Дополнительный инструмент (фортепиано) 4 ОП

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 6»
городского округа Саранск

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
"ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО"
Предметная область
Исполнительская подготовка

ПРОГРАММА
по учебному предмету
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
(ФОРТЕПИАНО)
Срок обучения 4 года

Саранск 2016

«Одобрено»

«Утверждаю»

Методическим советом
МБУДО «ДМШ № 6» г.о. Саранск
«____» _______________ 20____ г.

Директор – П.С.Еськин
______________
(подпись)

«____» _______________ 20____ г.

дата рассмотрения

дата утверждения

Разработчик – Рогозина Е.Н., преподаватель по классу фортепиано МБУДО
«ДМШ № 6»
Рецензент – Чертоусова Л.Н., заведующая отделением общего фортепиано,
ансамбля и аккомпанемента, преподаватель по
классу
фортепиано
МБУДО «ДМШ № 6»
Рецензент – Туркова И.А.,
ГБПОУ РМ СМУ ИМ Л.П.КИРЮКОВА

преподаватель
2

ПЦК

"Фортепиано"

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
- Срок реализации учебного предмета
-Объем
учебного
времени,
предусмотренный
учебным
планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
-Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
II. Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования
III.

Требования к уровню подготовки учащихся

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV.

Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание
- Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI.

Список учебной и методической литературы

- Список рекомендуемой учебной литературы
- Список рекомендуемой методической литературы

3

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного процесса, его место
и роль в образовательном процессе
Программа
учебного
предмета
«Дополнительный
инструмент
(фортепиано)» по специальностям: "Академический вокал", "Аккордеон",
"Балалайка", "Баян", "Домра", "Классическая гитара", "Народное пение",
"Саксофон", "Скрипка", "Флейта", "Эстрадный вокал" разработана на основе
«Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности
при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных
письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-0139/06-ГИ, а также с учетом педагогического опыта в области исполнительства на
фортепиано в «ДМШ
Обучение игре на фортепиано занимает особое место в музыкальном
образовании ребенка. «Игра на фортепиано - движение пальцев; исполнение на
фортепиано - движение души. Обычно мы слышим только первое» (А.
Рубинштейн). Познание мира на основе формирования собственного опыта
деятельности в области музыкального искусства позволяет раскрыть творческие
способности ребенка, помогает развить его эстетические чувства. При этом
освоение фортепианной техники не требует от начинающего пианиста
значительных усилий, во многом обучение представляется ему как новая
интересная игра. Обширный и разнообразный фортепианный репертуар включает
музыку различных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную,
джазовую.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара
и направлена, прежде всего, на развитие интересов детей, желающих получить
навыки музицирования, а также на дальнейшее профессиональное обучение.
Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на
принципе вариативности для различных возрастных категорий детей,
обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес
к творческой деятельности.
Предлагаемая программа рассчитана на четырехлетний срок обучения.
В целях получения учащимися дополнительных знаний, умений и навыков,
расширения музыкального кругозора, закрепления интереса к музыкальным
занятиям, развития исполнительских навыков рекомендуется включать в занятия
инструментом формы ансамблевого музицирования. Для этого может
потребоваться увеличение объема недельной аудиторной нагрузки.
4

Занятия ансамблевым музицированием развивают музыкальное мышление,
расширяют музыкальный кругозор учащихся, готовят их к восприятию
музыкальных произведений в концертном зале, театре, формируют
коммуникативные навыки.
Срок реализации учебного предмета
Данная образовательная программа ориентирована на четырехлетний срок
обучения.
Обучающиеся, имеющие желание продолжить обучение, имеют
возможность
осуществить
это
при
переходе
на
программу
предпрофессионального обучения
При реализации программы учебного предмета «Дополнительный
инструмент (фортепиано)» со сроком обучения 4 года, продолжительность
учебных занятий с первого по четвертый годы обучения составляет 35 недель в г
Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной
работы, нагрузки
Годы обучения
Полугодия
Количество
недель
Аудиторные
занятия
(в часах)
Самостоятельная
работа (в часах)
Максимальная
учебная нагрузка
(в часах)

1-й год
1
2
16
19

Затраты учебного времени
2-й год
3-й год
3
4
5
6
16
19
16
19

4-й год
7
8
16
19

Всего
часов

8

9,5

8

9,5

8

9,5

8

9,5

70

8

9,5

8

9,5

8

9,5

8

9,5

70

16

19

16

19

16

19

16

19

140

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной
организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «фортепиано» при 4-летнем сроке
обучения составляет 140 часов. Из них: 70 часов – аудиторные занятия, 70 часов –
самостоятельная работа.
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:



Аудиторные занятия:
1 - 4 классы – 0,5 часа в неделю.
5



Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):
1- 4 классы – 0,5 часа в неделю.

Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование
индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и
мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс
обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального
подходов.
Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих
способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и
представлениями о фортепианном исполнительстве, формирование практических
умений и навыков игры на фортепиано, устойчивого интереса к самостоятельной
деятельности в области музыкального искусства.
Задачи учебного предмета
 создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей;
 формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных
установок и потребности общения с духовными ценностями,
произведениями искусства;
 воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой
самодеятельности.
 приобретение детьми начальных базовых знаний, умений и навыков
игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в
соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и
стилевыми традициями;
 приобретение знаний основ музыкальной грамоты, основных средств
выразительности, используемых в музыкальном искусстве, наиболее
употребляемой музыкальной терминологии;
 воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования на
инструменте, стремления к практическому использованию приобретенных
знаний, умений и навыков игры на фортепиано.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
6

 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки учащихся;
 формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы
«Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
-словесный (объяснение, беседа, рассказ);
-наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
-практический (освоение приемов игры на инструменте);
-эмоциональный
(подбор
ассоциаций,
образов,
художественные
впечатления).
Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует
санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по предмету оснащены фортепиано и
имеют площадь не менее 6 кв. метров.
В ДМШ № 6 имеется концертный зал с концертным роялем, библиотека,
фонотека. Музыкальные инструменты регулярно обслуживаются настройщиком
(настройка, мелкий и капитальный ремонт).
Библиотечный фонд укомплектован печатными, электронными изданиями,
учебно-методической и нотной литературой.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета «Дополнительный инструмент (фортепиано)»:
№
п/п

1.

Наименование
предметной
области/учебного
предмета
Академический вокал

Годы обучения/классы, количество
аудиторных часов в неделю

1 класс
0,5
7

2 класс
0,5

3 класс
0,5

4 класс
0,5

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Аккордеон
Балалайка
Баян
Домра
Классическая гитара
Народное пение
Саксофон
Скрипка
Флейта
Эстрадный вокал

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0.5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

2. Годовые требования
Учебная программа по предмету «фортепиано» рассчитана на 4 года. В
распределении учебного материала по годам обучения учтен принцип
систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении
поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового
материала. Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно:
от первого знакомства с инструментом и нотной грамотой до самостоятельного
разбора и исполнения музыкального произведения.
Содержание
учебного
предмета
«Дополнительный
инструмент
(фортепиано)» соответствует направленности общеразвивающей программы на
приобщение учащихся к любительскому музицированию.
Годовые требования содержат несколько вариантов примерных
исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных и
возрастных возможностей, интересов учащихся.
Для продвинутых учащихся, а также с учетом их возрастных возможностей
может разрабатываться и использоваться более высокий уровень сложности
программных требований.
Важна игра в ансамбле с учеником: в начальных классах ученик играет
партию одной руки, педагог - другой. В дальнейшем исполняются ансамбли в 4
руки.
Первый год обучения
Ознакомление с инструментом «фортепиано», основными приемами игры,
знакомство со штрихами non legato, legato, staccato. Знакомство с нотной
грамотой, музыкальными терминами. Подбор по слуху музыкальных попевок,
песенок. Упражнения на постановку рук, развитие пальцевой техники, приемов
звукоизвлечения, владение основными видами штрихов.
Разучивание в течение года 10 -15 разнохарактерных произведений из
«Школы игры на фортепиано» под ред. А.Николаева, или Хрестоматии для 1
8

класса (сост. Б.Милич) и других сборников для первого года обучения игре на
фортепиано.
Знакомство со строением мажорной гаммы, строением тонического
трезвучия. Знание понятий: скрипичный и басовый ключи, длительности,
размеры, мажорная, гамма, тональность, ключевые знаки и другие.
Гамма До мажор отдельно каждой рукой в одну октаву. Аккорд - тоническое
трезвучие с обращениями - отдельно каждой рукой.
За год учащийся может выступать на классных вечерах и академических
концертах. Первое выступление учащегося осуществляется во втором полугодии
на концерте или академическом зачете с оценкой. Оценки за работу в классе и
дома выставляются педагогом в дневник учащегося, итогом которых становится
четвертная оценка.
Примерные репертуарные списки
Этюды
Гнесина Е.
"Фортепианная азбука"
"Маленькие этюды для начинающих"
Лешгорн А.
"Избранные этюды для начинающих" соч.65
Школа игры на фортепиано под общ. ред. А.Николаева: этюды
Пьесы
Гречанинов А.
Гедике А.
Кабалевский Д.
Майкапар А.
Штейбельт Д.

