Ансамбль ( саксофон, кларнет)

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 6»
городского округа Саранск

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
ПРОГРАММА
по учебному предмету
ПО.01.УП.02.АНСАМБЛЬ
(САКСОФОН, КЛАРНЕТ)
Срок обучения 5 (6),8 (9) лет

Саранск 2016

«Одобрено»

«Утверждаю»

Методическим советом
МБУДО «ДМШ № 6» г.о. Саранск

Директор – П.С.Еськин
______________

«____» _______________ 20____ г.

(подпись)

дата рассмотрения

«____» _______________ 20____ г.
дата утверждения

Разработчик – Кулясов Д.А., преподаватель по классу саксофона МБУДО
«ДМШ № 6»
Рецензент – Рогожин А.Ю., заведующий эстрадно – духовым отделением,
преподаватель по классу флейты МБУДО «ДМШ № 6»
Рецензент – Костин А.Ю., председатель ПЦК «Инструментальное
исполнительство – оркестровые духовые и ударные инструменты» ГБПОУ РМ
СМУ ИМ Л.П.КИРЮКОВА
2

Структура программы учебного предмета
I.

Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II.

Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;

III.
IV.

Требования к уровню подготовки обучающихся
Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
- Контрольные требования на разных этапах обучения;

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI.

Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

-Учебная литература;
- Методическая литература;

3

I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и
с учетом федеральных государственных требований к дополнительной
предпрофессиональной

общеобразовательной

программе

в

области

музыкального искусства «Духовые инструменты».
В общей системе

профессионального музыкального образования

значительное место отводится коллективным видам музицирования: ансамблю,
оркестру. В последние годы увеличилось число различных по составу
ансамблей: как учебных, так и профессиональных.
Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются
на основе и параллельно с уже приобретенными знаниями в классе по
специальности.

Смешанные

ансамбли

духовых

инструментов

широко

распространяются в школьной учебной практике, так как не во всех
музыкальных образовательных учреждениях имеются большие классы духовых
инструментов, составляющих основу оркестра.
Успешный опыт смешанных ансамблей должен основываться на
творческих

контактах руководителя коллектива с преподавателями по

специальности.
Данная программа разработана для ансамбля духовых инструментов.

2. Срок реализации учебного предмета «Ансамбль»
Реализации данной программы осуществляется с 4 по 8(9) классы (по
4

образовательным программам со сроком обучения 8-9 лет) и со 2 по 5(6) классы
(по образовательным программам со сроком обучения 5-6 лет).
3. Объем учебного

времени,

предусмотренный учебным планом

образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль»:

Срок обучения – 8 (9) лет
Класс

с 2 по 8

9 класс

классы
Максимальная учебная нагрузка (в часах)

330

132

Количество часов на аудиторные занятия

165

66

Количество часов на внеаудиторные занятия

165

66

6

2

с 2 по 5

6 класс

Консультации (часов в неделю)

Срок обучения – 5 (6) лет
Класс

классы
Максимальная учебная нагрузка (в часах)

264

132

Количество часов на аудиторные занятия

132

66

Количество часов на внеаудиторные занятия

132

66

4

2

Консультации
Консультации

проводятся

с

целью

подготовки

обучающихся

к

контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим
мероприятиям по усмотрению

учебного заведения.
5

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 2 до
10 человек). Рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.
5. Цель и задачи учебного предмета
Цель:
 развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе
приобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого
исполнительства.
Задачи:
 стимулирование

развития

эмоциональности,

памяти,

мышления,

воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
 формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков,
необходимых для ансамблевого музицирования;
 расширение кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым
репертуаром;
 решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся
разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться
в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
 развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле),
артистизма и музыкальности;
 обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с
листа в ансамбле;
 приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и
публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;
 формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального
6

исполнительского комплекса пианиста-солиста камерного ансамбля.
Учебный предмет «Ансамбль» неразрывно связан с учебным предметом
«Специальность»,

а

также

со

всеми

предметами

дополнительной

предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусства
"Духовые инструменты".
Предмет

«Ансамбль»

