Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 6»
городского округа Саранск
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
ПРОГРАММА
по учебному предмету
ПО.01.УП.02.АНСАМБЛЬ
(ГИТАРА)
Срок обучения 5(6),8(9)лет
Саранск 2016
1
«Одобрено»
«Утверждаю»
Методическим советом
МБУДО «ДМШ № 6» г.о. Саранск
Директор П.С.Еськин
«____» _______________ 20____ г.
«____» _______________ 20____ г.
дата рассмотрения
______________
(подпись)
дата утверждения
Разработчик – Сенькина Г.Н., преподаватель по классу гитары МБУДО
«ДМШ № 6»
Рецензент – Боронина О.П., заместитель директора
преподаватель по классу гитары, домры МБУДО «ДМШ № 6»
по
УВР,
Рецензент – Пивкин А.Е., председатель ПЦК «Инструментальное
исполнительство – инструменты народного оркестра» ГБПОУ РМ СМУ ИМ
Л.П.КИРЮКОВА, Заслуженный работник культуры Республики Мордовия,
член союза композиторов России
2
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
- Контрольные требования на разных этапах обучения;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Учебная литература;
3
- Нотная литература для переложений;
- Методическая литература
4
Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в
1.
образовательном процессе
Программа учебного предмета «Ансамбль» (гитара) разработана на
основе
и
с
учетом
федеральных
государственных
требований
к
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в
области музыкального искусства «Народные инструменты».
В общей системе профессионального музыкального образования
значительное
место
отводится
коллективным
видам
музицирования:
ансамблю, оркестру. В последние годы увеличилось число различных по
составу ансамблей: как учебных, так и профессиональных.
Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на
основе и параллельно с уже приобретенными знаниями в классе по
специальности.
Успешный опыт смешанных ансамблей должен основываться на
творческих контактах руководителя коллектива с преподавателями по
специальности.
Данная программа разработана для ансамбля гитар.
1. Срок реализации учебного предмета «Ансамбль»
Реализации данной программы осуществляется с 4 по 8 классы (по
образовательным программам со сроком обучения 8-9 лет) и со 2 по 5 классы
(по образовательным программам со сроком обучения 5-6 лет).
2. Объем
учебного
времени,
предусмотренный
учебным
планом
образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль»:
Таблица 1
Срок обучения -8 (9) лет
Класс
с 4 по 8
классы
9 класс
5
Максимальная учебная нагрузка (в часах)
330
132
Количество часов на аудиторные занятия
165
66
Количество часов на внеаудиторные
165
66
1
2
2-5 классы
6 класс
264
132
Количество часов на аудиторные занятия
132
66
Количество часов на внеаудиторные
132
66
1
2
занятия
Консультации (часов в неделю)
Таблица 2
Срок обучения - 5 (6) лет
Класс
Максимальная учебная нагрузка (в
часах)
занятия
Консультации
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к
контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим
мероприятиям по усмотрению учебного заведения.
3. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от
2 до 10 человек). Рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.
4. Цель и задачи учебного предмета
Цель:
• развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе
приобретенных
им
знаний,
умений
и
навыков
в
области
ансамблевого исполнительства.
Задачи:
• стимулирование
развития
эмоциональности,
памяти,
мышления,
воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
6
• формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков,
необходимых для ансамблевого музицирования;
•
расширение кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым
репертуаром;
•
решение
коммуникативных
задач
(совместное
творчество
обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие,
умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать
игру друг друга);
•
развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле),
артистизма и музыкальности;
•
обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с
листа в ансамбле;
•
приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и
публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;
•
формирование у наиболее одаренных выпускников
профессионального исполнительского комплекса пианиста-солиста
камерного ансамбля. Учебный предмет «Ансамбль» (гитара)
неразрывно связан с учебным предметом
«Специальность», а также со всеми предметами дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной
программы
в
области
искусства "Народные инструменты”.
