Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 6»
городского округа Саранск
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ЖИВОПИСЬ»
Предметная область
В.00. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
ПРОГРАММА
по учебному предмету
В.02. КОМПОЗИЦИЯ ДЕКОРАТИВНАЯ
Срок обучения 5 лет
Саранск 2017
Одобрено
Утверждаю
Методическим советом
Директор МБУДО «ДМШ №6 »
МБУДО «ДМШ №6 »
______________
(подпись)
«___»____________2017 г.
«___»___________2017 г.
Примерная программа учебного предмета разработана на основе Федеральных
государственных требований к дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программе.
Организация-разработчик:
Муниципальное
бюджетное
дополнительного образования «Детская музыкальная школа №6 »
Разработчик:
Шахаева Е. Г., преподаватель
учреждение
Содержание программы учебного предмета
I.
Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной
организации на реализацию учебного предмета;
- Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмет;
II.
Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план;
- Годовые требования;
III.
Требования к уровню подготовки учащихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения;
IV.
Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
- Контрольные требования на разных этапах обучения;
V.
Методическое обеспечение учебного процесса
- Комментарии к разделам и темам;
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;
VI.
Список литературы и средств обучения
- Список методической литературы;
- Список учебной литературы;
- Средства обучения.
3
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль
в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Композиция декоративная» разработана
на
основе
и
с
учетом
федеральных
государственных
требований
к
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в
области изобразительного искусства .
Программа
«Композиция
декоративная»
направлена
на
развитие
творческих способностей, формирование навыков самостоятельной работы,
воспитание эстетического вкуса учащихся.
Предмет «Композиция декоративная» также тесно связан с предметами
«Рисунок», «Живопись», «История народной культуры и изобразительного
искусства». Навыки, приобретенные на уроках рисунка и живописи, помогают
учащимся наиболее успешно выполнять задания по прикладной композиции.
Знание основных художественных школ русского и западно-европейского
искусства, основных видов народного художественного творчества, его
особенностей и истоков позволяет создавать наиболее выразительные
орнаментальные темы и декоративные композиции.
Особенностью предмета «Композиция декоративная» является его
практико-ориентированная направленность.
Знания, умения и навыки, приобретенные учащимися на уроках
прикладной
композиции,
позволяют
наиболее
успешно
создавать
художественные проекты для работы в материале, например, работы,
созданные на уроках композиции, могут быть переведены в технические
рисунки и выполнены в материале.
Срок реализации учебного предмета
Согласно
учебному
плану
изучение
предмета
«Композиция
декоративная» начинается с первого класса и заканчивается в пятом, пропуская
4
второй и третий классы с аудиторной учебной нагрузкой 1,5 часа в 1 классе, в
4-5 классах - 2 часа в неделю
Самостоятельная работа учащихся составляет 2 часа в неделю на
протяжении всего периода обучения и предполагает выполнение заданий по
разделам, а также изучение специальной дополнительной литературы.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общий
объем
времени
по
учебному
предмету
«Композиция
декоративная» при 5-летнем 391 час. Из них аудиторные занятия -187 часов,
самостоятельная работа - 204 часа.
Сведения о затратах учебного времени
и графике промежуточной и итоговой аттестации
Срок освоения образовательной программы
«Живопись» 5 лет
1 класс
1-й год
4 класс
4-й год
5 класс
5-й год
Полугодия
1
2
7
8
9
10
Аудиторные
занятия (в часах)
Самостоятельная
работа (в часах)
Максимальная
учебная нагрузка
(в часах)
Вид
промежуточной и
итоговой
аттестации по
полугодиям
24
27
32
36
32
36
187
32
36
32
36
32
36
204
56
63
64
72
64
72
391
зачет
просмотр
зачет
просмотр
зачет
просмотр
Вид учебной
работы,
аттестации,
учебной нагрузки
5
Всего
часов
Форма проведения учебных занятий
Занятия по предмету «Композиция
декоративная» и проведение
консультаций рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий
(численностью от 4 до 10 человек).
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить
процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и
индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную
работу.
Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета «Композиция декоративная» является
художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе
освоения предмета художественно-исполнительских и теоретических знаний,
умений и навыков, а также выявление одаренных детей и их подготовка к
поступлению
в
образовательные
организации,
реализующие
основные
профессиональные программы в области изобразительного искусства.
Задачи учебного предмета «Композиция декоративная»:
формирование способности понимать принципы создания предметов
декоративно-прикладного искусства;
развитие интереса к изобразительному искусству и художественному
творчеству;
знакомство с основными законами, закономерностями, правилами и
приемами декоративной композиции;
применение
полученных
знаний
о
выразительных
средствах
композиции (ритм, линия, силуэт, цвет, тональная пластика, контраст) в
композиционных работах;
формирование
соответствующие
умения
находить
композиционному
замыслу,
художественные
а
пластические решения для каждой творческой работы;
6
также
-
средства,
живописно-
формирование
умения
создавать
грамотную
художественную
композицию;
формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к
продолжению
обучения
в
образовательных
организациях
среднего
профессионального образования, реализующих основные профессиональные
программы в области изобразительного искусства.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки учащихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение вариантов
изобразительного материала);
наглядный (показ, демонстрация произведений известных художников
и лучших образцов заданий, выполненных учащимися);
практический
(зарисовки
с
натуры
и
творческие упражнения,
подробная проработка отдельных деталей задания и последующая организация
композиции целого листа);
7
самостоятельная работа (сбор натурного материала, разработка
эскизных вариантов заданий);
просмотр картин выдающихся художников и посещение выставок для
повышения общего уровня развития учащегося;
индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных
особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные
предпрофессиональной
методы
работы
образовательной
с
группой
программы
в
рамках
являются
наиболее
продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного
предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях
художественного образования.
Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и
фондам
аудио-
и
видеозаписей
школьной
библиотеки.
Во
время
самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора
дополнительного материала по изучению предложенных тем.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными
изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической
литературы по изобразительному искусству, истории мировой культуры,
художественными альбомами.
Мастерская по композиции прикладной должна быть оснащена удобными
столами, мольбертами, компьютером, интерактивной доской.
II. CОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета «Композиция декоративная» построено с
учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей
развития их пространственного мышления; включает теоретическую и
практическую части.
8
Теоретическая
часть
предполагает
изучение
учащимися
теории
композиции, включает в себя задания по аналитической работе в области
композиции, практическая часть основана на применении теоретических
знаний в учебном и творческом опыте.
Курс «Композиция декоративная» включает в себя четыре раздела:
основы общей композиции;
орнамент;
стилизация и трансформация формы.
Разделы повторяются каждый год и имеют различный уровень
сложности.
В разделе «Стилизация и трансформация формы» учащиеся работают с
растительными, животными и другими природными формами, а также с
формами и предметами окружающей среды. В пятом классе разрабатывают
темы, связанные с созданием
многофигурных композиций или элементов
костюма (для направления «текстиль»).
В разделе «Основы общей композиции» учащиеся знакомятся с законами
и правилами составления композиции, в каждом классе задачи усложняются.
Все темы связаны между собой и имеют интегрированные основы.
Предложенные в настоящей программе темы заданий по композиции
следует рассматривать как рекомендательные. Это дает возможность педагогу
творчески
подойти
к
преподаванию
учебного
предмета,
применять
разработанные им методики; разнообразные по техникам и материалам
задания.
Учебно-тематический план
Наименование раздела, темы
Общий объем времени
в часах
9
Самостоятел
ьная работа
Аудиторные
занятия
3,5
2
1,5
Урок
3,5
2
1,5
Урок
3,5
2
1,5
Урок
3,5
2
1,5
Урок
3,5
2
1,5
1.6
Симметрия и асимметрия
Урок
7
4
3
1.7
Динамика и статика
Урок
5
2
3
Максимальн
ая учебная
нагрузка
Урок
1.5
Вводная беседа. Понятие предмета
«Композиция прикладная»
Изобразительные свойства
композиции (линия, пятно, точка
штрих)
Масштабирование формы и
формата
Пропорциональность форм внутри
формата (соразмерность
предметов)
Ритм, метр
Вид
учебного
занятия
Первый год обучения
I полугодие
Раздел 1. Основы общей композиции
1.1
1.2
1.3
1.4
Раздел 2. Стилизация
Стилизация и трансформация растительных форм в орнаментальные
мотивы
2.1
Рисунок с натуры
Урок
7
4
3
2.2
Силуэт
Урок
3,5
2
1,5
2.3
Трансформация формы предмета
Урок
10,5
6
4,5
2.4
Геометризация формы
Урок
5,5
4
1,5
56
32
24
2
1,5
Первый год обучения
II полугодие
Раздел 3. Орнамент
Способы создания линейного орнамента
4.1
Виды орнамента. Орнаментальная
полоса
10
Урок
3,5
Урок
11,5
4
7,5
4.3
Принципы построения линейного
орнамента
Орнаментальный мотив
Урок
15
6
9
4.4
Орнамент в полосе
Урок
15
6
9
45
36
27
4.2
Четвертый год обучения
I полугодие
Раздел 1. Основы общей композиции
Ассоциативные средства восприятия окружающей среды. Выражение
свойств и характера предметов
1.1
Эмоциональные свойства линии
Урок
4
2
2
1.2
1.3
1.4
Эмоциональные свойства пятна
(геометрические фигуры)
Фактура
Урок
4
2
2
Урок
8
4
4
Эмоциональная выразительность
Урок
предметов
Раздел 2. Стилизация
14
8
6
Трансформация природных форм в орнаментальные мотивы
2.1
Натурная зарисовка
Урок
6
2
4
2.2
Орнаментально-художественная
Урок
выразительность природной формы
Декоративная выразительность
Урок
природной формы
12
4
8
16
10
6
64
32
32
2.3
Четвертый год обучения
II полугодие
Раздел 3. Орнамент
Монокомпозиция. Выразительные средства построения монокомпозиции
4.1
Выразительные средства
Урок
36
18
18
монокомпозиции
4.2
Монокомпозиция «Природные
36
18
18
формы»
72
11
36
36
Пятый год обучения
I полугодие
Раздел 1. Стилизация
Стилизация фигуры человека
1.1
Натурная зарисовка
1.2
Урок
2
2
Графические приемы стилизации
Урок
16
фигуры человека
Способы выражения характера
Урок
4
фигуры человека
Стилизация фигуры, приближенная Урок
6
к условно абстрактному
Раздел 2. Основы общей композиции
Средства и приемы общей композиции костюма
10
6
2
2
2
4
Дизайн костюма как вид
художественного творчества
Метр и ритм
Урок
6
2
4
Урок
4
2
2
Урок
8
4
4
2.4
Равновесие, симметрия,
асимметрия
Контраст и нюанс
Урок
8
4
4
2.5
Статика и динамика
Урок
8
4
4
64
32
32
1.3
1.4
2.1
2.2
2.3
4
Пятый год обучения II полугодие
Раздел 4. Орнамент
Народный орнамент. Народный орнамент в предметах современности
4.1
Орнамент народов мира
Урок
14
2
12
4.2
Народный костюм - источник
творчества художника-модельера
Народный орнамент в аксессуарах
и современной одежде
Урок
18
6
12
Урок
22
10
12
72
36
36
4.3
ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Первый год обучения
12
Раздел 1. Основы обшей композиции
1.1.
Тема: Вводная беседа. Знакомство с предметом «Композиция
прикладная».
1.2. Тема: Изобразительные свойства композиции. Знакомство с
выразительными средствами композиции (пятном, линией, штрихом.) Создание
сказочной композиции, в которой «участвуют» необычные персонажи:
человек–тень (пятно), собачка-такса (линия), злые пчелы (точки), травы и
дожди (штрих).
Можно выполнить задание в любой другой форме.
Подача графическая. Фломастеры, тушь, самоклеящаяся пленка, формат
А4.
Самостоятельная работа: нарисовать еще один вариант сказки.
1.3. Тема: Масштабирование формы и формата. Овладение приемами
и
правилами
композиции
происходит
при
размещении
простейших
геометрических фигур на плоскости. Практическая работа состоит из ряда
линейных или аппликативных упражнений.
