Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 6»
городского округа Саранск
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
ПРОГРАММА
по учебному предмету
ПО.01.УП.03. ФОРТЕПИАНО
Срок обучения 8(9) лет
Саранск 2016
«Одобрено»
Методическим советом
МБУДО «ДМШ № 6» г.о. Саранск
«Утверждаю»
Директор П.С.Еськин
______________
(подпись)
«____» _______________ 20____ г.
дата рассмотрения
«____» _______________ 20____ г.
дата утверждения
Разработчик - Рогозина Е.Н., преподаватель по классу фортепиано МБУДО
«ДМШ № 6»
Рецензент
Чертоусова Л.Н., заведующая отделением ансамбля,
аккомпанемента и общего фортепиано, преподаватель по классу фортепиано
МБУДО «ДМШ № 6»
Рецензент – Ведяшкина О.А., председатель ПЦК «Концертмейстерский
класс» ГБПОУ РМ СМУ ИМ Л.П.КИРЮКОВА
Структура программы учебного предмета
I.
Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль
в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного
предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации
учебного
предмета;
II.
Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Готовые требования по классам;
III.
Требования к уровню подготовки обучающихся
IV.
Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Контрольные требования на разных этапах обучения;
- Критерии оценки;
V.
Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации преподавателям;
- Методические рекомендации по организации самостоятельной
работы обучающихся;
VI.
Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Список рекомендуемой нотной литературы;
- Список рекомендуемой методической литературы.
I.
Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
Программа учебного предмета «Фортепиано» разработана на
основе и с учетом федеральных государственных требований к
дополнительным
предпрофессиональным
общеобразовательным
программам в области музыкального искусства «Струнные
инструменты».
Учебный предмет «Фортепиано» направлен на приобретение
детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими
художественного образования, а также на эстетическое воспитание и
духовно-нравственное развитие ученика.
Учебный предмет «Фортепиано» расширяет представления
учащихся об исполнительском искусстве, формирует специальные
исполнительские умения и навыки.
Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную
грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение
основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной
работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой
деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой
музыкальной культуры.
Предмет «Фортепиано» наряду с другими предметами учебного
плана является одним из звеньев музыкального воспитания и
предпрофессиональной подготовки учащихся-инструменталистов.
Фортепиано является базовым инструментом для изучения
теоретических предметов, поэтому для успешного обучения в детской
музыкальной школе обучающимся на струнном отделении необходим
курс ознакомления с этим дополнительным инструментом.
2.Срок реализации учебного предмета
В соответствии с ФГТ срок реализации учебного предмета для 8летнего обучения предпрофессиональной программы «Струнные
инструменты» составляет 6 лет (с 3 по 8 классы), по вариативной части
- 8 лет (с 1 по 8 классы). Учащиеся, осуществляющие обучение в 9
классе для подготовки к поступлению в ССУЗ, предмет «фортепиано»
не изучают.
3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
«Фортепиано»
На освоение предмета «Фортепиано» по учебному плану
предлагается 1час аудиторных занятий в неделю для учащихся
струнного отделения с 3 по 8 классы, по вариативной части плюс по 0,5
часа в 1 и 2 классах.
Программа предмета «Фортепиано» предусматривает обязательную
самостоятельную работу учащегося, что предполагает наличие дома
фортепиано или синтезатора. Домашняя работа должна строиться в
соответствии с рекомендациями педагога, быть регулярной и
систематической, контролироваться на каждом уроке.
На самостоятельную работу отводится 2 часа в неделю в течение
всех лет обучения.
Таблица 1
Срок обучения
Максимальная учебная нагрузка (в часах)
Струнные
инструменты
(8 лет)
8 лет
690,5
Количество часов на аудиторные занятия
230,5
Количество
часов
на
(самостоятельную) работу
внеаудиторную
460
4.Форма
проведения
учебных
аудиторных
занятий
–
индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока – 45
минут.
Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать
ученика,
его
музыкальные
возможности,
трудоспособность,
эмоционально-психологические особенности.
5.Цель и задачи учебного предмета «Фортепиано»
Цель:
развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе
приобретенных им базовых знаний, умений и навыков в области
фортепианного исполнительства.
Задачи:
развитие общей музыкальной грамотности ученика и расширение его
музыкального кругозор, а также воспитание в нем любви к
классической музыке и музыкальному творчеству;
владение основными видами фортепианной техники для создания
художественного образа, соответствующего замыслу автора
музыкального произведения;
формирование комплекса исполнительских навыков и умений
игры на фортепиано с учетом возможностей и способностей
учащегося; овладение основными видами штрихов – nonlegato,
legato, staccato;
развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти,
музыкальности, эмоциональности;
овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми для
владения инструментом фортепиано в рамках требований;
обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным
материалом, чтению с листа нетрудного текста, игре в ансамбле;
владение
средствами
музыкальной
выразительности:
звукоизвлечением,
штрихами,
фразировкой,
динамикой,
педализацией;
приобретение навыков публичных выступлений, а также
интереса к музицированию.
6.Обоснование структуры учебного предмета «Фортепиано»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие
все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной
раздел программы «Содержание учебного предмета».
7.
Методы обучения
При работе с учащимися педагог использует следующие методы:
словесные (объяснение, беседа, рассказ);
наглядно-слуховой
метод
(показ
с
демонстрацией
пианистических приемов, наблюдение);
эмоциональные (подбор ассоциаций, образных сравнений);
практические методы обучения (работа на инструменте над
упражнениями, чтением с листа, исполнением музыкальных
произведений).
8.Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета «Фортепиано»
Для реализации данной программы необходимы следующие
условия:
класс (не менее 6 кв.м) для индивидуальных занятий с наличием
инструмента «фортепиано», а также доступ к нотному и
методическому материалу (наличие нотной библиотеки);
помещение для занятий должно быть со звукоизоляцией, соответствовать противопожарным и санитарным нормам;
музыкальные инструменты должны быть настроены.
II. Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета «Фортепиано», на максимальную, самостоятельную
нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Таблица 2
Классы
1
Продолжительность 8-летнее
учебных занятий
обучение
32
(в неделях)
(струнные
инструменты)
Количество часов
8-летнее
на аудиторные
обучение
0,5
занятия (в неделю)
(струнные
инструменты)
Количество часов
8-летнее
на внеаудиторные
обучение
2
занятия (в неделю) (струнные
инструменты)
2
3
4
5
6
7
8
33
33
33
33
33
33
33
0,5
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Фортепиано»
распределяется по годам обучения с учетом общего объема
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому
учебному
предмету
определяется
с
учетом
сложившихся
педагогических традиций, методической целесообразности и
индивидуальных способностей ученика.
Виды внеаудиторной работы:
-- выполнение домашнего задания;
-- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных
залов и др.);
-- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и
культурно-просветительской деятельности образовательного
учреждения и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам.
Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени,
предусмотренный для освоения учебного материала.
1. Требования по годам обучения
Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Фортепиано»
распределяется по годам обучения (классам) в соответствии с
дидактическими задачами, стоящими перед педагогом.
Согласно ФГТ изучение учебного предмета «Фортепиано» для
учащихся струнных [отделений рекомендовано начинать не с первого
класса, а с третьего, но мы, пользуясь вариативной частью, начинаем
обучение с первого класса.
