Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 6»
городского округа Саранск
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ЖИВОПИСЬ»
Предметная область
В.00. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
ПРОГРАММА
по учебному предмету
В.01.ЦВЕТОВЕДЕНИЕ
Срок обучения 5 лет
Саранск 2017
Одобрено
Утверждаю
Методическим советом
Директор МБУДО «ДМШ №6 »
МБУДО «ДМШ №6 »
______________
(подпись)
«___»____________2017 г.
«___»___________2017 г.
Примерная программа учебного предмета разработана на основе Федеральных
государственных
требований
к
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной программе.
Организация-разработчик:
Муниципальное
бюджетное
дополнительного образования «Детская музыкальная школа №6 »
Разработчик:
Шахаева Е. Г., преподаватель
учреждение
№№ Наименование раздела
I.
Пояснительная записка
II.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного
предмета, сведения о затратах учебного времени, графике
проведения промежуточной и итоговой аттестации
III.
Учебно–тематический план
IV.
Содержание учебного предмета. Годовые требования
V.
Требования к уровню подготовки обучающихся
VI.
Формы и методы контроля, система оценок
VII.
Методическое обеспечение учебного процесса
VIII. Список рекомендуемой литературы
I.
Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль
в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Цветоведение» разработана на основе и с
учетом федеральных государственных требований к дополнительным пред
профессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного
искусства «Живопись» включена в вариативную часть программы.
Содержание программы отвечает целям и задачам, указанным в федеральных
государственных требованиях.
Программа строится на раскрытии нескольких ключевых тем. Содержание тем
постепенно усложняется с каждым годом обучения.
Основу
программы
«Цветоведение»
составляют
цветовые
отношения,
строящиеся на цветовой гармонии, поэтому большая часть тем в данной программе
отводится цветовым гармониям.
Программа «Цветоведение» тесно связана с программами по рисунку(тоновые
отношения), станковой композиции ,
тоновое
пространство).
В
с пленэром (цветовой валёр, цветовое и
каждой
из
этих
программ
присутствуют
взаимопроникающие элементы: в заданиях по академическом и декоративной
живописи, станковой композиции, обязательны требования к силуэтному решению
формы предметов «от пятна»,
в программе «Цветоведение» ставятся задачи
композиционного решения листа, равновесие цветовых и тоновых отношений,
выявления объема цветом, грамотного владения тоном, передачи световоздушной
среды.
Срок реализации учебного предмета
Учебный предмет «Цветоведение» при 5 -летнем сроке обучения реализуется 5
лет – с 1 по 2 класс
При реализации программы «Цветоведение» с 5(6)-летним сроком обучения:
аудиторные занятия в 1 классе – 1 час, во 2 классе – 1,5 часа, самостоятельная работа
по 1 часу.
Цель и задачи учебного предмета
Цель учебного предмета:
Целью
учебного
предмета
«Цветоведение»
является
художественно-
эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе
освоения
программы
учебного
предмета
художественно-исполнительских
и
теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных детей в
области
изобразительного
образовательные
искусства
учреждения,
и
подготовка
реализующие
их
основные
к
поступлению
в
профессиональные
образовательные программы в области изобразительного искусства.
Задачи учебного предмета:
- приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных
работ, в том числе:
знаний свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических
качеств;
знаний разнообразных техник живописи;
знаний
художественных
и
эстетических
свойств
цвета,
основных
закономерностей создания цветового строя;
умений видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственновоздушной среды;
умений изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру
человека;
навыков в использовании основных техник и материалов;
навыков последовательного ведения живописной работы;
- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков,
позволяющих
в
дальнейшем
осваивать
профессиональные
образовательные
программы в области изобразительного искусства.
Форма проведения учебных занятий
Занятия
по
предмету
«Цветоведение»
и
проведение
консультаций
рекомендуется осуществлять в форме мелко групповых занятий (численностью от 4
до 10 человек).
Мелко групповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс
обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального
подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты
работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
практический;
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Предложенные
методы
работы
в
рамках
пред
профессиональной
образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации
поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных
методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.
Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным и
аудио
фондам, видеозаписей школьной библиотеки.
Библиотечный фонд
изданиями
литературой
основной
по
и
укомплектовывается печатными и электронными
дополнительной
изобразительному
учебной
искусству,
и
истории
учебно-методической
мировой
культуры,
художественными альбомами.
Мастерская по живописи должна быть оснащена натурными столами,
мольбертами, компьютером, интерактивной доской, предметами натурного фонда.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
II.
