Специальность(саксофон,кларнет)

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 6»
городского округа Саранск

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
ПРОГРАММА
по учебному предмету
ПО.01.УП.01.СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
(САКСОФОН, КЛАРНЕТ)
Срок обучения 5 (6),8 (9) лет

Саранск 2016

«Одобрено»
Методическим советом
МБУДО «ДМШ № 6» г.о. Саранск

«Утверждаю»
Директор – П.С.Еськин
______________
(подпись)

«____» _______________ 20____ г.
дата рассмотрения

«____» _______________ 20____ г.
дата утверждения

Разработчик – Кулясов Д.А., преподаватель по классу саксофона
МБУДО «ДМШ № 6»
Рецензент – Рогожин А.Ю., заведующий эстрадно – духовым
отделением, преподаватель по классу флейты МБУДО «ДМШ № 6»
Рецензент – Костин А.Ю., председатель ПЦК «Инструментальное
исполнительство – оркестровые духовые и ударные инструменты» ГБПОУ
РМ СМУ ИМ Л.П.КИРЮКОВА
2

Структура программы учебного предмета

I.

Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II.

Содержание учебного предмета

- Годовые требования по классам;

III.

Требования к уровню подготовкиобучающихся

IV.

Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Контрольные требования на разных этапах обучения;
- Критерии оценки;

V.

Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI.

Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

- Список рекомендуемой нотной литературы;
- Список рекомендуемой методической литературы

3

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика

учебного предмета, его место и роль в

образовательном процессе
Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента
«саксофон, кларнет)», далее - «Специальность», разработана на основе и с
учетом федеральных государственных требований к дополнительной
предпрофессиональной

общеобразовательной

программе

в

области

музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты».
Учебный предмет «Специальность» направлен на приобретение
обучающимися знаний, умений и навыков игры на саксофоне, получение ими
художественного образования, а также на эстетическое воспитание и
духовно-нравственное развитие ученика.
Выявление

одаренных

детей

в

раннем

возрасте

позволяет

целенаправленно развивать их профессиональные и личные качества,
необходимые для продолжения профессионального обучения. Программа
рассчитана на выработку у обучающихся навыков творческой деятельности,
умения планировать свою домашнюю работу, навыков осуществления
самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умения давать
объективную оценку своему труду, формирования навыков взаимодействия с
преподавателем.
2. Срок реализации учебного предмета «Специальность (саксофон,
кларнет)» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый
класс в возрасте:
– с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.
– с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.
Для детей, не закончивших освоение образовательной программы
основного общего образования или среднего (полного) общего образования и
планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие
4

основные

профессиональные

образовательные

программы

в

области

музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
«Специальность (саксофон, кларнет)»:
Срок обучения

8 лет

9 лет

5 лет

6 лет

Максимальная учебная нагрузка

1316

1530,5

924

1138,5

559

641,5

363

445,5

757

889

561

693

(в часах)
Количество
часов на аудиторные занятия
Количество часов на
внеаудиторную
(самостоятельную) работу
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная,
рекомендуемая продолжительность урока -45 минут.
Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю лучше
узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоциональнопсихологические особенности.
5. Цель и задачи учебного предмета «Специальность (саксофон,
кларнет)»
Цель: развитие музыкально-творческих способностей учащегося на
основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих
воспринимать, осваивать и исполнять на саксофоне произведения различных
жанров и форм в соответствии с программными требованиями, а также
выявление

наиболее

одаренных

детей

в

области

музыкального

исполнительства на саксофоне и подготовки их к дальнейшему поступлению
в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы
среднего профессионального образования по профилю предмета.
5

Задачи:
-развитие интереса и любви к классической музыке и музыкальному
творчеству;
-

развитие

музыкальных

способностей:

слуха,

памяти,

ритма,

эмоциональной сферы, музыкальности и артистизма;
- освоение музыкальной грамоты как необходимого средства для
музыкального исполнительства на саксофоне;
- овладение основными исполнительскими навыками игры на кларнете,
позволяющими грамотно исполнять музыкальные произведения соло и в
ансамбле;
- развитие исполнительской техники как необходимого средства для
реализации художественного замысла композитора;
-

обучение

навыкам

самостоятельной

работы

с

музыкальным

материалом, чтение с листа нетрудного текста;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности и публичных
выступлений;
- формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной
мотивации к продолжению профессионального обучения.
6.

Обоснование

структуры

программыучебного

предмета

«Специальность (саксофон, кларнет)».
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета;
• распределение учебного материала погодам обучения;
• описание дидактических единиц учебного предмета;
• требования к уровню подготовки обучающихся;
6

• формы и методы контроля, система оценок;
• методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение);
- наглядный (наблюдение, демонстрация);
- практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
8. Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны
труда.
Учебные

аудитории

для

занятий

по

учебному

предмету

«Специальность(саксофон, кларнет)» должны иметь площадь не менее 9 кв.м
и звукоизоляцию. В образовательном учреждении создаются условия для
содержания,

своевременного

обслуживания

и

ремонта

музыкальных

инструментов.