Соч.98: "В разлуке", "Мазурка"
Танец
"Маленькая полька"
Соч.28: "Бирюльки",
"В садике", "Пастушок", "Мотылек"
Адажио

Рекомендуемый ансамблевый репертуар
Майкапар С.
«Первые шаги». Т. I: №№ 1, 2, 3, 8
М. Калинников.
Киска
С. Прокофьев
Болтунья
Римский-Корсаков Н. Во саду ли, в огороде
Ансамбли по выбору из сборников:
«Сборник пьес, этюдов, ансамблей для начинающих». Сост. Ляховицкая С.,
Баренбойм Л. Т.1, раздел IV
«Школа игры на фортепиано» под ред. А. Николаева, ч. 1
Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью»

9

Примеры переводных программ
Вариант 1
Старокадомский М. «Веселые путешественники»
Вариант 2
Польская народная песня «Висла»
Вариант 3
Гнесина Е. Этюд
Второй год обучения
Продолжение работы над совершенствованием технических приемов игры
на фортепиано, звукоизвлечением. Работа над упражнениями, формирующими
правильные игровые навыки.. Игра в ансамбле.
Аттестация проводиться в конце года по результатам текущего контроля и
публичных выступлений.
За год учащийся изучает:
2-3 этюда,
3-4 разнохарактерные пьесы,
1-2 произведения полифонического стиля,
1 произведения крупной формы,
1-2 ансамбля,
Гаммы До, Соль мажор двумя руками в 2 октавы, Ля минор (натуральный, в
2 октавы, аккорды - тонические трезвучия с обращениями по 3 звука отдельно
каждой рукой, хроматические гаммы каждой рукой отдельно.
Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада
«Школа игры на фортепиано» (под общ. ред. А.Николаева):
Арман Ж.
Пьеса ля минор
Аглинцова Е.
Русская песня
Кригер И.
Менуэт
Курочкин Д.
Пьеса
Левидова Д.
Пьеса
Бах И.С.
Полонез соль минор; Бурре
Моцарт Л.
Волынка; Бурре; Менуэт
Гендель Г.Ф.
Менуэт ре минор
Гедике А.
Ригодон
Телеман Г.Ф.
Гавот

10

Этюды
Гедике А.
Гнесина Е.
Беркович И.
Гурлит М.
Майкапар А.
Лекуппэ Ф.
Черни-Гермер
Шитте Л.

40 мелодических этюдов, соч. 32, 1 ч.
Фортепианная азбука
Этюд Фа мажор
Этюд ля минор
Этюд ля минор
Этюд До мажор
Этюды №№ 1-15 (1 тетр.)
Этюды соч. 108 №№ 1,3,5,7

Пьесы
Беркович И.
Гайдн Й.
Гедике А.
Григ Э.
Майкапар А.
Руббах А.
Фрид Г.
Чайковский П.
Шостакович Д.
Штейбельт Д.

25 легких пьес: «Сказка», «Осенью в лесу»
Анданте Соль мажор
Русская песня, соч. 36
Вальс ля минор, соч. 12
«Пастушок», «В садике», соч. 28
«Воробей»
«Грустно»
«Мой Лизочек», «В церкви»
Марш
Адажио

Ансамбли в 4 руки
Бизе Ж.
Хор мальчиков из оперы «Кармен»
Глинка М.
Хор «Славься»
Металлиди Ж.
«Дом с колокольчиком»
Шаинский В.
«Пусть бегут неуклюже»
Дунаевский И.
Колыбельная (из к/ф «Цирк»)
Бетховен Л.
Марш из музыки к пьесе «Афинские развалины»
Шмитц М.
«Оранжевые буги», пер.О. Геталовой
Градески Э.
«Мороженое», пер.О. Геталовой
Примеры переводных программ
Вариант 1
Анс - ль: Дунаевский И. "Колыбельная" (из к/ф "Цирк")
Вариант 2
Левидова Д. Пьеса
Вариант 3
Анс - ль: Металлиди Ж. "Дом с колокольчиком"
Вариант 4
11

