Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 6»
городского округа Саранск
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО»
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ «САКСОФОН», «КЛАРНЕТ»
Предметная область
Исполнительская подготовка
ПРОГРАММА
по учебному предмету
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
(САКСОФОН, КЛАРНЕТ)
Срок обучения 4 года
Саранск 2016
«Одобрено»
«Утверждаю»
Методическим советом
Директор – П.С.Еськин
МБУДО «ДМШ № 6» г.о. Саранск
______________
«____» _______________ 20____ г.
дата рассмотрения
(подпись)
«____» _______________ 20____ г.
дата утверждения
Разработчик – Рогожин А.Ю., преподаватель по классу флейты МБУДО «ДМШ №
6»
Рецензент – Кулясов Д.А., преподаватель по классу саксофона МБУДО«ДМШ № 6»
Рецензент– Костин А.Ю., заведующий отделением «Инструментальное
исполнительство – инструменты духового оркестра» ГБПОУ РМ СМУ ИМ
Л.П.Кирюкова.
2
Структура программы учебного предмета
I.
Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II.
Содержание учебного предмета
- Тематический план и годовые требования
III.
Требования к уровню подготовки учащихся
IV.
Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки
V.
Методическое обеспечение учебного процесса
VI.
Список литературы
- Для кларнета
- Для саксофона
3
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в общеобразовательном
процессе
Программа
учебного
предмета
«Музыкальный
инструмент
(саксофон/кларнет)» разработана на основе «Рекомендаций по организации
образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих
программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры
Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.
Учебный предмет
«Специальность (саксофон/кларнет)» направлен на
приобретение обучающимися знаний, умений и навыков игры на кларнете,
саксофоне, получение ими художественного образования, а также на эстетическое
воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Программа адаптирована под определенный уровень и требования в данной
школе,
учитывая
разные
музыкальные
данные
обучающихся,
реакцию
и
целостность системы мышления. Программа позволяет наиболее полно реализовать
общие задачи в каждом классе обучения с учетом индивидуальных способностей
обучающихся – степень одаренности, способности, интерес к обучению, мотивация
этого процесса.
Выявление одаренных детей в раннем возрасте позволяет целенаправленно
развивать их профессиональные и личные качества, необходимые для продолжения
профессионального обучения. Программа рассчитана на выработку у обучающихся
навыков творческой деятельности, умения планировать свою домашнюю работу,
навыков
осуществления
самостоятельного
контроля
за
своей
учебной
деятельностью, умения давать объективную оценку своему труду, формирования
навыков взаимодействия с преподавателем.
Занятия по предмету проводятся в соответствии с действующими учебными
планами. За время обучения педагог должен выявить и развить творческие задатки
детей. Научить их игре на выбранном инструменте, грамотно, выразительно
исполнять произведения из репертуара музыкальной школы. Ученик должен
4
овладеть навыками чтения нот с листа, несложных произведений ансамблевых
партий, игры в ансамбле и умение аккомпанировать.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент
(саксофон/кларнет)»
со сроком обучения 4 года продолжительность учебных
занятий с первого по третий годы обучения составляет 35 недель в год.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной
работы,
Затраты учебного времени
Всего часов
нагрузки
Годы обучения
1-й год
2-й год
3-й год
4-й год
Полугодия
1
2
3
4
5
6
7
8
Аудиторные
32
38
32
38
40
47,5
40
47,5
315
32
38
32
38
40
47,5
40
47,5
315
64
76
64
76
80
95
80
95
630
занятия
Самостоятельная
работа
Максимальная
учебная нагрузка
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
Аудиторные занятия:
1-2 годы обучения – по 2 часа в неделю.
3-4 годы обучения – по 2,5 часа в неделю
Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):
1-2 годы обучения – по 2 часа в неделю.
3-4 годы обучения – по 2,5 часа в неделю
5
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование
индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и
мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс
обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального
подходов.
Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих
способностей
и
индивидуальности
учащегося,
овладение
знаниями
и
представлениями об исполнительстве на духовых инструментах, формирование
практических умений и навыков игры на инструменте, устойчивого интереса к
самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Задачи учебного предмета
Задачами
предмета
«Музыкальный
инструмент
(саксофон/кларнет)»
являются:
ознакомление детей с инструментом, исполнительскими возможностями и
разнообразием приемов игры;
формирование навыков игры на музыкальном инструменте;
приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;
формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;
оснащение
системой
знаний, умений и способов музыкальной
деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего
самостоятельного
общения
с
музыкой,
музыкального
самообразования
и
самовоспитания;
воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;
воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений,
приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
общее оздоровление организма.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
6
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки учащихся;
формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
методическое обеспечение учебного процесса
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для
достижения
поставленной
цели
и
реализации
задач
предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов);
- наглядный (показ, наблюдение);
- слуховой;
- практический.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Класс для занятий должен быть светлым, достаточно просторным, с хорошей
вентиляцией и звукоизоляцией. Акустика помещения должна соответствовать
нормам, предусмотренным для занятий на духовых инструментах (помещение не
должно быть гулким).
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебная
программа
по
предмету
«Музыкальный
инструмент
(саксофон/кларнет)» рассчитана на 4 года обучения. В программе учтен принцип
систематического и последовательного обучения. Программа составлена с учетом
физических
и
психологических
возможностей
детей,
целями
и
задачами
развивающего обучения. Формирование у учащихся умений и навыков происходит
постепенно: от знакомства с инструментами, изучения основ постановки дыхания и
звукоизвлечения до самостоятельного разбора и исполнения произведений.
7
Освоение
элементов
музыкальной
грамоты,
теоретических
основ
музыкального исполнительства является важной и неотъемлемой частью учебного
процесса. Знания истории инструмента, стилистических особенностей исполнения
музыки разных эпох и композиторов, техники дыхания, звукоизвлечения и
исполнения различных штрихов и оттенков уже с первых занятий помогают
формированию грамотного музыканта-исполнителя.
Практические навыки, полученные на уроке с преподавателем и закрепляемые
дома в систематических самостоятельных занятиях, позволяют увлечь учащихся
процессом обучения игре на инструменте.
Тематический план носит примерный характер, отражает содержание
программы, распределенное по годам обучения и темам, предлагаемый объем
осваиваемого музыкального материала.
Тематический план и годовые требования
Первый класс
Общее ознакомление учащихся с инструментами, историей, правилами
пользования и ухода за ними. Приобретение базовых навыков: постановка дыхания,
корпуса, исполнительского аппарата, извлечение звука и т.д.
Выбор инструмента для обучения на начальном этапе происходит исходя из
физических возможностей, желания и возможностей родителей ученика. Знакомство
с инструментом.
Постановка дыхательного аппарата.
Постановка рук, губного аппарата.
Изучение аппликатуры, начальные теоретические знания. Понятие ноты, звука,
высоты звука, длительности его звучания. Понятие ритма.
В течение первого года обучения необходимо изучить диапазон на выбранном
инструменте не менее октавы, играть простые мелодии и гаммы до одного знака.
За учебный год учащийся должен сыграть один зачёт в первом полугодии и
экзамен во втором.
Примерный план переводного экзамена
1 вариант:
1) Американская н.п. “Аура Ли”
2) В.А.Моцарт “Аллегретто”
8
2 вариант:
1) Д.Кабалевский “Маленькая полька”
2) р.н.п. “Во поле берёза стояла”
Второй класс
Совершенствование полученных умений и навыков, расширение рабочего
диапазона, знакомство с особенностями основных музыкальных жанров, новыми
штрихами, усложненными ритмическими рисунками, динамическими оттенками;
навыки поведения на эстраде, совершенствование навыков ансамблевой игры и
чтения с листа, развитие навыков самоконтроля.
В течение второго года обучения учащийся должен освоить диапазон
инструмента не менее двух октав, гаммы и этюды до двух знаков, современные и
академические произведения соответствующего уровня сложности.
За учебный год учащийся должен сыграть один зачёт в первом полугодии и
экзамен во втором.
Примерный план переводного экзамена
1 вариант (саксофон):
1) М. Глинка. "Полька"
2) И.С.Бах “Прелюдия”
2 вариант (кларнет):
1) Б.Барток “Вечер в деревне”
2) В.А.Моцарт “Деревенский танец”
Третий класс
Дальнейшее совершенствование уже полученных знаний и умений. Развитие
пальцевой
техники.
Подвижные
темпы.
Знакомство
со
стилистическими
особенностями музыки разных эпох (барокко, классика, романтика, современная
музыка). Знакомство с произведениями крупной формы (соната, сюита). Овладение
средствами музыкальной выразительности (штрихи, динамика, агогика). Чтение с
листа и самостоятельный разбор произведения.
