Ансамбль (скрипка)

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 6»
городского округа Саранск

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО
ИСКУССТВА
«СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
ПРОГРАММА
по учебному предмету
ПО.01.УП.02.АНСАМБЛЬ
(СКРИПКА)
Срок обучения 8(9) лет

Саранск 2016

1

«Одобрено»
Методическим советом
МБУДО «ДМШ № 6» г.о. Саранск

«Утверждаю»
Директор П.С.Еськин
______________
(подпись)

«____» _______________ 20____ г.
дата рассмотрения

«____» _______________ 20____ г.
дата утверждения

Разработчик – Маслова Л.А., преподаватель по классу скрипки
«ДМШ № 6»

МБУДО

Рецензент – Максимовская Е.Н., заведующая отделением струнно-смычковых
инструментов, преподаватель по классу скрипки МБУДО «ДМШ № 6»
Рецензент – Щербакова Е.А., председатель ПЦК «Инструментальное
исполнительство – оркестровые струнные инструменты» ГБПОУ РМ СМУ ИМ Л.П.
КИРЮКОВА, Заслуженный деятель искусств Республики Мордовия
2

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II.
Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;

III.

Требования к уровню подготовки обучающихся

IV.

Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V.
Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Список рекомендуемой нотной литературы;
- Список рекомендуемой методической литературы

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

I.
1. Характеристика

учебного

предмета, его

место и роль в

образовательном процессе
Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с
учетом

федеральных

государственных

предпрофессиональной

требований

общеобразовательной

к

дополнительной

программе

в

области

музыкального искусства «Струнные инструменты».
Представленная программа предполагает знакомство с предметом и
освоение навыков игры в скрипичном ансамбле с 4 по 8 класс (с учетом
первоначального опыта, полученного в классе по специальности с 1 по 3 класс),
а также включает программные требования дополнительного года обучения (9
класс) для поступающих в профессиональные образовательные учреждения.
Скрипичный

ансамбль

использует

и

развивает

базовые

навыки,

полученные на занятиях в классе по специальности.
За время обучения ансамблю должен сформироваться комплекс умений и
навыков, необходимых для совместного музицирования.
Знакомство учеников с ансамблевым репертуаром происходит на базе
следующего репертуара: дуэты, произведения различных форм, стилей и жанров
отечественных и зарубежных композиторов.
Также как и по предмету «Специальность и чтение с листа», программа по
ансамблю опирается на академический репертуар, знакомит учащихся с разными
музыкальными

стилями:

барокко,

венской

классикой,

романтизмом,

импрессионизмом, русской музыкой 19 и 20 века.
Работа в классе ансамбля направлена на выработку у партнеров единого
творческого решения, умения уступать и прислушиваться друг к другу,
совместными усилиями создавать трактовки музыкальных произведений на
высоком художественном уровне.

2. Срок реализации учебного предмета
Срок реализации данной программы составляет четыре года (с 4 по 8
класс).

Для

учреждения,

учащихся,
реализующие

планирующих

поступление

в

образовательные

основные

профессиональные

образовательные

программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть
увеличен на 1 год (9 класс).
3.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль»:
Таблица 1
Срок обучения/количество часов

4-8 классы

9 класс

Количество часов

Количество часов

(общее на 5 лет)
412,5 часов

Максимальная нагрузка

(в год)
132 часа

165часов

66 часов

198 часов

66 часов

работу
Недельная аудиторная нагрузка

1 час

2 часа

Самостоятельная работа (часов в

1,5 часа

1,5 часа

Количество часов на аудиторную
нагрузку
Количество

часов

на

внеаудиторную (самостоятельную)

неделю)
Консультации1 (для учащихся 5-7
классов)

5 часов (по

2 часа

1 часу в год)

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая
(два ученика), рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.
По учебному предмету "Ансамбль" к занятиям могут привлекаться как
обучающиеся по данной образовательной программе, так и по другим
1

Консультации по ансамблю являются дополнительным учебным временем для
подготовки учащихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, конкурсам и т.д.
5

образовательным программам в области музыкального искусства. Кроме того,
реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного
исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем.
5. Цели и задачи учебного предмета
Цель:
•

развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе

приобретенных

им

знаний,

умений

и

навыков

ансамблевого

исполнительства.
Задачи:
• решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся
разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в
процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
• стимулирование

