Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 6»
городского округа Саранск
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ВОКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО»
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВОКАЛ»
Предметная область
Исполнительская подготовка
ПРОГРАММА
по учебному предмету
СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ
Срок обучения 4 года
Саранск 2016
«Одобрено»
Методическим советом
МБУДО «ДМШ № 6» г.о. Саранск
«____» _______________ 20____ г.
дата рассмотрения
«Утверждаю»
Директор – П.С.Еськин
______________
(подпись)
«____» _______________ 20____ г.
дата утверждения
Разработчик – Столберова Е.М., преподаватель вокально-хоровых
дисциплин МБУДО «ДМШ № 6»
Рецензент – Кошелева Н.А., заведующая вокально-хоровым
отделением, преподаватель вокально-хоровых дисциплин МБУДО «ДМШ №
6», Заслуженный работник культуры Республики Мордовия
Рецензент – Алышева Е. В., преподаватель отделения «Вокальное
искусство» ГБПОУ РМ СМУ ИМ Л.П.КИРЮКОВА, Заслуженная артистка
Республики Мордовия
РЕЦЕНЗИЯ
на программу учебного предмета «Сольное пение» дополнительной
общеразвивающей общеобразовательной программы в области
музыкального искусства «Вокальное исполнительство» по специальности
«Академический вокал» преподавателя МБУДО «ДМШ № 6»
Столберовой Е.М.
Рецензируемая
Государственными
программа
требованиями
составлена
для
в
начального
соответствии
с
профессионального
образования детей.
Данная рабочая программа выявляет назначение дисциплины, в ней
определены актуальность, специфика изучения данного предмета. Программа
обосновывает требования к основным знаниям, умениям и навыкам
учащихся.
Убедительно представлено содержание программы, заслуживает
внимание предлагаемый автором репертуарный список.
Рецензируемая
программа
разработана
методически
грамотно,
практически значима и вполне может быть использована в практической
работе с учащимися.
Рецензент:
Алышева Е. В.,
преподаватель отделения «Вокальное
искусство» ГБПОУ РМ СМУ ИМ. Л.П.КИРЮКОВА, Заслуженная артистка
Республики Мордовия.
РЕЦЕНЗИЯ
на программу учебного предмета «Сольное пение» дополнительной
общеразвивающей общеобразовательной программы в области
музыкального искусства «Вокальное исполнительство» по специальности
«Академический вокал» преподавателя
МБУДО «ДМШ № 6» Столберовой Е.М.
Рецензируемая
программа
составлена
в
соответствии
с
Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню
подготовки выпускников.
Отвечает требованиям подготовки учащихся детских музыкальных
школ по специальности «Академический вокал».
В рецензируемой программе определены актуальность, специфика
изучения данной дисциплины, которая проводится в процессе работы над
певческим звуком.
Рекомендуется для применения в детских музыкальных школах и
школах искусств.
Рецензент: Кошелева Н.А., заведующая вокально-хоровым отделением,
преподаватель вокально-хоровых дисциплин МБУДО «ДМШ № 6»,
Заслуженный работник культуры Республики Мордовия.
Содержание
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Пояснительная записка.
Структура программы.
Методы обучения.
Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета.
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета, на максимальную, самостоятельную нагрузку
обучающихся и аудиторные занятия.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Формы и методы контроля, система оценок.
Содержание программы:
1 год обучения
2 год обучения
3 год обучения
4 год обучения
Список используемой литературы.
Пояснительная записка.
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает
человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к
различным явлениям жизни.
Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в
себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться
певческим голосом человек начинает с детства по мере развития
музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети
чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к
творчеству.
Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их
творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и
драматического искусства.
В задачи обученияакадемическому пению входят формирование и
развитие у учащихся:
накопление вокальных навыков (организация певческого дыхания,
формирование естественности в звукообразовании и правильной
артикуляции)
совершенствование
качеств
звучания
голоса
(тембра,
звуковысотного и динамического диапазонов, вокального
интонирования, подвижности голоса, чёткости дикции)
развитие музыкального слуха и, как особое проявление его,
вокального слуха
установление взаимосвязи между слуховым восприятием
звукового образа, вокально-слуховым представлением и
воспроизведением голосом
накопление
исполнительских
навыков
(развитие
художественного восприятия музыки; умение донести до
слушателей содержание исполняемого произведения)
навыков сольного исполнения с сопровождением фортепиано,
других инструментов.
