Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 6»
городского округа Саранск
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ЖИВОПИСЬ»
Предметная область
ПО.03. ПЛЕНЭРНЫЕ ЗАНЯТИЯ
ПРОГРАММА
по учебному предмету
ПО.03.УП.01.ПЛЕНЭР
Срок обучения 5 лет
Саранск 2017
Одобрено
Утверждаю
Методическим советом
Директор МБУДО «ДМШ №6 »
МБУДО «ДМШ №6 »
______________
(подпись)
«___»____________2017 г.
«___»___________2017 г.
Примерная программа учебного предмета разработана на основе
Федеральных
государственных
требований
к
дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программе.
Организация-разработчик:
Муниципальное
бюджетное
учреждение
дополнительного образования «Детская музыкальная школа №6 »
Разработчик:
Шахаева Е. Г., преподаватель
2
Структура программы учебного предмета
1. Пояснительная записка
2. Содержание учебного предмета
3. Требования к уровню подготовки обучающихся
4. Формы и методы контроля, система оценок
5. Методическое обеспечение учебного процесса
6. Список рекомендуемой литературы
3
1. Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Пленэр» разработана на основе и с
учетом федеральных
государственных
предпрофессиональным
требований к дополнительным
общеобразовательным
программам
в
области
изобразительного искусства «Живопись».
Учебные занятия на открытом воздухе (пленэр) - неотъемлемая часть
учебного процесса, в которомприменяются навыки, формируемыев рамках
различныхучебных предметов: рисунка, живописи, композиции. Пленэр
является школой для дальнейшего развития данных навыков. Во время
занятий на природе учащиеся собирают материал для работы над
композицией, изучают особенности работы над пейзажем: законы линейной и
воздушной перспективы, плановости, совершенствуют технические приемы
работы
с
различными
художественными
материалами,
продолжают
знакомство с лучшими работами художников-пейзажистов.
Программа «Пленэр» тесно связана с программами по композиции,
рисунку, живописи.
В заданиях по пленэру используются композиционные правила
(передача
движения,
композиции
(ритм,
покоя,
золотого
симметрия
и
сечения),
асимметрия,
приемы
выделение
и
средства
сюжетно-
композиционного центра, контраст, открытость и замкнутость, целостность),
а также все виды рисунка: от быстрого линейного наброска, кратковременных
зарисовок до тонового рисунка. В рисовании растительных и архитектурных
мотивов применяются знания и навыки построения объемных геометрических
форм: куба, параллелепипеда, шара, конуса, пирамиды.
При выполнении живописных этюдов используются знания основ
цветоведения, навыки работы с акварелью, умения грамотно находить
тоновые и цветовые отношения.
Данная программа реализуется как в условиях города, так и в условиях
сельской местности.
4
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы «Живопись» с нормативными сроками
обучения 5лет учебный предмет «Пленэр» осваивается 4 лет
со второго
28
Самостоятельная работа
(домашнее задание) - в часах
Максимальная учебная
нагрузка
Т.п. – творческий просмотр
дополнительного
49
28
21
49
учебного
года
28
21
Т.п.
Т.п.
21
Промежуточная аттестация
Содержание
28
49
предмета
и
обучения
11
28
21
140
21
49
годовые
по
12
105
Т.п.
Практические занятия
(количество часов в год)
4
Т.п.
3
6
Т.п.
2
Вид учебной работы,
аттестации, учебной нагрузки
Классы
3
4
5
Полугодия
5
6
7
8
9 10
Всего
часов
класса.
49
245
требования
учебному
для
предмету
«Пленэр»образовательное учреждение разрабатывает самостоятельно.
Занятия пленэром могут проводиться рассредоточено в различные
периоды
учебного
года,
а
также–
одну
неделю
в
июне
месяце.
Самостоятельная работа проводится в счет резервного времени.
Объем учебного времени, отводимого на занятия пленэром, составляет
по 28 часов в год, самостоятельная работа (домашнее задание) может
составлять 21 час в год.
