Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 6»
городского округа Саранск
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО»
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СКРИПКА»
Предметная область
Исполнительская подготовка
ПРОГРАММА
По учебному предмету
АНСАМБЛЬ СКРИПАЧЕЙ
Срок обучения 2 года
Саранск 2016
«Одобрено»
Методическим советом
МБУДО «ДМШ № 6» г.о. Саранск
«____» _______________ 20____ г.
дата рассмотрения
«Утверждаю»
Директор – П.С.Еськин
_________________
(подпись)
«____» _______________ 20____ г.
дата утверждения
Разработчик – Максимовская Е.Н., заведующая струнно-смычковым
отделением, преподаватель по классу скрипки МБУДО «ДМШ № 6»
Рецензент – Маслова Л.А., преподаватель по классу скрипки МБУДО
«ДМШ № 6»
Рецензент – Щербакова Л.А., председатель ПЦК «Инструментальное
исполнительство – оркестровые струнные инструменты» ГБПОУ РМ СМУ ИМ
Л.П.КИРЮКОВА, Заслуженный деятель искусств Республики Мордовия
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка…………………………………………………………4
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе………………………………………...………4
2. Срок реализации учебного предмета……………………………………..6
3. Сведения о затратах учебного времени……………………………..……6
4. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета…….6
5. Форма проведения учебных аудиторных занятий………………….……6
6. Цели и задачи учебного предмета…………………………………….…..6
7. Обоснование структуры программы учебного предмета……………..…7
8. Основные методы и принципы, используемые для реализации
программы……………………………………………………………...…..8
9. Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета…………………………………………………………….………8
II. Содержание учебного предмета……………………………………...……….9
1. Годовые требования………………………………………………………..9
III. Формы и методы контроля……………………………………………..…...10
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание…………………………...10
2. Критерии оценки……………………………………………………...…..11
IV. Требования к уровню подготовки учащихся………………………...…….11
V. Список рекомендуемой литературы…………………………………...……12
1. Список рекомендуемой нотной литературы………………………..…..12
2. Список рекомендуемой методической литературы…………………….13
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
Общеразвивающая программа «Ансамбль
скрипачей»
разработана
на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической
деятельности при реализации общеразвивающих программ в области
искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской
Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ и на основе примерной
программы Министерства культуры РФ (Москва 1989), а также с учетом
федеральных
государственных
требований
к
дополнительной
общеразвивающей программе в области музыкального искусства «Струнные
инструменты».
Программа предполагает знакомство с предметом и освоение навыков
игры в скрипичном ансамбле в 3 и 4 классах обязательной части учебной
нагрузки.
Скрипичный ансамбль
использует
и
развивает базовые
навыки, полученные на занятиях по предмету «Музыкальный инструмент
(скрипка)». Класс ансамбля – неотъемлемое звено в процессе формирования
музыкально – эстетических представлений у учащихся, а для наиболее
одаренных
–
важнейшая
форма
занятий,
в
значительной
мере
способствующая повышению качества их музыкальной подготовки. За время
обучения ансамблю должен сформироваться комплекс умений и навыков,
необходимых для совместного музицирования.
План
репертуара
индивидуальных
основывается
возможностей
учащихся.
на
объективной
Очень
важны
для
оценке
детей,
обучающихся по развивающим программам, занятия в ансамбле в самых
различных формах: дуэты, ансамбли с ровесниками, унисоны, игра со
старшими детьми и педагогом. Игра в ансамбле объединяет детей, вызывает
интерес уже с первых шагов. В классе ансамбля учащиеся обогащают свой
кругозор, учатся слушать отдельные голоса, сопровождение, работать над
интонацией, звукоизвлечением, быть внимательными.
4
Знакомство учеников с ансамблевым репертуаром происходит на базе
следующего материала: дуэты, различные переложения для исполнения на
две или три партии, произведения различных форм, стилей и жанров
отечественных и зарубежных композиторов. Особо следует отметить, что
различные виды ансамблей расширяют музыкальный кругозор учащихся,
готовят их к восприятию этих произведений в концертном зале, в театре.
