Печатная графика

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 6»
городского округа Саранск

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ЖИВОПИСЬ»

Предметная область
В.00. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
ПРОГРАММА

по учебному предмету
В.03. ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА
Срок обучения 5 лет

Саранск 2017

Одобрено

Утверждаю

Методическим советом

Директор МБУДО «ДМШ №6 »

МБУДО «ДМШ №6 »
______________
(подпись)

«___»____________2017 г.

«___»___________2017 г.

Примерная программа учебного предмета разработана на основе
Федеральных
государственных
требований
к
дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программе.
Организация-разработчик:
Муниципальное
бюджетное
учреждение
дополнительного образования «Детская музыкальная школа №6 »
Разработчик:
Шахаева Е. Г., преподаватель

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Учебно-тематический план
Содержание учебного предмета
Требования к уровню подготовки обучающихся и методы контроля, система
оценок
Список рекомендуемой литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе Программа учебного предмета «Печатная графика» разработана на
основе

и

с

учетом

федеральных

государственных

требований

к

дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам
в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно- прикладное
творчество» и составляет вариативную часть данной предпрофессиональной
программы. Содержание программы отвечает целям и задачам, указанным в
федеральных государственных требованиях. Программа «Печатная графика»
тесно связана с программами по рисунку, композиции прикладной,
живописи, с пленэром. Именно в печатной графике в концентрированном
виде проявляется знание основ рисунка, основных законов композиции и
цветоведения.
Печатная графика дает учащимся уже своим эффектом печати утвердить
в себе «уверенность» настоящего художника, что очень важно при
формировании личности юных художников. Помимо внешнего эффекта,
графика, в особенности гравюра, приучает к аккуратности в работе. Гравюра
в емкой лаконичной форме доносит до зрителя мысль автора. Здесь каждый
штрих несет в себе смысловую нагрузку, работает на передачу объема,
пространства, фактуры. От количества штрихов, их направленности, зависит
эмоциональность

создаваемого

образа.

Все

это

дает

возможность

почувствовать сложность и ценность труда художника. Данная программа
составлена на основе практического опыта работы. Учитывая возраст
учащихся,

программа

не

предполагает

использование

материалов,

нуждающихся в химической обработке (как техника офорта, литографии),
при этом решая задачу знакомства детей с техникой печати. Для обучения
основам печатной графики предлагаются следующие графические техники:
Гравюра на картоне

Гравюра на линолеуме (черно-белая)
Гравюра на линолеуме цветная (с одной доски с последующей доработкой )
Монотипия черно-белая
Монотипия цветная
Тиснение по картону
Прорезная гравюра на бумаге
Программа предусматривает вариативный подход к формированию
учебного плана в зависимости от имеющихся материалов, возраста и степени
подготовленности учащихся.
Знакомство с вышеперечисленными техниками графики дают достаточное
понимание возможностей печатной графики, прививают вкус к восприятию
полиграфической продукции. Для освоения той или иной техники графики,
программой предполагается проведение бесед, выполнение ряда упражнений,
самостоятельное выполнение эскизов композиций на заданную тему и
выполнение тиража на станке или вручную. Гравюры, выполненные
учащимися, участвуют в учебных просмотрах, в выставках и конкурсах.
Кроме того, в курсе предмета «Беседы об искусстве» учащиеся знакомятся с
видами графики, с историей их возникновения и развития в России и за
рубежом. Все это дает в свою очередь учащимся понимание места графики в
истории искусств.
II. Срок реализации учебного предмета
Учебный предмет «Печатная графика» при 5-летнем сроке обучения
реализуется 1 год в 3 классе. При реализации программы с 5 летним сроком
обучения: аудиторные занятия в 3 классе – два часа в неделю,
самостоятельная работа– два часа в неделю.
III. Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета «Печатная графика» является художественноэстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в
процессе

освоения

программы

учебного

предмета

художественно-

исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также

выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и
подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие
основные

профессиональные

образовательные

программы

изобразительного искусства. Задачи учебного предмета:

в

области

приобретение

детьми знаний, умений и навыков по выполнению графических работ в
различных печатных техниках, в том числе:

знаний свойств печатных

графических материалов, их возможностей и эстетических качеств; знаний
разнообразных техник печати;

знаний художественных и эстетических

свойств печатной графики, основных закономерностей создания графических
композиций; умений изображать объекты предметного мира, пространство,
фигуру человека; навыков в использовании основных техник и материалов;
навыков последовательного ведения работы в различных видах печатной
графики;формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и
навыков,