Форма проведения учебных занятий
Занятия
по
предмету
«Пленэр»
осуществляются
в
форме
мелкогрупповых практических занятий (численностью от 4 до 10 человек) на
открытом воздухе. В случае плохой погоды уроки можно проводить в
краеведческом, зоологическом, литературном и других музеях, где учащиеся
5
знакомятся с этнографическим материалом, делают зарисовки бытовой
утвари, наброски чучел птиц и животных.
Целиучебного предмета:
- художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие
творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы
художественно-исполнительских и теоретических знаний;
- воспитание любви и бережного отношения к родной природе;
- подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные
учреждения.
Задачи учебного предмета:
- приобретение знаний об особенностях пленэрного освещения;
- развитие навыков построения линейной и воздушной перспективы в
пейзаже с натуры;
- приобретение навыков работы над этюдом (с натуры растительных и
архитектурных мотивов), фигуры человека на пленэре;
- формирование умений находить необходимый выразительный метод
(графический или живописный подход в рисунках) в передаче натуры.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический;
-
эмоциональный
(подбор
ассоциаций,
образов,
создание
художественных впечатлений).
Предложенные методы работы в рамках
образовательной
программы
являются
наиболее
предпрофессиональной
продуктивными
при
реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на
проверенных
методиках
и
сложившихся
творчества.
6
традициях
изобразительного
Обоснование структуры программы учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
2.
Содержание учебного предмета
При рисовании с натуры в условиях пленэра учащимися осуществляется
активная исследовательская деятельность, изучается окружающий мир,
отрабатываются навыки работы с материалом, закладываются основы
профессионального ремесла.
Обучение происходит, главным образом, как решение задач по
композиции, рисунку и живописи. Вид учебной деятельности должен быть
разнообразным: обучение по наглядным образцам и практическая работа с
натуры, в которой половина времени отводится на графику, половина – на
живопись.
Техника
исполнения
и
формат
работ
обсуждаются
с
преподавателем.
Темы в программе повторяются с постепенным усложнением целей и
задач на каждом году обучения.
Учащиеся первого года(2-й) обучения по учебному предмету «Пленэр»
приобретают первоначальные навыки передачи солнечного освещения,
7
изменения локального цвета, учатся последовательно вести зарисовки и
этюды деревьев, неба, животных, птиц, человека, знакомятся с линейной и
воздушной перспективой, изучают произведения художников на выставках, в
музеях, картинных галереях, по видеофильмам и учебной литературе в
библиотеке школы.
Учащиеся второго года(3-й)обучения решают задачи на цветовые и
тональные отношения в пейзаже, развивают навыки передачи пленэрного
освещения, плановости в глубоком пространстве, знакомятся с различными
художественными материалами при выполнении рисунков животных, птиц,
фигуры человека, архитектурных мотивов.
Учащиеся третьего года(4-й) обучения развивают навыки и умения в
выполнении пейзажей на состояние с решением различных композиционных
приемов, рисуют более сложные архитектурные фрагменты и сооружения в
линейной и воздушной перспективе, пишут натюрморты, используя широкий
спектр цветовых оттенков, совершенствуют технические приемы работы с
различными художественными материалами.
Учащиеся четвертого года(5-й) обучения решают более сложные
задачи на создание образа, развивают умения и навыки в выполнении пейзажа
в определенном колорите, передаче точных тональных и цветовых отношений
в натюрмортах на пленэре, самостоятельно выбирают выразительные приемы
исполнения.
8
Учебно-тематический план
Практические занятия
(домашнее задание)
Самостоятельная работа
нагрузка
Наименование темы
Максимальная учебная
Вид учебного занятия
Первый год обучения
Знакомство с предметом «Пленэр»
практ.
работа
7
3
4
Кратковременные этюды пейзажа на
большие отношения
практ.
работа
7
3
4
Наброски, зарисовки птиц, этюды
животных, фигуры человека
практ.
