Оркестровый класс (струнные инструменты, духовые и ударные инструменты)-12.02.13

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 6»
городского округа Саранск

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»,
«ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Предметная область
В.00. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
ПРОГРАММА
по учебному предмету
В.02.УП.02.ОРКЕСТРОВЫЙ КЛАСС
Срок обучения 5 (6), 8(9) лет

Саранск 2016

«Одобрено»

«Утверждаю»

Методическим советом
МБУДО «ДМШ № 6» г.о. Саранск

Директор – П.С.Еськин
______________
(подпись)

«____» _______________ 20____ г.

«____» _______________ 20____ г.

дата утверждения

дата рассмотрения

Разработчик – Еськин П.С., директор
МБУДО «ДМШ № 6»,
Заслуженный работник культуры Республики Мордовия
Рецензент – Костерина О.Г., заведующая отделением народных
инструментов, преподаватель по классу аккордеона МБУДО «ДМШ № 6»
Рецензент – Ивлиева Е.П., преподаватель отделения «Инструментальное
исполнительство – инструменты народного оркестра» ГБПОУ РМ СМУ ИМ
Л.П.КИРЮКОВА
2

Структура программы учебного предмета

I.

Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебной нагрузки и ее распределение

II.

Требования к уровню подготовки обучающихся

III.

Методические рекомендации преподавателям

IV.

Рекомендуемая нотная литература

V.

Примерный репертуарный список

- Произведения для струнного оркестра;
- Произведения для струнного оркестра с духовыми инструментами;
- Произведения для малого симфонического оркестра;
- Произведения для солиста в сопровождении струнного оркестра;
- Произведения для хора и оркестра;

VI.

Рекомендуемая методическая литература

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

I.

Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
Программа учебного предмета «Оркестровый класс» составлена на
основании федеральных государственных требований к дополнительным
предпрофессиональным

общеобразовательным

программам

в

области

музыкального искусства «Струнные инструменты» и «Духовые и ударные
инструменты», а также на основе Программы для детских музыкальных школ
(музыкальных

отделений

школ

искусств)

«Оркестровый

класс»,

рекомендованной к использованию Министерством культуры СССР в 1990
году.
Оркестровый класс – учебный предмет, который может входить в
вариативную часть учебного плана дополнительных предпрофессиональных
общеобразовательных программ в области музыкального искусства при
условии реализации в школе различных видов музыкальных инструментов,
участвующих в коллективном музицировании.
Создание оркестровых коллективов должно быть первоочередной
задачей образовательного учреждения. Решение этой задачи возможно лишь
при продуманном, пропорциональном планировании контингента школы, а
также: наличии квалифицированных педагогических кадров, достаточно
развитых

материально-технических

и

других

условиях

реализации

предпрофессиональных программ.
В работу оркестрового класса необходимо вовлекать учащихся,
обучающихся на различных оркестровых инструментах (струнных, ударных,
духовых).
Распределение
планируется

на

учащихся

каждый

по

группам

учебный

год.

для

проведения

Необходимо

занятий

стремиться

к

пропорциональному соотношению всех групп оркестра. Количество групп
определяется в зависимости от состава оркестровых коллективов в школе.

4

Сроки реализации учебного предмета
По образовательным программам с восьмилетним сроком обучения к
занятиям в оркестре привлекаются учащиеся

5-8 классов, наиболее

подготовленные учащиеся 4 класса.
По образовательным программам с пятилетним сроком обучения к
занятиям в оркестре привлекаются учащиеся 3-5 классов, наиболее
подготовленные учащиеся 2 класса.
Для

учащихся,

планирующих

поступление

в

образовательные

учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные
программы в области музыкального искусства, срок освоения программы
«Оркестровый класс» может быть увеличен на 1 год.
Объем учебной нагрузки и ее распределение
Предлагаемая недельная нагрузка по предмету «Оркестровый класс» –
2 часа в неделю, в соответствии с учебным планом детской школы искусств.
Детская

школа

искусств

определяет

время,

необходимое

для

планомерной и целенаправленной работы оркестрового класса. Эти часы
могут быть использованы как на занятия по группам (в мелкогрупповой или
групповой форме), так и на сводные занятия (консультации). Кроме того, на
сводные

занятия

оркестра

учебные

планы

могут

предусматривать

дополнительные часы в месяц (из количества часов, предусмотренных ФГТ
на консультации).
II. Требования к уровню подготовки обучающихся
За время обучения в оркестровом классе у учащихся должен быть
сформирован комплекс умений и навыков, необходимых для совместного
музицирования, а именно:
-

