Музыкальный инструмент (синтезатор) 4 ОП

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 6»
городского округа Саранск

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО»
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СИНТЕЗАТОР»
Предметная область
Исполнительская подготовка

ПРОГРАММА
по учебному предмету
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
(СИНТЕЗАТОР)
Срок обучения 4 года

Саранск 2016

«Одобрено»

«Утверждаю»

Методическим советом

Директор – П.С.Еськин

МБУДО «ДМШ № 6» г.о. Саранск

______________

«____» _______________ 20____ г.
дата рассмотрения

(подпись)

«____» _______________ 20____ г.
дата утверждения

Разработчик – Рогожин А.Ю., преподаватель по классу флейты МБУДО «ДМШ №
6»
Рецензент – Бикеева С.Н., преподаватель по классу синтезатора МБУДО «ДМШ №
6»
Рецензент– Антыгина С.А., преподаватель по классу фортепиано ГБПОУ РМ «СМУ
им. Л.П.Кирюкова»

2

Структура программы учебного предмета
I.

Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II.

Содержание учебного предмета
- Тематический план и годовые требования

III.

Требования к уровню подготовки учащихся

IV.

Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

VI.

Список литературы

3

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в общеобразовательном
процессе
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (синтезатор)»
разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и
методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области
искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации
от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.
Программа

имеет

художественно-эстетическую

направленность

и

предназначена для приобщения учащихся к музыкально-творческой деятельности с
помощью музыкального инструментария нового поколения, построенного на основе
цифровых технологий.
Актуальность
образовательном

программы

процессе

«Музыкальный

детских

школ

инструмент

искусств

(синтезатор)»

обусловлена

в

широким

распространением цифрового инструментария и в профессиональной музыке, и в
повседневном обиходе, что связано с бурным развитием цифровых технологий и
процессом совершенствования электронного музыкального инструментария, что
определяет задачу вовлечения учащихся в музыкальное творчество, приобщения их
к музыкальной культуре. Обучаясь по данной программе, учащиеся знакомятся с
миром искусства на основе собственной творческой деятельности, посредством
умения играть на инструменте, осознавая себя участников увлекательного процесса
музыкального исполнительства.
Учебный курс построен на практических занятиях, теоретические знания
формируются в процессе освоения исполнительских навыков. Возможно увеличение
часов аудиторной учебной нагрузки за счет проведения занятий ансамблем.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент
(синтезатор)» со сроком обучения 4 года продолжительность учебных занятий с
первого по третий годы обучения составляет 35 недель в год.

4

Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной
работы,

Затраты учебного времени

Всего часов

нагрузки
Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

Аудиторные

32

38

32

38

40

47,5

40

47,5

315

32

38

32

38

40

47,5

40

47,5

315

64

76

64

76

80

95

80

95

630

занятия
Самостоятельная
работа
Максимальная
учебная нагрузка
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
Аудиторные занятия:
 1-2 годы обучения – по 2 часа в неделю.
 3-4 годы обучения – по 2,5 часа в неделю
Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):
 1-2 годы обучения – по 2 часа в неделю.
 3-4 годы обучения – по 2,5 часа в неделю
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование
индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и
мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс
обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального
подходов.
Цель и задачи учебного предмета
5

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих
способностей

и

индивидуальности

учащегося,

овладение

знаниями

и

представлениями об исполнительстве на электро-музыкальных инструментах,
формирование практических умений и навыков игры на синтезаторе, устойчивого
интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Задачи учебного предмета
Задачами предмета «Музыкальный инструмент (синтезатор)» являются:
 ознакомление детей с синтезатором, исполнительскими возможностями и
разнообразием приемов игры;
 формирование навыков игры на музыкальном инструменте;
 приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
 приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;
 формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;
 оснащение

системой

знаний, умений и способов музыкальной

деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего
самостоятельного

общения

с

музыкой,

музыкального

самообразования

и

самовоспитания;
 воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;
 воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений,
приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки учащихся;
 формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
 методическое обеспечение учебного процесса