В этих заданиях, под контролем педагога учащимся дается возможность в
очень простой форме попытаться овладеть такими приемами и свойствами
композиции как масштабность, равновесие, пропорциональность, ритм,
симметрия, асимметрия, статика, динамика.
Каждое задание включает в себя три варианта заполнения формата.
Например: определение верного масштаба фигуры в формате ведется способом
«от противного». На первом формате ученик умышленно берет фигуру
слишком малого размера, на третьем – слишком большого. Сопоставляя оба
рисунка, ученик находит некое промежуточное решение, т.е. нужную величину
на фигуры второго формата.
Задание: размесить в трех одинаковых форматах (квадрат 8×8) фигуру
так, чтобы было:
тесно,
свободно,
13
масштаб фигуры соответствовал формату.
Повторить упражнение с тремя фигурами.
Упражнения выполняется фломастером (или аппликативно) на белой
бумаге.
Формат А4, фломастер темный или цветная бумага, ножницы, клей.
Самостоятельная
работа:
подготовка
форматов
с
графической
разметкой для быстрой работы на уроке, выполнение вариантов заданий.
1.4. Тема: Пропорциональность форм внутри формата. Размесить в
трех одинаковых форматах (квадрат 8×8) фигуры так, чтобы: размер фигур был:
совершенно одинаков;
с большими колебаниями;
гармоничное соотношение фигур.
Упражнение повторить с тремя фигурами.
Формат А4, фломастер темный или самоклеящееся бумага.
Подача графическая (аппликативная).
Самостоятельная
работа:
подготовка
форматов
с
графической
разметкой для быстрой работы на уроке, выполнение вариантов заданий.
1.5. Тема: Ритм, метр. Размесить в трех одинаковых форматах (квадрат
8×8) ряд фигур так, чтобы:
ритм был однообразен (шахматная доска);
случаен;
достаточно сложен и интересен.
Выполнение упражнения с большим количеством фигур или линий.
Формат А4, фломастер темный, шаблон или цветная бумага, ножницы,
клей.
Подача графическая (аппликативная).
Самостоятельная
работа:
подготовка
форматов
с
графической
разметкой для быстрой работы на уроке, выполнение вариантов заданий.
1.6. Тема: Симметрия и асимметрия. Размещение в трех одинаковых
форматах (квадрат 8×8) фигур так, чтобы:
14
фигуры были симметричны относительно вертикали;
фигуры были симметричны относительно горизонтали;
фигуры были симметричны относительно вертикали и горизонтали
одновременно.
Размесить в трех одинаковых форматах (квадрат 8×8) фигуры так, чтобы:
фигуры были асимметричны относительно вертикали;
фигуры были асимметричны относительно горизонтали;
фигуры были асимметричны относительно вертикали и горизонтали
одновременно. Асимметрия уравновешенная.
Формат А4, фломастер темный, шаблон или бумага, ножницы, клей.
Подача графическая, (аппликативная).
Самостоятельная
работа:
подготовка
форматов
с
графической
разметкой для быстрой работы на уроке, выполнение вариантов заданий.
1.7. Тема: Динамика и статика. Размесить в двух одинаковых форматах
(квадрат 8×8) фигуры так, чтобы они отражали:
статичную симметрию;
динамичную асимметрию.
Формат А4, фломастер темный, или бумага, ножницы, клей.
Подача графическая (аппликативная).
Самостоятельная работа: выполнение вариантов заданий.
Раздел 2. Стилизация
Стилизация и трансформация растительных форм в орнаментальные
мотивы
2.1. Тема: Рисунок с натуры. Рисунок с натуры цветка со стеблем из
гербария или копирование ботанического рисунка.
Формат А4, карандаш, гелиевая ручка. Рисунок занимает ½ листа.
Подача графическая.
Самостоятельная работа: выполнение зарисовок растительных форм.
15
2.2. Тема: Силуэт. Плоскостное изображение выбранного объекта.
Передача
характерных
особенностей
цветка.
Отсекание
лишнего
и
незначительного.
Подача графическая (использование пятна).
Формат А4, карандаш, тушь, фломастер, белая бумага. Рисунок занимает
½ листа.
Самостоятельная работа: выполнение вариантов силуэтного решения
растительных форм.
2.3. Тема: Трансформация формы. Изменение силуэтной формы
предмета за счет изменения пропорций объекта:
относительно вертикальной оси (расширение, сжимание);
изменение пропорций предмета относительно горизонтальной оси
(вытягивание, сплющивание);
изменение пропорций между основными конструктивными элементами
внутри изображаемого объекта.
Подача графическая (использование пятна и линии).
Формат А4, кисть, фломастер, белая бумага.
Самостоятельная работа: выполнение дополнительных вариантов
трансформации растительных форм.
2.4. Тема: Геометризация формы. Приведение измененного по форме
растительного объекта (цветка) к простейшим геометрическим формам:
кругу (овалу);
квадрату (прямоугольнику);
треугольнику.
Подача графическая.
Формат А4, фломастер, белая бумага.
Самостоятельная работа: выполнение дополнительных вариантов
геометризации растительных форм.
Полученные
в
результате
стилизации
мотивы
использовать далее в разделах «Цветоведение» и «Орнамент».
16
рекомендуется
Раздел 3. Орнамент
Линейный орнамент
4.1. Тема: Виды орнамента. Знакомство учащихся с видами орнамента
растительный,
(геометрический,
зооморфный,
антропоморфный),
национальными признаками и символикой.
Самостоятельная работа: изучение литературы по истории и видам
орнамента.
4.2. Тема: Орнаментальная полоса. Знакомство с принципами
построения линейного орнамента:
повторение;
инверсия (обратное расположение);
чередование;
симметрия.
Освоение приемов получения орнамента:
зеркальная симметрия;
переносная симметрия;
переносная симметрия с добавлением ритма в пределах ряда;
сдвиг рядов;
зеркальное отражение рядов;
зеркальное отражение «зеркальной» пары;
комбинация сдвига рядов и зеркального отражения.
Учащиеся
фиксируют
основные
схемы
построения
орнамента.