позволяющих

в

дальнейшем

осваивать

профессиональные

образовательные программы в области декоративно-прикладного искусства.
Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной и
итоговой аттестации
Срок освоения образовательной программы 1 год
Вид учебной
работы, аттестации,
учебной нагрузки

Всего
часов

Затраты учебного времени,
график промежуточной аттестации

Классы/полугодия
3
5

6

Аудиторные занятия
(в часах)

32

34

66

Самостоятельная
работа

32

34

66

Вид промежуточной
аттестации

п
р
о
с
м
о
т
р

за
че
т

132

Максимальная
учебная нагрузка (в
часах)

IV. Форма проведения учебных занятий
Занятия по предмету «Печатная графика» и проведение консультаций
рекомендуется

осуществлять

в

форме

мелкогрупповых

занятий.

Рекомендуемая продолжительность уроков – 40 минут. Мелкогрупповая
форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в
соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального
подходов.

Занятия

подразделяются

на

аудиторные

занятия

и

самостоятельную работу.
V. Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие
разделы:

сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на

освоение
 учебного предмета; распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки обучающихся;
 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса.
 В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».

VI. Методы обучения
Для

достижения

поставленной

цели

и

реализации

задач

предмета

используются следующие методы обучения: словесный (объяснение, беседа,
рассказ);
 наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
 практический;


эмоциональный

(подбор

ассоциаций,

образов,

художественные

впечатления).


Предложенные

образовательной

методы

работы

программы

в

являются

рамках
наиболее

предпрофессиональной
продуктивными

при

реализации поставленныхцелей и задач учебного предмета и основаны на
проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного
творчества.
VII. Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и
фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Библиотечный фонд
укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и
дополнительной

учебной

и

учебно-методической

литературой

по

изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными
альбомами. Мастерская по печатной графике должна быть оснащена
рабочими столами, доской, печатным станком, ручным прессом для гравюры,
наборами инструментов для выполнения гравюры.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
№
Вид
учебно
го
заняти
я

Наименование темы

Максим
альная
учебная
нагрузка

Задание
для
самосто
ятельно
й
работы

Аудитор
ное
задание

I полугодие

Беседы о видах и техниках печатной
графики. История возникновения и
развития.

урок

12

6

6

урок

8

4

4

2.

Техника печати монотипия. Одноцветная
плоская печать. Линия и пятно, как
основные изобразительные средства
одноцветной монотипии. «Наброски
человека и животных».

3.

Монотипия цветная «Портрет»

урок

12

6

6

4.

Выполнение графического листа с
использованием разнофактурных
материалов. Знакомство с техникой
«Фроттаж». «Натюрморт»

урок

16

8

8

5.

Гравюра на картоне. Способы обработки
печатной формы из картона.

урок

16

8

8

32

32

8

8

1.

ИТОГО

64

II полугодие
7.

Линогравюра. Силуэт в гравюре. Экслибрис

урок

16

8.

Линогравюра. Линия черная и белая. Силуэт
черный и белый. Сочетание выразительных
средств. «Декоративный пейзаж».

урок

24

12

12

9.

Линогравюра. Книжная графика.
Иллюстрация.

урок

28

14

14

Итого

68

34

34

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Первый год обучения
ТЕМА 1 Вводная беседа. Виды и техники печатной графики. История
возникновения и развития. Техника линогравюры
ЦЕЛЬ: Сформировать представление о гравюре и эстампе. Познакомить с
основными техниками глубокой и высокой печати.
ЗАДАЧИ: ознакомление с историей развития печатной графики
 знакомство с тезаурусом данного раздела
 o развитие художественной культуры учащегося воспитание интереса к
современной графике, использующей изучаемые (в курсе «печатная
графика») и авторские техники печати.
ОБОРУДОВАНИЕ

ДЛЯ

УЧАЩИХСЯ:

ДЛЯ

УЧИТЕЛЯ:

Таблицы

(структурирующие виды и направления печатной графики, географию и
национальные

особенности),

иллюстрации

мастеров

зарубежной

и

российской графики. Различные сорта бумаги, типографские и масляные
краски, цинк, линолеум, картон, штихеля, резцы
СОДЕРЖАНИЕ: ТЕОРИЯ: Роль и значение графики в процессе обучения.
Задачи курса печатной графики. Знакомство с разнообразием видов печатной
графики и их классификацией. Знакомство с видами печати (ручная, с
помощью станка). Краски для печати. Выбор бумаги для печати. Правила
оформления гравюр.
ПРАКТИКА: Знакомство с организацией рабочего места учащегося, его
подготовкой к работе, правильной посадкой. Знакомство с материалами и