1 год обучения
Ознакомлениес инструментом «фортепиано», основными приемами
игры, знакомство со штрихами nonlegato, legato, staccato. Знакомство с
нотной грамотой, музыкальными терминами. Подбор по слуху
музыкальныхпопевок, песенок. Упражнения на постановку рук,
развитие пальцевой техники. Приемов звукоизвлечения, владения
основными видами штрихов.
Разучивание в течение года 10-12 разнохарактерных произведения из
«Школы игры на фортепиано» под.ред. Николаева, или Хрестоматии
для 1 класса (сост. Б. Милич) и других сборников для 1-го года
обучения игре на фортепиано. Чтение с листа отдельно каждой рукой
легкого нотного текста.
Знакомство со строением мажорной и минорной гамм, строением
тонического трезвучия. Знание понятий «квинтовый круг», «лад»,
«тональность».
Гаммы До, Соль, Ре. Ля, Ми-мажор отдельно каждой рукой в одну
октаву. Аккорд - тоническое трезвучие – отдельно каждой рукой.
За год учащийся должен выступить два раза на академических вечерах
в конце каждого полугодия. Оценки за работу в классе и дома, а также
по результатам публичных выступлений, выставляются педагогом по
четвертям.
Примерные репертуарные списки
Пьесы полифонического склада
Бах И.С.
«Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах» (по выбору)
Корелли А.
Сарабанда ре минор
Моцарт В.
Менуэт Фа мажор
Моцарт Л.
Бурре ре минор, Менуэт ре минор
Перселл Г.
Ария
Скарлатти Д. Ария
Этюды
Гнесина Е.
«Фортепианная азбука»
«Маленькие этюды для начинающих»
Школа игры на фортепиано под общ.ред. А.Николаева: этюды
Пьесы
Гречанинов А.
Соч. 98: «В разлуке», «Мазурка»
Гедике А.
Танец
Глинка М.
Полька
Кабалевский Д.
«Клоуны», «Маленькая полька»
Майкапар А.
Соч. 28: «Бирюльки», «В садике», «Пастушок»,
«Мотылек»
Штейбельт Д.
Адажио
Примеры переводных программ
Вариант 1
Польская нар. Песня «Висла»
Вариант 2
Галынов А. «Солнечный зайчик»
Вариант 3
Майкапар А. «В садике»
2 год обучения
Продолжение работы над совершенствованием технических приемов
игры на фортепиано, звукоизвлечением. Работа над упражнениями,
формирующими правильные игровые навыки. Чтение с листа.
Аттестация проводится в конце каждой четверти: в 1 и 3 четвертях
по результатам текущего контроля и публичных выступлений, во 2 и 4
четвертях проводится промежуточная аттестация в виде контрольного
урока или зачета с оценкой, проводимого в присутствии комиссии.
За год учащийся должен изучить:
3-4 этюда,
3-4 разнохарактерных пьесы,
2-3 произведения полифонического стиля,
1-2 ансамбля,
гаммы До, Ре. Соль, Ля, Ми-мажор двумя руками в 2 октавы,
аккорды, арпеджио к ним отдельно каждой рукой в одну октаву.
Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада
«Школа игры на фортепиано» (под общ.ред. А.Николаева):
Аглинцова Е
Русская песня
Арман Ж.
Пьеса ля минор
Бах И.С.
Полонез соль минор, Бурре
Гедике А.
Ригодон
Кригер И.
Курочкин Д.
Левидова Д.
Пьеса
Моцарт Л.
Телеман Г.Ф.
Гавот
Менуэт ля минор
Пьеса
Волынка, Бурре, Менуэт
Этюды
Беркович И.
Гедике А.
Гнесина Е.
Гурлит М.
Майкапар А.
Лекуппэ Ф.
Черни-Гермер
Шитте Л.
Этюд Фа мажор
40 мелодичес ких этюдов. Соч. 32, 1ч.
Фортепианная азбука
Этюд ля минор
Этюд ля минор
Этюд До мажор
Этюды №№ 1-15 (1 тетр.)
Этюды соч. 108 №№ 1,3,5,7
Пьесы
Беркович И.
Гайдн Й.
Гедике А.
Григ Э.
Майкапар А.
Руббах А.
Фрид Г.
Чайковский П.
Шостакович Д.
Штейбельт Д.
25 легких пьес: «Сказка», «Осенью в лесу»
Анданте Соль мажор
Русская песня, соч. 36
Вальс ля минор, соч.12
«Пастушок», «В садике», соч. 28
«Воробей»
«Грустно»
«Мой Лизочек», «В церкви»
Марш
Адажио
Примеры переводных программ
Вариант 1
Руббах А.
«Воробей»
Вариант 2
Гендель Г.Ф.
Менуэт ре минор
Вариант 3
Классен А.
Полька
3 год обучения
Начиная с 3-го года обучения, необходимо приступать к освоению
педали,
включая в репертуар пьесы, в которых педаль является
неотъемлемым элементом выразительного исполнения (П. Чайковский
«Болезнь куклы», А. Гречанинов «Грустная песенка» и др.)
Начиная с 3-го класса изменения в содержании учебных занятий
касаются усложнения изучаемого музыкального материала
и
повышения требований к качеству исполнения. Продолжается работа
над формированием навыков чтения с листа.
За год учащийся должен освоить:
3-4 этюда,
3-4 разнохарактерных пьесы,
2
полифонических произведения,
1
часть произведения крупной формы,
1-2 ансамбля,
гаммы ля, ре, ми, соль, до-минор, аккорды, и арпеджио к ним
двумя руками в две октавы.
Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада
Ариэ Т.
Полифонический эскиз
Бах Ф.Э.
Маленькая фантазия
Бах И.С.
Маленькие прелюдии и фуги. 1 тетр.:
Домажор, ре минор, Фа мажор;
Полонез соль минор, Ария ре минор,
Менуэт ре минор
Бём Г.
Менуэт
Гедике А.
Фугетты соч. 36: Домажор, Соль мажор
Гендель Г.Ф.
Ария
Пёрселл Г.
Сарабанда
Моцарт Л.
12 пьес под ред. Кувшинникова:
Сарабанда Ре мажор, Менуэты Ре мажор.
Ре минор
Сен-Люк Ж.
Бурре
Чюрленис М.
Фугетта
Этюды
Бертини А.
Гедике А.
Гедике А.
Лешгорн А.
Лемуан А.
Черни-Гермер
Шитте Л.
Этюд Соль мажор
40 мелодических этюдов, 2 тетрадь, соч. 32
Соч. 58. «Ровность и беглость»
Соч. 65, №№ 4-8,11,12,15
Этюды соч. 37 №№ 1,2
1 тетрадь: №№ 7-28; 2 тетрадь: №№1,2
Соч. 108: №№14-19
Крупная форма
Диабелли А.
Сонатина
Кулау Ф. Сонатина До мажор
Моцарт В.Сонатина До мажор №1, 1ч.
Пьесы
Александров Ан.
Александров Ан.
Волков В.
«Вечер», «Песня»
Гайдн Й.
Гедике А.
Гедике А.
Гречанинов А.
Григ Э.
ДварионасБ.
Лонгшамп-Друшкевичова К.
МайкапарА.
Моцарт В.
Сигмейстер Э.
Свиридов Г.
Тюрк Д.Г.
Чайковский П.
Шуман Р.