Выполнение схем построения орнамента условно.
Подача графическая - карандаш, фломастер. Размещаются на одном
формате А4.
Самостоятельная работа: выполнение эскизов линейного орнамента по
схеме
4.3. Тема: Орнаментальный мотив. Создание мотива для орнамента.
Мотив выбирается из ранее стилизованных растительных форм. Мотив цветка
корректируется и масштабируется для данной работы.
17
Формат А4, подача графическая.
Самостоятельная работа: продолжение работы над мотивом орнамента
по утвержденному варианту.
4.4. Тема: Орнамент в полосе. Создание орнаментальной композиции.
Выбор схемы для построения орнамента. Соответствие схемы мотиву.
Формат А4, работа выполняется в цвете, графике или аппликативно по
выбору педагога.
Самостоятельная работа: продолжение работы над орнаментом по
утвержденному варианту.
Созданный орнаментальный мотив может быть использован на уроках
ремесла.
Четвертый год обучения
Раздел 1. Основы общей композиции
Ассоциативные средства восприятия окружающей среды.
Выражение свойств и характера предметов
1.1.
Тема:
Эмоциональные
свойства
линии.
Знакомство
с
возможностью влияния характера линий на эмоциональное восприятие
человека. Выполнение упражнений, где с помощью
различного характера
линий можно создать композиции ассоциативного ряда, например:
композиция из вертикальных линий вызывает ощущение активного
стремления вверх (полет ракеты, фонтан.);
горизонтальные линии стремятся к покою, пассивному движению;
диагональ вызывает ощущение борьбы, движения;
ломаная линия передает самые разнообразные ощущения.
Формат
А4,
подача
графическая,
несколько
экспресс-вариантов,
наполненных разным эмоциональным содержанием.
Самостоятельная
работа:
изучение
творчества
художников-
абстракционистов, выполнение эмоционально наполненных мини композиций
на заданную тему.
18
1.2. Тема: Эмоциональная выразительность пятна (геометрических
фигур). Знакомство с возможностью простых геометрических фигур (круг,
овал,
прямоугольник
и
треугольник)
вызывать разные
ассоциативные
впечатления. Сочетание различных фигур и линий может тяготеть к
физическим аналогиям, например, «легко – тяжело».
Подача графическая, формат А4.
Несколько экспресс вариантов, наполненных разным эмоциональным
содержанием.
Самостоятельная
работа:
изучение
творчества
художников-
абстракционистов, выполнение эмоционально наполненных мини композиций
на заданную тему.
1.3. Тема: Фактура. Добавление фактуры может расширить диапазон
ассоциативного восприятия композиции. Применение фактуры как материально
выразительного средства.
Фактура передает свойства окружающего нас мира вещей и природы и
имеет:
вес;
плотность.
Характерные особенности строения предмета:
твердость камня;
гладкость стекла;
легкость и прозрачность неба и т.д.
Подача графическая, формат А4, разнообразные варианты передачи
фактуры.
Самостоятельная
работа:
изучение
творчества
художников-
абстракционистов, выполнение эмоционально наполненных мини композиций
на заданную тему.
1.4. Тема: Эмоциональная выразительность предмета. Выполнение
творческого задания на выявление характера предмета. За основу берется один
19
предмет по выбору учащегося (кувшин, стол, стул, ваза, часы, подушка и т.д.).
Данному предмету предаются особые характеристики:
добрый – злой;
городской – деревенский;
мягкий – твердый;
мужской – женский;
веселый – грустный и т.д.
Подача графическая, формат А4. Шесть вариантов изображения
предмета.
Самостоятельная работа: выполнение эмоционально наполненных
мини композиций на заданную тему.
Раздел 2. Стилизация
Трансформация природных форм в орнаментальные мотивы
2.1. Тема: Натурная зарисовка. Эскизное изучение натурного объекта.
Выполнение зарисовок на листе формата А4.
Для художественного осмысления предлагаются простые объекты.
Например:
кора или спил дерева;
камень;
срез граната и т.д.
Акцент изучения переносится с внешнего контура на внутреннюю
художественную значимость предмета.
Подача графическая, формат А4. Задания выполняются на белом или
тонированном листе. Используются разные графические материалы.
Самостоятельная работа: зарисовки природных форм.
2.2.
Тема:
Орнаментально-художественная
выразительность
природной формы. Развитие умения видеть и выявлять:
главные темы ритмических повторов;
скрытую
орнаментальность предмета
увеличения).
20
(с
помощью многократного
Развитие умения передавать:
характер предмета в условном рисунке известными графическими
средствами.
Разработка темы орнаментальности в нескольких графических вариантах.
Подача
тонированном
графическая.
листе
Все
формата
задания
А4.
выполняются
Используются
на
белом
или
разные
графические
вариантов
стилизации
материалы.
Самостоятельная
работа:
выполнение
растительных форм на разных этапах работы, продолжение работы по
утвержденному варианту.
2.3. Тема: Декоративная выразительность природной формы.
Выполнение художественно опоэтизированного образа изображаемого объекта
с помощью:
создания
гиперболизированного
образа
предмета,
дополненного
фантазией; обострения образной выразительности изображаемого объекта;
наложения фантазийного фактурного образа на простой условный
внешний контур стилизуемого объекта (дерево, камень, гранат);
введения разномасштабности в художественное изображение (в
контуре дерева - крупно - кора).
Подача
тонированном
графическая.
листе
Все
формата
задания
А4.
выполняются
Используются
на
белом
или
разные
графические
вариантов
стилизации
материалы.
Самостоятельная
работа:
выполнение
растительных форм, продолжение работы по утвержденному варианту.
Раздел 3. Орнамент
Монокомпозиция. Выразительные средства построения монокомпозиции
4.1. Тема: Выразительные средства монокомпозиции. Знакомство с
принципами построения монокомпозиции.
Монокомпозиция строится всегда на конкретной замкнутой плоскости,
четко ограниченной заданными размерами (ковры, павловские шали).
21
Требуется жесткая компоновка всех элементов.
Расположение всех элементов должно быть таким, чтобы создавалась
замкнутая композиционная структура.