исполнение партии в оркестровом коллективе в соответствии с

замыслом композитора и требованиями дирижера; чтение нот с листа;
-

понимание музыки, исполняемой оркестром в целом и отдельными

группами; умение слышать тему, подголоски, сопровождение;
-

аккомпанирование хору, солистам;
5

-

умение

грамотно

проанализировать

исполняемое

оркестровое

произведение.
Знания и умения, полученные учащимися в оркестровом классе,
необходимы

выпускникам

впоследствии

для

участия

в

различных

непрофессиональных творческих музыкальных коллективах, а также для
дальнейших занятий в оркестровых классах профессиональных учебных
заведений.
Выступление оркестра рассматривается как вид промежуточной
аттестации.
В конце первого и второго полугодия учебного года руководитель
оркестрового класса выставляет учащимся оценки. При этом учитывается
общее развитие ученика, его активность и успехи в освоении навыков
оркестровой игры, соблюдение оркестровой дисциплины.
III. Методические рекомендации преподавателям
Работа

руководителя

оркестрового

класса

распределяется

по

следующим этапам: изучение произведений по партитуре и подготовка к
работе с оркестром (в частности, подготовка партий), проведение учебных
занятий по группам, сводных занятий, а также репетиций и концертов.
Работа оркестрового класса в течение учебного года ведется по заранее
намеченному плану. В плане указывается репертуар для изучения на текущий
год, определяется примерное количество выступлений оркестра. При этом
учитываются возможности учеников, подготовленность к занятиям в оркестре
учащихся

разных

классов.

Неоправданное

завышение

программы

препятствует прочному усвоению учащимися навыков оркестровой игры,
ведет к перегрузке и снижает интерес к занятиям.
В репертуар оркестрового класса необходимо включать произведения
русской, советской и зарубежной музыкальной литературы различных жанров
и форм. Большое воспитательное значение имеет работа над полифонией
(обработка народных песен, оригинальные сочинения полифонического
склада). В национальных республиках необходимо большее внимание
6

уделять пополнению репертуара из произведений народной музыки и
национальных композиторов.
Представленные в репертуарном списке произведения для оркестра
(оригинальные и переложения) делятся на три группы: I, II и III ступени
трудности, что отмечено в специальной графе.
Репертуарный список включает в себя следующие разделы:
- произведения для струнного оркестра; произведения для струнного
оркестра с духовыми инструментами;
- произведения для малого симфонического оркестра; произведения для
солиста в сопровождении струнного оркестра;
- произведения для хора и оркестра.
Репертуарный список не является

исчерпывающим. Руководитель

оркестрового класса может по своему усмотрению пополнять его новыми,
вновь

издаваемыми

исполнительским

сочинениями,

возможностям

соответствующими

учащихся,

обрабатывать

музыкальнои

делать

переложения произведений для того состава оркестра, который имеется в
школе.
Целесообразно участие в детском оркестре педагогов оркестрового
отдела - это способствует более успешной работе. Пример совместного
музицирования педагогов и учащихся поднимает уровень исполнительства,
ведет к лучшему взаимопониманию педагогов и учеников.
В школьном оркестре желательно участие пианиста-концертмейстера,
особенно в тех оркестрах, где отсутствует контрабасовая группа. Фортепиано
уплотняет звучность оркестра, создает интонационно чистую основу произведения, помогая учащимся в овладении интонацией.
По

усмотрению

педагога

могут

использоваться

клавишные

электронные инструменты. В зависимости от качества инструмента им можно
заменять группу духовых, а также дополнять группу струнных для более
полного глубокого звучания.