развития

эмоциональности,

памяти,

мышления,

воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
• формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков,
необходимых для ансамблевого музицирования;
• развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле),
артистизма и музыкальности;
• обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с
листа в ансамбле;
• приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных
выступлений в сфере ансамблевого музицирования;
• расширение музыкального кругозора учащегося путем ознакомления с
ансамблевым репертуаром, а также с выдающимися исполнениями и
исполнителями камерной музыки.
• формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального
исполнительского комплекса скрипача-солиста камерного ансамбля.
6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Ансамбль»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
6

аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального
материала обеих партий);
- наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего
произведения);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление
целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и
последующая организация целого);
- прослушивание

записей

выдающихся исполнителей

и

посещение

концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;
-

индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных

особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы со скрипичным ансамблем в рамках
предпрофессиональной

образовательной

программы

являются

наиболее

продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и
основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого
исполнительства на струнных инструментах.
7

8. Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные

аудитории для занятий

по

учебному предмету

"Ансамбль"

должны иметь площадь не менее 12 кв.м., звукоизоляцию и наличие фортепиано.
В образовательном учреждении должны быть созданы условия для
содержания,

своевременного

обслуживания

и

ремонта

музыкальных

инструментов.
II. Содержание учебного предмета 1.
учебного

времени,

предусмотренного

Сведения о затратах

на освоение учебного предмета

«Ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и
аудиторные занятия:
Таблица 2
Срок обучения- 9 лет
Распределение по годам обучения
Класс
Продолжительность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

-

-

-

33

33

33

33

33

33

-

-

-

1

1

1

1

1

2

-

-

-

1

1

1

1

1

2

учебных занятий (в
неделях)
Количество часов на
аудиторные занятия (в
неделю)
Консультации
(часов в год)
Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом
сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.
8

Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- подготовка к концертным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных
залов и др.);
- участие

обучающихся

в

концертах,

творческих мероприятиях

и

культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый
класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для
освоения учебного материала.
2. Требования по годам обучения
В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, необходимо
сформировать определенные музыкально-технические знания, умения владения
инструментом, навыки совместной игры, такие, как:
• сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного
творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в
ансамблевой

игре

единство

исполнительских

намерений

и

реализацию

исполнительского замысла;
• знание

ансамблевого

репертуара

(музыкальных

произведений,

созданных для фортепианного дуэта, переложений симфонических, циклических
(сонаты, сюиты), ансамблевых, органных и других произведений, а также
камерно-инструментального репертуара)

отечественных

и

зарубежных

композиторов;
• знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки различных
эпох;
• навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого
исполнительства,

обусловленных

художественным

содержанием

и

особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую
9

направленность и индивидуальный подход к каждому ученику. Содержание
учебного предмета направлено на обеспечение художественно-эстетического
развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний,
умений и навыков.
4 класс (1 год обучения)
На первом этапе формируется навык слушания партнера, а также
восприятия всей музыкальной ткани в целом. В основе репертуара - несложные
произведения, доступные для успешной реализации начального этапа обучения.
Партнеры подбираются по близкому уровню подготовки.
За год ученики должны пройти 2-3 ансамбля. В конце учебного года
обучающиеся сдают зачет из 1-2 произведений. Зачетом может считаться
выступление на классном вечере, концерте или академическом вечере.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
Ж.Металлиди

«Чешская народная песня», «Ушла от меня перепелочка»

Ж.Металлиди

«Колечко»

Д.Шостакович

«Хороший день»

В.Моцарт

«Менуэт», чешская народная песня «Пастух»

Ф.Шуберт

«Вальс» соч.9 №1

Ф.Шуберт

«Вальс» соч.50 №12

В.Соловьев-Седой «Наш город»
Д.Шостакович

«Родина слышит»

И.Дунаевский

«Лирическая»

Ю.Гиня

«Прогулка»

В течение учебного года следует пройти 3-4 ансамбля (с разной степенью
готовности). В конце года - зачет из 1-2 произведений. Публичное выступление
учащихся может приравниваться к зачету.
5 класс (2 год обучения)
Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования:
10

- умением слушать мелодическую линию, выразительно ее фразировать;
- умением грамотно и чутко аккомпанировать партнеру;
- совместно работать над динамикой произведения;
- анализировать содержание и стиль музыкального произведения.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
Ж.Металлиди

