Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа №6»
городского округа Саранск
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ФОРТЕПИАНО»
Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
ПРОГРАММА
по учебному предмету
ПО.01.УП.03.КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИЙ КЛАСС
срок обучения 8(9) лет
Саранск 2016
«Одобрено»
Методическим советом
МБУДО «ДМШ № 6» г.о. Саранск
«Утверждаю»
Директор – П.С.Еськин
______________
(подпись)
«____» _______________ 20____ г.
дата рассмотрения
«____» _______________ 20____ г.
дата утверждения
Разработчик – Чертоусова Л.Н., заведующая отделением ансамбля,
аккомпанемента и общего фортепиано, преподаватель по классу фортепиано
МБУДО «ДМШ № 6»
Рецензент – Жданова С.Н., преподаватель по классу
МБУДО «ДМШ № 6»
фортепиано
Рецензент
–
Ведяшкина
О.А.,
председатель
ПЦК
«Концертмейстерский класс» ГБПОУ РМ СМУ ИМ Л.П.КИРЮКОВА
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
-
Характеристика
учебного
предмета,
его
место
и
роль
в
образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
-
Объем
учебного
времени,
предусмотренный
учебным
планом
образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Список рекомендуемой нотной литературы;
-Список
рекомендуемой
методической
литературы
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
Программа учебного предмета «Концертмейстерский класс» разработана
на основе и с учетом федеральных государственных требований к
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в
области музыкального искусства «Фортепиано».
Учебный предмет "Концертмейстерский класс" направлен на воспитание
разносторонне развитой личности с большим творческим потенциалом путем
приобщения учащихся к ценностям мировой музыкальной культуры на
примерах лучших образцов вокальной и инструментальной музыки, а также
на приобретение навыков аккомпанирования, чтения с листа и
транспонирования; на развитие самостоятельности в данных видах
деятельности.
Наряду с практической подготовкой в задачи предмета входит:
формирование художественного вкуса, чувства стиля, творческой
самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, знакомство с
лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки.
Формирование концертмейстерских навыков тесно связано с освоением
особенностей ансамблевой игры. Поэтому в структуре программы
"Фортепиано"
федеральными
государственными
требованиями
предусмотрены 3 учебных предмета, имеющих общие цели и задачи:
"Специальность и чтение с листа", "Ансамбль" и "Концертмейстерский
класс", которые в совокупности системно и наиболее полно дают
предпрофессиональное образование, позволяющее наиболее эффективно
сформировать исполнительские знания, умения и навыки, а также
подготовить ученика к дальнейшему профессиональному обучению.
Концертмейстерская деятельность является наиболее распространенной
формой исполнительства для пианистов.
Данная программа отражает комплексное развитие и индивидуальный
подход к ученику, академическую направленность и разнообразие
вокального и инструментального репертуара, используемого в обучении.
Содержание программы направлено на обеспечение художественноэстетического развития личности и приобретения ею художественноисполнительских знаний, умений и навыков.
2. Срок реализации учебного предмета «Концертмейстерский класс»
Срок реализации учебного предмета "Концертмейстерский класс " по 8летнему учебному плану составляет 2 года (7-8 классы).
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного
учреждения
на
реализацию
предмета
«Концертмейстерский класс».
Таблица 1
Виды учебной нагрузки
Максимальная нагрузка
Количество часов на аудиторную
нагрузку
Количество часов на внеаудиторную
(самостоятельную) работу
7 класс –8 класс
Количество часов (общее на 2 года)
165 часов
66 часов (из расчета 1 час в неделю)
99 часов (из расчета 1,5 часа в
неделю)
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная,
предлагаемая продолжительность урока - 45 минут.
Реализация
учебного
предмета
"Концертмейстерский
класс"
предполагает привлечение иллюстраторов (вокалистов, инструменталистов).
В качестве иллюстраторов могут выступать обучающиеся образовательного
учреждения или, в случае их недостаточности, работники образовательного
учреждения.
