»
городского округа Саранск

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Предметная область
В.00. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

ПРОГРАММА
по учебному предмету
В.01.УП.01.ИЗУЧЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ НАРОДНОГО ОРКЕСТРА
(ДОМРА, БАЛАЛАЙКА)
Срок обучения 5(6), 8(9) лет

Саранск 2016

«Одобрено»
Методическим советом
МБУДО «ДМШ № 6» г.о. Саранск

«Утверждаю»
Директор – П.С.Еськин
______________
(подпись)

«____» _______________ 20____ г.
дата рассмотрения

«____» _______________ 20____ г.
дата утверждения

Разработчик – Заликова Г.Ф., преподаватель по классу домры МБУДО
«ДМШ № 6»
Рецензент – Боронина О.П., заместитель директора
преподаватель по классу домры, гитары МБУДО «ДМШ № 6»

по

УВР,

Рецензент – Ивлиева Е.П., преподаватель отделения «Инструментальное
исполнительство – инструменты народного оркестра» ГБПОУ РМ СМУ ИМ
Л.П.КИРЮКОВА
2

Структура программы учебного предмета
I.

Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II.

Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;

III.

Требования к уровню подготовки обучающихся

IV.

Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Контрольные требования на разных этапах обучения;
- Критерии оценки;

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации преподавателям;
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
обучающихся;

VI.

Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

- Список рекомендуемой нотной литературы;
- Список рекомендуемой методической литературы.

3

I. Пояснительная записка
1.

Характеристика учебного предмета, его место и роль в

образовательном процессе
Программа учебного предмета
оркестра» (домра, балалайка)
федеральных

разработана

государственных

предпрофессиональным

«Изучение инструментов народного
на

основе

требований

общеобразовательным

к

и

с

учетом

дополнительным

программам

в

области

музыкального искусства «Народные инструменты».
Учебный

предмет

«Изучение

инструментов

народного

оркестра»

направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на домре,
балалайке, получение ими художественного образования, а также на
эстетическое воспитание и духовно- нравственное развитие ученика.
Учебный

предмет

«Изучение

инструментов

народного

оркестра»

расширяет представления учащихся об исполнительском искусстве, формирует
специальные исполнительские умения и навыки.
Обучение игре на домре, балалайке включает в себя музыкальную
грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами
аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в
школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с
высшими достижениями мировой музыкальной культуры.
Предмет «Изучение инструментов народного оркестра» наряду с другими
предметами учебного плана является одним из звеньев музыкального
воспитания

и

предпрофессиональной

подготовки

учащихся-

инструменталистов. Домра, балалайка являются базовыми инструментами для
изучения теоретических предметов, поэтому для успешного обучения в детской
музыкальной школе обучающимся на народном отделении необходим курс
ознакомления с этими дополнительными инструментами.
4

2.

Срок реализации учебного предмета

В соответствии с ФГТ рекомендуемый срок реализации учебного
предмета для 8 (9ОП) обучения предпрофессиональной программы «Народные
инструменты» составляет 1 год (4 класс), для 5 (6ОП) обучения по
предпрофессиональной программе «Народные инструменты» - 1 год (2 класс).
3.Объем

учебного

времени,

предусмотренный

учебным

планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Изучение
инструментов оркестрового класса»
На освоение предмета «Изучение инструментов народного оркестра» по
учебному плану предлагается 0,5 часа аудиторных занятий в неделю для
учащихся народного отделения.
Программа предмета «Изучение инструментов народного оркестра»
предусматривает обязательную самостоятельную работу учащегося, что
предполагает наличие дома домры и балалайки. Домашняя работа должна
строиться в соответствии с рекомендациями педагога, быть регулярной и
систематической, контролироваться на каждом уроке.
На самостоятельную работу отводится 2 часа в неделю в течение всех лет
обучения.
Таблица 1

Срок обучения
Максимальная
учебная
нагрузка (в часах)
Количество
часов
на
аудиторные занятия
Количество
часов
на
внеаудиторную
(самостоятельную) работу

Народные
инструменты
8 (9ОП)
1 год

Народные
Инструменты
5 (6ОП)
1 год

82,5

82,5

16,5

16,5

66

66

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий - индивидуальная,
5

рекомендуемая продолжительность урока - 23 минуты.
Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика,
его

музыкальные

возможности,

трудоспособность,

эмоционально-

психологические особенности.
5.

