Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 6»
городского округа Саранск
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ВОКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО»
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ»
Предметная область
Исполнительская подготовка
ПРОГРАММА
по учебному предмету
Ансамбль
Срок обучения 4 года
Саранск 2016
«Одобрено»
«Утверждаю»
Методическим советом
МБУДО «ДМШ № 6» г.о. Саранск
«____» _______________ 20____ г.
дата рассмотрения
Директор – П.С.Еськин
______________
(подпись)
«____» _______________ 20____ г.
дата утверждения
Разработчик – Кошелева Н.А., заведующая вокально-хоровым
отделением, преподаватель вокально-хоровых дисциплин МБУДО «ДМШ №
6», Заслуженный работник культуры Республики Мордовия
Рецензент – Столберова
дисциплин МБУДО «ДМШ № 6»
Е.М.,
преподаватель
вокально-хоровых
Рецензент – Якунчева О.В., заместитель директора по концертной
работе, преподаватель ГБПОУРМ « СМУ им. Л.П.КИРЮКОВА».
Содержание программы.
Тема 1. Введение. Предмет «Ансамбль», его особенности. Различные виды,
формы и жанры ансамблей. Формирование и развитие исполнительских
навыков пения в ансамбле.
*Краткая история возникновения ансамблевого пения. Виды, формы и жанры
ансамблей, особенности эстрадных и джазовых вокальных ансамблей.
*Особенности исполнительских навыков пения в ансамбле
Тема 2. Воспитание гармонического и мелодического слуха как основы
«интонационного ансамбля».
*Упражнения для вокального ансамбля.
*Слуховой контроль, умение слышать музыкальную вертикаль.
Тема 3. Работа над динамическим равновесием в ансамбле.
*Умение слышать звучание ансамбля в целом, звучание своей партии и партии
партнёра(ов).
*Умение анализировать тематический материал и распределять силу звучания в
общей фактуре.
Тема 4. Воспитание ритмического единства исполнения.
*Ритмические упражнения для вокального ансамбля.
*Соответствие «ауфтактов» (взятие дыхания), «снятия» (окончание) звуков
темпу и характеру исполняемого произведения.
Тема 5. Работа над единством дикционного звучания.
*Работа над одинаковыми артикуляционными движениями.
*Работа над идентичностью фонетики.
Тема 6. Воспитание представления «темпового единства» в ансамбле.
*Идентичность составляющих элементов ансамблевого звучания: динамическое
равновесие, ритмическое и дикционное единство, манера исполнения.
Тема 7. Работа над единой манерой исполнения.
*Тембровый подбор голосов.
*Работа над культурой звука.
Пояснительная записка
Основной формой учебной и воспитательной работы с детьми является
вокальный ансамбль, т. е. групповая. Но также проводится индивидуальная
работа с солистами.
Данная образовательная программа рассчитана на четырехлетний срок
обучения детей с 1 класса.Программа предназначена для учащихся с разной
степеньюмузыкальной подготовки, поэтому преподаватель должен
осуществлять дифференцированный подход к обучению учеников, различных
по возрасту, вокальным, музыкальным и другим индивидуальным данным.
Основной целью программы является приобщение детей к основам
мировой музыкальной культуры, формирование вокально-исполнительских
умений и навыков. Задачи обучения:
Формирование и развитие у учащихся:
художественного восприятия музыки;
певческих навыков;
бережного отношения к слову, навыков работы с текстом;
навыков работы с фонограммой.
Развитие вокальных навыков происходит постепенно и целенаправленно
в течение всего курса обучения, учитывая индивидуальные особенности
каждого ученика.
Занятия проводятся: по 1,5 часа один раз в неделю
Итоговые требования:
За период обучения ученик должен (в силу своих индивидуальных
данных):
-развить общий культурный и музыкальный уровень;
-развить навыки ансамблевого пения;
-развить музыкальный слух;
-развить музыкальный вкус;
-познакомиться с различными стилями музыки и особенностями их вокальной
ансамблевой аранжировки;
Формы подведения итогов:
Успеваемость учащихся учитывается на школьных академических
зачётах.
Участие в концертах, отборочных прослушиваниях, семинарах, конкурсах
приравнивается к выступлениям на академических зачётах.
Контрольные уроки и прослушивание программы оценивается словесной
характеристикой. По окончании каждой четверти выставляется итоговая оценка
успеваемости учащегося на основании текущего учёта знаний и контрольных
мероприятий (академический зачёт, контрольный урок, концерт, конкурс и т.д).
При выведении итоговой оценки (в конце года) учитываются:
-годовая работа ученика и его продвижение,
-соответствие качественного уровня выполнения программных требований и
индивидуальных способностей ученика,
-оценки за выступления на академических зачётах,
- другие выступления ученика в течение учебного года, их периодичность.
