Ансамбль духовых инструментов 4 ОП

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 6»
городского округа Саранск

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО»
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ «ФЛЕЙТА», «КЛАРНЕТ», «САКСОФОН»
Предметная область
Исполнительская подготовка

ПРОГРАММА
по учебному предмету
АНСАМБЛЬ ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
(ФЛЕЙТА, КЛАРНЕТ, САКСОФОН)
Срок обучения 4 года

Саранск 2016

«Одобрено»

«Утверждаю»

Методическим советом

Директор – П.С.Еськин

МБУДО «ДМШ № 6» г.о. Саранск

______________

«____» _______________ 20____ г.
дата рассмотрения

(подпись)

«____» _______________ 20____ г.
дата утверждения

Разработчик – Рогожин А.Ю., преподаватель по классу флейты МБУДО «ДМШ №
6»
Рецензент – Кулясов Д.А., преподаватель по классу саксофона МБУДО«ДМШ № 6»
Рецензент – Батенков А.В., преподаватель отделения «Инструментальное
исполнительство – инструменты духового оркестра» ГБПОУ РМ «СМУ им.
Л.П.Кирюкова», Заслуженный работник культуры РМ.

2

Структура программы учебного предмета
I.

Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II.

Содержание учебного предмета
- Тематический план и годовые требования

III.

Требования к уровню подготовки учащихся

IV.

Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

VI.

Список литературы

3

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в общеобразовательном
процессе
Программа

учебного

предмета

«Ансамбль

духовых

инструментов»

разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и
методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области
искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации
от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.
История ансамблевого духового исполнительства в России восходит к
глубокой древности - народным ансамблям из кугикл, свирелей, рожков. Позднее,
существовали уникальные роговые оркестры. В XVIII веке Пётр I связал духовое
исполнительство на деревянных духовых инструментах (флейты, гобои) с военными
оркестрами. Сами российские императоры зачастую умели играть на духовых: так,
Александр III играл на тромбоне, а Николай I и Николай II занимались игрой на
флейте. Наконец, традиции духовых оркестров были значительно развиты в
советское время.
В настоящее время необходимо сохранить былые традиции, а в идеале и
продолжить те тенденции развития, которые были внесены в духовую музыку ранее.
Учебный курс построен на практических занятиях, теоретические знания
формируются в процессе освоения исполнительских навыков.
Рекомендуемый возраст детей, обучающихся по данной программе, - 11-13
лет.
Срок реализации учебного предмета
При

реализации

программы

учебного

предмета

«Ансамбль

духовых

инструментов» со сроком обучения 4 года продолжительность учебных занятий с
первого по четвертый годы обучения составляет 35 недель в год.

4

Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной
работы,

Затраты учебного времени

Всего часов

нагрузки
Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

Аудиторные

16

19

24

28,5

24

28,5

24

28,5

192,5

16

19

24

28,5

24

28,5

24

28,5

192,5

32

38

48

57

48

57

48

57

385

занятия
Самостоятельная
работа
Максимальная
учебная нагрузка
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
Аудиторные занятия:
 1 год обучения – по 1 часу в неделю.
 2-4 годы обучения – по 1,5 часа в неделю
Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):
 1 год обучения – по 1 часу в неделю.
 2-4 годы обучения – по 1,5 часа в неделю

Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в мелкогрупповой форуме (в среднем около 4 человек).
Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих
способностей

и

индивидуальности

учащегося,

овладение

знаниями

представлениями об ансамблевом исполнительстве на эстрадных инструментах.
5

и

Задачи учебного предмета
Задачами предмета «Ансамбль духовых инструментов» являются:
 знакомство со спецификой духового ансамблевого исполнительства;
 формирование художественного вкуса и музыкального кругозора ;
 развитие начальных навыков ансамблевой игры и аккомпанемента солисту ;
 формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;
 воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;
 воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений,
приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки учащихся;
 формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
 методическое обеспечение учебного процесса
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для

достижения

поставленной

цели

и

реализации

задач

предмета

используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов);
- наглядный (показ, наблюдение);
- слуховой;
- практический.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Класс для занятий должен быть светлым, достаточно просторным, с хорошей
вентиляцией и звукоизоляцией. Акустика помещения должна соответствовать
6

нормам, предусмотренным для занятий на духовых инструментах (помещение не
должно быть гулким).
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебная программа по предмету «Ансамбль духовых инструментов»
рассчитана на 4 года обучения. В программе учтен принцип систематического и
последовательного обучения. Программа составлена с учетом физических и
психологических возможностей детей, целями и задачами развивающего обучения.
Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от
знакомства

