Ансамбль (баян.аккордеон)

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 6»
городского округа Саранск

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
ПРОГРАММА
по учебному предмету
ПО.01.УП.02.АНСАМБЛЬ
(БАЯН, АККОРДЕОН)
Срок обучения 5(6) лет, 8(9) лет

Саранск 2016
1

«Одобрено»
Методическим советом
МБУДО «ДМШ № 6» г.о. Саранск

«Утверждаю»
Директор – П.С.Еськин
______________
(подпись)

«____» _______________ 20____ г.
дата рассмотрения

«____» _______________ 20____ г.
дата утверждения

Разработчик – Ляпина О.А., преподаватель по классу баяна МБУДО
«ДМШ № 6»
Рецензент – Костерина О.Г., заведующая отделением народных
инструментов, преподаватель по классу аккордеона МБУДО «ДМШ № 6»
Рецензент – Пивкин А.Е., председатель ПЦК «Инструментальное
исполнительство – инструменты народного оркестра» ГБПОУ РМ СМУ ИМ
Л.П.КИРЮКОВА, Заслуженный работник культуры Республики Мордовия,
член союза композиторов России
2

Структура программы учебного предмета

I.

Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II.

Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;

III.
IV.

Требования к уровню подготовки обучающихся
Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
- Контрольные требования на разных этапах обучения;

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI.

Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

-Учебная литература;
- Нотная литература;
- Методическая литература;

3

Пояснительная записка

I.

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с
учетом

федеральных

государственных

предпрофессиональной

требований

общеобразовательной

к

дополнительной

программе

в

области

музыкального искусства «Народные инструменты».
В общей системе

профессионального музыкального образования

значительное место отводится коллективным видам музицирования: ансамблю,
оркестру. В последние годы увеличилось число различных по составу
ансамблей: как учебных, так и профессиональных.
Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на
основе и параллельно с уже приобретенными знаниями в классе по
специальности. Смешанные ансамбли русских народных инструментов широко
распространяются в школьной учебной практике, так как не во всех
музыкальных

образовательных

учреждениях

имеются

большие

классы

струнных народных инструментов, составляющих основу оркестра.
Успешный опыт смешанных ансамблей должен основываться на
творческих контактах руководителя коллектива с преподавателями по
специальности.
Данная программа разработана для ансамбля баяна/аккордеона.
2. Срок реализации учебного предмета «Ансамбль»
Реализации данной программы осуществляется с 4 по 8 классы (по
образовательным программам со сроком обучения 8-9 лет) и с 3 по 5 классы (по
образовательным программам со сроком обучения 5-6 лет).
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль»:
Таблица 1
4

Срок обучения – 8 (9) лет
Класс

с 4 по 8

9 класс

классы
Максимальная учебная нагрузка (в часах)

330

132

(из обязательной
части)

Количество часов на аудиторные занятия

165

66

( из обязательной
части)

Количество часов на внеаудиторные занятия

165

66

(из обязательной
части)

Консультации (часов в неделю)

5

2
Таблица 2

Срок обучения – 5 (6) лет
Класс

с 2 по 5

6 класс

классы
Максимальная учебная нагрузка (в часах)

264

132

Количество часов на аудиторные занятия

132

66

Количество часов на внеаудиторные занятия

132

66

4

2

Консультации
Консультации

проводятся

с

целью

подготовки

обучающихся

к

контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим
мероприятиям по усмотрению учебного заведения.
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая
(от 2 до 10 человек). Рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.
5. Цель и задачи учебного предмета
Цель:
 развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе
приобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого
исполнительства.
5

Задачи:
 стимулирование

развития

эмоциональности,

памяти,

мышления,

воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
 формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков,
необходимых для ансамблевого музицирования;
 расширение кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым
репертуаром;
 решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся
разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться
в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
 развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле),
артистизма и музыкальности;
 обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с
листа в ансамбле;
 приобретение