Музыкальные произведения на протяжении обучения могут исполняться
(в микрофон) а capella, под фонограмму «мину-с», аккомпанемент рояля,
клавишного синтезатора, акустической гитары и др. Учащиеся могут выступать
как в дуэте, трио и т.д , так и в роли «бэк-вокала».
Методическое обеспечение программы.
История эстрадной музыки как самостоятельно оформившегося направления
насчитывает около ста лет, хотя истоки её в России появились ещё в
скоморошьих забавах.
Современная популярная музыка основывается на «трёх китах»- джаз, рок и
этническая составляющая (для России помимо народной песни и частушек, это
ещё и романс, в т.ч. цыганский).
Ансамбль- это уравновешенность, слитность и согласованность всех
выразительных элементов ансамблевого звучания.
Современным разновидностям ансамблей в эстраде и джазе сложно дать
однозначное определение, это связано как с её постоянным развитиемпоявлением новых направлений, стилей и жанров, так и с отсутствием правил,
регламентирующих авторскую и исполнительскую деятельность музыкантов.
Самыми распространёнными на сегодняшний день являются следующие
разновидности вокальных ансамблей:
● унисонный ансамбль (ансамбль одноголосного пения);
● ансамбль солирующего голоса с «бэк- вокалом»;
● ансамбль нескольких солирующих голосов;
● полифонический ансамбль (равновесие голосов в зависимости от
тематического материала);
● ансамбль солирующего голоса и инструмента (например, саксофона)характерен для стилей джазовой музыки.
Ансамблевое пение подразумевает органичное слияниеиндивидуальностей
, умение каждого певца слышать свою партию и ансамбль в целом. Пение в
ансамбле по своим ощущениям очень отличается от сольного. Если сольное
пение- это, в основном, «горизонтальное мышление», то ансамблевое пение
– это «объёмное, вертикальное мышление».
И, как следствие, одной из самых сложных задач, становится проблема
интонирования. Как правило, преподаватели эстрадного и джазового пения
в ДШИ, кружках, студиях и т.д. имеют дело с детьми, совершенно
различными по своим музыкальным и вокальным данным. Поэтому состав
ансамбля и намечаемый к изучению репертуар необходимо согласовывать с
педагогом по специальности (там, где класс ансамбля ведётся другим
педагогом). При этом необходимо учитывать индивидуальные способности
каждого ученика, диапазон и характер (тембральную окраску) голоса.
Для воспитания гармонического и мелодического слуха учащихся создано
множество методик и упражнений: (Г.Шатковский, С.Миловский,
В.Кирюшин, Д.Блюм, Г.Струве, Н.Морозов, О. Хромушин и др.).
Особо следует остановиться на особенностях аккомпанемента в
упражнениях.
Гармония в эстрадной и джазовой музыке имеет свои особенности: широкое
применение септаккордов и их обращений, аккордов нетерцового строения
(с добавленными тонами, с задержанием и др), альтерированные аккорды,
полиаккорды, аккорды с блюзовыми нотами (пониженные III, VII, V ступени
мажорной гаммы) и др.
Поэтому концертмейстер (или сам преподаватель) класса «ансамбля»
должен стараться как можно чаще и смелее применять в инструментальном
сопровождении даже самых простых упражнений гармонические
последовательности аккордов, типичных для эстрадно-джазовой музыки.
Вокальную мелодическую линию желательно дублировать как можно реже.
У всех без исключения участников ансамбля следует развивать навыки
пения второго голоса (при двухголосии), а затем третьего, четвёртого и т.д.
Навыки пения голоса, ведущего мелодию, мало способствуют интенсивному
развитию гармонического слуха.
А начинать работу в классе вокального ансамбля рекомендуется с пения в
унисон, постепенно переходя к несложным дуэтам, ансамблям, пению по
партиям и т.д.
Особое внимание должно быть уделено работе над динамическим
равновесием в ансамбле. Умение слышать звучание ансамбля в целом и
звучание своей партии и партии партнёра представляет значительную
трудность при пении в микрофон. Здесь полезно поработать без
инструментального сопровождения (a’capella).
Необходимо развивать у участников ансамбля умение анализировать
тематический материал и распределять силу звучания в общей фактуре.
Огромную пользу приносит запись на магнитофон с последующим анализом
и выявлением «сильных и слабых» сторон исполнения.
Для развития инициативности, смелости и творческого мышления, учащимся
можно предложить самим сочинить подголоски с учётом характера
(мелодического и ритмического) основного напева.
