Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 6»
городского округа Саранск
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО»
Саранск 2016
«Одобрено»
Методическим советом
МБУДО «ДМШ № 6» г.о. Саранск
«____» _______________ 20____ г.
дата рассмотрения
«Утверждаю»
Директор – П.С.Еськин
______________
(подпись)
«____» _______________ 20____ г.
дата утверждения
Содержание
1
Пояснительная записка
2
Минимум содержания общеразвивающей программы
в области
музыкального искусства «Инструментальное исполнительство»
3
Планируемые
результаты
освоения
обучающимися
программы
«Инструментальное исполнительство»
4
Учебный план
5
Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации
результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы
в
области
музыкального
искусства
«Инструментальное
исполнительство»
6
Требования к условиям реализации программы «Инструментальное
исполнительство»
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области
музыкального
искусства
«Инструментальное
исполнительство»
(далее
–
«Программа») определяет содержание и организацию образовательного процесса в
Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Детская
музыкальная школа № 6»»
вправе реализовывать Программу при наличии
соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Настоящая
дополнительная
общеразвивающая
общеобразовательная
программа в области музыкального искусства «Инструментальное исполнительство»
составлена в соответствии с п. 1 части 4 статьи 12 и пункта 1 части 2 статьи 83
Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» и «Рекомендаций по организации образовательной и методической
деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств»,
утвержденных письмом Министерства культуры от 21.11.2013 г. № 191-01-39\06-ги
с целью определения особенностей организации общеразвивающих программ в
области искусств, а также осуществления образовательной и методической
деятельности при реализации указанной образовательной программы.
Общеразвивающая
программа
в
области
музыкального
искусства
«Инструментальное исполнительство» должна способствовать:
эстетическому воспитанию граждан,
привлечению
наибольшего
количества
детей
к
художественному
образованию (часть 1 статьи 83) Федерального Закона РФ «Об образовании
в Российской Федерации».
Программа разрабатывается и утверждается образовательной организацией
самостоятельно (часть 5 статьи 12) Федерального Закона РФ «Об образовании в
Российской Федерации» с учетом «Рекомендаций по организации образовательной и
методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области
искусств» (часть 21 статьи 83), а также кадрового потенциала и материальнотехнических условий МБУДО «ДМШ № 6», региональных особенностей.
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального
искусства
«Инструментальное
исполнительство»
основывается
на
принципе
вариативности для различных возрастных категорий детей и молодежи – от 6 до 15
лет - обеспечивает:
развитие творческих способностей подрастающего поколения,
формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
При разработке и реализации общеразвивающих программ в области искусств
учитывалась
занятость
детей
в
общеобразовательных
организациях,
т.е.
параллельное освоение детьми основных общеобразовательных программ.
С целью привлечения наибольшего количества детей к художественному
образованию,
обеспечения
доступности
художественного
образования
срок
реализации общеразвивающей программы составляет 3 года , 4 года.
По
окончании
музыкального
освоения
искусства
общеразвивающей
«Инструментальное
программы
исполнительство»
в
области
выпускникам
выдается документ, форма которого разрабатывается МБУДО «ДМШ № 6»
самостоятельно.
2. Минимум содержания общеразвивающей программы в области
музыкального искусства «Инструментальное исполнительство»
Минимум содержания общеразвивающей программы в области музыкального
искусства «Инструментальное исполнительство» обеспечивает развитие значимых
для
образования,
интеллектуальных
социализации,
и
самореализации
художественно-творческих
подрастающего
способностей
поколения
ребенка,
его
личностных и духовных качеств.
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального
искусства «Инструментальное исполнительство» реализуется посредством:
личностно-ориентированного образования, обеспечивающего творческое и
духовно-нравственное самоопределение ребенка, а также воспитания творчески
мобильной личности, способной к успешной социальной адаптации в условиях
быстро меняющегося мира;
вариативности образования, направленного на индивидуальную траекторию
развития личности;
обеспечения для детей свободного выбора общеразвивающей программы в
области того или иного вида искусств, а также, при наличии достаточного уровня
развития
творческих
способностей
ребенка,
возможности
его
перевода
с
дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусств
«Инструментальное исполнительство»
программе
в
области
музыкального
на обучение по предпрофессиональной
искусства
«Фортепиано»,
«Народные
инструменты», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты».