рабочими инструментами, их свойствами и правильным использованием,
техникой безопасности при выполнении заданий.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА: просмотр репродукций и видеоматериалов
в школьной библиотеке.
ТЕМА 2 Техника печати монотипия
ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с техникой одноцветной монотипии на
примере выполнения графической композиции (использование натурных
зарисовок)
ЗАДАЧИ: обучить алгоритму выполнения работы в данной технике,
отработка ранее изученных законов композиции листа воспитание любви к
окружающему миру
ОБОРУДОВАНИЕ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: наброски человека и животных, пленэрные зарисовки
природы, городского и сельского пейзажа, бумага, карандаш, типографская
краска, стекло для раскатывания краски, валик для раскатывания краски и
чистый валик, разнофактурные валики.
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: таблица по технике плоской печати, иллюстрации по
данной технике.
СОДЕРЖАНИЕ: ТЕОРИЯ: Беседа о технике плоской печати (литография,
монотипия, офсет, принтерная печать). Объяснение технологии выполнения
одноцветной монотипии.
ПРАКТИКА: Выполнение изображения в технике одноцветной монотипии
по заранее подготовленным наброскам и зарисовкам учащихся, где линия и
пятно

являются

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ

основным
РАБОТА:

средством
сбор

выразительности.

подготовительного

материала

позаданной теме.
ТЕМА 3 Монотипия цветная «Портрет»
ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с техникой цветной монотипии на примере
выполнения графической композиции (использование натурных зарисовок)
ЗАДАЧИ: обучить алгоритму выполнения работы в данной технике;

отработка ранее изученных законов композиции листа;
воспитание любви к окружающему миру
ОБОРУДОВАНИЕ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: наброски человека, бумага, карандаш, типографская
краска, стекло для раскатывания краски, валик для раскатывания краски и
чистый валик, разнофактурные валики.
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: таблица по технике плоской печати, иллюстрации по
данной технике.
СОДЕРЖАНИЕ: ТЕОРИЯ: Объяснение технологии выполнения цветной
монотипии.
ПРАКТИКА: Выполнение изображения в технике цветной монотипии по
заранее подготовленным наброскам и зарисовкам учащихся, где линия и
пятно

являются

основным

средством

выразительности.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА: наброски кистью и тушью фигур людей и
животных с натуры и по воображению.
ТЕМА

4

Выполнение

графического

листа

с

использованием

разнофактурных материалов. Знакомство с техникой «Фроттаж».
«Натюрморт»
ЦЕЛЬ: Создание выразительного образа в листе, при использовании разно
фактурных материалов (сетки, ткань, рельефные обои и т.д.)
ЗАДАЧИ:

Обучение технологии выполнения графического листа с

использованием разно фактурных материалов;
развитие образного мышления, o отработка навыков компоновки листа;
воспитание любви и заботы к кошкам семейства кошачих.
ОБОРУДОВАНИЕ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: карандаш, ластик, копировальная бумага, бумага
различной плотности и фактуры, рельефные обои, сетки, фактурная ткань,
клей ПВА, ножницы, резец, карандаш.
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: иллюстрации работ, выполненных в данной технике;
разнофактурные бумажные и текстильные образцы и их эстампы на бумаге.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА: сбор подготовительного материала по
заданной теме.
ТЕМА 5 Гравюра на картоне
ЦЕЛЬ: Выполнение графического листа с использованием техники гравюры
на картоне
ЗАДАЧИ: Познакомить с техникой гравюры на картоне, ее особенностями и
этапами выполнения;
Обучение методам гравировки канцелярским ножом или скальпелем; o
Развитие навыков работы с картоном, бумагой;
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: карандаш, ластик, копировальная
бумага, картон, клей ПВА, канцелярский нож, валик, краска для печати,
бумага;
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: иллюстрации работ, выполненных в технике гравюры на
картоне, иллюстрации.
СОДЕРЖАНИЕ: ТЕОРИЯ: Знакомство с технологией выполнения гравюры
на картоне. Повторение правил безопасности при работе с канцелярским
ножом.
ПРАКТИКА: Выполнение эскиза гравюры. Перевод эскиза на картон,
предварительно проклеенный жидким клеем (ПВА, столярный). Гравировка
изображения при помощи канцелярского ножа. Печать тиража производится
вручную или на станке при небольшом давлении.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА: выполнение композиционных поисков на
заданные темы, изучение графических материалов и техник через систему
упражнений, заданных преподавателем.
ТЕМА 6 Линогравюра. Силуэт в гравюре. Экслибрис
ЦЕЛЬ:

Выполнение

экслибриса

используя

выразительность

силуэта.

Формирование навыков владения материалами и инструментами, а также
технологией выполнения линогравюры.