Гендель Г.Ф. Менуэт ре минор
Третий год обучения
В 3 классе можно включать в репертуар пьесы, в которых педаль является
неотъемлемым элементом выразительного исполнения (П.Чайковский «Болезнь
куклы», А.Гречанинов «Грустная песенка» и др.).
Расширение образного строя исполняемого репертуара. Чтение с листа.
Игра в ансамбле.
За год учащийся должен освоить:
2 -3 этюда,
2 -3 разнохарактерные пьесы,
1 - 2 полифонических произведения,
1 произведение крупной формы,
1 -2 ансамбля,
Гаммы До, Соль в прямом движении на 2 октавы, Ля минор 3-х видов в
прямом движении, аккорды - тонические трезвучия с обращениями по 3 звука и
арпеджио короткие отдельно каждой рукой.
Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада
Арнэ Т.
Полифонический эскиз
Бах И.С.
Маленькие прелюдии и фуги, 1 тетр.:
До мажор, ре минор, Фа мажор;
Полонез соль минор, Ария ре минор, Менуэт ре минор
Бём Г.
Менуэт
Гедике А.
Фугетты соч. 36: До мажор, Соль мажор
Гендель Г.Ф
Ария
Пёрселл Г.
Сарабанда
Моцарт Л.
12 пьес под ред. Кувшинникова:
Сарабанда Ре мажор, менуэты Ре мажор, ре минор
Сен-Люк Ж.
Бурре
Этюды
Бертини А.
Гедике А.
Гедике А.
Лешгорн А.
Лемуан А.
Черни-Гермер

Этюд Соль мажор
40 мелодических этюдов, 2 тетрадь, соч. 32
Соч. 58 «Ровность и беглость»
Соч. 65 №№ 4-8,11,12,15
Этюды соч.37 №№1,2
1 тетрадь: №№ 7-28; 2 тетрадь: №№ 1,2
12

Шитте Л.

Соч. 108 №№ 14-19

Крупная форма
Диабелли А.
Сонатина
Кулау Ф.
Сонатина До мажор
Моцарт В.
Сонатина До мажор № 1, 1 ч.
Пьесы
Александров Ан. 6 пьес: «Когда я был маленьким»
Тюрк Д.Г.
Песенка
Гедике А.
Русская песня
Александров А. Новогодняя полька
Гайдн Й.
Анданте
Волков В.
30 пьес для фортепиано: «По волнам», «Вечер»
Гедике А.
Соч. 36 №№ 21,23,31
Гречанинов А. «На лужайке», Вальс
Григ Э.
Вальс ми минор
Дварионас Б.
Прелюдия
Моцарт В.А.
4 пьес: № 8
Майкапар А.
Избранные пьесы: «Утром», Гавот, Песенка
Свиридов Г.
«Ласковая просьба»
Сигмейстер Э. Блюз
Чайковский П. Марш деревянных солдатиков
Шуман Р.
Соч. 68 «Марш», «Смелый наездник»
Ансамбли в 4 руки
Векерлен Ж.Б. Пастораль
Бетховен Л.
Марш из музыки к пьесе «Афинские развалины»
Моцарт В.
Менуэт из оперы «Дон-Жуан»
Шуберт Ф.
Немецкий танец
Чайковский П. «Танец феи Драже»
Моцарт В.А.
Ария Папагено
Чайковский П. «Колыбельная песня в бурю»
Мусоргский М. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»
Примеры переводных программ
Вариант 1
Бём Г. Менуэт
Вариант 2
Дварионас Б. Прелюдия
13

Вариант 3
Анс -ль: Чайковский П. "Танец феи Драже"
Вариант 4
Пёрселл Г. Ария
Вариант 5
Чайковский П. Полька из «Детского альбома»
Четвертый год обучения
Продолжается развитие пальцевой беглости пальцев на основе изучения
различных технических формул.
Развитие навыков полифонического мышления и слышания, навыки
педализации.
В работе над произведениями акцентируется внимание на осознанном
художественном исполнении.
Игра в ансамбле.
За год учащийся должен освоить:
2 - 3 этюда,
2 - 3 разнохарактерных пьесы,
1 полифоническое произведение,
1 произведение крупной формы,
1 - 2 ансамбля.
Гаммы До, Сольь, Фа мажор в 2 октавы, Ля минор 3-х видов в 2 октавы.
тонические трезвучия с обращениями по 3 звука двумя руками, арпеджио
короткие, длинные каждой рукой отдельно, хроматические гаммы в прямом
движении.
Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада
Бах И.С.
Маленькие прелюдии До мажор, Фа мажор, ре минор
Корелли А.
Сарабанда
Скарлатти Д.
Ария
Этюды
Беренс Г.
Бертини А.
Лешгорн А.
Лемуан А.
Черни К.

