Ансамбль (домра,балалайка)

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 6»
городского округа Саранск

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
ПРОГРАММА
по учебному предмету
ПО.01.УП.02.АНСАМБЛЬ
(ДОМРА, БАЛАЛАЙКА)
Срок обучения 5(6) лет, 8(9) лет

Саранск 2016

«Одобрено»
Методическим советом
МБУДО «ДМШ № 6» г.о. Саранск

«Утверждаю»
Директор – П.С.Еськин
______________
(подпись)

«____» _______________ 20____ г.
дата рассмотрения

«____» _______________ 20____ г.
дата утверждения

Разработчик – Храмова Е.Г., преподаватель по классу домры МБУДО
«ДМШ № 6»
Рецензент – Боронина О.П., заместитель директора по УВР, преподаватель
по классу домры, гитары МБУДО «ДМШ № 6»
Рецензент – Сенькина Г.Н., преподаватель отделения «Инструментальное
исполнительство – инструменты народного оркестра» ГБПОУ РМ СМУ ИМ
Л.П.КИРЮКОВА

Структура программы учебного предмета

I.

Пояснительная записка

–
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
–
Срок реализации учебного предмета;
–
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
–
Форма проведения учебных аудиторных занятий;
–
Цель и задачи учебного предмета;
–
Обоснование структуры программы учебного предмета;
–
Методы обучения;
–
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II.

Содержание учебного предмета

–
–

Сведения о затратах учебного времени;
Годовые требования по классам;

III.
IV.

Требования к уровню подготовки обучающихся
Формы и методы контроля, система оценок

–
–
–

Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
Критерии оценки;
Контрольные требования на разных этапах обучения;

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

–
–

Методические рекомендации педагогическим работникам;
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI.

Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

–
–
–
–
–

Учебная литература;
Нотная литература для переложений;
Ансамбли для смешанного состава;
Методическая литература;
Учебная литература для балалаечников;

I.

Пояснительная записка

1.

Характеристика

учебного

предмета,

его

место

и

роль

в

образовательном процессе
Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с
учетом

федеральных

государственных

предпрофессиональной

требований

общеобразовательной

к

программе

дополнительной
в

области

музыкального искусства «Народные инструменты».
В общей системе

профессионального музыкального образования

значительное место отводится коллективным видам музицирования: ансамблю,
оркестру. В последние годы увеличилось число различных по составу
ансамблей: как учебных, так и профессиональных.
Класс ансамбля ставит своей целью формирование и развитие у учащихся
навыков и приемов ансамблевой игры. Ансамблевое музицирование имеет
давние и плодотворные традиции в воспитании юных музыкантов. Обучение
игре в классе ансамбля способствует развитию эстетического вкуса, прививает
практические навыки и знания, необходимые для участия в коллективах, а также
это составная часть профессиональной подготовки. Класс ансамбля развивает
музыкальный вкус, воспитывает творческую исполнительскую дисциплину. Эти
занятия также способствуют развитию гармонического слуха и музыкальной
памяти, расширяют кругозор учащихся, знакомят с лучшими образцами
классической музыки, с произведениями народного музыкального творчества, с
наиболее известными произведениями современных советских и зарубежных
композиторов, а также произведениями мордовских авторов.
Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на
основе и параллельно с уже приобретенными знаниями в классе по
специальности. Смешанные ансамбли русских народных инструментов широко
распространяются в школьной учебной практике, так как не во всех
музыкальных образовательных учреждениях имеются большие классы струнных
народных инструментов, составляющих основу оркестра.

Успешный
творческих

опыт

контактах

смешанных

ансамблей

руководителя

должен

коллектива

с

основываться

на

преподавателями

по

специальности.
Данная программа разработана для ансамбля струнных народных
инструментов.
2. Срок реализации учебного предмета «Ансамбль»
Реализации данной программы осуществляется с 4 по 8 классы (по
образовательным программам со сроком обучения 8-9 лет) и со 2 по 5 классы (по
образовательным программам со сроком обучения 5-6 лет).
3.

Объем

учебного

времени,

предусмотренный

учебным

планом

образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль»:
Таблица 1
Срок обучения – 8 (9) лет
Класс

с 2 по 8

9 класс

классы
Максимальная учебная нагрузка (в часах)
Количество часов на аудиторные занятия
Количество часов на внеаудиторные занятия
Консультации (часов в неделю)

330 (из
обязательной
части)
165 (из
обязательной
части)
165 (из
обязательной
части)
5

132

66

66

2
Таблица 2

Срок обучения – 5 (6) лет
Класс

с 2 по 5

6 класс

классы
Максимальная учебная нагрузка (в часах)

264

132

Количество часов на аудиторные занятия

132

66

Количество часов на внеаудиторные занятия
Консультации
Консультации

проводятся

с

целью

132

66

4

2

подготовки

обучающихся

к

контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим
мероприятиям по усмотрению учебного заведения.
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от
2 до 10 человек). Рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.
5. Цель и задачи учебного предмета
Цель:


развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе

приобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого
исполнительства.


слышать и понимать музыкальное произведение, его основную тему,

подголоски, вариации, исполняемые как всем ансамблем, так и отдельными
группами ансамбля.


исполнять свою партию, следуя замыслу и трактовке руководителя

ансамбля.


уметь читать с листа свою партию и ориентироваться в ней.



приобрести навыки совместного исполнения нюансов.



синхронно исполнять штрихи.
Задачи:


стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления,

воображения и творческой активности при игре в ансамбле;


формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков,

необходимых для ансамблевого музицирования;


расширение

кругозора

учащегося

путем

ознакомления

с

ансамблевым репертуаром;


решение

коммуникативных

задач

(совместное

творчество

обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие,

умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру
друг друга);


развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в

ансамбле), артистизма и музыкальности;


обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения

с листа в ансамбле;


приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и

публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;


формирование

профессионального

у

наиболее

исполнительского

одаренных
комплекса

выпускников
пианиста-солиста

камерного ансамбля.
Учебный предмет «Ансамбль» неразрывно связан с учебным предметом
«Специальность»,

а

также

со

всеми

предметами

дополнительной

предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусства
"Народные инструменты".
Предмет

«Ансамбль»

расширяет

границы

творческого

общения

инструменталистов - народников с учащимися других отделений учебного
заведения, привлекая к сотрудничеству флейтистов, ударников, пианистов и
исполнителей на других инструментах. Ансамбль может выступать
сопровождения солистам-вокалистам

в роли

академического или народного пения,

хору, а также принимать участие в театрализованных спектаклях фольклорных
ансамблей.
Занятия в ансамбле – накопление опыта коллективного музицирования,
ступень для подготовки игры в оркестре.
6. Обоснование структуры учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Выбор методов обучения по предмету «Ансамбль» зависит от:


возраста учащихся;



их индивидуальных способностей;



от состава ансамбля;



от количества участников ансамбля.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета

используются следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, объяснение);
- метод показа;
–

частично

–

поисковый

(ученики

участвуют

в

поисках

решения

поставленной задачи).
–

изучение произведений по партиям.
Предложенные методы работы с ансамблем народных инструментов в

рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее
продуктивными при реализации поставленных целей и зада учебного предмета и
основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого
исполнительства на русских народных инструментах.
8. Описание материально – технических условий реализации учебного
предмета «Ансамбль»
Материально – техническая база образовательного учреждения должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

В образовательном учреждении с полной комплектацией учеников по всем
народным

инструментам

должно

быть

достаточное

количество

высококачественных оркестровых русских народных инструментов, а также
должны

быть

созданы

условия

для

их

содержания,

своевременного

обслуживания и ремонта.