расширяет

границы

творческого

общения

инструменталистов - духовиков с учащимися других отделений учебного
заведения,

привлекая

к

сотрудничеству

ударников,

пианистов

исполнителей на других инструментах. Ансамбль может выступать

и

в роли

сопровождения солистам-вокалистам академического пения.
Занятия в ансамбле – накопление опыта коллективного музицирования,
ступень для подготовки игры в оркестре.
6. Обоснование структуры учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
-

сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;
-

распределение учебного материала по годам обучения;

-

описание дидактических единиц учебного предмета;

-

требования к уровню подготовки обучающихся;

-

формы и методы контроля, система оценок;

-

методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
7

Выбор методов обучения по предмету «Ансамбль» зависит от:
 возраста учащихся;
 их индивидуальных способностей;
 от состава ансамбля;
 от количества участников ансамбля.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, объяснение);
- метод показа;
- частично – поисковый (ученики участвуют в поисках решения поставленной
задачи).
Предложенные методы работы с ансамблем духовых инструментов в
рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее
продуктивными при реализации поставленных целей и зада учебного предмета
и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого
исполнительства на духовых инструментах.
8. Описание материально – технических условий реализации учебного
предмета «Ансамбль»
Материально – техническая база образовательного учреждения должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны
труда.
В образовательном учреждении с полной комплектацией учеников по
всем

духовым

инструментам

должно

быть

достаточное

количество

высококачественных оркестровых духовых инструментов, а также должны быть
созданы условия для их содержания, своевременного обслуживания и ремонта.

8

II. Содержание учебного предмета
Основные составы ансамблей, наиболее практикуемые

в

детских

школах искусств - дуэты, трио. Реже – квартеты, квинтеты и т. д.
Ансамбли могут быть составлены

как из однородных инструментов,

(только флейт, кларнетов, труб, саксофонов), так и различных групп.
Инструментальный состав, количество

участников в ансамбле могут

варьироваться.
Также в классе ансамбля практикуется унисонная форма музицирования.
При наличии инструментов в учебном заведении и при наличии
достаточного числа обучающихся

возможно дублирование определенных

партий по усмотрению руководителя ансамбля.
 Сведения о затратах учебного времени,

предусмотренного на

освоение учебного предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную
нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Срок обучения – 8 (9) лет
Аудиторные занятия: с 4 по 8 класс – 1 час в неделю, в 9 классе – 2 часа.
Самостоятельные занятия: с 4 по 9 класс – 1 час в неделю.
Срок обучения – 5 (6) лет
Аудиторные занятия: со 2 по 5 класс – 1 час в неделю, в 6 классе – 2 часа в
неделю.
Самостоятельные занятия: с 2 по 6 класс – 1 час в неделю.
Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом
сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
9

- подготовка к концертным выступлениям;
-посещение

учреждений

культуры

(филармоний,

театров,

концертных залов и др.);
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и
культурно-просветительской

деятельности

образовательного

учреждения и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам.
Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени,
предусмотренный для освоения учебного материала.
 Требования по годам обучения
В

ансамблевой

исполнительстве,

игре

требуются

так

же,

определенные

как

и

в

сольном

музыкально-технические

навыки владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как:
 сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного
творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в
ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию
исполнительского замысла;
 навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого
исполнительства, обусловленных художественным содержанием и
особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
Срок обучения – 8 (9) лет
Годовые требования
Четвертый класс (1 час в неделю)
В течение года ученики должны сыграть 5 пьес:
Конец октября - контрольный урок –

1 пьеса по нотам,
10

Середина декабря – зачет Начало марта -

контрольный урок

Начало апреля - зачет -

1 пьеса наизусть,
– 2 пьесы по нотам,
1 пьеса наизусть.

Примерный репертуарный список
Дуэты:
Арсеев И. Разговор
Брамс И. Два негритянских настроения
Гершвин Д. Любимый мой
Мендельсон Ф. Песня без слов
Гендель Г. Менуэт
Пятый класс (1час в неделю)
В течение года ученики должны сыграть 5 пьес:
Конец октября - контрольный урок –

1 пьеса по нотам,

Середина декабря – зачет -

1 пьеса наизусть,

Начало марта -

контрольный урок

Начало апреля - зачет -

– 2 пьесы по нотам,
1 пьеса наизусть.