Проверка уровня знаний, умений и навыков обучающихся осуществляется на
мероприятиях текущей, промежуточной и итоговой аттестации:
академических прослушиваниях, публичных выступлениях, а также с учетом
текущей успеваемости в учебном году. При выставлении итоговых оценок
учитываются выступления учащегося в открытых концертах, фестивалях и
конкурсах.
Данное
пособие
представляет
собой
дополнительную
общеразвивающую общеобразовательную программу в области
музыкального
искусства
«Вокальное
исполнительство»
по
специальности «Академический вокал». Учебный предмет – сольное
пение. Срок реализации – 4 года.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоениеучебного предмета;
• распределение учебного материала по годам обучения;
• описание дидактических единиц учебного предмета;
• требования к уровню подготовки учащихся;
• формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
• методическое обеспечение учебного процесса.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используютсяследующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический (освоение певческих навыков);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные
впечатления).
В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого
подхода и творческого.
Стилевой подход: широко применяется в программе, нацелен на
постепенноеформирование у учеников осознанного стилевого восприятия
вокального произведения.Понимание стиля, методов исполнения,
вокальных характеристик произведений.
Творческий метод: используется в данной программе как важнейший
художественно-педагогический метод, определяющий качественнорезультативный показатель ее практического воплощения.
Описание материально-технических условий
реализацииучебного предмета
Реализация программы учебного предмета «Сольное пение»
обеспечивается:
• доступом каждого учащегося к библиотечным фондам и фондам
фонотеки,звуковой аппаратуре, аудио и видеозаписям;
• учебными аудиториями для индивидуальных занятий, оснащенными
роялями или пианино.
• библиотечный фонд укомплектовывается печатными изданиями,
учебно-методической и нотной литературой.
Сведения о затратах учебного времени,
предусмотренного на освоение учебного предмета, на
максимальную, самостоятельную нагрузку
обучающихся и аудиторные занятия
Распределение по годам обучения
Классы
1
2
3
Продолжительность 35
35
35
учебных занятий (в
неделях)
Полугодия
1
2
3
4
5
6
Количество недель
16 19 16 19 16 19
Количество часов на 2
2
2
2
2
2
аудиторные занятия
(в неделю)
Количество часов на 70
70
70
аудиторные занятия
по годам обучения
Общее
количество 280
часов на аудиторные
занятия
Количество часов на 2
2
2
2
2
2
самостоятельную
работу (в неделю)
Количество часов на 70
70
70
самостоятельную
работу по годам
обучения
Общее
количество 280
часов
на
внеаудиторную
(самостоятельную)
работу
Максимальное
4
4
4
количество
часов
занятий в неделю
(аудиторные
и
самостоятельные)
4
35
7
16
2
8
19
2
70
2
70
4
2
Общее максимальное 140
количество часов по
годам
обучения
(аудиторные
и
самостоятельные)
Общее максимальное 560
количество часов на
весь
период
обучения
140
140
140
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Форма индивидуальная. Занятия проводятся в
соответствии с
учебным планом. Продолжительность 1 урока – 45 минут два раза в неделю.
Проведение занятий в такой форме позволяет преподавателю построить
процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и
индивидуального подходов.
Требования к уровню подготовки
обучающихся
Результатом освоения программы по учебному предмету «Сольное
пение» является приобретение учащимися следующих знаний, умений и
навыков:
• навыков исполнения музыкальных произведений (сольное
исполнение,ансамблевое исполнение);
• умений использовать выразительные средства для создания
художественногообраза;
• умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения
различныхжанров и стилей;
• знаний основ музыкальной грамоты;
• знаний основных средств выразительности, используемых в
музыкальномискусстве;
• знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии;
• навыков публичных выступлений;
• навыков общения со слушательской аудиторией в условиях
музыкально-просветительской
деятельности
образовательной
организации.
Формы и методы контроля, система оценок
Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает
оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую,
проверочную,
воспитательную
и
корректирующую
функции.
Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют
объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.
Основными видами контроля успеваемости по предмету «Сольное пение»
являются:
• текущий контроль успеваемости учащихся,
• промежуточная аттестация,
• итоговая аттестация.
Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством
освоения какого-либо раздела учебного материала предмета и направлена
на поддержание учебнойдисциплины, выявление отношения к предмету,
на ответственную организациюдомашних занятий и может носить
стимулирующий характер.
Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем,
отметкивыставляются в журнал и дневник учащегося. В них
учитываются:
• отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;
• качество выполнения домашних заданий;
• инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке,
так и вовремя домашней работы;
• темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся
четвертные оценки.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития
учащегося истепень освоения им учебных задач на данном этапе.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольного
урока раз вполугодие. Участие в концертах приравнивается к
выступлению на контрольном уроке. Отметка, полученная за концертное
исполнение, влияет на четвертную,годовую и итоговую оценки.
Итоговая аттестация
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен
продемонстрироватьзнания, умения и навыки в соответствии с
программными требованиями.
Итоговая аттестация по учебному предмету «Сольное пение»
проводится в форме академического прослушивания.
Критерии оценки
Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют
определить уровеньосвоения материала, предусмотренного учебной
программой. Основным критериемоценок учащегося, осваивающего
общеразвивающую программу, является грамотное исполнение
авторского текста, художественная выразительность, владение своим
голосом.
По итогам исполнения программы на зачете, академическом
прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка
5 («отлично»)
4 («хорошо»)
3
(«удовлетворительно»)
2
(«неудовлетворительно»)
«зачет»
отметки)
(без
Критерии оценивания
выступления
регулярное посещение предмета,
отсутствие пропусков без уважительных
причин, знание своей партии во всех
произведениях, активная эмоциональная
работа на занятиях, участие в концертах и
конкурсах.
регулярное посещение предмета,
отсутствие пропусков без уважительных
причин, активная работа в классе, сдача
музыкального
материала
при
недостаточной
проработке
трудных
технических
фрагментов
(вокальноинтонационная неточность).
нерегулярное посещение предмета,
пропуски без уважительных причин,
пассивная работа в классе, незнание
наизусть музыкального материала.
пропуски
предмета
без
уважительных
причин,
неудовлетворительная сдача музыкальной
программы, недопуск к выступлению на
академическое прослушивание.
отражает
достаточный
уровень
подготовки и исполнения на данном этапе
обучения, соответствующий программным
требованиям.
Содержание программы
1 год обучения
Цель:
заложить основы вокально-исполнительской деятельности;
сформировать начальные навыки вокального исполнительства.
Задачи:
формирование певческой установки;
постановка певческого дыхания;
формирование начальных навыков певческой артикуляции.
Содержание учебного материала.
1. Певческая установка.
2.Пение учебно-тренировочного материала. Распевание
3. Формирование певческого дыхания
4. Формирование вокально-фонационных навыков
5.Формирование певческой артикуляции
6. Формирование звуковысотного интонирования
Рекомендуемый репертуарный список:
Русские нар.песни «Вставала ранешенько», «Коровушка», «Не летай
соловей» «Я на камушке сижу»
Болгарская нар.песня «Рак-бездельник»
Немецкие нар.песни «Соловей и лягушки», «Хохлатка», «Гусята»
Аренский А. «Детская песня»
Брамс И. «Петрушка»
Бах И.С. «За рекою старый дом»
Калинников В. «Киска», «Звездочки», «Солнышко»
Красев М. «Ландыш», «Зимняя песенка»
Левина З. «Неваляшки», «Подсолнух», «Фонарик», «Что нам осень
принесет», «Настали дни чудесные»
Лядов А. «Зайчик»
Ковнер И. «Ёлка»
Тиличеева Е. «Яблонька», «Пришла весна», «Да, здравствует музыка!»
Завалишина М. «Часы»
Спадавеккиа А. «Добрый жук»
Герчик В. «Про кузнечика»
Островский А. «Наша ёлка», «Кролик»
Феркельман М. «Колыбельная»
Паулс Р. «Колыбельная», «Сонная песенка»
Хромушин О. « Песенка девочки», «Солнечная горка»
Гершфельд Р. «Ёжик»
Парцхаладзе М. «От носика до хвостика»
2 год обучения
Цель:
развитие начальных навыков вокального исполнительства – вокальнотехнических и музыкально-художественных.