Цель и задачи учебного предмета «Изучение инструментов

народного оркестра»
Цель:
развитие музыкально-творческих способностей учащихся, формирование
навыков игры на инструменте в пределах возможностей, определяемых
развитием каждого учащегося – конечная цель музыкального образования и
художественного воспитания.
Задачи:
 развитие общей музыкальной грамотности ученика и расширение его
музыкального

кругозора, а также воспитание в нем любви к классической

музыке и музыкальному творчеству;
 владение основными видами техники игры на народных инструментах
(домра, балалайка) для создания художественного образа, соответствующего
замыслу автора музыкального произведения;
 формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры на
домре, балалайке с учетом возможностей и способностей учащегося;
 развитие

музыкальных

способностей:

ритма,

слуха,

памяти,

музыкальности, эмоциональности;
 овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми для
владения

инструментами

оркестрового

класса

в

рамках

программных

требований;
 обучение

навыкам

самостоятельной

работы

с

музыкальным

материалом, чтению с листа нетрудного текста, игре в ансамбле;
 владение

средствами

музыкальной

выразительности:
6

звукоизвлечением, штрихами, фразировкой, динамикой;
 приобретение навыков публичных выступлений, а также интереса к
музицированию.
6.

Обоснование

структуры

учебного

предмета

«Изучение

инструментов народного оркестра»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки обучающихся;
 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
7.

Методы обучения

При работе с учащимся педагог использует следующие методы:
 словесные (объяснение, беседа, рассказ);
 наглядно-слуховой метод (показ с демонстрацией приемов игры на
инструменте, наблюдение);
 эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений);
 практические

методы

обучения

(работа

на

инструменте

над

упражнениями, чтением с листа, исполнением музыкальных произведений).
8.

Описание

материально-технических

условий

реализации

учебного предмета «Изучение инструментов народного оркестра»
Для реализации данной программы необходимы следующие условия:
7

класс (не менее 6 кв.м) для индивидуальных занятий с наличием инструментов
домры,

балалайки,

а

также

доступ

к

нотному

и

методическому

материалу(наличие нотной библиотеки).
Помещение для занятий должно быть со звукоизоляцией, соответствовать
противопожарным и санитарным нормам. Музыкальные инструменты должны
быть настроены.
II.
1.

Содержание учебного предмета

Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на

освоение учебного предмета «Изучение инструментов народного оркестра», на
максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Таблица 2
Классы:
Продолжительность
учебных занятий
(в неделях)

Количество часов на
аудиторные занятия
(в неделю)

Количество часов на
внеаудиторные
занятия
(в неделю)

9-летнее
обучение
(народные
инструменты)
6-летнее
обучение
(народные
инструменты)
9-летнее
обучение
(народные
инструменты)
6-летнее
обучение
(народные
инструменты)
9-летнее
обучение
(народные
инструменты)
6-летнее
обучение
(народные
инструменты)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

-

-

-

33

-

-

-

-

-

-

33

-

-

-

-

-

-

-

0,5

-

-

-

-

-

-

0,5

-

-

-

-

-

-

-

2

-

-

-

-

-

-

2

-

-

-

-

8

Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Изучение инструментов
народного оркестра» распределяется по годам обучения с учетом общего
объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому
учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических
традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей
ученика.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- посещение

учреждений

культуры

(филармоний,

театров,

концертных залов и др.);
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и
культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и
др.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый
класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для
освоения учебного материала.

2.