6

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для

достижения

поставленной

цели

и

реализации

задач

предмета

используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов);
- наглядный (показ, наблюдение);
- слуховой;
- практический.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Класс для занятий должен быть светлым, достаточно просторным, с хорошей
вентиляцией и звукоизоляцией. Акустика помещения должна соответствовать
нормам, предусмотренным для занятий на электро-музыкальных инструментах
(помещение не должно быть гулким).
Класс должен быть оснащен необходимым оборудованием: синтезатор в
комплекте

с

адаптером,

пультом,

подставкой,

для

ансамбля

клавишных

синтезаторов количество инструментов увеличивается.
Для организации концертных выступлений учащихся необходимо иметь
усилитель и акустические колонки. В целях балансировки звучания к этому может
быть добавлен микшерный пульт. Желательно также наличие звукового процессора,
который позволяет облагородить электронное звучание и значительно расширить
его выразительные возможности.
Для записи и воспроизведения творческих работ учащихся желательно также
иметь аудиоаппаратуру (аналоговую, цифровую, пишущий CD-Rom и т.п.).
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебная программа по предмету «Музыкальный инструмент (синтезатор)»
рассчитана на 4 года обучения. В программе учтен принцип систематического и
последовательного обучения. Программа составлена с учетом физических и
психологических возможностей детей, целями и задачами развивающего обучения.
7

Практические навыки, полученные на уроке с преподавателем и закрепляемые
дома в систематических самостоятельных занятиях, позволяют увлечь учащихся
процессом обучения игре на инструменте.
Тематический план носит примерный характер, отражает содержание
программы, распределенное по годам обучения и темам, предлагаемый объем
осваиваемого музыкального материала.
Тематический план и годовые требования
Первый класс
Ознакомление с основными выразительными возможностями клавишных
синтезаторов

(многотембровость,

звуковые

эффекты,

автоаккомпанемент)

и

главными клавишами управления автоаккомпанементом: start, stop, synchro-start,
intro, ending.
Освоение базовых компонентов нотной грамоты: нотоносец, скрипичный и
басовый ключи, названия нот, знаки альтерации, длительности, паузы, тактовый
размер 2/4, 3/4, лига, залигованные звуки, наиболее употребительные динамические
обозначения, аппликатура.
Первичные музыкальные жанры: песня, танец и марш. Тождество и контраст в
музыке.
Организация целесообразных игровых движений на синтезаторе («постановка
рук»). Игра non legato, а затем legato. Переключение настроек регистрационной
памяти с помощью клавиш на панели синтезатора или ножной педали (при наличии
на инструменте соответствующих возможностей).
Подготовительные упражнения по чтению нот с листа. Исполнение
простейших партий в ансамбле с педагогом (в четыре руки) и в режиме «-1». За
учебный год учащийся должен сыграть один зачёт в первом полугодии и экзамен во
втором.
Примерный план переводного экзамена
1 вариант:
1) Брамс И. «Колыбельная»
2) В.А.Моцарт “Аллегретто”
2 вариант:
8

1) Моцарт В. Ария Папагено из оперы «Волшебная флейта»
2) р.н.п. “Во поле берёза стояла”
Второй класс
Общее ознакомление с банками голосов, звуковых эффектов и паттернов
наличных синтезаторов.
Различные обозначения нот (графическое, слоговое и буквенное), мажорная и
минорная гаммы, названия октав, тональности до одного знака при ключе, тактовый
размер 4/4, затакт, наиболее употребительные обозначения штрихов.
Понятие о фразе, предложении, периоде и куплете. Композиционная форма.
Игра на синтезаторе в одной позиции и с подкладыванием первого пальца.
Управление громкостью звучания и артикуляцией с помощью педали экспрессии
(при наличии на инструменте соответствующих возможностей).
Чтение с листа простейших одноголосных мелодий. Исполнение несложных
ансамблевых пьес с педагогом в четыре руки. Пение и подбор на клавиатуре по
слуху знакомых попевок и песенок.
За учебный год учащийся должен сыграть один зачёт в первом полугодии и
экзамен во втором.
Примерный план переводного экзамена
1 вариант:
1) Г.Гендель “Менуэт”
2) Крылатов Е. «Колыбельная медведицы» из м/ф «Умка»
2 вариант:
1) Тюрк Д. Маленькое рондо
2) Т.Хренников “Колыбельная Светлане”