работа
7
3
4
Архитектурные мотивы
(малые архитектурные формы)
практ.
работа
7
3
4
Натюрморт на пленэре
практ.
работа
7
3
4
Линейная перспектива ограниченного
пространства
Световоздушная перспектива
практ.
работа
7
3
4
практ.
работа
7
3
4
Практические занятия
(домашнеезадание)
Самостоятельная работа
нагрузка
Наименование темы
Максимальная учебная
Вид учебного занятия
Второй год обучения
Зарисовки первоплановых элементов
пейзажа. Этюды деревьев
практ.
работа
7
3
4
Кратковременные этюды пейзажа на
большие отношения неба к земле
практ.
работа
7
3
4
9
Архитектурные мотивы
практ.
работа
7
3
4
Натюрморт на пленэре
практ.
работа
7
3
4
Наброски, зарисовки и этюды птиц,
животных и человека
практ.
работа
7
3
4
Линейная перспектива глубокого
пространства
практ.
работа
7
3
4
Световоздушная перспектива
практ.
работа
7
3
4
Практические занятия
(домашнеезадание)
Самостоятельная работа
нагрузка
Наименование темы
Максимальная учебная
Вид учебного занятия
Третий год обучения
Зарисовки и этюды первоплановых
элементов пейзажа
практ.
работа
7
3
4
Кратковременные этюды и зарисовки
пейзажа на большие отношения
практ.
работа
7
3
4
Архитектурные мотивы
практ.
работа
7
3
4
Натюрморт на пленэре
практ.
работа
7
3
4
Зарисовки и этюды птиц, животных и
фигуры человека
Линейная перспектива глубокого
пространства
практ.
работа
7
3
4
практ.
работа
7
3
4
Световоздушная перспектива
практ.
работа
7
3
4
10
Практические занятия
(домашнеезадание)
Самостоятельная работа
нагрузка
Наименование темы
Максимальная учебная
Вид учебного занятия
Четвертый год обучения
Зарисовки и этюды первоплановых
элементов пейзажа
практ.
работа
7
3
4
Этюды и зарисовки пейзажей
практ.
работа
7
3
4
Архитектурные мотивы
практ.
работа
практ.
работа
7
3
4
7
3
4
Зарисовки и этюды птиц, животных и
фигуры человека
практ.
работа
7
3
4
Линейная перспектива
практ.
работа
7
3
4
Световоздушная перспектива
практ.
работа
7
3
4
Натюрморт на пленэре
Практические занятия
(домашнеезадание)
Самостоятельная работа
нагрузка
Наименование темы
Максимальная учебная
Вид учебного занятия
Пятый год обучения
Зарисовки и этюды фрагментов пейзажа с
людьми
практ.
работа
7
3
4
Длительные этюды и зарисовки пейзажа
практ.
работа
7
3
4
Архитектурные мотивы
практ.
работа
7
3
4
11
Натюрморт на пленэре
практ.
работа
7
3
4
Этюды и зарисовки фигуры человека в
пейзаже (в парке, на стройке, в порту)
практ.
работа
7
3
4
Линейная и световоздушная перспектива
практ.
работа
7
3
4
Эскиз сюжетной композиции по итогам
пленэра
практ.
работа
7
3
4
Содержание тем. Годовые требования
Первый год обучения
Тема 1. Знакомство с предметом«Пленэр». Ознакомление с основными
отличиями
пленэрной
практики
от
работы
в
помещении.Решение
организационных задач по месту и времени сбора, оснащению и основным
правилам работы.Зарисовки и этюды первоплановых элементов пейзажа
(розетка листьев одуванчика, лопуха).
Самостоятельнаяработа. Чтение учебной литературы.
Материал. Карандаш, акварель.
Тема
2.