Примерный репертуарный список
Дуэты:
Моцарт В. Бурлеска
Моцарт В. Менуэт
Р.н.п. Как во поле белый лён
Н.н.п. Утро
Телеман Г. Менуэт
Моцарт В. Майская песня
Шестой класс (1 час в неделю)
В течение года ученики должны сыграть 6 пьес:
11

Конец октября - контрольный урок –

2 пьесы по нотам,

Середина декабря – зачет -

1 пьеса наизусть,

Начало марта -

контрольный урок

Начало апреля - зачет -

–

2 пьесы по нотам,
1 пьеса наизусть.

Примерный репертуарный список
Дуэты:
Шендевиль В. Нарисованные человечки
Юманс В. Чай вдвоём
Вебер К. Танец
Перголези Д. Пастораль
Н.н.п. С неба слети карета
Седьмой класс (1 час в неделю)
В течение года ученики должны сыграть 6 пьес:
Конец октября - контрольный урок –

2 пьесы по нотам,

Середина декабря – зачет -

1 пьеса наизусть,

Начало марта -

контрольный урок

Начало апреля - экзамен

-

– 1 пьеса по нотам,
2 пьесы наизусть.

Примерный репертуарный список
Трио:
Бах И.С. Хоральная прелюдия
Грецкий Г. Лирическая картина
Григ Э. Морская песня
Гудмен Б. Прощальный блюз
Вроблевский М. Фокстрот
Восьмой класс (1 час в неделю)
12

В течение года ученики должны сыграть 6 пьес:
Конец октября - контрольный урок –

1 пьеса по нотам,

Середина декабря – зачет –

2 пьесы наизусть,

Начало марта -

контрольный урок

Начало апреля - зачет

–

–

1 пьеса по нотам,
2 пьесы наизусть.

Примерный репертуарный список
Трио:
Бородин А. Хор из оперы «Князь Игорь»
Григ Э. Морская песня
Крестон П. Соната
Смирнов Д. Фантазия
Девятый класс (2 часа в неделю)
В течение года ученики должны сыграть 6 пьес:
Конец октября –

контрольный урок –

Середина декабря – зачет –
Начало марта –
Начало апреля –

1 пьеса по нотам,
2 пьесы наизусть,

контрольный урок – 1 пьеса по нотам,
зачет –

2 пьесы наизусть.

Примерный репертуарный список
Дуэты:
Дунаевский И. Колыбельная
Мошковский И. Испанский танец
Ниман Т. Два дуэта
Дунаевский И. Цирк
Бах Ф.Э. Марш
Срок обучения –5(6) лет
Годовые требования
13

Второй класс

(1 час в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Конец октября - контрольный урок –

1 пьеса по нотам,

Середина декабря - контрольный урок – 1 пьеса наизусть,
Начало марта -

контрольный урок

–

Начало апреля - зачет –

1 пьес по нотам,
1 пьеса наизусть.

Примерный репертуарный список
Дуэты:
Моцарт В. Менуэт из оперы «Дон Жуан»
Кабалевский Д. Ёжик
Арсеев И. Разговор
Эшпай А. Старый мотив
Третий класс

(1 час в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Конец октября - контрольный урок –

1 пьеса по нотам,

Середина декабря - контрольный урок - 1 пьеса наизусть,
Начало марта -

контрольный урок

Начало апреля - зачет -

–

1 пьес по нотам,
1 пьеса наизусть.

Примерный репертуарный список
Дуэты:
Вебер К. Танец
Вебер К. Хор охотников
Прокофьев С. Марш
Косма Ж. Опавшие листья
14

Четвертый класс (1 час в неделю)
В течение года ученики должны сыграть 5 пьес:
Конец октября - контрольный урок –

1 пьеса по нотам,

Середина декабря - контрольный урок - 1 пьеса наизусть,
Начало марта -

контрольный урок

–

Начало апреля - зачет -

2 пьесы по нотам,
1 пьеса наизусть.