Задачи:
развитие навыков певческого дыхания (выработка ощущения
диафрагмальной «опоры»);
развитие навыков артикуляции (активизация артикуляционного
аппарата: краткость, дикционная чёткость произношения согласных,
формирование единой манеры пения гласных);
развитие навыка мягкой атаки звука, формирования навыка твёрдой
атаки звука(с целью активизации звукообразования);
развитие навыка анализа словесного текста и его содержания.
Содержание учебного материала.
Продолжается
работа
по
закреплению
вокально-технических
исполнительских навыков, а также по:
1. Развитию и укреплению певческого дыхания и чистой интонации
2. Выравниванию звучания по всему диапазону
3. Развитию четкой дикции, выразительностью слова
4. Развитие вокального слуха
5. Возможно участие в ансамбле
и
Рекомендуемый репертуарный список:
Английская нар.песня «Старый король»
Американская нар.песня «Домик над рекой»
Глинка М. «Жаворонок», «Что красотка молодая»
Гурилев А.
«Домик-крошечка», «Вьется ласточка сизокрылая»,
«Улетела пташечка», «Сарафанчик»
Даргомыжский А. «Лезгинская песня»
Булахов П. «Колокольчики мои»
Кюи Ц. детские песни «Майский день», «Зима»
Чайковский П. «Весна», «Осень», «Детская песенка»
Моцарт А. «Тоска по весне», «Детские игры», «Жил был на свете
мальчик»
Шуберт Ф. «Дикая роза, «Колыбельная»
Шуман Р. «Песочный человечек», «Мотылек», «Небывалая страна»,
«Совенок»
Брамс И. «Колыбельная», «Спящая царевна», «Неаполитанская
колыбельная» обр. Мельо
Александров А. «Веселые чижи»
Кабалевский Д. «Мельник, мальчик и осел»
Дунаевский И. «Спой нам, ветер», «Скворцы прилетели»
Пахмутова А. «Беловежская пуща»
Гаврилин А. «Мама»
Левина З. «Тик-так», «Посмотри-ка, мама!», «Куколка»
Хромушин О. «Что такое лужа?», «Искры костра»
Струве Г. «Музыка»
Леви Н. «В Пушкинском парке», «Колыбельная»
Баневич С. «Мир»
Львов-Кампанеец «Песенка о лентяе»
Лядова Л. «Стал сапожником енот»
3 год обучения
Цель:
расширение параметров вокального исполнительства (расширение
певческого диапазона, выравнивание звучности голоса на всём
диапазоне);
Задачи:
развитие певческого дыхания (развитие навыка «пение на опоре»);
развитие навыков артикуляции (отнесение внутри слова согласных к
последующему слогу);
закрепление навыка интонационно чистого пения;
работа над высокой певческой позицией;
сглаживание переходных звуков;
формирование ощущения головного и грудного резонирования;
развитие навыков звуковедения: пение на легато, стаккато, нон легато;
целенаправленная работа над выразительностью исполнения –
фразировкой, агогикой (сопоставление двух темпов, замедление,
ускорение, фермата), динамической нюансировкой;
работа над выразительностью сценического образа, передаваемого
через мимику, жесты, пластику движений.
Содержание учебного материала
Продолжается и закрепляется работа над исполнительскими навыками, а
именно:
1. Формированием вокально-фонационных навыков
2. Формированиемзвуковысотного интонирования
3. Работа над средствами художественной выразительности
4. Пение произведений:
•
народная песня
•
классика
•
современных авторов
•
романсы
•
вокализы
5. Участие в ансамбле
6. Участие в концертах
Рекомендуемый репертуарный список:
Глинка М. « Ах ты, ночь ли, ноченька», «Моя арфа», «Милочка», «Если
встречусь с тобой»
Даргомыжский А. «Не судите, люди добрые», «Я Вас любил», «Я
затеплю свечу»,
Аренский А. «Колыбельная»
Титов Н. «Талисман», «Буря»
Гурилев А. «Вам не понять моей печали», «Грусть девушки», «Отгадай,
моя родная», «Право, маменьке скажу»
Булахов П. «Тук, тук, тук,…как сердце бьется»
Чайковский П. «Легенда», «Кукушка», «Зима»
Рубинштейн А. «Певец»
Гречанинов А. «Острою секирой»
Бах И. С. «Победа радость нам несет», «О, блаженство ликованья»
Шуберт Ф.«Юноша у ручья», «Утренняя серенада», «К лютне»
Шуман Р. «Лотос», «Две цыганские песни»
Крылатов Е. «Три белых коня»
Паулс Р. «Чарли»
Дунаевский И. «Школьный вальс», «Что делать девчонке».