ЗАДАЧИ: Разработать эскиз экслибриса с использованием стилизованного
силуэта объекта, отражающего сущность характера автора экслибриса.
Освоить алгоритм выполнения линогравюры.
Овладеть техникой работы резцами и способами выемки линолеума для
создания темного, либо светлого силуэта.
Создать целостную образно – шрифтовую композицию.
Освоить технику ручной печати.
Познакомиться с прикладной графикой и произведениями экслибриса в
творчестве художников.
ОБОРУДОВАНИЕ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: бумага для эскизов и печати, карандаш, ластик,
копировальная бумага, линолеум, типографская краска, штихели различного
профиля, стекло для раскатывания краски, валик, алюминиевая ложка для
ручной печати.
ДЛЯ

УЧИТЕЛЯ:

иллюстрации

линогравюр,

в

которых

художники

применяют разные фактуры, как основное средство выразительности;
образцы вырезанных фактур на линолеуме и их эстампы на бумаге,
различные варианты.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА: выполнение композиционных поисков на
заданные темы, изучение графических материалов и техник через систему
упражнений, заданных преподавателем.
ТЕМА 7 Линогравюра. Линия черная и белая. Силуэт черный и белый.
Сочетание выразительных средств. «Декоративный пейзаж».
ЦЕЛЬ: Создание декоративного образа города с использованием различных
средств выразительности (линия, силуэт, фактура).
ЗАДАЧИ: Разработать эскиз используя линии черные и белые, силуэт черный
и белый.
Перевести эскиз в материал с помощью кальки и копировальной бумаги.
Наработать навыки владения штихелями (резцами) различного профиля.
Отработать технологию высокой печати.

ОБОРУДОВАНИЕ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: карандаш, ластик, копировальная бумага, линолеум,
уголковый штихель, бумага и краска для печати, стекло, валик, косточка или
ложка для ручной печати.
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: иллюстрации линогравюр, в которых линия является
основным средством выразительности; образцы вырезанных линий на
линолеуме

и

их

эстампы

на

бумаге,

различные

варианты.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА: выполнение композиционных поисков на
заданные темы, изучение графических материалов и техник через систему
упражнений, заданных преподавателем.
ТЕМА 8 Линогравюра.Книжная графика. Иллюстрация
ЦЕЛЬ: Создание иллюстрации с использованием изобразительных приемов,
соответствующих литературному стилю автора произведения
ЗАДАЧИ: Познакомить с понятием книжной графики;
Анализ изобразительного языка мастеров книжной графики;
Закрепление основных средств художественной выразительности;
Отработка умения использования светотонального контраста для выделения
главного в композиции;
Развивать интерес и любовь детей к творчеству ведущих художников
детской книги.
ОБОРУДОВАНИЕ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: бумага для эскизов и печати, графитный карандаш,
ластик, перо, кисти, тушь, линолеум, штихели различного профиля,
типографская краска, стекло, валик, ложка для печати или печатный станок.
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: таблица по видам книжных иллюстраций, иллюстрации
Евгения Чарушина, Густава Доре, О. Бердслей, Дали, И. Билибина, В.А.
Фаворского, В.В. Лебедева
СОДЕРЖАНИЕ: ТЕОРИЯ: Беседа о книжной графике. Книга, ее составные
части и элементы оформления. Игра-экскурсия по выставке «Мастера
книжной графики».

ПРАКТИКА: Выбор эпизодов из произведения для иллюстрирования.
Выполнение эскизов. Эскиз переводится на линолеум и гравируется. При
печати тиража можно экспериментировать с цветовыми подкладками,
последовательной печатью со сдвигом САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
выполнение

композиционных

поисков

на

заданные темы,

изучение

графических материалов и техник через систему упражнений, заданных
преподавателем.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учащиеся, освоившие двухлетний курс обучения по программе «Печатная
графика» должны:
1. иметь углубленные знания о истории развития печатной графики;
2. знать различные техники печатной графики и иметь представление о
технологии выполнения работы в этих техниках;
3. владеть терминологией данного вида графики;
4.

владеть

техниками

плоской

и

высокой

печати

на

начальном

профессиональном уровне;
5. владеть приемами печати на печатном станке и вручную;
6. уметь самостоятельно выполнять работу в любой из изученных техник
графики, начиная с эскиза и заканчивая оформлением оттиска
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Контроль

знаний,

умений

и

навыков

обучающихся

обеспечивает

оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую,
проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Текущий
контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного
времени, предусмотренного

на

учебный

предмет

в виде проверки

самостоятельной работы обучающегося, обсуждения этапов работы над
композицией, выставления оценок и пр. Преподаватель имеет возможность

по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам
программы. Формы промежуточной аттестации: зачет – творческий просмотр
(проводится в счет аудиторного времени); экзамен - творческий просмотр
(проводится

во

внеаудиторное

время).