6 пьес: «Когда я был маленьким»
Новогодняя полька
30 пьес для фортепиано: «По волнам»,
Анданте
Русская песня
Соч. 36: №№21,23.31
«На лужайке», Вальс
Вальс ми минор
Прелюдия
Полька
Избранные пьесы: «Утром», Гавот,
Песенка
14 пьес: №8
Блюз
«Ласковая просьба»
Песенка
Марш деревянных солдатиков
Соч. 68: «Марш», «Смелый наездник»
Ансамбли в 4 руки
Бетховен Л.
Афинские развалины
Векерлен Ж.Б.
Пастораль
Моцарт В. Ария Папагено
Моцарт В.
Менуэт из оперы «Дон- Жуан»
Чайковский П.
Танец феи Драже
Шуберт Ф
Немецкий танец
Примеры переводных программ
Вариант 1
Дварионас Б.
Прелюдия
Вариант 2
Чайковский П.
Детский альбом: Полька
Вариант 3
Бём Г.
Менуэт
4 год обучения
Годовые требования:
3-4
этюда,
3-4
пьесы,
2
полифонии,
1 часть крупной формы,
1-2
ансамбля,
продолжение формирования навыков чтения с листа,
гаммы Си мажор, си минор, Фа мажор. Фа минор, аккорды и
арпеджио к ним, хроматические гаммы от белых клавиш отдельно
каждой рукой в 2 октавы.
Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада
Арман Ж.
Фугетта
Бах И.С.
Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах,
Маленькие прелюдии: доминор, ми
минор
Бах Ф.Э.
Анданте
Гедике А.
Инвенция ре минор
Гендель Г.
3 менуэта
Кирнбергер И.Ф.
Сарабанда
Корелли А.
Сарабанда
Перселл Г.
Ария, Менуэт Соль мажор
Рамо Ж.
Менуэт в форме рондо
Скарлатти Д.
Ария ре минор
Циполи Д.
Фугетта
Этюды
Гедике А.
Геллер С.
Гозенпуд М.
Гнесина Е.
Гурлит К.
Лемуан А.
Лешгорн А.
Черни-Гермер
Шитте Л.
Этюд ми минор
Этюды
«Игра» (Музыкальный альбом для
фортепиано, вып. 1, сост. Раббах А.)
Маленький этюд на трели
Этюд Ля мажор
Соч. 37: №№ 10-13, 20
Соч. 65
1 тетрадь: №№ 20-29, 30-35
Этюды соч. 160: №№ 10.14,15,18
Крупная форма
Андрэ А.
Бетховен Л.
Клементи М.
Моцарт В.
Мюллер А.
Плейель Р.
Сонатина Соль мажор
Сонатина Соль мажор, 1,2 ч.
Сонатины Домажор, Фа мажор
Сонатина Ля мажор
Сонатина, 1 ч.
Сонатина
Пьесы
Алябьев А.
Гедике А.
Гречанинов А.
Пьеса соль минор
Скерцо
Соч. 91. №1
Дварионас Б.
Кабалевский Д.
Кюи Ц.
Майкапар А.
Моцарт В.
Мясковский Н.
Николаева Т.
Питерсон О.
Роули А. «Акробаты»
Хачатурян А.
Чайковский П.
Шуман Р.
Ансамбли в 4 руки
Беркович И.
Бетховен Л.
Металлиди Ж.
Чайковский П.
№№1,2,6
Шмитц М.
Прелюдия
Токкатина
«Испанские марионетки»
«Мимолетное видение», «Пастушок».
«Мотылек»
Аллегретто Си-бемоль мажор
«Беззаботная песенка»
Детский альбом: Сказочка
«Зимниц блюз»
«Андантино»
Детский альбом: «Болезнь куклы».
Немецкая песенка
«Первая утрата», «Смелый наездник»
Соч. 90: фортепианные ансамбли
Немецкие танцы (в 4 руки)
Цикл пьес в 4 руки
50 русских народных песен в 4 руки:
«Веселый разговор»
Примеры переводных программ
Вариант 1
Алябьев А.
Пьеса соль минор
Вариант 2
Бах И.С.
Маленькая прелюдия ля минор №12
Вариант 3
Моцарт В.
Сонатина Си-бемоль мажор
5 год обучения
Учащиеся старших классов должны как можно чаще привлекаться к
участию в публичных выступлениях, концертах класса и отдела, что
способствует развитию их творческих возможностей, более
свободному владению инструментом и формированию навыка сольных
выступлений.
Годовые требования:
3-4 этюда,
3-4 разнохарактерные пьесы,
2 полифонических произведения,
1-2 части крупной формы,
1-2 ансамбля,
чтение с листа,
мажорные гаммы от черных клавиш, к ним аккорды и арпеджио в
2 октавы.
Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада
Бах И.С.
Маленькие прелюдии ля минор, Фа мажор
Бах И.С.
Менуэты Соль мажор, до минор
Гедике А.
Соч. 60: Инвенция. Прелюдия ля минор
Гендель Г.
Сарабанда с вариациями, Фугетта
Гольденвейзер А.
Соч. 11: фугетты Ми мажор. Ми минор
Кригер И.
Сарабанда (сб. «Избранные произведения
композиторов XVII, XVIII, XIX вв.»,
вып.2, сост. Кувшинников В.)
Маттезон И.
Ария. Менуэт
Моцарт В.
Конрданс
Павлюченко С.
Фугетта ми минор
Перселл Г.
Танец, Менуэт, Вольта
Рамо Ж.Ф.
Менуэт
Циполи Д.
Сарабанда из сюиты №2, Менуэт
из сюиты №4
Этюды
Беренс Г.
Соч. 100 №4
Гедике А.
Соч. 47 №№ 10-16,18,21,26
Соч. 58 №№ 13.18,20
Геллер С.
Соч. 47 №№ 12,13
Дювернуа Ж.
Соч. 176 №№ 43,44
Лак Т.
Соч. 172 №№ 5-8
Лемуан А.
Соч. 37 №№ 20,23,35,39
Лешгорн А.
Соч. 65, 2 тетрадь (по выбору)
Черни-Гермер
1 тетрадь: №№ 30,32.34-36,38,42,43
Шитте Л.
Соч. 68 №№ 2,3,6,9
Крупная форма
Бетховен Л.
Гедике А.
Диабелли А.
Кабалевский Д.
Кулау Ф.
Мелартин Э.
Моцарт В.
Чимароза А.
Пьесы
Сонатина Фа мажор, 1,2 ч.
Тема с вариациями, соч. 46
Сонатина №1; Рондо, соч. 151
Сонатина ля минор, соч. 27
Сонатина До мажор, 2,3 ч., соч. 36
Сонатина Домажор, соч. 55 №3: 1,2 ч.
Сонатина соль минор
Сонатина Фа мажор. 1ч.
Сонатины реминор. Ля минор
Бетховен Л.
Гайдн Й.
Гречанинов А.
Григ Э.
Тирольская песня, соч. 107; Экосезы
Соль мажор, Ми-бемоль мажор
Менуэт Соль мажор
Соч. 123: «Грустная песенка»
Соч. 12: «Родная песня», «Песня
сторожа»
Косенко В.
Соч. 15: Вальс, Пастораль
Майкапар А.
Соч. 8: Мелодия; Соч. 28: Колыбельная
Мендельсон Ф.