II. Содержание учебного предмета
Основные составы ансамблей, наиболее практикуемые в детских школах
искусств - дуэты, трио. Реже – квартеты, квинтеты и т. д.
Ансамбли могут быть составлены

как из однородных инструментов,

(только из домр, балалаек, баянов, гитар, гуслей), так и из различных групп
инструментов, куда могут входить домра, баян и балалайка, гусли, гитара.
Инструментальный состав, количество

участников в ансамбле могут

варьироваться.
Варианты возможных составов ансамблей:
1.

Однородные составы:

1.1.

Дуэты
 Дуэт домристов – домра малая I, домра малая II (или домра малая и

домра альт – в старших классах 7, 8);
 Дуэт балалаечников – балалайка прима I, балалайка прима II;

1.2.

Трио
 Трио домристов – домра малая I, домра малая II , домра альт;
 Трио балалаечников – балалайка прима I, II, балалайка альт;

балалайка прима, балалайка секунда, балалайка бас (в старших классах);

1.3.

Квартеты
 Квартет домристов – домра малая, домра альт I, домра альт II, домра бас (в

старших классах);

 Квартет балалаечников – балалайка прима

I, балалайка прима II,

балалайка секунда, балалайка бас;

1.4.

Квинтеты
 Квинтет домристов - домра малая I, домра малая II, домра альт I, домра

альт II, домра бас (лучше балалайка бас);
 Квинтет балалаечников - балалайка прима

I, балалайка прима II,

балалайка секунда, балалайка альт, балалайка бас (лучше контрабас);

1.5.

Секстеты
 Секстет домристов - домра малая I, домра малая II , домра альт I, домра

альт II, домра бас I, домра бас II;
 Секстет балалаечников – балалайка

прима

I, балалайка прима II,

балалайка секунда, балалайка альт, балалайка бас, балалайка контрабас;

1.

Смешанные составы:

1.1.

Дуэты:
 домра малая, баян;
 домра малая, балалайка прима;
 домра малая, гитара;
 балалайка прима, гитара;
 баян, балалайка прима.

1.2.

Трио:
 домра малая, балалайка прима, баян;
 домра малая, домра альт, баян;
 домра малая, балалайка секунда, балалайка бас.

1.3.

Квартеты:
 домра малая, домра альт, балалайка прима, баян;
 домра малая, домра альт, балалайка секунда, балалайка бас;
 домра малая, домра альт, домра бас, баян.

1.4.

Квинтеты:
 домра малая, домра альт, балалайка прима, баян, балалайка бас;
 домра малая, домра альт, домра бас, баян, балалайка прима;
 домра малая, домра альт, балалайка прима, балалайка секунда, балалайка
бас.

1.5.

Секстеты:
 домра малая, домра альт, балалайка прима, балалайка секунда, балалайка
бас, баян;
 домра малая, домра альт, балалайка прима, балалайка секунда, балалайка
контрабас баян;
 домра малая, домра альт I, домра альт II, домра бас, балалайка прима, баян.

Также в классе ансамбля практикуется унисонная форма музицирования.
При наличии инструментов в учебном заведении и при наличии
достаточного числа обучающихся

возможно дублирование определенных

партий по усмотрению руководителя ансамбля.

1.

Сведения о затратах учебного времени,

предусмотренного на

освоение учебного предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную
нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Срок обучения – 8 (9) лет
Аудиторные занятия: с 2 по 8 класс – 1 час в неделю, в 9 классе – 2 часа.
Самостоятельные занятия: с 2 по 9 класс – 1 час в неделю.
Срок обучения – 5 (6) лет
Аудиторные занятия: со 2 по 5 класс – 1 час в неделю, в 6 классе – 2 часа в
неделю.
Самостоятельные занятия: с 2 по 6 класс – 1 час в неделю.
Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом
сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;

- подготовка к концертным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных
залов и др.);
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и
культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и
др.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый
класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для
освоения учебного материала.

2.

Требования по годам обучения

В ансамблевой игре так же, как
требуются

определенные

и в сольном исполнительстве,

музыкально-технические

навыки

владения

инструментом, навыки совместной игры, такие, как:
 сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного
творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в
ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию
исполнительского замысла;
 навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого
исполнительства,

обусловленных

художественным

содержанием

особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
Срок обучения – 8 (9) лет
Годовые требования (домра)
Четвертый класс (1 час в неделю)
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы
Конец октября - контрольный урок

– 1 пьеса по нотам,

Середина декабря – зачет

– 1 пьеса наизусть,

Начало марта - контрольный урок – 1 пьеса по нотам,
Май - зачет

– 1 пьеса наизусть.

и

Пьесы для дуэта домр:
1.

Мендельсон Ф. - «У колыбели»

2.

Рамо Ж. - Менуэт

3.

Даргомыжский А. – «Ванька – Танька»

4.

«Ты не стой, не стой, колодец». Обр. русской народной песни. А Лядова

5.

Барток Б. «Менуэт»

6.

Кабалевский Д. «Народный танец»

7.

Мусоргский М. «По грибы»

8.

Старокодомский М. «Весёлые путешественники»

Пьесы для дуэта домр, балалайки:
1.

Мильман М. «В школе на перемене»

2.

Майкапар С. «Музыкальная шкатулка», «Мотылёк» из Цикла «Бирюльки»

3.

Бетховен Л. Менуэт

4.

«Тонкая рябина». Русская народная песня. Обр. А. Шалова

Пятый класс (1час в неделю)
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Конец октября - контрольный урок

– 1 пьеса по нотам,

Середина декабря – зачет

– 1 пьеса наизусть,

Начало марта - контрольный урок – 1 пьеса по нотам,
Май - зачет

– 1 пьеса наизусть.

Пьесы для дуэта домр:
1.

Фибих З. «Поэма»

2.

Пёэрль П. «Три танца»

3.

Корелли А. «В темпе менуэта»

4.

Польдяев В. Гавот

5.

Дербенко Е. «Лирическое настроение»

6.

Шостакович Д. «Детская полька»

7.

Кабалевский «Рондо»

8.

Шостакович Д. «Хороший день»

Пьесы для дуэта домр, балалайки:
1.

Боккерини Л. Менуэт

2.

Люли Ж. Гавот

3.

Дербенко Е. «Вальс снежинок», «Веселая игра» из «Детского альбома»

Пьесы для домры и шестиструнной гитары:
1.

Янгель Ф. К. «Юля – вальс»

2.

Бах И. С. Сицилиана

3.

Сор Ф. Старинный испанский танец

4.

Каччини Д. «Аве Мария»

Шестой класс (1 час в неделю)
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Конец октября - контрольный урок

– 1 пьеса по нотам,

Середина декабря – зачет

–

1 пьеса наизусть,

Начало марта - контрольный урок – 1 пьеса по нотам,
Май - зачет

–

1 пьеса наизусть.

Пьесы для дуэта домр:
1.