«Веселое шествие»

Ж.Металлиди

«Деревенские музыканты»

К.Вебер

«Хор охотников»

Ж.Рамо

«Рондо»

Г.Гендель

«Фугетта»

Р.Лушер

«Маленькая балерина»

Е.Рыбкин

«Трио-Вальс»

К.Глюк

«Песня»

П.Чайковский

«Игра в лошадки»

6 класс (3 год обучения)
Продолжение работы над навыками ансамблевой игры. Усложнение
репертуара. Работа над звуковым балансом - правильным распределением звука
между партиями. Воспитание внимания к точному прочитыванию авторского
текста. Продолжение развития музыкального мышления ученика.
В течение учебного года следует пройти 2-4 произведения (разного жанра,
стиля и характера). В конце 2-го полугодия - зачет со свободной программой.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
А.Рубинштейн

«Горные вершины»

Д.Шостакович

«Гавот»

П.Чайковский

«Старинная французская песня»

С.Прокофьев

«Марш из сюиты «Летний день»»

А.Холминов

«Маленькая серенада»

Д.Кабалевский

«Наш край»

А.Даргомыжский «Полька»
11

Е.Крылатов

«Крылатые качели»

Т.Хренников

«Песня девушек» (из оперы «В бурю»)

Н.Матвеев

«Зимушка-зима»

7 класс (4 год обучения)
Продолжение работы над навыками ансамблевой игры, усложнение задач.
Применение навыков, полученных на уроках учебного предмета «Специальность
и чтение с листа»; развитие музыкального мышления и средств выразительности;
воспитание артистизма и чувства ансамбля в условиях концертного выступления.
За год необходимо пройти 2-4 произведения. В конце учебного года
проходит зачет, на котором исполняется 1-2 произведения.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
В.Соловьев-Седой

«Соловьи»

В.Моцарт

«Пантомима»

Н.Бакланова

«Вариации» ля-минор

Д.Каминский

«Белорусская плясовая»

К.Сорокин

«Две румынские мелодии»

Г.Гендель

«Ария»

Д.Шостакович

«Вальс – шутка»

А.Холминов

«Гавот»

Н.Сушев

«Здравица»

И.Бах

«Увертюра» из «Крестьянской кантаты»

П.Маккартни

«Вчера»

Е.Дога

«Танго»

8 класс (5 год обучения)
Продолжение работы над навыками ансамблевой игры. Продолжение
развития музыкального мышления ученика. Продолжение работы над навыками
ансамблевого музицирования.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
12

Е.Дога

«Вальс»

Н.Раков

«Полька»

В.Баснер

«С чего начинается Родина»

Т.Ростимашенко

«Романтический эскиз»

Ф.Шуберт

«Музыкальный момент»

Г.Свиридов

«Вальс» (из музыки к кинофильму «Метель»)

Д.Шостакович

«Полька»

А.Скултэ

«Ариетта»

И.С.Бах

«Ария из кантаты №21»

П.Маккартни

«Мишель»

Ф.Шуберт

«Утренняя серенада»

9 класс (6 год обучения)
В конце первого полугодия учащиеся сдают зачет по ансамблю. В девятом
классе продолжается совершенствование ансамблевых навыков и накопление
камерного репертуара.
Камерные ансамбли (дуэты, трио, квартеты) в разных инструментальных
составах.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
Д.Шостакович «Гавот»
М.Скорик

«Эстрадная пьеса»

Ю.Щуровский «Имитационный дуэт и фуга»
Р.Лушер

«Маленькая балерина»

И.Штраус

«Полька Анна»

И.Штраус

«Музыкальный момент»

С.Дворжак

«Славянский танец»

Н.Кошелева

«Лайме порась»

Н.Кошелева

«Танец»

Н.Кошелева

«Вальс»
13

14

III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень
программы

подготовки
учебного

обучающихся

предмета

является

«Ансамбль»,

результатом
который

освоения

предполагает

формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:
• наличие

у обучающегося

самостоятельному

интереса

музыкальному

к

музыкальному искусству,

исполнительству,

совместному

музицированию в ансамбле с партнерами;
• сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков,
позволяющий использовать многообразные возможности скрипки и других
инструментов

для

достижения

наиболее

убедительной

интерпретации

авторского текста, самостоятельно накапливать ансамблевый репертуар из
музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и
форм;
• знание ансамблевого репертуара
• знание художественно-исполнительских возможностей скрипки
• знание других инструментов (если ансамбль состоит из разных
инструментов

-

струнных,

духовых,

народных),

их

особенностей

и

возможностей;
• знание профессиональной терминологии;
• наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений
• навыки по воспитанию совместного для партнеров чувства ритма;
• навыки

по

воспитанию

слухового

контроля

при

ансамблевом

музицировании;
• наличие творческой инициативы, сформированных представлений о
методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над
исполнительскими трудностями;
• наличие

навыков

репетиционно-концертной

работы

в

качестве

ансамблиста.

