Ансмабль (флейта)

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 6»
городского округа Саранск

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
ПРОГРАММА
по учебному предмету
ПО.01.УП.02.АНСАМБЛЬ
(ФЛЕЙТА)
Срок обучения 5(6) лет, 8(9) лет

Саранск 2016

«Одобрено»
Методическим советом
МБУДО «ДМШ № 6» г.о. Саранск

«Утверждаю»
Директор – П.С.Еськин
______________
(подпись)

«____» _______________ 20____ г.
дата рассмотрения

«____» _______________ 20____ г.
дата утверждения

Разработчик – Рогожин А.Ю., заведующий эстрадно – духовым
отделением, преподаватель по классу флейты МБУДО «ДМШ № 6»
Рецензент – Кулясов Д.А., преподаватель по классу саксофона МБУДО
«ДМШ № 6»
Рецензент – Костин А.Ю., председатель ПЦК «Инструментальное
исполнительство – оркестровые духовые и ударные инструменты» ГБПОУ РМ
СМУ ИМ Л.П.КИРЮКОВА

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Список рекомендуемой нотной литературы;
- Список рекомендуемой методической литературы

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе.
Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом
федеральных

государственных

предпрофессиональной

требований

общеобразовательной

к

дополнительной

программе

в

области

музыкального искусства «Духовые инструменты (флейта)».
Представленная программа предполагает знакомство с предметом и
освоение навыков игры в ансамбле с 4 по 7 класс (с учетом первоначального
опыта, полученного в классе по специальности с 1 по 3 класс), а также
включает программные требования дополнительного года обучения (9 класс)
для

поступающих

в

профессиональные

образовательные

учреждения.

Пятилетняя программа предусматривает обучение со 2 по 5 класс (с учётом
возможности продолжения обучения в шестом классе).
Ансамбль использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях
в

классе

по

специальности.

За

время

обучения

ансамблю

должен

сформироваться комплекс умений и навыков, необходимых для совместного
музицирования.
Знакомство учеников с ансамблевым

репертуаром

происходит

на базе

следующего репертуара: дуэты, различные переложения для двух флейт,
произведения для флейты и альтовой флейты, произведения различных форм,
стилей и жанров отечественных и зарубежных композиторов.
Также как и по предмету «Специальность и чтение с листа», программа по
ансамблю опирается на академический репертуар, знакомит учащихся с
разными музыкальными стилями: барокко, венской классикой, романтизмом,
импрессионизмом, русской музыкой 19 и 20 века.
Работа в классе ансамбля направлена на выработку у партнеров единого
творческого решения, умения уступать и прислушиваться друг к другу,
совместными усилиями создавать трактовки музыкальных произведений на

высоком художественном уровне.
2. Срок реализации учебного предмета
Срок реализации данной программы составляет пять лет (с 4 по 8 класс). Для
учащихся,

планирующих

поступление

в

образовательные

учреждения,

реализующие основные профессиональные образовательные программы в
области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на 1 год
(9 класс). Для пятилетней системы обучения срок устанавливается в четыре
года, с возможностью увеличения до пяти.
3.

Объем учебного времени,

предусмотренный учебным планом

образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль»:
Таблица 1
Срок обучения - 8 лет
Класс

с 4 по 8

9 класс

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

классы
330

132

Количество часов на аудиторные занятия

165

66

Количество часов на внеаудиторные занятия

165

66

Таблица 2
Срок обучения - 5 лет
Класс

2-5 классы

6 класс

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

264

132

Количество часов на аудиторные занятия

132

66

Количество часов на внеаудиторные занятия

132

66

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к
контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим
мероприятиям по усмотрению учебного заведения.
4.

Форма проведения учебных аудиторных занятий:

мелкогрупповая
(от 2 до 10 человек). Рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.
Цель и задачи учебного предмета

5.

«Ансамбль»
Цель:
• развитие музыкально-творческих способностей учащегося на
основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области
ансамблевого исполнительства.