Корелли А. Гавот из Камерной сонаты

2.

Цинцадзе С. Мелодия

3.

Лукомский Л. «Вальс»

4.

Чайковский П. «Танец лебедей» из балета «Лебединое озеро»

5.

Шуман Р. «Грёзы»

Пьесы для дуэта домра и балалайка:
1.

Куперен Ф. Рондо.

2.

Дворжак А. «Мелодия»

3.

«То не ветер ветку клонит» Обр. русской народной песни И. Обликина

Пьесы для трио: домра, балалайка и шестиструнная гитара:
1.

Рамо Ж. Ф. Тамбурин

2.

Бах И. С. «Аве Мария»

3.

Даргомыжский А. «Славянский татец»

Пьесы для трио: домра, балалайка и баян:
1.

Тамарин И. «Музыкальный привет»

2.

Сверидов Г. «Пастораль»

3.

Хренников Т. «Серенада»

Пьесы для домры и шестиструнной гитары:
1.

Чиполони А. «Венецианская баркарола»

2.

Скултэ «Ария»

Пьесы для домры малой, домры альт и шестиструнной гитары:
1.

Мусоргский М. «Раздумье»

2.

Меццакапо Е. «Тарантелла»

Пьесы для домры малой, домры альт и фортепиано:
1.

Меццакапо Э. Песня гондольера

2.

Шостакович Д. Пиццикато

Седьмой класс (1 час в неделю)
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Конец октября - контрольный урок

– 1 пьеса по нотам,

Середина декабря – зачет

–

Начало марта - контрольный урок
Май - экзамен

1 пьеса наизусть,

– 1 пьеса по нотам,
–

1 пьеса наизусть.

Пьесы для дуэта домр и фортепиано:
1.

Корелли А. «Прелюдия» и «Куранта» из «Камерной сонаты»

2.

Петров А. Вальс из кинофильма «Берегись автомобиля»
3. Польдяев В. Хоровод

4.

Корепанов Г. «Марш», «Песня» из детской сюиты

Пьесы для дуэта домр и балалайки в сопровождении фортепиано:
1.

Тамарин И. «Малыш» (Регтайм)

2.

Гаврилин В. «Танцующие куранты»

Пьесы для домры малой, домры альт и фортепиано:
Меццакапо Е. «Мини – гавот»
Пьесы для домры и шестиструнной гитары:
1.

Фюрстенау К. «Аллегретто»

2.

Шуберт Ф. «Баркаролла»

Пьесы для домры малой 1, 2, домры альт и фортепиано:
1.

Хачатурян А. Серенада из спектакля «Валенсианская ночь»

2.

Андреев В. «Сцена из балета»

3.

Рамо Ж. «Ригодон»

Восьмой класс (1 час в неделю)
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы
Конец октября - контрольный урок

– 1 пьеса по нотам,

Середина декабря – зачет

–

1 пьеса наизусть,

Начало марта - контрольный урок – 1 пьеса по нотам,
Апрель - зачет

–

Пьесы для дуэта домр и фортепиано:

1 пьеса наизусть.

1.

Онеггер А. Дуэт из «Маленькой сюиты»

2.

Глазунов А. Гавот из балета « Барышня – служанка»

3.

Цыганков А. « Под гармошку»

4.

Чайковский П. «Трепак» из балета «Щелкунчик»

5.

Олейников Н. «Прелюдия»

6.

Тамарин И. «Сельская сюита» 1) Посиделки 2) Наигрыш 3) Ярмарка

Пьесы для дуэта домр и балалайки:
1.

Шишаков Ю. «Пахал Захар огород»

2.

Шостакович Д. Полька-шарманка

3.

Судариков А. «Танец»

Пьесы для дуэта домр, балалайки и фортепиано:
1.

Крамер Д. «Танцующий скрипач»

2.

Тамарин И. Каприччио

3.

Дцнаевский И. «Лунный вальс» из к/ф «Цирк»

4.

Ипполитов-Иванов М. «»Песня без слов», «Романсеро»

Девятый класс (2 часа в неделю)
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Конец октября – контрольный урок – 1 пьеса по нотам,
Середина декабря – зачет
Начало марта –

–

1 пьеса наизусть,

контрольный урок – 1 пьеса по нотам,

Апрель – зачет

– 1 пьеса наизусть.

Пьесы для дуэта домр и фортепиано:
1.

Цыганков А. Серенада – болеро

2.

Глиэр Р. Танец на площади из балета «Медный всадник»

3.

Корепанов Г. «Вальс»

4.

Прокофьев С. «Андантино» из оперы «Дуэния»

Пьесы для дуэта домр и балалайка:
1.

Шишаков Ю. «Воронежская хороводная»

2.

Обер Ж. «Жига»

3.

«Ай, все кумушки, домой». Обр. русской народной песни Б.Трояновского

4.

«Калинушка с малинушкой» Обр. Русской народной песни А.Шалова

Пьесы для дуэта домр, балалайки и фортепиано:
1.

Тамарин И. «Малыш» - Регтай

2.

Польдяев В. Юмореска

3.

Дунаевский — Цыганков «Ой, цветёт калина»

4.

Городовская В. «Песня»

Срок обучения 9 лет
Годовые требования (балалайка)
Четвертый класс (1 час в неделю).
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Конец октября – контрольный урок

– 1 пьеса по нотам,

Середина декабря – зачет

– 1 пьеса наизусть,

Начало марта –

контрольный урок – 1 пьеса по нотам,

Май – зачет

– 1 пьеса наизусть.

Пьесы для дуэта балалаек:
1.

«Волга – реченька глубока». Русская народная песня. Обр. А. Шалова

2.

Шишаков Ю. «Ой, веночки»

3.

«Во лузях». Русская народная песня. Обр. В.Авксентьева

4.

«Выйду ль я на реченьку». Русская народная песня. Обр. В.Авксентьева

Пьесы для дуэта балалаек и фортепиано:
1.

Н. Римский – Корсаков Колыбельная из оперы «Садко»

2.

Бетховен Л. Немецкий танец

3.

«Под яблонькой зелёной» Обр. Русской народной песни Ю.Соловьёва

4.

«Как на нашей речке» Обр. Русской народной песни П.Сальникова

Пятый класс (1час в неделю)
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Конец октября - контрольный урок

– 1 пьеса по нотам,

Середина декабря – зачет

– 1 пьеса наизусть,

Начало марта - контрольный урок

– 1 пьеса по нотам,

Май - зачет

–

1 пьеса наизусть.

Пьесы для дуэта балалаек:
1.

«Тонкая рябина». Русская народная песня. Обр. А. Шалова

2.

«Во лесочке комарочков много уродилось». Русская народная песня. Обр.

А.Шалова
3.

«Заставил меня муж парну банюшку топить». Русская народная песня.

Обр. А. Шалова
4.

«Полянка». Русская плясовая. Обр. Б Авксентьева

5.

Белецкий В., Розанов А. Марш – гротеск

6.

Тамарин И. Кубинский танец

Шестой класс (1 час в неделю)
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Конец октября - контрольный урок

– 1 пьесы по нотам,

Середина декабря – зачет

–

1 пьеса наизусть,

Начало марта - контрольный урок – 1 пьеса по нотам,
Май - зачет

–

1 пьеса наизусть.

Пьесы для дуэта балалаек:
1.