Работа в классе ансамбля направлена на выработку у партнеров
единого творческого решения, умения уступать и прислушиваться друг к
другу,
совместными
усилиями
создавать
трактовки
музыкальных
произведений на высоком художественном уровне. Игра в ансамбле делает
учащихся
равноправными
исполнителями
и
независимо
от
степени
трудности партий, даёт возможность выступления на разнообразных
концертах, стимулируя тем самым учебный процесс, способствуя успехам в
занятиях. В ансамблях суммируется всё то, чему ученик научился в
музыкальной школе и в классе специальности, осуществляется практическое
применение музыкальных знаний и инструментальных
воспитывается
коллективная
навыков,
а
также
творческая и исполнительская дисциплина.
На уроках совместного музицирования легче справиться с постановочными
моментами, так как присутствует дух соревнования.
Нельзя не отметить целесообразность такого игрового состава, как
«ученики и педагог». Дети чувствуют большую ответственность, играя
наравне со своими педагогами и стараясь по своему исполнительскому
уровню приблизиться к более высокой ступени.
Учебный предмет «Ансамбль скрипачей» направлен на приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
Знание музыкальной терминологии.
Навыков чтения с листа несложных произведений.
Умения самостоятельно разучивать партии ансамблевых произведений
Навыков сольного и коллективного исполнения.
Навыков публичных выступлений.
5
Воспитание активного слушателя.
2. Срок реализации учебного предмета
При
реализации
программы учебного предмета «Ансамбль
скрипачей» со сроком обучения 2 года (3-4 классы) продолжительность
учебных занятий составляет 35 недель в год.
3. Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной
работы, нагрузки,
аттестации
Полугодия
Количество
недель
Аудиторные
занятия
Самостоятельная
работа
Максимальная
учебная нагрузка
Затраты учебного времени
Всего часов
1
2
3
4
16
19
16
19
16
19
16
19
140
16
19
16
19
140
32
38
32
38
280
4. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета:
Общая трудоемкость учебного предмета «Ансамбль скрипачей»
составляет 280 часов. Из них: 140 часов – аудиторные занятия, 140 часов –
самостоятельная работа.
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
Аудиторные занятия - по 2 часа в неделю.
Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка) -
по 2 часа в
неделю.
5. Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в мелкогрупповой форме: от 4-х человек.
Продолжительность урока - 2 часа.
6. Цели и задачи учебного предмета
Цель: развитие музыкально-творческих способностей учащегося на
основе приобретенных им знаний, умений и навыков ансамблевого
6
исполнительства.
Задачи:
Обучающие задачи:
Формировать у обучающихся комплекс исполнительских навыков,
необходимых для ансамблевого музицирования;
Обучить навыкам самостоятельной работы с партиями, а также
навыкам чтения с листа в ансамбле;
Развивающие задачи:
Развить чувство партнерства при игре в ансамбле, артистизм и
музыкальность;
Воспитательные задачи:
Воспитать ответственность в решении творческих задач в процессе
совместного музицирования;
7. Обоснование структуры программы учебного предмета
«Ансамбль»
Обоснованием структуры программы являются «Рекомендации по
организации образовательной и методической деятельности при реализации
общеразвивающих программ в области искусств», отражающие
аспекты
работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
годовые требования;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
7
8. Основные методы и принципы, используемые для реализации
программы
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
методы устного
изложения
знаний
учителем
и активизации
познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение,беседа,
иллюстративный метод;
метод
закрепления
изучаемого
материала:
беседа, частично
–
поисковый метод, метод показа преподавателя;
методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению
нового материала: работа с текстом, словарем музыкальных терминов;
методы учебной работы по применению знаний на практике и
выработке умений и навыков: метод
упражнения, репродуктивный
метод, концертные выступления.