Предмет
«Ансамбль»
(гитара)
расширяет границы
творческого
общения инструменталистов - народников с учащимися других отделений
учебного заведения, привлекая к сотрудничеству флейтистов, ударников,
пианистов и исполнителей на других инструментах. Ансамбль может
выступать в роли сопровождения солистам-вокалистам академического или
народного пения, хору, а также принимать участие в театрализованных
спектаклях фольклорных ансамблей.
Занятия в ансамбле - накопление опыта коллективного музицирования,
ступень для подготовки игры в оркестре.
7
5. Обоснование структуры учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
6. Методы обучения
Выбор методов обучения по предмету «Ансамбль» зависит от:
• возраста учащихся;
• их индивидуальных способностей;
• от состава ансамбля;
• от количества участников ансамбля.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
-
словесный (рассказ, объяснение);
-
метод показа;
-
частично - поисковый (ученики участвуют в поисках решения
поставленной задачи).
Предложенные методы работы с ансамблем народных инструментов в
рамках
предпрофессиональной
образовательной
программы
являются
наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и зада
учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся
традициях ансамблевого исполнительства на гитаре.
7. Описание материально - технических условий реализации учебного
8
предмета «Ансамбль» (гитара)
Материально - техническая база образовательного учреждения должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны
труда.
В образовательном учреждении с полной комплектацией учеников по
всем народным инструментам должно быть достаточное количество
высококачественных инструментов, а также должны быть созданы условия
для их содержания, своевременного обслуживания и ремонта.
II. Содержание учебного предмета
Основные составы ансамблей, наиболее практикуемые в детских
школах искусств - дуэты, трио. Реже - квартеты, квинтеты и т. д.
Ансамбли могут быть составлены как из однородных инструментов,
(только из домр, балалаек, баянов, гитар, гуслей), так и из различных групп
инструментов, куда могут входить домра, баян и балалайка, гусли, гитара.
Инструментальный состав, количество участников в ансамбле могут
варьироваться.
Годовые требования (гитара)
Четвертый класс (1 час в неделю)
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Октябрь -зачет-
1 пьеса по нотам;
Декабрь –зачет-
1 пьеса наизусть;
Март –зачет-
1 пьеса по нотам;
Май -зачет-
1 пьеса наизусть.
Пьесы для дуэта гитар:
1.Кюффнер Й. «Пьеса»
2.Карулли Ф. «Маленькая пьеса для дуэта гитар»
3.Франкин А. «Танец»
4.Каркасси М. «Аллегретто». Обр. О. Зубченко
Пьесы для трио гитар:
9
1.Ерзунов В. «Веселая полька»
2.Рокамора М. «Мазурка». Обр. В. Колосова
3.«В низенькой светелке». Русская народная песня. Обр. А. ИвановаКрамского
4.«Мазурка». Польский народный танец. Обр. Л. Шумеева
Пьесы для квартета гитар:
1.Ерзунов В. «Полька»
2.Карулли Ф. «Ларгетто»
3.Кюффнер Й. «Полонез»
Пятый класс (1 час в неделю)
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Октябрь -зачет-
1 пьеса по нотам;
Декабрь –зачет-
1 пьеса наизусть;
Март –зачет-
1 пьеса по нотам;
Май -зачет-
1 пьеса наизусть.
Пьесы для дуэта гитар:
1.Ерзунов В. «Напев»
2.Карулли Ф. «Анданте»
3.Фортеа Д. «Вальс». Обр. О. Зубченко
4.Рамирес А. «Странники». Аранж. В. Калинина
Пьесы для трио гитар:
1.Речменский Н. «Кукушка»
2.Ерзунов В. «Мазурка»
3.«Чтой-то звон». Русская народная песня. Обр. В. Калинина
4. «Скамеечка». Мексиканская народная песня. Обр. В. Калинина
Пьесы для квартета гитар:
1.«Перепелочка». Белорусская народная песня. Обр. Е. Русанова
10
2.«Ой, да ты, калинушка». Русская народная песня. Обр. А. Холминова
3.«Санта Лючия». Итальянская народная песня. Обр. В. Колосова
Шестой класс (1 час в неделю)
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Октябрь -зачет-
1 пьеса по нотам;
Декабрь –зачет-
1 пьеса наизусть;
Март –зачет-
1 пьеса по нотам;
Май -зачет-
1 пьеса наизусть.