«На горе было, горе». Русская народная песня. Обр. А. Шалова

2.

«Кольцо души девицы». Русская народная песня. Обр. А. Шалова

3.

Дербенко Е. Прелюдия

4.

«Тум – балалайка». Еврейская народная песня. Обр. А. Шалова

5.

Дюран О. Чакона

6.

«Как по травке». Русская народная песня. Обр. Г. Андрюшенкова

Седьмой класс (1 час в неделю)
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Конец октября - контрольный урок

– 1 пьеса по нотам,

Середина декабря – зачет

– 1 пьеса наизусть,

Начало марта - контрольный урок – 1 пьесы по нотам,
Май - экзамен

– 1 пьеса наизусть.

Пьесы для дуэта балалаек и фортепиано:
1.

Глазунов А. Пиццикато

2.

«При долинушке». Русская народная

3.

песня. Обр. А. Шалова

3.

Дербенко Е. Ливенский ковбой

4.

Конов В. Импровизация на тему «Подмосковные вечера»

5.

Чайковский П. Танец пастушков из балета «Щелкунчик»

6.

Юн-Сын-Дин «У родника»

Восьмой класс (1 час в неделю)
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Конец октября - контрольный урок

– 1 пьеса по нотам,

Середина декабря – зачет

– 1 пьеса наизусть,

Начало марта - контрольный урок

– 1 пьеса по нотам,

Апрель - зачет

–

1 пьеса наизусть.

Пьесы для дуэта балалаек и фортепиано:
1.

Чайковский П. Танец Феи драже из балета « Щелкунчик»

2.

«Чтой - то звон» Русская народная песня. Обр. А. Шалова

3.

Авксеньтьев Б. «Кумушки»

4.

Чайковский П. Марш из балета «Щелкунчик»

Пьесы для дуэта балалайка и гитара:
1.

Штраус И. Трик – трак (Полька)

2.

«Винят меня в народе». Русская народная песня. Обр. А. Шалова

3.

Булахов П. Романс «Гори, гори, моя звезда»

Девятый класс (2 часа в неделю)
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Конец октября - контрольный урок

– 1 пьеса по нотам,

Середина декабря – зачет

–

Начало марта - контрольный урок

– 1 пьеса по нотам,

Апрель - зачет

–

1 пьеса наизусть,
1 пьеса наизусть.

Пьесы для дуэта балалаек и гитары:
1. Венявский Г. Мазурка
2.

Глинка М.«Я встретил Вас»

3.

Шуберт Ф. «Серенада»

4.

«Колечко позолоченное» Обр. Русской народной песни А.Шалов

Пьесы для дуэта балалаек и домры:
1.

Дакен К. Кукушка

2.

Цинцадзе С. Хоруми (Грузинский танец)

3.

Куперен Ф. «Рондо»

4.

«Уж я ли молода» Обр. Русской народной песни А.Шалова

Пьесы для унисона балалаечников:
1.

Римский – Корсаков Н. «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»

2.

Андреев В. Торжественный полонез

3.

Огинский М. «Полонез»

4.

Делиб Л. «Пиццикато» из балета «Сильвия»

Срок обучения – 6 лет
Годовые требования (домра)
Второй класс (1 час в неделю)
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Конец октября - контрольный урок –

1 пьеса по нотам,

Середина декабря - контрольный урок – 1 пьеса наизусть,
Начало марта - контрольный урок – 1 пьес по нотам,
Май - зачет

–

1 пьеса наизусть.

Пьесы для дуэта домр:
1.

«Виноград в саду цветет». Обр. русской народной песни
«Пешеход». Детская песенка. Обр. Ю. Фортунатова

2.
3.

Гайдн Й. Песня

4.

Гретри А. Кукушка

5.

Векерлен Ж. «Пастушка»

6.

«Заплетись плетень» Обр. Русской народной песни В.Поповнова

7.

«Уж как по мосту, мосточку» Обр. Русской народной песни Н.Фомина

8.

Шведская народная песня. Обр. Г. Хегга

9.

Корейская народная песня. Обр Син До Сона

Пьесы для дуэта домр и фортепиано:
1.

«Как в лесу, лесу – лесочке». Обр. русской народной песни
2. « Вечерком красна девица». Обр. русской народной песни В. Евдокимова

3.

«Маки, маковочки». Обр. Русской народной песни В. Локтева

4.

«Ах, вы, сени». Обр. Русской народной песни М. Красева

Пьесы для дуэта домра и балалайка:
1.

Майкапар С. «Музыкальная шкатулка» из цикла «Бирюльки»

2.

Гречанинов А. «Маленькая сказка» из «Детского альбома»

3.

Тамарин И. «Наигрыш пастуха»

4.

Чайковский П. «Ноктюрн»

Третий класс (1 час в неделю)
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Конец октября - контрольный урок

–

1 пьеса по нотам,

Середина декабря - контрольный урок – 1 пьеса наизусть,
Начало марта - контрольный урок

– 1 пьеса по нотам,

Май - зачет

–

1 пьеса наизусть.

Пьесы для дуэта домр:
1.

Маляров В. Хрустальный замок

2.

Моцарт В.А. Дуэт № 1 (D-dur)

3.

«Лук» Чешский народный танец. Обр. А Комаровского

4.

«Ивушка». Обр. русской народной песни А. Александрова

5.

«Дождичек». Обр. Украинской народной песни В.Евдокимова

6.
Пьесы для дуэта домр и балалайки:
1.

«От села до села» Обр. русской народной песни Е. Авксентьева

2.

Гречанинов А. «В разлуке», «Верхом на лошадке» из «Детского альбома»

Пьесы для дуэта домр, балалайки и фортепиано:
1.

Феоктистов Б. Плясовой наигрыш

2.

«Как под яблонькой». Обр. Русской народной песни В. Андреева

3.

Гречанинов А. «Весельчак»

4.

Блинов Ю. «Весёлая минутка»

5.

Евдакимов Е. «Старинный танец»

Четвертый класс (1 час в неделю)
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Конец октября - контрольный урок

– 1 пьеса по нотам,

Середина декабря - контрольный урок – 1 пьеса наизусть,
Начало марта - контрольный урок

– 1 пьеса по нотам,

Май - зачет

–

1 пьеса наизусть.

Пьесы для дуэта домр:
1.

Моцарт В.А. Дивертисмент №12

2.

Марини Б. Куранта

3.

Лядов А. Шуточная

4.

Ефимов Е. «Марш»

5.

Чайковский П. «Камаринская»

6.

Шишаков Ю. «Маленькая юмореска»

7.

Поздняков А. «Ностюрн»

8.

Новиков А. «Вокализ»

Пьесы для дуэта домр, балалайки:
1.

Мильман М. «В школе на перемене»

2.

Гречанинов А. «В разлуке», «Танец» из « Детского альбома»

3.

«Я с комариком плясала». Обр. русской народной песни Б. Трояновского

4.

Мошковский М. Испанский танец

Пьесы для дуэта домр и фортепиано:
1.

Бах И. С. Два дуэта

2.

Польдяев В. Марш

3.

Карепанов Г. «Вальс»

Шостакович Д. «Колыбельная», «Танец» из балетной сюиты

Пьесы для домры и гитары:
1.

Милано Ф. де Канцона

2.