При реализации данной
общеразвивающей
программы МБУДО «ДМШ
№ 6» устанавливает самостоятельно:
планируемые результаты освоения образовательной программы;
график образовательного процесса и промежуточной аттестации;
содержание и форму итоговой аттестации;
систему и критерии оценок.
3. Планируемые результаты освоения обучающимися программы
«Инструментальное исполнительство»
Реализация общеразвивающей программы в области музыкального искусства
«Инструментальное исполнительство» способствует:
формированию у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок
и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;
воспитанию
активного
слушателя,
зрителя,
участника
творческой
самодеятельности.
С этой целью содержание общеразвивающих программ в области искусств
основывается на реализации учебных предметов как в области художественнотворческой деятельности, так и в области историко-теоретических знаний об
искусстве.
Содержание учебных предметов направлено на формирование у обучающихся
общих историко-теоретических знаний об искусстве и технологиях, приобретение
детьми начальных, базовых художественно-творческих умений и навыков в
музыкальном искусстве.
Результатом освоения дополнительной общеразвивающей программы в
области музыкального искусства «Инструментальное исполнительство» является
приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
в области исполнительской подготовки:
навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение,
коллективное исполнение);
умений
использовать
выразительные
средства
для
создания
художественного образа;
умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных
жанров и стилей;
навыков публичных выступлений;
навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкальнопросветительской деятельности МБУДО «ДМШ № 6».
в области историко-теоретической подготовки:
первичных знаний о музыкальных жанрах и основных стилистических
направлениях;
знаний лучших образцов мировой музыкальной культуры (творчество
великих композиторов, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в
области музыкального искусства);
знаний основ музыкальной грамоты;
знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном
искусстве;
знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии.
Результаты освоения общеразвивающей программы «Инструментальное
исполнительство» по учебным предметам учебного плана должны отражать:
Музыкальный инструмент:
наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству;
музыкальному исполнительству;
знание в соответствии с программными требованиями инструментального
репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров;
знание художественно-исполнительских возможностей инструмента;
знание музыкальной терминологии;
наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений разных
жанров и форм;
навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом
исполнения музыкального произведения;
навыки
по
использованию
музыкально-исполнительских
средств
выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению
различными видами техники исполнительства, использованию художественно
оправданных технических приемов.
Чтение с листа:
наличие
у
обучающегося
интереса
к
музыкальному
искусству,
самостоятельному музыкальному исполнительству;
наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных
произведений разных жанров и форм.
Дополнительный инструмент (фортепиано, аккордеон, баян, домра, балалайка,
классическая гитара, скрипка, флейта, саксофон, синтезатор, эстрадная гитара):
развитие музыкально- творческих способностей обучающихся на основе
приобретённых ими базовых знаний, умений и навыков в области народного
исполнительства.
применение
обучающимися
полученных
дополнительных
музыкальных
знаний, умений, навыков в коллективном (ансамблевом или оркестровом)
музицировании;
выявление одарённых детей в области музыкального искусства с целью их
подготовки к поступлению в образовательные учреждения, реализующие
основные профессиональные образовательные программы в области искусств
овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира.
развитие общей музыкальной грамотности обучающегося и расширение его
музыкального кругозора, а также воспитание в нём любви к классической,
народной и популярной музыке и музыкальному творчеству.
оптимизация обучения: помочь ребёнку, независимо от его природных данных,
выразить себя в музыкальном исполнительстве, ощутить радость творчества,
разбудить в нём фантазию и любознательность через уроки творчества,
гибкую щадящую форму контроля, через воспитание интереса к домашнему
музицированию и открытым выступлениям.
наработка комплекса важных практических знаний, умений, навыков игры на
народных инструментах.
стимулирование
музыкальных
интересов
обучающихся,
развитие
самостоятельности мышления и творческой инициативы.
создание благоприятного психологического климата, позволяющего получить
радость от работы с дополнительным инструментом и гордость за полученный
результат
Оркестровый класс:
развитие
музыкально-творческих
способностей
учащегося
на
основе
приобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого
исполнительства.
применение в оркестровой игре практических навыков игры на инструменте,
приобретенные в специальном классе;
понимание музыкального произведения – его основной темы, подголосков,
вариаций и т. д., исполняемые как всем оркестром, так и отдельными
оркестровыми группа;
стимулирования развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения
и творческой активности при игре в оркестре;
формирование у обучающихся интереса к репертуару оркестра русских
народных инструментов;
решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся
разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в
процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в оркестре)
артистизма и музыкальности; обучение навыкам самостоятельной работы, а
также навыкам чтения с листа;
приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных
выступлений в сфере оркестрового музицирования;
формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального
исполнительского комплекса участника оркестра.