Монокомпозиция может быть простой (эмблема, вымпел) и сложной.
Сложная
монокомпозиция
состоит
из
значительного
числа
орнаментальных мотивов, которые следует сгруппировать и расположить так,
чтобы акцентировать внимание на центральной части.
Необходимо
доминантного
выполнение композиционных
центра,
устойчивого
заданий
зрительного
на
равновесия
выделение
и
четкой
ритмической организации элементов на плоскости. Темы заданий:
организация доминантного мотива из элементов, различных по форме и
сходных по размеру;
организация доминантного мотива из элементов, сходных по форме и
различных по размеру;
организация
доминантного
мотива
с
интересным
ритмическим
решением.
Подача графическая, формат А4, бумага белая или тонированная.
Самостоятельная работа: выполнение вариантов композиционных
эскизов на заданную тему.
4.2. Тема: Монокомпозиция «Природные формы». Выполнение
монокомпозиции на заданную тему. Создание варианта монокомпозиции на
основе разработанной схемы композиционного решения и стилизованных ранее
природных форм.
В создании орнаментальной композиции важную роль играет общий
характер силуэта орнаментальных мотивов. Чтобы силуэт легко воспринимался
глазом, он должен иметь форму простых, лаконичных геометрических фигур:
круга;
квадрата;
прямоугольника и т. д.
22
Подача цветовая - гуашь, акрил, контур и другие художественные
материалы и приемы. Колорит полихромный. Бумага белая или тонированная.
Формат А4.
Самостоятельная работа: выполнение вариантов эскизов на заданную
тему, продолжение работы по утвержденному варианту.
Пятый год обучения
Раздел 1. Стилизация
Стилизация фигуры человека
1.1. Тема: Натурные зарисовки. Выполнение натурных зарисовок
фигуры человека.
Подача графическая. Различные графические материалы. Формат А4,
бумага белая, тонированная.
Самостоятельная работа: наброски и зарисовки фигуры с натуры.
1.2. Тема: Графические приемы стилизации фигуры человека.
Вариативное выполнение фигуры человека на основе натурных зарисовок
учащихся.
Варианты графической стилизации:
линейное изображение фигуры;
силуэтное
решение
(темный
силуэт,
светлый
силуэт,
силуэт
с
присутствием белых разделительных контуров);
моделирование объема только светом;
моделирование формы тенью;
наполнение формы декоративной фактурой.
Подача графическая - различные графические материалы, формат А4.
Бумага белая, тонированная.
Самостоятельная работа: выполнение разных вариантов стилизации на
различных этапах работы.
23
1.3. Тема: Способы выражения характера фигуры человека.
Выявление наиболее характерных качеств фигуры за счет применения приема
карикатурности и изменения пропорций изображаемой фигуры.
Изменение одной фигуры в разных пределах и придание ей черт
противоположного характера («толстый – тонкий», «старый – молодой»,
«бодрый – усталый», «веселый – злой»).
Подача графическая - различные графические материалы, формат А4,
бумага белая, тонированная.
Самостоятельная работа: выполнение разных вариантов
1.4.
Тема:
абстрактному.
Стилизация
фигуры,
приближенная
к
условно
Исключение всего лишнего и второстепенного из выбранного
наброска. Доведение формы изображаемой фигуры почти до знаковости.
Сохранение в изображаемой фигуре характерных черт.
Подача графическая, формат А4. Выполнение рисунка фигуры с
постепенным поэтапным упрощением.
Самостоятельная работа: выполнение разных вариантов стилизации.
Раздел 2. Основы общей композиции
Средства и приемы общей композиции костюма
2.1. Тема: Дизайн костюма, как вид художественного творчества.
Доведение правила композиции
до понимания учащихся, что в какой бы
области творчества не работал художник он, должен уметь располагать все
элементы своего произведения, чтобы оно было максимально выразительным и
обладало вместе с тем целостностью.
Самостоятельная работа: изучение материалов по истории костюма.
2.2. Тема: Метр и ритм. Изучение ритма как одного из важнейших
композиционных средств, способствующих организации всех элементов
композиции и приведению их к определенному порядку.
Виды ритма в костюме:
изменение величины чередующихся элементов при сохранении
интервалов между ними;
24
сохранение величины чередующихся элементов, при изменении
интервалов между ними;
изменение величины чередующихся элементов и интервалов между
ними.
Выполнение
3-4-х
форэскизов
костюмов
с
горизонтальным,
вертикальным, диагональным, радиально-лучевым ритмическим решением.
Подача графическая, формат А4, бумага белая тонированная, различные
графические материалы.
Самостоятельная работа: выполнение эскизных вариантов на ритмику
деталей одежды, цветовых пятен, фактур.
2.3. Тема: Равновесие, симметрия, асимметрия. Знакомство с
особенностями создания композиционного равновесия в костюме.
Композиционное равновесие находится в прямой зависимости от
распределения основных масс формы относительно ее центра и связано с
характером организации пространства внутри силуэта:
решением формы и конструктивной основы (покроя);
распределением
функциональных
деталей
(карманы,
воротники
застежки);
распределением декоративных деталей (складки, драпировки, швы);
размещением декора (вышивка, набойка, роспись);
использованием площадей занимаемыми разными тканями.
Выполнение форэскизов с симметричным и асимметричным решением.
Подача графическая, формат А4, бумага белая, тонированная. Различные
графические материалы.
Самостоятельная работа: выполнение эскизных вариантов одежды.
2.4. Тема: Контраст и нюанс. Знакомство с одним из самых ярких
средств композиции – контрастом. Выбор контраста или нюанса зависит от
стратегии композиции и всегда зависит от идеи или образного содержания
костюма.
25
Выполнение эскизов костюма с контрастным решением следующих
характеристик:
формы костюма и размера ее частей;
пластики силуэтных, конструктивных и декоративных линий;
тональных отношений;
цветового строя.
Подача графическая, формат А4, бумага белая, тонированная. Различные
графические материалы.
Самостоятельная
работа:
выполнение
эскизных
вариантов
композиционного решения костюма.
2.5. Тема: Статика и динамика. Знакомство с выразительными
возможностями статики и динамики в композиции костюма.