Марчелло Б. Аллегро из Сонаты d-moll

3.

Каччини Д. «Аве Мария»

Пятый класс (1 час в неделю)
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Конец октября - контрольный урок

– 1 пьеса по нотам,

Середина декабря - контрольный урок – 1 пьеса наизусть,
Начало марта - контрольный урок

– 1 пьеса по нотам,

Апрель - зачет

– 1 пьеса наизусть.

Пьесы для дуэта домр:
1.

« У ворот гусли вдарили». Вариации на тему русской народной песни

2.

Страделла А. Аллегро

3.

Россини Дж. Пять дуэтов

4.

Фибих З. Поэма

5.

Мотов В. «Интермеццио»

Пьесы для дуэта домр, балалайки:
1.

Делиб Л. Пиццикато

2.

Дербенко Е. «Веселая игра» из «Детского альбома»

3.

«Ой, да ты, калинушка». Обр. русской народной песни А. Шалова

Пьесы для домры и гитары:
1.

Вивальди А. Анданте из Концерта для двух мандолин

2.

Андреев В. Вальс «Искорки»

3.

Шишаков Ю. «Шуточная»

Пьесы для дуэта домр и гитары:

1.

Мусоргский М. Раздумье

2.

Старинный испанский танец. Обр. В. Колосова

3.

Пьяцолла А. «Либертанго», танго «Смерть ангела»

4.

Курченко А. «Виноград в саду цветёт»

Шестой класс (2 часа в неделю)
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Конец октября - контрольный урок

– 1 пьеса по нотам,

Середина декабря - контрольный урок – 1 пьеса наизусть,
Начало марта - контрольный урок

– 1 пьеса по нотам,

Апрель - зачет

–

1 пьеса наизусть.

Пьесы для квартета домр (домра малая I, II, домра альт, домра бас)
1.

Моцарт В.А. Романс из «Маленькой ночной серенады»

2.

Тамарин И. Старинная прялка

3.

Шостакович Д. «Пиццикатто», «Танец», «Галоп» из балета «Золотой век»

Пьесы для домры и гитары:
1.

Писарев Е. Осеннее настроение

2.

Горбенко В. Вариации в старинном стиле

3.

Гассе И. «Бурре», «Менуэт»

Пьесы для дуэта домр и фортепиано:
1.

Польдяев В. «Старинный дилижанс»

2.

Польдяев В. Полька – диалог.

3.

Городовская В. «Пряха». Обр. русской народной песни.

4.

Чайковский П. Чардаш из балета «Лебединое озеро»

5.

Оленников В. «Прелюдия»

Пьесы для дуэта домр:
1.

Бызов А. Новелла из Сюиты для двух домр

2.

Тамарин И. «Марш»

3.

Шостакович Д. «Романс» из к/ф «Овод»

4.

Вивальди А. Концерт для двух скрипок и фортепиано a-moll I часть

5.

Сметан Б. «Иринкина полька»

Пьесы для дуэта домр, балалайки
1.

Дакен К. Кукушка

2.

Куперен Ф. Рондо

3.

«Ай, все кумушки, домой». Обр. русской народной песни Б. Авксентьева

4.

«Ой, вы, плотнички». Обр. Русской народной песни В. Глухова

5.

«У зори-то, у зореньки». Обр. Русской народной песни В. Горадовской

Срок обучения — 6 лет
Годовые требования (балалайка)
Второй класс (1 час в неделю)
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Конец октября - контрольный урок

– 1 пьеса по нотам,

Середина декабря - контрольный урок – 1 пьеса наизусть,
Начало марта - контрольный урок
Май - зачет

– 1 пьес по нотам,
–

1 пьеса наизусть.

Пьесы для дуэта балалаек и фортепиано:
1.

Красев М. Веселые гуси

2.

Захарьина Т. Эстонский народный танец

3.

«Ехал казак». Русская народная песня. Обр. А. Шалова

4.

Старинная французская песенка. Обр. Г. Вишко

5.

Моцарт «Танец»

Пьесы для унисона балалаечников:
1.

«Во саду ли, в огороде». Русская народная песня. Обр. Илюхина А.

2.

Гайдн И. «Песня»

3.

«Спи, малыш». Обр. Английской песни В. Локтева

4.

Потапенко Т. «Кукушка»

Третий класс (1 час в неделю)
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Конец октября - контрольный урок

– 1 пьеса по нотам,

Середина декабря – контрольный урок – 1 пьеса наизусть,
Начало марта - контрольный урок

– 1 пьеса по нотам,

Май - зачет

– 1 пьеса наизусть.

Пьесы для дуэта балалаек и фортепиано:
1.

Страхов В. «Дедушка Андреев»

2.

Белавин М. Эстонский танец

3.

Бах И. С. Менуэт

4.

Гладков Г. Песня друзей

5.

Грязнова Т. «Па д эспань»

,

Четвертый класс (1 час в неделю)
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Конец октября - контрольный урок

– 1 пьеса по нотам,

Середина декабря - контрольный урок – 1 пьеса наизусть,
Начало марта - контрольный урок

– 1 пьеса по нотам,

Май - зачет

–

1 пьеса наизусть.

Пьесы для дуэта балалаек и фортепиано:
1.

Трояновский Б. «Ах ты, береза»

2.

Андреев В. «Как под яблонькой»

3.

«Степь да степь кругом». Русская народная песня. Обр. А. Шалова

4.

«Во поле береза стояла». Русская плясовая. Обр. В Авксентьева

5.

Будашкин Н. Родные напевы

6.

Фраткин М. «Марш»

7.

Слонов Ю. «Русский танец»

8.

Бонончини Д. «Рондо»

Пятый класс (1 час в неделю)
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесыы:
Конец октября - контрольный урок

– 1 пьеса по нотам,

Середина декабря - контрольный урок – 1 пьеса наизусть,
Начало марта - контрольный урок

– 1 пьеса по нотам,

Апрель - зачет

– 1 пьеса наизусть.

Пьесы для дуэта балалаек и фортепиано:
1.

Авксеньтьев В. «Барыня»

2.

Авксеньтьев В. «От села до села»

3.

Панин В. Музыкальный момент

4.

«Ой, да ты, калинушка». Русская народная песня. Обр. А.Шалова
5. «Научить ли тя, Ванюша». Обр. Г.Андрюшенкова.
6. Андреев В. «Листок из альбома»
7. Мийо Д. «Романс»
8. Хачатурян А. «Танец девушек» из балета «Гаянэ»

Шестой класс (2 часа в неделю)
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Конец октября - контрольный урок

– 1 пьеса по нотам,

Середина декабря - контрольный урок – 1 пьеса наизусть,
Начало марта - контрольный урок

– 1 пьеса по нотам,

Апрель - зачет

– 1 пьеса наизусть.

Пьесы для дуэта балалаек и фортепиано:

1.

«Заиграй же мне, дударочку». Русская народная песня. Обр. В.

Котельникова
2.

Шуть В. «Кукушкина частушка»

3.

«Час да по часу». Обр. Русской народной песни П. Барчунова

4.

«Ты раздолье моё». Обр. Русской народной песни С. Василенко

5.

Керн Дж. «Дым»

Пьесы для унисона балалаечников:
1.

Дитель В. «Коробейники». Обр. русской народной песни

2.