5. Цели и задачи учебного предмета «Концертмейстерский класс»
Цели:
развитие музыкально-творческих способностей учащегося на
основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области
музыкального исполнительства;
стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления,
воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
Задачи:
формирование навыков совместного творчества обучающихся в
области музыкального исполнительства, умения общаться в
процессе совместного музицирования;
развитие интереса к совместному музыкальному творчеству;
умение слышать все произведение в целом, чувствовать солиста и
поддерживать все его творческие замыслы;
умение следить не только за партией фортепиано, но и за партией
солиста;
приобретение знаний об особенностях вокального (искусство
дыхания, фразировка и др.) и скрипичного (строение инструмента,
настройка, тембровая окраска каждой струны, принципы
звукоизвлечения и др.) исполнительства;
навыки работы над звуковым балансом в работе с солистом;
приобретение навыков самостоятельной работы и чтения с листа
нетрудного текста с солистом;
приобретение опыта совместной творческой деятельности и опыта
публичных выступлений;
формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к
продолжению профессионального обучения в образовательных
учреждениях, реализующих образовательные программы в области
музыкального исполнительства.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета «Концертмейстерский класс», на максимальную,
самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Таблица 2
Срок обучения – 8 лет
Классы
Продолжительность
учебных занятий (в
неделях)
количество часов на
аудиторные занятия
(в неделю)
Общее количество
часов на
аудиторные занятия
(на все время
обучения)
Количество часов
на внеаудиторную
(самостоятельную)
работу (часов в
неделю)
Общее количество
часов на
внеаудиторную
работу (на все
время обучения)
Общее
максимальное
количество часов на
весь период
обучения
1
-
Распределение по годам обучения
2
3
4
5
6
7
33
8
16
-
-
-
-
-
-
1
1
-
-
1,5
1,5
66
-
-
-
-
73,5
139,5
2. Годовые требования по классам
"Концертмейстерский класс" начинается с изучения наиболее простого
вокального репертуара (эта работа планируется в 7 классе).
Инструментальный репертуар, как более сложный, дается позже (первое
полугодие 8 класса), когда ученик уже обладает элементарными навыками
концертмейстера.
7 класс (1 час в неделю)
Знакомство с новым предметом - вокальный аккомпанемент. При
отсутствии иллюстраторов-вокалистов вокальную партию может исполнять
сам учащийся.
Работа с вокальным материалом требует элементарных знаний о
вокальном искусстве, о природе человеческого голоса и его диапазоне,
искусстве дыхания и свободной манере исполнения вокалистов. Наличие
текста помогает понять художественную задачу произведения.
Следует начать с самых простых аккомпанементов, состоящих из
разложенных аккордовых последовательностей или несложных аккордовых
построений, где аккорды располагаются на сильной доле такта.
В конце полугодия ученик должен сыграть 1-2 романса на зачете,
классном вечере или концерте.
Примерный рекомендуемый репертуарный список для учащихся 7
класса
Вокальная музыка русских и зарубежных композиторов:
Аренский А. Детские песни. Ор. 59
Алябьев А. «Не говори, любовь пройдет», «Соловей», «Если жизнь тебя
обманет»
Балакирев М. «Обойми, поцелуй», «Песня Селима»
Варламов А. «Выйдем на берег», «Смолкни пташка-канарейка», «Ты не
пой, соловей», «Ненаглядный ты мой», «Что ты рано, травушка», «Белеет
парус одинокий», «На заре ты ее не буди», «Вдоль по улице метелица метет»
Векерлен Ж. «Менуэт Экзодэ», «Времена года»
Гурилев А. «Колокольчик», «Сердце игрушка», «Воспоминание»
Булахов П. «Не пробуждай воспоминаний», «Гори, гори, моя звезда»,
«Колокольчики мои»
Грег Э. «Лесная песнь», «Детская песенка»
8 класс (1 час в неделю)
Продолжением предмета "Концертмейстерский класс" может быть
аккомпанемент в классе скрипки. Объем часов рассчитан на одно полугодие.
Необходимо наличие иллюстраторов. Это могут быть учащиеся старших
классов, студенты или преподаватели образовательного учреждения.