обучающимися

опыта

творческой

деятельности

и

публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;
 формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального
исполнительского комплекса пианиста-солиста камерного ансамбля.
Учебный предмет «Ансамбль» неразрывно связан с учебным предметом
«Специальность»,

а

также

со

всеми

предметами

дополнительной

предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусства
"Народные инструменты".
Предмет

«Ансамбль»

расширяет

границы

творческого

общения

инструменталистов - народников с учащимися других отделений учебного
заведения, привлекая к сотрудничеству флейтистов, ударников, пианистов и
исполнителей на других инструментах. Ансамбль может выступать в роли
сопровождения солистам-вокалистам академического или народного пения,
хору, а также принимать участие в театрализованных спектаклях фольклорных
ансамблей.

6

Занятия в ансамбле – накопление опыта коллективного музицирования,
ступень для подготовки игры в оркестре.
6. Обоснование структуры учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Выбор методов обучения по предмету «Ансамбль» зависит от:
 возраста учащихся;
 их индивидуальных способностей;
 от состава ансамбля;
 от количества участников ансамбля.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, объяснение);
- метод показа;
- частично – поисковый (ученики участвуют в поисках решения поставленной
задачи).
Предложенные методы работы с ансамблем народных инструментов в
рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее
продуктивными при реализации поставленных целей и зада учебного предмета
7

и

основаны

на

проверенных

методиках

и

сложившихся

традициях

ансамблевого исполнительства на русских народных инструментах.
8. Описание материально – технических условий реализации учебного
предмета «Ансамбль»
Материально – техническая база образовательного учреждения должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны
труда.
В образовательном учреждении с полной комплектацией учеников по
всем

народным

инструментам

должно

быть

достаточное

количество

высококачественных оркестровых русских народных инструментов, а также
должны

быть

созданы

условия

для

их

содержания,

своевременного

обслуживания и ремонта.

II. Содержание учебного предмета
Основные составы ансамблей, наиболее практикуемые в детских школах
искусств - дуэты, трио. Реже – квартеты, квинтеты и т. д.
Ансамбли могут быть составлены

как из однородных инструментов,

(баянов, аккордеонов), так и из различных групп инструментов, куда могут
входить домра, баян, аккордеон, балалайка, гитара.
Инструментальный состав, количество

участников в ансамбле могут

варьироваться.
Варианты возможных составов ансамблей:
1. Однородные составы:
1.1. Дуэты
 Дуэт баянистов– баян I, баян II;
 Дуэт аккордеонистов - аккордеон I,аккордеон – II.
1.2. Трио

8

 Трио баянистов – баян I , баян II , баян III;
 Трио аккордеонистов - аккордеон I, аккордеон II, аккордеон III;
1.3. Квартеты
 Квартет баянистов – баян I ,баян II, баян III, баян IV;
 Квартет аккордеонистов – аккордеон

I, аккордеон II, аккордеон III,

аккордеон IV;

1.4. Квинтеты
 Квинтет

баянистов

–

(при

наличии

в

школе

соответствующих

инструментов) – баян I, баян II, баян альт, баян тенор, баян бас;
 Квинтет аккордеонистов – аккордеон I, аккордеон II, аккордеон III,
аккордеон IV, аккордеон V;
1.5. Секстеты
 Секстет баянистов (при наличии в школе соответствующих инструментов) –
сопрано I, сопрано II, баян альт, баян тенор, баян бас, баян контрабас;
Соответственно по принципу прибавления еще одного инструмента
формируются секстет аккордеонистов.

1.