«Во лесочке комарочков много уродилось». Обр. В.Глейхмана

3.

Шуман Р. «Цыганский танец»

4.

Мошковский М. «Испанский танец»

5.

Дворжик А. «Юмореска»

Пьесы для дуэта балалайка и гитары:
1.

Городовская В. «Памяти Есенина»

2.

Шостакович Д. Романс из кинофильма «Овод»

3.

«Жёлтый лист». Обр. Русской народной песни В.Иванова

4.

«Ходил комар по лугу». Обр. Русской народной песни В. Бубнова

5.

Барток Б. «Румынские народные танцы»
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы является приобретение обучающимися

следующих знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства:
- развитие интереса у обучающихся к музыкальному искусству в целом;
- реализацию в ансамбле индивидуальных практических навыков игры на
инструменте, приобретенных в классе по специальности;
- приобретение особых навыков игры в музыкальном коллективе (ансамбль,
оркестр);
- развитие навыка чтения нот с листа;
- развитие навыка транспонирования, подбора по слуху;

- знание репертуара для ансамбля;
- наличие навыков репетиционно-концертной работы

в качестве члена

музыкального коллектива;
- повышение мотивации к продолжению профессионального обучения на
инструменте.

IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Основными видами контроля успеваемости являются:


текущий контроль успеваемости учащихся



промежуточная аттестация



итоговая аттестация
Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины,

выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних
занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер.
Текущий

контроль

осуществляется

регулярно

преподавателем,

оценки

выставляются в журнал и дневник учащегося. При оценивании учитывается:
- отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;
- качество выполнения предложенных заданий;
- инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во
время домашней работы;
- темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четверные
оценки.
Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который
проводится преподавателем, ведущим предмет.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося
и степень освоения им учебных задач на определенном этапе. Наиболее
распространенными формами промежуточной аттестации являются контрольные
уроки, проводимые с приглашением комиссии, зачеты, академические концерты,
технические зачеты, экзамены.
Каждая форма проверки (кроме переводного экзамена) может быть как
дифференцированной (с оценкой), так и недифференцированной.
При оценивании обязательным является методическое обсуждение,
которое должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать
степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития
ученика.
Участие

в

конкурсах

может

приравниваться

к

выступлению

на

академических концертах и зачетах. Переводной экзамен является обязательным
для всех.
Переводной экзамен проводится в конце каждого учебного года,
определяет качество освоения учебного материала, уровень соответствия с
учебными задачами года.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации
проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени,
предусмотренного на предмет «Ансамбль». Экзамены проводятся за пределами
аудиторных учебных занятий, то есть по окончании проведения учебных занятий
в учебном году, в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации.
К экзамену допускаются учащиеся, полностью выполнившие все учебные
задания.
По завершении экзамена допускается его пересдача, если обучающийся
получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи
экзамена

определены

в

локальном

акте

образовательного

учреждения

«Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации
обучающихся».
1. Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств,
которые

включают

в

себя

методы

контроля,

позволяющие

оценить

приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По

итогам

исполнения

программы

на

зачете,

академическом

прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Таблица 4
Оценка
5 («отлично»)

Критерии оценивания выступления
технически

качественное

осмысленное

исполнение,

и

художественно

отвечающее

всем

требованиям на данном этапе обучения
4 («хорошо»)

отметка

отражает

грамотное

исполнение

с

небольшими недочетами (как в техническом
плане, так и в художественном)
3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а
именно: недоученный текст, слабая техническая
подготовка, малохудожественная игра, отсутствие
свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс

недостатков,

причиной

которых

является отсутствие домашних занятий, а также
плохой посещаемости аудиторных занятий
«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является
основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного
заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть

дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить
выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень
готовности

учащихся

выпускного

класса

к

возможному

продолжению

профессионального образования в области музыкального искусства.

V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
В отличие от другого вида коллективного музицирования - оркестра, где
партии,

как правило, дублируются, в ансамбле каждый голос солирующий,

выполняет свою функциональную роль. Регулярные домашние занятия
позволяют выучить наиболее сложные музыкальные фрагменты до начала
совместных репетиций. Согласно учебному плану, как в обязательной, так и в
вариативной части объем самостоятельной нагрузки по предмету «Ансамбль»
составляет 1 час в неделю.
Педагогу по ансамблю можно рекомендовать частично составить план
занятий с учетом времени, отведенного на ансамбль для

индивидуального

разучивания партий с каждым учеником. На начальном этапе в ансамблях из
трех и более человек рекомендуется репетиции проводить по два человека,
умело сочетать и чередовать состав. Также можно предложить использование
часов, отведенных на консультации, предусмотренные учебным планом.
Консультации проводятся с целью подготовки учеников к контрольным урокам,
зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям, по
усмотрению учебного заведения.
Педагог должен иметь в виду, что формирование ансамбля

иногда

происходит в зависимости от наличия конкретных инструменталистов в данном
учебном заведении. При определенных условиях допустимо участие в одном
ансамбле учеников разных классов (младшие – средние, средние – старшие). В

данном случае педагогу необходимо распределить партии в зависимости от
степени подготовленности учеников.
В целях расширения музыкального кругозора и развития навыков чтения
нот с листа желательно знакомство учеников с большим числом произведений,
не доводя их до уровня концертного выступления.
На начальном этапе обучения важнейшим требованием является ясное
понимание учеником своей роли

и значения своих партий в исполняемом

произведении в ансамбле.
Педагог должен обращать внимание на настройку инструментов,
правильное

звукоизвлечение,

согласованность,

ритмическую

сбалансированную

динамику,

слаженность

четкую,

и

штриховую
ясную

схему

формообразующих элементов.
При выборе репертуара для различных по составу ансамблей педагог
должен стремиться к тематическому разнообразию,

обращать внимание на

сложность материала, ценность художественной идеи, качество инструментовок
и переложений для конкретного состава, а также
инструментов,

на

фактурные

составленная

программа,

возможности

профессионально,

на сходство диапазонов

данного

состава.

творчески

Грамотно

выполненная

инструментовка - залог успешных выступлений.
В звучании ансамбля немаловажным моментом является размещение
исполнителей (посадка ансамбля). Оно должно исходить от акустических
особенностей инструментов, от необходимости музыкального контактирования
между участниками ансамбля.
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию,
обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания,
после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После
каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать,
чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно
самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно,
чтобы партнеры по ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие

намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые
моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также
звукового баланса между исполнителями.

VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы
1.

Учебная литература
Ансамбли струнных народных инструментов различных составов
1.

Азбука домриста Тетрадь 1. Составитель Дьяконова И. М., 2004

2.

Азбука домриста Тетрадь 2. Составитель Дьяконова И. М., 2004

3.

Азбука домриста (трехструнная домра). Младшие классы ДМШ.

Составитель Разумеева Т. М., 2006
4.

Ансамбли для русских народных инструментов. Составитель Шалов

А. и Ильин А. Л., 1964
5.

Ансамбли русских народных инструментов. Вып. 4. М., 1973

6.

Ансамбли русских народных инструментов в музыкальной школе.

Составитель Дьяконова И. М., 1995
7.

«Ансамбли русских народных инструментов». И. Обликин. Дуэты,

трио, квартеты домр. Вып.1. М., 2004
8.