II. Содержание учебного предмета
• Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета «Специальность(саксофон, кларнет)», на
максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные
занятия:

7

Срок обучения – 8 (9) лет
Распределение по годам обучения
Класс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Продолжительность

32

33

33

33

33

33

33

33

33

2

2

2

2

2

2

2,5

2,5

2,5

учебных занятий
(в нед.)
Количество

часов

аудиторные

занятия

на
в

неделю
Общее количество

559

часов

641,5

на

аудиторные

82,5

занятия
Количество

часов

на

2

2

2

3

3

3

4

4

4

64

66

66

99

99

99

132

132

132

внеаудиторные занятия в
неделю
Общее количество
часов на внеаудиторные
(самостоятельные)
занятия по годам
Общее количество

757

часов на внеаудиторные

889

132

(самостоятельные)
занятия
Максимальное

4

4

4

5

5

5

6,5

6,5

6,5

128

132

132

165

165

165

214,5

214,5

214,5

количество часов занятий
в неделю
Общее
количество

максимальное
часов

по

годам
Общее

максимальное

1316

214,5

8

количество часов на весь

1530,5

период обучения

Срок обучения – 5 (6) лет
Распределение по годам обучения
Класс

1

2

3

4

5

6

Продолжительность учебных занятий

33

33

33

33

33

33

2

2

2

2,5

2,5

2,5

(в неделях)
Количество часов на аудиторные
занятия в неделю
Общее количество

363

часов на аудиторные занятия

82,5

445,5

Количество часов на внеаудиторные

3

3

3

4

4

4

(самостоятельные) занятия в неделю
Общее количество

561

часов на внеаудиторные

132

693

(самостоятельные) занятия
Максимальное количество часов на

5

5

5

6,5

6,5

6,5

165

165

165

214,5

214,5

214,5

занятия в неделю
Общее

максимальное

количество

часов по годам
Общее

максимальное

количество

часов на весь период обучения

924

214,5

1138,5

Учебный материал распределяется по годам обучения

классам.

Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени,
необходимый для освоения учебного материала.
Виды внеаудиторной работы:
- самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
- подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
9

- подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных
залов, музеев и др.);
- участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурнопросветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Годовые требования по классам
Срок обучения – 9 лет
Первый класс
Аудиторные занятия 2 часа в неделю
Консультации

2 часа в год

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на
саксофоне по восьмилетнему учебному плану, в первых двух классах
рекомендуется обучение на блокфлейте.
За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом
полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии. Образовательное
учреждение может планировать в конце учебного года переводной зачет.
Знакомство с инструментом. Основы и особенности дыхания при игре
на блокфлейте, звукоизвлечение, артикуляция. Мажорные и минорные гаммы
в тональностях с одним знаком. Трезвучия в медленном темпе. Легкие
упражнения и пьесы.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Пушечников И. Школа игры на блокфлейте. М., 2004
Кискачи А. Школа для начинающих. Т. I. М., 2007
Хрестоматия для блокфлейты. / Составитель И. Оленчик. М., 2002
Пьесы
Хрестоматия для блокфлейты / Составитель Оленчик. М., 2002:
Оленчик И. Хорал
Русская народная песня «Зайка»
10

Русская народная песня «Во поле береза стояла»
Русская народная песня «Ах, вы, сени, мои сени»
Украинская народная песня «Ой джигуне, джигуне»
Чешская народная песня «Аннушка»
Русская народная песня «Сидел Ваня»
Моцарт В. Майская песня
Моцарт В. Аллегретто
Калинников В. Тень-тень
Чешская народная песня «Пастушок»
Бетховен Л. Экоссез
Бах Ф.Э. Марш
Пушечников И. Школа игры на блокфлейте. М., 2004
Пушечников И. Дятел
Витлин В. Кошечка
Пушечников И., Крейн М. Колыбельная песня
Кабалевский Д. Про Петю
Майзель Б. Кораблик
Моцарт В. Вальс
Кискачи А.– Школа для начинающих. Ч. I
Русская народная песня «Про кота»
Русская народная песня «Как под горкой»
Беларусская народная песня «Перепелочка»
Бетховен Л. Сурок
Русская народная песня «Во поле береза стояла»
Перселл Г. Ария
Бетховен Л. Симфония №9 (фрагмент)
Вивальди А. Зима (фрагмент)
Лойе Ж. Соната
Примеры программы переводного экзамена (зачета)
1 вариант
11

Моцарт В. Вальс
Чешская народная песня «Пастушок»
2 вариант
Перселл Г. Ария
Бах Ф.Э. Марш
Второй класс
Аудиторные занятия 2 часа в неделю
Консультации

2 часа в год

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом
полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии. Мажорные и минорные
гаммы до двух знаков включительно. Арпеджио. Трезвучия (в умеренном
темпе). 10-15 этюдов средней трудности (по нотам).
Пьесы. Развитие навыков чтения с листа.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Пушечников И. Школа игры на блокфлейте. М., 2004
Оленчик И. Хрестоматия для блокфлейты. М., 2002 (этюды 11-27)
Пьесы
Оленчик И. Хрестоматия для блокфлейты
Бах И.С. Менуэт
Бах И.С. Полонез
Моцарт В. Ария из оперы «Дон Жуан»
Моцарт В. Менуэт из оперы «Дон Жуан»
Вебер К. Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок»
Шуман Р. Веселый крестьянин из «Альбома для юношества»
Шуман Р. Песенка из «Альбома для юношества»
Мусоргский М.Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»
Беллини В. Отрывок из оперы «Норма»
12