Песни без слов: №7
Парцхаладзе М.
«Колокольчики», «Осень», «Танец»
Прокофьев С.
Соч. 65: «Сказочка». «Дождь и радуга»,
«Вечер»
Слонов Ю.
«Скерцино», «Вальс моего детства»
Чайковский П.
Детский альбом: Валь, «Новая кукла».
Полька
Шуман Р.
Альбом для юношества: Сицилийская
песенка
Ансамбли в 4 руки
Балакирев М.
30 русских народных песен в 4 руки:
«Калинушка с малинушкой»
Мартини Дж.
Гавот (перел.Гахтмана)
Чайковский П.
«Не бушуйте, ветры буйные»
Шуберт Ф.
Лендлер, Два вальса Ля-бемоль мажор
(в переложении в 4 руки)
Шуман Р.
« О чужих странах и людях» (сб.
«Музыкальный альбом для
фортепиано», 1 вып., сост. Руббах А.)
Примеры переводных программ
Вариант 1
Циполи Д.
Менуэт из сюиты №4
Вариант 2
Кулау Ф.
Сонатина соч. 55 №3: 2ч.
Вариант 3
Классен А.
Вальс – ностальгия
6 год обучения
Годовые требования:
3-4 этюда,
2-3 пьесы.
1-2 полифонических произведения,
1-2 части крупной формы,
1-2 ансамбля или аккомпанемента,
чтение с листа,
гаммы мажорные и минорные, аккорды и арпеджио к ним в 2
октавы, хроматические гаммы двумя руками.
Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада
Барток Б.
Менуэт
Бах И.С.
Маленькие прелюдии, 2ч: Домажор,
ре минор, Ре мажор; Французские сюиты:
до минор (менуэт), си минор )менуэт)
Люлли Ж.Б.
Жига («Библиотека юного пианиста, средние
классы ДМШ». Сост. Б.Милич)
Майкапар А.
Соч. 28: Прелюдия и фугетта до-диез минор
Мясковский Н.
Соч. 43: «Элегическое настроение».канон
«Маленький дуэт». Двухголосная фуга ре
минор
Перселл Г.
Прелюдия До мажор («Библиотека юного
пианиста, средние классы ДМШ».
Сост. Б. Милич)
Скарлатти Д.
Менуэт (там же)
Циполи Д.
Две фугетты (сб. «Маленький виртуоз».
Вып. 1, сост. Самсонов, Смоляков)
Этюды
Беренс Г.
Избранные этюды. Соч. 61. 88. №№ 1-3,5-7
Бертини А.
28 избранных этюдов, соч. 29 и 32: №№ 4-9
Гедике А.
10 миниатюр в форме этюдов, соч. 8
Соч. 47: №№ 20-26
Лешгорн А.
Соч. 65, 3 тетрадь; Соч. 66: №№ 1-4
Черни-Гермер
2 тетрадь: №№ 6-12
Крупная форма
Беркович И.
Вариации на украинские темы
Бетховен Л.
Сонатины Ми-бемоль мажор, фа минор. 1 ч.
Вебер К.М.
Сонатина До мажор
Гайдн Й.
Соната Соль мажор №11, 1 ч.
Кабалевский Д.
Вариации на русскую тему, соч. 51 №1
Клементи М.
Сонатины Соль мажор, Фа мажор
Кулау Ф.
Сонатины №№ 1,4. Соч. 55
Моцарт В.
Сонатина №5 Фа мажор, 1ч.
Чимароза Д.
Соната Соль мажор.
Пьесы
Бетховен Л.
Глиэр Р.
7 народных танцев; Аллеманда Ля мажор,
Багатель, соч. 119 №1
Колыбельная
Грибоедов А.
Два вальса
Григ Э.
Ариетта, «Народная мелодия», соч. 12
Косенко В.
Скерцино, соч. 15
Моцарт В.
Контрданс Си-бемоль мажор, До мажор
Пахульский Г.
«В мечтах»
Питерсон О.
«Волна за волной»
Прокофьев С.
Соч. 65: «Ходит месяц над лугами»,
«Прогулка»
Чайковский П.
Соч. 39: «Утреннее размышление»,
«Мазурка»,
«Русская песня»
Шуман Р.
Соч. 68: Маленький романс, Северная песня,
Песенка жнецов, Пьеса Фа мажор, Всадник,
Сицилийская песенка
Ансамбли в 4 руки
Аренский А.
6 пьес в 4 руки, соч. 34: «Кукушечка»,
«Сказка»
Вебер К.М.
6 легких пьес в 4 руки
Гершвин Дж.
Колыбельная из оперы «Порги и Бесс»
(перел. в 4 руки)
Глиэр. Р.
Мазурка, Менуэт, соч. 38
Кюи Ц.
«У ручья»
Рахманинов С.
«Сирень»
Шуберт Ф.
Экосезы в 4 руки, соч. 33
Примеры переводных программ
Вариант 1
Бах И.С.
Маленькая прелюдия До мажор (ч.2)
Вариант 2
Гайдн Й.
Соната Соль мажор № 11, 1 ч.
Вариант 3
Питерсон О.
«Волна за волной»
7 год обучения
Годовые требования:
3-4 этюда,
2-3 пьесы.
1-2 полифонических произведения,
1-2 части крупной формы,
1-2 ансамбля или аккомпанемента,
чтение с листа,
гаммы мажорные и минорные, аккорды и арпеджио к ним в 4
октавы, хроматические гаммы двумя руками.
Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада
Бах И.С.
Маленькие прелюдии, 2ч: Домажор, ре минор,
Ре мажор; Французские сюиты: до минор
(менуэт), си минор (менуэт); Двухголосные
инвенции
Лейе Ж.
Куранта, сарабанда из сюиты до минор
Мясковский Н.
Соч. 43, Двухголосная фуга ре минор
Скарлатти Д.
Менуэт («Библиотека юного пианиста,
средние классы ДМШ». Сост. Б. Милич)
Циполи Д.
Две фугетты (сб. «Маленький виртуоз».Вып. 1,
сост. Самсонов. Смоляков)
Этюды
Беренс Г.
Избранные этюды. Соч. 61. 88. №№ 1-3,5-7
Бертини А.
28 избранных этюдов, соч. 29 и 32: №№ 4-9
Гедике А.
10 миниатюр в форме этюдов, соч. 8
Соч. 47: №№ 20-26
Лешгорн А.
Соч. 65, 3 тетрадь; Соч. 66: №№ 1-4
Черни-Гермер.
2 тетрадь: №№ 6-12
Крупная форма
Бетховен Л.
Сонатины Ми-бемоль мажор, фа минор. 1 ч.
Две легких сонаты №№ 19,20
Вебер К.М.
Сонатина До мажор
Гайдн Й.
Соната Соль мажор №11, 1 ч.
Клементи М.
Сонатины Соль мажор, Фа мажор
Кулау Ф.
Сонатины №№ 1,4. Соч. 55
Моцарт В.
Сонатина №5 Фа мажор, 1ч.
Чимароза Д.
Соната Соль мажор.
Пьесы
Бетховен Л.
7 народных танцев; Аллеманда Ля мажор,
Багатель, соч. 119 №1
Глиэр Р.
Колыбельная
Грибоедов А.
Два вальса
Григ Э.
Ариетта, «Народная мелодия», соч. 12
Классен А.