Пьесы для дуэта гитар:
1.Ерзунов В. «Дуэт»
2. «Андалузская народная мелодия». Обр. Ф. Пилси
3. Мертц Й. «Полька». Обр. Н. Ивановой-Крамской
4. «Чардаш». Венгерский народный танец. Обр. Н. Ивановой-Крамской
Пьесы для трио гитар:
1.«Красивое небо». Мексиканская народная песня. Обр. В. Калинина
2.Гладков Г. «Песенка друзей»
3.Ерзунов В. «Тарантелла»
4.Карулли Ф. «Менуэт»
Пьесы для квартета гитар:
1.Амброзиус Х. «Сюита G-dur» 1 часть
2.Кюффнер Й. «Полонез»
3.«Румба». Обр. Колосова В.
Седьмой класс (1 час в неделю)
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Октябрь -зачет-
1 пьеса по нотам;
Декабрь –зачет-
1 пьеса наизусть;
Март –зачет-
1 пьеса по нотам;
11
Май -зачет-
1 пьеса наизусть.
Пьесы для дуэта гитар:
1.Калинин В. «Серенада»
2.Ерзунов В. «Бриз»
3.«Выйду ль я на реченьку». Русская народная песня. Обр. Е. Ларичева
4.Молинаро С. «Сальтарелло»
Пьесы для трио гитар:
1.Даргомыжский А. «Ванька и Танька». Обр. Н. Ивановой-Крамской
2.«Веселый марш». Обр. австрийского танца Н. Ивановой-Крамской
3.Калль Л. «Менуэт»
4.«Утушка луговая». Русская народная песня. Обр. А. Иванова-Крамского
Пьесы для квартета гитар:
1.«Песни и танцы народов мира» сюита 1, 2, 3 часть. Пер. К. Доменикони
2.Поврозняк В. «Весенний вальс»
3.Кабалевский Д. «Серенада». Обр. В. Колосова
Восьмой класс (1 час в неделю)
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Октябрь -зачет-
1 пьеса по нотам;
Декабрь –зачет-
1 пьеса наизусть;
Март –зачет-
1 пьеса по нотам;
Май -зачет-
1 пьеса наизусть.
Пьесы для дуэта гитар:
1.Речменский Н. «Серенада»
2.Сор Ф. «Вальс»
3.Новиков А. «Эх, дороги». Пер. В. Гуркина
4.Грибоедов А. «Вальс». Пер. В. Колосова
12
Пьесы для трио гитар:
1.Ерзунов В. «Караван»
2.Рамо Ж.Ф. «Тамбурин». Пер. Н. Ивановой-Крамской
3.Теодоракис М. «Сиртаки». Пер. Г. Ларичевой
4. «Выйду ль я на реченьку». Обр. В. Ерзунова
Пьесы для квартета гитар:
1.«Харабе». Мексиканский народный танец. Обр. В.Гуркина
2.Граупнер Г. «Бурре». Пер. Г. Фетисова
3.Ерзунов В. «Зеленый островок»
Девятый класс (2 часа в неделю)
В течение года ученики должны сыграть 2-3 пьесы
Апрель-зачет-
1 пьеса наизусть
Пьесы для дуэта гитар:
1.Карулли Ф. «Рондо»
2.Боккерини Л. «Менуэт». Пер. В. Гуркина
3.Сор Ф. «Старинный испанский танец»
4.«Аргентинская мелодия». Обр. М.Л. Анидо
Пьесы для трио гитар:
1.Бах И.С. «Гавот». Пер. А. Иванова-Крамского
2.Кречмар В. «Пастораль»
3.Калль Л. «Рондо»
4.Свиридов Г. «Отзвуки вальса». Пер. О. Зубченко
Пьесы для квартета гитар:
1.Морено-Торроба «Восход»
2.Ерзунов В. «Быстрый танец»
3.«За реченькой диво». Обр. Л. Шумеева
13
Срок обучения – 5 (6)лет
Годовые требования (гитара)
Второй класс (1 час в неделю)
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Октябрь -зачет-
1 пьеса по нотам;
Декабрь –зачет-
1 пьеса наизусть;
Март –зачет-
1 пьеса по нотам;
Май -зачет-
1 пьеса наизусть.