Ансамбль
гитаристов
(ансамбль
духовых
инструментов,
эстрадный
инструментальный ансамбль, ансамбль скрипачей):
становление творческой личности через обучение игре на музыкальных
инструментах
музыкально - эстетическое развитие;
обучение навыкам ансамблевого музицирования;
ознакомление с разнообразием музыкальных стилей;
развитие артистизма и навыков публичного выступления, коллективного
творчества;
художественно-творческую активность;
привить музыкальный вкус учащимся и расширить музыкальный кругозор.
Хоровой класс:
знание музыкальной терминологии;
умение передавать авторский замысел музыкального произведения с
помощью органического сочетания слова и музыки;
навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе
отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;
сформированные практические навыки исполнения авторских, народных
хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной
музыки, в том числе хоровых произведений для детей;
Сольфеджио:
обладать сформированным комплексом знаний, умений и навыков,
отражающем
наличие
у
обучающегося
художественного
вкуса,
сформированного звуковысотного и гармонического музыкального слуха и
памяти, чувства лада, метра и ритма, знания музыкальных стилей и жанров,
способствующих творческой самостоятельности;
знать теоретические понятия и термины, в том числе, профессиональную
музыкальную терминологию;
уметь сольфеджировать одноголосные музыкальные примеры;
уметь слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;
уметь осуществлять анализ элементов музыкального языка;
Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):
знать первичные факты о роли и значении музыкального искусства в
системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
знать творческие биографии зарубежных и отечественных композиторов
согласно программным требования, этапы жизненного пути;
знать в соответствии с программными требованиями музыкальные
произведения
зарубежных
и
отечественных
композиторов
различных
исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до
современности;
уметь исполнять на музыкальном инструменте тематический материал
пройденных музыкальных произведений;
знать профессионально музыкальную терминологию;
проявлять интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
уметь в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве
композиторов и их музыкальных произведениях;
уметь определять на слух фрагменты того или иного изученного
музыкального произведения.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых
35 недель – реализация аудиторных занятий. В остальное время деятельность
педагогических работников должна быть направлена на методическую, творческую,
культурно-просветительскую
работу,
а
также
освоение
дополнительных
профессиональных образовательных программ.
Реализация
общеразвивающей
программы
обеспечивается
учебно-
методической документацией (учебниками, учебно-методическими изданиями,
конспектами лекций, аудио и видео материалами) по всем учебным предметам.
Внеаудиторная (домашняя) работа обучающихся также сопровождается
методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее
выполнение.
Внеаудиторная
работа
используется
обучающимися
на
выполнение
домашнего задания, просмотры видеоматериалов в области искусств, посещение
учреждений культуры (театров, филармоний, цирков, концертных залов, музеев и
др.),
участие
обучающихся
в
творческих
мероприятиях,
обучающимся
домашнего
задания
проводимых
образовательной организацией.
Выполнение
контролируется
преподавателем.
Реализация общеразвивающей программы по возможности обеспечивается
доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки,
аудио и видеозаписей, формируемым в соответствии с перечнем учебных предметов
учебного плана.
4. Учебный план
Приобщение
постижение основ
подрастающего
поколения
предусматривается
к
музыкальному
при реализации данной
искусству,
программы
посредством аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. При этом
аудиторные занятия проводятся по группам (групповые и мелкогрупповые занятия)
и индивидуально.
Количество обучающихся при групповой форме занятий - от 11 человек,
мелкогрупповой форме - от 4-х до 8 человек. Продолжительность академического
часа устанавливается Уставом МБУДО «ДМШ № 6» и составляет 45 минут. Объем
самостоятельной (домашней) работы обучающихся в неделю по учебным предметам
определяется МБУДО «ДМШ № 6» самостоятельно с учетом параллельного
освоения детьми общеобразовательных программ (программ начального общего,
основного общего и среднего общего образования). Данный учебный план является
частью
дополнительной
общеразвивающей
программы
«Инструментальное
исполнительство», он отражает структуру программы, определяет содержание и
организацию образовательного процесса в школе. Учебный план разработан
МБУДО «ДМШ
№
6» самостоятельно. Он разработан с учетом графика
образовательного процесса по реализуемой образовательной программе и сроков
обучения в МБУДО «ДМШ № 6». Учебный план определяет перечень,
последовательность изучения учебных предметов по годам обучения и учебным
полугодиям, формы промежуточной аттестации, объем часов по каждому учебному
предмету (максимальную, самостоятельную и аудиторную нагрузку обучающихся).