«Балалайка и домра». Часть 1. Составители Котягина Н. и Котягин

А. С.-П., 1999
9.

«Балалайка и домра». Часть 2. Составители Котягина Н. и Котягин

А. С.-П., 1999
10.

Городовская В. Пьесы для ансамблей малых домр в сопровождении

фортепиано. Составитель Тарасова Г. М., 1999
11.

Джулиани М. Концертный дуэт для домры и гитары. С-П., 2000

12.

Дуэты. Под редакцией Фортунатова К. М., 1972

13.

Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка

домриста №2. Тетрадь 3. 4-5 классы музыкальной школы. Ансамбли.
Составитель Чунин В. М., 2004
14.

Играют ансамбли русских народных инструментов. Вып. 1. 1980

15.

«Играем

вместе»

Пьесы

для

балалайки

в

сопровождении

фортепиано и дуэта домра - балалайка учащихся ДМШ. Составители
Бурдыкина Н. и Сенин И. Вып. 1. М., Аллегро, 2008
16.

«Играем вместе» Пьесы для домры в сопровождении фортепиано и

ансамблей для учащихся ДМШ, ДШИ. Составители Бурдыкина Н. и
Сенин И. Вып. 2. М., Аллегро, 2012
17.

«Играем вместе» Пьесы для ансамблей народных инструментов.

ДМШ. М., 2005
18.

Играет дуэт «БИС». Пьесы для дуэта домра – балалайка. М., 2002

19.

Избранные произведения для смешанных ансамблей русских

народных инструментов. Вып. 13. М.. 1970
20.

Избранные произведения для смешанных ансамблей русских

народных инструментов. М., 1983
21.

Из репертуара квартета русских народных инструментов. « Сказ».

М., 1979
22.

Инструментальные ансамбли для русских народных инструментов.

Вып .1. М., 1972
23.

Инструментальные ансамбли. М., 1978

24.

Инструментальные ансамбли. Вып. 2. М., 1973

25.

Инструментальные ансамбли. Составитель Гевиксман В. М.,1973

26.

«Легкие дуэты». Составитель Ногарева Ю. С-П., 1999

27.

Меццакапо Е. Пьесы для домры. С-П., 2002

28.

Напевы звонких струн. Вып. 1. М., 1980

29.

Напевы звонких струн. Вып. 2. М., 1981

30.

Напевы звонких струн. Вып. 3. М., 1982

31.

« От соло до квартета» Пьесы для малой

домры в ансамбле с

альтовой домрой, гитарой, баяном. Составитель Потапова А. С-П., 2005

32.

Педагогический репертуар для ансамблей. Вып.1. Составитель и

редакция Лачинова А. и Розанова В. М., 1966
33.

Педагогический репертуар для

ансамблей. Вып.2. Составитель

Розанов В. М., 1966
34.

Педагогический репертуар домриста (трехструнная домра). III- V

классы ДМШ. Вып. 2. М..1977
35.

Педагогический репертуар домриста (трехструнная домра). 1-2

классы ДМШ. Вып.3. Составитель Александров А. М., 1981
36.

Педагогический репертуар домриста (трехструнная домра). 1-2

классы ДМШ. Вып.4 Составитель Александров А. М., 1981
37.

Педагогический репертуар для ансамблей домры и гитары. Средние

классы ДМШ и ДШИ. Составители Потапова А., Донских В. С-П., 2002
38.

Произведения зарубежных композиторов. Переложение для скрипки

и гитары Возного В. С–П., 2007
39.

Произведения

зарубежных

и

отечественных

композиторов.

Переложения для трехструнной домры и фортепиано. Для старших
классов ДМШ. Составитель Потапова Л. К., 2010
40.

Пьесы для ансамблей балалаек. Составитель Розанов М. М., 1961

41.

Пьесы для ансамблей домр. Вып.1.Составитель Александров А. М.,

1961
42.

Пьесы для ансамблей домр. Вып.2. М., 1963

43.

Пьесы для ансамблей домр. Вып.3. М., 1964

44.

Пьесы для ансамблей народных инструментов. М.,1961

45.

Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 4. Л.,

1985
46.

Пьесы

для

ансамблей

народных

инструментов

Составитель

Болдырев И. М.,1962
47.

Пьесы для смешанных ансамблей. Вып.2. Составитель Мурзин В.

М., 1960
48.

1961

Пьесы для смешанных ансамблей. Вып.3. Составитель Гнутов В.

49.

Пьесы для смешанных ансамблей. Вып.4. Составитель Сорокин М.,

1963
50.

Пьесы для смешанных ансамблей. Вып.5. М.,1964

51.

Пьесы для смешанных ансамблей. Вып.6. М.,1965

52.

Пьесы для смешанных ансамблей. Вып.7. М.,1967

53.

Пьесы для ансамблей домр. Вып.3. М., 1964

54.

Пьесы для ансамблей смешанного состава. Вып. 6. М., 1965

55.

Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. М.,1963

56.

Пьесы для ансамблей русских народных инструментов.

Вып. 4.

М.,1985
57.

Пьесы для ансамблей домр в сопровождении фортепиано М., 2007

58.

Пьесы для домры и гитары ДМШ. С-П., 2004

59.

Пьесы для дуэта домр в сопровождении фортепиано. Составитель

Польдяев В.М.. 2010
60.

Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. М., 1963

61.

Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 1.

Смешанные ансамбли. М., 1966
62.

Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 5.

Пьесы для шестиструнных гитар. М., 1967
63.

Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 6.

Струнные ансамбли. М., 1966
64.

Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 7.

Струнные ансамбли. М., 1967
65.

Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 7.

Струнные ансамбли. М., 1967
66.

Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 8.

М., 1967
67.

Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып 11.

Ансамбли шестиструнных гитар. М., 1968
68.

Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 13.

Струнные ансамбли. М., 1970

69.

Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 16.

М., 1971
70.

Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 19

Смешанные ансамбли. Составитель Розанов В. М., 1972
71.

Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 24.

Смешанные ансамбли. Составитель Евдокимов В. М., 1974
72.

Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 26.

Составитель Гаврилов Л. М., 1975
73.

Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 27.

Составитель Розанов В. М., 1975
74.

Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 29.

Составитель Розанов В. М., 1977
75.

Русский народный ансамбль. М., 1972

76.

Сборник пьес. М., 1932

77.

Сборник произведений для инструментальных ансамблей. Л., 1960

78.

Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.2. М.,

1970
79.

Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.3. М.,

1972
80.

Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.4.М.,

1973
81.

Смешанные составы ансамблей русских народных инструментов.

Вып.5. М., 1974
82.

Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.7.

Составитель Викторов В., Нестеров В. М., 1976
83.

Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.8. М.,

1977
84.

Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.10. М.,

1980
85.
1981

Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.11. М.,

86.

Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.12. М.,

1982
87.

Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.19. М.,

1972
88.

Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.24. М.,

1974
89.

Хрестоматия для ансамблей. Вып. 1.

Составители

Лачинов А.,

Розанов В. М., 1965
90.

Хрестоматия домриста (трехструнная домра). ДМШ 1-3 классы.

Составитель Евдокимов В. М., 1989
91.

Хрестоматия домриста (трехструнная домра) ДМШ 4-5 классы.

Составитель Евдокимов В. М., 1990
92.

Хрестоматия для домры и фортепиано. Младшие классы ДМШ.