с

инструментами,

изучения

основ

постановки

дыхания

и

звукоизвлечения до самостоятельного разбора и исполнения произведений.
Практические навыки, полученные на уроке с преподавателем и закрепляемые
дома в систематических самостоятельных занятиях, позволяют увлечь учащихся
процессом обучения игре на инструменте.
Тематический план носит примерный характер, отражает содержание
программы, распределенное по годам обучения и темам, предлагаемый объем
осваиваемого музыкального материала.
Тематический план и годовые требования
Первый класс
Общее ознакомление учащихся с инструментами, правилами пользования и
ухода за ними. Обучение учащихся в классе ансамбля целесообразно начинать как
можно раньше.
Начинать лучше с работы над пьесами, где есть мелодия и аккомпанемент.
При этом партию второго инструмента исполняет педагог или учащийся старшего
класса.
В течение первого года обучения необходимо играть несложные композиции,
овладеть начальными навыками ансамблевого музицирования.
За учебный год учащийся должен сыграть один зачёт в первом полугодии и
зачёт во втором.
Примерный план переводного зачёта
1 вариант:
1) Р.Восс “Джаз-кафе”
7

2 вариант:
1) Б.Хинтемейер “Ведьмин ребёнок”
Второй класс
Совершенствование полученных умений и навыков, расширение рабочего
диапазона, знакомство с особенностями основных музыкальных жанров, новыми
штрихами, усложненными ритмическими рисунками, динамическими оттенками;
навыки поведения на эстраде, совершенствование навыков ансамблевой игры и
чтения с листа, развитие навыков самоконтроля.
Во 2-м классе репертуар и ансамблевые задачи усложняются, при этом
учащемуся-солисту могут аккомпанировать педагоги-концертмейстеры (ритмсекция). Если ученик справляется с поставленными на данном этапе задачами, то
можно попробовать включить его в состав детского коллектива.
Инструментальный

состав

ансамбля

зависит от

наличия

конкретных

инструменталистов.
За учебный год учащийся должен сыграть один зачёт в первом полугодии и
зачёт во втором.
Примерный план переводного зачёта
1 вариант:
1) Вангелис “Огненные колесницы”
2 вариант:
1) Перуанская н.п. “Полёт Кондора”

Третий класс
Дальнейшее совершенствование уже полученных знаний и умений. Развитие
пальцевой техники. Подвижные темпы.
Одним из непременных условий хорошего звучания ансамбля является
динамическое равновесие, звуковой баланс внутри групп, между группами и в
аккомпанементе солисту. Определённую пользу принесёт прослушивание записи
собственного исполнения и его разбор педагогом
8

За учебный год учащийся должен сыграть один зачёт в первом полугодии и
зачёт во втором.
Примерный план переводного зачёта
1 вариант:
1) Дж.Уильямс “Марш”
2 вариант
1) С.Джоплин «Артист Эстрады»
Четвертый класс
Завершающий год обучения предполагает закрепление умений и навыков,
полученных учащимся за все годы обучения.
За учебный год учащийся должен сыграть зачёт, два прослушивания и
экзамен.
Примерный план выпускного экзамена
1 вариант:
1) Дж.Гарленд «В настроении»
2 вариант
1) Эниа “Время”
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение
которых обеспечивает программа ансамбля:
- навыки исполнения музыкальных произведений (ансамблевое исполнение);
- умения использовать выразительные средства для создания художественного
образа;
- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных
жанров и стилей;
-

навыки публичных выступлений;

-

навыки общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-

просветительской деятельности образовательной организации.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
9

Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений и навыков учащихся выполняет обучающую,
проверочную и корректирующую функции. Программа предусматривает текущий
контроль,

промежуточную

и

итоговую

аттестацию.