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета,
сведения о затратах учебного времени,
графике промежуточной и итоговой аттестации
При реализации программы «Цветоведение» с нормативным сроком обучения
2 года, при общем сроке обучения 5 лет, общая трудоемкость учебного предмета
«Цветоведение» составляет 90 часов (в том числе, 90 аудиторных часов, 46 часов
самостоятельной работы). Экзамены проводятся в 1 во 2 классах во втором
полугодии. В остальное время видом промежуточной аттестации служит творческий
просмотр (зачет).
Вид учебной
работы,
аттестации,
учебной нагрузки
Затраты учебного времени,
график промежуточной аттестации
Классы/полугодия
1
Аудиторные
занятия (в часах)
Самостоятельная
работа
(домашнее
практическое
задание, в часах)
Вид
промежуточной
аттестации
Максимальная
учебная нагрузка
(в часах)
Всего
часов
2
1
16
2
20
3
24
4
30
90
9
10
12
15
46
з
а
ч
е
т
э
к
з
а
м
е
н
з
а
ч
е
т
э
к
з
а
м
е
н
25
30
36
45
136
III.
Учебно-тематический план
IV.
В данной программе предложен пример учебно-тематического плана с
объемом часов, соответствующим объему, предложенному при реализации пред
профессиональной программы «Цветоведение» с нормативным сроком обучения 2
года .
Первый год обучения
№
Вид
учебн
ого
заняти
я
Наименование темы
Максим
альная
учебная
нагрузк
а
Задани
е для
самост
оятельн
ой
работы
Аудито
рное
задани
е
I полугодие
Вводная беседа о живописи и о цвете.
Техника акварель и техника гуашь.
Цветовой круг. Хроматический круг
урок
1
-
1
урок
4
1
3
2.
3.
Тоновой круг. Ахроматический круг
урок
3
1
2
4.
Контраст дополнительных цветов
урок
6
2
4
5.
Гармонизация основных цветов.
урок
6
3
3
6.
Гармония дополнительных цветов
урок
5
2
3
1.
II полугодие
7.
Контраст теплых и холодных цветов.
урок
5
1
4
8.
Контраст света и тени
урок
5
2
3
9.
10.
урок
урок
5
6
2
2
3
4
11.
Контраст насыщения и распространения
Цветовой контраст (теплого и
холодного) цельность
Световой контраст (ахроматический)
урок
5
2
3
12.
Цвет теней
урок
4
1
3
Второй год обучения
№
Вид
учебн
ого
занят
ия
Наименование темы
Максим
альная
учебная
нагрузк
а
Задание
для
самосто
ятельно
й
работы
Аудито
рное
задание
I полугодие
1.
Контраст цвета и тона.
урок
6
2
4
2.
Гармония теплых цветов.
урок
6
2
4
3.
Гармония холодных цветов.
урок
6
2
4
4.
Цветовые растяжки основных цветов.
урок
10
4
6
5.
Контраст дополнительных цветов (желтофиолетовый)
урок
8
2
6
II полугодие
урок
7
3
4
урок
12
4
8
8.
Контраст дополнительных цветов
(красно-зелёный)
Контраст
дополнительных
цветов
(оранжево-синий)
Цветовой контраст по цвету и тону.
урок
14
4
10
9.
Гармония по общему цветовому тону
урок
12
4
8
6.
7.
V.
Содержание учебного предмета.
Годовые требования
В первые годы обучения задания даются на построение простых гармоний, в
основном контрастных, с применением насыщенных цветов. Для того чтобы работы
были более эмоциональными, редко используется черный цвет.
В старших классах цветовые гармонии разнообразнее. Они построены на
нюансах, светлоте, со сложным колоритом, цветовой валёр.
Задания первого класса знакомят учащихся с основами цветоведения, со
свойствами живописных материалов, приемами работы с акварелью. Учащиеся
получают знания и навыки ведения последовательной работы над упражнениями,
заданиями по цветоведению в натюрморте, пейзаже. начиная с композиции листа ,
поиска цветовых отношений, первоначальные навыки построения цветовой
гармонии.
Во втором классе учащиеся углубляют знания о цвете, цветовой гармонии,
влиянии среды и освещения, приобретают навыки в передаче фактуры предметов с
выявлением их объемной формы.
В третьем классе постановки усложняются, вводятся более сложные по форме
предметы. Задания даются на тонального и колористического выполнения, передачу
материальности и пространства, построения более сложной цветовой гармонии.