Кукольный вальс, Танец маленькой балерины
Косенко В.
Скерцино, соч. 15
Майкапар А.
Ариетта
Моцарт В.
Контрданс Си-бемоль мажор, До мажор
Пахульский Г.
«В мечтах», Прелюд
Питерсон О.
«Волна за волной»
Прокофьев С.
Соч. 65: «Ходит месяц над лугами»,
«Прогулка»
Чайковский П.
«Сладкая греза»
Шопен Ф.
Шуман Р.
Соч. 39: «Утреннее размышление»,
«Мазурка», «Русская песня», «Камаринская»,
Контрданс, Прелюдия
Соч. 68: Маленький романс, Северная песня,
Песенка жнецов, Пьеса Фа мажор, Всадник,
Сицилийская песенка
Ансамбли в 4 руки
Аренский А.
6 пьес в 4 руки, соч. 34: «Кукушечка»,
«Сказка»
Вебер К.М.
6 легких пьес в 4 руки
Гершвин Дж.
Колыбельная из оперы «Порги и Бесс» (перел.
в 4 руки)
Глиэр. Р.
Мазурка, Менуэт, соч. 38
Кюи Ц.
«У ручья»
Рахманинов С.
«Итальянская полька» (перел.В 4 руки)
Шуберт Ф.
Экосезы в 4 руки, соч. 33
Примеры переводных программ
Вариант 1
Вебер К.М.
Сонатина Домажор, 1 ч.
Вариант 2
Бах И.С.
Двухголосная инвенция Фа мажор
Вариант 3
Глинка М.
Мазурка ля минор
8 год обучения
Годовые требования:
3-4 этюда,
2-3 пьесы.
1-2 полифонических произведения,
1-2 части крупной формы,
1-2 ансамбля или аккомпанемента,
чтение с листа,
гаммы мажорные и минорные, аккорды и арпеджио к ним в 4
октавы, хроматические гаммы двумя руками.
Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада
Бах И.С.
Маленькие прелюдии, 2ч: Домажор, ре минор,
Ре мажор; Французские сюиты; Двухголосные
инвенции; Синфонии
Гендель Г.
Пьесы из сюиты до минор
Лейе Ж.
Куранта, сарабанда из сюиты до минор
Скарлатти Д.
Циполи Д.
Менуэт («Библиотека юного пианиста,
средние классы ДМШ». Сост. Б. Милич)
Две фугетты (сб. «Маленький виртуоз».Вып. 1,
сост. Самсонов, Смоляков)
Этюды
Беренс Г.
Бертини А.
Гедике А.
Избранные этюды. Соч. 61. 88. №№ 1-3,5-7
28 избранных этюдов, соч. 29 и 32: №№ 4-9
10 миниатюр в форме этюдов, соч. 8
Соч. 47: №№ 20-26
Лешгорн А.
Соч. 65, 3 тетрадь; Соч. 66: №№ 1-4
Черни-Гермер
2 тетрадь(по выбору)
Черни К.
Этюды, соч. 299 №№ 1-5
Крупная форма
Бетховен Л.
Сонатины Ми-бемоль мажор, фа минор. 1 ч.
Две легких сонаты №№ 19,20
Вебер К.М.
Сонатина До мажор
Гайдн Й.
Соната Соль мажор №11, 1 ч.
Клементи М.
Сонатины Соль мажор, Фа мажор
Кулау Ф.
Сонатины, соч. 55
Моцарт В.
Сонатина №5 Фа мажор, 1ч.
Чимароза Д.
Избранные сонаты
Пьесы
Бетховен Л.
7 народных танцев; Аллеманда Ля мажор,
Багатель, соч. 119 №1
Глиэр Р.
Колыбельная
Грибоедов А.
Два вальса
Григ Э.
Ариетта, «Народная мелодия», соч. 12
Классен А.
Музыкальные эскизы №№ 5, 7, 13
Косенко В.
Скерцино, соч. 15
Майкапар А.
Ариетта
Моцарт В.
Контрданс Си-бемоль мажор, До мажор
Пахульский Г.
«В мечтах», Прелюд
Питерсон О.
«Волна за волной»
Прокофьев С.
Соч. 65: «Ходит месяц над лугами»,
«Прогулка»
Чайковский П.
Соч. 39: «Утреннее размышление»,
«Мазурка», «Русская песня», «Камаринская»,
«Сладкая греза»
Шопен Ф.
Контрданс, Прелюдия
Шуман Р.
Соч. 68: Маленький романс, Северная песня,
Песенка жнецов, Пьеса Фа мажор, Всадник,
Сицилийская песенка
Ансамбли в 4 руки
Балакирев А.
«На Волге»
Вебер К.М.
6 легких пьес в 4 руки
Гершвин Дж.
Колыбельная из оперы «Порги и Бесс» (перел.
в 4 руки)
Глиэр. Р.
Мазурка, Менуэт, соч. 38
Классен А.
Старая карусель
Рахманинов С.
«Итальянская полька» (перел.В 4 руки)
Шуберт Ф.
Экосезы в 4 руки, соч. 33
Примеры программ итогового зачета
Вариант 1
Вебер К.М.
Сонатина До мажор, 1ч.
Пахульский Г.
«В мечтах»
Вариант 2
Бах И.С.
Маленькая прелюдия до минор (2ч.)
Классен А.
Музыкальный эскиз №7
Вариант 3
Чайковский П.
«Сладкая греза»
Косенко В.
«Скерцино», соч. 15
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень подготовки обучающихся является результатом
освоения программы учебного предмета «Фортепиано» и включает
следующие знания, умения, навыки:
знание инструментальных и художественных особенностей и
возможностей фортепиано;
знание в соответствии с программными требованиями
музыкальных произведений, написанных для фортепиано
зарубежными и отечественными композиторами;
владение
основными
видами
фортепианной
техники,
использование художественно оправданных технических
приемов, позволяющих создавать художественный образ,
соответствующий авторскому замыслу;
знания музыкальной терминологии;
умения технически грамотно исполнять произведения разной
степени трудности на фортепиано;
умения самостоятельного разбора и разучивания на фортепиано
несложного музыкального произведения;
умения использовать теоретические знания при игре на
фортепиано;
навыки публичных выступлений на концертах, академических
вечерах, открытых уроках и т.п.;
навыки чтения с листа легкого музыкального текста;
навыки (первоначальные) игры в фортепианном или смешанном
инструментальном ансамбле;
первичные навыки в области теоретического анализа
исполняемых произведений.
IV.Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации программы «Фортепиано» включает в
себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию
обучающихся.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной
дисциплины, на ответственную подготовку домашнего задания,
правильную
организацию
самостоятельной
работы,
имеет
воспитательные цели, носит стимулирующий характер. Текущий
контроль над работой ученика осуществляет преподаватель, отражая в
оценках достижения ученика, темпы его продвижения в освоении
материала, качество выполнения заданий и т.п. Одной из форм
текущего контроля может стать контрольный урок без присутствия
комиссии. На основании результатов текущего контроля, а также
учитывая публичные выступления на концерте или открытом уроке,
выставляется четвертная отметка. Текущая аттестация проводится за
счет времени аудиторных занятий на всем протяжении обучения.