Промежуточный

контроль

успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по
окончании первого полугодия. Оценки ученикам могут выставляться и по
окончании

четверти.

Преподаватель

имеет

возможность

по

своему

усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы
(текущий контроль). Тематика контрольных заданий в конце каждого
учебного года может быть связана с планом творческой работы, конкурсновыставочной деятельностью образовательногоучреждения.
Критерии оценок
По результатам текущей, промежуточной аттестации выставляются оценки:
«отлично»,

«хорошо»,

«удовлетворительно».

5

(отлично)

–

ученик

самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа
отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением, творческим
подходом. 4 (хорошо) – ученик справляется с поставленными перед ним
задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть
незначительные ошибки. 3 (удовлетворительно) – ученик выполняет задачи,
но делает грубые ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для
завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям Предложенные в настоящей
программе темы заданий по композиции следует рассматривать как
рекомендательные. Это дает возможность педагогу творчески подойти к
преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики;
разнообразные по техникам и материалам задания. Применение различных
методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной

работы по сбору натурного19 материала и т.п.) должно четко укладываться в
схему поэтапного ведения работы.
Работа над сюжетной композицией ведется, в основном, за пределами
учебных аудиторных занятий, ввиду небольшого количества аудиторных
часов, отведенных на предмет. Во время аудиторных занятий проводятся:
объявление темы, постановка конкретных задач, просмотр классических
аналогов,

создание

форэскизов,

цветовых

и

тональных

эскизов,

индивидуальная работа с каждым учеником.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Самостоятельные

работы

по

печатной

графике

просматриваются

преподавателем еженедельно. Оценкой отмечаются все этапы работы: сбор
материала, эскиз, картон, итоговая работа. Необходимо дать возможность
ученику глубже проникнуть в предмет изображения, создав условия для
проявления его творческой индивидуальности.
Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на
выполнение домашнего задания детьми, посещение ими учреждений
культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие детей в творческих
мероприятиях,

конкурсах

и

культурно-просветительской

деятельности

образовательного учреждения.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева В.В. Что такое искусство? – М.: Советский художник, 1991. –
240 с.: ил.
2. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн.
для учителя. – М.: Просвещение, 1984. – 160 с.: ил.
3. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура:
Терминологический словарь. / Под общ.ред. А.М. Кантора. – М.: Эллис Лак,
1997. – 736 с.
4. Апчинская Н.В. Марк Шагал. Графика. – М.: Советский художник, 1990.
5. Бердслей О. Шедевры графики. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 216 с., ил.

6. Бернштейн Б.М. ИльмарТорн. Графика. – М.: Советский художник, 1978.
7. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа: учеб.пособие для студентов вузов,
обучающихся по направлению подгот. дипломир. специалистов 630200
«Художеств. проектирование изделий текстил. и лег. пром-ти». – М.:
Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 301 с.: ил. – (Изобразительное
искусство).
8. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика: учеб.пособие для студентов вузов,
обучающихся

по

специальности

«Художественное

проектирование

текстильных изделий». – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 271 с.:
ил. – (Изобразительное искусство).
9. Библия в картинах/собрание картин к Ветхому и Новому завету художника
Густава Доре в подлинных гравюрах на дереве Паннемакера, Пизана, Гюреля
и др. – СПб: Т-ва М.О. Вольфъ
10. БидструпХерлуф. Жизнь и творчество. /Текст, пер., сост. М.Б. Косова. –
М.: Искусство, 1988. – 359 с., ил.
11. Гренчук Ю.Я. Художественная структура книги. М.: Книга, 1984. – 208 с.,
ил
12. Дали: Шедевры графики. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 224 с., ил.
13. Емельянович И.И., Бесчастнов Н.П. Печатный рисунок на ткани
(проблемы графической организации). – М.: Легпромбытиздат, 1990. – 224 с.:
ил.
14. Клабуновский Б.И. Линогравюра/ Учебное пособие для студентовзаочников

художественно-графических

факультетов

педагогических

институтов. – М.: «Просвещение», 1968. – 88 с. , ил.
15. Книжные знаки московских художников. Вып. II. – М.: Изобразительное
искусство, 1982.
16. Кокорин А.В. В стране великого сказочника. – М.: Советский художник,
1988. – 240 с., ил.
17. Крещение Руси. 988 – 1988./ Репринтное издание/ ил. Кузнецов К.К. –
Изд. «Заря».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».