Статичность и динамичность в костюме всегда относительны. При
проектировании одежды важно предусмотреть, какое из этих качеств будет
главным.
Выполнение
эскизов
с
динамичным
и
статичным решением,
с
использованием различной пластики силуэтных линий.
Выполнение эскизов с динамичным и статичным решением костюмов,
организованных по принципу симметрии и асимметрии.
Подача графическая, формат А4, бумага белая, тонированная. Различные
графические материалы
Самостоятельная работа. Выполнение эскизных вариантов одежды на
заданную тему.
Раздел 3. Орнамент
Народный орнамент.
Народный орнамент в предметах современности
4.1.
Тема:
Орнамент
народов
мира.
Знакомство
учащихся
с
орнаментами народов мира и характерными особенностями орнамента региона
проживания.
26
Самостоятельная работа: изучение литературы по истории и видам
народного орнамента
4.2. Тема: Народный костюм - источник творчества художникамодельера. Знакомство с художественной выразительностью народного
костюма.
Основная
ценность
функциональности,
народного
логике
форм
и
костюма
состоит
конструкций,
в
предельной
рациональности
и
целесообразности, и в то же время, многообразии внешнего вида за счет
различных приемов декоративного оформления.
Художественное копирование образцов народного орнамента, костюма.
Подача графическая или цветовая, формат А4. Бумага белая или
тонированная.
Самостоятельная работа: изучение литературы по истории и видам
народного орнамента, выполнение свободных копий народного орнамента.
4.3. Тема: Народный орнамент в аксессуарах и современной одежде.
Выполнение эскиза современной одежды или аксессуаров с применением
традиционных орнаментальных мотивов.
При создании сложной
орнаментированной композиционной формы
учащимся необходимо понять, что любой элемент:
никогда не существует отдельно;
всегда является частью более крупного целого;
каждый элемент на любом уровне должен представлять собой
законченное органическое единство;
взаимное расположение элементов относительно друг друга имеет
большое значение
в организации не только функциональных, но и
композиционных взаимосвязей между элементами ансамбля, в достижении его
художественной выразительности, целостности и единства.
Подача графическая или цветовая, формат А4, бумага белая или
тонированная.
27
Самостоятельная работа: выполнение вариантов эскизов одежды,
продолжение работы над композицией по утвержденному варианту.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате освоения предмета «Композиция декоративная» учащийся
должен:
знать:
основные
элементы
композиции,
закономерности
построения
художественной формы;
принципы сбора и систематизации подготовительного материала и
способы его применения для воплощения творческого замысла.
уметь:
применять полученные знания о выразительных средствах композиции
(ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте) в
композиционных работах;
находить
художественные
средства,
соответствующие
композиционному замыслу;
находить живописно – пластические решения для каждой творческой
задачи.
владеть:
навыками по созданию композиционной художественно-творческой
работы.
Требования к уровню подготовки учащихся
на различных этапах обучения
Первый год обучения
- знания:
основных законов общей композиции;
способов построения линейного орнамента;
основных характеристик цвета;
28
основных приемов стилизации растительных форм;
понятий и терминов, используемых при работе над композицией;
- умения:
уравновешивать основные элементы в листе;
создавать линейный орнамент по заданной схеме;
перевести простые растительные формы в декоративные;
- навыки:
владения техниками работы гуашью, аппликацией, графическими
техниками.
Четвертый год обучения
- знания:
о принципах построения монокомпозиции;
о способах создания колористических композиций;
о возможностях эмоциональной выразительности линий и пятен;
- умения:
самостоятельно выявить и подчеркнуть форму цветом, тоном,
фактурой;
самостоятельно выразить идею композиции с помощью графических
средств – линии, пятна;
организовать
структуру
композиции
с
помощью
применения
несложных композиционных схем;
- навыки:
создания эмоциональной выразительности листа и подчинения всех
элементов композиции основному замыслу;
правильной организации композиционных и смысловых центров;
создания целостности цветотонального решения листа.
Пятый год обучения
29
- знания:
о правилах композиционного построения костюма;
основных пропорций фигуры человека;
о стилизации сложных форм;
о закономерностях построения ансамбля;
- умения:
создавать ансамблевую композицию как единое целое;
самостоятельно выделять главное в композиции;
- навыки:
работы различными живописными и графическими техниками;
самостоятельного изучения материальной культуры;
применения визуальных эффектов в композиции.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений и навыков учащихся обеспечивает оперативное
управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную,
воспитательную и корректирующую функции.
Текущий
контроль
успеваемости
учащихся
проводится
в
счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки
самостоятельной
работы
учащегося,
обсуждения
этапов
работы
композицией, выставления оценок и пр.
Формы промежуточной аттестации:
зачет – просмотр (проводится в счет аудиторного времени);
экзамен – творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время).
30
над
Промежуточный контроль успеваемости учащихся проводится в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, в виде зачетапросмотра по окончании первого полугодия. Оценки ученикам могут
выставляться и по окончании четверти. Преподаватель имеет возможность по
своему усмотрению проводить дополнительные просмотры по разделам
программы (текущий контроль).
Итоговая
композиция
демонстрирует
умения
реализовывать
свои
замыслы, творческий подход в выборе решения, умение работать с
подготовительным материалом, эскизами, этюдами, набросками, литературой.
Тему итоговой работы каждый учащийся выбирает сам, учитывая свои
склонности и возможности реализовать выбранную идею в серии листов,
связанных единством замысла и воплощения.
Критерии оценок
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации
выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
Во время объяснения новой темы перед выполнением каждого задания
преподаватель ставит перед учеником конкретные задачи. В зависимости от
качества выполнения этих задач оценивается работа ученика.
Выставляется оценка:
5 (отлично) - ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне,
его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением и
творческим подходом.
4 (хорошо) - ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но
прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные
ошибки.
3 (удовлетворительно) - ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки
(по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима
постоянная помощь преподавателя.
31
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Для успешного достижения результата в освоении программы по
предмету «Композиция декоративная» необходимы следующие учебнометодические материалы:
Таблицы по темам:
орнамент;
цветоведение;
стилизация;
основы общей композиции.