Требования по годам обучения

Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Изучение инструментов
народного

оркестра»

распределяется

по

годам

обучения

(классам)

в

соответствии с дидактическими задачами, стоящими перед педагогом.
Согласно ФГТ изучение учебного предмета «Изучение инструментов
народного оркестра» для учащихся

рекомендовано начинать не с первого

класса, поэтому годовые требования представлены в данной программе по
годам обучения.
Первый год обучения соответствует:
9

4 классу народного отделения для 9-летнего обучения,
2 классу для учащихся на народном отделении по 6-летнему обучению.
1 год обучения
Знакомство с инструментами народного оркестра (домра, балалайка),
конструкцией, правилами эксплуатации и хранения, художественными и
техническими ценностями. Выработка правильной посадки и постановки рук,
настройка инструмента. Изучение нот, нахождение их на грифе инструмента.
Изучение и практическое освоение на базе инструктивного материала основных
способов звукоизвлечения и приемов игры на домре: пиццикато, удары вниз,
удары

вверх,

дубль-штрих,

тремоло.

Совершенствование

работы

над

художественным образом с использованием разных видов «туше» (нажим,
толчок, бросок). Изучение простых приемов игры на балалайке (пиццикато,
арпеджио, бряцанье). Уяснение понятия аппликатуры. Формирование навыков
самостоятельной работы над музыкальным произведением.
Разучивание в течение года 6-8 разнохарактерных произведений.
Чтение с листа легкого нотного текста.
В конце года (апрель) учащийся должен выступить один раз на зачете.
Оценки за работу в классе и дома, а также по результатам публичных
выступлений, выставляются педагогом по четвертям.
Примерные репертуарные списки
Домра
Александрова Д. «Репертуар домриста». В - 3-4, 1989г.
Бакланов Н. «Маленькие упражнения для начинающих» (1-я позиция.
М.-Л.,1980г/
Библиотека домриста. М., 1999г.
Евдокимов Е. «Педагогический репертуар домриста». В-1, 1987г.
Комаровский А. «Этюды в 1 позиции» М., 1983г.
Шелмаков И. «Педагогический репертуар домриста» В-4, 1988г.
10

Учебный репертуар для 1 класса. Киев., 1988г.
Балалайка
Альбом начинающего балалаечника. В-3. Сост. Б. Авксентьев, М. 1985г.
Блинов Ю. «Пьесы для балалайки и фортепиано» М., 1988г.
Илюхин А. «Курс обучения игры на балалайке». Ч-1. М., 1990г.
Легкие пьесы для балалайки. В-3. Сост. Н. Бекназаров. М., 1987г.
Педагогический репертуар балалаечника 1-2 классы ДМШ. В-1. Сост. В.
Глейхман. М., 1984г.
Обработки русских народных песен. М., 1984г.
Примеры программ зачета
Домра
Вариант 1
1. И. Гайдн «Анданте»
2. Украинская народная песня «Журавель»
Вариант 2
1. И.С. Бах «Менуэт»
2. Д. Кабалевский «Колуны»
Балалайка
Вариант 1
1. В.А. Моцарт «Вальс»
2. Обр. Г. Камалдинова р.н.п. «Под яблонью кудрявою»
Вариант 2
1. А. Гретри «Песенка»
2. В. Попонов «Наигрыш»

III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения
программы учебного предмета «Изучение инструментов народного оркестра »
11

и включает следующие знания, умения, навыки:


знание

инструментальных

и

художественных

особенностей

и

возможностей инструментов оркестрового класса;


знание в соответствии с программными требованиями музыкальных

произведений,

написанных

для

домры,

балалайки

зарубежными

и

отечественными композиторами;


владение

использование

основными

приемами

художественно

игры

оправданных

на

домре,

балалайке,

технических

приемов,

позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому
замыслу;


знания музыкальной терминологии;



умения технически грамотно исполнять произведения разной степени

трудности;


умения

самостоятельного

разбора

и

разучивания

несложного

музыкального произведения;


умения использовать теоретические знания при игре на народных

инструментах (домра, балалайка);


навыки публичных выступлений на концертах, открытых уроках и



навыки чтения с листа легкого музыкального текста;



навыки игры в ансамбле или в оркестре русских народных

т.п.;

инструментов;
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1.

