Сольное пение (народное пение) 4 ОП

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 6»
городского округа Саранск

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ВОКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО»
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «НАРОДНОЕ ПЕНИЕ»

Предметная область
Исполнительская подготовка

ПРОГРАММА
по учебному предмету
СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ

Срок обучения 4 года

Саранск 2016

«Одобрено»

«Утверждаю»

Методическим советом

Директор – П.С.Еськин

МБУДО «ДМШ № 6» г.о. Саранск

______________

«____» _______________ 20____ г.

(подпись)

дата рассмотрения

«____» _______________ 20____ г.
дата утверждения

Разработчик – Щукина О.А., преподаватель вокально-хоровых дисциплин
МБУДО «ДМШ № 6»
Рецензент – Кошелева Н.А., заведующая вокально-хоровым отделением,
преподаватель вокально-хоровых дисциплин МБУДО «ДМШ № 6», Заслуженный
работник культуры Республики Мордовия
Рецензент – Левина А.Я., преподаватель ПЦК дирижерско-хорового
отделения ГБПОУ РМ СМУ ИМ Л.П.КИРЮКОВА, Заслуженный деятель
искусств Республики Мордовия

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка
- Направленность программы
- Требования к уровню освоения курса
- Методические рекомендации
II.Содержание программы
- Годовые требования по классам
- Материально-техническое обеспечение
III.Список учебно-методической литературы

I.Пояснительная записка
Образовательная программа ориентирована на воспитание ребенка в традициях
отечественной народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.
Фольклор - коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой
жизненный опыт и знание. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный
смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания
детей

и

юношества.

Народная

педагогическая

практика

имеет

глубочайшие

исторические корни. Она выработала многочисленные нормы, приемы, традиции
воспитания. Слыша еще в колыбели песни матери, сказки и потешки, загадки и
поговорки, малыш естественным образом усваивал народный мызыкально-поэтический
язык, постигал основы традиционной культуры. Взрослея, ребенок так же естественно
включался в систему трудовой и празднично-обрядовой жизни взрослых, крестьянской
общины. Связь детей с родителями, с семьей, общиной была тесной и глубокой. При
этом взрослое население общины относилось к с любовью, заботой и терпимостью.
Направленность программы
Настоящая программа построена с учетом возрастных и психологических
особенностей детей и направлена на развитие эмоциональной сферы ребенка, его
эстетического чутья, а также на стимулирование творческой деятельности по освоению
народной культуры.
Мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, помогают донести до
учащихся высокие нравственные идеалы русского народа. Воспитание трудолюбия,
милосердия, терпимости, честности; уважение к старшим, забота о младших - заповеди
народной педагогики, которые служат своеобразным ориентиром данной программы, ее
духовным компасом.
Программа является общеразвивающей, подготавливающей в доступной и
увлекательной форме детей к полноценным знаниям по устному народному творчеству,
вовлекает их в творческую художественную деятельность.
Реализация настоящей программы требует от педагогов определенных личностных
качеств: развитого чувства ответственности, терпения, быстрой ориентировки в решение
проблем и индивидуальный подход к воспитанникам.

Цели:

Воспитание ребенка в традициях национальной народной культуры,

формирование бережного отношения и любви к ней.
Задачи:
Образовательные:
1. Научить детей петь в народной манере.
2. Научить детей петь свободно, без напряженности, артистично.
3. Научить детей свободно двигаться на сцене.
4. Дать детям знания о русской народной песне, ее жанровом разнообразии и
стилевых особенностях.
Развивающие:
1. Развивать основные музыкальные способности.
2. Раскрыть творческие способности детей.
3. Развивать познавательный интерес к истории русской культуры и песенного
искусства.
Воспитательные: Воспитывать интерес и любовь к русской народной песне.
Содержание занятий:
1. Вокальная работа:
- постановка дыхания
- распевки
2. Разучивание сольных песен.
3. Работа над дуэтами.
4. Работа над сценическим воплощением песни.
Требования к уровню освоения содержания курса.
Знать:
- детский игровой фольклор ( игры );
- чистоговорки, скороговорки, загадки, потешки, пестушки, прибаутки, считалки,
дразнилки, заклички.
-

принципы устройства и звучания шумовых инструментов;

Уметь:
-

правильно брать дыхание;

-

исполнять малообъемные песни;

-

слушать произведения, определять их жанр и характер.