Текущий

контроль

осуществляется преподавателем в счет аудиторного времени по его усмотрению по
завершении какого-либо раздела программы. Промежуточный контроль проводится
по окончании каждого полугодия учебного года в виде концертного выступления
или зачета, на котором учащийся исполняет зачёт в первом полугодии и зачёт во
втором, включающие в себя исполнение наизусть одного произведения в ансамбле.
Итоговая аттестация может проводиться в форме концертного выступления,
при этом уровень сложности программы зависит от индивидуальной подготовки
учащегося.
Критерии оценки
По

результатам

текущей,

промежуточной

и

итоговой

аттестации

выставляются отметки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
5 (отлично) – ставится за грамотное, уверенное, выразительное и
эмоциональное исполнение программы.
4 (хорошо) – ставится за хорошее исполнение с мелкими единичными
недочетами в технике, звуке, интонации, недостаточной выразительности и
эмоциональности исполнения.
3 (удовлетворительно) – ставится за исполнение с погрешностями в тексте,
технике и интонации, неуверенное знание произведения, некачественный звук,
невыразительность.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Данная программа разработана с учетом индивидуального подхода к
обучению. Преподаватель, пользуясь методической и нотной литературой, имеет
возможность обучать учащихся с разными музыкальными способностями и
личностными особенностями, достигая результатов обучения в краткие сроки.
Большое значение имеет репертуар ученика. Общее количество музыкальных
произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых
10

требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет
добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения
должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в
условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены
или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития. Все
это определяет содержание индивидуального учебного плана учащегося.
Работа над темами данной программы проводится комплексно. Отдельно
прорабатывать каждую тему в строгой последовательности рекомендуется только в
начале первого года обучения, во время работы над постановкой исполнительского
аппарата, при этом, двигаясь вперед, к следующему разделу, не забывать о
повторении и работе над пройденным материалом. В дальнейшем, на каждом уроке
рекомендуется работа над фрагментами из нескольких тем, исходя из потребностей
и возможностей ученика.
Важным

элементом

обучения

является

накопление

художественного

исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование
практики ансамлевых публичных выступлений, использование в репертуаре
произведений, различных по стилю, в том числе, произведений эстрадной и рок
музыки, популярных произведений зарубежных и отечественных композиторов.
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сборник для блокфлейты «Кроха» сост. Симонова В.И. 2009 г.
2.Альбом ученика флейтиста для ДМШ сост. Гречишников Д. 1973г.
3.«Маленький флейтист» сборник изд. Союз художников 2004г.
4.Сюита для детей «В зоопарке» для деревянных духовых инструментов
1969г.
5.Альбом ученика флейтиста: учебно-педагогический репертуар для ДМШ
1973 г.
6.Покровский А. Начальные уроки для блокфлейты 1982 г.
7.Платонов Н. Школа игры на флейте 1988г.
8.Альбом флейтиста тетрадь 1 сост. Корнеев А. 2005г.
9.Альбом флейтиста тетрадь 2 сост. Корнеев А.2006 г.
11

10.Альбом флейтиста тетрадь 3 сост. Корнеев А.2007г.
11.Нотная папка флейтиста тетрадь №4 ансамбли сост. Должиков Ю. 2004г.
12.Азбука начинающего блокфлейтиста сост. Пушечников И. 1991г
13.Альбом для старших классов ДМШ ансамбль сост.Гофман А. 2005г.
14.Хрестоматия для флейты ДМШ ансамбли сост. Должиков Ю. 1982 г.
15.Трио-сонаты перел. для дуэта деревянных духовых инструментов
Ленинград «Музыка» 1986г.
16.Педагогический репертуар ДМШ «Лёгкие пьесы» для двух флейт 1988г.
17.Дуэты для двух флейт Моцарт В.А. ГМИ Москва 1932 г.
18.Пьесы для деревянных духовых инструментов сост . Караев 2000 г.
28
19. Сборник ансамблей духовых инструментов учебное пособие 1991 г.
20. Ансамбль в классе флейты. Сборник для ансамблей старших классов ДМШ
выпуск 1 изд. 1997 г.
21.Ансамбль в классе флейты. Сборник для ансамблей старших классов ДМШ
выпуск 2 изд. 1998г.
22. «Лёгкие пьесы и ансамбли для флейты» сост. Чернядьева О. 1998г.
23.«Нетрудные ансамбли- трио» для медных, струнных или деревянных
инструментов сост. Стрелецкого С. 2002г.
24.«Пьесы в манере джаза» для камерных ансамблей сост. Хромушин О. 2003г.
25.«Джаз для начинающих оркестрантов» сост. Круглик В. 2003г.
26.«Детский камерный ансамбль» выпуск 1 сост. Шувалов А. 2003г.
27.«Детский камерный ансамбль» выпуск 2 сост. Шувалов А.2003г.
28.«Детский камерный ансамбль» выпуск 3 сост. Шувалов А.2003г.
29.Инструментальные ансамбли. Составитель Гевиксман В. М.,1973

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».