7

В течение года руководитель оркестрового класса должен подготовить с
коллективом 4-6 разнохарактерных произведений, которые рекомендуется
исполнять в различных концертах. В целях более продуктивной работы и
подготовки большего количества произведений целесообразна организация
разучивания оркестровых партий с помощью педагогов оркестрового отдела.
IV. РЕКОМЕНДУЕМАЯ НОТНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеенко Б. Симфониэтта «Пионерская».— Киев, 1983
2. Аливердибеков Н. Октябрьские песни школьников: Кантата для детского
хора, унисона скрипачей и симфонического оркестра/ Переложение для
хора, унисона скрипачей и фортепиано.- Баку, 1973
3. Ансамбли юных скрипачей. Вып. 4-8.- М., 1979, 1981, 1985, 1987, 1988
4. Волшебная свирель: Детские и юношеские хоры в сопровождении
ансамбля скрипок / Ред. В. Попов,— М., 1978
5. Восемь (8) пьес в легкой обработке для струнного оркестра / Ред. С.
Асламазяна, - М., 1946
6. Габуния Н. Элегия: для камерного оркестра.- Тбилиси, 1981
7. Гендель Г. Увертюра к опере «Родриго»: Для камерного оркестра / Под
ред. А. Готлиба и Г. Талаляна. - М., 1961
8. Глинка М. И. Отрывки из опер «Руслан и Людмила» и «Иван Сусанин» /
Переложение Н. А. Римского-Корсакова для струнного оркестра. - М.,
1952
9. Глодяну Л. Сюита для камерного оркестра и детского хора.- М., 1971
10. Григ Э. Сюиты №№ 1 и 2 из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт».- М.,
1980
11. Девять пьес / Переложения для детского струнного оркестра Д.
Лепилова.- М., 1951
12. Калнынь А. 10 латышских народных песен для симфонического
оркестра.- Л., 1980
13. Кангро Раймо. Простая симфония для камерного оркестра. - Л., 1982

8

14. Кленицкис А. Летний день: Сюита для детского хора и симфонического
оркестра. - Л.-М., 1965
15. Легкие пьесы для струнного и малого симфонического оркестров
ДМШ. Вып. 1 / Сост. Д. Румшевич.- Л., 1968
16. Легкие пьесы для струнного и малого симфонического оркестров
ДМШ. Вып. 2 / Сост. Д. Румшевич.- Л., 1969
17. Легкие пьесы для струнного оркестра / Сост. Д. Лепилов. - М., 1978
18. Медынь Я. Легенда для струнного оркестра.- Рига, 1981
19. Музыка XVIII века: Для струнного оркестра. Вып. 1 / Ред. Л.М.Гозмана.
- Л., 1974
20. Музыка XVII—XVIII веков: Для струнного оркестра. Вып. 2 / Ред. Л, М,
Гозмана.- Л., 1975
21. Музыка XVIII века: Для струнного оркестра. Вып. 3 / Ред. А. Г.
Асламазова.- Л., 1973
22. Одиннадцать пьес русских композиторов / Переложения для струнного
оркестра / Под ред. С. Асламазяна.- М., 1951
23. Педагогический репертуар ДМШ: Пьесы русских композиторов / Обр.
для струнного оркестра 3. Финкельштейна. - М., 1962
24. Педагогический репертуар оркестровых классов ДМШ: Сборник
инструментальных пьес и концертов в сопровождении струнного оркестра / Под ред. С. Асламазяна. - М., 1954
25. Педагогический репертуар оркестровых классов ДМШ: Избранные
инструментальные концерты / Ред. Ю. Уткин. - М., 1956
26. Педагогический репертуар оркестровых классов ДМШ: Сборник
классических пьес (Бах—Гендель) / Ред. С. Асламазян. - М., 1956
27. Педагогический репертуар оркестровых классов ДМШ: Сборник пьес
советских композиторов / Ред. Ю. Уткин. - М., 1958
28. Популярные произведения для камерного оркестра. Вып. 1 / Ред. Ю.
Алиев.- Л., 1982

9

29. Популярные произведения для камерного оркестра. Вып. 2 / Ред. Ю.
Алиев.- Л., 1983
30. Популярные произведения для камерного оркестра. Вып. 3 / Ред. Ю.
Алиев.- Л., 1984. Вып. 4- Л., 1985. Вып. 5- Л., 1987
31. Произведения для камерного оркестра / Ред. С, Разоренов.- М., 1979
32. Произведения для камерного оркестра.- Вып. 2 / Ред. О. Кузина.- М.,
1983
33. Произведения для хора в сопровождении струнного оркестра / Сост. и
обр. 3. Финкельштейна. - М., 1963
34. Произведения советских композиторов для струнного оркестра. Вып. 1
/ Ред. В. Кирпань.- М., 1983
35. Произведения советских композиторов для струнного оркестра. Вып. 3
/ Сост. Н. Адлер. - М., 1983
36. Пьесы для струнного оркестра / Сост. Д. Лепилов. - М., 1979
37. Пьесы советских композиторов для симфонического оркестра. Репертуар симфонических оркестров ДМШ и музыкальных училищ. Вып.
1. - М., 1971
38. Пьесы советских композиторов для симфонических оркестров ДМШ и
музыкальных училищ. Вып. 2 / Ред. Б. Аронович.- М., 1974
39. Пьесы советских композиторов для симфонического оркестра. Репертуар симфонических оркестров ДМШ и музыкальных училищ. Вып.
3 / Ред. Б. Аронович. - М., 1979
40. Пьесы советских композиторов для школьного струнного оркестра.
Вып. 1 / Переложения С. Асламазяна. - М,, 1968
41. Раков Н. Произведения для камерного оркестра. - М., 1984
42. Раксз Н. Пьесы для двух скрипок в сопровождении струнного оркестра.
- М,, 1965
43. Репертуар оркестровых классов ДМШ / Переложения пьес советских
композиторов Ю. Александрова. - М., 1959
44. Ряэтс Я. Школьная кантата для детского хора и детского симфо10