Промежуточная аттестацияпроводится в конце каждого полугодия
также за счет аудиторного времени. Форма ее проведения –
контрольный урок, зачет с приглашением комиссии и выставлением
оценки. Обязательным условием является методическое обсуждение
результатов выступления ученика, оно должно носить аналитический,
рекомендательный характер, отмечать успехи и перспективы развития
ребенка. Промежуточная аттестация отражает результаты работы
ученика за данный период времени, определяет степень успешности
развития учащегося на данном этапе обучения. Концертные
публичные выступления также могут быть засчитаны как
промежуточная аттестация. По итогам проверки успеваемости
выставляется оценка с занесением ее в журнал, ведомость,
индивидуальный план, дневник учащегося.
Оценка за год ставится по результатам всех публичных выступлений,
включая участие в концертах, конкурсах. На зачетах и контрольных
уроках в течение года должны быть представлены различные формы
исполняемых произведений: полифония, этюды, пьесы, ансамбли,
части произведений крупных форм.
На протяжении всего периода обучения во время занятий в
классе, а также на технических зачетах, преподавателем
осуществляется проверка навыков чтения с листа нетрудного нотного
текста, а также проверка исполнения гамм, аккордов, арпеджио в
соответствии с программными требованиями.
1. Критерии оценки
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств,
которые включают в себя методы и средства контроля, позволяющие
оценить приобретенные знания, умения и навыки.
2. Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на зачете, академическом
прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Таблица 3
Оценка
5 («отлично»)
4 («хорошо»)
3(«удовлетворительно»)
2(«неудовлетворительно»)
«зачет» (без отметки)
Критерии оценивания выступления
предусматривает исполнение программы,
соответствующей
году
обучения,
наизусть, выразительно; отличное знание
текста,
владение
необходимыми
техническими приемами, штрихами;
хорошее звукоизвлечение, понимание
стиля
исполняемого
произведения;
использование
художественно
оправданных
технических
приемов,
позволяющих создавать художественный
образ, соответствующий авторскому
замыслу
программа соответствует году обучения,
грамотное исполнение с наличием
мелких
технических
недочетов,
небольшое
несоответствие
темпа,
неполное донесение образа исполняемого
произведения
программа не соответствует году
обучения,
при исполнении обнаружено плохое
знание нотного текста, технические
ошибки, характер произведения не
выявлен
незнание наизусть нотного текста, слабое
владение навыками игры на инструменте,
подразумевающее плохую посещаемость
занятий и слабую самостоятельную
работу
отражает
достаточный
уровень
подготовки и исполнения на данном
этапе обучения
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения
является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или
иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка
качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что
даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку
качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков.
В критерии оценки уровня исполнения должны входить следующие
составляющие:
- техническая оснащенность учащегося на данном этапе обучения;
- художественная трактовка произведения;
- стабильность исполнения;
- выразительность исполнения.
Текущий и промежуточный контроль знаний, умений и навыков
учащихся несет проверочную, воспитательную и корректирующую
функции, обеспечивает оперативное управление учебным процессом.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации преподавателям
Предлагаемые репертуарные списки, требования по технике,
программы контрольных уроков являются примерными, предполагают
дополнение, варьирование со стороны преподавателей в соответствии
с их методическими установками, а также с возможностями и
способностями конкретного ученика.
В зависимости от желания педагога и способностей учащегося
репертуар может изменяться и дополняться.
Большинство разучиваемых произведений предназначено для
публичных выступлений на контрольных уроках, зачетах, концертах.
Но, если позволяет время ученика, часть программы можно
использовать для работы в классе или ознакомления с новым
произведением.
В течение учебного года успешно занимающиеся учащиеся имеют
возможность выступать на классных и отчетных концертах (1-2 за
учебный год).
В работе с учащимися используется основная форма учебной и
воспитательной работы – индивидуальный урок с преподавателем. Он
включает совместную работу педагога и ученика над музыкальным
материалом, проверку домашнего задания, рекомендации по
проведению дальнейшей самостоятельной работы с целью достижения
учащимся наилучших результатов в освоении учебного предмета.
Содержание урока зависит от конкретных творческих задач, от
индивидуальности ученика и преподавателя.
Работа в классе должна сочетать словесное объяснение материала
с показом на инструменте фрагментов изучаемого музыкального
произведения.
Преподаватель должен вести постоянную работу над качеством
звука, развитием чувства ритма, средствами выразительности.
Работа с учащимся включает:
- решение технических учебных задач – координация рук, пальцев,
наработка аппликатурных и позиционных навыков освоение приемов
педализации;
- работа над приемами звукоизвлечения;
- тренировка художественно-исполнительских навыков: работа над
фразировкой, динамикой, нюансировкой;
- формирование теоретических знаний: знакомство с тональностью,
гармонией, интервалами и др.;
- разъяснение учащемуся принципов оптимально продуктивной
самостоятельной работы над музыкальным произведением.
В работе с учащимися преподавателю необходимо придерживаться
основных принципов обучения: последовательности, постепенности,
доступности, наглядности в изучении предмета. В процессе обучения
нужно учитывать индивидуальные особенности учащегося, степень
его музыкальных способностей и уровень его подготовки на данном
этапе.
Важнейшим фактором, способствующим правильной организации
учебного процесса, повышению эффективности воспитательной
работы и успешному развитию музыкально-исполнительских данных
учащегося является планирование учебной работы и продуманный
подбор репертуара. Основная форма планирования – составление
преподавателем индивидуального плана на каждого ученика в начале
учебного года и в начале второго полугодия. В индивидуальный план
включаются разнохарактерные по форме и содержанию произведения
русской и зарубежной классической и современной музыки.
В работе педагогу необходимо использовать произведения
различных эпох, форм, жанров, направлений для расширения
музыкального кругозора ученика и воспитания в нем интереса к
музыкальному творчеству. Основной принцип работы: сложность
изучаемых произведений не должна превышать возможности ученика.
Важно сочетать изучение небольшого количества относительно
сложных произведений, включающих в себя новые, более трудные
технические приемы и исполнительские задачи, с прохождением
большого числа довольно легких произведений, доступных для
быстрого разучивания, закрепляющих усвоенные навыки и
доставляющих удовольствие в процессе музицирования.
Важность работы над полифоническими произведениями
заключается в том, что освоение полифонии позволяет учащимся
слышать и вести одновременно и ли поочередно самостоятельные
линии голосов.
Работа над крупной формой учит способности мыслить крупными
построениями, сочетать контрастные образы, свободно владеть
разнообразной фактурой, получить представление о форме
музыкального произведения.
В работе над разнохарактерными пьесами педагогу необходимо
пробуждать фантазию ученика, рисовать яркие образы, развивать
эмоциональную сферу его восприятия музыки.
В работе над этюдами необходимо приучать учащегося к
рациональному,
осмысленному
и
точному
использованию
аппликатуры, создающей удобство на клавиатуре, чему должно
способствовать планомерное и систематическое изучение гамм,
арпеджио и аккордов. Освоение гамм рекомендуется строить по
аппликатурному сходству, что дает хорошие и прочные результаты.
Такая работа приводит к успешному обеспечению технических задач.
Важную роль в освоении игры на фортепиано играет навык чтения
с листа. Владение этим навыком позволяет более свободно
ориентироваться в незнакомом тексте. Развивает слуховые,
координационные, ритмические способности ученика. В конечном
итоге, эта практика способствует более свободному владению
инструментом, умению ученика быстро и грамотно изучить новый
материал.