Работа строится по принципу доступности и соответствует уровню
интеллектуального развития ребенка и технической подготовки.
Предложенные методы работы с ансамблем скрипачей в рамках
общеразвивающей программы являются наиболее продуктивными при
реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на
проверенных
методиках
и
сложившихся
традициях
ансамблевого
исполнительства на струнных инструментах.
9. Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета
Материально- техническая база образовательного учреждения должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны
труда. Необходимо наличие концертных залов, библиотеки.
Для реализации данного курса необходимо иметь:
скрипки и смычки соответствующего размера (подбираются по
антропометрическим параметрам: 1/8, 1/4, 1/2, 3/4,4/4)
сборники ансамблевых произведений
8
фортепиано
пульты
метроном
музыкальный центр
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 .Годовые требования.
3 класс
На начальном этапе (в первом полугодии) формируется навык
слушания партнера, а также восприятия всей музыкальной ткани в целом. В
основе – несложные произведения, доступные для успешной реализации
данного этапа обучения. Партнеры подбираются по близкому уровню
подготовки. Далее (второе полугодие) идёт работа над звуковым балансом –
правильным распределением звука между партиями и инструментами.
Воспитание внимания к точному исполнению ритма и штрихов. Дальнейшее
развитие музыкального мышления ученика.
В
течение
учебного
года
следует
пройти
3-4
произведения.
Примерный репертуарный список:
Бакланова Н. «Детский марш»
Бакланова Н. «Мазурка»
Гречанинов А. «Весельчак»
Дунаевский И. «Колыбельная»
Итальянская песня «Санта-Лючия»
Карш Н. «Кубики»
Качурбина Л. «Мишка с куклой»
Кепетис Я. «Вальс кукол».
Крылатов Е. «Колыбельная медведицы»
Медведовский Е. «Гамма-джаз»
Металлиди Ж. «Колечко»
Металлиди Ж. «Метелица»
9
ансамблевых
Металлиди Ж. «Спит луна»
Паулс Р. «Колыбельная»
Шуберт Ф. «Вальс».
Спадавеккиа А. «Добрый жук»
Филиппенко А. «По малину в сад пойдём»
Чешская народная песня «Пастух»
4 класс
Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования:
- умением слушать мелодическую линию;
- умением грамотно и чутко поддерживать игру партнёра;
- совместно работать над динамикой произведения.
В течение учебного года следует пройти 3-4 ансамблевых
произведения.
Примерный репертуарный список:
Аноним (XVIIв.) «Бурре»
Бах И.С. «Песня»
Бах Ф.Э. «Марш»
Вебер К.М. «Хор охотников»
Вольфарт Ф. «Этюд-шутка»
Гайдн Й. «Алеманда»
Гендель Г. «Гавот», «Бурре»
Дога Е. «Скрипунелла»
Кабалевский Д. «Хоровод»
Муффат Г. «Сарабанда»
Прокофьев С. «Марш»
Чайковский П. «Игра в лошадки», «Неаполитанский танец»
Шостакович Д. «Гавот»
III. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Оценка
качества
реализации
10
учебного
предмета
«Ансамбль
скрипачей»
включает
в
себя
текущий
контроль
успеваемости
обучающихся. Успеваемость учащихся просматривается на различных
выступлениях и контрольных уроках.
Текущий контроль успеваемости проводится в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольного урока
(с исполнением одного ансамблевого произведения).
Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации проводятся
на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени.
При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую
программу, следует учитывать:
формирование устойчивого интереса к игре в ансамбле;
степень развития музыкального мышления;
овладение практическими умениями и навыками в ансамблевом
исполнительстве;
степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
2. Критерии оценки
5
(«отлично»).
4
(«хорошо»).
3
(«удовлетво
рительно»).
2
(«неудовлетво
рительно»).