В учебном плане, предусматриваются разделы – промежуточная аттестация и
итоговая аттестация. Предметные области образовательной программы состоят из
учебных предметов.
Рабочие учебные планы МБУДО «ДМШ № 6» сгруппированы по следующим
предметным областям:
учебные предметы
исполнительской
и
историко-
теоретической подготовки.
При реализации дополнительной общеразвивающей программы в области
музыкального искусства «Инструментальное исполнительство» по специальности
«Фортепиано» со сроком обучения 3 года общий объем аудиторной учебной
нагрузки обязательной части составляет 630 часов, в том числе по предметным
областям и учебным предметам:
Исполнительская подготовка:
музыкальный инструмент - 210 часов,
чтение нот с листа – 17,5 часов,
хоровой класс–140 часов
Историко-теоретическая подготовка:
сольфеджио – 157,5 часов,
музыкальная литература – 105 часов
При реализации дополнительной общеразвивающей программы в области
музыкального искусства «Инструментальное исполнительство» по специальности
«Фортепиано» со сроком обучения 4 года общий объем аудиторной учебной
нагрузки обязательной части составляет 875 часов, в том числе по предметным
областям и учебным предметам:
Исполнительская подготовка:
музыкальный инструмент - 280 часов,
чтение нот с листа – 35 часов,
хоровой класс –210 часов
Историко-теоретическая подготовка:
сольфеджио – 210 часов,
музыкальная литература – 140 часов
При реализации дополнительной общеразвивающей программы в области
музыкального искусства «Инструментальное исполнительство» по специальностям:
аккордеон, баян, домра, балалайка, классическая гитара со сроком обучения 3 года
общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 682,5
часа, в том числе по предметным областям и учебным предметам:
Исполнительская подготовка:
музыкальный инструмент - 227,5 часов,
дополнительный инструмент – 52,5 часа,
оркестровый класс/ансамбль гитаристов – 140 часов
Историко-теоретическая подготовка:
сольфеджио – 157,5 часа,
музыкальная литература – 105 часов
При реализации дополнительной общеразвивающей программы в области
музыкального искусства «Инструментальное исполнительство» по специальностям:
аккордеон, баян, домра, балалайка, классическая гитара со сроком обучения 4 года
общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 945 часов,
в том числе по предметным областям и учебным предметам:
Исполнительская подготовка:
музыкальный инструмент - 315 часов,
дополнительный инструмент – 70 часов,
оркестровый класс/ансамбль гитаристов – 210 часов
Историко-теоретическая подготовка:
сольфеджио – 210 часов,
музыкальная литература – 140 часов
При реализации дополнительной общеразвивающей программы в области
музыкального искусства «Инструментальное исполнительство» по специальностям:
флейта, саксофон, синтезатор, электрогитара, ударная установка со сроком обучения
3 года общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет
647,5 часа, в том числе по предметным областям и учебным предметам:
Исполнительская подготовка:
музыкальный инструмент - 227,5 часа,
дополнительный инструмент – 52,5 часа,
ансамбль духовых инструментов/эстрадный инструментальный ансамбль – 105
часов
Историко-теоретическая подготовка:
сольфеджио – 157,5 часа,
музыкальная литература – 105 часов
При реализации дополнительной общеразвивающей программы в области
музыкального искусства «Инструментальное исполнительство» по специальностям:
флейта, саксофон, синтезатор, электрогитара, ударная установка со сроком обучения
4 года общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет
892,5 часа, в том числе по предметным областям и учебным предметам:
Исполнительская подготовка:
музыкальный инструмент - 315 часов,
дополнительный инструмент – 70 часов,
ансамбль духовых инструментов/эстрадный инструментальный ансамбль 157,5 часов
Историко-теоретическая подготовка:
сольфеджио – 210 часов,
музыкальная литература – 140 часов
При реализации дополнительной общеразвивающей программы в области
музыкального искусства «Инструментальное исполнительство» по специальности
«Скрипка» со сроком обучения 3 года общий объем аудиторной учебной нагрузки
обязательной части составляет 682,5 часа, в том числе по предметным областям и
учебным предметам:
Исполнительская подготовка:
музыкальный инструмент - 227,5 часов,
дополнительный инструмент – 52,5 часа,
хоровой класс – 70 часов,
ансамбль скрипачей – 70 часов
Историко-теоретическая подготовка:
сольфеджио – 157,5 часов,
музыкальная литература – 105 часов
При реализации дополнительной общеразвивающей программы в области
музыкального искусства «Инструментальное исполнительство» по специальности
«Скрипка» со сроком обучения 4 года общий объем аудиторной учебной нагрузки
обязательной части составляет 945 часов, в том числе по предметным областям и
учебным предметам:
Исполнительская подготовка:
музыкальный инструмент - 315 часов,
дополнительный инструмент – 70 часов,
хоровой класс – 70 часов,
ансамбль скрипачей – 140 часов
Историко-теоретическая подготовка:
сольфеджио – 210 часов,
музыкальная литература – 140 часов
5. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации
результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы в области
музыкального искусства «Инструментальное исполнительство»
Оценочная
деятельность
педагога
–
один
из
важнейших
аспектов
педагогического труда.