Задачи:

•

стимулирование

развития

эмоциональности,

памяти,

мышления,
воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
•

формирование у обучающихся комплекса исполнительских
навыков,
необходимых для ансамблевого музицирования;

•

расширение кругозора учащегося путем ознакомления с
ансамблевым
репертуаром;

•

решение коммуникативных задач (совместное творчество
обучающихся
разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться

в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
•

развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в
ансамбле),
артистизма и музыкальности;

•

обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам
чтения с
листа в ансамбле;

•

приобретение

обучающимися

опыта

творческой

деятельности

и
публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;
•

формирование у наиболее одаренных выпускников
профессионального
исполнительского комплекса пианиста-солиста камерного ансамбля.
Учебный предмет «Ансамбль» неразрывно связан с учебным предметом

«Специальность»,

а

также

со

всеми

предметами

дополнительной

предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусства
"Духовые инструменты".
Предмет

«Ансамбль»

расширяет

границы

творческого

общения

инструменталистов - флейтистов с учащимися других отделений учебного
заведения, привлекая к сотрудничеству флейтистов, ударников, пианистов и
исполнителей на других инструментах.
Занятия в ансамбле - накопление опыта коллективного музицирования,
ступень для подготовки игры в оркестре.

Обоснование структуры учебного предмета «Ансамбль»

6.

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на

-

освоение
учебного предмета;
-

распределение учебного материала по годам обучения;

-

описание дидактических единиц учебного предмета;

-

требования к уровню подготовки обучающихся;

-

формы и методы контроля, система оценок;

-

методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
7.

Методы обучения

Выбор методов обучения по предмету «Ансамбль» зависит от:
•

возраста учащихся;

•

их индивидуальных способностей;

•

от состава ансамбля;

•

от количества участников ансамбля.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета

используются следующие методы обучения:
-

словесный (рассказ, объяснение);

-

метод показа;

- частично - поисковый (ученики участвуют в поисках решения поставленной
задачи).
Предложенные методы работы с ансамблем флейтистов в рамках
предпрофессиональной

образовательной

программы

являются

наиболее

продуктивными при реализации поставленных целей и зада учебного предмета

и

основаны

на

проверенных

методиках

и

сложившихся

традициях

ансамблевого исполнительства на духовых инструментах.

8. Описание материально - технических условий реализации учебного
предмета «Ансамбль»
Материально - техническая база образовательного учреждения должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны
труда.
В образовательном учреждении с полной комплектацией учеников по
инструментам должно быть достаточное количество высококачественных
флейт, а также должны быть созданы условия для их содержания,
своевременного обслуживания и ремонта.
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную
нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Срок обучения - 9 лет
Аудиторные занятия: с 4 по 8 класс - 1 час в неделю, в 9 классе - 2 часа.
Самостоятельные занятия: с 1 по 9 класс - 1 час в неделю.
Срок обучения - 6 лет
Аудиторные занятия: со 2 по 5 класс - 1 час в неделю, в 6 классе - 2 часа
в неделю.
Самостоятельные занятия: с 1 по 6 класс - 1 час в неделю. Объем времени на
самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся
педагогических традиций и методической целесообразности.
Виды внеаудиторной работы:
-

выполнение домашнего задания;

-

подготовка к концертным выступлениям;


посещение

учреждений

культуры

(филармоний,

театров, концертных залов и др.);участие обучающихся в концертах,
творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности
образовательного учреждения

и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения - классам.
Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени,
предусмотренный для освоения учебного материала.
 2. Требования по годам обучения
 В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве,
требуются определенные музыкально-технические навыки владения
инструментом, навыки совместной игры, такие, как:
 сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного
творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий
демонстрировать в
ансамблевой игре единство исполнительских намерений и
реализацию
исполнительского замысла;
 навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого

исполнительства,

обусловленных

художественным содержанием и

особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Срок обучения - 9 лет
Годовые требования
Четвёртый класс На первом этапе формируется навык слушания
партнера, а также восприятия всей музыкальной ткани в целом. В основе
репертуара - несложные произведения, доступные для успешной реализации
начального этапа обучения. Партнеры подбираются по близкому уровню
подготовки.
За год ученики должны пройти 2-3 ансамбля. В конце учебного года
обучающиеся сдают зачет из 1-2 произведений. Зачетом может считаться
выступление на классном вечере, концерте или академическом вечере.