32 избранных этюда соч. 61 и 88
28 избранных этюдов соч. 29
Этюды (по выбору) соч. 66, соч. 136
50 характерных прогрессивных этюдов
Избранные фортепианные этюды под ред. Гермера Г. т.

2
14

Крупная форма
Бетховен Л.
Клементи М.

Пьесы
Григ Э.
Глиэр Р.
Даргомыжский А.
Майкапар С.
Пахульский Г.
Прокофьев С.
Чайковский П.
Шостакович Д.
Шуман Р.
Ансамбли в 4 руки
Глинка М.
Градески Э.
Джоплин
Мусоргский М.
Рахманинов С.
Чайковский П.
Шуберт

Сонатина Фа мажор
Сонатина До мажор соч. 36
Сонатина Фа мажор, Ре мажор

Танец эльфов, Вальс ля минор соч. 12
В полях, Ариетта
Табакерочный вальс
Токкатина, Мелодия соч. 8
В мечтах
Детская музыка соч. 65:
Утро, Прогулка, Марш
Детский альбом соч. 39 (по выбору)
Танцы кукол (по выбору)
Альбом для юношества соч. 68
Марш Черномора
Мороженое
Артист эстрады
Гопак из оперы Сорочинская ярмарка
Итальянская полька
Колыбельная в бурю
Серенада

Примеры итоговых программ
Вариант 1
Павлюченко Фугетта
Вариант 2
Хачатурян А. Андантино
Вариант 3
Ансамбль: Глинка М. "Марш Черномора"
Вариант 4
Клементи М. Сонатина До мажор 1 часть соч. 36
Вариант 5
Шуман Р. Веселый крестьянин, возвращающийся с работы"

15

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Результатом освоения программы по учебному предмету «Дополнительный
инструмент (фортепиано)» является приобретение учащимися следующих знаний,
умений и навыков:
 навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение,
ансамблевое исполнение);
 умений использовать выразительные средства для создания художественного
образа;
 умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных
жанров и стилей;
 знаний основ музыкальной грамоты;
 знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном
искусстве;
 знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии;
 навыков публичных выступлений;
 навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкальнопросветительской деятельности образовательной организации.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное
управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную,
воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля
успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество
образовательного процесса.
Основными видами контроля успеваемости по предмету «Фортепиано»
являются:
 текущий контроль успеваемости учащихся,
 промежуточная аттестация,
 итоговая аттестация.
Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством
освоения какого-либо раздела учебного материала предмета и направлена на
поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на
ответственную организацию домашних занятий и может носить
стимулирующий характер.
Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки
выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:
 отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;
16

 качество выполнения домашних заданий;
 инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и
во время домашней работы;
 темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные
оценки.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития
учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.
Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации
являются зачеты, академические концерты, контрольные уроки, а также
концерты, тематические вечера и прослушивания к ним. Участие в концертах
приравнивается к выступлению на академическом концерте. Отметка,
полученная за концертное исполнение, влияет на четвертную, годовую и
итоговую оценки.
Итоговая аттестация
При
прохождении
итоговой
аттестации
выпускник
должен
продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными
требованиями.
Форма и содержание итоговой аттестации по учебному предмету
«Дополнительный инструмент (фортепиано)» устанавливаются образовательной
организацией самостоятельно. При проведении итоговой аттестации может
применяться форма экзамена.
Критерии оценки
Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют определить
уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой. Основным
критерием оценок учащегося, осваивающего общеразвивающую программу,
является
грамотное
исполнение
авторского
текста,
художественная
выразительность, владение техническими приемами игры на инструменте.
При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую
программу, следует учитывать:
формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям
музыкой;
наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах
музыкально-исполнительской
деятельности:
сольном,
ансамблевом
исполнительстве, подборе аккомпанемента;
степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
По итогам исполнения программы на зачете, академическом
прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:
17

Оценка
5 («отлично»)

