Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 6»
городского округа Саранск
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Предметная область
В.00. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
ПРОГРАММА
по учебному предмету
В.01.УП.01. «Родственный инструмент»
Срок обучения 5(6) лет, 8(9) лет
Саранск 2016
«Одобрено»
Методическим советом
МБУДО «ДМШ № 6» г.о. Саранск
«Утверждаю»
Директор – П.С.Еськин
______________
(подпись)
«____» _______________ 20____ г.
дата рассмотрения
«____» _______________ 20____ г.
дата утверждения
Разработчик – Рогожин А.Ю., заведующий эстрадно – духовым
отделением, преподаватель по классу флейты МБУДО «ДМШ № 6»
Рецензент – Кулясов Д.А., преподаватель по классу саксофона МБУДО
«ДМШ № 6»
Рецензент – Костин А.Ю., председатель ПЦК «Инструментальное
исполнительство – оркестровые духовые и ударные инструменты» ГБПОУ РМ
СМУ ИМ Л.П.КИРЮКОВА
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VI .Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе.
Программа учебного предмета «Родственный инструмент» (флейта – пикало,
кларнет, саксофон) разработана на основе и с учетом федеральных
государственных
требований
к
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Духовые
и ударные инструменты».
Представленная программа предполагает знакомство с предметом и
освоение навыков игры по восьмилетней образовательной программе
в 8
классе. Пятилетняя программа предусматривает обучение в 5 классе.
Предмет использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях
в классе по специальности. За время обучения флейте-пикколо, кларнету,
саксофону должен сформироваться комплекс умений и навыков, необходимых
для игры на этих инструментах в составе духового оркестра.
2. Срок реализации учебного предмета:
Срок реализации данной программы составляет один год (5 или 8 классы).
3. Объем
учебного
образовательного
времени,
учреждения
предусмотренный
на
реализацию
учебным
предмета
планом
«Родственный
инструмент»:
Максимальная учебная нагрузка (в часах)
82,5
Количество часов на аудиторные занятия
16,5
Количество часов на внеаудиторные занятия
4.
66
Форма проведения учебных аудиторных занятий:
индивидуальная
Рекомендуемая продолжительность урока – 0,5 часа в неделю.
5.
Цель и задачи учебного предмета:
Цель:
- развитие музыкально – творческих способностей учащегося на основе
приобретённых им знаний, умений и навыков области исполнительства на
пикколо.
Задачи:
- стимулирование
развития
эмоциональности,
памяти,
мышления,
воображения и творческой активности при игре на инструменте;
- формирование
у обучающихся комплекса исполнительских навыков,
необходимых для оркестрового музицирования;
- расширение кругозора учащегося путем ознакомления с оркестровым
репертуаром;
- знакомство с сольным репертуаром для флейты-пикколо, кларнета,
саксофона;
- развитие артистизма и музыкальности;
Обоснование структуры учебного предмета «Родственный
6.
инструмент»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В
соответствии
с
данными
направлениями
строится
основной
раздел программы «Содержание учебного предмета».
7.
Методы обучения
Выбор методов обучения по предмету «Родственный инструмент» зависит от:
- возраста учащихся;
- их индивидуальных способностей;
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, объяснение);
- метод показа;
- частично - поисковый
8. Описание материально - технических условий реализации учебного
предмета «Родственный инструмент»
Материально - техническая база образовательного учреждения должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны
труда.
В образовательном учреждении должно быть достаточное количество
высококачественных инструментов, а также должны быть созданы условия
для их содержания, своевременного обслуживания и ремонта.
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета «Родственный инструмент», на максимальную,
самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Срок обучения - 9 лет
Аудиторные занятия: с 8 класс — 0,5 часов в неделю. Самостоятельные
занятия: 8 класс - 1 час в неделю.
Срок обучения - 6 лет
Аудиторные занятия: 5 класс — 0,5 часов в неделю
Самостоятельные занятия: 5 класс - 1 час в неделю.
Годовые требования.
Восьмой (пятый класс). Знание начального оркестрового репертуара для
флейты-пикколо, кларнета, саксофона сольных произведений. За год ученик
должен пройти два-три сольных произведения для инструмента. В конце
учебного года обучающиеся сдают зачет из 1-2 произведений. Зачетом может
считаться выступление на классном вечере, концерте или академическом
вечере.