Пьесы для дуэта гитар:
1.Каркасси М. «Аллегретто». Обр. О.Зубченко
2.Дюарт Дж. «Ковбои»
3.Карулли Ф. «Фугетта»
4.Ерзунов В. «Дуэт»
Пьесы для трио гитар:
1.«Ты пойди, моя коровушка, домой». Обр. А. Иванова- Крамского
2.«Санта Лючия». Итальянская народная песня. Обр. В.Калинина
3.Ерзунов В. «Марш»
4.«Эксодус». Аранж. Калинина В.
Пьесы для квартета гитар:
1.«Песни и танцы народов мира» сюита 1, 2, 3, часть. Пер. Доменикони
2.«Колыбельная». Обр. О.Лукьянчикова
3.Поврозняк В. «Весенний вальс»
Третий класс (1 час в неделю)
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Октябрь -зачет-
1 пьеса по нотам;
Декабрь –зачет-
1 пьеса наизусть;
14
Март –зачет-
1 пьеса по нотам;
Май -зачет-
1 пьеса наизусть.
Пьесы для дуэта гитар:
1.Джулиани М. «Аллегро». Пер. О. Зубченко
2.Зубченко О. «Прелюд – мимолетность»
3.Персел Г. «Рондо»
4.«Встану, встану я раненько». Русская народная песня. Обр. А. ИвановаКрамского
Пьесы для трио гитар:
1.Роч П. «Хабанера»
2.«Креольский вальс». Неизвестный автор. Аранж. В. Калинина
3.Грибоедов А. «Вальс». Пер. А. Иванова-Крамского
4.«Ой, да ты, калинушка». Русская народная песня. Обр. А. Холминова
Пьесы для квартета гитар:
1.«Колыбельная». Русская народная песня. Обр. О. Лукьянчикова
2.Бах И.С. «Сарабанда». Обр. Покалюхина А.
3.Пьерант Дж. «Колокольчики»
Четвертый класс (1 час в неделю)
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Октябрь -зачет-
1 пьеса по нотам;
Декабрь –зачет-
1 пьеса наизусть;
Март –зачет-
1 пьеса по нотам;
Май -зачет-
1 пьеса наизусть.
Пьесы для дуэта гитар:
1.«Русская частушка». Обр. О. Гамаюнов
2.Семензато Д. «Шоро»
15
3.Джулиани М. «Ручеек»
4.Гомес В. «Романс»
Пьесы для трио гитар:
1.Поплянова Е. «Милонга»
2.Шуберт Ф. «Аве Мария». Аранж. В. Калинина
3.«Аргентинское танго». Аранж. В. Калинина
4.Кюффнер Й. «Марш»
Пьесы для квартета гитар:
1.Петров А. «Вальс». Обр. А. Матяева
2.Теодоракис М. «Сиртаки». Пер. Г. Ларичевой
3.Бах И.С. «Гавот». Пер. А. Иванова-Крамского
Пятый класс (1 час в неделю)
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Октябрь -зачет-
1 пьеса по нотам;
Декабрь –зачет-
1 пьеса наизусть;
Март –зачет-
1 пьеса по нотам;
Май -зачет-
1 пьеса наизусть.