Наглядные пособия.
Методические пособия.
Папки практических заданий, сформированные по темам.
Фонд лучших работ учащихся по разделам и темам.
Портфолио ученических работ по темам.
Видеоматериал.
Интернет – ресурсы.
Презентационные материалы по тематике разделов.
Комментарии к разделам и темам
Раздел 1. Основы обшей композиции.
Первый год обучения. Основы обшей композиции
Данный раздел включает в себя цикл упражнений, который в простой и
доходчивой форме знакомит
учащихся с выразительными средствами
композиции (пятном, линией, штрихом), показывает основные приемы и
правила композиционного построения.
Овладение
приемами
и
правилами
композиции
происходит
при
размещении простейших геометрических фигур на плоскости. Практическая
работа состоит из ряда линейных (аппликативных) упражнений. В этих
заданиях под контролем педагога учащимся дается возможность в очень
простой форме попытаться овладеть такими приемами и свойствами
32
композиции как масштабность, равновесие, пропорциональность, зрительный
центр, ритм, симметрия, асимметрия, статика, динамика.
Четвертый год обучения. Ассоциативные средства восприятия
окружающей среды. Выражение свойств и характера предметов
Данный раздел раскрывает влияние характера линий и форм на
эмоциональное восприятие человека. Учащимся предлагается выполнить ряд
упражнений, где с помощью
различного характера линий можно создать
композиции ассоциативного ряда.
Добавление фактуры, может расширить диапазон ассоциативного
восприятия композиции.
Учащимся предлагается выполнить ряд ассоциативных упражнений с
помощью только линий, только пятен, разнообразных линий и пятен в
комплексе;
предлагаются
темы,
свободно
передающие
накал
эмоций,
психологическое состояние или физические свойства (например: покой,
нападение, битва, полет, удар, сон, радость, болезнь и т.д.).
Итогом работы в разделе является выполнение творческой композиции на
выявление эмоционального характера предмета. Тематическая область работы
выбирается педагогом или учащимися (от чайника до архитектуры).
Пятый год обучения. Средства и приемы общей композиции костюма
В любой области творчества художник должен уметь располагать все
элементы своего произведения, чтобы оно было максимально выразительным и
обладало вместе с тем целостностью.
Композиция – это средство приведения всех элементов в единство.
Решение
этой
задачи
осуществляется
композиционными
приемами
и
средствами, такими, как: пропорция и масштабность, метр и ритм, равновесие,
симметрия, асимметрия, контраст нюанс, статика, динамика.
Без знания правил и закономерностей, на которые опирается композиция,
не может быть подлинного творчества.
Термин «композиция» многозначен: он обозначает не только процесс
составления и придумывания, но и соблюдения особых правил.
33
Композиция считается удачной, если соблюдены следующие условия:
ни одна часть целого не может быть изъята или заменена без ущерба
для целого;
части не могут меняться местами без ущерба для целого;
ни один элемент не может быть присоединен к целому без ущерба для
него.
Раздел 2. Стилизация
Первый год обучения. Стилизация и трансформация растительных форм в
орнаментальные мотивы
Данный
раздел
включает
в
себя
систему
заданий
пошаговой
трансформации и стилизации растительных форм. Предложенные способы
работы с формой учащийся легко сможет применять при работе с любыми
другими объектами. На основе первоначальных натурных зарисовок, с
помощью ряда условных приемов (изменение пропорций относительно осевых,
пропорциональное
изменение
элементов
внутри
объекта,
приведение
изображаемого объекта к простейшим геометрическим формам) происходит
создание новой декоративной формы. Особенно это важно для орнамента, где
стилизация превращает объект изображения в мотив узора.
Итогом работы в разделе может быть графическая серия небольших работ
или единая композиция.
Четвертый год обучения. Трансформация природных форм в
орнаментальные мотивы (камень, кора, срез граната, капусты, грецкий
орех…)
Раздел посвящен работе с текстурами в природных формах. Акцент
изучения переносится с внешнего контура на внутреннюю художественную
значимость предмета. Объектом художественного осмысления для учащихся
становятся простые объекты: кора или спил дерева, камень, срез граната или
кочана капусты.
Задача
педагога
-
научить
учащихся
выразительность и красоту таких объектов.
34
увидеть
художественную
Традиционно работа учащихся над темой начинается с эскизного
изучения натурного объекта: им предлагается выполнить несколько зарисовок
на альбомном листе.
Затем учащимся предстоит выявить главные темы ритмических повторов
и передать их уже в более условном рисунке известными графическими
средствами.
Многократное увеличение изучаемого объекта позволит учащимся
выявить скрытую орнаментальность предмета. Необходимо разработать тему
орнаментальности в нескольких графических вариантах.
Для особой образной выразительности изображаемого объекта можно
добавить
некие
декоративные
фантазийные
элементы
и
создать
его
гиперболизированный образ.
Найденную декоративную фактуру необходимо наложить на простой
условный
внешний
контур
изображаемого
объекта.
Допускается
разномасштабность в художественном изображении. Например, небольшой
контур дерева и крупно изображенная фактура коры.
Итогом
данных
художественных
изысканий
должен
стать
опоэтизированный образ изображаемого объекта.
Пятый год обучения. Стилизация фигуры человека
Данный раздел посвящен развитию у учащихся умения быстро и
декоративно-образно
рисовать
фигуру
человека
для
дальнейшего
использования в декоративных проектах.
Натурные зарисовки – основа работы по данной теме.
Силуэтное решение помогает выявить наиболее характерные черты
объекта. На основе выполненных зарисовок учащиеся создают образные
силуэтные формы (темный силуэт, светлый силуэт, силуэт с присутствием
белых контуров).
Моделирование
объема
только
светом
или
только
возможность условного декоративного изображения фигуры.
35
тенью
дает
Работа с пропорциями позволит придать фигуре характерность и
выразительность.
Стилизация фигуры, приближенная к условно-абстрактному, позволит
организовать ряд стилизованных форм в интересный ритмический порядок.