нического оркестра.- Л..- М., 1971
45. Сборник "Мы любим ..." Репертуар симфонических оркестров для детей
и юношества / Ред. Ю.Блинов. - М., 1964
46. Сборник пьес в переложении для струнного оркестра ДМШ. – М., 1956
47. Сборник пьес для камерного оркестра. Вып. 2.- М., 1967
48. Сборник пьес для струнного оркестра / Ред. В. Блок, В. Доброхотов.М., 1964
49. Сборник пьес для струнного оркестра. Вып. 4 / Ред. Е. Баркан.- М.,
1793
50. Сироткин С. Детская спортивная сюита для симфонического оркестра М., 1980
51. Таранса Г. Кончерто гроссо для флейты, английского рожка, фагота,
струнных. – Киев, 1983
V. ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК
Произведения для струнного оркестра
Автор

Название пьесы

1

2

Степень
трудности

№ сборника*

3

4

Александров А.

Менуэт

I

27

Альбиони Т.

Адажио

II

23

Айвазян А.

Песня

III

16

Аракишбили Д.

Два кавказских танца

II

46

Аренский А.

Фуга на тему «Журавель»

II

22

Армянская

Праздничная

III

40

народная песня
Артемов В.

Пьеса

II

38

Бакланова Н.

Мазурка

I

5

Менуэт

I

5

Бальцони Дж.

Менуэт

I

28

Барток Б.

Детям (9 пьес)

I -II

3

11

Бах И. С.

Фуга № 22

III

46

Рондо

II

46

Бурре

II

17

Сюита № 1: Гавот

II

17

Сюита № 1: Паспье

II

17

Сюита № 3: Ария

III

17

Сюита № 3: Гавот

II

26, 17

Сюита № 4: Менуэт

II

26

Фуга

II

26

Кантата № 142: 4 части

III

26

Бурре

II

26

* Номер сборника см. в списке рекомендуемой нотной литературы.
1

3

4

Гавот

II

26

Сюита № 2: Менуэт

I

29

Сюита № 2: Шутка

I

29

Романс Соль мажор

III

29

Немецкий танец

II

36

Аллегретто

II

36

Боккерини Л.

Менуэт

I

28

Бонпорти Ф,

Концерт для струнного

II

21

Грезы

II

23

Интермеццо

III

23

III

М., 1952

Полька «Елена»

II

22

Концерт № 3

III

17

III

17

Бетховен Л.

2

оркестра и клавесина
Бородин А.

Вариации на тему песни
«Чем тебя я огорчила»
Бортнянский Д.

Концертная симфония:
Ларгетто
12

Бузовкин А.

Интермеццо

Вайнштейн Л.

III

37

Партита: Прелюдия

I

35

Токката

II

35

Сарабанда

I

35

III

35

II

36,29

Симфония До мажор

II

30

Волков К.

Наигрыш

III

38

Габичзадзе Р.

Спиккато

II

37

Габуния Н.

Элегия

I

6

Гайдн И.

Детская симфония в 3-х

II-III

M., 1974

Квартет № 1: Престо

II

36

Менуэт быка

II

36

Жига
Вивальди А.

Маленькая симфония
Соль мажор

частях*

* Произведения, отмеченные звездочкой здесь и далее, опубликованы
как отдельные издания.
1

2

3

4

I

22

Гедике А.

Миниатюра

Гендель Г.

Концерт № 12: Аллегро

III

17

Опера «Родриго»: Увертюра

II

7,17

Жига

II

7,17

Сарабанда

I

7,17

Матлот

I

7,17

Менуэт

I

7,17

III

7,17

Менуэт

I

7

Фугетта

I

26

Менуэт ре минор

I

26

Бурре

I

26

Бурре

13

Глазунов А.