Сведения о затратах учебного времени,

предусмотренного на

освоение учебного предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную
нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Срок обучения – 8 (9) лет
Аудиторные занятия: с 4 по 8 класс – 1 час в неделю, в 9 классе – 2 часа.
Самостоятельные занятия: с 4 по 9 класс – 1 час в неделю.
9

Срок обучения – 5 (6) лет
Аудиторные занятия: со 2 по 5 класс – 1 час в неделю, в 6 классе – 2 часа
в неделю.
Самостоятельные занятия: со 2 по 6 класс – 1 час в неделю.
Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом
сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- подготовка к концертным выступлениям;
- посещение

учреждений

культуры

(филармоний,

театров,

концертных залов и др.);
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и
культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения
и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам.
Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени,
предусмотренный для освоения учебного материала.
2. Требования по годам обучения
В ансамблевой игре так же, как
требуются

определенные

и в сольном исполнительстве,

музыкально-технические

навыки

владения

инструментом, навыки совместной игры, такие, как:
 сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного
творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в
ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию
исполнительского замысла;
 навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого
исполнительства,

обусловленных

художественным

содержанием

и

особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

10

Срок обучения – 8 (9) лет
Годовые требования (баян,аккордеон)
Четвертый класс (1 час в неделю)
В

течение

года

ученики

Октябрь- контрольный урок –

должны

сыграть

4

пьесы.

1 пьеса по нотам,

Декабрь –академический зачет - 1 пьеса наизусть,
Март - контрольный урок – 1 пьеса по нотам.
Май-экзамен(зачет)-1 пьеса наизусть
Пьесы для дуэта баянов/аккордеонов:
1.Е.Быков.Обраб. украинской народной песни «Распрягайте,хлопцы,коней»
2.Е.Дербенко.Вариации на темы песни В.Шаинского «Кузнечик»
3.Р.Бажилин «Волшебные колокольчики»
4.Р.н.п. обр.А.Суркова «Да во городе»
Пятый класс (1час в неделю)
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы
Октябрь - контрольный урок –

1 пьеса по нотам,

Декабрь –академический зачет -

1 пьеса наизусть,

Март - контрольный урок – 1 пьеса по нотам,
Май –экзамен( зачет )- 1 пьеса наизусть.
Пьесы для дуэта баянов/аккордеонов:
1.Н.Глубоков «Фантазия на темы песен А.Петрова»
2.А.Доренский «Веселое настроение»
3.О.Звонарев.Обр.белорусской нар.песни «Ой,ты ехал,ехал,ехал»
4.В.Накапкин.Закарпатский нар.танец «Верховина»

11

Шестой класс (1 час в неделю)
В течение года ученики должны сыграть 4пьесы:
Октябрь - контрольный урок –

1 пьеса по нотам,

Декабрь –академический зачет - 1 пьеса наизусть,
Март - контрольный урок – 1 пьеса по нотам,
Май –экзамен ( зачет ) -

1 пьеса наизусть.

Пьесы для дуэта баянов/аккордеонов:
1. В.Бортянков «Американец на прогулке»
2. А.Варламов «Белеет парус одинокий»
3.Русская нар.песня обр.В.Бортянкова «Ах,улица,улица широкая»
4.К.Листов «В землянке»
Седьмой класс (1 час в неделю)
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Октябрь - контрольный урок –

1 пьеса по нотам,

Декабрь – академический зачет - 1 пьеса наизусть,
Март - контрольный урок – 1 пьеса по нотам,
Май - экзамен (зачет) -

1 пьеса наизусть.

Пьесы для дуэта баянов/аккордеонов:
1. А.Петров «Вальс из киноф-ма «Берегись автомобиля»»
2. А.Рыбалкин «Веселая прогулка»
3.В.Бортянков «Жонглер»
4.А.Йохансен обр.В.Баканова «Корнели»
Восьмой класс (1 час в неделю)
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Октябрь - контрольный урок –

1 пьеса по нотам,
12

Декабрь –академический зачет – 1 пьеса наизусть,
Март - контрольный урок – 1 пьеса по нотам,
Май -экзамен( зачет) – 1 пьеса наизусть.
Пьесы для дуэта баянов/аккордеонов:
1. А.Пивкин «Азкс» (Рассказ)
2. В.Бортянков «Мотылек»
3. Ф.Шуберт.Обр.С.Лихачева «Две рождественскиепьесы»
4.Немецкий нар.танец обр.В.Баканова «Баварский вальс»
Девятый класс (2 часа в неделю)
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Октябрь– контрольный урок – 1 пьеса по нотам,
Декабрь – академический зачет – 1 пьеса наизусть,
Март- контрольный урок – 1 пьеса по нотам,
Май – экзамен( зачет ) –

1 пьеса наизусть.