Пьесы для дуэта гитар:
1.Молинаро С. «Сальтарелло»
2.«Утушка луговая». Русская народная песня. Обр. А. Иванова-Крамского
3.Моццани Л. «Полька». Пер. А. Иванова-Крамского
4.Назарет Э. «Утреннее танго»
Пьесы для трио гитар:
1.Мюллер З. «Анданте»
2.Шостакович Д. «Романс». Аранж. В. Калинина
3.Лепин А. «Мексиканский танец». Аранж. В. Калинина
4.Кюффнер Й. «Полонез»
16
Пьесы для квартета гитар:
1.Ерзунов В. «Зеленый островок»
2.Вивальди А. «Анданте». Обр. Л. Шумеева
3.Ребиков В. «Вальс». Обр. Ф. Миренского
Шестой класс (2 часа в неделю)
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Октябрь -зачет-
1 пьеса по нотам;
Декабрь –зачет-
1 пьеса наизусть;
Март –зачет-
1 пьеса по нотам;
Май -зачет-
1 пьеса наизусть.
Пьесы для дуэта гитар:
1.Пернамбуко Ж. «Бразильский танец»
2.Чазаретта А. «Аргентинский вальс»
3.Ерзунов В. «У камина»
4.Карулли Ф. «Рондо»
Пьесы для трио гитар:
1.Лайе Ж.Б. «Куранта». Аранж. В. Калинина
2.Веласкес К. «Ты – это счастье». Аранж. В. Калинина
3.Мюллер З. «Аллегро»
4.«Малагенья». Мексиканская народная мелодия. Аранж. Калинина В.
Пьесы для квартета гитар:
1.«Кубинский танец». Обр. Г. Фетисова
2Ирадье С. «Голубка». Обр. В. Колосова
3.«Харабе». Мексиканский народный танец. Обр. В. Гуркина
17
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом
освоения
программы
является
приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков в области
ансамблевого исполнительства:
- развитие интереса у обучающихся к музыкальному искусству в целом;
реализацию в ансамбле индивидуальных практических навыков игры на
инструменте, приобретенных в классе по специальности;
-
приобретение особых навыков игры в музыкальном коллективе
(ансамбль, оркестр);
-
развитие навыка чтения нот с листа;
-
развитие навыка транспонирования, подбора по слуху;
-
знание репертуара для ансамбля;
-
наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве члена
музыкального коллектива;
-
повышение мотивации к продолжению профессионального обучения
на инструменте.
IV.Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма,
содержание Основными видами контроля
успеваемости являются:
•
текущий контроль успеваемости учащихся
•
промежуточная аттестация
•
итоговая аттестация
Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины,
выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних
занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий
характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем,
оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. При оценивании
учитывается:
-
отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;
18
-
качество выполнения предложенных заданий;
-
инициативность и проявление самостоятельности как на уроке,
так и во время домашней работы;
-
темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четверные
оценки.
Особой формой текущего контроля является контрольный урок,
который проводится преподавателем, ведущим предмет.
Промежуточная
аттестация
определяет
успешность
развития
учащегося и степень освоения им учебных задач на определенном этапе.
Наиболее
распространенными
формами
промежуточной
аттестации
являются контрольные уроки, проводимые с приглашением комиссии,
зачеты, академические концерты, технические зачеты, экзамены.
Каждая форма проверки (кроме переводного экзамена) может быть как
дифференцированной (с оценкой), так и недифференцированной.
При оценивании обязательным является методическое обсуждение,
которое должно
носить рекомендательный,
аналитический
характер,
отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и
темп развития ученика.
Участие в конкурсах может приравниваться к выступлению на
академических
концертах
и
зачетах.
Переводной
экзамен
является
обязательным для всех.
Переводной экзамен проводится в конце каждого учебного года,
определяет качество освоения учебного материала, уровень соответствия с
учебными задачами года.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации
проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени,
предусмотренного на предмет «Ансамбль» (гитара). Экзамены проводятся за
пределами аудиторных учебных занятий, то есть по окончании проведения
учебных
занятий
в
учебном
году,
в
рамках
промежуточной
(экзаменационной) аттестации.
19
К экзамену допускаются учащиеся, полностью выполнившие все
учебные задания.
