Ансамбль скрипачей

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 6»
городского округа Саранск

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Предметная область
В.00. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

ПРОГРАММА
по учебному предмету
ВО.01.УП.01 АНСАМБЛЬ СКРИПАЧЕЙ

Саранск 2016

«Одобрено»
Методическим советом
МБУДО «ДМШ № 6» г.о. Саранск

«Утверждаю»
Директор – П.С.Еськин
______________
(подпись)

«____» _______________ 20____ г.

«____» _______________ 20____ г.

дата утверждения

дата рассмотрения

Разработчик – Максимовская Е.Н., заведующая струнно – смычковым
отделением, преподаватель по классу скрипки МБУДО «ДМШ № 6»
Рецензент – Маслова Л.А., преподаватель по классу скрипки МБУДО
«ДМШ № 6»
Рецензент – Щербакова Е.А., председатель ПЦК «Инструментальное
исполнительство – оркестровые струнные инструменты» ГБПОУ РМ СМУ ИМ
Л.П. КИРЮКОВА, Заслуженный деятель искусств Республики Мордовия

2

Структура программы учебного предмета
I.

Пояснительная записка

 Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
 Срок реализации учебного предмета;
 Объём учебной нагрузки и её распределение
II.

Требования к уровню подготовки обучающихся

III.

Методические рекомендации преподавателям

IV.

Рекомендуемая нотная литература

V.

Примерный репертуарный список

VI.

Рекомендуемая методическая литература

3

I.Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Ансамбль скрипачей» составлена на
основании федеральных государственных требований к дополнительным
предпрофессиональным

общеобразовательным

программам

в

области

музыкального искусства «Струнные инструменты», а также на основе
Программы

для

детских

музыкальных

школ

«Оркестровый

класс»,

рекомендованной к использованию Министерством культуры СССР в 1990
году.
Ансамбль скрипачей – учебный предмет, который может входить в
вариативную часть учебного плана дополнительных предпрофессиональных
общеобразовательных программ в области музыкального искусства.
В ансамбль скрипачей необходимо вовлекать учащихся, обучающихся на
струнно-смычковых инструментах. Распределение учащихся по группам для
проведения занятий планируется на каждый учебный год. Необходимо
стремиться к пропорциональному соотношению всех групп ансамбля.
Сроки реализации учебного предмета
По образовательным программам с восьмилетним сроком обучения к
занятиям в ансамбле скрипачей привлекаются учащиеся 4-8 классов, а также
наиболее подготовленные учащиеся 3 класса.
Для

учащихся,

планирующих

поступление

в

образовательные

учреждения, реализующие основные профессиональные навыки в области
музыкального искусства, срок освоения программы «Ансамбль скрипачей»
может быть увеличен на 1 год.
Объём учебной нагрузки и её распределение
Недельная нагрузка по предмету «Ансамбль скрипачей» - 2часа в неделю,
в соответствии с учебным планом детской музыкальной школы.
Детская музыкальная школа определяет время, необходимое для
планомерной и целенаправленной работы ансамбля скрипачей. Эти часы могут

4

быть использованы как на занятия по группам (в мелкогрупповой или
групповой форме), так и на сводные занятия (консультации). Кроме того, на
сводные занятия ансамбля учебный план предусматривает дополнительно 2
часа в месяц (из количества часов, предусмотренных ФГТ на консультации).

II.Требования к уровню подготовки обучающихся
За время обучения в классе ансамбля у учащихся должен быть
сформирован комплекс умений и навыков, необходимых для совместного
музицирования, а именно:
 исполнение

партии

в

соответствии

с

замыслом

композитора и

требованиями руководителя; чтение нот с листа;
 понимание музыки, исполняемой ансамблем в целом и отдельными
группами; умение слышать тему, подголоски, сопровождение;
 умение грамотно проанализировать исполняемое произведение.
Знания
необходимы

и

умения,

выпускникам

полученные

учащимися

впоследствии

для

в

классе

участия

в

ансамбля
различных

непрофессиональных творческих музыкальных коллективах, а также для
дальнейших занятий в оркестровых классах профессиональных учебных
заведений.
Выступление

ансамбля

скрипачей

рассматривается

как

вид

промежуточной аттестации.
В конце первого и второго полугодия учебного года руководитель
ансамбля скрипачей выставляет учащимся оценки. При этом учитывается
общее развитие ученика, его активность и успехи в освоении навыков
ансамблевой игры.