Пьесы для дуэта баянов/аккордеонов:
1. В.Бортянков «Озорной спринт»
2. В.Бортянков «На эстраде»
3.Г.Фрид «Гармошка»
4.А.Пивкин «Фантазия на мордовские темы»
Срок обучения – 6 лет
Годовые требования баян/аккордеон:
Второй класс (1 час в неделю)
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Октябрь- контрольный урок –

1 пьеса по нотам,

Декабрь – академический зачет – 1 пьеса наизусть,
13

Март - контрольный урок – 1 пьес по нотам,
Май - экзамен (зачет) –

1 пьеса наизусть.

Пьесы для дуэта баянов/аккордеонов:
1. Р.Бажилин «Вальсик»
2. И.Ильин «Маленький канон»
3. В.Шабалин «Колыбельная»
4. Р.Фрике «Веселая кукушка»
Третий класс (1 час в неделю)
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Октябрь-контрольный урок – 1 пьеса по нотам,
Декабрь - академический зачет - 1 пьеса наизусть,
Март - контрольный урок – 1 пьес по нотам,
Май – экзамен (зачет ) -

1 пьеса наизусть.

Пьесы для дуэта баянов/аккордеонов:
1. Ю.Виноградов «Танец медвежат»
2. Латышская нар.песня обр.С.Павина «Петушок»
3. Г.Свиридов «Парень с гармошкой»
4. Русская нар.песня обр.В.Петренко «Вниз по ельничку»
Четвертый класс (1 час в неделю)
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Октябрь - контрольный урок –

1 пьеса по нотам,

Декабрь - академический зачет - 1 пьеса наизусть,
Март - контрольный урок – 1 пьеса по нотам,
Май - экзамен (зачет ) -

1 пьеса наизусть.

Пьесы для дуэта баянов/аккордеонов:
14

1. «Латышская народная полька» обр.Ф.Бушуева
2. Чешская нар.песня обр.А.Онегина «Мне моя матушка говорила»
3. С.Агабабов «Танец горянки»
4.В.Калинников «Русское интермеццо»
Пятый класс (1 час в неделю)
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Октябрь - контрольный урок –

1 пьеса по нотам,

Декабрь – академический зачет - 1 пьеса наизусть,
Март - контрольный урок – 1 пьеса по нотам,
Май -экзамен ( зачет) - 1 пьеса наизусть.
Пьесы для дуэта баянов/аккордеонов:
1. А.Вивальди «Лярго»
2. В.Шабалин «Раздумье»
3.Русская нар.песня обр.Э.Захарова Там,за речкой»
4.Е. Дербенко «Веселая игра» из «Детского альбома»
Шестой класс (2 часа в неделю)
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Октябрь - контрольный урок –

1 пьеса по нотам,

Декабрь - академический зачет - 1 пьеса наизусть,
Март - контрольный урок – 1 пьеса по нотам,
Май –экзамен( зачет ) - 1 пьеса наизусть.
Пьесы для дуэта баянов/аккордеонов:
1.В.А. Моцарт Романс из «Маленькой ночной серенады»
2. Б.Мокроусов «Одинокая гармонь» обр.В.Бортянкова
3.А.Пивкин «Велень праздникса» (Сельский праздник)
4.В.Бортянков «Полька»
15

III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы является приобретение обучающимися
следующих

знаний,

умений

и

навыков

в

области

ансамблевого

исполнительства:
- развитие интереса у обучающихся к музыкальному искусству в целом;
- реализацию в ансамбле индивидуальных практических навыков игры на
инструменте, приобретенных в классе по специальности;
- приобретение особых навыков игры в музыкальном коллективе (ансамбль,
оркестр);
- развитие навыка чтения нот с листа;
- развитие навыка транспонирования, подбора по слуху;
- знание репертуара для ансамбля;
- наличие навыков репетиционно-концертной работы