Примерный репертуарный список
Дуэты:
Моцарт В. Менуэт
Гершвин Д. Будьте добры
Бах И.С. Менуэт
Пятый класс (1 час в неделю)
В течение года ученики должны сыграть 5 пьес:
Конец октября - контрольный урок –

1 пьеса по нотам,

Середина декабря - контрольный урок - 1 пьеса наизусть,
Начало марта -

контрольный урок

Начало апреля - зачет -

–

2 пьесы по нотам,
1 пьеса наизусть.

Примерный репертуарный список
Дуэты:
Ширинг . Колыбельная
Гендель Г. Серенада
Шольце И. Ария
Бах И.С. Ария
Шестой класс (2 часа в неделю)
15

В течение года ученики должны сыграть 5 пьес:
Конец октября - контрольный урок –

1 пьеса по нотам,

Середина декабря - контрольный урок - 1 пьеса наизусть,
Начало марта -

контрольный урок

–

Начало апреля - зачет -

2 пьесы по нотам,
1 пьеса наизусть.

Примерный репертуарный список
Дуэты:
Телеман Г. Менуэт
Моцарт В. Маленькая пьеса
Шуберт Ф. Лендлер
Трио:
Люлли Ж. Менуэт
Ратгебер В. Ритурнель
Герман Дж. Хеллоу, Долли!
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы является приобретение обучающимися
следующих

знаний,

умений

и

навыков

в

области

ансамблевого

исполнительства:
- развитие интереса у обучающихся к музыкальному искусству в целом;
- реализацию в ансамбле индивидуальных практических навыков игры на
инструменте, приобретенных в классе по специальности;
- приобретение особых навыков игры в музыкальном коллективе (ансамбль,
оркестр);
- развитие навыка чтения нот с листа;
- развитие навыка транспонирования, подбора по слуху;
16

- знание репертуара для ансамбля;
- наличие навыков репетиционно-концертной работы

в качестве члена

музыкального коллектива;
- повышение мотивации к продолжению профессионального обучения на
инструменте.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
 Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Основными видами контроля успеваемости являются:
 текущий контроль успеваемости учащихся
 промежуточная аттестация
 итоговая аттестация
Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины,
выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних
занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер.
Текущий

контроль

осуществляется

регулярно

преподавателем,

оценки

выставляются в журнал и дневник учащегося. При оценивании учитывается:
- отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;
- качество выполнения предложенных заданий;
- инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во
время домашней работы;
- темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четверные
оценки.
Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который
проводится преподавателем, ведущим предмет.
17

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося
и степень освоения им учебных задач на определенном этапе. Наиболее
распространенными
контрольные

уроки,

формами

промежуточной

проводимые

с

аттестации

приглашением

комиссии,

являются
зачеты,

академические концерты, технические зачеты, экзамены.
Каждая форма проверки (кроме переводного экзамена) может быть как
дифференцированной (с оценкой), так и недифференцированной.
При оценивании обязательным является методическое обсуждение,
которое должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать
степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития
ученика.
Участие в конкурсах может приравниваться к выступлению на
академических

концертах

и

зачетах.

Переводной

экзамен

является

обязательным для всех.
Переводной экзамен проводится в конце каждого учебного года,
определяет качество освоения учебного материала, уровень соответствия с
учебными задачами года.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации
проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени,
предусмотренного на предмет «Ансамбль». Экзамены проводятся за пределами
аудиторных учебных занятий, то есть по окончании проведения учебных
занятий в учебном году, в рамках промежуточной (экзаменационной)
аттестации.
К экзамену допускаются учащиеся, полностью выполнившие все учебные
задания.
По завершении экзамена допускается его пересдача, если обучающийся
получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи
18

экзамена

определены

в

локальном

акте

образовательного

учреждения

«Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации
обучающихся».
 Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств,
которые

включают

в

себя

методы

контроля,

позволяющие

оценить

приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По

итогам

исполнения

программы

на

зачете,

академическом

прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка
5 («отлично»)

Критерии оценивания выступления
технически

качественное и художественно

осмысленное исполнение, отвечающее всем
требованиям на данном этапе обучения
4 («хорошо»)

отметка отражает грамотное исполнение с
небольшими недочетами (как в техническом
плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов,
а именно: недоученный текст, слабая
техническая подготовка, малохудожественная
игра, отсутствие свободы игрового аппарата и
т.д.