Кратковременные
этюды
пейзажа
на
большие
отношения.Зарисовка ствола дерева. Передача тоновых и цветовых
отношений неба к земле.Знакомство с особенностями пленэрного освещения,
теплохолодности, рефлексов.Изменение локального цвета. Этюды пейзажей
на отношение «небо-земля»с высокой и низкой линией горизонта. Зарисовка
стволов берез (на светлом фоне неба и на темном фоне зелени).
Самостоятельнаяработа. Просмотр учебных видеофильмов.
Материал. Карандаш, акварель.
Тема
3.
Наброски,
зарисовки
птиц,
этюды
животных,
фигуры
человека.Передача особенностей пропорций, характерных поз, движений.
Развитие наблюдательности.Работа одним цветом с использованием силуэта.
12
Самостоятельнаяработа. Зарисовки, этюды домашних животных.
Материал. Тушь, акварель.
Тема 4. Архитектурные мотивы (малые архитектурные формы).Передача
тональных отношений с четко выраженным контрастом.Работа тенями.Этюд
калитки с частью забора.Рисунок фрагмента чугунной решетки с частью
сквера.
Самостоятельнаяработа. Посещение художественных выставок в музеях и
картинных галереях.
Материал. Карандаш, тушь, маркер, акварель.
Тема
5.
Натюрморт
на
пленэре.Выразительная
передача
образа
растительного мотива.Умение находить гармоничные цветовые отношения.
Использование различных приемов работы карандашом и приемов работы с
акварелью. Рисунок ветки дерева в банке, вазе. Этюд цветка в стакане.
Самостоятельнаяработа. Этюды и зарисовки комнатных цветов.
Материал. Карандаш, акварель.
Тема 6. Линейная перспектива ограниченного пространства.Знакомство с
визуальным изменением размера предметов в пространстве на примере
городского
дворика.Определение
горизонта,
изучение
закономерности
визуальных сокращений пространственных планов. Зарисовка крыльца с
порожками. Этюд угла дома с окном, части крыши с чердачным окном.
Самостоятельнаяработа. Просмотры учебных кинофильмов.
Материал. Карандаш, гелевая ручка, маркер, акварель.
Тема 7. Световоздушная перспектива.
Определение правильных цветотональных отношений пространственных
планов.Изменение цвета зелени под воздействием воздуха на свету и в
тени.Этюд пейзажа с постройкой на среднем плане. Зарисовкадома с
пейзажем.
Самостоятельнаяработа. Кратковременные этюды и зарисовки домашнего
двора.
Материал. Карандаш, акварель.
13
Второй год обучения
Тема 1. Зарисовки первоплановых элементов пейзажа. Этюды деревьев.
Образное восприятие природных форм.Рисование тенями: живописный или
графический подход к рисунку в зависимости от характера пластики
натуры.Зарисовки крупных камней, пней интересной формы. Этюды деревьев
(монохром).
Самостоятельная работа. Просмотры художественных журналов в школьной
библиотеке.
Материал. Карандаш, акварель, соус.
Тема 2. Кратковременные этюды пейзажа на большие отношения неба к
земле.Зарисовки цветов и растений.Развитие пленэрного цветоощущения,
передача общего тона и тонально цветовых отношений в пейзаже.Выявление
возможностей акварельных красок в передаче различного состояния природы.
Использование различных приемов работы карандашом. Этюды на большие
отношения неба к земле приемом alaprimaпри разном освещении. Зарисовки
разных по форме цветов и растений.
Самостоятельнаяработа. Этюды неба и земли из окна квартиры.
Материал. Карандаш, акварель.
Тема 3. Архитектурные мотивы.Выявление характерных цветовых и
тоновых
контрастов
натуры
окружением.Совершенствование
и
колористическая
навыков
работы
в
связь
технике
их
с
alaprima,
дальнейшее обогащение живописной палитры.Этюд дома с деревьями и
частью забора. Зарисовки несложных архитектурных сооружений.
Самостоятельнаяработа. Просмотр учебной литературы.
Материал. Карандаш, акварель, тушь.