Критерии оценивания выступления
предусматривает
исполнение
программы,
соответствующей году обучения, наизусть,
выразительно; отличное знание текста, владение
необходимыми
техническими
приемами,
штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание
стиля исполняемого произведения; использование
художественно
оправданных
технических
приемов, позволяющих создавать художественный
образ, соответствующий авторскому замыслу
4 («хорошо»)
программа
соответствует
году
обучения,
грамотное исполнение с наличием мелких
технических недочетов, небольшое несоответствие
темпа, недостаточно убедительное донесение
образа исполняемого произведения
3 («удовлетворительно») программа не соответствует году обучения, при
исполнении обнаружено плохое знание нотного
текста,
технические
ошибки,
характер
произведения не выявлен
2
незнание наизусть нотного текста, слабое владение
(«неудовлетворительно») навыками игры на инструменте, подразумевающее
плохую посещаемость занятий и слабую
самостоятельную работу
«зачет» (без отметки)
отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Четырехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет:
перейти на обучение по 8-(9)-летней предпрофессиональной программе,
продолжить самостоятельные занятия, приобщиться к любительскому сольному и
ансамблевому музицированию.
Важнейшие
педагогические
принципы
постепенности
и
последовательности в изучении материала требуют от преподавателя применения
различных подходов к учащимся, учитывающих оценку их интеллектуальных,
физических, музыкальных и эмоциональных данных, уровень подготовки.
Достичь более высоких результатов в обучении и развитии творческих
способностей учащихся, полнее учитывать индивидуальные возможности и
18

личностные особенности ребенка позволяют следующие методы дифференциации
и индивидуализации:
 разработка педагогом заданий различной трудности и объема;
 разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных
заданий;
 вариативность темпа освоения учебного материала;
 индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
Основной
задачей
применения
принципов
дифференциации
и
индивидуализации при объяснении материала является актуализация полученных
учениками знаний. Важно вспомнить именно то, что будет необходимо при
объяснении нового материала. Часто на этапе освоения нового материала
учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией, и при
этом ученики получают разную меру помощи, которую может оказать
преподаватель посредством показа на инструменте.
Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому
создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее
развитие музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно
от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман
выбор репертуара. Целесообразно составленный индивидуальный план,
своевременное его выполнение так же, как и рационально подобранный учебный
материал, существенным образом влияют на успешность развития ученика.
Предлагаемые репертуарные списки, программы к зачетам и контрольным
урокам, включающие художественный и учебный материал различной степени
трудности, являются примерными, предполагающими варьирование, дополнение
в соответствии с творческими намерениями преподавателя и особенностями
конкретного ученика.
Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для
изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что
педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени
завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены
для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с
целью ознакомления. Все это определяет содержание индивидуального учебного
плана учащегося.
На заключительном этапе ученики имеют опыт исполнения произведений
классической и современной музыки, опыт сольного и
ансамблевого
музицирования. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания,
умения и навыки в исполнительской практике. Параллельно с формированием
практических умений и навыков учащийся получает знания музыкальной
19

грамоты, основы гармонии, которые применяются, в том числе, при подборе на
слух.
Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных
способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и
музыкально-игровых навыков.
Важным элементом обучения является накопление художественного
исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование
практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).
VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ


 Список рекомендуемой учебной литературы
1. Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного и 1
классов /сост. Т. Директоренко, О. Мечетина. М., Композитор, 2003
2. Альбом легких переложений для ф-но в 4 руки. Вып.2/сост.
Э.Денисов,1962
3. Альбом юного музыканта. Педагогический репертуар ДМШ 1-3 кл./ред.сост. И. Беркович. Киев,1964
4. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие. М.:
Российское музыкальное издательство, 1996
5. Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. М.: Музыка, 2012
6. Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги для ф-но. Под ред. И.А.Браудо.
СПб: Композитор, 1997
7. Беренс Г. Этюды. М.: Музыка, 2005
8. Беренс Г. 32 избранных этюда (соч.61, 68, 88)
9. Бертини А.
Избранные этюды. М.: Музыка, 1992
10. Бетховен Л. Легкие сонаты (сонатины) для ф-но. М.: Музыка, 2011
11. Библиотека юного пианиста. Сонаты. Средние и старшие классы ДМШ.
Вып.1. Сост. Ю. Курганов. М.,1991
12. Ветлугина
Н. Музыкальный букварь. - М., Музыка, 1987
13. Веселые нотки. Сборник пьес для ф-но, 3-4 кл. ДМШ, вып. 1: Учебнометод. пособие, сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007
14. Гайдн Й. Избранные пьесы для ф-но. 1-4 кл. М.,1993
15. Гаммы и арпеджио в 2-х ч. Сост. Ширинская Н. М., Музыка, 2006
16. Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью». СПб, Композитор, 2005
17. Григ Э. Избранные лирические пьесы для ф-но, Вып.1,2. М.: Музыка,
2011
18. Гедике А.
40 мелодических этюдов для начинающих, соч.32
19. Джаз для детей, средние и старшие классы ДМШ, вып.6: Учебно-метод.
20