Гендель Г. Бурре
Гайдн Й. Серенада
Чайковский П. Сладкая греза из «Детского альбома»
Чайковский П. Грустная песенка
Чайковский П. Вальс из «Детского альбома»
Пушечников И. Школа игры на блокфлейте
Бриттен Б. Салли Гарденс (Ирландская мелодия)
Шапорин Ю. Колыбельная
Чайковский П. Итальянская песенка
Бах И.С. Менуэт
Кискачи А.– Школа для начинающих.
Бах И.С. Менуэт из Сюиты для оркестра №2
Телеман Г. Ария из Партиты для блокфлейты и бассоконтинуо
Примеры программы переводного экзамена (зачета)
1 вариант
Шуман Р. Песенка из «Альбома для юношества»
Гендель Г. Бурре
2 вариант
Бах И.С. Менуэт из Сюиты для оркестра №2
Чайковский П. Вальс из «Детского альбома»
Третий класс
Аудиторные занятия 2 часа в неделю
Консультации

2 часа в год

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом
полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.
Перевод учащегося с блокфлейты на саксофон(кларнет).
Работа над постановкой губ, рук, корпуса, исполнительского дыхания.
Гаммы Фа и Соль мажор, ми и ля минор в одну октаву.
13

Хроматическая гамма от ноты «ми» первой октавы до ноты «ми»
второй октавы. Гаммы исполняются штрихами деташе и легато.
10-15 этюдов (по нотам).
8-10 пьес.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Михайлов Л. Школа игры на саксофоне. М., 1975
Андреев. Е. Пособие по обучению игре на саксофоне. М., 1973
Пьесы
Шуберт Ф. «Вальс».
Дунаевский И. «Колыбельная»
Русские народные песни:
«Во саду ли, в огороде»
«Во поле береза стояла»
«Соловей Будимирович»
«На зеленом лугу»
«Ходит зайка по саду»
«Дровосек»
Блок В. Прибаутка, колыбельная
Глинка М. Песня
Моцарт В. Аллегретто
Конт Ж. Вечер
Шуберт Ф. Вальс
Свиридов Г. Старинный танец
Франк С. Прелюдия
Примеры программы переводного экзамена (зачета)
1 вариант
Конт Ж. Вечер
Русская народная песня «Соловей Будимирович»
14

2 вариант
Глинка М. Песня
Франк С. Прелюдия
Четвертый класс
Аудиторные занятия 2 часа в неделю
Консультации

2 часа в год

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом
полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.
Работа над постановкой губ, рук, корпуса, исполнительского дыхания.
Мажорные и минорные гаммы, терции, трезвучия, арпеджио в тональностях
до одного знака в сдержанном темпе. Хроматическая гамма от ноты «ми»
первой октавы до ноты «ми» третьей октавы (гаммы исполняются штрихами
деташе и легато).
10-15 этюдов (по нотам).
8-10 пьес.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды:
Иванов В. Школа академической игры на саксофоне. М., 2003
Ривчун А. 40 этюдов. М., 2002
Пьесы:
Мусоргский М. Песня Марфы
Гедике А. Маленькая пьеса
Хачатурян А. Андантино
Шуман Р. Песенка жнецов
Шуберт Ф. Экосез
Чайковский П. Сладкая греза
Барток Б. Словацкий танец
Глинка М. Северная звезда
15

Моцарт В. Маленькая пряха
Бах И. Волынка
Моцарт В. Деревенские танцы
Примеры программы переводного экзамена (зачета)
1 вариант
Чайковский П. Сладкая греза
Барток Б. Словацкий танец
2 вариант
Глинка М. Северная звезда
Моцарт В. Деревенские танцы
Пятый класс
Аудиторные занятия 2 часа в неделю
Консультации

2 часа в год

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом
полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.
Мажорные и минорные гаммы, трезвучия, арпеджио в тональностях до
двух знаков в умеренном темпе. Хроматические гаммы в тональностях
(гаммы исполняются штрихами деташе и легато).
10-15 этюдов (по нотам).
8-10 пьес.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Иванов В. Школа академической игры на саксофоне . М., 2003
Ривчун А. 40 этюдов. М., 2002
Пьесы
Жубер К. Ария
Бах И.С. Ария
16

Моцарт В. А. Рондо
Гендель Г. Сарабанда
Ривчун А. Вальс
Мусоргский М. Слеза
Кабалевский Д. Полька
Григ Э. Лирическая пьеса
Григ Э. Танец Анитры
Гарнер Э. В тумане
Дебюсси К. Маленький негритенок
Бюссер Г. Астурия
Пешетти Д. Престо
Рамо Ж. Тамбурин
Примеры программы переводного экзамена (зачета)
1 вариант
Чайковский П. Песня без слов
Дебюсси К. Маленький негритенок
2 вариант
Григ Э. Лирическая пьеса
Гендель Г. Соната g-moll
Шестой класс
Аудиторные занятия 2 часа в неделю
Консультации