5

III.Методические рекомендации преподавателям
Работа руководителя ансамбля скрипачей распределяется по следующим
этапам: изучение произведений по партиям, проведение учебных занятий по
группам, сводных занятий, а также репетиций и концертов.
Работа класса ансамбля в течение учебного года ведётся по заранее
намеченному плану. В плане указывается репертуар для изучения на текущий
год, определяется примерное количество выступлений ансамбля. При этом
учитываются возможности учеников, подготовленность к занятиям в ансамбле
учащихся разных классов. Неоправданное завышение программы препятствует
прочному усвоению учащимися навыков ансамблевого музицирования, ведёт к
перегрузке и снижает интерес к занятиям.
В репертуар ансамбля скрипачей необходимо включать произведения
русской, советской и зарубежной музыкальной литературы различных жанров и
форм. Большое значение имеет работа над полифонией (обработка народных
песен, оригинальные сочинения полифонического склада). Необходимо уделять
внимание пополнению репертуара из произведений народной музыки и
национальных композиторов.
Представленные в репертуарном списке произведения для ансамбля
скрипачей делятся на три группы: I, II и III ступени трудности, что отмечено в
специальной графе.
Репертуарный список не является исчерпывающим. Руководитель
ансамбля может по своему усмотрению пополнять его новыми, вновь
издаваемыми сочинениями, соответствующими музыкально-исполнительским
возможностям учащихся,

обрабатывать и делать переложения для того

состава ансамбля, который имеется в школе.
В занятиях ансамбля скрипачей должен принимать участие пианистконцертмейстер. Фортепиано

уплотняет

звучность ансамбля, создаёт

интонационно чистую основу произведения, помогая учащимся в овладении
интонацией.

6

В течение года руководитель ансамбля скрипачей должен подготовить с
коллективом 2-3 разнохарактерных произведения, которые рекомендуется
исполнять в различных концертах. В целях более продуктивной работы и
подготовки большего количества произведений целесообразна организация
разучивания ансамблевых партий с помощью педагогов струнно-смычкового
отделения.

IV. Рекомендуемая нотная литература
1. Ансамбли юных скрипачей. Вып.4-8.-М., 1979, 1981, 1985, 1987, 1988
2. Ансамбли для двух скрипок. III-IV кл.ДМШ /сост. А.Готсдинер.-Л., 1969
3. Библиотека юного скрипача. ДМШ III-V кл.,вып.2 /Ред.К.Форту- натова.Л.,1964
4. Библиотека юного скрипача. ДМШ V-VII кл.,вып.5Ред.К.Фортунатова.М., 1970
5. Детский камерный ансамбль. Репертуар младших, средних и старших
классов ДМШ, вып.1,2 /Ред.А.Шувалова.- СПб,2003
6. Дога Е. Камерные ансамбли.- СПб, 2001
7. Дога Е. Пьесы для ансамбля скрипачей. /Ред.О.Фадеевой.- СПб, 2006
8. Концертные пьесы для

ансамбля скрипачей

в

сопровождении

фортепиано. /Ред.Г.Молодцевой.- М., 2000
9. Неволович А. Признание. Пьесы для струнного ансамбля и фортепиано.СПб, 2004
10.Педагогический репертуар. Скрипичные дуэты для VI-VII кл. ДМШ,
вып.1 /Сост.А.Готсдинер.- М., 1967
11.Популярные

пьесы

для

ансамбля

скрипачей,

вып.1,2

/Сост.

и

обр.И.Ратнера.- СПб, 2004,1998
12.Популярная музыка. Транскрипции для ансамбля скрипачей /Составление
и переложение И.Святловской, Л.Шишовой, В.Виноградовой.- СПб, 2004
13.Пьесы для ансамбля скрипачей /Сост. И.Ратнер.- Л.,1988
14.Пьесы для двух скрипок /Ред.Т.Захарьиной.- Л.,1965

7

15.Пьесы для ансамбля скрипачей /Сост.Ю.Реентович.- М.,1975
16.Пьесы

советских

композиторов

для

скрипичного

ансамбля

/Сост.Д.Ленилова.- М.,1966
17.Раков Н. Пьесы для 2-х скрипок.- М.,1965
18.Светлячок. Пьесы с фортепианным сопровождением и партиями, вып.4,6
/Составление и переложение Э.Пудовочкина.- СПб. 2001
19.Скрипичные

ансамбли

для

учащихся

классов

IV-VII

ДМШ

/Сост.Р.Маневич.- Л.,1974
20.Шире

круг.

Популярные

произведения

для

ансамбля

скрипачей

/Составление и переложение Н.Нежинской.- СПб, 2002
21.Щукина О. Ансамбль скрипачей с азов, вып.1,2 .- СПб, 2007

V.Примерный репертуарный список
Автор

Название пьесы

Бах И.С.

Сицилиана

Бах И.С.

Аве Мария

II

18

Бабаджанян А.

Танец

II

21

Бакланова Н.

Мазурка

I

21

Баневич С.

Фантазия на темы из музыки к
кинофильму «Никколо Паганини»

III

21

Бонфа Л.,
Жобим А.