Примерный репертуарный список:
Букин В. Ладушкин
Брамс И. Колыбельная песня.
Гранов И. Босса-нова
Ильин И. Краковяк
Кастелла Б. Парижская баллада
Киянов Б. Весёлая минутка
Клур Б. Ча-ча-ча
Левитова Л. У каждого есть мечта
Подэльский Г. Медленный вальс

Пятый класс.
Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования:
• умением слушать мелодическую линию, выразительно ее фразировать;
• умением грамотно и чутко аккомпанировать партнеру;
• совместно работать над динамикой произведения;
• анализировать содержание и стиль музыкального произведения.
В течение учебного года следует пройти 3-4 ансамбля (с разной
степенью готовности). В конце года - зачет из 1-2 произведений. Публичное
выступление учащихся может приравниваться к зачету.
Примерный репертуарный список:
Бинкин З. Молдавская полька
Вустин А. Два негритянских настроения.
Милютин Ю. Лирическая песенка
Мориа П. Токката
Моцарт В. Менуэт.
Петров А. Я шагаю по Москве

Хромушин О. Медленный фокстрот
Удалов В. Алёнушка
Цфасман А. Всегда с тобой
Эшпай А. Колыбельеая
Янг В. Вокруг света
Шестой класс.
Продолжение работы над навыками ансамблевой игры. Усложнение
репертуара. Работа над звуковым балансом - правильным распределением звука
между партиями и руками. Воспитание внимания к точному прочитыванию
авторского текста. Продолжение развития музыкального мышления ученика.
В течение учебного года следует пройти 2-4 произведения (разного жанра,
стиля и характера). В конце 2-го полугодия - зачет со свободной программой.
Примерный репертуарный список
Бах И. С. Менуэт.
Гудмен Б. Бок о бок
Джеймс Ф. Не тревожь моё сердце
Катуньо С. Здравствуй!
Мурадели В. Вальс
Найсоо У. Бурным шагом
Седьмой класс.
Продолжение работы над навыками ансамблевой игры, усложнение задач.
Применение

навыков,

полученных

на

уроках

учебного

предмета

«Специальность и чтение с листа»; развитие музыкального мышления и
средств выразительности; работа над агогикой и педализацией; воспитание
артистизма и чувства ансамбля в условиях концертного выступления.
За год необходимо пройти 2-4 произведения. В конце учебного года
проходит зачет, на котором исполняется 1-2 произведения.
Примерный репертуарный список:

Портер К. Медленная румба
Петров А. Медленный вальс
Цфасман А. Если печаль придет порой
Эллингтон Д. Одиночество
Эшпай А. Вальс
Восьмой класс.
Продолжение работы над навыками ансамблевой игры, усложнение задач.
Применение

навыков,

полученных

на

уроках

учебного

предмета

«Специальность и чтение с листа»; развитие музыкального мышления и
средств выразительности; работа над агогикой и педализацией; воспитание
артистизма и чувства ансамбля в условиях концертного выступления.
За год необходимо пройти 2-4 произведения. В конце учебного года
проходит зачет, на котором исполняется 1-2 произведения.
Примерный репертуарный список:
Бейси К. За окном
Бейси К. Играя блюз
Гаранян Г. Тик-так
Геворгян Е. Свинг
Дунаевский И. Летите голуби
Девятый класс.
В конце первого полугодия учащиеся сдают зачет по ансамблю. В девятом
классе продолжается совершенствование ансамблевых навыков и накопление
камерного репертуара.
Примерный репертуарный список:
Легран М. Медленный вальс
Миллер Г. Лунная серенада
Стрейхорн Б., Эллингтон Д. Атласная кукла