2 («неудовлетворительно») комплекс

недостатков,

причиной

которых

является отсутствие домашних занятий, а также
19

плохой посещаемости аудиторных занятий
«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является
основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного
заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть
дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить
выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень
готовности

учащихся

выпускного класса к возможному продолжению

профессионального образования в области музыкального искусства.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
В отличие от другого вида коллективного музицирования - оркестра,
где

партии,

как правило, дублируются, в ансамбле каждый голос

солирующий, выполняет свою функциональную роль. Регулярные домашние
занятия позволяют выучить наиболее сложные музыкальные фрагменты до
начала совместных репетиций. Согласно учебному плану, как в обязательной,
так и в вариативной части объем самостоятельной нагрузки

по предмету

«Ансамбль» составляет 1 час в неделю.
Педагогу по ансамблю можно рекомендовать частично составить план
занятий с учетом времени, отведенного на ансамбль для

индивидуального

разучивания партий с каждым учеником. На начальном этапе в ансамблях из
трех и более человек рекомендуется репетиции проводить по два человека,
20

умело сочетать и чередовать состав. Также можно предложить использование
часов, отведенных на консультации, предусмотренные учебным планом.
Консультации проводятся с целью подготовки учеников

к контрольным

урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям, по
усмотрению учебного заведения.
Педагог должен иметь в виду, что формирование ансамбля

иногда

происходит в зависимости от наличия конкретных инструменталистов в данном
учебном заведении.

При определенных условиях

допустимо участие

в

одном ансамбле учеников разных классов (младшие – средние, средние –
старшие). В данном случае педагогу необходимо распределить партии в
зависимости от степени подготовленности учеников.
В целях расширения музыкального кругозора и развития навыков чтения
нот с листа желательно знакомство учеников с большим числом произведений,
не доводя их до уровня концертного выступления.
На начальном этапе обучения важнейшим требованием является ясное
понимание учеником своей роли

и значения своих партий в исполняемом

произведении в ансамбле.
Педагог должен обращать внимание на настройку инструментов,
правильное звукоизвлечение, сбалансированную динамику,
согласованность,

ритмическую

слаженность

и

четкую,

штриховую
ясную

схему

формообразующих элементов.
При выборе репертуара для различных по составу ансамблей педагог
должен стремиться к тематическому разнообразию,

обращать внимание на

сложность материала, ценность художественной идеи, качество инструментовок
и переложений для конкретного состава, а также
инструментов,

на

фактурные

составленная

программа,

возможности

профессионально,

на сходство диапазонов

данного

состава.

творчески

Грамотно

выполненная
21

инструментовка - залог успешных выступлений.
В звучании ансамбля немаловажным моментом является размещение
исполнителей (посадка ансамбля). Оно должно исходить от акустических
особенностей инструментов, от необходимости музыкального контактирования
между участниками ансамбля.
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию,
обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания,
после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После
каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать,
чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно
самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно,
чтобы партнеры по ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие
намерения, согласовывая

их друг с другом. Следует отмечать в нотах

ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности
звучания, а также звукового баланса между исполнителями.

VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы
 Учебная литература
1. Шапошникова М. Хрестоматия для саксофона-альта. 4-5 годы обучения.
М.,2007
2. Шапошникова М. Школа джазовой импровизации. М., 2007
3. Шапошникова М. Хрестоматия для саксофона-альта. 1-3 годы обучения.
М.,2007
4. Прорвич Б. Хрестоматия для саксофона-альта. М., 2005
22

5. Зубарев С. Хрестоматия для саксофона-альта. С-П., 2003, 2004, 2005, 2007,
6. Музыка для саксофона. Пьесы русских композиторов. С-П., 2007
7. Пьесы для саксофона-альта ООО Мелограф. 2003
 Методическая литература
1. Ривчун В. Как организовать самодеятельный духовой оркестр. М.,1956
2. Терлецкий М. Методика работы с духовым оркестром. Ровне., 2000
3. Нижинский О. Детский духовой оркестр. М.,1989
4. Петров Р. Школа коллективной игры для духовых. У., 2004
5. Волков Н. Теория и практика игры на духовых инструментах. М., 2008

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».