Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 6»
городского округа Саранск
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО»
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «КЛАССИЧЕСКАЯ ГИТАРА»
Предметная область
Исполнительская подготовка
ПРОГРАММА
по учебному предмету
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
(КЛАССИЧЕСКАЯ ГИТАРА)
Срок обучения 4 года
Саранск 2016
«Одобрено»
Методическим советом
МБУДО «ДМШ № 6» г.о. Саранск
«____» _______________ 20____ г.
дата рассмотрения
«Утверждаю»
Директор – П.С.Еськин
______________
(подпись)
«____» _______________ 20____ г.
дата утверждения
Разработчик – Антонова Я.Д., преподаватель по классу гитары МБУДО
«ДМШ № 6»
Рецензент – Боронина О.П., заместитель директора
преподаватель по классу домры, гитары МБУДО «ДМШ № 6»
по
УВР,
Рецензент
–
Сенькина
Г.Н.,
преподаватель
отделения
«Инструментальное исполнительство – инструменты народного оркестра»
ГБПОУ РМ СМУ ИМ Л.П.КИРЮКОВА
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
-
Объем
учебного
времени,
предусмотренный
учебным
планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
-
Цель
и
задачи
учебного
- Методы обучения
II. Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования
III. Требования к уровню подготовки учащихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Критерии оценки
- Методические рекомендации преподавателям
V. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
предмета
I. Пояснительная записка.
Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
Программа
(Классическая
учебного
гитара)»
предмета
разработана
на
«Музыкальный
основе
инструмент
«Рекомендаций
по
организации образовательной и методической деятельности при реализации
общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом
Министрерства культуры Российской Федерации от 21. 11. 2013 №191-0139/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области
исполнительства на гитаре в музыкальных школах.
Гитара
инструментов
является
одним
благодаря
из
самых
универсальности
популярных
гитары
как
музыкальных
инструмента,
используемого и в профессиональной, и в любительской исполнительской
практике. Разнообразный гитарный репертуар включающая музыку разных
стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую.
Формирование навыков игры на классической гитаре позволяет
учащимся в дальнейшем самостоятельно осваивать различные музыкальные
инструменты, являющиеся «родственниками» классической шестиструнной
гитары
–
электрогитару,
банджо,
различные
старинные
струнные
инструменты.
Предлагаемая
программа
рассчитана
на
четырёхлетний
срок
обучения. Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе
репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого
учащегося. Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент
(Классическая гитара)» составляет: 1-2 классы 2 часа в неделю; 3-4 классы –
2,5 часа в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме.
Гитара как инструмент пользуется большой популярностью и
любовью. Чаще всего её возможности являются мотивацией для начала
обучения игре на гитаре. Ученикам можно предложить большой выбор
музыкального материала: классическая музыка, старинные и современные
романсы, обработки народных или популярных произведений.
Данная программа предполагает проведения итоговой аттестации в
форме исполнения сольной программы (выпускного экзамена).
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Музыкальный
инструмент
(Классическая
гитара»)
со
сроком
обучения
4
года,
продолжительность учебных занятий с первого по четвертый год обучения
составляет 35 недель в год.
Сведения о затратах учебного времени
Виды учебной Первый год Второй
Третий год Четвертый
работы,
обучения
год обучения
обучения
нагрузки,
год
Всего
обучения
аттестации
Полугодия
1
2
3
4
5
6
7
8
Количество
16
19
16
19
16
19
16
19
140
32
38
32
38
40
47,5
40
47,5
315
Самостоятель 32
38
32
38
40
47,5
40
47,5
315
76
64
76
80
95
80
95
630
недель
Аудиторные
занятия
ная работа
Максимальная
64
учебная
нагрузка
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент
(Классическая гитара)» при 4-летнем сроке обучения составляет 630 часов.
Из них: 315 – аудиторные занятия, 315 часов – самостоятельная работа.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме.
Цели учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих
способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и
представлениями о гитарном исполнительстве, формирование практических
умений и навыков игры на гитаре, устойчивого интереса к самостоятельной
деятельности в области музыкального искусства.