9
За учебный год учащийся должен сыграть два зачёта (чтение с листа и
специальность) в первом полугодии и экзамен во втором.
Примерный план переводного экзамена
1 вариант (саксофон):
1) Г.Гендель “Менуэт”
2) Р.Кэйн “Прелюдия и танец”
2 вариант (кларнет):
1) И.С.Бах “Ария”
2) Вангелис “Огненные колесницы”
Четвёртый класс
Завершающий год обучения предполагает закрепление умений и навыков,
полученных учащимся за все годы обучения. Дальнейшее совершенствование уже
полученных знаний и умений. Развитие пальцевой техники. Подвижные темпы.
Знакомство со стилистическими особенностями музыки разных эпох (барокко,
классика, романтика, современная музыка). Знакомство с произведениями крупной
формы (соната, сюита). Овладение средствами музыкальной выразительности
(штрихи, динамика, агогика). Чтение с листа и самостоятельный разбор
произведения.
За учебный год учащийся должен сыграть два зачёта (чтение с листа и
специальность) в первом полугодии и экзамен во втором.
Примерный план выпускного экзамена (саксофон)
1) А.Лансен “Саксофониана”
2) М.Мусоргский “Старый замок”
3) А.Дворжак “Юмореска”
4) Г.Гендель “Ария с вариациями”
Примерный план выпускного экзамена (кларнет)
1) М.фон Вебер “Концерт для кларнета” №1
2) Ф.Мендельсон-Бартольди “Весенняя песня”
3) Р.Щедрин “Шутка”
4) П.И.Чайковский “Подснежник”
10
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение
которых обеспечивает программа «Саксофон/кларнет»:
навыки исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение,
-
ансамблевое исполнение);
- умения использовать выразительные средства для создания художественного
образа;
- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных
жанров и стилей;
-
навыки публичных выступлений;
-
навыки общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-
просветительской деятельности образовательной организации.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений и навыков учащихся выполняет обучающую,
проверочную и корректирующую функции. Программа предусматривает текущий
контроль,
промежуточную
и
итоговую
аттестацию.
Текущий
контроль
осуществляется преподавателем в счет аудиторного времени по его усмотрению по
завершении какого-либо раздела программы. Промежуточный контроль проводится
по окончании каждого полугодия учебного года в виде концертного выступления
или
зачета, на котором учащийся исполняет:
в первом полугодии два
разнохарактерных произведения в сопровождении концертмейстера или минусовой
фонограммы, во втором полугодии – два разнохарактерных произведения в
сопровождении концертмейстера или минусовой фонограммы и ансамбль.
Итоговая аттестация может проводиться в форме концертного выступления,
сольного или ансамблевого, при этом уровень сложности программы зависит от
индивидуальной подготовки учащегося.
Критерии оценки
По
результатам
текущей,
промежуточной
и
итоговой
выставляются отметки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
11
аттестации
5 (отлично) – ставится за грамотное, уверенное, выразительное и
эмоциональное исполнение программы.
4 (хорошо) – ставится за хорошее исполнение с мелкими единичными
недочетами в технике, звуке, интонации, недостаточной выразительности и
эмоциональности исполнения.
3 (удовлетворительно) – ставится за исполнение с погрешностями в тексте,
технике и интонации, неуверенное знание произведения, некачественный звук,
невыразительность.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Данная программа разработана с учетом индивидуального подхода к
обучению. Преподаватель, пользуясь методической и нотной литературой, имеет
возможность обучать учащихся с разными музыкальными способностями и
личностными особенностями, достигая результатов обучения в краткие сроки.
Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой - посещением
выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром
концертов и музыкальных фильмов.
Большое
значение
имеет
репертуар
ученика.
Необходимо
выбирать
высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию.
Необходимо познакомить учащегося с историей инструмента, рассказать о
выдающихся исполнителях и композиторах.
Общее
количество
музыкальных
произведений, рекомендованных
для
изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что
педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени
завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены
для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с
целью
ознакомления.
Требования
могут
быть
сокращены
или
упрощены
соответственно уровню музыкального и технического развития. Все это определяет
содержание индивидуального учебного плана учащегося.
Работа над темами данной программы проводится комплексно. Отдельно
прорабатывать каждую тему в строгой последовательности рекомендуется только в
12
начале первого года обучения, во время работы над постановкой исполнительского
аппарата, при этом, двигаясь вперед, к следующему разделу, не забывать о
повторении и работе над пройденным материалом. В дальнейшем, на каждом уроке
рекомендуется работа над фрагментами из нескольких тем, исходя из потребностей
и возможностей ученика.