Уоррен Г. Колыбельная большого города
Эллингтон Д. Грустное настроение, Настроение индиго, Задумчивая.
Cрок обучения — 5 лет
Годовые требования.
Второй класс. На первом этапе формируется навык слушания партнера, а
также восприятия всей музыкальной ткани в целом. В основе репертуара несложные произведения, доступные для успешной реализации начального
этапа обучения. Партнеры подбираются по близкому уровню подготовки.
За год ученики должны пройти 2-3 ансамбля. В конце учебного года
обучающиеся сдают зачет из 1-2 произведений. Зачетом может считаться
выступление на классном вечере, концерте или академическом вечере.
Примерный репертуарный список:
Букин В. Ладушкин
Брамс И. Колыбельная песня.
Гранов И. Босса-нова
Ильин И. Краковяк
Кастелла Б. Парижская баллада
Киянов Б. Весёлая минутка
Клур Б. Ча-ча-ча
Левитова Л. У каждого есть мечта
Подэльский Г. Медленный вальс

Третий класс.
Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования:
• умением слушать мелодическую линию, выразительно ее фразировать;
• умением грамотно и чутко аккомпанировать партнеру;
• совместно работать над динамикой произведения;
• анализировать содержание и стиль музыкального произведения.
В течение учебного года следует пройти 3-4 ансамбля (с разной

степенью готовности). В конце года - зачет из 1-2 произведений. Публичное
выступление учащихся может приравниваться к зачету.
Примерный репертуарный список:
Бинкин З. Молдавская полька
Вустин А. Два негритянских настроения.
Милютин Ю. Лирическая песенка
Мориа П. Токката
Моцарт В. Менуэт.
Петров А. Я шагаю по Москве
Хромушин О. Медленный фокстрот
Удалов В. Алёнушка
Цфасман А. Всегда с тобой
Эшпай А. Колыбельеая
Янг В. Вокруг света
Четвёртый класс.
Продолжение работы над навыками ансамблевой игры. Усложнение
репертуара. Работа над звуковым балансом - правильным распределением звука
между партиями и руками. Воспитание внимания к точному прочитыванию
авторского текста. Продолжение развития музыкального мышления ученика.
В течение учебного года следует пройти 2-4 произведения (разного жанра,
стиля и характера). В конце 2-го полугодия - зачет со свободной программой.
Примерный репертуарный список
Бах И. С. Менуэт.
Гудмен Б. Бок о бок
Джеймс Ф. Не тревожь моё сердце
Катуньо С. Здравствуй!
Мурадели В. Вальс
Найсоо У. Бурным шагом

Пятый класс.
Продолжение работы над навыками ансамблевой игры, усложнение задач.
Применение

навыков,

полученных

на

уроках

учебного

предмета

«Специальность и чтение с листа»; развитие музыкального мышления и
средств выразительности; работа над агогикой и педализацией; воспитание
артистизма и чувства ансамбля в условиях концертного выступления.
За год необходимо пройти 2-4 произведения. В конце учебного года
проходит зачет, на котором исполняется 1-2 произведения.
Примерный репертуарный список:
Портер К. Медленная румба
Петров А. Медленный вальс
Цфасман А. Если печаль придет порой
Эллингтон Д. Одиночество
Эшпай А. Вальс
Шестой класс.
В конце первого полугодия учащиеся сдают зачет по ансамблю. В девятом
классе продолжается совершенствование ансамблевых навыков и накопление
камерного репертуара.
Примерный репертуарный список:
Легран М. Медленный вальс
Миллер Г. Лунная серенада
Стрейхорн Б., Эллингтон Д. Атласная кукла
Уоррен Г. Колыбельная большого города
Эллингтон

Д.