Сарабанда

I

26

Гавот

I

26

Менуэт до минор

II

26

Пассакалия

III

26

Опера «Альцина»: Увертюра

II

19

Кончерто-гроссо № 6: Аллегро

II

36

Тема с вариациями

III

22

III

22

Вальс

III

22

Сарабанда

III

22, 23

III

22,23

Гавот, соч. 49

III

22, 23

Патриотическая песнь

II

22

Песня Вани,

I

8

Свадебный хор,

II

8

Романс Антониды,

II

8

Ария Вани,

II

8

Вступление и хор поляков,

III

8

Славься

I

46

Фуга

I

46

Ах ты, свет Людмила,

III

23

Каватина Гориславы

II

8

Не проснется птичка утром

III

23

Ill

46, 27

Пять пьес для струнного
квартета

Балет «Барышня-крестьянка»:
Гавот

Глинка М.

Опера «Иван Сусанин»:

Опера «Руслан и Людмила»:

Глиэр P.

Балет

«Медный

всадник»:

Гимн Великому городу,

14

Параша,

II

40

Хоровод,

III

27

Плясовая,

III

27

Народная песня

II

27

Соч. 45 № 2 Вальс

II

22

Глюк X. В.

Анданте

I

36

Госсек Ф. Ж.

Мелодия

I

5

I-II

10

Рассвет,

II

10

Смерть Озе,

II

10

Танец Анитры,

II

10

В пещере Горного короля,

III

10

Жалоба Ингрид,

III

10

Арабский танец,

III

10

III

10

Гавот
Григ Э.

Музыка к драме Г. Ибсена
«Пер Гюнт»:

Возвращение Пера Гюнта на
Родину (Буря на море),
Песня Сольвейг

II

Дунаевский И.

Летите, голуби

III

43

Калинников

Серенада для струнного

III

М., 1950

Вас.

оркестра*

Калинников

Миниатюра

III

23

Маленькая сюита для

III

М., 1958

Вик.
Кауфман А.

струнного оркестра*
Каччини Дж.

Аве, Мария

II

30

Клова 3.

Три пьесы для струнного

II

М., 1968

оркестра*

15

Корелли А.

Книппер Л.

Марш

II

37

Канон

I

38

Сарабанда

I

19,28

Жига

I

19, 28

Шутка

I

19, 28

Анданте, ларго и аллегро

III

17

Прелюдия

II

15

Аллеманда

I

15, 17

Адажио и куранта

III

15, 17

Аллегро

III

15

Менуэт

I

15

Гавот

II

17

II

27

Степная кавалерийская
«Полюшко»

Люлли Ш.

Опера "Армида": Увертюра

II

Лейпциг

Лядов А.

Сарабанда

II

46

Фуга

II

46

Пастораль

II

11

Прелюдия

III

14

Колыбельная

II

16

Легенда

I

18

III

Лейпциг

Маленькая ночная серенада

III

36, 23

Соната № 1

III

29

Соната № 9

II

29

Соната № 10

II

29

Пантомима

I

29

Менуэт

I

29

Контрданс

I

29

Медынь Я.

Мендельсон Ф. Симфония для струнного
оркестра*
Моцарт В.

16

Мусоргский М. Гопак

III

22, 23

Слеза

II

22

III

20

страницы»:

III

48

Анданте

III

27

Напев

III

43

Из «Пожелтевших страниц»

III

М., 1955

Номенский Н. Вариации на русскую тему*

III

20

Перселл Г.

Опера «Дидона и Эней»: Сюита

III

47

Опера «Королева фей»: 10 пьес

III

27,48

II

27

Гавот, соч. 12

II

27

Менуэт, соч. 32 № 2

III

43

III

43

III

43

II

16

апельсинам»: Марш

III

40

Разоренов С.

Утренний марш

III

37

Раков Н.

Маленькая симфония в 3-х

III

37, 38, 41

Доброе утро

I

41

На озере

I

41

Спортивный марш

I

41

Лугом мы идем

I

41

Вечерние игры

II

41

Мысливичек И. Симфония До мажор
Мясковский Н. Цикл

«Пожелтевшие

Прокофьев С. Классическая симфония:
Гавот, Марш

Сказки старой бабушки соч. 31
№2
Скерцо
Балет «Ромео и Джульетта»:
Сцена на улице
Опера «Любовь к трем

частях

17

Рамо Ж.

Сюита «Галантная Индия»:
Вступление,

II

17

Ригодон,

I

17

Тамбурин

I

17

Раухвергер M.

Лирический танец

I

37

Ребиков В.

Опера-сказка «Елка»: Вальс

III

29

Рижель A.

