Родственный инструмент

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 6»
городского округа Саранск

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Предметная область
В.00. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
ПРОГРАММА
по учебному предмету
В.01.УП.01. «Родственный инструмент»
Срок обучения 5(6) лет, 8(9) лет

Саранск 2016

«Одобрено»
Методическим советом
МБУДО «ДМШ № 6» г.о. Саранск

«Утверждаю»
Директор – П.С.Еськин
______________
(подпись)

«____» _______________ 20____ г.
дата рассмотрения

«____» _______________ 20____ г.
дата утверждения

Разработчик – Рогожин А.Ю., заведующий эстрадно – духовым
отделением, преподаватель по классу флейты МБУДО «ДМШ № 6»
Рецензент – Кулясов Д.А., преподаватель по классу саксофона МБУДО
«ДМШ № 6»
Рецензент – Костин А.Ю., председатель ПЦК «Инструментальное
исполнительство – оркестровые духовые и ударные инструменты» ГБПОУ РМ
СМУ ИМ Л.П.КИРЮКОВА

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VI .Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе.
Программа учебного предмета «Родственный инструмент» (флейта – пикало,
кларнет, саксофон) разработана на основе и с учетом федеральных
государственных

требований

к

дополнительной

предпрофессиональной

общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Духовые
и ударные инструменты».
Представленная программа предполагает знакомство с предметом и
освоение навыков игры по восьмилетней образовательной программе

в 8

классе. Пятилетняя программа предусматривает обучение в 5 классе.
Предмет использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях
в классе по специальности. За время обучения флейте-пикколо, кларнету,
саксофону должен сформироваться комплекс умений и навыков, необходимых
для игры на этих инструментах в составе духового оркестра.
2. Срок реализации учебного предмета:
Срок реализации данной программы составляет один год (5 или 8 классы).
3. Объем

учебного

образовательного

времени,

учреждения

предусмотренный
на

реализацию

учебным

предмета

планом

«Родственный

инструмент»:
Максимальная учебная нагрузка (в часах)

82,5

Количество часов на аудиторные занятия

16,5

Количество часов на внеаудиторные занятия
4.

66

Форма проведения учебных аудиторных занятий:

индивидуальная
Рекомендуемая продолжительность урока – 0,5 часа в неделю.
5.

Цель и задачи учебного предмета:

Цель:
- развитие музыкально – творческих способностей учащегося на основе

приобретённых им знаний, умений и навыков области исполнительства на
пикколо.
Задачи:
- стимулирование

развития

эмоциональности,

памяти,

мышления,

воображения и творческой активности при игре на инструменте;
- формирование

у обучающихся комплекса исполнительских навыков,

необходимых для оркестрового музицирования;
- расширение кругозора учащегося путем ознакомления с оркестровым
репертуаром;
- знакомство с сольным репертуаром для флейты-пикколо, кларнета,
саксофона;
- развитие артистизма и музыкальности;
Обоснование структуры учебного предмета «Родственный

6.
инструмент»

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В

соответствии

с

данными

направлениями

строится

основной

раздел программы «Содержание учебного предмета».
7.

Методы обучения

Выбор методов обучения по предмету «Родственный инструмент» зависит от:
- возраста учащихся;
- их индивидуальных способностей;
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:

- словесный (рассказ, объяснение);
- метод показа;
- частично - поисковый

8. Описание материально - технических условий реализации учебного
предмета «Родственный инструмент»
Материально - техническая база образовательного учреждения должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны
труда.
В образовательном учреждении должно быть достаточное количество
высококачественных инструментов, а также должны быть созданы условия
для их содержания, своевременного обслуживания и ремонта.
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета «Родственный инструмент», на максимальную,
самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Срок обучения - 9 лет
Аудиторные занятия: с 8 класс — 0,5 часов в неделю. Самостоятельные
занятия: 8 класс - 1 час в неделю.
Срок обучения - 6 лет
Аудиторные занятия: 5 класс — 0,5 часов в неделю
Самостоятельные занятия: 5 класс - 1 час в неделю.
Годовые требования.
Восьмой (пятый класс). Знание начального оркестрового репертуара для
флейты-пикколо, кларнета, саксофона сольных произведений. За год ученик
должен пройти два-три сольных произведения для инструмента. В конце
учебного года обучающиеся сдают зачет из 1-2 произведений. Зачетом может
считаться выступление на классном вечере, концерте или академическом
вечере.
Примерный репертуарный список:
1) Володимир Матвiйчук. "Ватра" для пикколо и дух. оркестра