Грустное

настроение,

Настроение

индиго,

Задумчивая.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения
программы

учебного

предмета «Ансамбль», который предполагает

формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:
• наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,
самостоятельному музыкальному исполнительству, совместному музицированию
в ансамбле с партнерами;
• сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков,
позволяющий использовать многообразные возможности флейты и других
инструментов для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского
текста, самостоятельно накапливать ансамблевый репертуар из музыкальных
произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
•

знание ансамблевого репертуара;

•

знание художественно-исполнительских возможностей флейты;

• знание других инструментов (если ансамбль состоит из разных
инструментов

-

струнных,

духовых,

народных),

их

особенностей

и

возможностей;
•

знание профессиональной терминологии;

•

наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений;

•

навыки по воспитанию совместного для партнеров чувства ритма;

• навыки

по

воспитанию

слухового

контроля

при

ансамблевом

музицировании;
• наличие творческой инициативы, сформированных представлений о
методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над
исполнительскими трудностями;
• наличие
ансамблиста.

навыков

репетиционно-концертной

работы

в

качестве

IV. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание

1.

Оценка качества реализации учебного предмета "Ансамбль" включает в
себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию
обучающегося в конце каждого учебного года с 4 по 7 класс. В 9 классе
промежуточная аттестация проходит в конце 1 полугодия.
В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться
академические зачеты, прослушивания, концерты и классные вечера.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Форму и время проведения промежуточной аттестации по предмету
«Ансамбль» образовательное учреждение устанавливает самостоятельно.
Формой аттестации может быть контрольный урок, зачёт, а также прослушивание, выступление в концерте или участие в каких-либо других
творческих мероприятиях.
По

завершении

изучения

предмета "Ансамбль" проводится

промежуточная аттестация в конце 7 класса, выставляется оценка, которая
заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.
2.

Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств,
которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить
приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на зачете, академическом
прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Таблица 3
Оценка
5 («отлично»)

Критерии оценивания выступления
технически
осмысленное

4 («хорошо»)

качественное
исполнение,

и

художественно

отвечающее

требованиям на данном этапе обучения
оценка отражает грамотное исполнение

всем
с

небольшими недочетами (как в техническом
плане, так и в художественном смысле)
3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а
именно: недоученный текст, слабая техническая
подготовка, малохудожественная игра, отсутствие
свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс серьезных недостатков, невыученный
текст, отсутствие домашней работы, а также
плохая посещаемость аудиторных занятий

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является
основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного
заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть
дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно
оценить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень
готовности учащихся к возможному продолжению профессионального
образования в области музыкального искусства.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1.Методические рекомендации педагогическим работникам
Одна из главных задач преподавателя по предмету "Ансамбль" - подбор
учеников-партнеров. Они должны обладать схожим уровнем подготовки в классе
специально сти.
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам
последовательности, постепенности, доступности и наглядности в освоении
материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к
сложному,

опирается

на

индивидуальные

особенности

ученика

интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень
его подготовки.
Необходимым условием для успешного обучения по предмету "Ансамбль"
является формирование правильной постановки.
Необходимо привлекать внимание учащихся к прослушиванию лучших
примеров исполнения камерной музыки.
Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться работа
над синхронностью в исполнении партнеров, работа над звуковым балансом их
партий, одинаковой фразировкой, агогикой, штрихами, интонациями, умением
вместе начать фразу и вместе закончить ее.
Необходимо совместно с учениками анализировать форму произведения,
чтобы отметить крупные и мелкие разделы, которые прорабатываются
учениками отдельно. Форма произведения является также важной составляющей
частью общего представления о произведении, его смыслового и
художественного образа.
Техническая сторона исполнения у партнеров должна быть на одном
уровне. Отставание одного из них будет очень сильно влиять на общее
художественное впечатление от игры. В этом случае требуется более серьезная
индивидуальная работа.
Важной задачей преподавателя в классе ансамбля должно быть обучение
учеников самостоятельной работе: умению отрабатывать проблемные
фрагменты, уточнять штрихи, фразировку и динамику произведения.
Самостоятельная работа должна быть регулярной и продуктивной. Сначала
ученик работает индивидуально над своей партией, затем с партнером. Важным
условием успешной игры становятся совместные регулярные репетиции с
преподавателем и без него.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный
план для учащихся. При составлении индивидуального плана следует учитывать
индивидуально-личностные особенности и степень подготовки учеников. В

репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени
технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию,
разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре. Партнеров следует менять
местами в ансамбле, чередовать исполнение 1 и 2 партии между разными
учащимися.
Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как
отечественных, так и зарубежных композиторов.
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы
обучающихся
Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию,
обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания,
после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После
каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать,
чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно
самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно,
чтобы партнеры по фортепианному ансамблю обсуждали друг с другом свои
творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах
ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности
звучания, а также звукового баланса между исполнителями. Работать над
точностью педализации, над общими штрихами и динамикой (там, где это
предусмотрено).

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1. Букин В. Летний день. Пьесы для эстрадного ансамбля. Партитура. -М.:
Музыка, 1981
2. Дубравин Я. Синий вечер. Пьесы для инструментального эстрадного
ансамбля. -М.-Л.: Сов. Композитор, 1973
3. Играет «Ленинградский диксиленд». Вып. 1. -М.: Музыка, 1970
4. Киянов Б. Пьесы в танцевальных ритмах. Для эстрадного ансамбля.
Партитура. -Л.: Сов. Композитор, 1980
5. Людвиковский В. Инструментальная музыка. Для эстрадных ансамблей.
Партитура. -М.: Музыка, 1981
6. Серия «В ритме танца». Дирекцион для эстрадного ансамбля. Вып. 1-15.

-

Киев: Музычина Украина, 1967-1984
7. Серия «Вокально-инструментальные ансамбли». Партитура.Вып. 1-16.

-

М.-Л.: Сов. Композитор, 1971-1984
8. Серия «Джаз». Пьесы в стиле свинг. Дирекцион/Сост. Ю. Касаткин. Вып.
1,2. -Киев: Музычина Украина, 1971-1972
9. Серия «Концертно-танцевальный репертуар эстрадного ансамбля». Вып. 110. -М.-Л.: Сов. Композитор, 1973-1984
10. Серия «Музыка радио, кино и театра». Голоса с дирекционном. Вып. 1-5. М.-Л.: Сов. Композитор, 1975-1978
11. Серия «Музыка советской эстрады». Песни и инструментальная музыка.
Клавир. Дирекцион. Партитура. Вып. 1-5. -М.: Музыка, 1981-1984
12. Серия «Музыка советской эстрады». Произведения для электрогитары в
сопровождении ритм-группы/Сост. Ю. Наймушин. Вып. 1,2. –М.:
Музыка,1983-1984
13. Серия «Музыкальный калейдоскоп». Концертно-танцевальный репертуар
эстрадного ансамбля. Партитура. Вып. 1-4. –М.: Сов. Композитор, 1981-1984
14. Серия «Популярные джазовые пьесы в обработке для шести струнной
гитары и ритм-группы». Партитура. Вып. 1,2 –Киев: Музычина Украина, 19801984
15. Серия «Ритм». Танцевальные пьесы в стиле «биг-бит». Голоса с

дирекционом. Вып. 1-5. –М.-Л.: Сов. Композитор, 1975-1978
16. Серия «Ритмы юности». Вып. 1. –М.-Л.: Сов. Композитор, 1978
17. Серия «Танцы для эстрадных инструментальных ансамблей». Дирекцион.
Вып. 1-11. –Рига: Латв. Муз. Изд-во, 1961-1964
18. Blues ist Trumpf. Fur Jazzpianisten und Combos. Berlin. VeB Lied der zeit.
Muzikverlag.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».