Тема 4. Натюрморт на пленэре.Определение правильных цветотональных
отношений.Развитие навыков в передаче пленэрного освещения, решения
тонально-цветовых отношений, градации теплохолодности. Два этюда
14
букетика цветов (на светлом и на тёмном фоне). Зарисовки корней деревьев с
нижней частью ствола.
Самостоятельнаяработа. Этюды и зарисовки цветов на даче, за городом.
Материал. Карандаш, акварель.
Тема
5.
Наброски,
зарисовки
и
этюды
птиц,
животных
и
человека.Овладение приемами быстрого, линейного, линейно-цветового,
линейно-тонального изображения животных и птиц.Выявление в набросках и
этюдах
характерных
движений.Грамотная
компоновка
нескольких
изображений.
Самостоятельнаяработа. Копии этюдов и зарисовок животных и птиц из
журналов.
Материал. Карандаш, маркер, гелевая ручка, акварель.
Тема 6. Линейная перспектива глубокого пространства.Практическое
знакомство с передачей перспективы на конкретном примере. Грамотная
передача тональных и цветовых отношений с учетом перспективы. Рисунок
дома с частью улицы, уходящей в глубину.Этюд части дома с окном или
крылечком и части улицы.
Самостоятельнаяработа. Просмотр учебных видеофильмов.
Материал. Карандаш, акварель.
Тема
7.
Световоздушная
перспектива.Объемно-пространственное
восприятие пейзажа. Красивое ритмическое расположение в листе пятен и
линий. Изменение цвета в пространстве. Этюд и зарисовки группы деревьев
на фоне дальнего пейзажа (два этюда – со светлыми и с темными стволами).
Самостоятельнаяработа. Этюд одного и того же пейзажного мотива в разное
время суток
Материал. Карандаш, акварель.
Третий год обучения
Тема
1.
Зарисовки
и
этюды
первоплановых
элементов
пейзажа.Интересное композиционное решение.Использование различных
15
приемов работы акварелью и карандашом. Тропинки, аллеи, крутые склоны,
деревья, кустарники.
Самостоятельнаяработа. Просмотр учебной литературы и учебных работ из
методического фонда.
Материал. Карандаш, акварель, фломастер.
Тема 2. Кратковременные этюды и зарисовки пейзажа на большие
отношения.Целостность восприятия натуры и цельность ее изображения.
Изучение характера освещения. Этюды и зарисовки на различные состояния с
разными композиционными задачами.
Самостоятельнаяработа. Посещение художественных выставок.
Материал. Карандаш, акварель, соус.
Тема 3. Архитектурные мотивы.Передача пропорций архитектурных частей
здания. Деталировка отдельных фрагментов. Выявление характерных тоновых
и цветовых контрастов. Рисунок и этюд фрагментов храма (колокольни,
барабанов с луковицами, оконных проемов с решетками и т.д.)
Самостоятельнаяработа.Этюды и зарисовки ближайших архитектурных
сооружений.
Материал. Карандаш, акварель, гелевая ручка.
Тема 4. Натюрморт на пленэре.Совершенствование навыков работы с
акварелью в условиях пленэрного освещения. Разнообразие рефлексов.
Умение находить гармоничные цветовые и тоновые отношения. Зарисовки и
этюды букета цветов в вазе на солнце и в тени.
Самостоятельнаяработа.Этюды и зарисовки различных цветов.
Материал. Карандаш, акварель, фломастер.
Тема
5.
Зарисовки
и
этюды
птиц,
животных
и
фигуры
человека.Совершенствование навыков передачи характера движений и поз
домашних и диких животных. Пластика фигуры человека.
Самостоятельнаяработа.Этюды и зарисовки своих близких и знакомых.
Материал. Карандаш, акварель,маркер, фломастер, тушь.
16
Тема 6. Линейная перспектива глубокого пространства.Дальнейшее
изучение линейной и воздушной перспективы. Развитие навыков работы с
различными материалами. Рисунок лодок, катеров в различных ракурсах.