Организация и совершенствование любого вида деятельности, в том числе
учебно-познавательной, без оценки невозможна, так как оценка является одним из ее
компонентов,
ее
регулятором
показателем
результативности
и
социальной
востребованности этой деятельности. Вместе с тем подходы к оценке, ее критерии
четко определены, поэтому оценка выполняет все свои основные функции, в том
числе и формирования самооценки как основы
саморегуляции и внутренней
мотивации.
Достаточно высокий уровень обучения в школе, а также индивидуальная форма
обучения и воспитания юного музыканта требуют от педагога не только
дифференцированного, индивидуального подхода к оценке, но и соблюдения и
выполнения определенных профессиональных норм и требований к музыкальной
подготовке учеников.
Критерии оценки качества подготовки обучающегося должны позволить:
-
определить уровень освоения обучающимся материала, предусмотренного
учебной программой по учебному предмету;
-
оценить умение обучающегося использовать теоретические знания при
выполнении практических задач;
-
оценить обоснованность изложения ответа.
Текущий контроль успеваемости обучающихся и промежуточная аттестация
проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
В качестве средств текущего контроля успеваемости, промежуточной и
итоговой аттестации в МБУДО «ДМШ № 6» используются зачеты, контрольные
работы,
устные
опросы,
письменные
работы,
тестирование,
концертные
выступления. В процессе промежуточной аттестации обучающихся в учебном году
устанавливается не более четырех зачетов. В МБУДО «ДМШ № 6» разработаны
критерии оценок промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости
обучающихся, итоговой аттестации. С этой целью создаются фонды оценочных
средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы
контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды
оценочных средств разрабатываются и утверждаются МБУДО «ДМШ № 6»
самостоятельно.
Фонды оценочных средств соответствуют целям и задачам общеразвивающей
программы
в
области
музыкального
искусства
«Инструментальное
исполнительство» и её учебному плану.
Критерии оценок за концертное исполнение программ
Основные критерии:
1. Знание, уверенность исполнения текста музыкального произведения
наизусть (при необходимости – по нотам).
Всегда следует помнить и воспитывать у обучающихся понимание, что музыка
существует, как звуковой процесс во времени и во времени она развивается. Она не
должна и не может прерываться, лишь в этом случае можно говорить о
художественном ее воздействии на слушателей, но для выполнения этого условия
данная программа вполне допускает исполнение произведений, если это необходимо,
по нотам.
2. Ритмичная точность и соответствие темпа характеру исполнения музыки.
Для того чтобы набор звуков в определенном порядке стал мелодией – основой
музыки, необходимо чтобы звуки были метроритмически организованы. Темп как
ритм, придает музыке основной характерно-смысловой колорит. Правильно, с
учетом индивидуальных возможностей подобранный репертуар и организованная
работа должны способствовать выполнению учениками этого требования.
3. Технический уровень исполнения.
Этот критерий включает все основные навыки владения инструментом:
звукоизвлечение, динамические оттенки и штрихи, техническое развитие игрового
аппарата и владение необходимыми видами техники и игровыми приемами.