Большая часть программы разучивается на аудиторных занятиях
под контролем педагога.
Часто необходим показ – игра нового материала, разбор и
объяснение
штрихов,
аппликатуры,
нюансов,
фразировки,
выразительности музыкальной интонации и т.п. Важна игра в
ансамбле с учеником в начальных классах: ученик играет партию
одной руки, педагог – другой. В дальнейшем исполняются ансамбли в
4 руки, для 2-х фортепиано, аккомпанемент голосу, струнному или
духовому инструменту.
2.Методические рекомендации по организации самостоятельной
работы обучающихся
Самостоятельные занятия должны быть построены таким образом,
чтобы при наименьших затратах времени и усилий, достичь
поставленных задач и быть осознанными и результативными.
Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом
методической целесообразности, минимальных затрат на подготовку
домашнего задания, параллельного освоения детьми программ общего
образования. Рекомендуемый объем времени на выполнение
самостоятельной работы учащимися струнного отделения, отделения
духовых
инструментов по предмету «фортепиано» с учетом
сложившихся педагогических традиций – 2 часа в неделю. Для
организации домашних занятий обязательным условием является
наличие дома у ученика музыкального инструмента, а также наличие у
него нотного материала.
Самостоятельные занятия должны быть регулярными (2-3 раза в
неделю). Они должны проходить при хорошем физическом состоянии
учащегося, занятия при повышенной температуре и плохом
самочувствии опасны для здоровья и не продуктивны.
Роль педагога в организации самостоятельной работы учащегося
велика. Она заключается в необходимости обучения ребенка
эффективному использованию учебного внеаудиторного времени.
Педагогу следует разъяснить ученику, как распределить по времени
работу над разучиваемыми произведениями, указать очередность
работы, выделить наиболее проблемные места в данных
произведениях, посоветовать способы их отработки.
Самостоятельные домашние задания учащегося предполагают
продолжение работы над освоением произведения, которая была
начата в классе под руководством педагога. Выполнение домашнего
задания – это работа над деталями исполнения (звуком, техническими
трудностями,
педализацией,
динамикой,
нюансировкой,
артикуляцией), а также запоминание и исполнение произведений
наизусть. Для плодотворной и результативной самостоятельной
работы ученику необходимо получить точную формулировку
посильного для него домашнего задания, которое будет записано
педагогом в дневник учащегося.
Так, для начинающих можно предложить следующие виды
домашней работы: пение мелодий разучиваемых пьес с названием нот
и дирижированием, игра отдельно каждой рукой, чтение с листа
легкого музыкального текста, игра гамм, аккордов, арпеджио,
упражнений на постановку рук, показанных педагогом и т.п.
При работе над этюдами следует добиваться технической свободы
исполнения, используя оптимальную аппликатуру, предложенную
педагогом. Педагог должен также указать способы проработки
технических трудностей в том или ином этюде, предложить
упражнения на данный вид техники.
Работа над произведениями полифонического склада заключается
в игре линии каждого голоса отдельно, затем соединяя их,
прослеживая соотношение данных голосов, их развитие. Полезно в
многоголосных произведениях петь один из голосов, играя при этом
другие.
При разучивании произведений крупной формы ученик должен с
помощью педагога разобраться в его строении, разделах, характере
тематического материала. Заниматься дома следует по нотам, следить
за правильным исполнением штрихов, аппликатуры,нюансировки,
педали и других указаний автора, редактора или педагога.
Работа над разнохарактерными пьесами должна заключаться не в
многократном проигрывании их с начала до конца, а в проработке
трудных мест, указанных педагогом, выполнении его замечаний,
которые должны быть отражены в дневнике. Полезно повторение
учеником ранее пройденного репертуара.
Результаты домашней работы проверяются, корректируются и
оцениваются преподавателем на уроке.
Проверка результатов самостоятельной работы учащегося должна
проводиться педагогом регулярно.
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1. Списки рекомендуемой нотной литературы
1. Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного и
1 классов / сост. Т.Директоренко, О.Мечетина. М.: Композитор, 2002
2. Альбом легких переложений для ф-но в 4 руки. Вып. 2 / сост.
Э.Денисов, 1962
3. Альбом юного музыканта. Педагогический репертуар ДМШ 1-3 кл. /
ред.-сост. И.Беркович. Киев, 1964
4. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие. М.:
Российское музыкальное издательство, 1996
5. Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. М.: Музыка, 2012
6. Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги для ф-но. Под ред. И.А.Браудо.
–СПб.: Композитор, 1997
7. Бах И.С. Инвенции. Ред. С.Диденко. М.: Музыка, 1978
8. Бах И.С. Французские сюиты. Ред. Э.Петри. М.: Музыка, 1972
9. Беренс Г. Этюды. М.: Музыка, 2005
10. Беренс Г. 32 избранные этюды (соч. 61, 68, 88)
11. Бертини А. Избранные этюды. М.: Музыка, 1992
12. Бетховен Л. Легкие сонаты (сонатины) для фортепиано. М.: Музыка,
2011
13. Библиотека юного пианиста. Сонаты. Средние и старшие классы
ДМШ. Вып.1 Сост. Ю.Курганов. М.: 1991
14. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1987
15. Веселые нотки. Сборник пьес для ф-но. 3-4 кл. ДМШ. Вып. 1: Учебнометодическое пособие, сост. С.А.Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс,
2007
16. Гайдн Й. Избранные пьесы для ф-но. 1-4 кл. Ред.Ю.Камальков.- М.:
Музыка, 1993
17. Гедике А. 40 мелодических этюдов для начинающих. Соч. 32
18. Гаммы и арпеджио в 2-х ч. Сост. Ширинская Н.- М.: Музыка, 2000
19. Григ Э. Избранные лиричес кие пьесы для ф-но. Вып. 1,2. – М.:
Музыка, 2011
20. Джаз для детей. Средние и старшие классы ДМШ. Вып. 6: Учебнометод. Пособие / сост. С.А.Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2003
21. «Иду, гляжу по сторонам». Ансамбль в 4 руки. Изд
«Композитор»,СПб,1999
22. Избранные этюды зарубежных композиторов. Вып. 4. V-VIкл.
ДМШ: Учеб. Пособие / Ред.-сост. А.Г.Руббах и В.А.Натансон. – М.:
Государственное музыкальное издательство, 1962
23. Избранные этюды иностранных композиторов. Вып. 1, I-IIкл.
ДМШ: Учеб. Пособие / сост. А.Руббах и В. Натансон. – М.:
Государственное музыкальное издательство, 1960
24. Казановский Е. Дюжина джазовыхкрохотулечек. Учеб пособие –
СПб: Союз художников, 2008
25. Лемуан А. Соч. 37. 50 Характерных и прогрессивных этюдов. М.:
Музыка, 2010
26. Лекуппэ Ф. 25 легких этюдов. Соч. 17
27. Лещинская И. Малыш за роялем. – М.: Кифара, 1994
28. Лешгорн А. Избранные этюды. Соч. 65, соч. 66
29. Металлиди Ж. «Дом с колокольчиком». Изд. «Композитор», СПб,
1994
30. Милич Б. Фортепиано 1,2,3 кл. – Кифара, 2006
31. Милич Б. Фортепиано 4 кл. – Кифара, 2001
32. Милич Б. Фортепиано 6 кл. – Кифара, 2002
33. Музицирование для детей и взрослых, Вып. 2: Учеб пособие / сост.