Третий класс

9

Дальнейшее совершенствование уже полученных знаний и умений. Развитие
пальцевой техники. Подвижные темпы.
Импровизация (вокальная и инструментальная) коротких (1-2 такта) фраз в
процессе «музыкального диалога» с учителем (вопрос – ответ, утверждение –
возражение, подтверждение и т.п.).
Освоение простейших приемов аранжировки для синтезатора: гармонизация
мелодии (в режиме упрощенного взятия аккордов – casio chord, single finger и т.п.)
на основе трезвучий, построенных на I, IV и V ступенях мажора в трех-четырех
тональностях; подбор паттерна, исходя из метра (двух- или трехдольного) и
преобладающего ритмического рисунка мелодии (восьмыми, четвертями); подбор
тембра мелодии в соответствии с ее жанровой основой и формой (периода или
куплетной).
За учебный год учащийся должен сыграть два зачёта (чтение с листа и
специальность) в первом полугодии и экзамен во втором.
Примерный план переводного экзамена
1 вариант:
1) Шуберт Ф. Лендлер
2) Гедике А. Песенка
2 вариант
1) Никитин С. «Маленький трубач»
2) Вайль К. «Мекки-Нож»
Четвертый класс
Завершающий год обучения предполагает закрепление умений и навыков,
полученных учащимся за все годы обучения.
Развитие навыков электронной аранжировки музыки: гармонизация мелодии в
режиме упрощенного взятия аккордов автоаккомпанемента с использованием
мажорных,

минорных

трезвучий

и

доминантсептаккорда

в

восьми-десяти

тональностях; обогащение аранжировки с помощью автогармонизации мелодии
(Auto Harmonize) и арпеджиатора (Arpeggiator); простейшие случаи применения
автоаккомпанемента в режиме обычного взятия аккордов на синтезаторе (fingered);
10

жанровые критерии в выборе паттерна, применение в автоаккомпанементе
ритмических заполнений (fill in), применение автоматических ударных без
автоаккомпанемента (drum machine);

редактирование паттерна с помощью

отключения отдельных дорожек, регулировки их динамического баланса и замены
прописанных на них тембров; инструментовка пьес, написанных в простой двух- и
трехчастной формах с применением автосопровождения, а также – в режимах
обычной (normal) и разделенной (split) клавиатуры.
За учебный год учащийся должен сыграть зачёт (чтение с листа), два
прослушивания и выпускной экзамен.
Примерный план выпускного экзамена
1) Верди Дж. Ария Герцога из оперы «Риголетто»
2) Хачатурян А. Андантино
3) Бакарак Б. «Грустные капельки дождя»
4) Э.Морриконе “Гобой Габриэля”
Программа выпускного экзамена должна быть составлена в соответствии с
возможностями учащегося. Обязательным является включение контрастных
по форме и содержанию пьес.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение
которых обеспечивает программа:
-

навыки исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение,

ансамблевое исполнение);
- умения использовать выразительные средства для создания художественного
образа;
- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных
жанров и стилей;
-

навыки публичных выступлений;

-

навыки общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-

просветительской деятельности образовательной организации.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
11

Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений и навыков учащихся выполняет обучающую,
проверочную и корректирующую функции. Программа предусматривает текущий
контроль,

промежуточную

и

итоговую

аттестацию.