4. Музыкально-образная выразительность и культура исполнения, общая
музыкальная культура и кругозор.
Дополнительные (корректирующие) критерии:
1. Посадка, постановка и организация исполнительского аппарата.
2. Индивидуальные эталоны: достижения ученика сравниваются с его же
прошлыми результатами, и тем самым выявляется динамика его музыкальноисполнительского развития.
3. Проявление волевых усилий, мотивация учения.
4. Исполнительская свобода и артистизм, творческая индивидуальность и
самобытность.
Баллы
Критерии (показатели) оценки
5
Безукоризненное техническое исполнение и точная передача
отлично
авторского текста. Осознание музыкальной формы и взаимосвязи
ее частей, музыкального развития и содержания произведения.
Стилевая грамотность и хорошая культура звука. Исполнение
программы
отличается
индивидуальностью,
выраженной
хорошей
музыкально-художественным
подготовкой
кругозором.
творческой
и
широким
Заметный
уровень
музыкального дарования отличается артистичностью и глубиной
музыкально-образного
мышления.
Ученик
проявляет
целеустремленность, ответственность, познавательную активность,
творческое отношение к занятиям музыкой.
4
хорошо
Достаточно уверенное знание текста и музыкального материала.
Динамический план, фразировка, элементы формы и музыкального
развития произведения выучены уверенно. Достигнуто темповое
соответствие и ритмическая точность исполняемой музыки, однако
исполнение не отличается эмоциональной насыщенностью, яркой
выразительностью и технической свободой. Небольшое количество
в основном случайных, малозаметных технических погрешностей,
ошибок
и
впечатление
запинок
от
мало
влияет
исполнения.
на
музыкально-образное
Отсутствие
существенных
и
трудноисправимых проблем в посадке, постановке и организации
исполнительского аппарата. Ученик проявляет добросовестность и
ответственность, интерес к занятиям музыкой.
3 удовлетво- Неуверенное
рительно
знание
(недоученность)
нотного
текста
и
музыкального материала. Неуверенное, эмоционально скованное и
маловыразительное
исполнение.
Посредственный
уровень
владения техническими навыками. Многочисленные технические
погрешности и остановки, не соответствующие характеру музыки
темпы, ритмические неточности по причине недостаточной
технической подготовки и недоученности значительно влияют на
восприятие музыки, искажают ее. Изъяны в постановке и
организации исполнительского аппарата имеют явные признаки и
мешают
музыкальному
развитию.
Ученик
не
проявляет
достаточного старания в учебе, интерес к музыке вялый и
неустойчивый, слабо выражен в действиях.
6. Требования к условиям реализации программы
«Инструментальное исполнительство»
Материально-технические условия МБУДО «ДМШ № 6» обеспечивает
возможность
достижения
обучающимися
результатов,
предусмотренных
общеразвивающей программой.
Материально-техническая база МБУДО «ДМШ № 6» соответствует санитарным
и противопожарным нормам, нормам охраны труда. В школе
соблюдаются
своевременные сроки текущего и капитального ремонта.
Минимально необходимый для реализации общеразвивающей программы
перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материальнотехнического обеспечения соответствует профилю общеразвивающей программы.
Условия, созданные в
МБУДО «ДМШ № 6» для реализации данной
общеобразвивающей программы:
МБУДО «ДМШ № 6» имеет необходимую материально-техническую базу для
осуществления программы «Инструментальное исполнительство»:
26 учебных классов для занятий по предметам «Музыкальный инструмент»,
1 учебный класс для занятий по предмету «Хоровой класс»;
5 учебных класса для занятий по теоретическим дисциплинам;
Все кабинеты укомплектованы музыкальными инструментами;
МБУДО «ДМШ № 6» использует в работе технические средства обучения и
оборудование:
музыкальные
центры,
мультимедийное
оборудование,
компьютеры,
видеокамеры, принтеры, факс, сканер, фотоаппараты.
стулья разновысотные, подставки под ноги, пюпитры, магнитные доски.
Библиотечный фонд МБУДО «ДМШ № 6» укомплектован в достаточном
количестве печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной
учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам.
Реализация
данной
программы
обеспечена
педагогическими
кадрами,
имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование,
соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.
В МБУДО «ДМШ № 6» созданы условия для содержания, своевременного
обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
МБУДО «ДМШ № 6» вправе реализовывать данную программу при наличии
соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.