Примерный репертуарный список:
1) Володимир Матвiйчук. "Ватра" для пикколо и дух. оркестра
2) Бомадье. Упражнения для начинающих на пикколо
3) Демерсман. Исскуство фразы. 60 отрывков из опер
4) Дамарэ Букет роз
5) Ерик Кук Боливар
6) Вивальди, концерт до-мажор для пикколо
7) Балерон Шумная птица
8) Яначек Марш
9) Ривчун А. 40 этюдов для саксофона. М., 2002
10) Шапошникова М. Гаммы, этюды и упражнения. М.,1982
11) Иванов В. Основы индивидуальной техники саксофониста. М., 2002
12) Воронцов В. Основы джазовой импровизации. М.,2002
13) Иванов В. Школа академической игры на саксофоне. М.,2003
14) Произведения зарубежных композиторов . М.,2002
15) Сорок этюдов для саксофона . М.,2002
16)Зубарев С. Хрестоматия для саксофона. С-П., 2012
17)Музыка для саксофона . Пьесы русских композиторов. С-П., 2007
18)Шапошникова М. Хрестоматия для саксофона. М.,2005
19)Прорвич Б. Хрестоматия для саксофона-альта. С-П., 2005
20)Хрестоматия для саксофона-альта 4-5 годы обучения. С-П., 2003
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения
программы учебного предмета «Родственный инструмент», который
предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:
- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,
самостоятельному
музыкальному
исполнительству,
совместному
музицированию в ансамбле с партнерами;
- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и
навыков,
позволяющий
использовать
многообразные
возможности
других
инструментов для достижения наиболее убедительной интерпретации
авторского
текста,
самостоятельно
накапливать
репертуар
из
музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений,
жанров и форм;
- знание оркестрового репертуара;
- знание художественно-исполнительских возможностей инструментов;
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1.Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации
учебного предмета
«Родственный
инструмент» включает в себя текущий контроль успеваемости и
итоговую аттестацию обучающегося в конце учебного года в 5 (8) классе.
В
качестве
средств
текущего
контроля
успеваемости
могут
использоваться академические зачеты, прослушивания, концерты и классные
вечера.
По
завершении
изучения
предмета «Родственный инструмент»
выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании
образовательного учреждения.
2.Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств,
которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить
приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на зачете, академическом
прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале.
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является
основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного
заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может
быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и
точно оценить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень
готовности учащихся к возможному продолжению профессионального
образования в области музыкального искусства.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1.Методические рекомендации педагогическим работникам
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам
последовательности,
постепенности,
доступности
и
наглядности
в
освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от
простого к сложному,
опирается
на
индивидуальные
особенности
ученика интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные
данные, уровень его подготовки. Необходимо привлекать внимание учащихся
к прослушиванию лучших примеров исполнения оркестровой и сольной
музыки.
Необходимо совместно с учениками анализировать форму произведения,
чтобы отметить крупные и мелкие разделы, которые прорабатываются
учениками
отдельно.
Форма
произведения
является
также
важной
составляющей частью общего представления о произведении, его
смыслового и художественного образа.
2. Рекомендации
обучающихся.
по
организации
Учащийся
должен
самостоятельной
тщательно
работы
выучить
свою
индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст,
но и на все авторские указания, после чего следует переходить к
репетициям. После каждого урока с преподавателем необходимо вновь
репетировать,
чтобы
исправить
указанные
преподавателем
недостатки в игре.
3. VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1. Еugeniusz Towarnicki Техника игры на малой флейте
2. Ary von Leeuv. Характерная полька, op. 3
3. Robin Chapman. Piccolo Studies
4. С.Грязной «Упражнения для пикколо»
5. F. Stewart “Advanced piccolo school”
6. Демерсман. Исскуство фразы. 60 отрывков из опер
7. Р.Чапман Оркестровые трудности для флейты-пикколо
8. Апатский В.Н. Опыт экспериментального исследования дыхания и
амбушюра духовика. /Методика обучения игре на духовых инструментах.
Вып. 4. М., 1976.
9. Березин В. Некоторые проблемы исполнительства в классическом
духовом квинтете. Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 10. М., 1991
10.Волков Н.В. Проблемы и методы эффективного обучения музыкантадуховика / Проблемы педагогической подготовки студентов в контексте
среднего и высшего музыкального образования. Материалы научнопрактической конференции. М., 1997.
11. Волков Н.В. Проблемы развития творческого мышления музыкантадуховика/. Наука, искусство, образование на пороге третьего тысячелетия.
Тезисы доклада на II международном конгрессе. Волгоград, 6-8 апреля
2000.
12.Волков Н.В. Экспериментальное исследование некоторых факторов
процесса звукообразования (на язычковых духовых инструментах). /
Актуальные вопросы теории и практики исполнительства на духовых
инструментах. Сборник трудов. Вып. 80. 1985.
13.Володин А. Вопросы исполнительства на духовых инструментах. Сб. тр.
Л., 1999
14.Грищенко
Л.А.
Екатеринбург, 1994
Психология
восприятия
внимания,
памяти.