Воспитать в себе:
-

умение видеть прекрасное в народном творчестве;

-

бережное отношение к народной песне;

-

нормы поведения в быту и обществе;

-

культуру общения.

Методические рекомендации.
Основной формой работы по этой программе являются фольклорные знания
цель которых - формирование устойчивого интереса к русским народным традициям,
обрядам, развитие музыкальных и творческих способностей детей через различные
формы народного фольклора, овладение богатством народного слова, выраженного в
сказках, закличках, дразнилках, колядках, попевках и других жанрах фольклора.
Фольклорные занятия заключают в себе наибольшие возможности в создании
ситуации, приближенной к естественному бытованию жанров народного творчества.
Формы их проведения разнообразны и различны по степени близости к народным
традициям: от праздничного выступления до выхода на лужайку. Преподаватель должен
иметь в памяти большой запас песенок, потешек, считалок, загадок, поговорок,
пословиц, скороговорок и тактично, с чувством меры, умело включать их в
повседневный быт детей, в занятия. Педагог сам должен владеть профессиональными
навыками (петь, танцевать, играть на народных инструментах ), только тогда он сможет
привнести в занятия элементы артистичности, индивидуальности в исполнении
произведений. Тогда фольклорно - игровые занятия будут проходить не в традиционной
форме, а как яркое общение с детьми. Педагог должен знать уровень развития своих
воспитанников и преподносить произведения адекватно этому уровню, не занижая
возможности детского восприятия. В связи с этим больше использовать словесные,
наглядные, игровые методы в ознакомлении с народными произведениями, варьировать
методические приемы. Необходимо помнить, что ребенок, откликаясь на красочность и
богатство зрительных образов, способен принять любой забавный сюжет, войти в любое
взаимодействие со взрослым и взять на себя любую роль. При исполнении народного

произведения преподаватель должен обеспечить понимание смыслового содержания его
детьми, благодаря эмоциональной окраски речи, изменению тембра голоса. Таким
образом, устанавливается речевое взаимодействие с ребенком, развивается образное
восприятие и наглядно - образное мышление.
На фольклорно - игровых занятиях желательно использовать прием
действенного

соучастия

детей,

привлечение

их

к

поисковой

деятельности,

самостоятельности, развивать их фантазию. Отбирая произведения фольклора для
занятий с детьми необходимо учитывать, чтобы они отражали те стороны жизни
человека, которые доступны для детского восприятия.
В процессе ознакомления детей с музыкальным фольклором основными
методами выступают:
-

наглядность как ведущий педагогический метод;

-

игра как основной вид деятельности;

-

традиционные методы народной педагогики: подражание, совместные действия

(подпевание, подхватывание, пение "за следом" и др.), диалог, побуждения к творческим
проявлениям

ребенка

(элементы

вариативности

и

самостоятельности

при

стимулировании педагогического процесса педагогом );
-

творческая активность детей (коллективная и индивидуальная) (вариативность

как самостоятельный поиск детей на основе заданного традицией образа, адекватное
воплощение художественного образа в синкретической музыкально - фольклорной
деятельности).
В

методике

приобщения

детей

к

традиционной

народной

культуре

используется:
-

традиционная последовательность действий в обучении основам музыкального

фольклора;
-

гибкое применение способов разучивания произведений фольклора - сочетание

последовательной проработки его фрагментов с действиями "за следом" (подпевание за
более опытным исполнителем);
-

постоянное включение элементов творчества, варьирования в занятиях с

детьми их игровую и самостоятельную деятельность;

обучение посредством аудио и видеозаписей;

-

перенимание элементов традиции детьми друг у друга (в игровой и

-

самостоятельной деятельности, специальных заданиях педагога, встречах с другими
детскими фольклорно - игровыми коллективами).
Занятия проводятся в специально оборудованном классе ДМШ. В