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации программы "Изучение инструментов
народного оркестра " включает в себя текущий контроль успеваемости,
промежуточную аттестацию обучающихся.
12

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на
ответственную подготовку домашнего задания, правильную организацию
самостоятельной работы, имеет воспитательные цели, носит стимулирующий
характер. Текущий контроль над работой ученика осуществляет преподаватель,
отражая в оценках достижения ученика, темпы его продвижения в освоении
материала, качество выполнения заданий и т. п. Одной из форм текущего
контроля может является зачет в присутствии комиссии. На основании
результатов текущего контроля, а также учитывая публичные выступления на
концерте или открытом уроке, выставляется четвертная отметка. Текущая
аттестация проводится за счет времени аудиторных занятий на всем
протяжении обучения.
Промежуточная аттестация проводится в конце второго полугодия также
за счет аудиторного времени. Форма ее проведения - зачет с приглашением
комиссии

и

выставлением

оценки.

Обязательным

условием

является

методическое обсуждение результатов выступления ученика, оно должно
носить аналитический, рекомендательный характер, отмечать успехи и
перспективы

развития

ребенка.

Промежуточная

аттестация

отражает

результаты работы ученика за данный период времени, определяет степень
успешности развития учащегося на данном этапе обучения. Концертные
публичные выступления также могут быть засчитаны как промежуточная
аттестация. По итогам проверки успеваемости выставляется оценка с
занесением ее в журнал, ведомость, индивидуальный план, дневник учащегося.
Оценка за год ставится по результатам всех публичных выступлений,
включая участие в концертах, конкурсах. На зачете в конце года должны быть
представлены различные формы исполняемых произведений: полифония,
пьесы, ансамбли.
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств,
13

которые включают в себя методы и средства контроля, позволяющие оценить
приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По

итогам

исполнения

программы

на

зачете,

академическом

прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Таблица 3
Оценка
5 («отлично»)

Критерии оценивания выступления
предусматривает
соответствующей

исполнение
году

программы,

обучения,

наизусть,

выразительно; отличное знание текста, владение
необходимыми техническими приемами, штрихами;
хорошее

звукоизвлечение,

исполняемого

понимание

произведения;

стиля

использование

художественно оправданных технических приемов,
позволяющих создавать художественный образ,
соответствующий авторскому замыслу
4 («хорошо»)

программа соответствует году обучения, грамотное
исполнение

с

наличием

мелких

технических

недочетов,

небольшое

несоответствие

неполное

донесение

образа

темпа,

исполняемого

произведения
3
(«удовлетворительно»)

программа не соответствует году обучения, при
исполнении обнаружено плохое знание нотного
текста, технические ошибки, характер произведения
не выявлен

2

незнание наизусть нотного текста, слабое владение

(«неудовлетворительно») навыками игры на инструменте, подразумевающее
14

плохую

посещаемость

занятий

и

слабую

самостоятельную работу
«зачет» (с отметкой)

отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является
основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного
заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может
быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно
отметить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков.
В критерии оценки уровня исполнения должны входить следующие
составляющие:
- техническая оснащенность учащегося на данном этапе обучения;
-художественная трактовка произведения;
-стабильность исполнения;
-выразительность исполнения.
Текущий и промежуточный контроль знаний, умений и навыков
учащихся несет проверочную, воспитательную и корректирующую функции,
обеспечивает оперативное управление учебным процессом.
V.

Методическое обеспечение учебного процесса
1.Методические рекомендации преподавателям

Предлагаемые репертуарные списки, программы контрольных уроков и
зачетов являются примерными, предполагают дополнение, варьирование со
стороны преподавателей в соответствии с их методическими установками, а
также с возможностями и способностями конкретного ученика.
В зависимости от желания педагога и способностей учащегося репертуар
может изменяться и дополняться.
15

Большинство разучиваемых произведений предназначено для публичных
выступлений на контрольных уроках, зачетах, концертах. Но, если позволяет
время ученика, часть программы можно использовать для работы в классе или
ознакомления с новым произведением.
В течение учебного года успешно занимающиеся учащиеся имеют
возможность выступать на классных и отчетных концертах (1-2 за учебный
год).
В работе с учащимися используется основная форма учебной и
воспитательной работы – индивидуальный урок с преподавателем. Он включает
совместную работу педагога и ученика над музыкальным материалом, проверку
домашнего