пособие сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2003
20. «Иду, гляжу по сторонам», ансамбль в 4 руки. Изд. «Композитор», СПб,
1999
21. Избранные этюды зарубежных композиторов. Вып 4.V-VI кл. ДМШ: Уч.
пос./редакторы – составители А.Г.Руббах и В.А.Натансон М.:
Государственное музыкальное издательство, 1962
22. Избранные этюды иностранных композиторов, вып.1, I-II кл. ДМШ:
Уч. пос. /сост. А.Руббах и В.Натансон. М.: Государственное
музыкальное издательство, 1960
23. Казановский Е. Дюжина джазовых крохотулечек: Учеб. пособие – СПб:
Союз художников, 2008
24. Лемуан А. Соч.37. 50 характерных и прогрессивных этюдов. М.:
Музыка, 2010
25. Лекуппе Ф. 25 легких этюдов. Соч. 17
26 Лещинская И. Малыш за роялем. - М.: Кифара, 1994
27. Лешгорн
А. Избранные этюды. Соч.65, 66
28. Металлиди Ж. «Дом с колокольчиком». Изд. «Композитор», СПб, 1994
29. Милич Б.
Фортепиано 1, 2, 3 кл. Кифара, 2006
30. Милич Б.
Фортепиано 4 кл. Кифара, 2001
31. Милич Б.
Фортепиано 6 кл. Кифара, 2002
32. Музицирование для детей и взрослых, вып.2: Учебное пособие/ сост.
Барахтин. Новосибирск, Окарина, 2008
33. Музыка для детей. Фортепианные пьесы: вып.2, издание 4. Сост.
К.С.Сорокина М.: Современный композитор, 1986
34. Музыкальный альбом для фортепиано, вып. 1.Составитель А. Руббах.
М., 1972
35. Музыкальный альбом для ф-но, вып.2/ сост. А.Руббах, В.Малинникова.
М.: Советский композитор, 1973
36. Музыкальная коллекция, 2-3 классы ДМШ. Сборник пьес для фно./Учебно-метод. пособие. Сост. Гавриш О.Ю., Барсукова С.А. Ростов
н/Д: Феникс, 2008
37. Музыкальная азбука для самых маленьких: Учебно-метод. пособие
Сост. Н.Н.Горошко. Ростов н/Д: Феникс, 2007
38. Орфей. Альбом популярных пьес зарубежных композиторов для ф-но:
Сб./ сост. К.Сорокин. М.: Музыка, 1976
39. Путешествие в мир музыки: Уч. пособие/сост. О.В.Бахлацкая. М.:
Советский композитор, 1990
40. Парцхаладзе М. Детский альбом. Учебное пособие. Педагогическая
редакция А.Батаговой, Н.Лукьяновой. М.: Советский композитор, 1963
41. Педагогический репертуар ДМШ. Итальянская клавирная музыка для
21