Этюды мостков на реке, причалов для лодок.
Самостоятельная работа. Этюды и наброски транспорта
Материал. Карандаш, акварель, соус, тушь.
Тема 7. Световоздушная перспектива.Передача плановости в пейзаже.
Цельность восприятия. Выделение композиционного центра. Этюд и
зарисовка холмистого или разнопланового пейзажа с постройками.
Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки характерных пейзажей по
памяти.
Материал. Карандаш, акварель, соус, тушь.
Четвертый год обучения
Тема
1.
Зарисовки
пейзажа.Самостоятельный
Использование
подходящих
и
этюды
подход
к
первоплановых
выбору
технических
элементов
интересного
возможностей
сюжета.
для
создания
определенного образа. Кустарники и заросли на берегу реки. Крупные сучья
деревьев с частью ствола. Различные постройки.
Самостоятельнаяработа.Этюды и зарисовки группы деревьев в городском
парке.
Материал. Карандаш, гелевая ручка, маркер, акварель, соус.
Тема 2. Этюды и зарисовки пейзажей.Решение композиционного центра.
Грамотное построение пространства. Плановость. Закрепление навыков
работы различными художественными материалами. Пейзаж городских
окраин.
Самостоятельнаяработа. Этюды и зарисовки панорамных пейзажей.
Материал. Карандаш, акварель, тушь, соус.
Тема
3.
Архитектурные
архитектурного
мотива.
мотивы.Выявление
Образное
17
решение
эстетических
здания.
качеств
Грамотная
последовательность в работе. Зарисовки и этюды пейзажных мотивов с
храмом или другим крупным сооружением.
Самостоятельнаяработа. Этюды и наброски церквей.
Материал. Карандаш, акварель, тушь, гелевая ручка.
Тема 4. Натюрморт на пленэре.Передача цветовых и тональных отношений.
Образное решение натюрморта. Передача материальности и фактуры
предметов. Рисунок натюрморта из предметов дачного быта. Этюд
натюрморта из подобных предметов.
Самостоятельнаяработа. Тематический натюрморт по представлению.
Материал. Карандаш, акварель, гелевая ручка, уголь, сангина.
Тема 5. Зарисовки и этюды птиц, животных и фигуры человека.Связь со
станковой
композицией.
Поиск
живописно-пластического
решения.
Закрепление технических приемов работы с различными материалами. Этюды
сюжетов в зоопарке, в городском саду, на рынке.
Самостоятельнаяработа. Этюды и зарисовки своих друзей или автопортрет.
Материал. Карандаш, акварель,маркер, фломастер, тушь.
Тема 6. Линейная перспектива.Творческий подход в выборе приемов и
средств композиции. Выразительность линейного рисунка. Цельность
колористического решения. Подробная детализация переднего плана. Этюды
и зарисовки натюрморта в пейзаже. Натюрморт походного быта.
Самостоятельнаяработа. Посещение музеев.
Материал. Карандаш, акварель, соус, гелевая ручка.
Тема 7. Световоздушная перспектива.Плановость в пейзаже. Изменение
цвета в зависимости от расстояния. Совершенствование методов работы с
акварелью и другими материалами. Зарисовка и этюды озера, реки или иного
водоема со стеной леса или с городскими постройкамина дальнем берегу.
Самостоятельнаяработа. Наброски и зарисовки подобных пейзажей по
памяти.
Материал. Карандаш, акварель, соус, тушь.
18
Пятый год обучения
Тема 1. Зарисовки и этюды фрагментов пейзажа с людьми. Понятие
общего тона и тонально-цветовых отношений в пленэрной живописи.
Интересное композиционное решение. Передача различного состояния
погоды, времени дня, освещения.
Самостоятельнаяработа.Этюды и зарисовки фрагментов пейзажа с людьми на
детских площадках и в скверах.
Материал. Карандаш, акварель, тушь, гелевая ручка.