Барахтин Ю.В. – Н: Окарина, 2008
34. Музыкальная азбука для самых маленьких. Учебно-метод. Пособие.
Сост. Н.Н.Горошко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007
35. Музыка для детей. Фортепианные пьесы: вып. 2 ., издание 4. Сост.
К.С.Соркин – М.: Современный композитор, 1986
36. Музыкальный альбом для фортепиано. Вып. 1. Сост. А.Руббах – М.,
1972
37. Музыкальный альбом для ф-но. Вып. 2 /Сост. А.Руббах и
В.Малинникова – М.: Советский композитор, 1973
38. Музыкальная коллекция. 2-3 классы ДМШ. Сборник пьес для ф-но
/Учеб.- метод. пособие. Сост. Гавриш О.Ю.. Барсукова С.А. – Ростов
н/Д: Феникс, 2008
39. Орфей. Альбом популярных пьес зарубежных композиторов для ф-но:
Сб./сот. К.Сорокин. – М.: Музыка, 1976
40. Парцхаладзе М. Детский альбом. Учебное пособие. Педагогическая
редакция А.Батаговой и Н. Лукьяновой. –М.: Советский композитор,
1963
41. Педагогический репертуар ДМШ. Итальянская клавирная музыка для
фортепиано. Вып. 3. Сост. О.Брыкова, А.Парасаднова, Л.Россик. –
М., 1973
42. Педагогический репертуар ДМШ для ф-но. Легкие пьесы зарубежных
композиторов / Сост. Н.Семенова. СПб. 1993
43. Педагогический репертуар ДМШ. Этюды для ф-но 5 кл. / Ред.
В.Дельновой – М., 1974
44. Полифонические пьесы. Педагогический репертуар ДМШ 4-5 кл.
/М., 1974
45. Путешествие в мир музыки: Уч. пособие / сост. О.В.Бахлацкая: М.:
Советский композитор, 1990
46. Пьесы композиторов 20 века для ф-но. Зарубежная музыка / Ред.
Ю.Холопова. – М., 1996
47. Пьесы в форме старинных танцев. Сост. М.Соколов. – М., 1972
48. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, ч. 1,2. Сост.
С.Ляховицкая. Л.Баренбойм. – М., 1990
49. Свиридов Г. Альбом пьес для детей. «Советский композитор». 1973
50. Сборник фортепианных пьес композиторов XVII–XVIII веков. Вып.
2.: Учеб. Пособие / Сост. И ред. А.Юровский – М.:
Государственное музыкальное издательство, 1962
51. Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетради 3,6,9,11.
«Музыка», 1993
52. Сонаты, сонатины, рондо, вариации для ф-но 1 ч. / Сост.
С.Ляховицкая – М., 1961
53. Старинная клавирная музыка: Сборник / Редакция Н.Голубовской,
сост. Ф.Розенблюм – М.: Музыка, 1978
54. Таривердиев М. «Настроения» 24 простых пьесы для фортепиано.
Изд. «Классика XXI век» - М., 2002
55. Фортепиано 5 кл. ДМШ, ч.1: Учеб. Пособие / сост.-ред. Милич Б.Е.
Киев: Музична Украина, 1973
56. Фортепиано 6 кл. ДМШ. Ч.2: Учеб. Пособие / сост.-ред. Милич Б.Е.
Киев: Музична Украина, 1972
57. Фортепианная игра 1-2 кл. ДМШ: Учеб. Пособие / сост. В.Натансон,
Л.Рощина. – М.: Музыка, 1988
58. Хрестоматия для ф-но. 1 кл. ДМШ: Учебник / сост. А.Бакулов,
К.Сорокин. – М.: Музыка, 1989
59. Хрестоматия для ф-но, 2 кл. ДМШ: Учебник / сост. А.Бакулов,
К.Сорокин. – М.: Музыка, 1989
60. Хрестоматия для ф-но, 3 кл. ДМШ: Учебник / сост.
Н.А.Любомудров, К.С.Сорокин, А.А.Туманян, Ред. С.Диденко. –
М.: Музыка, 1983
61. Хрестоматия для ф-но ДМШ 5 класс. Пьесы. Вып. 1: Учебник /
Сост. М.Копчевский. – М.: Музыка, 1978
62. Хромушин О. Джазовые композиции в репертуаре ДМШ. Изд.
«Северный олень», СПб, 1994
63. Чайковский П. Детский альбом. Соч. 39. – М.: Музыка, 2006
64. Черни К. Сто пьес для удовольсвия и отдыха. Тетр. 1,2. Ред.-сост.
А.Бакулов, 1992
65. Черни К. – Гермер Т. Этюды 1,2 тетр.
66. Шитте Л. 25 маленьких этюдов. Соч. 108, 25 легких этюдов. Соч. 160
67. Школа игры на фортепиано: Учебник / Сост. А.Николаев,
В.Натансон.– М.: Музыка, 2011
68. Шуман Р. Альбом для юношества. – М.: Музыка, 2011
69. Юному музыканту-пианисту, 1 кл.: Хрестоматия для уч-ся ДМШ:
Учебно-метод. Пособие / Сост. Г.Цыганова, И.Королькова. Изд. 4-е.
– Ростов н/Д: Феникс. 2008
70. Юному музыканту-пианисту. 5 кл.: Хрестоматия для уч-ся ДМШ:
Учебно-метод. Пособие / сост. Г.Цыганова, И.Королькова. Изд. 3-е.
–Ростов н/Д: Феникс. 2008
71. Юный пианист. Пьесы. Этюды, ансамбли для 3-5 кл. ДМШ. Вып.
II.:Учеб. Пособие / сост. И ред. Л.И.Ройзмана и В.А.Натансона. –
М:Советский композитор, 1967
72. Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 6-7 кл. ДМШ. Вып. II.:
Учеб. Пособие / сост. И ред. Л.И.Ройзмана и В.А.Натансовна. – М.:
Советский композитор, 1973
2. Список рекомендуемой методической литературы
1. Алексеев А. Методика обучения игре на ф0но. 3-е изд. Москва,
1978
2. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и
образовании. М.-Л., 1965
3. Баренбойм Л. «Путь к музицированию». 2-е изд. Ленинград, 1979
4. «Выдающиеся
пианисты-педагоги
о
фортепианном
исполнительстве». Москва, 1966
5. Гофман И. «Фортепианная игра: Ответы
на вопросы о
фортепианной игре». Москва. 1961
6. Коган Г. «Работа пианиста». Москва. 1953
7. Корто А. «О фортепианном искусстве». Москва, 1965
8. Маккинон Л. «Игра наизусть». Ленинград, 1967
9. Метнер Н. «Повседневная работа пианиста и композитора».
Москва, 1963
10.Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры». 5 изд. Москва.
1987
11.Петрушин В. «Музыкальная психология». Москва, 1997
12.Смирнова Т. «Беседы о музыкальной педагогике и о многом
другом». Москва, 1997
13.Цыпин Г. «Обучение игре на фортепиано». Москва, 1974
14.Шуман Р. «Жизненные правила для музыканта». Москва, 1959
15.Шуман Р. «О музыке и о музыкантах». Москва, 1973