Технически совершенное и художественно
осмысленное исполнение, отвечающее всем
требованиям на данном этапе обучения.
Оценка отражает грамотное исполнение, с
небольшими недочетами (как в техническом,
так и в художественном плане).
Исполнение с большим количеством недочетов:
недоученный текст, слабая техническая подготовка,
малохудожественная игра, отсутствие свободы
игрового аппарата.
Комплекс недостатков, являющийся следствием
отсутствия домашних занятий, а также плохой
посещаемости аудиторных занятий.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Результатом освоения программы по учебному предмету «Ансамбль
11
(скрипка)» является приобретение учащимися следующих знаний, умений и
навыков:
умений исполнить
ансамблевое произведение, соответствующее
уровню технического и музыкального развития обучающихся;
умений
использовать
в
игре
элементарные
средства
выразительности;
разучивать партии несложных ансамблевых произведения и читать с
листа;
обладать общим музыкальным развитием на уровне требований
программы;
приобретение навыков публичных выступлений.
V. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Список рекомендуемой нотной литературы
1. Гуревич Л., Зимина Н. «Скрипичная азбука», «Композитор», Москва,
1998;
2. Металлиди Ж. «Сыграем вместе» (Пьесы для ансамбля скрипачей и
фортепиано. Младшие классы ДМШ); «Композитор» Санкт-Петербург
2004;
3. Металлиди Ж. «Детские скрипичные ансамбли с фортепиано,
младшие классы»; «Советский композитор» 1980;
4. «Светлячок» Пьесы для ансамбля скрипачей и фортепиано I,II,III,IV
вып. (cоставитель Э.Пудовочкин); «Композитор» Санкт-Петербург
2005;
5. «Скрипичные ансамбли младшие и старшие классы», (редакция и
составление В.Калициковой) Санкт-Петербург 2004;
6. Третьяченко В. «Скрипичный букварь», Красноярск, 2007;
7. «Щукина
О.
«Ансамбль
скрипачей
с
азов»(вып.1);
«Композитор»,Санкт-Петербург 2007;
8. «Юный скрипач» вып.1 составитель К.Фортунатов «Советский
12
композитор», Москва, 1990.
2. Список рекомендуемой методической литературы
1. Беленький Б., Эльбойм Э. Педагогические принципы Л.М.Цейтлина.
М., Музыка»,1990;
2. Берлянчик М. Основы учения юного скрипача. М.,1993;
3. Гинзбург Л., Григорьев В. История скрипичного искусства. Вып.1. М.,
«Музыка», 1990;
4. Гущина Л. Подготовка оркестрового музыканта на струнном
отделении. /Методические записки по вопросам музыкального
образования. Вып.3. М., «Музыка», 1991;
5. Кучакевич К. Формирование музыканта в классе камерного ансамбля.
/Методические записки по вопросам музыкального образования/.
Вып.3. М., «Музыка», 1991;
6. Либерман М., Берлянчик М. Культура звука скрипача. Пути
формирования и развития. М., «Музыка»,1985;
7. Мордкович Л. Детский музыкальный коллектив: Некоторые
аспекты работы. /Вопросы музыкальной педагогики. Вып.7. М., 1986;
8. Погожева Т. Вопросы методики обучения игре на скрипке. М.,
«Музыка», 1966;
9. Свирская Т. Опыт работы в классе скрипичного ансамбля. /Вопросы
музыкальной педагогики. Вып.2. М., 1980;
10.Суслова Н., Боярская Н. О путях профессионализации в детской
музыкальной школе. /Методические записки по вопросам
музыкального образования. Вып.3. М., «Музыка», 1991;
11.Турчанинова Г. Организация работы скрипичного ансамбля./
Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 2, М., 1980;
12.Шиндер Л. Штрихи струнной группы симфонического оркестра. СПб,
«Композитор», 2000;
13.Янкелевич Ю. Педагогическое наследие. М., «Музыка», 2009.
13