Тема
2.
Длительные
этюды
и
зарисовки
пейзажа.
Образ
в
пейзаже.Индивидуальное отношение к изображаемому.Последовательное
ведение работы, завершенность в рисунках. Этюды и зарисовки пейзажа с
открытым пространством, постройками и деревьями на среднем плане.
Самостоятельнаяработа. Этюды и зарисовки пейзажей городских парков.
Материал. Карандаш, акварель, фломастеры, уголь, сангина.
Тема 3. Архитектурные мотивы.Образ архитектурного сооружения.
Выразительность
ритмов.
Грамотное
построение
с
перспективным
сокращением. Рисунок и этюд улицы с разнотипными по форме постройками
на сложном рельефе местности.
Самостоятельнаяработа.Этюды и зарисовки памятников скульптуры и
архитектуры.
Материал. Карандаш, акварель, фломастер, маркеры.
Тема 4. Натюрморт на пленэре.Выразительное пластическое решение.
Цветовые и тоновые контрасты. Передача материальности и фактуры
предметов. Тематический натюрморт.
Самостоятельнаяработа. Творческий натюрморт.
Материал. Карандаш, акварель, соус, тушь.
Тема 5. Этюды и зарисовки фигуры человека в пейзаже (в парке, на
стройке, в порту).Связь со станковой композицией. Характерные живописнопластические
особенности
фигур
людей
разных
профессий.
Совершенствование технических приемов работы с различными материалами.
19
Самостоятельнаяработа. Наброски и зарисовки фигуры человека на рынке, на
вокзале, на улице.
Материал. Карандаш, акварель, маркер, фломастер, гелевая ручка.
Тема 6. Линейная и световоздушная перспектива.Передача большого
пространства и объектов современной техники с соблюдением масштаба
величин и перспективы планов. Творческий подход в рисунках. Зарисовка
индустриального пейзажа. Этюд пейзажа с мостом через реку.
Самостоятельнаяработа. Этюды и зарисовки городской стройки.
Материал. Карандаш, акварель, фломастер, тушь.
Тема 7. Эскиз сюжетной композиции по итогам пленэра. Умение находить
выразительное
натурным
пластическое
материалом.
решение,
работать
с
подготовительным
Использование
знаний,
умений
и
навыков,
полученных в процессе обучения. Сюжетная фигурная композиция.
Самостоятельная работа. Работа с подготовительным материалом.
Самостоятельный выбор техники исполнения и художественных материалов.
3. Требования к уровню подготовкиобучающихся
Результатом освоения программы «Пленэр» является приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- знание о закономерностях построения художественной формы и
особенностей ее восприятия и воплощения;
- знание способов передачи пространства, движущейся и меняющейся
натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;
- умение передавать настроение, состояние в колористическом
решении пейзажа;
- умение применять сформированные навыки по учебным предметам:
рисунок, живопись, композиция;
- умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над
композиционными эскизами;
20
- навыки восприятия натуры в естественной природной среде;
- навыки передачи световоздушной перспективы;
- навыки работы над жанровым эскизом с подробной проработкой
деталей.
4. Формы и методы контроля, система оценок
Программа
предусматривает
текущий
контроль
успеваемости
и
промежуточную аттестацию.
Текущий контроль успеваемости подразумевает выставление оценок за
каждое
задание
(«отлично»,
«хорошо»,
«удовлетворительно»).
Промежуточная аттестация проводится в форме просмотров учебных
работ учащихся в конце пленэрас выставлением оценок. Просмотры
проводятся за счет аудиторного времени.
Критерии оценок
Оценка 5 («отлично»)предполагает:
- грамотную компоновку в листе;
- точный и аккуратно выполненный подготовительный рисунок (при работе с
цветом);
- соблюдение правильной последовательности ведения работы;
- свободное владение линией, штрихом, тоном, передачей цвета;
- свободное владение передачей тональных и цветовых отношений с учетом
световоздушной среды;
- грамотная передача пропорций и объемов предметов в пространстве;
- грамотное использование выразительных особенностей применяемых
материалов и техник;
- цельность восприятия изображаемого, умение обобщать работу;
- самостоятельное выявление и устранение недочетов в работе.