в качестве члена

музыкального коллектива;
- повышение мотивации к продолжению профессионального обучения на
инструменте.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Основными видами контроля успеваемости являются:
 текущий контроль успеваемости учащихся
 промежуточная аттестация
 итоговая аттестация
Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины,
выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних
занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер.
Текущий

контроль

осуществляется

регулярно

преподавателем,

оценки

выставляются в журнал и дневник учащегося. При оценивании учитывается:
16

- отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;
- качество выполнения предложенных заданий;
- инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во
время домашней работы;
- темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четверные
оценки.
Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который
проводится преподавателем, ведущим предмет.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося
и степень освоения им учебных задач на определенном этапе. Наиболее
распространенными

формами

контрольные

проводимые

уроки,

промежуточной
с

аттестации

приглашением

комиссии,

являются
зачеты,

академические концерты, технические зачеты, экзамены.
Каждая форма проверки (кроме переводного экзамена) может быть как
дифференцированной (с оценкой), так и недифференцированной.
При оценивании обязательным является методическое обсуждение,
которое должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать
степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп
развития ученика.
Участие в конкурсах может приравниваться к выступлению на
академических

концертах

и

зачетах.

Переводной

экзамен

является

обязательным для всех.
Переводной экзамен проводится в конце каждого учебного года,
определяет качество освоения учебного материала, уровень соответствия с
учебными задачами года.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации
проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени,
предусмотренного на предмет «Ансамбль». Экзамены проводятся за пределами
аудиторных учебных занятий, то есть по окончании проведения учебных
17

занятий в учебном году, в рамках промежуточной (экзаменационной)
аттестации.
К экзамену допускаются учащиеся, полностью выполнившие все учебные
задания.
По завершении экзамена допускается его пересдача, если обучающийся
получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи
экзамена определены в локальном акте образовательного учреждения
«Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации
обучающихся».
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств,
которые

включают

в

себя

методы

контроля,

позволяющие

оценить

приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По

итогам

исполнения

программы

на

зачете,

академическом

прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Таблица 4
Оценка
5 («отлично»)

Критерии оценивания выступления
технически
осмысленное

качественное
исполнение,

и

художественно

отвечающее

всем

требованиям на данном этапе обучения
4 («хорошо»)

отметка

отражает

грамотное

исполнение

с

небольшими недочетами (как в техническом
плане, так и в художественном)
3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а
именно: недоученный текст, слабая техническая
подготовка, малохудожественная игра, отсутствие
свободы игрового аппарата и т.д.
18

2 («неудовлетворительно») комплекс

недостатков,

причиной

которых

является отсутствие домашних занятий, а также
плохой посещаемости аудиторных занятий
«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является
основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного
заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может
быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно
отметить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень
готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению
профессионального образования в области музыкального искусства.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
В отличие от другого вида коллективного музицирования - оркестра, где
партии, как правило, дублируются, в ансамбле каждый голос солирующий,
выполняет свою функциональную роль. Регулярные домашние занятия
позволяют выучить наиболее сложные музыкальные фрагменты до начала
совместных репетиций. Согласно учебному плану, как в обязательной, так и в
вариативной части объем самостоятельной нагрузки по предмету «Ансамбль»
составляет 1 час в неделю.
Педагогу по ансамблю можно рекомендовать частично составить план
занятий с учетом времени, отведенного на ансамбль для

индивидуального

разучивания партий с каждым учеником. На начальном этапе в ансамблях из
трех и более человек рекомендуется репетиции проводить по два человека,
умело сочетать и чередовать состав. Также можно предложить использование
19

часов, отведенных на консультации, предусмотренные учебным планом.
Консультации проводятся с целью подготовки учеников