Симфония, соч. 12 № 2

III

36

Римский-

Яр-хмель

III

45, 23

Фантазия на венгерские

II

16

II

22

Романс,

III

30

Вальс

III

30

Сметана Б.

Луковка (из чешских танцев)

Ill

46

Соловьев-

Подмосковные вечера

II

43

Увертюра (сюита) Фа мажор

II

Лейпциг

I

Лейпциг

Корсаков Н.
Румшевич Д.

народные мотивы
Русская

Лучинушка

народная песня
Свиридов Г.

Музыка к к/ф «Метель»:

Седой В.
Телеман Г. Ф.

для струнных и чембало*
Увертюра старых и
современных народов*
Тихомиров Г.

Пьеса

I

37

Тобис Б.

Кадриль

II

3

Марш

II

3

Увертюра на темы чешских

II

3

Инвенция

III

37

Инвенция соль минор

III

38

детских песен
Фрид Г.

18

Хачатурян А.

Балет «Гаянэ»:
Танец хлопка,

II

27

Розовые девушки,

II

27

Танец Нунэ

II

40

II

46

Зимнее утро,

II

23, 46

Русская песня,

I

23

Утреннее размышление,

I

23

Камаринская,

I

23

Нянина сказка

II

23

Чайковский П. Песня без слов
Детский альбом:

Времена года: Масленица,

II

30

Подснежник,

II

30

Баркарола,

II

30

Жатва,

III

30

Осенняя песня,

II

30

Святки

II

30

Грустная песня

I

23

Прерванные грезы

II

30

2 русские народные песни

I

11

III

27

Фуга

III

27

Песня о встречном

II

43

Контрданс*

II

Муз. жизнь

(переложение Д. Лепилова)
Шостакович Д. Полька

1967, № 5

Шуберт Ф.

Романс

II

30

Прелюдия и фуга

III

37

Менуэт

III

46

Андантино с вариациями

II

30

19

Менуэт

I

36

Шуман Р.

У камелька

I-II

5

Щедрин Р.

Аморозо

III

33

Якубов И.

Заинька танцует с лисой

I

33

Яначек Л.

Идиллия (в 7 частях)

II-III

49

Айвз Ч.

Произведения для струнного оркестра
с духовыми инструментами
Вопрос, оставшийся без ответа
II

31

Барсанти Ф.

Кончерто гроссо для 2-х

I

21

III

20

I

30

II

16

Дивертисмент № 5: Менуэт

II

15

Серенада для 4-х камерных

III

М, 1982

III

29

III

20

I

15, 17

I

3

валторн, литавр, струнного
оркестра и клавесина
Вивальди А.

Концерт для 2-х гобоев,
струнного оркестра и клавесина

Гайдн И.

Менуэт для флейты, гобоя,
фагота и струнного оркестра

Лядов A.

Плясовая для флейты пикколо,
тамбурина и струнного
оркестра

Моцарт В.

оркестров*
Соната для духовых
(органа) и струнного оркестра
Мысливичек И. Симфония До мажор
Саммартини Д. Симфония Фа мажор с 2
валторнами
Гобис Б.

Латышские пастушеские
песни для 2-х блок-флейт,
струнного оркестра и
фортепиано
20

Чайковский П. Опера «Иоланта»: Сцена в саду

III

16

Произведения для малого симфонического оркестра
Автор

Название пьесы

1

2

Степень

№

трудности

сборника

3

4

Агафонов А,

Пионерский поход

III

45

Адлер Е.

Вальс из к/ф «Две улыбки»

III

38

х частях

II

1

Пастораль

I

37, 31

Ашугская

II

31

Асатрян Д.

Песнь камней

II

39

Барток Б.

Сборник «Детям»: 12 пьес

I

3

Бетховен Л.

Немецкие танцы

I

15

Блок В.

Старинная песенка

I

38

Плясовая

II

39

Весенняя песенка

I

39

Богословский

Андрюшин день (12

I – II

39

Н.

музыкальных картин)

Болдырев И.

Вечный огонь

III

37

Бузский А.

Каприччо

II

39

Адажио

III

39

Тарантелла

III

39

Сюита

III

15

Ссора

II

39

Колыбельная

II

39

С песней родилась я

II

12

За озером высокие горы

II

12

Алексеенко Б. Симфониетта «Пионерская» в 4Али-Заде А.

Варламов А.
Денисов Э.
Калнынь А.