По
завершении
экзамена
допускается
его
пересдача,
если
обучающийся получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и
повторной сдачи экзамена определены в локальном акте образовательного
учреждения «Положение о текущем контроле знаний и промежуточной
аттестации обучающихся».
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств,
которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить
приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании
или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Таблица 4
Оценка
Оценка «5+»
Критерии оценивания выступления
Ставится за неординарно яркое, артистичное,
технически совершенное исполнение программы,
сложность которой превышает требования
программы ДМШ. В интерпретации произведений
должны присутствовать высокая стилистическая
культура и творческая индивидуальность
исполнителя.
Оценка «5»
Ставится за артистичное, технически качественное,
продуманное и прослушанное исполнение
программы, соответствующей требованиям III и II
уровней обучения. В интерпретации произведений
должны присутствовать стилистическая культура и
культура владения инструментом, ясное понимание
20
художественного замысла композитора.
Оценка «5-»
Ставится за артистичное, стилистически грамотное
и
прослушанное
незначительными
исполнение
программы
погрешностями
с
технического
характера (связанными с волнением или природным
несовершенством
интерпретации
игрового
аппарата).
произведений
В
допускаются
недочёты, не нарушающие в целом основной
художественной
идеи.
Учащийся
должен
продемонстрировать достаточно высокую звуковую
культуру
и
индивидуальное
отношение
к
исполняемой музыке.
Оценка «4+»
Ставится за качественное, стабильное музыкальное
исполнение
программы,
не
отличающейся
технической
сложностью,
но
привлекающей
продуманной
сбалансированностью
и
стилистическим разнообразием произведений, а
также – заинтересованным отношением к их
исполнению. Оценка «4+» может быть поставлена
за достаточно техничное и музыкальное исполнение
сложной
программы,
при
наличии
моментов
звуковой и технической неаккуратности, а также –
погрешностей
стилистического
характера
(метроритмической неустойчивости).
Оценка «4»
Ставится за уверенное, осмысленное, достаточно
качественное исполнение программы умеренной
сложности, в котором более очевидна грамотная и
профессиональная работа преподавателя, нежели
самого
ученика.
Сложность
программы
II-III
уровень. Оценка «4» может быть также поставлена
21
за исполнение достаточно сложной программы,
если в исполнении присутствовали техническая
неряшливость и недостатки в культуре обращения с
инструментом
при
наличии
в
целом
ясного
понимания содержания исполняемых произведений.
Оценка «4-»
Ставится
за
отношении
ограниченное
исполнение
в
музыкальном
программы,
в
целом
соответствующей программным требованиям I-II
уровней обучения. Оценкой «4-« может быть
оценено выступление, в котором отсутствовала
исполнительская
достаточной
инициатива
стабильности
игры
при
наличии
и
наоборот.
Несмотря на допущенные погрешности, учащийся
всё-таки должен проявить в целом понимание
поставленных
перед
художественного,
так
ним
и
задач,
технического
как
плана,
владение основными исполнительскими навыками.
Оценка «3+»
Ставится за технически некачественную игру без
проявления
условии
исполнительской
исполнения
инициативы
при
произведений,
соответствующих программе класса. Оценкой «3+»
может быть оценена игра, в которой отсутствует
стабильность
исполнения,
но
просматривается
какая-то
исполнительская
инициатива,
выстроенность формы; оценка «3+» может быть
также поставлена за ограниченную в техническом и
художественном отношении игру при наличии
стабильности.
Оценка «3»
Ставится в случае исполнения учеником программы
заниженной сложности без музыкальной инициативы
22
и
должного
исполнительского
качества;
также
оценкой «3» оценивается достаточно музыкальная и
грамотная игра с остановками и многочисленными
исправлениями
при
условии
соответствия
произведений программным требованиям.
Оценка «3-»
Ставится в случае существенной недоученности
программы
(вследствие
незаинтересованного
отношения ученика к занятиям), исполнения не всех
требуемых произведений; оценкой «3-« может быть
оценена игра ученика с крайне неряшливым
отношением к тексту исполняемых произведений, а
также – технически несостоятельная игра.