Вместо скрипки может быть взят любой другой инструмент в качестве
сольного. В этом случае следует воспользоваться программами и
репертуарными списками, соответствующими выбранному инструменту.
Процесс последовательного освоения музыкального материала
включает: определение характера и формы произведения, работа над
текстом, цезурами, агогикой, динамикой, фразировкой, педалью и звуковым
балансом.
Примерный рекомендуемый репертуарный список для учащихся:
Домра
Глинка М. Вальс из оперы «Иван Сусанин»
Городовская В. Памяти Есенина
Григ Э. Норвежский танец
Осокин М. Юмореска
Шендерев Г. Рондо
Шишаков Ю. Юмореска
Гендель Г. Жига
Глазунов А. Гавот из балета «Барышня-служанка»
Глинка М. Листок из альбома
Корелли А. Сарабанда и жига
Паганини Н. Кантабиле
Сен-Санс К. Лебедь
Хачатурян А. Ноктюрн
Шебалин В. Прелюдия
Шостакович Д. Романс из к/ф «Овод»
Чайковский П. Грустная песенка, ор. 40, Мой Лизочек, Бабушка и
внучек, На берегу
Скрипка
Бах И. Сицилиана
Бетховен Л. Рондо D-dur
Барток Б. Венгерский напев
Вивальди А. Концерт a-moll
Боккерини Л. Менуэт
Гайдн Й. Менуэт, Серенада
Гендель Г. Вариации
Госсек Ф. Гавот
Глиэр Р. Романс
Глинка М. Прощальный вальс
Глюк Х. Гавот, Мелодия
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Результатом освоения учебного предмета «Концертмейстерский класс»
является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и
навыков:
знание основного концертмейстерского репертуара (вокального и
инструментального);
знание основных принципов аккомпанирования солисту;
навыки по воспитанию слухового контроля, умение слышать
произведение целиком (включая партии других инструментов или
голоса), умение управлять процессом исполнения музыкального
произведения;
умение аккомпанировать солистам несложные музыкальные
произведения, в том числе с транспонированием;
умение создавать условия, необходимые для раскрытия
исполнительских возможностей солиста;
умение разбираться в тематическом материале исполняемого
произведения с учетом характера каждой партии;
навыки по разучиванию с солистом его репертуара;
наличие первичного практического опыта репетиционноконцертной деятельности в качестве концертмейстера.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на зачете, академическом
прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Таблица 3
Оценка
Критерии оценивания выступления
5 («отлично»)
технически
качественное
и
художественно
осмысленное
исполнение,
отвечающее
всем
требованиям на данном этапе
обучения
4 («хорошо»)
отметка
отражает
грамотное
исполнение
с
небольшими
недочетами (как в техническом
плане, так и в художественном)
3 («удовлетворительно»)
исполнение с большим количеством
недочетов, а именно: недоученный
текст, слабая техническая подготовка,
малохудожественная игра, отсутствие
свободы игрового аппарата и т.д.
2 («неудовлетворительно»)
комплекс недостатков, являющийся
следствием отсутствия домашних
занятий,
а
также
плохой
посещаемости аудиторных занятий
«зачет» (без отметки)
отражает
достаточный
уровень
подготовки и исполнения на данном
этапе обучения
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
Условием успешной реализации программы по учебному предмету
"Концертмейстерский
класс"
является
наличие
в
школе
квалифицированных
специалистов,
имеющих
практический
концертмейстерский опыт, работающих с различными инструментами,
голосами, знающих репертуар, владеющих методикой преподавания данного
предмета, а также наличие иллюстраторов.
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам
последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении
материала.
Весь процесс обучения должен быть построен по принципу - от простого
к сложному. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности
ученика, его физические данные, уровень развития музыкальных
способностей и пианистическую подготовку, полученную в классе
специального фортепиано.
Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной
работы над произведением. Ученик должен обязательно проиграть и
внимательно изучить партию солиста; определить характер произведения и
наметить те приемы и выразительные средства, которые потребуются для
создания этого замысла.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося
индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. При
составлении плана следует учитывать индивидуально-личностные
особенности и степень подготовки обучающегося.