Балет «Мальчик-с-пальчик»:

21

Гнедой мой жеребенок

III

12

Мне смешно

I

12

Вей, ветерок

III

12

Резвилась я в садочке

II

12

Весь день пчелки летали

I

12

Посадил я черемуху

II

12

Парню дала я руку

I

12

Вороненок сидит на дубе

III

12

Сарабанда

III

39

Тарантелла

III

39

Прибаутка

I

37

III

39

I

15

часть

III

34

Курнавин А.

В лесу (симфоническая картина)

I

16

Леденев Р.

Обида

I

37

Вальс

II

38

Марутаев М.

Русский напев

II

37

Меерович М.

Интермеццо

III

37

Николаев А.

Галоп

III

38

Петров А.

Колобок

II

37

Сон юнната

I

16

Прогулка

II

37

Сказочка

III

39

Шествие кузнечиков

III

39

Художественная гимнастика

II

50

Колодуб Л.
Корганов Т.

Марш
Корчмарев К.

Балет «Ходжа Насреддин»

Крымский С.

Сюита Сонатина для оркестра: 1

Прокофьев С.

Сироткин Е.

22

Велогонки

III

50

Титов А.

Сюита из балетной музыки

III

15

Фрид Г.

Календарь природы (8 пьес с

II

45

Хагагортян Э. Марш-шутка

II

38

Хачатурян А.

Балет «Гаянэ»: Адажио

II

37

Шнапер Б.

Этюд

II

39

Сегодня запрещено гулять

II

39

Юмореска

II

32

Маленький романтический вальс

II

32

Детская

I

32

неаполитанском стиле

II

32

Легкие вариации

II

32

Полька

II

32

В школьном саду

I

45, 39

Неоконченный вальс

II

45, 39

Старая французская песенка

II

39

Адажио

I

38

Шостакович Д. Две прелюдии

III

39

Якушенко И.

II

39

эпиграфами М. Пришвина)

Старинное

рондо

в

Бурре

Произведения для солиста в сопровождении струнного оркестра
Автор

Название пьесы

Степень

№ сборника

трудности
1

2

3

4

III

30

Агафонников

Скерцо для фортепиано с

В.

оркестром

Бах И. С.

Концерт для скрипки с оркестром

III

25

Концерт № 11 для фортепиано,

III

Лейпциг

струнных, чембало (Ми мажор)
23

Концерт № 12 для

III

Лейпциг

III

Лейпциг

Ариозо для виолончели

II

24

Концерт для 3-х скрипок и

III

21

III

M., 1958

I

Муз.

фортепиано, струнных (Ре
мажор)*
Концерт № 15 для
фортепиано, струнных, чембало*

оркестра
Бах И. X.

Концерт для альта (виолончели) с
оркестром*

Беркович И.

Легкий концерт для фортепиано и
струнного оркестра*

Бонпорти Ф.

Концерт для струнного ансамбля и

Украина
II

29, 21

III

25

Концерт для скрипки

II

24

Концерт для 2-х мандолин,

III

19

III

21

I

30

III

24

клавесина
Вивальди А.

Концерт для 2-х скрипок с оркестром

струнного оркестра и клавесина
Концерт до минор для скрипки,
оркестра и клавесина
Лярго для скрипки и струнного оркестра
Гайдн И.

Концерт для фортепиано с оркестром

Гендель Г.

Анданте для альта с оркестром

II

24

Глазунов А.

Концерт для арфы с оркестром

III

М., 1954

Романеска

II

23

II

8

Глинка М.

Опера "Иван Сусанин":
Ария Сусанина
24

Опера "Руслан и Людмила":
Ария Руслана
Монасыпов А. Ария для гобоя и струнного

II

8

II

43

III

25

II

43

III

5

I

Муз.

оркестра
Моцарт В.

Концерт для фортепиано с
оркестром

Раков Н.

Пьесы для 2-х скрипок и
струнного оркестра

Роде П.

Концерт для скрипки с оркестром
№7: 1 часть

Сильванский

Легкий концерт для фортепиано и

И.

струнного оркестра *

Телеман Г.Ф.

Концерт для альта с оркестром

Шебалин В.

Концертино для скрипки и

Украина

струнного оркестра*

II

19

III

М.,1960

II

30

Шостакович Д. Ноктюрн для виолончели и
оркестра

Произведения для хора и oркестра*
Автор

Название пьесы**

№ сборника

2

3

1

Аливердибеков Н. Вальс

2

Походная

2

Юный ашуг

2

* Предлагаемый список хоровых произведений должен рассматриваться
лишь как примерный. Руководитель оркестрового класса может делать
переложения для оркестра, ориентируясь на репертуар хорового класса
детской школы искусств.
25

** Оркестровый аккомпанемент хоровых произведений, предлагаемых в
списке, можно отнести к I степени трудности.

1

2

3

Бах И. С.