Оценка «2»
Ставится в случае фрагментарного исполнения
произведений
программы
на
крайне
низком
техническом и художественном уровне; также – в
случае отказа выступать на экзамене по причине
невыученности программы.
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является
основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного
заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может
быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно
отметить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень
готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению
профессионального образования в области музыкального искусства.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
В отличие от другого вида коллективного музицирования - оркестра,
где партии, как правило, дублируются, в ансамбле каждый голос
23
солирующий, выполняет свою функциональную роль. Регулярные домашние
занятия позволяют выучить наиболее сложные музыкальные фрагменты до
начала
совместных
репетиций.
Согласно
учебному
плану,
как
в
обязательной, так и в вариативной части объем самостоятельной нагрузки по
предмету «Ансамбль» составляет 1 час в неделю.
Педагогу по ансамблю можно рекомендовать частично составить план
занятий с учетом времени, отведенного на ансамбль для индивидуального
разучивания партий с каждым учеником. На начальном этапе в ансамблях из
трех и более человек рекомендуется репетиции проводить по два человека,
умело
сочетать
и
чередовать
состав.
Также
можно
предложить
использование часов, отведенных на консультации, предусмотренные
учебным планом. Консультации проводятся с целью подготовки учеников к
контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим
мероприятиям, по усмотрению учебного заведения.
Педагог должен иметь в виду, что формирование ансамбля иногда
происходит в зависимости от наличия конкретных инструменталистов в
данном учебном заведении. При определенных условиях допустимо участие
в одном ансамбле учеников разных классов (младшие - средние, средние старшие). В данном случае педагогу необходимо распределить партии в
зависимости от степени подготовленности учеников.
В целях расширения музыкального кругозора и развития навыков
чтения нот с листа желательно знакомство учеников с большим числом
произведений, не доводя их до уровня концертного выступления.
На начальном этапе обучения важнейшим требованием является ясное
понимание учеником своей роли и значения своих партий в исполняемом
произведении в ансамбле.
Педагог должен обращать внимание на настройку инструментов,
правильное звукоизвлечение, сбалансированную динамику, штриховую
согласованность, ритмическую слаженность и четкую, ясную схему
формообразующих элементов.
При выборе репертуара для различных по составу ансамблей педагог
24
должен стремиться к тематическому разнообразию, обращать внимание на
сложность
материала,
ценность
художественной
идеи,
качество
инструментовок и переложений для конкретного состава, а также на
сходство диапазонов инструментов, на фактурные возможности данного
состава. Грамотно составленная программа, профессионально, творчески
выполненная инструментовка - залог успешных выступлений.
В звучании ансамбля немаловажным моментом является размещение
исполнителей (посадка ансамбля). Оно должно исходить от акустических
особенностей
инструментов,
от
необходимости
музыкального
контактирования между участниками ансамбля.
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию,
обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские
указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по
ансамблю. После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо
вновь репетировать,
чтобы
исправить
указанные
преподавателем
недостатки
в
игре.
Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника
ансамбля. Важно, чтобы партнеры по ансамблю обсуждали друг с другом
свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует
отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей
синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями.
VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы
1.Учебная литература
1. Джулиани М. Концертный дуэт для домры и гитары. С-П., 2000
2. Избранные произведения для смешанных ансамблей русских народных
инструментов. М., 1983
3. Из репертуара квартета русских народных инструментов. « Сказ». М.,
1979
4. Инструментальные ансамбли. М., 1978
5. Инструментальные ансамбли. Вып. 2. М., 1973
6. Инструментальные ансамбли. Составитель Гевиксман В. М.,1973
25
7. Напевы звонких струн. Вып. 1. М., 1980
8. Напевы звонких струн. Вып. 2. М., 1981
9. Напевы звонких струн. Вып. 3. М., 1982
10. « От соло до квартета» Пьесы для малой домры в ансамбле с альтовой
домрой, гитарой, баяном. Составитель Потапова А. С-П., 2005
11.Педагогический репертуар для ансамблей домры и гитары. Средние
классы ДМШ и ДШИ. Составители Потапова А., Донских В. С-П., 2002
12. Произведения зарубежных композиторов. Переложение для скрипки и
гитары Возного В. С-П., 2007
13.Пьесы для смешанных ансамблей. Вып.2. Составитель Мурзин В. М., 1960
14. Пьесы для смешанных ансамблей. Вып.3. Составитель Гнутов В. 1961
Пьесы для смешанных ансамблей. Вып.4. Составитель Сорокин М.,
15.