Левитин И. «О чем шумит берёзонька?»
Агабабов С. «Лесной бал»
Пахмутова А. «Сказка»
Левина З. «В поле», «Родник»
4 год обучения
Цель:
расширение параметров сольного академического вокального
исполнительства
(выявление
технических
и
выразительных
исполнительских возможностей учащихся);
Задачи:
развитие навыков певческого дыхания (увеличение продолжительности
фонационного выдоха);
развитие навыков артикуляции (формирование свободы и подвижности
артикуляционного аппарата);
развитие тембровых возможностей голоса;
развитие динамических возможностей голоса;
работа над выразительностью сценического образа, передаваемого
через мимику, жесты, пластику движений;
работа над стилистическими особенностями произведений.
Содержание учебного материала
Активизируется работа над словом, раскрытием художественного
содержания и выявлением стилистических особенностей произведения.
1. Формирование певческого дыхания
2. Средства художественной выразительности
3. Пение произведений:
•
народная песня
•
классика
•
современных авторов
•
романсы
•
вокализы
•
арии
4. Участие в ансамбле
5. Участие в концертах
Рекомендуемый репертуарный список:
Варламов А. «Ты не пой, душа-девица», «Что мне жить и тужить
одинокой…»
Гурилев А. «Черный локон», «Слеза»
Булахов П. «Девица-красавица»
Бах И.С. «Весенняя песня»
Моцарт В. А. «Вы, птички, каждый год»
Шуберт
Ф. «Жалоба девушки», «Аве, Мария», «К музыке»,
«Блаженство», «Похвала слезам», «Форель»
Мендельсон Ф. «Зюлейка», «Баркарола»
Форе Г. «Мотылек и фиалка»
Шуман Р. «Приход весны»
Хренников Т. «Колыбельная»
Александров А. «Я по садику гуляла»
Липатов В. « Ласточка моя»
Будашкин Н. «Шуми, моя нива», «Девушка крапивушку жала»
Вокализы и упражнения
Глинка М. Упражнения для усовершенствования голоса.
Варламов А. Школа пения. Избранные вокализы.
Конконе Дж. Избранные вокализы.
Абт Ф. Школа пения.
Ваккаи Н. Школа пения.
Зейдлер Г. Избранные вокализы.
Список используемой литературы
Апраксина О.А. «Методика развития детского голоса»
М. Изд. МГПИ, 1983 г.
Багадуров В.А. «Вокальное воспитание детей». М., АПН РСФСР, 1953г
Багадуров В.А., Орлова Н.Д., Сергеев А.А. «Начальные приемы
развития детского голоса», М. 1954г
Венгрус Л.А. «Начальное интенсивное хоровое пение», С-Пб,
«Музыка», 2000 г.
Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренинг», С-Пб,
«Лань», 1997 г.
Добровольская Н.Н., Орлова Н.Д. «Что надо знать учителю о детском
голосе», М. Музыка, 1972 г.
Грачева М.С. «О строении гортани», «Развитие детского голоса», М.
1963г
Дмитриев Л. «Основы вокальной методики» «Музыка» 2007г
Малышева Н.М. «О пении. Из опыта работы с певцами» М. 1988г
Малинина Е.М. «Вокальное развитие детей», М., «Музыка» 1965г
Морозов В.П. «Вокальный слух и голос» М., 1965г
Орлова Н.Д. «Развитие голоса девочек», М.. АПН РСФСР, 1963г
Огородников Д.Е. «Музыкально-певческое воспитание детей в
общеобразовательной школе». Методическое пособие, «Музыка»,
1972г
Стулова Г.П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению»,
М. «Прометей», 1992 г.
Сергеев
А. «Воспитание детского голоса» Пособие для учителей.
Изд. Акад. пед. наук. 1950 г.
Суязова Г.А. «Мир вокального искусства», Волгоград, «Учитель», 2007
г.