к контрольным

урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям, по
усмотрению учебного заведения.
Педагог должен иметь в виду, что формирование ансамбля

иногда

происходит в зависимости от наличия конкретных инструменталистов в
данном учебном заведении. При определенных условиях допустимо участие в
одном ансамбле учеников разных классов (младшие – средние, средние –
старшие). В данном случае педагогу необходимо распределить партии в
зависимости от степени подготовленности учеников.
В целях расширения музыкального кругозора и развития навыков чтения
нот с листа желательно знакомство учеников с большим числом произведений,
не доводя их до уровня концертного выступления.
На начальном этапе обучения важнейшим требованием является ясное
понимание учеником своей роли и значения своих партий в исполняемом
произведении в ансамбле.
Педагог должен обращать внимание на настройку инструментов,
правильное звукоизвлечение, сбалансированную динамику,
согласованность,

ритмическую

слаженность

и

четкую,

штриховую
ясную

схему

формообразующих элементов.
При выборе репертуара для различных по составу ансамблей педагог
должен стремиться к тематическому разнообразию, обращать внимание на
сложность

материала,

ценность

художественной

идеи,

качество

инструментовок и переложений для конкретного состава, а также на сходство
диапазонов инструментов, на фактурные возможности данного состава.
Грамотно составленная программа, профессионально, творчески выполненная
инструментовка - залог успешных выступлений.
В звучании ансамбля немаловажным моментом является размещение
исполнителей (посадка ансамбля). Оно должно исходить от акустических

20

особенностей инструментов, от необходимости музыкального контактирования
между участниками ансамбля.
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию,
обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания,
после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После
каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать,
чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно
самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно,
чтобы партнеры по ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие
намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые
моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также
звукового баланса между исполнителями.
VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы
1. Учебная литература

Ансамбли для баяна/аккордеона:
1. Ансамбли аккордеонов.Вып.28 Сост. Л.Гаврилов,1977г.
2. Ансамбли баянов Вып. 9 Сос.А.Судариков.Изд. «Музыка»1978г.
3. Избранные произведения для ансамбля баянов Сос.С.Павин.Изд.
«Музыка»М.1983г.
4. Ансамбли аккордеонов.Вып.4 Сос.В.Розанов.М.1973г.
5. Педагогический репертуар аккордеониста Вып.8 Сост.Ф.Бушуев,М.1977г.
6. Концертные пьесы для аккордеона
Сос.Р.Бажилин.Изд.В.Катанского.М.2000г.
7. «Концертные пьесы для баяна»Сост.В.Бортянков.М.»2001г.
8. «Ансамбли для баяна и аккордеона» Сост.А.Арский,О.Звонарев.М.2004г.
9. Избранные произведения для ансамбля баянов.Сост. В.Шабалин Изд.
«Музыка»М.1971г.
10. Ансамбль баянов в музыкальной школе.Вып.4 Сос.В.Розанов.М.11985г.
21

11. Хрестоматия аккордеониста1-2кл.ДМШ Сост.В.Гусев.М.1986г.
12. Ансамбль баянов.Вып.9 Сост.А.Судариков.Изд. «Музыка»М.1978г.
13.А.Пивкин «Мордовский калейдоскоп» Изд.Мордовского университета
г.Саранск 2008г
14.А.Пивкин «Пьесы для баяна,домры,балалайки» Изд. Мордовского
университета. г.Саранск 2006г.
15. «Европейские каникулы» Пьесы и переложения популярных мелодий
для баяна и аккордеона.Сост.,редак. и перелож.В.Баканова. Изд. «Дека-ВС»
Москва 2007г.
16. «Пьесы для ансамбля аккордеонов» Сост.А.Катанский.Издательский дом
В.Катанского 2001г.
17. «Хрестоматия аккордеониста 3-4 классы ДМШ» Сос.Л.Гаврилова.Изд.

Москва «Музыка» 2000г.

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».