15

IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации учебного предмета "Ансамбль" включает в
себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию
обучающегося в конце каждого учебного года с 4 по 8 класс. В 9 классе
промежуточная аттестация проходит в конце 1 полугодия.
В

качестве

средств

текущего

контроля

успеваемости

могут

использоваться академические зачеты, прослушивания, концерты и классные
вечера.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Форму и время проведения промежуточной аттестации по предмету
«Ансамбль» образовательное учреждение устанавливает самостоятельно.
Формой аттестации может быть контрольный урок, зачёт, а также прослушивание, выступление в концерте или участие в каких-либо других
творческих мероприятиях.
По

завершении

изучения

предмета

"Ансамбль"

проводится

промежуточная аттестация в конце 8 класса, выставляется оценка, которая
заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств,
которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить
приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По

итогам

исполнения

программы

на

зачете,

академическом

прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

16

Таблица 3
Оценка
5 («отлично»)

Критерии оценивания выступления
технически
осмысленное

качественное
исполнение,

и

художественно

отвечающее

всем

требованиям на данном этапе обучения
оценка отражает грамотное исполнение с

4 («хорошо»)

небольшими недочетами (как в техническом
плане, так и в художественном смысле)
3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а
именно: недоученный текст, слабая техническая
подготовка, малохудожественная игра, отсутствие
свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно») комплекс серьезных недостатков, невыученный
текст, отсутствие домашней работы, а также
плохая посещаемость аудиторных занятий
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является
основной.
Оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «» что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление
учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень
готовности учащихся к возможному продолжению профессионального
образования в области музыкального искусства.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1.Методическиерекомендации педагогическим работникам
Одна из главных задач преподавателя по предмету "Ансамбль" - подбор
учеников-партнеров. Они должны обладать схожим уровнем подготовки в
17

классе специальности.
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам
последовательности,

постепенности,

доступности

и

наглядности

в

освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от
простого к сложному,

опирается

на

индивидуальные

особенности

ученика интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные
данные, уровень его подготовки.
Необходимо привлекать внимание учащихся к прослушиванию лучших
примеров исполнения камерной музыки.
Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться
работа над синхронностью в исполнении партнеров, работа над звуковым
балансом их партий, одинаковой фразировкой, агогикой, интонациями,
умением вместе начать фразу и вместе закончить ее.
Необходимо совместно с учениками анализировать форму произведения,
чтобы отметить крупные и мелкие разделы, которые прорабатываются
учениками

отдельно.

Форма

произведения

является

также

важной

составляющей частью общего представления о произведении, его смыслового
и художественного образа.
Техническая сторона исполнения у партнеров должна быть на одном
уровне. Отставание одного из них будет очень сильно влиять на общее
художественное впечатление от игры. В этом случае требуется более серьезная
индивидуальная работа.
Важной задачей преподавателя в классе ансамбля должно быть
обучение

учеников

проблемные
произведения.

самостоятельной

фрагменты,

уточнять

Самостоятельная

работе:

штрихи,

работа

умению

фразировку

должна

быть

отрабатывать
и

динамику

регулярной

и

продуктивной. Сначала ученик работает индивидуально над своей партией,
затем с партнером. Важным условием успешной игры становятся совместные
регулярные репетиции с преподавателем и без него.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный
план для учащихся. При составлении индивидуального плана следует
18

учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки
учеников. В
репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени
технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию,
разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре. Партнеров следует менять
местами в ансамбле, чередовать исполнение 1 и 2 партии между разными
учащимися.
Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка
как отечественных, так и зарубежных композиторов.
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Учащийся должен разумно распределять время своих домашних занятий.
Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая
внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после
чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После
каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать,
чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно
самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно,
чтобы партнеры по ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие
намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах
ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности
звучания, а также звукового баланса между исполнителями. Работать над
общими штрихами и динамикой (там, где это предусмотрено).
VI.Список рекомендуемых нотных сборников
- Юный скрипач. Вып.1 /изд. Советский композитор, М., 1978
- Фесечко Г.Ф. Школа игры на скрипки. /изд. Советский композитор,
М.,1965
- Металлиди «Детские скрипичные ансамбли» /изд. Советский
композитор, М., 1975
19

- Юный скрипач. Вып.2 /изд. Советский композитор, М., 1989
- Скрипичные ансамбли. Вып.4 /изд. Музыкальная Украина, Киев, 1986
- Пьесы для ансамбля скрипачей. Ленинград «Музыка», 1990
- Библиотека юного музыканта. Пьесы для ансамбля скрипачей /изд.
Советский композитор, Ленинград, 1988
- Библиотека юного скрипача. Ансамбли юных скрипачей. Вып.9 /изд.
Советский композитор, М., 1990
- Ансамбли скрипачей. Е.Рыбкин. Белгород. 2006
VI.Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
Рекомендуемая нотная литература
1. Ансамбли юных скрипачей. Вып.4-8.-М., 1979, 1981, 1985, 1987, 1988
2.Ансамбли для двух скрипок.III-IV кл.ДМШ /Сост. А.Готсдинер.- Л.,
1969
3. Библиотека юного скрипача. ДМШ III-V кл.,вып.2 / Ред.К.Фортунатова .- Л.,1964
4. Библиотека юного скрипача. ДМШ V-VII кл., вып.5 /Ред.К.Фортунатова.- М., 1970
5. Детский камерный ансамбль. Репертуар младших, средних и старших
классов ДМШ, вып.1,2 /Ред.А.Шувалова.- СПб, 2003
6.Дога Е. Камерные ансамбли.- СПб, 2001
7. Дога Е. Пьесы для ансамбля скрипачей./Ред.О.Фадеевой.- СПб, 2006
8.Концертные пьесы для ансамбля скрипачей в сопровождении
фортепиано. /Ред.Г.Молодцевой.- М., 2000
9. Неволович А. Признание. Пьесы для струнного ансамбля и
фортепиано.- СПб, 2004
10.Педагогический репертуар. Скрипичные дуэты для VI-VIIкл. ДМШ,
вып.1 /Сост.А.Готсдинер.- М., 1967

20

11.Популярные пьесы для ансамбля скрипачей, вып.1,2 /Сост. и
обр.И.Ратнера.- СПб, 2004, 1998
12. Популярная музыка. Транскрипции для ансамбля скрипачей
/Составление и переложение И.Святловской, Л.Шишовой, В. Виноградовой.СПб, 2004
13. Пьесы для ансамбля скрипачей /Сост. И.Ратнер.- Л.,1988
14. Пьесы для двух скрипок /Ред.Т.Захарьиной.- Л., 1965
15. Пьесы для ансамбля скрипачей /Сост. Ю.Реентович.- М.,1975
Рекомендуемая методическая литература
1. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке
2. Баренбойм Л. Музыкальное воспитание в СССР.- М., 1978
3. Баренбойм Л. Музыкальное воспитание в Венгрии.- М., 1983
4. Благой Д. Роль эстрадного выступления в обучении музыкантов
исполнителей.- В сб.: Методические записки по вопросам
музыкального образования. Вып.2. М., 1981
5. Вопросы совершенствования игры на оркестровых инструментах.- М.,
1978
6. Гинзбург Л. Исследования, статьи, очерки.- М., 1971
7. Гоноболин Ф. О некоторых психологических качествах личности
учителя., В кн. Хрестоматия по психологии. М., 1972
8. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца.- М., 1984
9. Куус И.И. Коллективное музицирование в ДМШ и его значение в
музыкальном воспитании учащихся.- В сб.: Вопросы методики
начального музыкального образования. М., 1981
10. Мострас К. Интонация.- В сб.: Очерки по методике обучения игре на
скрипке. М., 1960
11.Мострас К. Ритмическая дисциплина скрипача.- М.- Л.,1951
12. Свирская Т. Опыт работы в классе скрипичного ансамбля.- В сб.:
Вопросы музыкальной педагогики. Вып.2. М., 1980
21

13. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- Киев. 1972

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».