В репертуар необходимо включать произведения, доступные ученику по
степени технической и образной сложности, высокохудожественные по
содержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре.
Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка
как
отечественных, так и зарубежных композиторов.
1.1. Методические рекомендации при работе с учащимися в классе
вокального аккомпанемента
Ученику-концертмейстеру необходим предварительный этап работы над
вокальным сочинением. А именно: знание вокальной строчки, осмысление
поэтического текста, определение жанра произведения (колыбельная,
баркарола, полька, мазурка, вальс, марш и т. д.). Необходимо научить
ученика петь вокальную строчку под собственный аккомпанемент.
Большое значение у вокалистов имеет правильное дыхание.
Начинающий концертмейстер должен научиться предчувствовать смену
дыхания у певца; понимать закономерности дыхания, зависящие от
профессиональной подготовки вокалиста, состояния его голоса и от
правильно выбранного темпа.
Важно обратить внимание учащегося на степень употребления педали,
применения динамики и артикуляции в партии фортепиано в зависимости от
тесситуры, силы и тембра голоса вокалиста.
Одна из первостепенных задач преподавателя - научить будущего
концертмейстера
понимать
вокальную
природу
музыкального
интонирования, научить слышать наполненность интервалов, грамотно и
выразительно фразировать музыкальный текст.
Обучающиеся должны получить первоначальные знания о вокальной
технологии и понимать: как вокалист берет и как держит дыхание; что такое
пение "на опоре" и "бездыханное" пение; различие между чистой и
фальшивой интонацией, а также иметь представление о "филировке" звука,
пении " portamento" и т.д.
Преподаватель должен четко проанализировать совместно с учеником
структуру произведения, обозначив такие понятия, как вступление,
заключение, сольные эпизоды. В сольных эпизодах важно сохранить общий
эмоциональный настрой, не теряя формы произведения. Вступление,
заключение и проигрыши должны быть частью целого и подчиняться
единому художественному замыслу.
Необходимо сразу определить основной темп произведения, а также
обратить внимание на темповые отклонения, ферматы, цезуры и т.д.
Подобные отступления диктуются стилистическими требованиями и
особенностями индивидуальной интерпретации произведения у каждого
солиста.
Пианист должен чутко поддерживать солиста, добиваться единого
движения, избегая отставания или опережения его партии, добиваться
свободы исполнения за счет слышания всей фактуры.
Концертмейстер должен выполнять не только функцию аккомпаниатора,
но и функцию дирижера, иметь навык целостного восприятия 3-строчной или
многострочной фактуры.
1.2. Методические рекомендации преподавателям при работе с
учащимися в классе скрипичного аккомпанемента
Необходимо познакомить ученика с инструментом, с его строением,
названием частей (корпус, дека, гриф, подгрифник, струны, подставка,
колки), спецификой строя. Скрипичные штрихи, как и звукоизвлечение,
отличаются от фортепианных. Помимо легато и стаккато, это: деташе,
мартле, сотийе, спиккато, рикошет, пиццикато.
Скрипка - это инструмент, звучащий, в основном, в высоком регистре,
поэтому пианисту необходимо уделять больше внимания среднему и
низкому регистру, чтобы общее звучание было выстроенным и
гармоничным. Нельзя форсировать звучание рояля в верхнем регистре, так
как это помешает восприятию скрипичной партии.
Пианисту-концертмейстеру следует стремиться в своем исполнении к
тембровой красочности звука, особенно это важно в произведениях, где
пианист исполняет партию оркестра.
Природа струнных инструментов - певучая, напоминает человеческий
голос, и поэтому многое из того, что было отмечено у вокалистов, подходит
и для аккомпанемента скрипичной партии. После взятия звука скрипач
может его усиливать или убирать, а особый прием - вибрация - придает звуку
особую выразительность.
Концертмейстеру необходимо познакомиться со скрипичными
штрихами, очень чутко прислушиваться к ним, уметь подражать им на
фортепиано для достижения качественной ансамблевой игры.