Все без исключения преподаватели- музыканты отмечают, что воспитание
именно метро-ритмических ощущений у учащихся представляет большую
сложность. А ведь единство ритмического исполнения является одним из
главных составляющих ансамбля.
В настоящее время создано много интересных, полезных и уникальных методик
по воспитанию метро-ритмического чувства (см. раздел «Рекомендуемая
методическая литература»).
Из большого количества самых разнообразных упражнений можно выбрать те,
которые подходят конкретно тому или иному ансамблю.
Очень интересны и полезны ритмические упражнения для ансамбля Н.А.
Морозова:
1).
-Делим детей на группы (если их 4 и более человек).
С одной группой отдельно отрабатываем трёхдольный метр (топ-хлопхлоп), с другой- четырёхдольный (топ-хлоп-хлоп-хлоп).
-Работаем одновременно с двумя группами (получается своеобразная
«полиметроритмия».
-Усложняем задачу, убрав хлопки (считать про себя), оставив только шаги.
-Прорабатываем более сложные сочетания ритмов, включая синкопы.
2). Музыкально-ритмическая игра.
Каждой группе (голосу) даётся своя интонация, мотив или мелодия, которые
нужно повторять в различных комбинациях (по очереди, одновременно) по
руке преподавателя.
На основе этой игры учащиеся отрабатывают не только чистоту интонации,
«ауфтакт», одновременное «снятие» звука, но и воспитывают динамическое
равновесие и ритмическое единство исполнения.
Ещё одной проблемой ансамбля в пении является проблема идентичности
голосообразующих движений поющих на всех уровнях. Если дети будут петь
разными артикуляционными движениями или, выражаясь фонетической
терминологией, гласными разных объёмов и разной формы (открытостьзакрытость), «широкой» дикцией, то ансамбля не будет.
Поэтому идентичности фонетики следует уделить особое внимание. Тогда и
звук, сохраняя индивидуальность каждого неповторимого голосового аппарата,
приобретёт некое общее для всех поющих тембральное качество, и который
даст ансамблевый суммарный тембр.
При пении следует с большим вниманием отнестись к поэтическому тексту.
Для этого необходимо выявить музыкально-слоговый ритм песни, который
должен быть единым у всех певцов ансамбля. Помимо основного напева,
необходимо учитывать тесситурное удобство голосов (выбирая наилучшую
тональность для всех голосов), приёмы цепного дыхания, стилевые
особенности данного многоголосия; добиваться плавности голосоведения.
Опираясь на музыкально-слуховые восприятия, необходимо развивать у
участников ансамбля слухо-голосовую координацию, добиваясь при
варьировании естественности, осмысленности и красоты в мелодических
линиях и сочетании их между собой.
Программные требования по годам обучения.
1 класс
На протяжении первого года обучения учащиеся должны:
-познакомиться с исполнительскими навыками пения в ансамбле;
-работать над чистотой интонации;
-добиваться плавного звуковедения;
-постараться слышать себя и партнёров.
В течение учебного года необходимо проработать с учащимися 2-4 несложных
ансамбля различных видов (унисонный, «бэк-вокал»).
На академических концертах (2 раза в год) исполняется 1 произведение или в
конце года 2 произведения.
2 класс
На протяжении всего года обучения учащиеся должны:
-работать над освоением исполнительских навыков пения в ансамбле:
динамическое равновесие, ритмическое единство, единство дикционного
звучания;
-работать над чистотой интонации и умением слышать музыкальную
вертикаль;
-проявлять самостоятельность и творческую инициативу в работе над
произведениями.
В течение учебного года необходимо проработать с учащимися 3-5 несложных
ансамблей различных видов (включая полифонический ).
На академических концертах (2 раза в год) исполняется 1 произведение или в
конце года 2 произведения.
3 класс
На протяжении обучения в 3 классе продолжается работа по закреплению
полученных за предыдущие два года исполнительских навыков, а также над:
-единой манерой исполнения;
-более сложными ансамблями;
-раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических
особенностей произведения.
В течение учебного года необходимо проработать с учащимися 2-4 ансамбля
(включая ансамбль солирующих голосов).
На академических концертах (2 раза в год) исполняется 1 произведение или в
конце года 2 произведения.
4 класс.
В течение обучения в 3-4 классах следует обратить внимание на:
-устранение имеющихся недостатков в исполнительских навыках;
-совершенствование вокально-технических приёмов;
-единую манеру исполнения;
-ощущение стиля исполняемых произведений;
-постановку концертных номеров средствами хореографии.
Формируя выпускную программу в начале года, целесообразно предусмотреть
варианты замены произведения, а также возможность исполнения на экзамене
произведения из репертуара предыдущих двух лет обучения.