Орнамент
Первый год обучения. Линейный орнамент
Данный раздел знакомит учащихся с видами линейного орнамента
(геометрический, растительный, зооморфный и т.д.). Принципами построения
орнамента
являются:
повторение,
инверсия
(обратное
расположение),
чередование, симметрия. Этими знаниями они овладевают в процессе
практической работы.
Учащиеся рассматривают несколько приемов образования орнамента
(зеркальная симметрия, переносная симметрия, переносная симметрия с
добавлением ритма в пределах ряда), изучают примеры узорообразования с
помощью сдвига рядов, зеркального отражения рядов, зеркального отражения
«зеркальной» пары, комбинации сдвига рядов и зеркального отражения.
Учащиеся фиксируют основные схемы построения орнамента.
Итогом является выполнение орнамента в полосе.
Четвертый год обучения. Монокомпозиция. Выразительные средства
построения монокомпозиции
Этот раздел достаточно сложен, при его изучении не может быть четкой
схемы орнаментального построения.
Монокомпозиция строится всегда на конкретной замкнутой плоскости,
четко ограниченной заданными размерами. Поэтому требуется жесткая
компоновка всех элементов монокомпозиции. Расположение всех элементов
должно быть таким, чтобы создавалась замкнутая композиционная структура.
Примеры монокомпозиции: ковры, павловские шали. В наше время популярен
вариант штучных изделий, основанных на использовании асимметричной
композиции.
36
Важную роль в создании замкнутой структуры играет общий характер
силуэта орнаментальных мотивов. Чтобы такой силуэт легко воспринимался
глазом, он должен иметь форму простых лаконичных фигур (например, круга,
овала, квадрата, равнобедренного треугольника или форму, близкую к ним).
Монокомпозиция может предлагать не только самые простые решения (типа
эмблемы
и
вымпела),
часто
она
состоит
из
значительного
числа
орнаментальных мотивов, которые следует сгруппировать и расположить
определенным образом, так, чтобы акцентировать внимание на центральной
части. Выразительные средства создания монокомпозиции перекликаются с
законами общей композиции.
Для успешного создания монокомпозиции:
композиционный центр целесообразно размещать в центральной части
или близко к ней;
важно создание доминанты в работе;
необходима устойчивость зрительного равновесия.
Итогом работы является создание композиции на выбранную тему.
Пятый год обучения. Народный орнамент. Место орнамента в ансамбле
Данный раздел знакомит учащихся с орнаментами народов мира,
внимание также акцентируется на характерных особенностях орнамента
региона проживания.
После знакомства с особенностями построения народного костюма перед
учащимися ставится задача создать эскиз современной одежды или аксессуаров
с применением традиционных орнаментальных мотивов.
Создавая
сложную
орнаментированную
композиционную
форму,
учащиеся должны понять, что любой элемент почти никогда не существует
отдельно, как правило, всегда является частью более крупного целого. Каждый
элемент
на
любом
уровне
должен
органическое единство.
37
представлять
собой
законченное
Учащиеся, создавая свой эскизный проект, должны понять, что
композицию ансамбля необходимо строить, прежде всего, между элементами,
на отношениях формы, количества, величины цвета, материала, положения.
Каждому элементу отводится свое место. Чем более важен элемент по
своему функциональному значению в ансамбле и композиционному значению,
тем он должен быть крупнее и весомее. Взаимное расположение элементов
относительно друг друга имеет большое значение в организации не только
функциональных, но и композиционных взаимосвязей между элементами
ансамбля, в достижении его художественной выразительности, целостности и
единства.
Методические рекомендации по организации самостоятельной
работы
Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на
выполнение домашнего задания детьми, посещение ими учреждений культуры
(выставок, галерей, музеев и т. д.), участие детей в творческих мероприятиях,
конкурсах и культурно-просветительской деятельности образовательного
учреждения.
Самостоятельные
работы
по
композиции
просматриваются
преподавателем еженедельно. Оценкой отмечаются все этапы работы: сбор
материала, эскиз, итоговая работа. Необходимо дать возможность ученику
глубже проникнуть в предмет изображения, создав условия для проявления его
творческой индивидуальности.
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Список методической литературы
38
1. Бердник Т.О., Неклюдова Т.П. Дизайн костюма. Ростов-на-Дону, «Феникс»
2000
2. Береснева В.Я., Романова Н.В. Вопросы орнаментации ткани. М.: «Легкая
индустрия», 1977
3. Голубева О.Л. Основы композиции». М.: Издательский дом искусств, 2004
4. Груздев В.В. Метод освоения некоторых понятий композиции. - В кн.:
Преподавание спецдисциплин на художественно-графических факультетах
педагогических институтов. Курск, КПИ, 1978
5. Енин А.А. Обухов И.Б. Основы композиции.
http://library.fentu.ru/book/arhid/osnovkompoz/index.html
6. Зайцев А. Наука о цвете в живописи. М.: «Искусство»1986
7. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий М.:
«Легкая и пищевая промышленность», 1981
8. Панксенов Г.И. Живопись форма, цвет, изображение. М.: «Академия», 2008
9. Практическое цветоведение. МГПИ. Пособие для студентов художественно–
графического факультета. М., 1985
Список учебной литературы
1. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М.: Гуманитарный
издательский центр «Владос», 2004
2. Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. М.: Гуманитарный издательский
центр «Владос», 2008
3. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. М.: Гуманитарный издательский центр
«Владос», 2005
4. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. М.: Гуманитарный издательский
центр «Владос», 2005
5. Даглдиян К.Т. «Декоративная композиция» / Ростов-на-Дону, «Феникс»,
2008
6. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. М: «Владос», 2008
7. Орнаменты народов мира. СПб, «Кристалл»,1998
8. Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск, 1996
39
9. Халдина Е.Ф. Композиция в дизайне среды. Челябинск, 2007
Средства обучения
материальные:
учебные
аудитории,
специально
оборудованные
наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
наглядно-плоскостные:
наглядные
методические
пособия,
карты,
плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные
доски, интерактивные доски;
демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии,
демонстрационные модели;
электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники,
мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные
ресурсы;
аудиовизуальные: слайд - фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы,
аудиозаписи.
40