Важным
элементом
обучения
является
накопление
художественного
исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование
практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых), использование в
репертуаре произведений, различных по стилю, в том числе, произведений
эстрадной и рок музыки, популярных произведений зарубежных и отечественных
композиторов.
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
(для кларнета)
1. Хрестоматия для кларнета» (1 ч.)
2. (1-3 классы) изд. «Музыка» Москва 1984 г., сост. И.Мозговенко.;
3. «Хрестоматия для кларнета» (2 ч.) (1-3- классы) изд. «Музыка» Москва 1994г.,
сост. И.Мозговенко;
4. «Пьесы советских композиторов» (для кларнета в сопровождении фортепиано)
– старшие классы ДМШ изд. «Советский композитор» 1984 г. , сост.
В.Сергеев;
5. «Пьесы для начинающих» (для кларнета в сопровождении фортепиано) изд.
«Музыка» Москва 1986 г., сост. В.Сергеев.;
6. «Школа игры на кларнете» С.Розанова (1 ч.) изд. «Музыка», Москва 1982 г.;
7. «Школа игры на кларнете» С.Розанова (2 ч.) изд. «Музыка» Москва 1990 г.;
8. «Хрестоматия для кларнета» (4-5 классы) ДМШ, часть 1, изд. «Музыка»
Москва 2002 г. сост. И.Мозговенко;
9. «Азбука кларнетиста» изд. «Советский композитор» Москва 1987 г. сост.
В.Гетман.;
10. «Пьесы для кларнета» (2 класс)), изд. Украина 1985 г. сост. П.И.Воловой,
С.СМ. Кобзарь;
13
11. «Школа игры на кларнете» Б. Дикова изд. «Музыка» Москва 1978 г.;
12. «Классические произведения для кларнета» изд Вилнюс 1977 г.;
13. «Школа игры для кларнета» изд. Украина 1971 г. сост. М.Тимоха;
14. «Классические произведения для кларнета» изд. Венгрия, Будапешт 1959 г.;
15. «Пьесы для кларнета и фортепиано» (4-5 классы) изд. «Композитор» Санкт-
петербург 2002 г. сост. И.Гальперин.;
16. «Пьесы для кларента» (5 класс) изд. Украина 1978 г. сост. С.В.Гезенцвей, А.И.
Жученко;
17. «Хрестоматия для кларнета» (3-4 класс) ДМШ изд. «Музыка» Москва 1982 г.;
18. «Пьесы русских композиторов» для кларнета изд. «Музыка» Москва 1983 г.;
19. «Юный кларнетист» изд. «Советский композитор» 1990 г. сост. И.Галкин.
Пособие для учащихся 1-5 классов ДМШ;
20. «Хрестоматия для кларнета» (1-2 класс), изд. «Музыка» Москва 1981 г. сост.
А.Штарк, И.И. Мозговенко;
21. «Альбом кларнетиста» (вып. 1) изд. «Советский композитор» Москва 1990 г.
сост. Б.Прорвич;
22. «Классические произведения» для кларнета изд. Венгрия, Будапешт 1977 г.
23. «Пьесы для кларнета» (1 класс) изд. Украина 1984 г. сост. П.И.Воловой, С.С.
Кобзарь;
24. «Пьесы для кларнета» изд. Литва Каунас 1982 г.;
25. «Пьесы советских композиторов» для кларнета, изд. «Советский композитор»
Москва 1968 г.
26. «Хрестоматия для кларнета» (1-3 классы) ДМШ часть 1, изд. «Музыка»
Москва 1994 г., сост. И.Мозговенко, А.Штарк.;
27. «Пьесы для кларнета» изд. Венгрия Будапешт 1972 г.
28. А.Гедике «12 Пьес для кларнета» в сопровождении фортепиано» изд. Москва
1952 г.
29. «Десять пьес русских композиторов для кларнета» изд. Москва 1962 г. сост.
А.Семенов;
30. «Альбом ученика – кларнетиста» учебно-педагогический репертуар для ДМШ
изд. Украина Киев 1975 г. сост. Н.Тимоха.;
14
31. «Пьесы для кларнета» изд. Москва 1955 г. сост. А.Семенов;
32. Стамитц «Концерт для кларнета» изд. Венгрия, Будапешт;
33. «Классические произведения для кларнета» (концерты) изд. Венгрия.