Задачи учебного предмета
Задачами
учебного
предмета
«Музыкальный
инструмент
(Классическая гитара)» являются:
- ознакомление детей с гитарой, исполнительскими возможностями и
разнообразием приемов игры;
- формирование навыков игры на музыкальном инструменте;
- приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
- приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;
- формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;
- оснащениесистемой знаний, умений и способов музыкальной
деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего
самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и
самовоспитания;
-
воспитание
у
детей
трудолюбия,
усидчивости,
терпения,
дисциплины;
- воспитание стремления к практическому использованию знаний и
умений приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных
направления. Одно из них – формирование игровых навыков и приёмов,
становления исполнительского аппарата. Второе – развитие практических
форм музицирования на гитаре, в том числе, аккомпанирования, подбора по
слуху.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приёмов работы);
- практический (освоений приемов игры на инструменте);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные
впечатления).
II. Содержание учебного предмета
Учебно-тематический план
Первый год обучения I полугодие
Календарные
Темы и содержание занятий
Количество
сроки
1 четверть
часов
Знакомство
с
инструментом.
Постановка
исполнительского
Посадка.
16
аппарата.
Освоение основных приемов игры тирандо и
аппаяндо. Игра упражнений на освоение
основных приемов игры на инструменте.
Игра упражнений для левой руки. Изучение
нотной грамоты. Изучение нот в I и II
позициях. Изучение простых одноголосных
пьес песенного и танцевального характера
2 четверть
Продолжение освоения основных приёмов
игры
(игра
упражнений).
16
Исполнение
двойных нот. Освоение основных видов
арпеджио на открытых струнах. Изучение
пьес различного характера. Упражнения и
этюды. Чтение нот с листа.
3 четверть
Ознакомление с настройкой инструмента.
Исполнение
двойных
нот.
Исполнение
трехзвучных
арпеджированных
аккордов.
Изучение гамм (С – dur)- в одну октаву
пальцами
im,
фольклорной
ma.
основе
Произведения
и
на
произведения
современных композиторов. Академическое
прослушивание
произведений).
(2
разнохарактерных
22
4 четверть
Знакомство с игрой в ансамбле (ученик –
педагог).
Совершенствование
16
навыков,
приобретенных ранее.
Закрепление гаммы (C – dur) – в одну октаву
пальцами im,ma. Развитие начальных навыков
смены
позиций.
Чтение
нот
с
листа.
Упражнения и этюды. Произведения на
фольклорной
основе
и
произведения
современных
композиторов.
Переводной
экзамен (2 разнохарактерных произведения)
Второй год обучения
Календарные
Темы и содержание занятий
Количество
сроки
1 четверть
часов
Развитие музыкально-образного мышления и
исполнительских навыков учащихся. Работа
над
качеством
ритмом.
звука,
Освоение
сменой
приема
позиций,
–
легато
(восходящее и нисходящее). Упражнение на
развитие беглости пальцев. Подготовка у
изучению крупной формы. Изучение пьес с
элементами
полифонии.
Упражнение
и
этюды. Ознакомление с приёмом – барре.
Произведения современных композиторов и
обработка народных песен. Ознакомление с
гаммами (a-moll-3 вида, C-dur-(в 2 октавы)).
16
2 четверть
Развитие приёма – барре, а также упражнения
16
для развития техники приёма – арпеджио и
легато. Упражнения и этюды. Академическое
прослушивание
(2
разнохарактерных
произведения).
3 четверть
Освоение приёма вибрато, смешанное легато.
22
Закрепление гамм (a-moll-3 вида, C-dur-(в 2октавы)). Упражнения и этюды (2 этюда на
различные
виды
техники).
Произведения
зарубежных композиторов. Игра в ансамбле с
педагогом.
4 четверть
Совершенствование
навыков
исполнения
16
приёмов легато, барре, арпеджио, вибрато.
Изучение
произведений
современных
старинных
композиторов.
и
Переводной
экзамен (2 разнохарактерных произведения).
Третий год обучения
Календарные
Темы и содержание занятий
сроки
1 четверть
Количество
часов
Гамма D, E-dur (в 2 октавы) пальцами im,ma.