фортепиано, вып. 3. Сост. О.Брыкова, А.Парасаднова, Л.Россик. М.,
1973
42. Пьесы в форме старинных танцев. Сост. М.Соколов. М., 1972
43. Педагогический репертуар ДМШ для ф-но. Легкие пьесы зарубежных
композиторов/ Сост. Н.Семенова. СПб,1993
44. Педагогический репертуар ДМШ. Этюды для ф-но 5 кл./ Ред.
В.Дельновой. М.,1974
45. Полифонические пьесы. Педагогический репертуар ДМШ 4-5 кл./
М.,1974
46. Пьесы композиторов 20 века для ф-но. Зарубежная музыка/ Ред.
Ю.Холопов. М.,1996
47. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, ч. 1. Составитель
С.Ляховицкая, Л.Баренбойм. М., 1962
48. Свиридов Г. Альбом пьес для детей. Советский композитор, 1973
49. Старинная клавирная музыка: Сборник/ редакция Н.Голубовской, сост.
Ф.Розенблюм. М.: Музыка, 1978
50. Сборник фортепианных пьес композиторов XVII – XVIII веков, вып.2.:
Учеб. пособие/Сост. и редактор А.Юровский. М.: Государственное
музыкальное издательство, 1962
51. Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетради 3, 6, 9, 11. М.,
Музыка, 1993
52. Сонаты, сонатины, рондо, вариации для ф-но, 1 ч./ сост. С. Ляховицкая.
М., 1961
53. Таривердиев М.
«Настроения». 24 простые пьесы для фортепиано.
Изд. «Классика XXI век». М., 2002
54. Фортепиано 5 кл. ДМШ, ч.I: Учеб. пособие/ сост. - редактор Милич Б.Е.
Киев, Музична Украина, 1973
55. Фортепиано 6 кл. ДМШ, ч.II: Учеб. пособие/ сост. - редактор Милич Б.Е.
Киев: Музична Украина, 1972
56. Фортепианная игра, 1,2 кл. ДМШ: Учеб. пособие/ сост. В.Натансон,
Л.Рощина. М.:Музыка, 1988
57. Фортепианные циклы для ДМШ. СПб, Изд. «Композитор», 1997
58. Хрестоматия для ф-но ДМШ 5 класс. Пьесы. Вып 1: Учебник/ Сост.
М.Копчевский. М.: Музыка, 1978
59. Хрестоматия для ф-но, 3 кл. ДМШ: Учебник/ сост. Н.А.Любомудров,
К.С.Сорокин, А.А.Туманян, редактор С.Диденко. М.: Музыка, 1983
60. Хрестоматия для ф-но, 1 кл. ДМШ: Учебник /сост. А.Бакулов,
К.Сорокин. М.: Музыка, 1989
61. Хрестоматия для ф-но, 2 кл. ДМШ: Учебник /сост. А.Бакулов,
К.Сорокин. М.: Музыка, 1989
22

62. Хромушин О. Джазовые композиции в репертуаре ДМШ. Изд.
«Северный олень», СПб, 1994
63. Чайковский П. Детский альбом: Соч.39. М.: Музыка 2006
64. Черни К. Сто пьес для удовольствия и отдыха. Тетр.1, 2. Ред.-сост.
А.Бакулов, 1992
65. Черни К.-Гермер Т. Этюды. 1, 2 тетр.
66. Шитте А. 25 маленьких этюдов соч.108, 25 легких этюдов соч.160
67. Шуман Р.
Альбом для юношества. М.: Музыка, 2011
68. Школа игры на ф-но: Учебник/ сост. А.Николаев, В.Натансон. М.:
Музыка, 2011
69. Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 3-5 кл. ДМШ, вып. II.:
Учеб. пособие/ сост. и редакция Л.И.Ройзмана, В.А.Натансона. М.:
Советский композитор, 1967
70 Юному музыканту-пианисту, 5 кл.: Хрестоматия для уч-ся ДМШ:
Учебно-метод. пособие/сост.Г.Цыганова, И.Королькова. Изд. 3-е. Ростовн/Д: Феникс, 2008
2. Список рекомендуемой методической литературы
1. Алексеев А. Методика обучения игре на ф-но. 3-е изд. М., Музыка, 1978
2. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и
образовании. М.-Л., 1965
3. Баренбойм Л. "Путь к музицированию". 2-е изд. М, Советский
композитор,1973
4. Корто А. "О фортепианном искусстве". М., Музыка, 1965
5. "Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном исполнительстве". М.,
Музыка,1966
6. Гофман И. "Фортепианная игра: ответы на вопросы о фортепианной
игре". М., Музыка, 1961
7. Коган Г. "Работа пианиста". М., Классика-XXI, 2004
8. Маккиннон Л. "Игра наизусть", Ленинград, Музыка, 1967
9. Метнер Н. "Повседневная работа пианиста и композитора", М., Музыка,
2011
10. Нейгауз Г. "Об искусстве фортепианной игры", 5 изд. М., Музыка, 1987
11. Петрушин В. "Музыкальная психология". М., Эльга, 2008
12. Смирнова Т. " Беседы о музыкальной педагогике и о многом другом".
М., 1997
13. Цыпин Г. "Обучение игре на фортепиано". М., Просвещение, 1974
14. Шуман Р. "О музыке и о музыкантах". Собрание статей. Т. 1. М.,
Музыка, 1975
15. Шуман Р. "Жизненные правила для музыканта"
23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».