Текущий

контроль

осуществляется преподавателем в счет аудиторного времени по его усмотрению по
завершении какого-либо раздела программы. Промежуточный контроль проводится
по окончании каждого полугодия учебного года в виде концертного выступления
или

зачета, на котором учащийся исполняет:

в первом полугодии два

разнохарактерных произведения в сопровождении концертмейстера или минусовой
фонограммы, во втором полугодии – два разнохарактерных произведения в
сопровождении концертмейстера или минусовой фонограммы и ансамбль.
Итоговая аттестация может проводиться в форме концертного выступления,
сольного или ансамблевого, при этом уровень сложности программы зависит от
индивидуальной подготовки учащегося.
Критерии оценки
По

результатам

текущей,

промежуточной

и

итоговой

аттестации

выставляются отметки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
5 (отлично) – ставится за грамотное, уверенное, выразительное и
эмоциональное исполнение программы.
4 (хорошо) – ставится за хорошее исполнение с мелкими единичными
недочетами в технике, звуке, интонации, недостаточной выразительности и
эмоциональности исполнения.
3 (удовлетворительно) – ставится за исполнение с погрешностями в тексте,
технике и интонации, неуверенное знание произведения, некачественный звук,
невыразительность.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Данная программа разработана с учетом индивидуального подхода к
обучению. Преподаватель, пользуясь методической и нотной литературой, имеет
возможность обучать учащихся с разными музыкальными способностями и
личностными особенностями, достигая результатов обучения в краткие сроки.
12

Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой - посещением
выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром
концертов и музыкальных фильмов.
Большое

значение

имеет

репертуар

ученика.

Необходимо

выбирать

высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию.
Общее

количество

музыкальных

произведений, рекомендованных

для

изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что
педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени
завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены
для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с
целью

ознакомления.

Требования

могут

быть

сокращены

или

упрощены

соответственно уровню музыкального и технического развития. Все это определяет
содержание индивидуального учебного плана учащегося.
Работа над темами данной программы проводится комплексно. Отдельно
прорабатывать каждую тему в строгой последовательности рекомендуется только в
начале первого года обучения, во время работы над постановкой исполнительского
аппарата, при этом, двигаясь вперед, к следующему разделу, не забывать о
повторении и работе над пройденным материалом. В дальнейшем, на каждом уроке
рекомендуется работа над фрагментами из нескольких тем, исходя из потребностей
и возможностей ученика.
Важным

элементом

обучения

является

накопление

художественного

исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование
практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых), использование в
репертуаре произведений, различных по стилю, в том числе, произведений
эстрадной и рок музыки, популярных произведений зарубежных и отечественных
композиторов.
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Методическая литература
Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. –
М.-Л., 1965
Баренбойм Л. Путь к музицированию. – Л., Советский композитор,1974
13

Бриль И. Практический курс джазовой импровизации. – М., Кифара, 2011
Красильников И.М. Методика обучения игре на клавишном синтезаторе. –
3-е изд., испр. и доп. – М.: Экон-Информ, 2011
Красильников И.М. Студия компьютерной музыки: методика обучения. –
М.: Экон-информ, 2011
Красильников И.М. Хроники музыкальной электроники. – М.: ЭконИнформ, 2010
Красильников И.М. Электронное музыкальное творчество в системе
художественного образования. – Дубна: Феникс+, 2007
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., Музыка, 1988
Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. – М., Просвещение, 1984
Шеломов Б. Детское музыкальное творчество на русской народной основе.
– СПб: Композитор, 1997
Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. – М., 1959
Электронный музыкальный инструментарий
Белунцов В. Музыкальные возможности компьютера: справочник – СПб:
Изд-во «Питер», 2000
Дубровский Д. Компьютер для музыкантов любителей и профессионалов.
Практическое пособ. – М.: изд-во Триумф, 1999
Живайкин П. 600 звуковых и музыкальных программ. – СПб: БХВ-СанктПетербург, 1999
Красильников И.М. Электромузыкальные инструменты. – М.: ООО МЦ
«Искусство и образование», 2007
Михайлов А., Шилов В. Практический англо-русский словарь по
электронной и компьютерной музыке. – М.: «Русь», «Маг», 1991
Петелин Р., Петелин Ю. Звуковая студия в PC. – СПб: BHV-СанктПетербург, 1998

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».