20
Включение в план произведений с элементами
полифонии. Произведения классической и
народной музыки.
2 четверть
Работа над звукоизвлечением и беглостью
пальцев
правой
руки,
совершенствование
техники их чередования в различных видах
арпеджио и гамм. Закрепление навыков игры в
20
высоких позициях. Закрепление гамм D, E-dur
(в 2 октавы), Хроматическая гамма (в 2
октавы). Игра в ансамбле. Академическое
прослушивание
(2
разнохарактерных
произведения).
3 четверть
Включение
в
репертуар
несложных
27,5
произведений крупной формы и полифонии.
Изучение различных по стилям и жанрам
произведений.
4 четверть
Совершенствование техники аккордовой игры,
барре,
вибрато
и
легато.
20
Произведения
зарубежной и русской классики. Переводной
экзамен (полифоническое произведение, пьеса
по выбору).
Четвёртый год обучения
Календарные
Темы и содержание занятий
Количество
сроки
1 четверть
часов
Выбор выпускной программы, включающей в
20
себя: пьесу по выбору, обработку народной
или популярной пьесы, крупную форму.
2 четверть
Освоение техники искусственных флажолетов,
пиццикато,
тремоло.
20
Изучение
(хроматической гаммы в 3 октавы).
3 четверть
Гамма
G-dur.
Подготовка
итоговой
программы, включающей в себя: пьесу по
выбору, обработку народной или популярной
пьесы, крупную форму
27,5
4 четверть
Совершенствование техники игры.
Выпускной экзамен.
20
III. Требования к уровню подготовки учащихся
Годовые требования
Годовые требования выбираются педагогом с учётом индивидуальных
возможностей и интересов учащихся.
Первый год обучения
Развитие
музыкально-слуховых
представлений
и
музыкально-
образного мышления. Посадка и постановка игрового аппарата, организация
целесообразных игровых движений. Освоение нотной грамоты и чтение нот в
первой и второй позициях. Ознакомление с настройкой инструмента. В
течение
учебного
года
педагог
должен
проработать
с
учеником
12 музыкальных произведений: 4 этюда, 8 пьес песенного и танцевального
характера, в том числе ансамбль с педагогом. Гаммы (C-dur – в одну октаву).
В качестве теоретического материала учащиеся начинают осваивать
нотную грамоту: современную систему линейной нотации, устройство
нотного стана; музыкальный звукоряд, расположение нот на грифе.
Рекомендуемые упражнения и этюды
1. Упражнение на первой и второй струнах.
2. Упражнение на трех струнах.
3. Упражнение на шестой струне.
4. Упражнение на пятой и шестой струнах.
5. Упражнение на басах.
6. Упражнение на прием арпеджио.
7. Этюд на приём арпеджио.
8. Х. Саргерас «Этюд» C-dur.
9. Ф. Сор «Этюд»
Примерный исполнительский репертуар
Бел. нар. песня «Савка и Гришка»
В. Козлов Полька «Топ-топ»
И. Кюффнер «Экосез»
Англ. нар. песня «Зеленые рукава» в Обр. П. Агафошина
По окончании первого года обучения сформированы следующие
знания, умения, навыки.
Учащийся:
- знает строение инструмента, гитарную аппликатуру;
- умеет правильно держать инструмент;
- соблюдать постановку исполнительского аппарата;
- владеет двумя приёмами звукоизвлечения (тирандо, апояндо);
- играет небольшие пьесы в 1-й позиции;
- играет однооктавные и двухоктавные гаммы;
- применяет на практике натуральные флажолеты.
Второй год обучения
В качестве практики применяются: работа над звуком, развитие
исполнительской техники левой руки, растяжка пальцев, техника смены
позиций. Разучивание по нотам, наизусть небольших произведений. В
течение учебного года педагог должен проработать с учеником 12 различных
произведений: 4 этюда, 8 пьес песенного и танцевального характера. Гаммы
(a-moll-3 вида, C-dur-в 2 октавы). Подбор репертуара проводится с учётом
интересов учащегося.