В четвертом классе натюрморты ставятся с ясно выраженным тематическим
характером,
углубляются
знания
о
цветовой
гармонии,
тональности
и
колористическом решении, решение пространства и цельности.
В пятом классе углубляются и закрепляются знания и умения последовательно
и продолжительно вести работу ни только над
предметной постановкой, но и
интерьере, так-же в пейзаже. Ставятся основные задачи передать точные цветовые
отношения, построить сложную цветовую гармонию, глубину , объем и фактуру
предметов, пространства.
К учащимся шестого класса предъявляются следующие основные требования:
- самостоятельно выполнять задание по созданию художественного образа,
натюрморта, фигуры человека в интерьере.
- самостоятельно строить цветовую гармонию;
- выражать индивидуальное отношение к изображаемому;
- уметь технически реализовать замысел.
Первый год обучения
1. Вводная беседа о живописи и о цвете.
Техника акварели и гуаши и их возможности.
2. Тема. Характеристика цвета. Знакомство с хроматическими цветами.
Выполнение упражнения на получение составных цветовых градаций. Выполнение
цветового круга и шкалы на тоновую градацию. Применение лессировки. в технике
акварели и плотности в тех. гуашь, бумаги формата А4.
Самостоятельная работа: геометрический орнамент в тоновом решении.
3. Тема. Характеристика тона. Знакомство с тональным кругом. Выполнение
тонового круга. Использование акварели или гуашь, бумаги формата А4.
Самостоятельная работа: геометрический орнамент в тональном решении.
4. Тема. Характеристика цвета. Контраст дополнительных цветов. Знакомство с
цветовым
контрастом.
Семь
типов
цветовых
контрастов.
Контрастные
и
дополнительные цвета. Использование акварели гуаши, бумаги формата А4.
Самостоятельная работа: смешение красок . Тема «кот на окне»
5. Тема. Гармония основных цветов. Упражнение на нахождение
смешанных
тонов между основными цветами. Использование акварели, бумаги формата А4.
Самостоятельная работа: этюды осенних листьев.
6. Тема. Гармония дополнительных цветов. Нахождение богатство оттенков
путем смешивания двух дополнительных цветов. Использование гуаши, бумаги
различных форматов.
Самостоятельная работа: этюды осенних листьев.
7. Тема. Контраст теплых и холодных цветов. Использование возможностей
акварели. Отработка основных приемов. Лессировка.
Использование акварели,
бумаги формата А4.
Самостоятельная работа: Осенние клиновые веточки.
8. Тема. Контраст света и тени. Контраст белого и черного, контраст формы,
тоновой ритм в композиции. Использование гуаши, бумаги формата А4.
Самостоятельная работа: изображение круглых форм разных размеров с передачей
ритмичного движения тона и формы.
9. Тема. Контраст насыщения и распространения. Относительность «ярких» и
«блёклых» цветов, различные способы гармонизации цветов. Использование гуаши,
бумаги формата А4.
Самостоятельная работа:
а) упражнение на смешивание
основных цветов
с белым цветом -результат
качественная характеристика белизны цветовой палитры.
б) упражнение на смешивание основных цветов с черным цветом — результат
утяжеление цветовой палитры.
10.Тема. Цветовой контраст (теплого и холодного) цельность. Выразительность в
цветовом решении теплых и холодных цветов, равновесие и целостность в
живописной композиции. Использование акварели (техника a la prima), бумаги
различных форматов.
Самостоятельная работа: этюд фруктов или овощей по тому же принципу.
11. Тема. Световой контраст (ахроматический). Поиск тоновых отношений.
Понятие о трёх тональных гармониях. Декоративно-плоскостной натюрморт в трёх
тональной гармонии и много тональной гармонии. Использование гуаши, бумаги
различных форматов.
Самостоятельная работа: натюрморт в трехцветной гармонии.
12. Тема. Цвет теней. Локальный цвет предмета и его зависимость от окружения и
освящения. Натюрморт из фруктов на нейтральном фоне. Использование гуаши,
бумаги различных форматов.
Самостоятельная работа: натюрморт из овощей..
Второй год обучения.
1. Тема. Контраст цвета и тона. Использование
сложного цветового и
тонального контраста. Применения контрастных по
цвету тону предметов в
натюрморте.
Развитие навыков и умений работы с гуашью. Передача оттенков
локального цвета. Бытовые формы на нейтральном фоне. Использование гуаши,
бумаги различных форматов.