Отрывок из музыки к фильму
«Чёрный Орфей»

II

5

Бетховен Л.

Турецкий марш. Из музыки к пьесе
«Афинские развалины»

II

20

Гаврилин В.

Осенью

III

21

Гаврилин В.

Большой вальс из балета «Анюта»

III

21

Гендель Г.

Песня победы

I

19

8

Степень
№
трудности сборника
I
5

Гендель Г.

Ария

II

19

Гендель Г.

Пассакалия

II

18

Гершвин Дж.

Колыбельная. Из оперы «Порги и
Бесс»

III

21

Григ Э.

Норвежский танец

I

20

Дезорме Л.

Возвращение с парада. Маршполька

II

20

Дербенко Е.

Романтическая прелюдия

III

21

Дворжак А.

Юмореска

II

12

Джоплин С.

Регтайм

III

12

Джилкинсон Т.

Город детства

II

20

Дога Е.

Танго
Вальс из кинофильма «Мой
ласковый и нежный зверь»
Берёзовая аллея
Cкрипунелла

III
III

7
7

III
I

7
6

Караев К.

Адажио из балета «Семь красавиц»

III

1

Кемферт Б.

Путники в ночи

II

20

Книппер А.

Полюшко-поле. Из симфонии №4
«Поэма о бойце-комсомольце»

II

1

Кабалевский Д.

Комсомольская песня

II

19

Котляревский Р.

Пионеры

II

19

Кроткиевский В.

Ария

I

21

Крылатов Е.

Ожидание. (Музыка из кинофильма
«И это всё о нём»)

III

8

Лист Ф.

Ноктюрн №3 (Грёзы любви)

II

21

9

Мамедов Ю.

Анданте и Аллегро

III

1

Матвеев М.

Зимушка-Зима

II

19

Металлиди Ж.

Весёлое шествие
Три пьесы из сюиты «Золотой
ключик» (Марш Буратино, Вальс
Мальвины, Полька кукол)

II
II

18
11

Моцарт Л.

Менуэт

II

5

Морриконе Э.

Мелодия из кинофильма
«Профессионал»

III

8

Неволович А.

Признание
Маленькое Рондо
Колыбельная

III
II
II

9
9
9

Островский А.

Спят усталые игрушки

II

21

Прокофьев С.

Поезд. Из сюиты «Зимний костёр»
Полька из музыки к спектаклю
«Евгений Онегин»
Шествие из симфонической сказки
«Петя и волк»

II
III

1
1

III

1

Ромберг Э.

Тихо, как при восходе солнца

I

12

Русин В.Щукина О.

Мелодия дождя
Полька-солнышко
Весёлые струны
Качели

I
I
I
I

21
21
21
21

Cен-Санс К.

Лебедь. Из сюиты «Карнавал
животных»

II

21

Хотунцов Н.

Элегия
Каникулы

III
III

12
12

Шостакович Д.

Лирический вальс
Гавот

III
II

11
11

Шуберт Ф.

Адажио
Музыкальный момент
Вальс. Соч.9, №1

II
II
II

12
11
11

10

Черненко А.

Вальс.Соч.50, 12

II

11

Моцарт и немного джаза

II

21

VI.Рекомендуемая методическая литература
1. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке.- М., 1966
2. Баренбойм Л. Музыкальное воспитание в СССР.- М., 1978
3. Баренбойм Л. Музыкальное воспитание в Венгрии.- М., 1983
4. Благой Д. Роль эстрадного выступления в обучении музыкантов
исполнителей.- В сб.: Методические записки по вопросам музыкального
образования. Вып.2. М., 1981
5. Вопросы совершенствования игры на оркестровых инструментах.- М.,
1978
6. Гинзбург Л. Исследования, статьи, очерки.- М., 1971
7. Гоноболин Ф. О некоторых психологических качествах личности
учителя., В кн. Хрестоматия по психологии. М., 1972
8. Иванов К.Л. Всё начинается с учителя.- М., 1983
9. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца.- М., 1984
10.Куус И.И. Коллективное музицирование в ДМШ и его значение в
музыкальном

воспитании

учащихся.-

В

сб.:Вопросы

методики

начального музыкального образования. М.,1981
11.Мострас К. Интонация.- В сб.:Очерки по методике обучения игре на
скрипке. М.,1960
12.Мострас К. Ритмическая дисциплина скрипача.- М.- Л.,1951
13.Свирская Т. Опыт работы в классе скрипичного ансамбля.- В сб.:
Вопросы музыкальной педагогики. Вып.2. М.,1980
14.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- Киев, 1972
15.Турчанинова Г.С. Организация работы скрипичного ансамбля.- В сб.:
Вопросы музыкальной педагогики. Вып.2. М..1980

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».