2) Бомадье. Упражнения для начинающих на пикколо
3) Демерсман. Исскуство фразы. 60 отрывков из опер
4) Дамарэ Букет роз
5) Ерик Кук Боливар
6) Вивальди, концерт до-мажор для пикколо
7) Балерон Шумная птица
8) Яначек Марш
9) Ривчун А. 40 этюдов для саксофона. М., 2002
10) Шапошникова М. Гаммы, этюды и упражнения. М.,1982
11) Иванов В. Основы индивидуальной техники саксофониста. М., 2002
12) Воронцов В. Основы джазовой импровизации. М.,2002
13) Иванов В. Школа академической игры на саксофоне. М.,2003
14) Произведения зарубежных композиторов . М.,2002
15) Сорок этюдов для саксофона . М.,2002
16)Зубарев С. Хрестоматия для саксофона. С-П., 2012
17)Музыка для саксофона . Пьесы русских композиторов. С-П., 2007
18)Шапошникова М. Хрестоматия для саксофона. М.,2005
19)Прорвич Б. Хрестоматия для саксофона-альта. С-П., 2005
20)Хрестоматия для саксофона-альта 4-5 годы обучения. С-П., 2003
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения
программы учебного предмета «Родственный инструмент», который
предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:
- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,
самостоятельному

музыкальному

исполнительству,

совместному

музицированию в ансамбле с партнерами;
- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и
навыков,
позволяющий

использовать

многообразные

возможности

других

инструментов для достижения наиболее убедительной интерпретации
авторского

текста,

самостоятельно

накапливать

репертуар

из

музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений,
жанров и форм;
- знание оркестрового репертуара;
- знание художественно-исполнительских возможностей инструментов;
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1.Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации

учебного предмета

«Родственный

инструмент» включает в себя текущий контроль успеваемости и
итоговую аттестацию обучающегося в конце учебного года в 5 (8) классе.
В

качестве

средств

текущего

контроля

успеваемости

могут

использоваться академические зачеты, прослушивания, концерты и классные
вечера.
По

завершении

изучения

предмета «Родственный инструмент»

выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании
образовательного учреждения.
2.Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств,
которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить
приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на зачете, академическом
прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале.
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является
основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного
заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может
быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и
точно оценить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень
готовности учащихся к возможному продолжению профессионального
образования в области музыкального искусства.

V. Методическое обеспечение учебного процесса
1.Методические рекомендации педагогическим работникам
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам
последовательности,

постепенности,

доступности

и

наглядности

в

освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от
простого к сложному,

опирается

на

индивидуальные

особенности

ученика интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные
данные, уровень его подготовки. Необходимо привлекать внимание учащихся
к прослушиванию лучших примеров исполнения оркестровой и сольной
музыки.
Необходимо совместно с учениками анализировать форму произведения,
чтобы отметить крупные и мелкие разделы, которые прорабатываются
учениками

отдельно.

Форма

произведения

является

также

важной

составляющей частью общего представления о произведении, его
смыслового и художественного образа.
2. Рекомендации
обучающихся.

по

организации

Учащийся

должен

самостоятельной
тщательно

работы

выучить

свою

индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст,
но и на все авторские указания, после чего следует переходить к
репетициям. После каждого урока с преподавателем необходимо вновь
репетировать,

чтобы

исправить

указанные

преподавателем

недостатки в игре.
3. VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1. Еugeniusz Towarnicki Техника игры на малой флейте
2. Ary von Leeuv. Характерная полька, op. 3
3. Robin Chapman. Piccolo Studies
4. С.Грязной «Упражнения для пикколо»
5. F. Stewart “Advanced piccolo school”

6. Демерсман. Исскуство фразы. 60 отрывков из опер
7. Р.Чапман Оркестровые трудности для флейты-пикколо

8. Апатский В.Н. Опыт экспериментального исследования дыхания и
амбушюра духовика. /Методика обучения игре на духовых инструментах.
Вып. 4. М., 1976.
9. Березин В. Некоторые проблемы исполнительства в классическом
духовом квинтете. Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 10. М., 1991
10.Волков Н.В. Проблемы и методы эффективного обучения музыкантадуховика / Проблемы педагогической подготовки студентов в контексте
среднего и высшего музыкального образования. Материалы научнопрактической конференции. М., 1997.
11. Волков Н.В. Проблемы развития творческого мышления музыкантадуховика/. Наука, искусство, образование на пороге третьего тысячелетия.
Тезисы доклада на II международном конгрессе. Волгоград, 6-8 апреля
2000.
12.Волков Н.В. Экспериментальное исследование некоторых факторов
процесса звукообразования (на язычковых духовых инструментах). /
Актуальные вопросы теории и практики исполнительства на духовых
инструментах. Сборник трудов. Вып. 80. 1985.
13.Володин А. Вопросы исполнительства на духовых инструментах. Сб. тр.
Л., 1999
14.Грищенко

Л.А.

Екатеринбург, 1994

Психология

восприятия

внимания,

памяти.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».