Важным
моментом
для
учащегося-концертмейстера
является
соблюдение звукового баланса в произведении, умении играть mf, p, pp,
сохраняя тембральное звучание инструмента и не обесцвечивая партию
аккомпанемента на тихих нюансах. При этом очень большое значение в
аккомпанементе принадлежит линии баса. Бас всегда поддерживает партию
солиста.
Следует обратить внимание на точность фразировки, на совпадения с
солистом в длительностях, в паузах, на заполнение выдержанных звуков, а
также очень важному умению совпадать в началах и окончаниях фраз.
Особая задача у концертмейстера в кантиленной музыке - не дробить
сильными долями фортепианной партии длинные фразы солиста, а также
владеть приемом особого «бережного» звучания фортепиано во время
исполнения скрипачом флажолетов, которые имеют специфическую краску.
Совместное исполнение аккордов также требует особых навыков. Если
скрипач раскладывает аккорд, то пианист играет свой аккорд одновременно с
верхним звуком аккорда скрипки.
На протяжении всей работы над музыкальным произведением
преподавателю необходимо прослеживать связь между художественной и
технической сторонами исполнения.
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы
обучающегося
Преподавателю следует распределить время домашнего занятия с учетом
всех предметов, связанных с игрой на инструменте. Необходимо учить
партию аккомпанемента в произведениях, соблюдая все авторские ремарки в
нотах - темп, штрихи, динамику, паузы и т.д. Наизусть партию выучивать нет
необходимости. Партию солиста следует для ознакомления поиграть на
фортепиано, вникая во все подробности фразировки и динамики.
Ученик всегда должен работать по рекомендациям преподавателя,
которые он получает на каждом уроке. Очень полезно слушать записи
исполняемых произведений и посещать концерты инструментальной музыки.
VI. СПИСКИ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Список рекомендуемых нотных сборников
Александров А. Школа игры на трехструнной домре.
Нечепоренко П., Мельников А. Школа игры на балалайке.
Педагогический репертуар балалаечника.
Римский-Корсаков Н. Романсы.
Букварь балалаечника.
Гурилев А. Избранные романсы.
Хрестоматия для скрипки и фортепиано. 1-2 классы.
Хрестоматия для скрипки и фортепиано. 2-3 классы.
Хрестоматия для скрипки и фортепиано. 4-5классы.
Хрестоматия для скрипки и фортепиано. 5-6 классы.
Хрестоматия балалаечника.
Систематизированный вокально-педагогический репертуар. Ч. 1. – М:
Музгиз, 1962.
Список рекомендуемой методической литературы
1. Брыкина Г. Особенности работы пианиста-концертмейстера с
виолончельным репертуаром / " Фортепиано",1999, N 2
2. Визная И., Геталова О. Аккомпанемент /изд. Композитор, СПб, 2009
3. Живов Л. Подготовка концертмейстеров-аккомпаниаторов в
музыкальном училище/ Методические записки по вопросам музыкального
образования. М.,1966
4. Живов Л. Работа в концертмейстерском классе над пушкинскими
романсами М.Глинки / О работе концертмейстера. М., Музыка,1974
5. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. Л.,
1961
6. Кубанцева Е. Концертмейстерский класс. М., Изд. центр "Академия"
7. Кубанцева Е. Методика работы над фортепианной партией пианистаконцертмейстера / Музыка в школе, 2001: № 4
8.
Люблинский
А.
Теория
и
практика
аккомпанемента:
методологические основы / Л., Музыка,1972
9. Подольская В. Развитие навыков аккомпанемента с листа / О работе
Концертмейстера. М., Музыка,1974
10. Савельева М. Обучение учащихся-пианистов в концертмейстерском
классе чтению нот с листа, транспонированию, творческим навыкам и
аккомпанементу в хореографии / Методические записки по вопросам
музыкального образования, вып.3. М., Музыка,1991
11. Смирнова М. О работе концертмейстера. М., Музыка, 1974
12. Шендерович Е. Об искусстве аккомпанемента. М., 1969, №4
13. Шендерович Е. "В концертмейстерском классе". Размышления
педагога. М., Музыка,1996
14. Чачава В. Искусство концертмейстерства. СПб, Композитор, 2007