2 часа в год

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом
полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.
Мажорные и минорные гаммы в тональностях до трех знаков, в том
числе доминантсептаккорды, уменьшенные септаккорды и их обращения.
Хроматические гаммы в тональностях (гаммы исполняются штрихами
деташе и легато).
10-15 этюдов (по нотам).
17

8-10 пьес.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Прорвич Б. Хрестоматия для саксофона-альта. М, 2005
Ривчун А. 40 этюдов. М., 1968
Пьесы
Зубарев С. Хрестоматия педагогического репертуара. С.-П., 2010
Сен-Санс К. Лебедь
Бах И.С. Прелюдия ре минор
Чайковский П. Мазурка
Корелли А. Куранта, сарабанда.
Глинка М. Танец
Мендельсон Ф. Весенняя песня
Дезмонд П. Играем на пять
Чугунов Ю. Блюз марш
Цфасман А. Озорная девчонка
Морис П. Цыганка
Корелли А. Жига
Примеры программы переводного экзамена (зачета)
1 вариант
Корелли А. Куранта, сарабанда, жига
2 вариант
Винчи Л. Соната
Альбинони Т. Адажио
Седьмой класс
Аудиторные занятия 2,5 часа в неделю
Консультации

2,5часа в год
18

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом
полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.
Мажорные и минорные гаммы в тональностях до четырех знаков, в том
числе доминантсептаккорды, уменьшенные септаккорды и их обращения.
Хроматические гаммы в тональностях.
(Гаммы исполняются штрихами деташе и легато).
10-15 этюдов (по нотам). 4 пьесы и 1 произведение крупной формы.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Ривчун А. 40 этюдов. М, 1968
Шапошникова М. Хрестоматия для саксофона-альта.М.,2005
Прорвич Б. Хрестоматия для саксофона-альта. М., 2005
Пьесы для саксофона-альта. ООО Мелограф, 2003
Саксофон в музыкальной школе.Пьесы и этюды. 1-5 ч. С-П.2003-2007
Пьесы
Зубарев С. – Хрестоматия педагогического репертуара. С.-П., 2010
Бетховен Л. Сонатина
Браю А. Карусель
Чайковский П. Мелодия
Обер Д. Жига, ария, престо
Флярковский А. Концерт 1ч.
Розов А. Подражание Б. Гудмену
Смирнов Д. Мечтательница
Смирнов Д. Праздничный вечер
Куперен Ф. Дилижанс
Гендель Г. Аллегро из сонаты №3
Дельвенкур К. Негр в рубашке
Примеры программы переводного экзамена (зачета)
1 вариант
Чайковский П. Мелодия
19

Григ Э. Танец Анитры.
2 вариант
Бах И.Х. Адажио
Готлиб М. Концерт . Ч 1.
Восьмой класс
Аудиторные занятия 2,5 часа в неделю
Консультации

2,5 часа в год

Учащиеся могут играть на зачетах любые произведения на усмотрение
преподавателя; количество зачетов и сроки специально не определены. Перед
итоговым экзаменом учащийся обыгрывает выпускную программу на
зачетах, классных вечерах и концертах.
Мажорные и минорные гаммы в тональностях до пяти знаков, в том
числе доминантсептаккорды, уменьшенные септаккорды и их обращения.
Исполнять в подвижном темпе различными штрихами.
15-20 этюдов (по нотам). 4 пьесы и 1 произведение крупной формы.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
40 этюдов для саксофона. М., 2002
Иванов В. Школа академической игры на саксофоне. М.,2003
Воронцов В. Основы импровизации.М.,2002
Пьесы
Флярковский А. Концерт 1ч.
Зубарев С. Хрестоматия педагогического репертуара. С.-П., 2010
Шостакович Д. Романс
Керн Дж. Дым
Гарнер Э. В тумане
Чайковский П. Русский танец
Гайдн И. Соната
20

Скрябин А. Прелюдия
Стравинский И. Этюд
Дельвенкур Д. Плум-пудинг
Хиндемит П. Фуга
Артемов В. Осенняя сонатина
Дебюсси К. Вечер в Гренаде
Примеры программы выпускного экзамена
1 вариант
Гендель .Соната g-moll
Шостакович Д. Скерцо
2 вариант
Дезмонд П. Играем на пять
Эккльс . Соната 1,2 ч
Учащиеся, продолжающие обучение в 9 классе, сдают выпускной экзамен в 9
классе.
Девятый класс
Аудиторные занятия 2,5 часа в неделю
Консультации

2,5 часа в год

В девятом классе обучаются учащиеся, которые целенаправленно
готовятся к поступлению в профессиональное образовательное учреждение.
Ученики девятого класса играют в учебном году зачет и экзамен: в декабре и
мае. В декабре – крупная форма. На выпускной экзамен (итоговая
аттестация) выносится программа с прибавлением пьесы.
Мажорные и минорные гаммы в тональностях до пяти знаков, в том
числе доминантсептаккорды, уменьшенные септаккорды и их обращения.
Исполнять в подвижном темпе различными штрихами. Знакомство с
гаммами в тональностях до семи знаков (в медленном темпе).
15-20 этюдов (по нотам).
21