Рекомендуемые упражнения и этюды
Во втором классе можно использовать:
- «Ежедневные упражнения для развития техники и упражнения для
развития пальцев правой руки» Е. Шилина;
- упражнения в стиле кантри и три упражнения в стиле рок-н-ролл.
Журнал «Гитарист» 1994 г.;
- Несложные этюды Д. Агуадо, А. Лоретти, Ф. Карулли, Д. Фортеа.
Примерный исполнительский репертуар
А. Иванов-Крамской «Пьеса»
Обр. В. Калинина «Частушка»
Ф. де Милано «Канцона»
Обр. А. Иванова-Крамского «Пойду ль я, выйду ль я»
По окончанию второго года обучения учащийся:
- играет двухоктавные гаммы;
- играет пьесы, различные по стилю, жанру;
- применяет на практике натуральные флажолеты;
- знаком с позиционной игрой;
- владеет приёмом барре;
- знает основные музыкальные термины.
Третий год обучения
Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками,
звукоизвлечением и ритмическими особенностями. Формирование слухового
контроля к качеству звукоизвлечения. Динамика звучания. Знакомство с
грифом гитары в пределах IV - IX позиций. Развитие техники барре.
Включение в репертуар произведения с элементами полифонии.
В течении учебного года педагог должен проработать с учеником 12
различных произведений: 4 этюда, 8 пьес песенного и танцевального
характера, ансамбли. Гаммы (D, E-dur в 2 октавы, хроматическая гамма-2
октавы).
Рекомендуемые упражнения и этюды
- Упражнения М. Каркасси;
- 100 упражнений из «Школы игры» М. Джулиани;
- Этюды Н. Паганини, Ф. Тарреги, М. Каркасси и т.д.
Примерный исполнительский репертуар
А. Иванов – Крамской «Грустный напев»
Н. Кост «Баркаролла»
Я. А. Лози «Каприччио»
Обр. В. Калинина р. н. п. «Ах вы, сени мои, сени»
Рекомендуемые упражнения и этюды
- Упражнения из «Школы игры» Н. Кирьянова, М. Каркасси,
П. Агафошина, Э. Пухоля, а также современных гитаристов: А. Веселова, В.
Волкова, В. Борисевича.
По окончанию третьего года обучения учащийся:
- разучивает и исполняет пьесы из репертуара классической гитары;
- исполняет гаммы в различных темпах различными штрихами;
- использует приемы: арпеджиато, glissando, legato, staccato, vibrato;
- играет в ансамбле;
- аккомпанирует.
Четвёртый год обучения
Работа над пьесами с полифонической фактурой, овладение приёмом
полного
барре,
освоение
мелизмов
и
различных
метроритмических
построений, освоение техники искусственных флажолетов, знакомство с
современным репертуаром. Гаммы (Хроматическая – в 3 октавы, G-dur).
Примерный исполнительский репертуар
А. Виницкий «Любимый, маленький червячок из землянички»
Обр. М. Александровой р. н. п. «Ой, при лужку»
М. Джулиани «Соната» C-dur
Выпускник имеет следующий уровень подготовки:
- владеет основными приёмами звукоизвлечения, умеет правильно
использовать их на практике;
- умеет исполнять произведение в характере, соответствующем
данному стилю и эпохе, анализируя своё исполнение;
- умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения;
- владеет навыками подбора, аккомпанирования, игры в ансамбле.
IV. Формы и методы контроля. Критерии оценок.
Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и
итоговую аттестации. Формами текущего и промежуточного контроля
являются: контрольный урок, академическое прослушивание, участие в
тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурнопросветительской, творческой деятельности школы. Возможно применение
индивидуальных графиков проведения данных видов контроля, а также
содержания контроля мероприятий. Итоговая аттестация проводится в форме
выпускного экзамена. Содержанием экзамена является исполнение сольной
программы.
Критерии оценки
При оценивании обучающегося, осваивающегося общеразвивающую
программу, следует учитывать:
- формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к
занятиям музыкой;
-
наличие
исполнительской
культуры, развитие
музыкального
мышления;
-
степень
продвижения
учащегося,
успешность
личностных
достижений.