Будапешт 1979 г.
34. Моцарт «Концерт для кларнета» (ля минор) изд. Москва 1979 г.;
35. «Пьесы для кларнета» (вып. 1), (муз. училище) изд. Украина 1979 г. сост.
К.Мюльберг.
36. «Пьесы для кларнета» (вып.2) музыкальное училище, изд.Украина 1980 г.
сост.К.Мюльберг.
(для саксофона)
1. Андреев Е. Пособие по первоначальному обучению игре на саксофоне.— Изд.
военно-дирижерского факультета при Мое. гос. консерватории, 1973
2. Киша С. Пьесы для саксофона (альта, тенора) и фортепиано. 1-й сборник.—
Варшава, 1964; 2-й сборник.— Варшава. 1965 Концерты для саксофона / Сост.
М. Шапошникова.— М., 1986 Кртишка С. Школа игры на саксофоне.—Прага:
Супрафон, 1981 Горбульскис Б. Лирический вальс (для саксофона и
фортепиано).— М., 1964
3. Пушечников И. Легкие этюды для гобоя.— М, 1954
4. Пьесы советских композиторов. Вып. 1 / Сост. Л. Михайлов.— М., 1981
5. Пьесу советских композиторов. Вып. 2 / Сост. Л. Михайлов.—М., 1982
6. Пьесы советских композиторов / Сост. М. Шапошникова.—М., 1986
7. Хежда Т. Избранные этюды и джазовые импровизации, Варшава, 1964 Хежда
Т. Школа игры на саксофоне.—Краков, 1976 Херар П. Школа игры на
саксофоне.— Будапешт, 1963 Хрестоматия для саксофона-альта / Сост. Б. Прорвич.— М, 1978 Хрестоматия для саксофона-баритона / Сост. Б. Прорэич.—
М., 1980 Хрестоматия для саксофона. 1—-3 классы ДМШ / Сост. М.
Шапошникова.—
8. М.. 1985 Хрестоматия для саксофона, Ч. I. Тетр. 1 / Сост. М. Шапошникова.—
Изд. воен-дириж. факультета Мо
9. Михайлов Л. Школа игры на саксофоне. – М.: Музыка, 1975
15
10.Михайлов Л. Пьесы советских композиторов для саксофона и фортепиано: Сб.
– М.:
Сов. композитор, 1982
11.Пьесы советских композиторов для саксофона и фортепиано. – М.: Сов.
композитор,1982
12.Ривчун А. Школа для саксофона. – М.: Сов. композитор, 1969
13.Шапошникова М. Хрестоматия для саксофона. – М.: Музыка, 1985
14.Ривчун А. Концертный этюд.— М., 1986
15.Ривчун А. Сорок этюдов для саксофона,— М., 1
16.Ривчун А. Сто пятьдесят упражнений для саксофона.— М., I960 Ривчун А.
Школа игры на саксофоне. Ч. 1.— М., 1965 Рнвчун А. Школа игры на
саксофоне. Ч. 2.— М., 1966 Сальвиани К. Этюды для гобоя.— Прага,, 1972
17.Сборник классических пьес для саксофона / Сост. А. Ривчун.— М., 1963
Сборник пьес для саксофона и фортепиано / Сост. Б. Диков.— Изд. военнодирижерского факультета при Мое. гос. консерватории, 1972 Славинский М.
Избранные этюды для гобоя. Тетр. 1„ 2.— М„ 1,955 Списак М. Этюды для
ансамблевой игры. Тетр. 1. Краков, 1970 Списак М. Этюды для ансамблевой
игры. Тетр. 2. Краков, 1971 Томис А. Десять миниатюр, Варшава» 1964
18.Хартман В. Ритмические стилистические упражнения.— Лейпциг, 1968
Методическая литература
1. Диков Б. «Методика обучения игре на духовых инструментах». М.,
Государственноемузыкальное издательство, 1962.
2. Иванов А. «Методика индивидуального обучения на духовых инструментах».
К., 1991
3. Иванов А. «Исполнительское дыхание на духовых инструментах» К., 1991
4. Клименко А. «Испонительское дыхание (духовые инструменты)». К., 1999
5. Усов Ю. «Методика обучения игре на духовых инструментах. Очерки». М.,
Музыка, 1971
16