Самостоятельная работа: этюд ветки листьями рябины с ягодами на нейтральном
фоне.
2. Тема. Гармония тёплых цветов.
Отражение в живописи многогранность
оттенков тёплых цветов. Развитие представлений о влиянии цветовой среды на
предмет. Лепка формы предметов с учетом цветовых и тональных отношений. Этюд
овощей тёплых цветов на теплом фоне. Использование гуаши, бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: этюды фруктов тёплого цвета на теплом фоне.
3. Тема. Гармония холодных цветов. Отражение в живописи многогранность
оттенков холодных цветов. Развитие навыков по передаче цветовых отношений.
Этюд айвы холодного цвета на холодной драпировке. бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: этюд яблок холодного цвета на холодном фоне.
4.
Тема.
Цветовые
растяжки
основных
цветов.
Изучение
понятий
пространственной цвета . Передача изменения цветового цвета и тона при помощи
белизны цвета. Использование акварели, бумаг а-4 формата.
Самостоятельная работа: 7 ступеней цветовая растяжка промежуточных цветов.
5. Тема. Контрастная дополнительных цветов. Основной принцип гармонии
заключается в следующем: два цвета взаимно гармоничны, расположенные друг
против
друга
(красный-зелёный,желтый-фиолетовый,синий-оранжевый)
гармонию путём постепенного смешивания
найти
одного цвета в другой (градация 7
ступеней). Использование гуаши, бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: Статика и динамика в контрасте дополнительных цветов
на одну из пар контрастов.
6. Тема. Контраст тона и доминантного цвета Передача тональных отношений и
цветового доминанта. передача гармонии и равновесия. Передача
пространства
тональными средствами и доминантного пятна в композиции. Декоративный
натюрморт из двух предметов (кофейник, кружка), различных по форме и тону на
светлом фоне без складок. Использование гуаши, бумаги различного формата.
Самостоятельная работа: этюды цветущих комнатных растений.
7. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Довести все цвета до плотности
одного тонального цвета. Передача светотеневых отношений локального цвета
предметов в многообразии цветовых и тональных оттенков. с сохранением объема и
связи с окружающей средой. Натюрморт из двух предметов (кофейник, кружка),
различных по форме и цвету при боковом освещении на светлом фоне без складок (с
предварительным эскизом). Использование гуаши, бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: этюды комнатных растений.
IV. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы «Цветоведение» является приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических
качеств,
- знание художественных и эстетических свойств цвета, основных
закономерностей, создания цветового строя;
-
умение
видеть
и
передавать
цветовые
отношения
в
условиях
пространственно-воздушной среды;
- умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру
человека;
- умение раскрывать образное и живописно-пластическое решение в
творческих работах;
- навыки в использовании основных техник и материалов;
- навыки последовательного ведения живописной работы.
Требования к экзамену или зачёту.
Экзамен
по предмету
самостоятельной
работы
«Цветоведение» рекомендуется проводить в виде
учащегося
над
упражнением.
Выполняется
эскиз
упражнения на формате А3 в течение 4 учебных часов. В первых-вторых классах
упражнение состоит из простых заданий
( ритм, статика и динамика цветовых
пятен).
Для успешного выполнения задания и получения наивысшей оценки
учащийся должен:
- грамотно расположить цветовые пятна в листе;
- поставить предметы на плоскость;
- правильно строить цветовые гармонии;
- умело использовать приемы работы в тех. гуашь или акварель;
- передать с помощью цвета объем предметов, пространство и материальность;
- добиться цельности в изображении композиции..
- добиться единого колорита в задании;
VI.
Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное
управление
учебным
процессом
и
выполняет
обучающую,
проверочную,
воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки самостоятельной
работы обучающегося, обсуждения этапов работы над композицией, выставления
оценок и пр. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить
промежуточные просмотры по разделам программы.
Формы промежуточной аттестации:
зачет – творческий просмотр (проводится в счет аудиторного времени);
экзамен - творческий просмотр (проводится во вне аудиторное время).
Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого
просмотра по окончании первого полугодия. Оценки ученикам могут выставляться и
по окончании четверти. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению
проводить промежуточные просмотры по разделам программы (текущий контроль).