В течение года учащиеся работают над выпускной программой.
На выпускном экзамене исполняется 1 произведение.
На протяжении всех лет обучения и на выпускном экзамене допускается
участие одного или более учеников в нескольких ансамблях.
Примерный репертуарный план по годам обучения
1класс
Популярные песни из мультфильмов, кинофильмов в переложении для
унисонного ансамбля, ансамбля солиста (-ов) и «бэк-вокала», и др.
Детские эстрадные песни современных композиторов (В.Шаинского,
Е.Крылатова, Ген.Гладкова, М.Дунаевского, Ю.Чичкова, Р.Паулса,
Я.Дубравина, С.Баневича, Н.Карш, О.Хромушина, Е.Зарицкой и др.), народные
песни (несложное двухголосие или его элементы).
Несложные каноны русских или зарубежных композиторов.
2класс
Популярные песни из кинофильмов, ретро, песни о Великой Отечественной
Войне композиторов ( А.Петрова, Ю.Милютина, В.Соловьёва-Седова,
В.Баснера, И.Дунаевского, Н.Богословского, М.Таривердиева, М.Блантера,
Я.Френкеля, Э.Колмановского, А.Пахмутовой и др.) в переложении на 2 голоса
или для ансамбля солиста и «бэк-вокала».
Песни из репертуара современных российских и зарубежных исполнителей.
Каноны русских или зарубежных исполнителей, несложные полифонические
произведения (менуэты, дуэты, старинные арии и т.д).
3 класс
Популярные песни из кинофильмов в переложении для 2-х и более голосов или
для ансамбля солиста и «бэк-вокала».
«Ре-мейки» на различные музыкальные композиции (обработки народных
песен, ретро, джаз и т.д.) в переложении для ансамбля.
Песни из репертуара зарубежных исполнителей (желательно на языке
оригинала).
Детские эстрадные песни современных композиторов ( В.Шаинского,
Е.Крылатова, Р.Паулса, Я.Дубравина, С.Баневича, Н.Карш, О.Хромушина,
Е.Зарицкой и др.)
4класс
Музыкальные композиции современных авторов в переложении для 2-х -3-х (и
более) солирующих голосов.
Ретро, эстрадно- джазовые композиции для вокального ансамбля, обработки
народных песен, полифонические произведения (возможно исполнение
a’capella, техникой скэт-слоговое пение).
Песни из репертуара зарубежных исполнителей на языке оригинала в
переложении на 2-3 голоса или ансамбля и солиста и «бэк-вокала».
Рекомендуемые средства обучения.
Технические средства: клавишный синтезатор, музыкальный центр с функцией
«караоке», необходимое для исполнения вокальным ансамблем количество
микрофонов и другая звукотехническая аппаратура, фонограммы «минус»
музыкальных композиций различных стилевых направлений;
Аудио, CD, MP3, DVD, видеозаписи выступлений исполнителей различных
стилевых направлений (классика, джаз, эстрада, народная музыка), постановки
мюзиклов, рок-опер, концерты эстрадных, джазовых и др. коллективов и
солистов.
Методическая литература.
1.Бергер Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке.-СПб.:
КАРО, 2004г.
2.Богусевич О.Б. Путешествие в мир импровизации: практ. пособие для детей
сред.и ст. возраста. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2008г.
3.Боровик Т. Ритмы и рифмы. Сборник ритмодекламаций. Ч.1, ч.2
4. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг.-Серия
«Мир
медицины».-СПб.: Изд. «Лань»,2000г.
5. Каноны круглого стола. Составитель Е.Филимонова.- СПб.: Изд. «Союз
Художников», 2003г.
6. Миловский С.А. Распевание на уроках пения. М., «Музыка», 1977г.
7.Морозов В.П. Вокальный слух и голос. М.-Л, 1965г.
8.Оськина С.Е., Парнес Д.Г. Музыкальный слух. Теория и методика развития и
совершенствования.М.: АСТ,2005г.
9.Поплянова Е. Игровые каноны на уроках музыки. Изд. Центр Владос.
10.Сухин И.Г. Веселые скороговорки для «непослушных» звуков. – Ярославль.:
Академия развития, 2005.
11. Хромушин О. Джазовое сольфеджио. 3-7 классы ДМШ (2-я редакция). –
СПб.: Изд. «Композитор», 2001-2002г.
12. Чугунов Ю. Гармония в джазе. –М.: Изд. «Советский композитор», 1985г.
13. Шатковский Г.И. Развитие музыкального слуха.- М.: Музыка, 1996г.
14. Шевченко Н. Эстрадное сольфеджио.