задания,

самостоятельной

рекомендации

работы

с

целью

по

проведению

достижения

дальнейшей

учащимся

наилучших

результатов в освоении учебного предмета. Содержание урока зависит от
конкретных творческих задач, от индивидуальности ученика и преподавателя.
Работа в классе должна сочетать словесное объяснение материала с
показом на инструменте фрагментов изучаемого музыкального произведения.
Преподаватель должен вести постоянную работу над качеством звука,
развитием чувства ритма, средствами выразительности.
Работа с учащимся включает:
 решение технических учебных задач - координация рук, пальцев,
наработка аппликатурных и позиционных навыков
 работа над приемами звукоизвлечения;
 тренировка художественно-исполнительских навыков: работа над
фразировкой, динамикой, нюансировкой;
 формирование теоретических знаний: знакомство с тональностью,
гармонией, интервалами и др.;
 разъяснение

учащемуся

принципов

оптимально

продуктивной

самостоятельной работы над музыкальным произведением.
16

В работе с учащимися преподавателю необходимо придерживаться
основных

принципов

обучения:

последовательности,

постепенности,

доступности, наглядности в изучении предмета. В процессе обучения нужно
учитывать индивидуальные особенности учащегося, степень его музыкальных
способностей и уровень его подготовки на данном этапе.
Важнейшим

фактором,

способствующим

правильной

организации

учебного процесса, повышению эффективности воспитательной работы и
успешному развитию музыкально-исполнительских данных учащегося является
планирование учебной работы и продуманный подбор репертуара. Основная
форма планирования - составление преподавателем индивидуального плана на
каждого ученика в начале учебного года и в начале второго полугодия. В
индивидуальный план включаются разнохарактерные по форме и содержанию
произведения русской и зарубежной классической и современной музыки с
учетом специфики преподавания предмета «Изучение инструментов народного
оркестра» для учащихся народных отделений.
В работе педагогу необходимо использовать произведения различных
эпох, форм, жанров, направлений для расширения музыкального кругозора
ученика и воспитания в нем интереса к музыкальному творчеству. Основной
принцип работы: сложность изучаемых произведений не должна превышать
возможности ученика.
Важно сочетать изучение небольшого количества относительно сложных
произведений, включающих в себя новые, более трудные технические приемы
и исполнительские задачи, с прохождением большого числа довольно легких
произведений, доступных для быстрого разучивания, закрепляющих усвоенные
навыки и доставляющие удовольствие в процессе музицирования.
.
В работе над разнохарактерными пьесами педагогу необходимо
пробуждать

фантазию

ученика,

рисовать

яркие

образы,

развивать
17

эмоциональную сферу его восприятия музыки.
Важную роль в освоении игры на народных инструментах оркестрового
класса играет навык чтения с листа. Владение этим навыком позволяет более
свободно

ориентироваться

в

незнакомом

тексте,

развивает

слуховые,

координационные, ритмические способности ученика. В конечном итоге, эта
практика способствует более свободному владению инструментом, умению
ученика быстро и грамотно изучить новый материал.
Большая часть программы разучивается на аудиторных занятиях под
контролем педагога.
Часто необходим показ - игра нового материала, разбор и объяснение
штрихов, аппликатуры, нюансов, фразировки, выразительности музыкальной
интонации и т.п..
2. Методические рекомендации по организации самостоятельной
работы обучающихся
Самостоятельные занятия должны быть построены таким образом, чтобы
при наименьших затратах времени и усилий, достичь поставленных задач и
быть осознанными и результативными.
Объем
методической

времени на самостоятельную работу определяется с учетом
целесообразности,

минимальных

затрат

на

подготовку

домашнего задания, параллельного освоения детьми программ общего
образования. Рекомендуемый объем времени на выполнение самостоятельной
работы учащимися народного отделения по предмету «Изучение инструментов
народного оркестра» с учетом сложившихся педагогических традиций- 2 часа в
неделю. Для организации домашних занятий обязательным условием является
наличие дома у ученика музыкального инструмента, а также наличие у него
нотного материала.
Самостоятельные занятия должны быть регулярными(2-3 раза в неделю).
Они должны проходить при хорошем физическом состоянии учащегося,
18

занятия при повышенной температуре и плохом самочувствии опасны для
здоровья и не продуктивны.
Роль педагога в организации самостоятельной работы учащегося велика.
Она

заключается

использованию

в

необходимости

учебного

обучения

внеаудиторного

ребенка

времени.