ходе

работы над произведением можно использовать различные шумовые и ударные
инструменты: ложки, свистульки, бубен и др. Для проведения праздников используются
маски, костюмы, головные уборы, сделанные самостоятельно или с помощью родителей.
Программа рассчитана на 4 года обучения, предназначается для детей от 6-ти
лет,

в

ней

учтены

такие

виды

музыкальной

деятельности,

как

пение,

музыкально-ритмические движения (упражнения, игры, пляски), игра на ударных
инструментах. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
II. Содержание программы
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Овладение первоначальными вокальными навыками включает в себя следующие
разделы:
Певческая установка. Нахождение естественного удобного исходного положения
ротоглоточной полости.
Дыхание. Принцип диафрагмального дыхания.
Подача голоса. Волевой интонационно-окрашенный посыл слова в разговорной
манере.
Артикуляция.

Отчетливое,

фонетически

правильное

произношение

слов.

"Близкое" пение. Единообразная манера звукоизвлечения.
Плотность звука. Укрепление примарной зоны.
Темпоритм. Развитие координации слова и звука. Осмысленного отчетливого
распева слов на звукопотоке до ощущения словозвука в темпоритме и характере песни.
Фразировка. Равномерное расходование дыхания на всю мелодическую фразу.
Словесные логические ударения. Опорные слоги. Главные и второстепенные слова.
1 полугодие - прослушивание (две разнохарактерные песни)

2 полугодие - экзамен (две разнохарактерные песни)
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАР
Русские народные песни
Ты воспой в саду соловейко
Я посеяла ленку
Земелюшка-чернозем
Где был, Иванушка?
Мак-маковистый
На горе мы пиво варили
Во саду ли, в огороде
Комара женить мы будем
Аленький цветочек
Верба, верба, вербочка
Селезень
Ваталинка
Гори, гори ясно
Блины
Золотые ворота
Кострома
А я по лугу
Пришла к нам масленница
Летели две птички
Чувиль, виль, виль
Жаворонушки
Как во нашем дому
Я по бережку ходила молода
Было у матушки 12 дочерей
Я посею конопельки
Я по терему
Дрема

Заинька, походи
Куры, курченяточки
Возле саду
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Закрепление первоначальных вокальных навыков. Развитие диапазона голоса;
объема голоса; плотности, ровности звука; пения в высокой позиции, подвижности
голоса.
Дыхание.

Диафрагмальное

дыхание.

Задержка

дыхания.

Равномерное

распределение дыхания по фразам.
Подача голоса. Волевой интонационно-окрашенный посыл слова в разговорной
манере. Высокая позиция. Ясная, открытая подача гласных. Мягкая атака.
Артикуляция.

Отчетливое,

фонетически

правильное

произношение

слов.

"Близкое" пение. Единообразная манера звукоизвлечения.
Плотность звука. Энергичный, волевой, "близкий" распев слова в высокой
позиции с ощущением опоры.
Темпоритм. Осмысленный распев слов на звукопотоке до ощущения словозвука в
темпоритме и характере песни. Координация словозвука с мелодией и темпом
произведения.
Фразировка. Равномерное расходование дыхания на всю мелодическую фразу.
Словесные логические ударения. Опорные слоги. Главные и второстепенные слова.
Объем голоса. Укрепление опоры звука. Распевная открытая, крупная речь до
ощущения звукопотока.
Диапазон. Расширение примарной зоны на 3-4 ступени вверх и вниз.
Высокая позиция. Мягкий волевой посыл слова сверху. Высокое положение
мягкого неба.
1 полугодие - академическое прослушивание (две разнохарактерные песни)
2 полугодие - экзамен (две разнохарактерные песни)
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАР
Народные песни
Ох, голосочек мой певучий