Методические рекомендации преподавателям
Четырёхлетний срок реализации программы учебного предмета
позволяет: перейти на обучение по предпрофессиональной программе,
продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей,
участвовать в различных самодеятельных ансамблях. Каждая из этих целей
требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к
ученикам.
Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать
высокохудожественные
произведения,
разнообразные
по
форме
и
содержанию. Необходимо познакомить учащегося с историей гитары,
рассказать о выдающихся гитарных исполнителях и композиторах.
Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для
изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается,
что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени
завершенности
исполнения:
некоторые
произведения
должны
быть
подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях
класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены
или упрощены соответственно уровню музыкального и технического
развития. Данные особые условия определяют содержание индивидуального
учебного плана учащегося.
V. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
Учебно-методическая литература
Агафошин П. С. Школа игры на шестиструнной гитаре.- М., 1934, 1938,
1983, 1985
Гитман А. Донотный период в начальном обучении гитаристов.- М.,
2003
Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. – М., 1995,
1999, 2002
Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М., 1970-
2009
Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре – М., 1964-2009
Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре. – М., 1991
Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М., 1977-2009
Методическая литература
Гитман А. Гитара и музыкальная грамота. – М., 2002
Домогацкий В. Семь ступеней мастерства: вопросы гитарной техники.
М., Классика – XXI, 2004
Как научить играть на гитаре. Сост. В. Кузнецов. – М., 2006, 2010
Михайленко Н. Методика преподавания на шестиструнной гитаре.
Киев, 2003
Нотная литература
Барриос А. Произведения для шестиструнной гитары / Сост. В.
Максименко. – М., 1989
Бах И. С. Сборник пьес для шестиструнной гитары /Сост. И обр. П.
Исаков. – М. – Л., 1934
Вила-Лобос Э. Прелюдия для шестиструнной гитары. – Л., 1962
Золотая
библиотека
педагогического
гитариста №3 / Сост. В. Кузнецов. – М., 2004
репертуара. Нотная
папка
Из
репертуара
А.
Аванова-Крамского:
Произведения
для
шестиструнной гитары. / Сост. Н. Иванова-Крамская. – М., 1983
Классические этюды для шестиструнной гитары. Часть I / Сост. И ред.
А. Гитман. – М., 1997
Концерт в музыкальной школе: Шестимтрунная гитара. Вып. 1 / Сост.
А. Гитман. – М., 1998
Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 2 /Сост.
А. Гитман. – М., 2002
Педагогический репертуар гитариста. Вып. 1. Для 4 класса ДМШ /
Сост. А. Иванов-Крамской. – М., 1966
Педагогический репертуар гитариста. Вып. 2. Для 5 класса ДМШ /
Сост. П. Вещицкий. – М., 1967
Педагогический репертуар гитариста. Младшие классы ДМШ: Пьес,
упражнения, ансамбли для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. А. Гитман.
– М., 2005
Педагогический репертуар гитариста. Средние и старшие классы
ДМШ: Пьесы и этюды для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. А. Гитман.
– М., 1999, 2004
Популярные пьесы и этюды для шестиструнной гитары. Репертуар
музыкальных школ. Вып. 1 / Сост. А. Гитман. – М., 2011
Таррега Ф. Избранные произведения для шестиструнной гитары / Сост.
Е. Ларичев. – М., 1983
Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-2 кл. детских
музыкальных школ. Вып. 1 / Сост. А. Иванов-Крамской. – М., 1971, 1976
Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-3 кл. детских
музыкальных школ / Сост. Е. Лиричев. – М., 1983, 1985
Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 3-5 кл. детских
музыкальных школ. Вып. 1 / Сост. Е. Ларичев. – М., 1972
Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 4-5 кл. детских
музыкальных школ / Сост. Е. Ларичев. – М., 1984,1986
Шестиструнная гитара: Подготовительный и первый классы детской
музыкальной школы. /Сост. Н. Михайленко. – Киев, 1983
Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ
(2 класс). / Сост. Н. Михайленко. – Киев,1984
Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ
(3 класс). / Сост. Н. Михайленко. – Киев, 1980, 1984
Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ
(4 класс). / Сост. Н. Михайленко. – Киев,1981, 1985