эффективному

Педагогу

следует

разъяснить ученику, как распределить по времени работу над разучиваемыми
произведениями, указать очередность работы, выделить наиболее проблемные
места данных произведениях, посоветовать способы их отработки.
Самостоятельные

домашние

занятия

учащегося

предполагают

продолжение работы над освоением произведения, которая была начата в
классе под руководством педагога. Выполнение домашнего задания - это работа
над деталями исполнения (звуком, техническими трудностями, динамикой,
нюансировкой), а также запоминание и исполнение произведений наизусть. Для
плодотворной и результативной самостоятельной работы ученику необходимо
получить точную формулировку посильного для него домашнего задания,
которое будет записано педагогом в дневник учащегося.
Так, для начинающих можно предложить следующие виды домашней
работы: пение мелодий разучиваемых пьес с названием нот, чтение с листа
легкого музыкального текста, игра упражнений на постановку рук, показанных
педагогом

и т. п.

Заниматься дома следует по нотам, следить за

правильным исполнением штрихов, аппликатуры, нюансировки и других
указаний автора, редактора или педагога.
Работа над разнохарактерными пьесами должна заключаться не в
многократном проигрывании их с начала до конца, а в проработке трудных
мест, указанных педагогом, выполнении его замечаний, которые должны быть
отражены в дневнике. Полезно повторение учеником ранее пройденного
репертуара.
Результаты

домашней

работы

проверяются,

корректируются

и
19

оцениваются преподавателем на уроке.
Проверка результатов самостоятельной работы учащегося должна
проводиться педагогом регулярно.

VI.

Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
Список ре комендуемой нотной литературы

1.

1. Бакланова Н. «Маленькие упражнения для начинающих» 1-я позиция.М.Л.,1980г.
2. «Библиотека домриста»М.,1999г.
3. Евдокимов В. «Педагогический репертуар домриста» - Вып.3 – М. 1988
4. Польдяев В. «Попурри на темы популярных мелодий для детей и песен о
ВОВ» для домры и фортепиано.Изд. Библиофон ,М.,2009г.
5. Федоров С. «Произведения и аранжировки для домры и фортепиано».1-7
классы ДМШ.М.,2010.
6. Климов Е. «Педагогический репертуар домриста».Вып.4.М.,1989г.
7. Илюхин А. «Курс обучения игры на балалайке».Часть1.М.,1972г.
8. Нечепоренко П., Мельников В. «Школа игры на балалайке» Изд.
М.,2004г.
9. «Педагогический репертуар балалаечника» 1-2 классы
ДМШ.Вып.1.Сост.Глейхман В.М.,1978г.
10.«Первые шаги балалаечника» Вып .18.М.,1987г.
11.Техника игры на балалайке «Гаммы и упражнения» под ред.Иншакова И.,
Горбачева .М.,2008г.
2.Список рекомендуемой методической литературы
1. Список рекомендуемой методической литературы
1. Васина-Гроссман В. Первая книга о музыке и великих музыкантах. – М.,
1986
2. Клёнов А. «Там, где музыка живет». – Педагогика, 1985
3. Михеева Л. «Музыкальный словарь в рассказах. – М., 1988
4.
Пинчук М. «Изучение оркестровых народных инструментов».Балалайка20

прима.Ростов-на Дону,1985г.
5. Прошко Н. «Пособие для руководителей кружков и ансамблей народных
инструментов в школе»Минск.,1980г.
6. Разынова О.П. «Музыкальные шедевры». - М., 1999

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».