4 пьесы и 1 произведение крупной формы.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Ревчун А. 40 этюдов. М., 1968
Прорвич Б. Хрестоматия для альта. М., 2002
40 этюдов для саксофона. М., 2002
Пьесы
Готлиб М. Концерт 1 ч.
Зубарев С. Хрестоматия педагогического репертуара. С.-П., 2010
Шапошникова М. Хрестоматия для саксофона-альта. М.,2005
Гершвин . Хлопай в такт.
Чайковский П. Сентиментальный вальс.
Шостакович Д. Адажио, вальс, скерцо. М., 1966
Примеры программы выпускного экзамена
1 вариант
Эккльс . Соната. 1,2 ч
Шостакович Д. Скерцо
2 вариант
Лист Ф. Ноктюрн №3
Браю А. Карусель
Годовые требования по классам
Срок обучения – 6 лет
Первый класс
Аудиторные занятия 2 часа в неделю
Консультации

2 часа в год

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом
полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.
22

Работа над постановкой губ, рук, корпуса, исполнительского дыхания.
Гаммы в тональностях до двух знаков в умеренном темпе.
Хроматическая гамма от ноты «ми» первой октавы до ноты «ми»
третьей октавы.
Гаммы исполняются штрихами деташе и легато.
15-20 этюдов (по нотам).
6-8 пьес.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Прорвич Б. Хрестоматия для саксофона-альта. М., 2005.
Кручина Б. Джазовая школа игры. Прага, 1972.
Иванов В. Школа академической игры на саксофоне. М., 2003
Пьесы
Михайлов Л. Школа игры на саксофоне. М.,1975
Зубарев С. Хрестоматия педагогического репертуара. С.-П., 2010
Русские народные песни:
«Во саду ли, в огороде»
«Во поле береза стояла»
Шуберт Ф. Вальс
Глинка М. Песня
Франк С. Прелюдия
Мусоргский М. Песня Марфы
Гедике А. Маленькая пьеса
Хачатурян А. Андантино
Шуман Р. Песенка жнецов
Чайковский П. Сладкая греза
Моцарт В.А. Маленькая пряха
Примеры программы переводного экзамена (зачета)
23

1 вариант
Чайковский П. Сладкая греза
Барток Б. Словацкий танец
2 вариант
Глинка М. Северная звезда
Моцарт В. Деревенские танцы
Второй класс
Аудиторные занятия 2 часа в неделю
Консультации

2 часа в год

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом
полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.
Работа над постановкой губ, рук, корпуса, исполнительского дыхания.
Мажорные и минорные гаммы, терции, трезвучия, арпеджио в
тональностях до трех знаков в среднем темпе.
Хроматические гаммы в тональностях.
Гаммы исполняются штрихами деташе и легато.
15-20 этюдов (по нотам).
6-8 пьес.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Михайлов Л. Школа игры на саксофоне. М., 1975
Иванов В. Школа академической игры на саксофоне. М., 2003
40 этюдов для саксофона. М., 2006
Пьесы
Гендель Г. Сарабанда
Моцарт В. Марш из оперы «Волшебная флейта»
Шуберт Ф. Колыбельная
Мусоргский М. Слеза
24

Цыбин В. Листок из альбома
Григ Э. Лирическая пьеса
Чайковский П. Песня без слов
Дебюсси К. Маленький негритенок
Сметана Б. Вальс
Корелли А. Романс
Примеры программы переводного экзамена (зачета)
1 вариант
Чайковский П. Песня без слов
Дебюсси К. Маленький негритенок
2 вариант
Григ Э. Лирическая пьеса
Гендел Г. Ария с вариациями
Третий класс
Аудиторные занятия 2 часа в неделю
Консультации

2 часа в год

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом
полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.
Работа над постановкой губ, рук, корпуса, исполнительского дыхания.
Мажорные и минорные гаммы, терции, трезвучия, арпеджио в
тональностях до четырех знаков в среднем темпе.
Хроматические гаммы в тональностях.
Гаммы исполняются штрихами деташе и легато.
10-25 этюдов (по нотам). 8-10 пьес.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Ривчун А. 40 этюдов.М., 1968
25

Прорвич Б. Хрестоматия для саксофона-альта. М., 2005
Шапошникова М. Хрестоматия для саксофона-альта. М.,2005
Пьесы
Шуберт Ф. Вальс
Сен-Санс К. Лебедь
Бах И.С. Прелюдия ре минор
Чайковский П. Мазурка
Корелли А. Куранта, сарабанда, жига
Глинка М. Танец
Мендельсон Ф. Весенняя песня
Каччини Д. Аве Мария
Бах Ф. Ария
Мартини Дж. Романс
Примеры программы переводного экзамена (зачета)
1 вариант
Корелли А. Куранта, сарабанда, жига
2 вариант
Аренский А. Песня певца за сценой
Мендельсон Ф. Весенняя песня
Четвертый класс
Аудиторные занятия 2,5 часа в неделю
Консультации