Оценка 4 («хорошо»)предполагает:
- небольшие неточности в компоновке и подготовительном рисунке;
21
- неумение самостоятельно выявлять недочеты в работе, но самостоятельно
исправлять ошибки при указании на них;
- незначительные недочеты в тональном и цветовом решении;
- недостаточная моделировка объемной формы;
- незначительные ошибки в передаче пространственных планов.
Оценка 3 («удовлетворительно») предполагает:
- существенные ошибки, допущенные при компоновке;
- грубые нарушения пропорций, перспективы при выполнении рисунка;
- грубые ошибки в тональных отношениях;
- серьезные ошибки в колористическом и цветовом решении;
- небрежность, неаккуратность в работе, неумение довести работу до
завершенности;
- неумение самостоятельно выявлять и исправлять недочеты в работе.
5. Методическое обеспечение учебного процесса
Предложенные
рассматривать
как
в
настоящей
программе
рекомендательные.
темы
Педагог
заданий
должен
следует
исходить
из
конкретных условий работы с натуры. В ходе планирования учебных задач
обязательным моментом является четкое определение целей задания. Педагог
в словесной форме объясняет детям, как достичь данной цели. Предлагается
следующая схема этапов выполнения заданий:
1. Анализ решения подобных тем и сюжетов в произведениях
художников-классиков и в работах учащихся (из методического фонда).
2. Выбор точки зрения.
3. Выбор формата изображения.
4. Определение пропорций, движения и характера пространственных
планов.
5. Проработка деталей композиционного центра.
6. Передача больших тоновых и цветовых отношений.
22
7. Обобщенная моделировка объемной формы, выявление градаций
светотени с учетом воздушной перспективы.
8. Подчинение всех частей изображения целому.
Преподавателю рекомендуется как можно чаще проводить «мастерклассы» для учащихся. Для успешного изучения нового учебного материала
желательно в конце занятий проводить обсуждение успехов и неудач в
группе.
Средства обучения
-
материальные:
индивидуальные
художественные
принадлежности,
натюрмортный фонд;
- наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, плакаты, фонд
работ учащихся, иллюстрации;
- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии,
демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники,
мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные
ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы,
аудио-записи.
6. Список рекомендуемой литературы
Методическая литература
1. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись.
Композиция. - М., 1981
2. Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1985
3. Кузин В.С. Наброски и зарисовки.- М.,1981
4. Кузин
В.С.Основы
обучения
изобразительному
искусству
общеобразовательной школе. – М.Просвещение, 1992
5. Маслов Н.Я. Пленэр. – М.: Просвещение, 1984
6. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. - М: Просвещение, 1973
23
в
7. Смирнов
Г.Б.,Унковский
А.А.
Пленэр.
Практика
по
изобразительному искусству. - М., 1981
8. Тютюнова Ю.М. Пленэр: наброски, зарисовки, этюды. – М.:
Академический Проект, 2012
9. Барщ А.О. Наброски и зарисовки. - М.: Искусство, 1970.
10. Игнатьев С.Е. Наброски акварелью. // Юный художник: № 8, 1981
11. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М.: Высшая школа, 1992
12. Шорохов Е.В. Композиция.- М.: Просвещение, 1986
Учебная литература
1. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. – М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2008
2. Луковенко Б.А. Рисунок пером. – М.: Просвещение, 2000
3. Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: Титул, - 1996
4. Сокольникова Н.М. Основы рисунка. – Обнинск: Титул, - 1998
5. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы
живописи. – Обнинск: Титул, - 1996
6. Терентьев А.Е. Изображение животных и птиц средствами рисунка и
живописи. - М: Просвещение, 1980
24