Составитель Быстрицкая Л. С-П., 2005
93.

Шелков Н. Сборник произведений

для инструментальных

ансамблей. М., 1960
94.

Шесть пьес для двух балалаек с фортепиано. Л., 1960

95.

Пивкин А. «Мордовские эскизы», изд. С., 2005

96.

Пивкин А. «Мордоский сувенир», изд С., 2006

97.

Пивкин А. «Пою тебе, Мордовия», изд. С., 2007

98.

Пивкин А. «Мордовский калейдоскоп», изд С., 2008

2. Нотная литература для переложений
1. Дуэты. Под редукцией Фортунатова К. М., 1967
2. Моцарт В. А. Дуэты для двух флейт. М.,1932
3. Пьесы для двух скрипок. Тетрадь 1. Составитель Захарьина Т. Л., 1966
4. Пьесы для двух скрипок. Тетрадь 2. Составитель Захарьина Т. Л., 1966
5. Песни и пьесы. Для мандолины и семиструнной гитары. Вып. 1. Составитель
Мурзин В. М.,1962

6. Песни и пьесы. Для мандолины и гитары. Вып. 2. Составитель Гнутов В.
М.,1963
7. Песни и пьесы. Для мандолины и гитары. Вып. 3. Составитель Мурзин В.
М.,1964
8. Торелли Дж. Концерт для двух скрипок. М., 1969
9. Феферман Б. 1 дуэтов для двух скрипок. Фрунзе, 1969
10. Пьесы советских композиторов для скрипичного ансамбля и фортепиано.
Переложение Лепилова Д. М., 1966
3. Ансамбли русских народных инструментов смешанного состава
1. Ансамбли русских народных инструментов. Вып. 4. М.,1973
2. Ансамбли русских народных инструментов. Вып. 5. М.,1974
3. Ансамбли русских народных инструментов. Вып. 6. М.,1975
4. Избранные произведения для смешанных ансамблей

русских народных

инструментов. М., 1983
5. Педагогический репертуар для ансамблей. Вып. 2. Составители Лачинов А.,
Розанов В. М., 1966
6. Педагогический репертуар для ансамблей. Вып. 3. Составители Лачинов А.,
Розанов В. М., 1968
7. Педагогический репертуар домриста (трехструнная домра)
8. Популярная музыка для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 1.
М.,1977
9. Популярная музыка для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 2.
М.,1979
10. Популярная музыка для ансамблей русских народных инструментов. Вып.3.
М.,1980
11. Популярная музыка для ансамблей русских народных инструментов. Вып.4.
М., 1981
12. Популярная музыка для ансамблей русских народных инструментов. Вып.7.
М., 1984
13. Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 4. Л., 1985

14. Пьесы для трио русских народных инструментов. Составитель Блинов Ю.
М., 1960
15. Пьесы для трио русских народных инструментов. Составитель Иванов Н. М.,
1961
16. Пьесы для трио русских народных инструментов. Составитель Тонин А. М.,
1962
17. Пьесы и песни для эстрадного ансамбля. Составитель Марьин А. М., 1962
18. Пьесы, народные песни и танцы. Вып. 1. Составитель Лондонов П. М., 1961
19. Пьесы, народные песни и танцы. Вып 2. Составитель Мурзин В. М., 1963
20. Пьесы, народные песни и танцы. Вып.3. Составитель Мурзин В. М., 1964
21. Пьесы, народные песни и танцы. Вып.4. Составитель М., 1965
22. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.1. М., 1963
23. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.7. М., 1967
24.Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.12. М., 1967
25. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.13. М., 1970
26. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.19. М., 1971
27. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 20. М., 1972
28. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 22. М., 1973
29. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 26.
Составитель Гаврилов Л.-М., 1975
30. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 27.
Составитель Розанов В. М., 1975
31. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 29.
Составитель Розанов В. М., 1977
32. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 30.
Составитель Гаврилов Л. М., 1978
34.

Репертуар

для

ансамблей

русских

народных

инструментов.

Вып.31.Составитель Гаценко А. М., 1978
35. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.32.
Составитель Розанов В. М., 1979

36. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.33.
Составитель Розанов В. М., 1981
37. Сборник произведений для инструментальных ансамблей. М., 1960
38. Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.1. 1969
39. Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.5. 1974
40. Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.8. 1974
50. Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.10. 1980
51. Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.11. 1981
52. Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.12. 1982

4. Методическая литература
1. Васильев Ю. Широков А. Рассказы о русских народных инструментах М.,
1986
2.

Демидов

А.

Вопросы

формирования

ансамбля

русских

народных

инструментов. Вопросы исполнительства на народных инструментах. Вып.1.СП., 2004
3. Имханицкий М. У истоков русской народной оркестровой культуры. М., 1987
4. Каргин А. Работа с самодеятельным оркестром русских народных
инструментов М., 1984
5. Максимов Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов. М., 1999
6. Методика обучения игре на народных инструментах. Составитель Говорушко
П. М., 1975
7. Оркестр русских народных инструментов и проблемы воспитания дирижера.
Сборник трудов. Вып. 85. Составитель Зиновьев В. М., 1986
8. Поздняков А. Работа дирижера с оркестром русских народных инструментов.
Методические указания для студентов – заочников отделений

народных

музыкальных инструментов высших учебных заведений и училищ. М.,1964
9. Попонов В. Русская народная инструментальная музыка. М.. 1984

10. Пересада А. Оркестры русских народных инструментов. Справочник. М.,
1985
11.

Ушенин

В.

Работа

со

смешанным

ансамблем русских

народных

инструментов в ВУЗе. Музыкальная педагогика и исполнительство на русских
народных инструментах М., 1984
12. Шишаков Ю. Инструментовка для русского народного оркестра. Учебное
пособие. М., 2005

5. Учебная литература для балалаечников
1. Альбом балалаечника. Вып. 1. ДМШ. Составители Иншаков И., Горбачев
А.М., 2004
2. Библиотека балалаечника. Русские народные песни. Вып. 6. М.,1958
3. Библиотека балалаечника. Русские народные песни. Вып. 8. М., 1958
4. Библиотека юного музыканта. Дуэты балалаек. Хрестоматия для 1-2 классов,
Л., 1991
5. Из репертуара народного артиста России Михаила Рожкова. Составитель
Шумидуб А. М., 1997
6. Илюхин А. Самоучитель игры на балалайке. М., 1971
7. Курченко А. «Детский альбом ля балалайки и фортепиано для учащихся ДМШ
и ДШИ». М., 2003
8. Произведения русских композиторов. Переложение для балалайки, ансамблей
и фортепиано. Составители Иншаков И., Горбачев А. М., 2007
9. Пьесы для дуэта балалаек и фортепиано. Составитель Андрюшенков Г. С- П.,
2003
10. Шалов А. Русские народные песни. Концертные обработки для дуэта
балалаек и фортепиано. М., 1994
11. Хрестоматия балалаечника. ДМШ 4-5 классы. Составители В. Зажигин, С.
Щегловитов. М., 1986

12. Хрестоматия балалаечника. ДМШ 3-5 классы. Составитель В. Глейхман. М.,
2007
13. Хрестоматия балалаечника. ДМШ 3-4 классы. Составители В. Авксентьев, Б.
Авксентьев, Е. Авксентьев. М., 1960


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».