2,5 часа в год

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом
полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.
Мажорные и минорные гаммы в тональностях до четырех знаков, в том
числе доминантсептаккорды, уменьшенные септаккорды и их обращения.
Хроматические гаммы в тональностях (гаммы исполняются штрихами
деташе и легато).
10-15 этюдов (по нотам).
26

4 пьесы и 1 произведение крупной формы.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Шапошникова М. Гаммы, этюды и упражнения. М., 1988
40 этюдов для саксофона. М., 2002
Пьесы для саксофона-альта ОООМелограф, 2003
Пьесы
Дворжак Юмореска
Бетховен Л. Сонатина
Фадеев В. Элегия
Чайковский П. Мелодия
Обер Д. Жига, ария, престо
Абреу З. Тико-тико
Джойс А. Осенний сон
Прокофьев С. Танец рыцарей
Бюссер Г. Астуриа
Дворжак А. Романтическая пьеса
Примеры программы переводного экзамена
1 вариант
Глиэр Г. Романс
Миллер Г. Лунная серенада
2 вариант
Бах И.Х. Адажио
Манчини Г. Розовая пантера
Пятый класс
Аудиторные занятия 2,5 часа в неделю
27

Консультации

2,5 часа в год

Учащиеся могут играть на зачетах любые произведения на усмотрение
преподавателя; количество зачетов и сроки специально не определены.
Главная задача пятого класса – предоставить выпускную программу в
максимально качественном виде. Перед экзаменом учащийся обыгрывает
выпускную программу на зачетах, классных вечерах и концертах.
Мажорные и минорные гаммы в тональностях до пяти знаков, в том
числе доминантсептаккорды, уменьшенные септаккорды и их обращения.
Исполнять в подвижном темпе различными штрихами.
15-20 этюдов (по нотам).
4 пьесы и 1 произведение крупной формы.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Сорок этюдов для саксофона. М., 2002
Хрестоматия для саксофона 4-5 годы обучения. М.,2003
Прорвич Б. Хрестоматия для саксофона-альта. М., 2005
Пьесы
Шостакович Д. Романс
Василенко С. Восточный танец
Чайковский П. В деревне
Моцарт В. Рондо
Дебюсси К. Маленький пастух
Пешетти Д. Престо
Мартини Дж. Романс
Морис П. Цыгпнка
Морис П. Песня для мамы
Смирнов Д. Мечтательница
Цфасман А. Озорная девчонка
Розов А. Подражание Б.Гудмену
28

Альбенис И. Танго
Чугунов Ю. Блюз марш
Бах И. Сицилиана
Примеры программы выпускного экзамена
1 вариант
Ривчун А. Вальс
Готлиб М. Концерт 1ч.
2 вариант
Винчи Л. Соната(1-5ч)
Браю А. Карусель
Учащийся, продолжающий обучение в 6 классе, сдает выпускной
экзамен в 6 классе.
Шестой класс
Аудиторные занятия 2,5 часа в неделю
Консультации

2,5 часа в год

В шестом классе обучаются учащиеся, которые целенаправленно
готовятся к поступлению в профессиональное образовательное учреждение.
Ученики шестого класса играют в году зачет и экзамен: в декабре и мае. В
декабре – крупная форма. На выпускной экзамен (итоговая аттестация)
выносится программа с дополнительной пьесой.
Мажорные и минорные гаммы в тональностях до пяти знаков, в том
числе доминантсептаккорды, уменьшенные септаккорды и их обращения.
Исполнять в подвижном темпе различными штрихами.
Знакомство с гаммами в тональностях до семи знаков (в медленном
темпе).
15-20 этюдов.
4 пьесы и 1 произведение крупной формы.
29

Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Хрестоматия для саксофона-альта 4-5 годы обучения. М., 2003
Шапошникова М. Хрестоматия для саксофона-альта. М., 2005
Иванов В. Школа академической игры на саксофоне. М., 2003
Пьесы
Чайковский П. Сентиментальный вальс.
Зубарев С. Хрестоматия педагогического репертуара. С.-П., 2010
Флярковский А. Концерт. 1ч
Лист Ф. Ноктюрн №3
Жубер К. Ария
Бах И. С. Ария
Шостакович Д. Адажио, вальс, скерцо.
Цфасман А. Озорная девчонка
Чугунов Ю. Этюд
Корелли А. Прелюдия
Морис П. Цыганка
Прокофьев С. Романс
Дельвенкур Д. Негр в рубашке
Примеры программы выпускного экзамена
1 вариант
Эккльс . Соната 1-2 ч
Шостакович Д. Скерцо
2 вариант
Бах И. Х. Адажио
Дезмонд П. Играем на пять

30

III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Данная программа отражает разнообразие репертуара, академическую
направленность учебного предмета «Специальность (саксофон, кларнет)», а
также

возможность

Содержание

индивидуального

программы

направлено

подхода
на

к

каждому

обеспечение

ученику.