Колядница
Вот так жила чачетка
Возле кумова двора
За реченькой диво
Валенки
Шел со службы казак молодой
Как кисель саламатушку бьет
Комар шуточку шутил
Муж у Кати забияка
Синтетюриха
На ком кудрюшки
Я посеяла ленку
Как на речке, на припечке
Разыгрались
Затопила кума хату
Во поле рябинушка стояла
Ты куда, голубь, ходил?
Пошли девки
Ой, ты яблонька
У меня ль, во садочке
Пришла к нам масленица
Я на горку шла
Эх, калина
Дружки, не скупитесь!
У Алешки жена
На березе листок вянет
Посеяли девки лен
Полоса ль, моя полосынька
Рыбинька
Я по горнице ходила

Авторские песни
Семечки. Муз. Темнова
Сапожки русские. Муз. Кудрина
Пимушки. Муз. А. и Г. Заволокиных
Синеглазый василек. Муз. Костюка
Что ж ты Ваня загордился? Напев Мордасовой
Коль гармошка заиграла. Напев Мордасовой
Я сама беда. Муз. Костюка
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Дыхание.

Диафрагмальное

дыхание.

Задержка

дыхания.

Равномерное

распределение дыхания по фразам.
Подача голоса. Волевой интонационно-окрашенный посыл слова в разговорной
манере. Высокая позиция. Ясная открытая подача гласных. Мягкая атака.
Артикуляция.

Отчетливое,

фонетически

правильное

произношение

слов.

"Близкое" пение. Единообразная манера звукоизвлечения.
Плотность звука. Энергичный, волевой, "близкий" распев слова в высокой
позиции с ощущением опоры.
Темпоритм. Осмысленный отчетливый распев слов на звукопотоке до ощущения
словозвука в темпоритме и характере песни. Координация словозвука с мелодией и
темпом произведения.
Фразировка. Равномерное расходование дыхания на всю мелодическую фразу.
Словесные логические ударения. Опорные слоги. Главные и второстепенные слова.
Объем голоса. Укрепление опоры звука. Распевная открытая, крупная речь до
ощущения звукопотока.
Диапазон. Расширение примарной зоны на 3-4 ступени вверх и вниз.
Подвижность

голоса. Сохранение распевной открытой крупной речи в

звукопотоке в быстром темпе произведений и вокальных упражнений.
1 полугодие - академическое прослушивание (две разнохарактерные песни)
2 полугодие - экзамен (две разнохарактерные песни - одна из них a cappella.

ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАР
Народные песни
Роза, ты роза моя
При долине, при лужку
На дубчику два голубчика
Ой, маменька
Терские частушки
А кто в этом во дому
Сидел Ваня на диване
У нас Ленечка беленький
Мимо моего садика
Ах, Аюшка
Елочки-сосеночки
Я селезня любила
От пенечка до пенечка
Вдоль по морю
Ты заря ли, моя зоренька
Как у нашего соседа
Ходила младешенька по борочку
Весна-красна
Радуйся, Мария
По ельничку, по березничку
Котик серенький присел на прилавочке
Вот задумал комарик жениться
Авторские песни
Колокольчик. Муз. Пономарева. Сл. Бокова
А быть, может, и не так. Муз. Пономарева
Русский чай. Напев Мордасовой
Приходили к Ванюшке. Муз. Заволокина
Голосочек, голоси! Муз. Заволокина

Снег-снежок. Муз. Пономаренко
Перепелка. Муз. Кудрина
ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Дыхание. Плотная динамическая подача. Укрепление опоры звука.
Подача голоса. Волевой интонационно-окрашенный посыл слова в разговорной
манере. Высокая позиция. Ясная открытая подача голоса. Ровность звуковедения.
Диапазон. Расширение примарной зоны на 4-5 ступеней вверх и вниз.
Плотность звука. Энергичный, волевой, "близкий" распев слова в высокой
позиции с ощущением опоры.
Темпоритм. Осмысленный отчетливый распев слов на звукопотоке до ощущения
словозвука в темпоритме песни. Координация словозвука с мелодией и темпом
произведения.
Фразировка. Равномерное расходование дыхания на всю мелодическую фразу.
Словесные логические ударения. Опорные слоги. Главные и второстепенные слова.
Объем голоса. Укрепление опоры звука. Распевная, открытая, крупная речь до
ощущения звукопотока.
Полетность голоса. Подача голоса в "близкой" высокой позиции на плотной опоре
до ощущения звукополета.
Подвижность

голоса.