Жизнь хороша

33

Бетховен Л.

Песня дружбы

33

Бородин А.

Опера «Князь Игорь»

33

Улетай на крыльях ветра

33

Гайдн И.

Песня матросов

33

Гендель Г.

Песня победы

9

Глодяну Л.

Дождик, не лей напрасно

9

Бейте в било веселей

9

Считалка

9

Глинка М.

Венецианская ночь

37

Глиэр Р.

Здравствуй, гостья зима!

37

Григ Э.

Заход солнца

37

Весна

37

Дунаевский И.

Летите, голуби

37

Караи И.

Волшебная свирель

4

Кленицкис Н.

На раздолье

14

В лесу

14

Паровоз

14

Могила партизана

14

Возвращение

14

Прокофьев С.

Нам не нужна война

33

Рахманинов С.

Сосна

33

Римский-Корсаков Н. Ай, во поле липенька

33

Русские

33

Уж ты, поле мое

народные песни: В сыром бору тропина

33

Ряэтс Я.

44

Школьные дороги
26

Урок истории

44

Знаменательный день

44

Маленький концерт

44

Финал

44

Хиндемит П.

Опера-игра «Мы строим город»

53

Чайковский П.

Детская песенка

33

Чешская народная песня «Пастух»

33

Хороший день

33

Шостакович Д.

VI. РЕКОМЕНДУЕМАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Аркин И. Воспитание оркестрового музыканта.- В сб.: Методические
записки по вопросам музыкального воспитания. М., 1966
2. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке.- М., 1965
3. Баренбойм Л. Музыкальное воспитание в СССР.- М., 1978
4. Баренбойм Л. Музыкальное воспитание в Венгрии. - М., 1983
5. Баренбойм Л. Элементарное

музыкальное

воспитание

по системе К.

Орфа.- М., 1978
6. Благодатов Г. История симфонического оркестра.- Л., 1969
7. Благой Д. Роль эстрадного выступления

в обучении

музыкантов

исполнителей.- В сб.: Методические записки по вопросам музыкального
образования. Вып. 2. М., 1981
8. Вопросы квартетного исполнительства. - М., 1960
9. Вопросы совершенствования игры на оркестровых инструментах. - М.,
1978
10. Гинзбург Л. Избранное

(Дирижеры и оркестры.

Вопросы теории и

практики дирижирования).- М., 1981
11.Гинзбург Л. Исследования, статьи, очерки.- М., 1971

27

12.Гоноболин Ф. О некоторых психологических качествах личности учителя.В кн.: Хрестоматия по психологии. М., 1972
13.Иванов К. Л. Все начинается с учителя.- М., 1983
14.Иванов-Радкевич А. Пособие для начинающих дирижеров.- М., 1965
15.Иванов-Радкевич А. О воспитании дирижера.- М., 1977
16.Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца.- М., 1984
17.Кан Э. Элементы дирижирования.- М.- Л., 1980
18.Куус И. И. Коллективное музицирование в ДМШ и его значение в музыкальном воспитании учащихся.- В сб.: Вопросы методики начального
музыкального образования. М., 1981
19.Мострас К. Интонация.- В сб.: Очерки по методике обучения игре на
скрипке. М., 1960
20.Мострас К. Ритмическая дисциплина скрипача.- М.- Л, 1951
21.Мусин И. Техника дирижирования.- Л., 1967
22.Мюнш Ш. Я - дирижер.- М., 1982
23.Ольхов К. Теоретические основы дирижерской техники.- Л., 1984
24.Система детского музыкального воспитания Карла Орфа.- Л., 1970
25.Основы дирижерской техники / Под ред. П. М. Берлинского.- М., 1963
26.Пазовский А. Записки дирижера.- М., 1966
27.Проблемные ситуации в обучении музыканта. - Минск, 1978
28.Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества.- Л., 1981
29.Румшевич Д. Симфонический оркестр в ДМШ.- Л., 1973
30.Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям.- Киев, 1972
31.Фельдгун Г. Воспитание скрипача как исполнителя современной музыки.Л., 1981
32.Хайкин Б. Беседы о дирижерском мастерстве: Статьи. - М., 1984
33.Чулаки М. Инструменты симфонического оркестра.- М., 1983
34.Ямпольский А. И. К вопросу о воспитании культуры звука у скрипачей.- В
сб.: Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики. - М., 1982

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».