художественно-

эстетического развития личности и приобретения ею художественноисполнительских знаний, умений и навыков.
Реализация программы обеспечивает:
- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,
самостоятельному музыкальному исполнительству;
– сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и
навыков, позволяющий использовать многообразные возможности саксофона
для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста,
самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений
различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
– знание репертуара для саксофона, включающего произведения
разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты,
пьесы,

этюды,

инструментальные

миниатюры)

в

соответствии

с

программными требованиями;
– знание художественно-исполнительских возможностей саксофона;
– знание профессиональной терминологии;
– наличие умений по чтению с листа несложных музыкальных
произведений;
– навыки слухового контроля, умение управлять процессом исполнения
музыкального произведения;
– навыки по использованию музыкально-исполнительских средств
выразительности,

выполнению

анализа

исполняемых

произведений,

владения различными видами техники исполнительства, использования
художественно оправданных технических приемов;
31

– наличие творческой инициативы, сформированных представлений о
методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над
исполнительскими трудностями;
– наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве
солиста.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
• Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Основными видами контроля успеваемости являются:
• текущий контроль успеваемости учащихся
• промежуточная аттестация
• итоговая аттестация.
Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины,
выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних
занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий
характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем,
оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. При оценивании
учитывается:
- отношение ученика к занятиям, его старания и прилежность;
- качество выполнения предложенных заданий;
- инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и
во время домашней работы;
- темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четверные
оценки.
Особой формой текущего контроля является контрольный урок,
который проводится преподавателем, ведущим предмет.
Промежуточная

аттестация

определяет

успешность

развития

учащегося и степень освоения им учебных задач на определенном этапе.
32

Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются
контрольные уроки, проводимые с приглашением комиссии, зачеты,
академические концерты, технические зачеты, экзамены.
Каждая форма проверки (кроме переводного экзамена) может быть как
дифференцированной (с оценкой), так и не дифференцированной.
При оценивании обязательным является методическое обсуждение,
которое

должно

носить

рекомендательный,

аналитический

характер,

отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и
темп развития ученика.
Участие в конкурсах приравнивается к выступлению на академических
концертах и зачетах. Переводной экзамен является обязательным для всех.
Переводной экзамен проводится в конце каждого учебного года,
определяет качество освоения учебного материала, уровень соответствия с
учебными задачами года.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации
проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени,
предусмотренного

на

предмет

«Специальность(саксофон,

кларнет)».

Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, то есть по
окончании проведения учебных занятий в учебном году, в рамках
промежуточной (экзаменационной) аттестации.
К экзамену допускаются учащиеся, полностью выполнившие все
учебные задания.
По завершении экзамена допускается его пересдача, если обучающийся
получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной
сдачи экзамена определены в локальном нормативном акте образовательного
учреждения «Положение о текущем контроле знаний и промежуточной
аттестации обучающихся».

33

Итоговая аттестация (выпускной экзамен) определяет уровень и
качество владения полным комплексом музыкальных, технических и
художественных задач в рамках представленной сольной программы.
• Критерии оценки
5 («отлично»)

технически качественное и художественно
осмысленное исполнение, отвечающее всем
требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

оценка отражает грамотное исполнение, с
небольшими недочетами (как в техническом
плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно»)

исполнение

с

большим

количеством

недочетов, а именно: недоученный текст,
слабая

техническая

малохудожественная

игра,

подготовка,
отсутствие

свободы игрового аппарата и т.д.
2 («неудовлетворительно») комплекс

недостатков,

являющийся

следствием отсутствия домашних занятий, а
также

плохой

посещаемости

аудиторных

занятий
«зачет» (без оценки)

отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является
основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного
заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может
быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно
отметить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень
34

готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению
профессионального образования в области музыкального искусства.
При

выведении

итоговой

(переводной)

оценки

учитывается

следующее:
• оценка годовой работы ученика;
• оценка на академическом концерте, зачете или экзамене;
• другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий
учебного года.

V.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации педагогическим работникам
В работе с учащимся преподаватель должен следовать принципам
последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении
материала.
Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному
и учитывать индивидуальные особенности ученика: физические данные,
уровень развития музыкальных способностей.
Необходимым условием для успешного обучения на кларнете является
формирование у ученика уже на начальном этапе правильной постановки
губ, рук, корпуса, исполнительского дыхания.
Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности
и т.д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и
этюдами.

При

вспомогательного

освоении
материала

гамм,

упражнений,

рекомендуется

этюдов

применение

и

другого
различных

вариантов – штриховых, динамических, ритмических и т. д.
Работа над качеством звука, интонацией, ритмическим рисунком,
динамикой – важнейшими средствами музыкальной выразительности –
35

должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и
быть предметом постоянного внимания педагога.
При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные
задания и регулярно проверять их выполнение.
В

учебной

работе

также

следует

использовать

переложения

произведений, написанных для других инструментов или для голоса.
Рекомендуются переложения, в которых сохранен замысел автора и широко
использованы характерные особенности саксофона.
В

работе

над

музыкальными

произведениями

необходимо

прослеживать связь между художественной и технической сторонами
изучаемого произведения.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
1.