Сохранение распевной открытой крупной речи в

звукопотоке в быстром темпе произведений и вокальных упражнений.
Гибкость голоса. Регистровые переходы. Исполнение мелодических попевок и
подбор репертуара с чередование различных интервалов от терции до октавы.
Темпоритмическая точность.
Динамика. Пение с ff на pp, пение с pp на ff. Филировка звука.
Тембр. Нахождение самобытной естественной образной интонации слова.
1 полугодие (декабрь) - первое прослушивание выпускной программы (два
произведения).
2 полугодие (апрель) - второе прослушивание выпускной программы (два
произведения).
Выпускной экзамен.

Программа выпускника:
1. Народная песня быстрая.
2. Народная песня медленная.
3. Авторская песня в народном стиле (медленная или быстрая)
4. Народня песня a cappella.
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАР
Народные песни
Котенька-коток
Кто ж у нас хороший?
Как со вечера пороша
Валенки
Ах, утушка
Хорошенький, молоденький
Ай, с посереди мутовочка похаживала
В лесу канарейка
Ой масленая, любота, моя
Вася, Вася, Василечек
В вечор ко мне девице
Чтой-то звон
Динь, динь, динь
Выйду ль я на реченьку
Сама садик я садила
Чернобровый, черноокий
Уж ты сад
Перевоз Дуня держала
Пряха
То не ветер ветку клонит
Из-под дуба, из-под вяза
За горою у колодца
Авторские песни

Сибирский соловей. Муз. Кудрина. Сл. Алексеева
Камушки. Муз. Морозова. Сл. Рябинина
Расстаня. Муз.Заволокина. Сл.народные
Синеглазая Россияночка. Муз. Щекотова. Сл. Волкова
Гармонь бедовая! Муз. Заволокина. Сл. народные
Семечки. Муз. Темнова. Сл. Левицкого
Деревеньки малые. Муз. Заволокина. Сл. народные
Уральская рябинушка. Муз. Родыгина. Сл. Пилипенко
Материально - техническое обеспечение
Для проведения вокальныз занятий потребуется:
- проветриваемое просторное помещение
- фортепиано
- баян
- гармонь
- набор шумовых инструментов
- набор духовых инструментов
Для анализа вокальной работы потребуется:
- аудио-визуальная аппаратура
- компьютер
Для выступлений понадобятся сценические костюмы.
III.СПИСОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аркин Е.Я. Со венком я хожу. Омск - 1993.
2. Артеменкова Т.А. Музыкальные образовательные

программы. ч.2,

Новосибирск, 1999 год.
3.

Артеменкова

Т.А.

Технология

разработки

образовательных

программ.

Новосибирск, 1999 год.
4. Будем песни петь. Песни из репертуара детского ансамбля "Звонница". М. 1996.
5. Выхристюк О.И. Гори, гори ясно... Нотный сборник. Новосибирск, 1999 год.
6. Выхристюк О.И. Чубчик бравый. Любимые песни "Красоты". Новосибирск, 2001

год.
7. Дмитриев Л.П. Вопросы вокальной педагогики. М. - 1983 год.
8. Заинька во садочке. Новосибирск - 2004 год.
9. Как пошли наши подружки. Составитель С.Браз. М. - 1997 год.
10. Луканин В.И. Обучение и воспитание молодого певца. М. - 1987 год.
11. Мешко Н.К. Искусство народного пения. М. - 1997 год.
12. Музыкальный фольклор и дети. Песни Алтая. М. - 1997 год.
13. Не по садику зеленому. Русские народные песни Сибири. Новосибирск - 1999
год.
14. Пушкина С.И. Мы играем и поем. М. - 2004 год.
15. Русские народные песни. Песенник. Вып. 1-10.
16. Русские частушки. М. - 1990 год.
17. Сидит Дрема. Сборник русских народных песен Алтая. Составитель В. Щуров.
М. - 1997 год.
18. Хрестоматия сибирской русской народной песни. Составитель В.И. Байтуганов.
Новосибирск, 2001 год.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».