1963
16.
Пьесы для смешанных ансамблей. Вып.5. М. ,1964
17.
Пьесы для смешанных ансамблей. Вып.6. М.,1965
18.
Пьесы для смешанных ансамблей. Вып.7. М. ,1967
19.
Пьесы для домры и гитары ДМШ. С-П., 2004
20.
Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 5.
Пьесы для шестиструнных гитар. М., 1967
21.
Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 6.
Струнные ансамбли. М., 1966
22.
Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 7.
Струнные ансамбли. М., 1967
23.
Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 7.
Струнные ансамбли. М., 1967
24. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 8. М.,
1967
25. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып 11.
Ансамбли шестиструнных гитар. М., 1968
26.Сборник произведений для инструментальных ансамблей. Л., 1960
27.Хрестоматия для ансамблей. Вып. 1. Составители Лачинов А., Розанов
26
В. М., 1965
28.Шелков Н. Сборник произведений для инструментальных ансамблей. М.,
1960
2.Нотная литература для переложений
1.
Дуэты. Под редукцией Фортунатова К. М., 1967
2.
Моцарт В. А. Дуэты для двух флейт. М.,1932
3.
Пьесы для двух скрипок. Тетрадь 1. Составитель Захарьина Т. Л., 1966
4.
Пьесы для двух скрипок. Тетрадь 2. Составитель Захарьина Т. Л., 1966
5.
Песни и пьесы. Для мандолины и семиструнной гитары. Вып. 1.
Составитель Мурзин В. М.,1962
6.
Песни и пьесы. Для мандолины и гитары. Вып. 2. Составитель Гнутов
В. М.,1963
7.
Песни и пьесы. Для мандолины и гитары. Вып. 3. Составитель Мурзин
В. М.,1964
8.
Торелли Дж. Концерт для двух скрипок. М., 1969
9.
Феферман Б. 1 дуэтов для двух скрипок. Фрунзе, 1969
10. Пьесы
советских
композиторов
для
скрипичного
ансамбля
и
фортепиано. Переложение Лепилова Д. М., 1966
3.Методическая литература
1.
Васильев Ю. Широков А. Рассказы о русских народных инструментах
М., 1986
2.
Демидов А. Вопросы формирования ансамбля русских народных
инструментов. Вопросы исполнительства на народных инструментах.
Вып.1.С- П., 2004
3.
Имханицкий М. У истоков русской народной оркестровой культуры.
М., 1987
4.
Каргин А. Работа с самодеятельным оркестром русских народных
инструментов М., 1984
5.
Максимов Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов.
М., 1999
6.
Методика обучения игре на народных инструментах. Составитель
27
Говорушко П. М., 1975
7.
Оркестр русских народных инструментов и проблемы воспитания
дирижера. Сборник трудов. Вып. 85. Составитель Зиновьев В. М., 1986
8.
Поздняков А. Работа дирижера с оркестром русских народных
инструментов. Методические указания для студентов - заочников отделений
народных музыкальных инструментов высших учебных заведений и училищ.
М.,1964
9.
Попонов В. Русская народная инструментальная музыка. М.. 1984
10.
Пересада А. Оркестры русских народных инструментов. Справочник.
М., 1985
11.
Ушенин В. Работа со смешанным ансамблем русских народных
инструментов в ВУЗе. Музыкальная педагогика и исполнительство на
русских народных инструментах М., 1984
12.
Шишаков Ю. Инструментовка для русского народного оркестра.
Учебное пособие. М., 2005
28