Самостоятельные

занятия

должны

быть

регулярными

и

систематическими.
2. Периодичность занятий: каждый день.
3. Количество часов самостоятельных занятий в неделю: от двух до
четырех.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных
затрат на подготовку домашнего задания с учетом параллельного освоения
детьми программы основного общего образования, а также с учетом
сложившихся педагогических традиций в учебном заведении и методической
целесообразности.
4. Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной
температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат
занятий всегда будет отрицательным.
•
приемов

Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько
и

должна

строиться

в

соответствии

с

рекомендациями

преподавателя по специальности. Ученик должен уйти с урока с ясным
представлением, над чем ему работать дома. Задачи должны быть кратко и
ясно сформулированы в дневнике.
36

Содержанием домашних заданий могут быть:
• упражнения для развития звука (выдержанные ноты);
• работа над развитием техники (гаммы, упражнения, этюды);
• работа над художественным материалом (пьесы или произведение
крупной формы);
• чтение с листа.
6. Периодически следует проводить

уроки, контролирующие ход

домашней работы ученика.
7. Для успешной реализации программы «Специальность (саксофон,
кларнет)» ученик должен быть обеспечен доступом к библиотечным фондам,
а также аудио- и видеотекам, сформированным по программам учебных
предметов.

VI . СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Список нотной литературы
• РивчунА. 40 этюдов для саксофона. М., 2002
•

Шапошникова М. Гаммы, этюды и упражнения. М.,1982

•

Иванов В. Основы индивидуальной техники саксофониста. М., 2002

•

Воронцов В. Основы джазовой импровизации. М.,2002

•

Иванов В. Школа академической игры на саксофоне. М.,2003

•

Произведения зарубежных композиторов . М.,2002

•

Сорок этюдов для саксофона . М.,2002

•

Зубарев С. Хрестоматия для саксофона. С-П., 2012

•

Музыка для саксофона . Пьесы русских композиторов. С-П., 2007

•

Шапошникова М. Хрестоматия для саксофона. М.,2005

•

Прорвич Б. Хрестоматия для саксофона-альта. С-П., 2005

•

Хрестоматия для саксофона-альта 4-5 годы обучения. С-П., 2003
37

•

Дебюсси К., Равель М. Пьесы в переложении для саксофона и

фортепиано. М.,2004
•

Саксофон в музыкальной школе. Пьесы и этюды.1-2,3,4,5. С-П.,2003,

2004, 2005, 2007.
•

Произведения французскихкопозиторов. М.,2002

•

Гальперин И. Пьесы для кларнета и фортепиано. С-П.,2004

•

Розанов С. Школа игры на кларнете под редакцией Петрова В. М.,2004

•

Мозговенко И., ШтаркА., Хрестоматия для кларнета 1-3 класс ДМШ.

М.,2002
•

Хрестоматия для кларнета 1-3 класс ДМШ. Пьесы, этюды, ансамбли.

Music Reader for clarinet, 2003
•

Хрестоматия для кларнета 4-5 класс ДМШ. Пьесы, этюды, ансамбли.

Music Reader for clarinet, 2003
•

Хрестоматия для кларнета 4-5 класс ДМШ. Пьесы, этюды, ансамбли.

•

Мозговенко И. Пьесы для кларнета и фортепиано. М., 1971

•

Клозе Г. 30 этюдов для кларнета. М., 2004

•

Золотая библиотека педагогического репертуара для кларнета./сост.

В.Воронина, М.,2006
2.Список методической литературы
•

Апатский В.Н. Опыт экспериментального исследования дыхания и

амбушюра духовика. /Методика обучения игре на духовых инструментах.
Вып. 4. М., 1976.
•

Березин В. Некоторые проблемы исполнительства в классическом

духовом квинтете. Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 10. М., 1991
•

Волков Н.В. Проблемы и методы эффективного обучения музыканта-

духовика / Проблемы педагогической подготовки студентов в контексте
среднего и высшего музыкального образования. Материалы научнопрактической конференции. М., 1997.
38

•

Волков Н.В. Проблемы развития творческого мышления музыканта-

духовика/. Наука, искусство, образование на пороге третьего тысячелетия.
Тезисы доклада на II международном конгрессе. Волгоград, 6-8 апреля 2000.
•

Волков Н.В. Экспериментальное исследование некоторых факторов

процесса звукообразования (на язычковых духовых инструментах). /
Актуальные вопросы теории и практики исполнительства на духовых
инструментах. Сборник трудов. Вып. 80. 1985.
•

Володин А. Вопросы исполнительства на духовых инструментах. Сб. тр.

Л., 1999
•

Грищенко

Л.А.

Психология

восприятия

внимания,

памяти.

Екатеринбург, 1994
•

Логинова Л.Н. О слуховой деятельности музыканта-исполнителя.

Теоретические проблемы. М., 1998
•

Маркова Е.Н. Интонационность музыкального искусства. Киев, 1990

•

Работа над чистотой строя на духовых инструментах (методические

рекомендации ). Минск, 2002
•

Совершенствование методики обучения игре на духовых инструментах

(методические рекомендации). Минск, 1992
•

Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах.

Сборник трудов. Вып. 103, М., 1990

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».