При оценки работ учащихся учитывается уровень следующих умений и
навыков:
1 год обучения
- грамотно компоновать изображение в листе;
- грамотно передавать локальный цвет;
- грамотно передавать цветовые и тональные отношения предметов к фону;
- грамотно передавать основные пропорции и силуэт простых предметов;
- грамотно передавать материальность простых гладких и шершавых поверхностей;
2 год обучения
- грамотно компоновать группу взаимосвязанных предметов;
- грамотно передавать оттенки локального цвета;
- грамотно передавать цветовые и тональные отношения между предметами;
- грамотно передавать пропорции и объем простых предметов;
- грамотно передавать материальность простых мягких и зеркально-прозрачных
поверхностей.
VII. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации преподавателям
Предложенные в настоящей программе темы заданий по живописи следует
рассматривать как рекомендательные. Обучение построено, в основном, на
рисовании с натуры натюрмортов, которые необходимо ставить, руководствуясь
принципами цветовой гармонии. Задания предусматривают наличие богатого
натурного фонда, большого иллюстративного материала.
Программа предлагает следующую схему этапов выполнения заданий по
живописи:
1. Анализ цветового строя в задании.
2. Анализ задания с подобным цветовым решением у художников-классиков.
3. Выбор техники исполнения.
4. Варианты цветовых и тональных эскизов с разным композиционным решением.
5. Выполнение картона.
6. Выполнение работы на формате в материале.
Работа, как правило, ведется акварельными или гуашью красками. Техника
исполнения и формат работы обсуждается с преподавателем.
Для лучшего усвоения материала программой предусмотрены занятия для
самостоятельного обучения, которые включают в себя
- посещение выставок;
- поиск необходимого материала в сетевых ресурсах;
- чтение дополнительной литературы;
- выполнение кратковременных этюдов в домашних условиях;
- посильное копирование шедевров мирового искусства;
- выполнение аудиторных заданий по памяти.
Средства обучения
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными
пособиями, мебелью, натюрморт фондом;
- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд
работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски;
-
демонстрационные:
муляжи,
чучела
птиц
и
животных,
гербарии,
мультимедийные
учебники,
демонстрационные модели, натюрморт фонд;
-
электронные
образовательные
ресурсы:
мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио
записи.
VIII. Список рекомендуемой литературы
Методическая литература
1. Алексеев С.О. О колорите. - М., 1974
2. Анциферов В.Г., Анциферова Л.Г., Кисляковская Т.Н. и др. Рисунок,
живопись, станковая композиция, основы графического дизайна. Примерные
программы для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. – М., 2003
3. Беда Г. В. Живопись. - М., 1986
4. Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н. Живопись: Учебное пособие. М.:
Владос, 2004
5. Все о технике: цвет. Справочник для художников. - М.: Арт-Родник, 2002
6. Все о технике: живопись акварелью. Справочник для художников. - М.:
Арт-Родник, 2004
7. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. – М.:
Просвещение, 1992
8. Волков Н. Н. Композиция в живописи. - М., 1977
9. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1985
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб:
СОЮЗ, 1997
11. Елизаров В.Е. Примерная программа для ДХШ и изобразительных
отделений ДШИ. – М., 2008
12. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. – М.: Искусство, 1986
13. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М.: Высшая школа, 1992
14. Люшер М. Магия цвета. Харьков: АО “СФЕРА”; “Сварог”, 1996
15. Паранюшкин
Р.А.,
Хандова
Г.Н.
Цветоведение
для
художников:
колористика. – Ростов н/д: Феникс, 2007
16. Проненко
Г.Н.
Живопись.
Примерная
программа
для
ДХШ
и
изобразительных отделений ДШИ. – М., 2003
17. Психология цвета. - Сб. пер. с англ. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1996
18. Смирнов Г. Б. Живопись. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1975
19. Шорохов
Е.
В.
Методика
преподавания
композиции
на
уроках
изобразительного искусства в школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение,
1974
20. 20. Иоханнес Иттен. Искусство цвета. - Москва «Д. Аронов» 2004
Учебная литература
1. Школа изобразительного искусства в десяти выпусках. М.: Изобраз.
искусство, 1986: №1, 1988: №2
2. Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996
3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы живописи.
– Обнинск: Титул, - 1996
4. Сокольникова Н.М. Художники. Книги. Дети. – М.: Конец века, 1997
5. Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. – АСТ, 2005
6. Яшухин А.П. Живопись. - М.: Просвещение, 1985
7. Яшухин А. П., Ломов С. П. Живопись. М.: Рандеву – АМ, Агар, 1999
8. Кальнинг А. К. Акварельная живопись. – М., 1968
9. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. М.: Просвещение, 1980.